Су-80 – незаслуженно забытый «региональник»
Проектирование самолета началось в 1989 году: именно Су-80, а не SSJ стал первой гражданской машиной КБ Сухого. И, как это ни странно звучит, в роли заказчика выступили медики. Им требовалось воздушное судно с реанимационным оборудованием. В первую очередь самолет предназначался для членов Политбюро КПСС, среди которых было много пожилых людей. По мысли медиков, машина должна вмещать в себя реанимобиль, который быстро домчится до пациента и доставит его на борт. Ну, раз члены Политбюро, то деньги на разработку нашлись. Еще один интересный момент: почти одновременно правительство Финляндии предложило российским конструкторам создать небольшой патрульный самолет. Впоследствии выяснилось, что интерес в новинке проявляли даже …американцы, планировавшие сделать из Су-80 противолодочную патрульную машину.
Окончательно самолет приобрел свои черты в начале 90-х. Получился многоцелевой ближнемагистральный лайнер, приспособленный для грузовых и пассажирских перевозок. Однако денег выделили немного и в дальнейшем государство в финансировании практически не участвовало. Проект взяло под свое крыло авиационное объединение в Комсомольске-на Амуре. Изначально новый самолет поучил индекс С-80ГП. Новинка должна была заменить стремительно устаревающие Ан-24, АН-26, ЯК-40 и Ан-28. Эксперты оценивали потребность РФ и стран СНГ в новом региональном самолете в 360-500 единиц техники в год.
Был произведен маркетинговый анализ, благодаря которому сформировались требования к воздушному судну. В первую очередь это способность взлетать и садиться на грунтовые короткие ВПП и неподготовленные аэродромы. Самолет должен «уметь» за относительно короткое время преобразовываться из пассажирской машины в грузовую и обратно.
Это двухбалочный высокоплан с большим крылом и хвостовым оперением в виде буквы «П». Фюзеляж представляет собой отдельный модуль с убираемым в полете шасси и пилоном. Внутри – локатор, кабина пилотов, пассажирский салон. Имеются аварийные выходы, соответствующие требованиям АП-25, FAR-25. Силовая установка и системы размещены в балках. Загрузка осуществляется через заднюю часть самолета по трапу-рампе.
Крыло разработано по схеме, включающую в себя один лонжерон и три секции закрылков, плюс, топливные баки. Инженеры хорошо потрудились: удалось добиться хороших аэродинамических показателей на высоких скоростях. В крыло, часть деталей которого изготовлено из композитных материалов, интегрировано шасси. Использованы законцовки типа «Уиткомба». Кстати, колеса бескамерные, что увеличивает их эксплуатационный ресурс. Общие технические данные С-80ГП (Су-80):
✅ размах крыла, длина и высота – 23,18 м, 18,26 м, 5,74 м
✅ вес пустого (максимальный взлетный) – 9,45 т (14,2 т)
✅ силовая установка – пара General Electric СТ7-9В по 1750 л. с.
✅ скорость – до 470 км/ч
✅ потолок – 7,6 км
✅ дальность – до 3250 км
В состав экипажа входит два пилота. Самолет может взять на борт до 30 пассажиров или 3,3 тонны коммерческого груза. Существовал и военный вариант воздушного судна С-80ПТ. На него предполагалось подвешивать ракеты класса «воздух-воздух», НУРСы, а также пушки разного калибра.
Самолеты первой серии планировалось комплектовать двигателями ТВД-1500, еще не вышедшими на конвейерное производство. Однако самолет был практически готов, а моторы – нет. Поэтому решили укомплектовать машину агрегатами СТ7-9В производства «Дженерал Электрик» (США) мощностью 1750 «лошадей» и стоимостью (на 1999-й год) до 800 тыс. долларов. Тогда движки изготавливались совместной компанией GE в РФ (Рыбинск).
Силовой агрегат сертифицирован в России и адаптирован к отечественному горючему, маслам. Примененные винты – четырехлопастные, с противообледенительной системой, от компании «Сандстренд»: работают в реверсивном режиме и обеспечивают флюгирование в случае аварийных ситуаций. Также задействовано синхрофазирование, гарантирующее уменьшение шума на крейсерской скорости.
Навигационное оборудование – российского производства, изготовленное компанией «Электроавтоматика», поддерживает спутниковую связь, что упрощает пилотирование судна. Но, если заказчик пожелает, лайнер можно оборудовать и более совершенными импортным БРЭО.
Система самолетовождения постоянно «следит» за действиями членов экипажа: если что-то сделано не так, индикация немедленно сообщает об этом. То же самое происходит при появлении неисправностей оборудования. Стоит отметить усилия конструкторов-инженеров, направленные на улучшение эргономики органов управления самолетом. В кабине – отличный обзор, даже общий дизайн на неплохом уровне.
Также предусмотрена автономная система техобслуживания, действующая в течение 15 суток или 50-ти часов. Это позволяет базироваться ограниченное время на необорудованных аэродромах, где отсутствует нужная инфраструктура.
