.d-md-none .d-lg-block bibimot

Гидроусилитель руля – как продлить ресурс системы

Гидроусилитель руля – как продлить ресурс системы
Впервые проблема разработки усилителя руля возникла в 30-е годы минувшего века. Тогда уже появились мощные грузовики и справиться с управлением большой машины было не так просто, даже несмотря на огромный руль. Доходило до того, что водителю «полагался» ассистент, помогавший «баранку» при маневрировании. Грузовиком управляли в «четыре руки». Позже стали разрабатывать специальные системы, облегчающие управление. Всего известно несколько вариантов усилителей руля (УР). У каждого из них – свои плюсы, минусы и особенности.


Пневматический УР


Самое простое решение – использовать уже имеющуюся систему, работающую на сжатом воздухе. Подобные устройства недороги и просты по конструкции. Но минусов оказалось слишком много. Это шумность и плохая реакция руля на действия водителя. Принцип работы пневматики – «включено или выключено». При малых радиусах поворота система не работала, а при больших – буквально рвалась из рук. Поэтому стали разрабатывать устройства, работающие по иным принципам.

Электрический УР


На сегодня является самым популярным: большинство современных авто оснащено именно этой системой. Конструкция отличается простотой – электродвигатель доворачивает вал «баранки». Устройство компактное, устанавливается в рулевую колонку. Команды идут через электронный модуль, который обрабатывает сигналы от датчиков скорости, угла поворота «баранки», оборотов двигателя. Электрический усилитель не нуждается в обслуживании, имеет длительный эксплуатационный ресурс. Данный УР обеспечивает такие «модные» функции, как автоматическая парковка, удержание в полосе и т. п. А в машинах будущего будет помогать автопилоту.

Электрический усилитель руля в сборе с рейкой для Ford. Средняя цена: 90 тыс. руб. Фото: ЯндексМаркет


Гидроусилитель


Эти системы в середине прошлого столетия пришли на смену пневматическим устройствам. Один из главных элементов гидравлики – насос, работающий от силовой установки. С ним связан распределитель, «вычисляющий» угол поворота руля и дозирующий подачу жидкости. Она направляется в исполнительный механизм, поворачивающий колеса.

Гидроусилитель «умеет» сглаживать толчки от дефектов дорожной поверхности. Эффективность системы находится на довольно высоком уровне: она способна удержать автомобиль даже в случае резкого разрыва шины. Еще один плюс заключается в улучшение маневренности – руль реже требуется крутить «от» и «до».


Как устроен ГУР


В принципе гидроусилитель можно установить на машину с рулевым механизмом любого типа. В легковых авто ГУР обычно работает совместно с реечной конструкцией. Стоит рассмотреть основные узлы и элементы системы.

Бачок


Внутри него располагается фильтр в виде сетки и щуп, контролирующий уровень масла. Оно снижает трение соприкасающихся движущихся деталей и передает усилие к гидроцилиндру от насоса. Количество жидкости в бачке можно определить и визуально, если емкость изготовлена из полупрозрачного пластика.

В некоторых моделях авто уровень масла проверяется при вращении руля во все стороны при работающем на холостых оборотах двигателе
.

Насос


Гарантирует циркуляцию жидкости в УР и создает необходимое давление. В действие приводится ременной передачей от шкива коленвала. По конструкции устройство представляет собой металлический корпус, где внутри вращается ротор с лопастями. По способу управления насосы бывают:

  • ✅ нерегулируемыми - постоянное давление обеспечивает редукционный клапан, выполненный в виде дросселя, работающего в автоматическом режиме
  • ✅ регулируемыми – давление поддерживается на одном и том же уровне благодаря увеличению (уменьшению) производительности узла

    И тот и другой тип насоса способны создать в системе давление порядка 100-150 бар.

    Распределитель и гидроцилиндр


    В конструкцию первого агрегата входят торсион (металлический пружинистый стержень), поворотный золотник и вал. Два последних элемента представляют собой пару цилиндров, вставленных друг в друга и оснащенных каналами для перемещения жидкости. Гидроцилиндр встроен в рулевую рейку, которая перемещается благодаря штоку и поршню. Циркуляцию жидкости по системе обеспечивают шланги высокого и низкого давления.

    Также стоит упомянуть гибридные УРы, в которых воплотились все плюсы гидравлической и электрической систем. Такие усилители можно встретить, например, на Ford Focus второго поколения. Производительность гибридных систем не зависит от оборотов двигателя, мощность связана с генератором, т. к. насос работает от электропривода. Но по сложности конструкции данные усилители схожи с гидравлическими.

