Снегоболотоход «Ирбис» ГАЗ-34029 – династия продолжается
Российская территория с ее бескрайними лесами, полями и болотами нуждалась и нуждается в технике повышенной проходимости. И ее разработки велись постоянно. Особенно вплотную этим вопросом занимались на ГАЗе в 50-е годы. Что удивительно – за основу взяли ни много ни мало, легкий танк Т-70. Итогом стало появление вездехода ГТ-С, который успешно эксплуатировался до середины 60-х. Заменила его следующая модель – ГТ-СМ, использовавшаяся на протяжении десятилетий.
Это вездеход нового поколения с заводским индексом ГАЗ-34029. В его основе – полностью герметизированный кузов, позволяющий перемещаться по водной поверхности. Роль силового агрегата играет 4-цилиндровый турбированный дизельный двигатель Д-45 (Белоруссия) объемом 4,7 л и мощностью 110 «лошадей». Такие стоят на тракторах МТЗ. Сегодня машину комплектуют модифицированным мотором, развивающим 122 л. с. при крутящем моменте в 260 Н*м. Пятиступенчатую трансмиссию позаимствовали у коммерческого автомобильчика «Валдай». Управление вездеходом производится через рычаги – как на танке.
Ходовая часть – торсионного типа, с шестью катками по каждому борту, парой направляющих колес и столькими же звездочками в передней части подвески. Производитель предлагает комплектовать машину гусеницами с открытыми или резинометаллическими шарнирами. Последние обладают большим сроком службы по сравнению с первыми: 12 тыс. и 6 тыс. км пробега. По сути, принципиальных изменений подвеска не получила: да и зачем от «добра искать добра»? Технические данные (для сравнения в скобках – параметры предшественника ГТ-СМ):
✅ длина – 6,2 м (5,4 м)
✅ вес – 5 т (3,7 т)
✅ давление на грунт – 0,22 кгс/кв. см (0,17 кгс/кв. см)
✅ скорость – до 63 км/ч (50 км/ч), на плаву – 5 км/ч
✅ полезная нагрузка – 2 т (1 т)
Кроме того, машина преодолевает подъемы крутизной до 35° и разворачивается в радиусе 2,2 м. Объем штатных баков 180 л, но возможна установка дополнительных, т. к. расход горючего в среднем составляет 30-50 л/100 км, в зависимости от типа дорожной поверхности.
Версии машины отличаются друг от друга в основном конструкцией кузова, что связано с предназначением техники. Например, модель 34039-22 представляет собой грузопассажирский вариант с открытым кузовом (предусмотрен тент). ГАЗ-34039-23 отличается от других наличием гусениц с открытым шарниром.
Также производитель предлагает вездеходы с полностью металлическим кузовом, в котором предусмотрена автономная «печка».
Наиболее «продвинутой» можно считать модель 34039. От базовой она отличается пластиковым кузовом. Он гарантирует комфорт пассажирам и улучшенную эргономику места водителя. Ему, в случае необходимости наладки, ремонта двигателя теперь не нужно выходить на мороз: доступ к силовому агрегату осуществляется прямо из салона.
Также есть пожарные версии вездехода, базирующиеся на грузопассажирском варианте. Корпус такой машины окрашивается специальной огнестойкой краской, спереди устанавливается бампер-отбойник и электролебедка. Еще 34039-22 применяется, как шасси для создания буровой или спасательной техники. По заказу покупателя возможна постройка снегоболотохода с жилым модулем. В этом случае предусмотрена комплектация машины столом, пятью спальными местами, микроволновкой, холодильником и кондиционером.
На сегодня «Ирбис» считается одним из лучших вездеходов, приспособленных к эксплуатации в тяжелых условиях Крайнего Севера. Что уж говорить: в «обычных» лесах и болотах машина чувствует себя крайне уверенно.
«Ирбис»: технические особенности
Это вездеход нового поколения с заводским индексом ГАЗ-34029. В его основе – полностью герметизированный кузов, позволяющий перемещаться по водной поверхности. Роль силового агрегата играет 4-цилиндровый турбированный дизельный двигатель Д-45 (Белоруссия) объемом 4,7 л и мощностью 110 «лошадей». Такие стоят на тракторах МТЗ. Сегодня машину комплектуют модифицированным мотором, развивающим 122 л. с. при крутящем моменте в 260 Н*м. Пятиступенчатую трансмиссию позаимствовали у коммерческого автомобильчика «Валдай». Управление вездеходом производится через рычаги – как на танке.
Сразу видно – среди предков вездехода была боевая машина. Фото: YouTube.com
Ходовая часть – торсионного типа, с шестью катками по каждому борту, парой направляющих колес и столькими же звездочками в передней части подвески. Производитель предлагает комплектовать машину гусеницами с открытыми или резинометаллическими шарнирами. Последние обладают большим сроком службы по сравнению с первыми: 12 тыс. и 6 тыс. км пробега. По сути, принципиальных изменений подвеска не получила: да и зачем от «добра искать добра»? Технические данные (для сравнения в скобках – параметры предшественника ГТ-СМ):
✅ длина – 6,2 м (5,4 м)
✅ вес – 5 т (3,7 т)
✅ давление на грунт – 0,22 кгс/кв. см (0,17 кгс/кв. см)
✅ скорость – до 63 км/ч (50 км/ч), на плаву – 5 км/ч
✅ полезная нагрузка – 2 т (1 т)
Кроме того, машина преодолевает подъемы крутизной до 35° и разворачивается в радиусе 2,2 м. Объем штатных баков 180 л, но возможна установка дополнительных, т. к. расход горючего в среднем составляет 30-50 л/100 км, в зависимости от типа дорожной поверхности.
Модификации снегоболотохода «Ирбис»
Версии машины отличаются друг от друга в основном конструкцией кузова, что связано с предназначением техники. Например, модель 34039-22 представляет собой грузопассажирский вариант с открытым кузовом (предусмотрен тент). ГАЗ-34039-23 отличается от других наличием гусениц с открытым шарниром.
Водная преграда? Да запросто! Фото: YouTube.com
Также производитель предлагает вездеходы с полностью металлическим кузовом, в котором предусмотрена автономная «печка».
Санитарную модификацию 340394 отличает серьезное преимущество. Кроме наличия медоборудования, машина обладает гусеницами с шарниром из резины и металла, что продлевает их эксплуатационный ресурс.
Наиболее «продвинутой» можно считать модель 34039. От базовой она отличается пластиковым кузовом. Он гарантирует комфорт пассажирам и улучшенную эргономику места водителя. Ему, в случае необходимости наладки, ремонта двигателя теперь не нужно выходить на мороз: доступ к силовому агрегату осуществляется прямо из салона.
Место водителя. Фото: YouTube.com
Также есть пожарные версии вездехода, базирующиеся на грузопассажирском варианте. Корпус такой машины окрашивается специальной огнестойкой краской, спереди устанавливается бампер-отбойник и электролебедка. Еще 34039-22 применяется, как шасси для создания буровой или спасательной техники. По заказу покупателя возможна постройка снегоболотохода с жилым модулем. В этом случае предусмотрена комплектация машины столом, пятью спальными местами, микроволновкой, холодильником и кондиционером.
Вариант с металлическим кузовом. Цена: от 4 млн. 987 тыс. руб. Фото: YouTube.com
На сегодня «Ирбис» считается одним из лучших вездеходов, приспособленных к эксплуатации в тяжелых условиях Крайнего Севера. Что уж говорить: в «обычных» лесах и болотах машина чувствует себя крайне уверенно.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...