Гидроусилитель руля – как продлить ресурс системы
Впервые проблема разработки усилителя руля возникла в 30-е годы минувшего века. Тогда уже появились мощные грузовики и справиться с управлением большой машины было не так просто, даже несмотря на огромный руль. Доходило до того, что водителю «полагался» ассистент, помогавший «баранку» при маневрировании. Грузовиком управляли в «четыре руки». Позже стали разрабатывать специальные системы, облегчающие управление. Всего известно несколько вариантов усилителей руля (УР). У каждого из них – свои плюсы, минусы и особенности.
Самое простое решение – использовать уже имеющуюся систему, работающую на сжатом воздухе. Подобные устройства недороги и просты по конструкции. Но минусов оказалось слишком много. Это шумность и плохая реакция руля на действия водителя. Принцип работы пневматики – «включено или выключено». При малых радиусах поворота система не работала, а при больших – буквально рвалась из рук. Поэтому стали разрабатывать устройства, работающие по иным принципам.
На сегодня является самым популярным: большинство современных авто оснащено именно этой системой. Конструкция отличается простотой – электродвигатель доворачивает вал «баранки». Устройство компактное, устанавливается в рулевую колонку. Команды идут через электронный модуль, который обрабатывает сигналы от датчиков скорости, угла поворота «баранки», оборотов двигателя. Электрический усилитель не нуждается в обслуживании, имеет длительный эксплуатационный ресурс. Данный УР обеспечивает такие «модные» функции, как автоматическая парковка, удержание в полосе и т. п. А в машинах будущего будет помогать автопилоту.
Эти системы в середине прошлого столетия пришли на смену пневматическим устройствам. Один из главных элементов гидравлики – насос, работающий от силовой установки. С ним связан распределитель, «вычисляющий» угол поворота руля и дозирующий подачу жидкости. Она направляется в исполнительный механизм, поворачивающий колеса.
В принципе гидроусилитель можно установить на машину с рулевым механизмом любого типа. В легковых авто ГУР обычно работает совместно с реечной конструкцией. Стоит рассмотреть основные узлы и элементы системы.
Внутри него располагается фильтр в виде сетки и щуп, контролирующий уровень масла. Оно снижает трение соприкасающихся движущихся деталей и передает усилие к гидроцилиндру от насоса. Количество жидкости в бачке можно определить и визуально, если емкость изготовлена из полупрозрачного пластика.
Гарантирует циркуляцию жидкости в УР и создает необходимое давление. В действие приводится ременной передачей от шкива коленвала. По конструкции устройство представляет собой металлический корпус, где внутри вращается ротор с лопастями. По способу управления насосы бывают:
Пневматический УР
Самое простое решение – использовать уже имеющуюся систему, работающую на сжатом воздухе. Подобные устройства недороги и просты по конструкции. Но минусов оказалось слишком много. Это шумность и плохая реакция руля на действия водителя. Принцип работы пневматики – «включено или выключено». При малых радиусах поворота система не работала, а при больших – буквально рвалась из рук. Поэтому стали разрабатывать устройства, работающие по иным принципам.
Электрический УР
На сегодня является самым популярным: большинство современных авто оснащено именно этой системой. Конструкция отличается простотой – электродвигатель доворачивает вал «баранки». Устройство компактное, устанавливается в рулевую колонку. Команды идут через электронный модуль, который обрабатывает сигналы от датчиков скорости, угла поворота «баранки», оборотов двигателя. Электрический усилитель не нуждается в обслуживании, имеет длительный эксплуатационный ресурс. Данный УР обеспечивает такие «модные» функции, как автоматическая парковка, удержание в полосе и т. п. А в машинах будущего будет помогать автопилоту.
Электрический усилитель руля в сборе с рейкой для Ford. Средняя цена: 90 тыс. руб. Фото: ЯндексМаркет
Гидроусилитель
Эти системы в середине прошлого столетия пришли на смену пневматическим устройствам. Один из главных элементов гидравлики – насос, работающий от силовой установки. С ним связан распределитель, «вычисляющий» угол поворота руля и дозирующий подачу жидкости. Она направляется в исполнительный механизм, поворачивающий колеса.
Гидроусилитель «умеет» сглаживать толчки от дефектов дорожной поверхности. Эффективность системы находится на довольно высоком уровне: она способна удержать автомобиль даже в случае резкого разрыва шины. Еще один плюс заключается в улучшение маневренности – руль реже требуется крутить «от» и «до».
Как устроен ГУР
В принципе гидроусилитель можно установить на машину с рулевым механизмом любого типа. В легковых авто ГУР обычно работает совместно с реечной конструкцией. Стоит рассмотреть основные узлы и элементы системы.
Бачок
Внутри него располагается фильтр в виде сетки и щуп, контролирующий уровень масла. Оно снижает трение соприкасающихся движущихся деталей и передает усилие к гидроцилиндру от насоса. Количество жидкости в бачке можно определить и визуально, если емкость изготовлена из полупрозрачного пластика.