    Какое масло заливать в ГУР


    Жидкости различаются по свойствам: плотности, тягучести и иным параметрам. Поэтому рекомендуется использовать продукт, указанный автопроизводителем в инструкции. Если ее нет? Тогда автовладельцы проявляют инициативу и пользуются чаще всего нижеописанными жидкостями.

    Категория Motul Multi HF (для гидросистем любого типа)


    В этой группе стоит выделить Pentosin CHF 11S. Специально разработана для гидроприводов, амортизаторов и иных узлов. Внешне – синтетическая жидкость темно-зеленого цвета. Отличается высокими антикоррозийными, противопенными свойствами. Снижает шумность системы (особенно в морозы), не допускает образования пены. Сохраняет свои качества в температурном диапазоне от -40 С° до +130 С°, обладает высокой текучестью. Имеет одобрения от Volvo, Ford, Porsche, MAN, Peugeot, BMW и иных производителей.

    Жидкость для ГУРа Pentosin CHF 11S. Средняя цена 1 л: 1078 руб. Фото: ЯндексМаркет


    Масла ATF (для АКПП), подходящие к гидроусилителям


    Из этой группы привлекает внимание недорогое минеральное масло Mobil ATF 320 Premium. Сфера применения – автоматическая КПП, ГУР. Жидкость выдерживает отрицательную температуру до -35 С °. Допускается смешивание с составами ATF классификации Dextron 3 (красного цвета). Также характеризуется демократичной ценой.

    Жидкость для ГУРа Mobil ATF 320 Premium. Средняя цена 1 л: 570 руб. Фото: Youtube. com


    Dexron (аналог ATF, но с иными присадками)


    В этой группе стоит отметить немецкое масло Febi 32600 Dexron VI. Используется для заливки в автоматические коробки, рулевые колонки с гидроусилителем. Является полноценной альтернативой жидкости PSF, применяемой в ГУРах. Имеет допуски от Mercedes, BMW, Opel.

    Гидроусилитель руля – как продлить ресурс системыЖидкость для ГУРа Febi 32600 Dexron VI. Средняя цена 1 л: 971 руб. Фото: ЯндексМаркет


    Когда менять жидкость в ГУРе


    Теоретически это можно не делать, но в реальности заливка свежей жидкости все же необходима. Все зависит от интенсивности использования автомобиля. Если пробег за год не превышает 20 тыс. км, масло можно менять один раз в 2-3 года. Периодически проверяйте состояние жидкости в бачке. Если заметны посторонние частицы или цвет стал другим, масло необходимо заменить, даже если срок еще не подошел. Средний объем системы – 1,5 л. При контроле используют два уровня:

    • ✅ горячий (когда двигатель прогрет) – максимальный (Hot max) и минимальный (Hot min), температура жидкости в пределах от +50 С ° до +80 С°
    • ✅ холодный (при остывшем двигателе) – Cold max и Cold min, жидкость находится в температурном диапазоне от 0 С ° до +30 С°


    Минусы ГУРа


    Они напрямую связаны с конструкцией системы и принципом работы:

    • ✅ усилитель «отбирает» мощность и двигателя, уменьшая тягу авто
    • ✅ расход топлива увеличивается (вытекает из первого недостатка)
    • ✅ большая разница между коэффициентом усиления и ощущением руля


      Последний недостаток заключается в невозможности регулирования эффективности системы. Т. е. при малых оборотах двигателя руль кажется тяжелее, чем на больших. На высокой скорости «баранка» становится очень легкой, что может ввести в заблуждение водителя. Проще говоря, достаточно чуть тронуть руль, как не заметишь, что уже в кювете. Подобный минус характерен для бюджетных машин. В авто премиум-класса устанавливаются дополнительные устройства, гарантирующие одинаковое усилие в разных режимах езды.

      Как увеличить срок службы усилителя


      Правила несложные: следите за уровнем масла в системе, заменяйте его вовремя (лучше на то, что рекомендовал производитель), очищайте фильтр в бачке. Особое внимание уделяйте герметичности системы. Протечки нужно оперативно устранять. Также смотрите за натяжением приводного ремня. В плане эксплуатации не нужно держать руль в крайнем положении дольше 5 секунд и ездить на машине при неисправном насосе ГУРа.

Автор:

Использованы фотографии: https://youtube.com

Какой гидроусилитель руля лучше по вашему мнению?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
Hyundai Creta на вторичке — почему их так много и стоит ли вообще рассматривать этот вариант?BMW iX - здравствуй, новая эпоха!

Dassault Falcon 900 – зачем ему третий двигатель

Dassault Falcon 900 – зачем ему третий двигатель

Сравнительно небольшой, но очень популярный в узких кругах бизнес-джет Dassault Falcon 900 кроме роскошного салона имеет одну удивительную особенность. Она...
  • 1 839