Су-80 – незаслуженно забытый «региональник»
14 571

Су-80 – незаслуженно забытый «региональник»

Проектирование самолета началось в 1989 году: именно Су-80, а не SSJ стал первой гражданской машиной КБ Сухого. И, как это ни странно звучит, в роли заказчика выступили медики. Им требовалось воздушное судно с реанимационным оборудованием. В первую очередь самолет предназначался для членов Политбюро КПСС, среди которых было много пожилых людей. По мысли медиков, машина должна вмещать в себя реанимобиль, который быстро домчится до пациента и доставит его на борт. Ну, раз члены Политбюро, то деньги на разработку нашлись. Еще один интересный момент: почти одновременно правительство Финляндии предложило российским конструкторам создать небольшой патрульный самолет. Впоследствии выяснилось, что интерес в новинке проявляли даже …американцы, планировавшие сделать из Су-80 противолодочную патрульную машину.


Окончательно самолет приобрел свои черты в начале 90-х. Получился многоцелевой ближнемагистральный лайнер, приспособленный для грузовых и пассажирских перевозок. Однако денег выделили немного и в дальнейшем государство в финансировании практически не участвовало. Проект взяло под свое крыло авиационное объединение в Комсомольске-на Амуре. Изначально новый самолет поучил индекс С-80ГП. Новинка должна была заменить стремительно устаревающие Ан-24, АН-26, ЯК-40 и Ан-28. Эксперты оценивали потребность РФ и стран СНГ в новом региональном самолете в 360-500 единиц техники в год.

Су-80 – незаслуженно забытый «региональник»Су-80 мог взлетать и с неподготовленных аэродромов. Фото: YouTube.com

Был произведен маркетинговый анализ, благодаря которому сформировались требования к воздушному судну. В первую очередь это способность взлетать и садиться на грунтовые короткие ВПП и неподготовленные аэродромы. Самолет должен «уметь» за относительно короткое время преобразовываться из пассажирской машины в грузовую и обратно.

Особенности конструкции


Это двухбалочный высокоплан с большим крылом и хвостовым оперением в виде буквы «П». Фюзеляж представляет собой отдельный модуль с убираемым в полете шасси и пилоном. Внутри – локатор, кабина пилотов, пассажирский салон. Имеются аварийные выходы, соответствующие требованиям АП-25, FAR-25. Силовая установка и системы размещены в балках. Загрузка осуществляется через заднюю часть самолета по трапу-рампе.

Благодаря продуманной конструкции, самолет хорошо управлялся, в т. ч. на максимальных скоростях. Фото: YouTube.com

Крыло разработано по схеме, включающую в себя один лонжерон и три секции закрылков, плюс, топливные баки. Инженеры хорошо потрудились: удалось добиться хороших аэродинамических показателей на высоких скоростях. В крыло, часть деталей которого изготовлено из композитных материалов, интегрировано шасси. Использованы законцовки типа «Уиткомба». Кстати, колеса бескамерные, что увеличивает их эксплуатационный ресурс. Общие технические данные С-80ГП (Су-80):

✅ размах крыла, длина и высота – 23,18 м, 18,26 м, 5,74 м
✅ вес пустого (максимальный взлетный) – 9,45 т (14,2 т)
✅ силовая установка – пара General Electric СТ7-9В по 1750 л. с.
✅ скорость – до 470 км/ч
✅ потолок – 7,6 км
✅ дальность – до 3250 км

В состав экипажа входит два пилота. Самолет может взять на борт до 30 пассажиров или 3,3 тонны коммерческого груза. Существовал и военный вариант воздушного судна С-80ПТ. На него предполагалось подвешивать ракеты класса «воздух-воздух», НУРСы, а также пушки разного калибра.

Силовая установка и навигационное оборудование


Самолеты первой серии планировалось комплектовать двигателями ТВД-1500, еще не вышедшими на конвейерное производство. Однако самолет был практически готов, а моторы – нет. Поэтому решили укомплектовать машину агрегатами СТ7-9В производства «Дженерал Электрик» (США) мощностью 1750 «лошадей» и стоимостью (на 1999-й год) до 800 тыс. долларов. Тогда движки изготавливались совместной компанией GE в РФ (Рыбинск).