В некоторых моделях авто уровень масла проверяется при вращении руля во все стороны при работающем на холостых оборотах двигателе
.Насос
Гарантирует циркуляцию жидкости в УР и создает необходимое давление. В действие приводится ременной передачей от шкива коленвала. По конструкции устройство представляет собой металлический корпус, где внутри вращается ротор с лопастями. По способу управления насосы бывают:
- ✅ нерегулируемыми - постоянное давление обеспечивает редукционный клапан, выполненный в виде дросселя, работающего в автоматическом режиме
- ✅ регулируемыми – давление поддерживается на одном и том же уровне благодаря увеличению (уменьшению) производительности узла
И тот и другой тип насоса способны создать в системе давление порядка 100-150 бар.Распределитель и гидроцилиндр
В конструкцию первого агрегата входят торсион (металлический пружинистый стержень), поворотный золотник и вал. Два последних элемента представляют собой пару цилиндров, вставленных друг в друга и оснащенных каналами для перемещения жидкости. Гидроцилиндр встроен в рулевую рейку, которая перемещается благодаря штоку и поршню. Циркуляцию жидкости по системе обеспечивают шланги высокого и низкого давления.
Также стоит упомянуть гибридные УРы, в которых воплотились все плюсы гидравлической и электрической систем. Такие усилители можно встретить, например, на Ford Focus второго поколения. Производительность гибридных систем не зависит от оборотов двигателя, мощность связана с генератором, т. к. насос работает от электропривода. Но по сложности конструкции данные усилители схожи с гидравлическими.Какое масло заливать в ГУР
Жидкости различаются по свойствам: плотности, тягучести и иным параметрам. Поэтому рекомендуется использовать продукт, указанный автопроизводителем в инструкции. Если ее нет? Тогда автовладельцы проявляют инициативу и пользуются чаще всего нижеописанными жидкостями.Категория Motul Multi HF (для гидросистем любого типа)
В этой группе стоит выделить Pentosin CHF 11S. Специально разработана для гидроприводов, амортизаторов и иных узлов. Внешне – синтетическая жидкость темно-зеленого цвета. Отличается высокими антикоррозийными, противопенными свойствами. Снижает шумность системы (особенно в морозы), не допускает образования пены. Сохраняет свои качества в температурном диапазоне от -40 С° до +130 С°, обладает высокой текучестью. Имеет одобрения от Volvo, Ford, Porsche, MAN, Peugeot, BMW и иных производителей.Масла ATF (для АКПП), подходящие к гидроусилителям
Из этой группы привлекает внимание недорогое минеральное масло Mobil ATF 320 Premium. Сфера применения – автоматическая КПП, ГУР. Жидкость выдерживает отрицательную температуру до -35 С °. Допускается смешивание с составами ATF классификации Dextron 3 (красного цвета). Также характеризуется демократичной ценой.Dexron (аналог ATF, но с иными присадками)
В этой группе стоит отметить немецкое масло Febi 32600 Dexron VI. Используется для заливки в автоматические коробки, рулевые колонки с гидроусилителем. Является полноценной альтернативой жидкости PSF, применяемой в ГУРах. Имеет допуски от Mercedes, BMW, Opel.Жидкость для ГУРа Febi 32600 Dexron VI. Средняя цена 1 л: 971 руб. Фото: ЯндексМаркетКогда менять жидкость в ГУРе
Теоретически это можно не делать, но в реальности заливка свежей жидкости все же необходима. Все зависит от интенсивности использования автомобиля. Если пробег за год не превышает 20 тыс. км, масло можно менять один раз в 2-3 года. Периодически проверяйте состояние жидкости в бачке. Если заметны посторонние частицы или цвет стал другим, масло необходимо заменить, даже если срок еще не подошел. Средний объем системы – 1,5 л. При контроле используют два уровня:- ✅ горячий (когда двигатель прогрет) – максимальный (Hot max) и минимальный (Hot min), температура жидкости в пределах от +50 С ° до +80 С°
- ✅ холодный (при остывшем двигателе) – Cold max и Cold min, жидкость находится в температурном диапазоне от 0 С ° до +30 С°
Минусы ГУРа
Они напрямую связаны с конструкцией системы и принципом работы:- ✅ усилитель «отбирает» мощность и двигателя, уменьшая тягу авто
- ✅ расход топлива увеличивается (вытекает из первого недостатка)
- ✅ большая разница между коэффициентом усиления и ощущением руля
Последний недостаток заключается в невозможности регулирования эффективности системы. Т. е. при малых оборотах двигателя руль кажется тяжелее, чем на больших. На высокой скорости «баранка» становится очень легкой, что может ввести в заблуждение водителя. Проще говоря, достаточно чуть тронуть руль, как не заметишь, что уже в кювете. Подобный минус характерен для бюджетных машин. В авто премиум-класса устанавливаются дополнительные устройства, гарантирующие одинаковое усилие в разных режимах езды.Как увеличить срок службы усилителя
Правила несложные: следите за уровнем масла в системе, заменяйте его вовремя (лучше на то, что рекомендовал производитель), очищайте фильтр в бачке. Особое внимание уделяйте герметичности системы. Протечки нужно оперативно устранять. Также смотрите за натяжением приводного ремня. В плане эксплуатации не нужно держать руль в крайнем положении дольше 5 секунд и ездить на машине при неисправном насосе ГУРа.
- ✅ горячий (когда двигатель прогрет) – максимальный (Hot max) и минимальный (Hot min), температура жидкости в пределах от +50 С ° до +80 С°
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...