Снегоболотоход «Ирбис» ГАЗ-34029 – династия продолжается
2 148

Снегоболотоход «Ирбис» ГАЗ-34029 – династия продолжается

Российская территория с ее бескрайними лесами, полями и болотами нуждалась и нуждается в технике повышенной проходимости. И ее разработки велись постоянно. Особенно вплотную этим вопросом занимались на ГАЗе в 50-е годы. Что удивительно – за основу взяли ни много ни мало, легкий танк Т-70. Итогом стало появление вездехода ГТ-С, который успешно эксплуатировался до середины 60-х. Заменила его следующая модель – ГТ-СМ, использовавшаяся на протяжении десятилетий.


«Ирбис»: технические особенности


Это вездеход нового поколения с заводским индексом ГАЗ-34029. В его основе – полностью герметизированный кузов, позволяющий перемещаться по водной поверхности. Роль силового агрегата играет 4-цилиндровый турбированный дизельный двигатель Д-45 (Белоруссия) объемом 4,7 л и мощностью 110 «лошадей». Такие стоят на тракторах МТЗ. Сегодня машину комплектуют модифицированным мотором, развивающим 122 л. с. при крутящем моменте в 260 Н*м. Пятиступенчатую трансмиссию позаимствовали у коммерческого автомобильчика «Валдай». Управление вездеходом производится через рычаги – как на танке.

Снегоболотоход «Ирбис» ГАЗ-34029 – династия продолжаетсяСразу видно – среди предков вездехода была боевая машина. Фото: YouTube.com

Ходовая часть – торсионного типа, с шестью катками по каждому борту, парой направляющих колес и столькими же звездочками в передней части подвески. Производитель предлагает комплектовать машину гусеницами с открытыми или резинометаллическими шарнирами. Последние обладают большим сроком службы по сравнению с первыми: 12 тыс. и 6 тыс. км пробега. По сути, принципиальных изменений подвеска не получила: да и зачем от «добра искать добра»? Технические данные (для сравнения в скобках – параметры предшественника ГТ-СМ):

✅ длина – 6,2 м (5,4 м)
✅ вес – 5 т (3,7 т)
✅ давление на грунт – 0,22 кгс/кв. см (0,17 кгс/кв. см)
✅ скорость – до 63 км/ч (50 км/ч), на плаву – 5 км/ч
✅ полезная нагрузка – 2 т (1 т)

Кроме того, машина преодолевает подъемы крутизной до 35° и разворачивается в радиусе 2,2 м. Объем штатных баков 180 л, но возможна установка дополнительных, т. к. расход горючего в среднем составляет 30-50 л/100 км, в зависимости от типа дорожной поверхности.

Модификации снегоболотохода «Ирбис»


Версии машины отличаются друг от друга в основном конструкцией кузова, что связано с предназначением техники. Например, модель 34039-22 представляет собой грузопассажирский вариант с открытым кузовом (предусмотрен тент). ГАЗ-34039-23 отличается от других наличием гусениц с открытым шарниром.

Водная преграда? Да запросто! Фото: YouTube.com

Также производитель предлагает вездеходы с полностью металлическим кузовом, в котором предусмотрена автономная «печка».

Санитарную модификацию 340394 отличает серьезное преимущество. Кроме наличия медоборудования, машина обладает гусеницами с шарниром из резины и металла, что продлевает их эксплуатационный ресурс.

Наиболее «продвинутой» можно считать модель 34039. От базовой она отличается пластиковым кузовом. Он гарантирует комфорт пассажирам и улучшенную эргономику места водителя. Ему, в случае необходимости наладки, ремонта двигателя теперь не нужно выходить на мороз: доступ к силовому агрегату осуществляется прямо из салона.

Место водителя. Фото: YouTube.com

Также есть пожарные версии вездехода, базирующиеся на грузопассажирском варианте. Корпус такой машины окрашивается специальной огнестойкой краской, спереди устанавливается бампер-отбойник и электролебедка. Еще 34039-22 применяется, как шасси для создания буровой или спасательной техники. По заказу покупателя возможна постройка снегоболотохода с жилым модулем. В этом случае предусмотрена комплектация машины столом, пятью спальными местами, микроволновкой, холодильником и кондиционером.

Вариант с металлическим кузовом. Цена: от 4 млн. 987 тыс. руб. Фото: YouTube.com

На сегодня «Ирбис» считается одним из лучших вездеходов, приспособленных к эксплуатации в тяжелых условиях Крайнего Севера. Что уж говорить: в «обычных» лесах и болотах машина чувствует себя крайне уверенно.
А вы что думаете об «Ирбис»?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Меняем покрышки сами с помощью веревки

Меняем покрышки сами с помощью веревки

Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...