На предприятии в Комсомольске-на-Амуре изготовили пару фюзеляжей и три готовых самолета. Осенью 2001-го состоялись статические испытания. В этом же году Су-80 первый раз поднялся в небо: командир корабля Вотинцев Ю., второй пилот – Ващук Ю. Оба летчика-испытателя заявили, что полет удачный: не случилось ни одного отказа оборудования.
Помимо универсальной модели ГП (грузопассажирский), производитель готов предложить заказчикам и другие версии машины:
✅ для перевозки парашютистов или десантников – «ТД»
✅ санитарный вариант – с индексом «М»
✅ поиск рыбных косяков – «Р»
✅ геологоразведочный – «ГР»
✅ расширенная модель, рассчитанная на 32 пассажира – «П»
✅ для патрулирования – «ПТ»
Объем салона при превращении его в грузовой отсек составляет 27 кубометров. Все версии самолета могут эксплуатироваться при температуре от -50° до +45°.
Все шло хорошо: самолетом заинтересовались не только в Финляндии и Штатах, но и других странах. Удалось собрать заказы на 47 машин, что очень даже неплохо для того времени. Но тут на сцену выходит «Суперджет». Да, это неплохой самолет, спора нет. Но какой ценой он протиснулся на российский рынок – вот в чем вопрос! Он сразу как-то всех «очаровал» или «заколдовал», что ли… В российском авиапроме вдруг решили, что на него посыплется гора заказов, в т. ч. из-за рубежа. Нужны были производственные площади – и их нашли, в том же Комсомольске-на-Амуре. Только стапели под Су-80 мешали: их потихоньку демонтировали и убрали с глаз долой подальше, на склады. Под эйфорию, связанную с SSJ попал и еще один самолет – Бе-103.
Проект шестиместной амфибии тоже остановили. Косвенно SSJ негативно повлиял на разработку и некоторых других самолетов.
На официальном уровне программа Су-80 все еще считалась действующей. О ней даже вспоминали: в 2012-м Дмитрий Медведев дал поручение разработать региональное воздушное судно. В КБ Сухого ответили, что проект Су-80 готов к реализации и программу можно возобновить, довести до конвейерного производства. Однако дальше слов дело не пошло. На сегодняшний день, по некоторым данным, все самолетное оснащение Су-80 цело и хранится в заводских ангарах, документация находится в архиве. Есть одна машина без силовой установки и еще пара заделов, находящихся на территории предприятия. Кто знает: может еще и пригодятся.
Окончательно самолет приобрел свои черты в начале 90-х. Получился многоцелевой ближнемагистральный лайнер, приспособленный для грузовых и пассажирских перевозок. Однако денег выделили немного и в дальнейшем государство в финансировании практически не участвовало. Проект взяло под свое крыло авиационное объединение в Комсомольске-на Амуре. Изначально новый самолет поучил индекс С-80ГП. Новинка должна была заменить стремительно устаревающие Ан-24, АН-26, ЯК-40 и Ан-28. Эксперты оценивали потребность РФ и стран СНГ в новом региональном самолете в 360-500 единиц техники в год.
Су-80 мог взлетать и с неподготовленных аэродромов. Фото: YouTube.com
Был произведен маркетинговый анализ, благодаря которому сформировались требования к воздушному судну. В первую очередь это способность взлетать и садиться на грунтовые короткие ВПП и неподготовленные аэродромы. Самолет должен «уметь» за относительно короткое время преобразовываться из пассажирской машины в грузовую и обратно.
Особенности конструкции
Это двухбалочный высокоплан с большим крылом и хвостовым оперением в виде буквы «П». Фюзеляж представляет собой отдельный модуль с убираемым в полете шасси и пилоном. Внутри – локатор, кабина пилотов, пассажирский салон. Имеются аварийные выходы, соответствующие требованиям АП-25, FAR-25. Силовая установка и системы размещены в балках. Загрузка осуществляется через заднюю часть самолета по трапу-рампе.
Благодаря продуманной конструкции, самолет хорошо управлялся, в т. ч. на максимальных скоростях. Фото: YouTube.com
Крыло разработано по схеме, включающую в себя один лонжерон и три секции закрылков, плюс, топливные баки. Инженеры хорошо потрудились: удалось добиться хороших аэродинамических показателей на высоких скоростях. В крыло, часть деталей которого изготовлено из композитных материалов, интегрировано шасси. Использованы законцовки типа «Уиткомба». Кстати, колеса бескамерные, что увеличивает их эксплуатационный ресурс. Общие технические данные С-80ГП (Су-80):
✅ размах крыла, длина и высота – 23,18 м, 18,26 м, 5,74 м
✅ вес пустого (максимальный взлетный) – 9,45 т (14,2 т)
✅ силовая установка – пара General Electric СТ7-9В по 1750 л. с.
✅ скорость – до 470 км/ч
✅ потолок – 7,6 км
✅ дальность – до 3250 км
В состав экипажа входит два пилота. Самолет может взять на борт до 30 пассажиров или 3,3 тонны коммерческого груза. Существовал и военный вариант воздушного судна С-80ПТ. На него предполагалось подвешивать ракеты класса «воздух-воздух», НУРСы, а также пушки разного калибра.