Движок пришлось поставить импортный. Фото: YouTube.com

Силовой агрегат сертифицирован в России и адаптирован к отечественному горючему, маслам. Примененные винты – четырехлопастные, с противообледенительной системой, от компании «Сандстренд»: работают в реверсивном режиме и обеспечивают флюгирование в случае аварийных ситуаций. Также задействовано синхрофазирование, гарантирующее уменьшение шума на крейсерской скорости.

Конструкция винтов рассчитана на аварийные ситуации. Фото: YouTube.com

Навигационное оборудование – российского производства, изготовленное компанией «Электроавтоматика», поддерживает спутниковую связь, что упрощает пилотирование судна. Но, если заказчик пожелает, лайнер можно оборудовать и более совершенными импортным БРЭО.

Автоматика «наблюдает» за действиями экипажа как в полете, так и при посадке. Фото: YouTube.com

Система самолетовождения постоянно «следит» за действиями членов экипажа: если что-то сделано не так, индикация немедленно сообщает об этом. То же самое происходит при появлении неисправностей оборудования. Стоит отметить усилия конструкторов-инженеров, направленные на улучшение эргономики органов управления самолетом. В кабине – отличный обзор, даже общий дизайн на неплохом уровне.

Рабочее место пилотов выглядит современно и сегодня. Фото: YouTube.com

Также предусмотрена автономная система техобслуживания, действующая в течение 15 суток или 50-ти часов. Это позволяет базироваться ограниченное время на необорудованных аэродромах, где отсутствует нужная инфраструктура.

Испытания


На предприятии в Комсомольске-на-Амуре изготовили пару фюзеляжей и три готовых самолета. Осенью 2001-го состоялись статические испытания. В этом же году Су-80 первый раз поднялся в небо: командир корабля Вотинцев Ю., второй пилот – Ващук Ю. Оба летчика-испытателя заявили, что полет удачный: не случилось ни одного отказа оборудования.

Модификации Су-80


Помимо универсальной модели ГП (грузопассажирский), производитель готов предложить заказчикам и другие версии машины:

✅ для перевозки парашютистов или десантников – «ТД»
✅ санитарный вариант – с индексом «М»
✅ поиск рыбных косяков – «Р»
✅ геологоразведочный – «ГР»
✅ расширенная модель, рассчитанная на 32 пассажира – «П»
✅ для патрулирования – «ПТ»

Объем салона при превращении его в грузовой отсек составляет 27 кубометров. Все версии самолета могут эксплуатироваться при температуре от -50° до +45°.

«Тихое» закрытие проекта


Все шло хорошо: самолетом заинтересовались не только в Финляндии и Штатах, но и других странах. Удалось собрать заказы на 47 машин, что очень даже неплохо для того времени. Но тут на сцену выходит «Суперджет». Да, это неплохой самолет, спора нет. Но какой ценой он протиснулся на российский рынок – вот в чем вопрос! Он сразу как-то всех «очаровал» или «заколдовал», что ли… В российском авиапроме вдруг решили, что на него посыплется гора заказов, в т. ч. из-за рубежа. Нужны были производственные площади – и их нашли, в том же Комсомольске-на-Амуре. Только стапели под Су-80 мешали: их потихоньку демонтировали и убрали с глаз долой подальше, на склады. Под эйфорию, связанную с SSJ попал и еще один самолет – Бе-103.

Бе-103 тоже не повезло. Фото: YouTube.com

Проект шестиместной амфибии тоже остановили. Косвенно SSJ негативно повлиял на разработку и некоторых других самолетов.

На официальном уровне программа Су-80 все еще считалась действующей. О ней даже вспоминали: в 2012-м Дмитрий Медведев дал поручение разработать региональное воздушное судно. В КБ Сухого ответили, что проект Су-80 готов к реализации и программу можно возобновить, довести до конвейерного производства. Однако дальше слов дело не пошло. На сегодняшний день, по некоторым данным, все самолетное оснащение Су-80 цело и хранится в заводских ангарах, документация находится в архиве. Есть одна машина без силовой установки и еще пара заделов, находящихся на территории предприятия. Кто знает: может еще и пригодятся.
А вы что думаете о Су-80?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
«Сапсаны» хотят ускорить

«Сапсаны» хотят ускорить

Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....