Силовая установка и навигационное оборудование
Самолеты первой серии планировалось комплектовать двигателями ТВД-1500, еще не вышедшими на конвейерное производство. Однако самолет был практически готов, а моторы – нет. Поэтому решили укомплектовать машину агрегатами СТ7-9В производства «Дженерал Электрик» (США) мощностью 1750 «лошадей» и стоимостью (на 1999-й год) до 800 тыс. долларов. Тогда движки изготавливались совместной компанией GE в РФ (Рыбинск).
Движок пришлось поставить импортный. Фото: YouTube.com
Силовой агрегат сертифицирован в России и адаптирован к отечественному горючему, маслам. Примененные винты – четырехлопастные, с противообледенительной системой, от компании «Сандстренд»: работают в реверсивном режиме и обеспечивают флюгирование в случае аварийных ситуаций. Также задействовано синхрофазирование, гарантирующее уменьшение шума на крейсерской скорости.
Конструкция винтов рассчитана на аварийные ситуации. Фото: YouTube.com
Навигационное оборудование – российского производства, изготовленное компанией «Электроавтоматика», поддерживает спутниковую связь, что упрощает пилотирование судна. Но, если заказчик пожелает, лайнер можно оборудовать и более совершенными импортным БРЭО.
Автоматика «наблюдает» за действиями экипажа как в полете, так и при посадке. Фото: YouTube.com
Система самолетовождения постоянно «следит» за действиями членов экипажа: если что-то сделано не так, индикация немедленно сообщает об этом. То же самое происходит при появлении неисправностей оборудования. Стоит отметить усилия конструкторов-инженеров, направленные на улучшение эргономики органов управления самолетом. В кабине – отличный обзор, даже общий дизайн на неплохом уровне.
Рабочее место пилотов выглядит современно и сегодня. Фото: YouTube.com
Также предусмотрена автономная система техобслуживания, действующая в течение 15 суток или 50-ти часов. Это позволяет базироваться ограниченное время на необорудованных аэродромах, где отсутствует нужная инфраструктура.
Испытания
На предприятии в Комсомольске-на-Амуре изготовили пару фюзеляжей и три готовых самолета. Осенью 2001-го состоялись статические испытания. В этом же году Су-80 первый раз поднялся в небо: командир корабля Вотинцев Ю., второй пилот – Ващук Ю. Оба летчика-испытателя заявили, что полет удачный: не случилось ни одного отказа оборудования.
Модификации Су-80
Помимо универсальной модели ГП (грузопассажирский), производитель готов предложить заказчикам и другие версии машины:
✅ для перевозки парашютистов или десантников – «ТД»
✅ санитарный вариант – с индексом «М»
✅ поиск рыбных косяков – «Р»
✅ геологоразведочный – «ГР»
✅ расширенная модель, рассчитанная на 32 пассажира – «П»
✅ для патрулирования – «ПТ»
Объем салона при превращении его в грузовой отсек составляет 27 кубометров. Все версии самолета могут эксплуатироваться при температуре от -50° до +45°.
«Тихое» закрытие проекта
Все шло хорошо: самолетом заинтересовались не только в Финляндии и Штатах, но и других странах. Удалось собрать заказы на 47 машин, что очень даже неплохо для того времени. Но тут на сцену выходит «Суперджет». Да, это неплохой самолет, спора нет. Но какой ценой он протиснулся на российский рынок – вот в чем вопрос! Он сразу как-то всех «очаровал» или «заколдовал», что ли… В российском авиапроме вдруг решили, что на него посыплется гора заказов, в т. ч. из-за рубежа. Нужны были производственные площади – и их нашли, в том же Комсомольске-на-Амуре. Только стапели под Су-80 мешали: их потихоньку демонтировали и убрали с глаз долой подальше, на склады. Под эйфорию, связанную с SSJ попал и еще один самолет – Бе-103.
Бе-103 тоже не повезло. Фото: YouTube.com
Проект шестиместной амфибии тоже остановили. Косвенно SSJ негативно повлиял на разработку и некоторых других самолетов.
На официальном уровне программа Су-80 все еще считалась действующей. О ней даже вспоминали: в 2012-м Дмитрий Медведев дал поручение разработать региональное воздушное судно. В КБ Сухого ответили, что проект Су-80 готов к реализации и программу можно возобновить, довести до конвейерного производства. Однако дальше слов дело не пошло. На сегодняшний день, по некоторым данным, все самолетное оснащение Су-80 цело и хранится в заводских ангарах, документация находится в архиве. Есть одна машина без силовой установки и еще пара заделов, находящихся на территории предприятия. Кто знает: может еще и пригодятся.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Экспресс-укладка рельс на китайской железной дороге
Бурное развитие дорожного строительства в КНР возникло не просто так. И здесь «виновато» не только природное трудолюбие китайцев: свою долю вносит...
Стартовало серийное производство кроссовера Skoda Kylaq – он будет стоить меньше миллиона
Длина кузова кроссовера – меньше четырех метров. Зато багажник будет самым большим в классе....