ПД-8 сегодня – реальность и перспективы
14 655

ПД-8 сегодня – реальность и перспективы

Авиастроительный проекты, основанные на глубокой международной интеграции, к каковым относится «Суперджет», для России в конечном итоге оказались провальными. В совместно созданном самолете основые компоненты – импортные. Проданные авиаперевозчикам машины после введения санкций в большинстве своем стоят на приколе, дожидаясь импортных запчастей для ремонта (их доля в машине доходит до 75 %). Но это полбеды: основные претензии эксплуатантов предъявлялись к двигателю, который наполовину французский. В частности, крайне ненадежным оказался газогенератор. Российский производитель не сумел организовать постпродажное обслуживание.


Доходило до смешного: РФ не смогла продавать «Суперджет» в Иран, т. к. подобную операцию запретил …Минфин США. Главный аргумент – в самолете большинство узлов и деталей, произведенных в Америке. Вот до чего дожили! Так бы несчастный SSJ и канул в Лету, если бы российское правительство в срочном порядке не стало его спасать. Вместо «сборной солянки» появился SSJ-NEW. В этой машине в первую очередь предстояло установить новый двигатель, причем российского производства. Аналогичные проблемы были и у нового самолета Бе-200, разработанного в РФ (он используется МЧС в основном для тушения лесных пожаров).

ПД-8 сегодня – реальность и перспективыБе-200 тоже нуждается в ПД-8. Фото: YouTube.com

Однако двигатель у амфибии – украинский Д-436ТП, сделанный в компании «Мотор-Сич».

Ремоторизация


Ранее стоявший на «Суперджете» SaM146 планово заменяется на отечественный ПД-8, являющийся менее мощным «собратом» ПД-14, сделанного для МС-21. Тяга нового двигателя, составляет 8 т на форсаже (в обычных условиях 7,5 т), что понятно из наименования. ПД-8 экономичнее на 3 % по сравнению со своим предшественником. Еще один немаловажный плюс – снижение стоимости, технического обслуживания, ремонта на 10 %.

При разработке ПД-8 применялись новейшие 3D-технологии.

По словам главы АО ОДК Шмотина Ю., все системы силового агрегата спроектированы и сделаны с «нуля». Но эксперты говорят: фактически новый двигатель состоит из пары частей. Одна, «холодная» позаимствована у SaM-16, «горячая», подвергшаяся дефорсированию, – у ПД-14.

Новый двигатель оказался чуть мощнее и экономичнее французского аналога. Фото: YouTube.com

Не стоит забывать, что двигатель работает в «связке» со многими авиационными системами. 27 из них – зарубежного производства и их придется заменить на российские аналоги.

Испытания ПД-8


Стендовые процедуры были завершены в мае минувшего года. Новый мотор, помимо меньшего расхода топлива, от французского агрегата отличается еще и немного большей тягой: разница составляет от 20 до 180 кгс. При этом российская установка без каких-либо переделок помещается в мотогондолу SSJ-100, уже выпущенных серийно.

Подготовка в стендовым испытаниям. Фото: YouTube.com

ПД-8 уже побывал в небе в декабре 2022-го. Только не на «Суперджете», а на ИЛ-76ЛЛ – воздушном судне, используемым, как летающая лаборатория (аэродром Жуковский). В ходе испытаний были зафиксированы такие параметры, как рабочая температура, давление, частота вращения и иные важнейшие характеристики. Полученные данные подтвердили соответствие силовой установки конструкторским решениям. Также была зафиксирована безопасность эксплуатации агрегата. Всего произведено более 300 пусков авиамотора.

Ту-334: шанс вернуться


Новый силовая установка могла бы «оживить» полузабытый ближнемагистральный самолет. Когда-то Ту-334 был полностью готов к постановке на конвейер, судно даже обзавелось сертификатом годности. Но начальство и чиновники от политики выбрали «Боинги». Сможет ли Ту-334 возродиться?

Здесь главный вопрос – а кому он нужен? Лоббисты уверяют: лайнер устарел морально, на нем стоит украинский двигатель, число членов экипажа не соответствует общемировым требованиям: нужно два, а здесь три пилота. Но все не так просто и подобные утверждения стоит оспорить.

ПД-8 для Ту-334 – шанс встать на конвейер. Фото: YouTube.com

Украинские двигатели можно заменить на ПД-8. Существует проект Ту-334СМ, предусматривающий наличие двух пилотов и 130 пассажиров. Еще один важный плюс – унификация по многим компонентам с Ту-204, что удешевит конвейерное производство. Вывод однозначен: технические проблемы решаемы, но нужны ли РФ сразу два ближнемагистральных воздушных судна?

У Ту-334 и Ту-204 многие узлы и детали одинаковые. Фото: YouTube.com

И тут на сцену выходит Иран: еще в 2011-м один из министров республики Али Никзад заявил, что его страна готова закупить у России этот самолет, если он будет соответствовать требованиям их Организации гражданской авиации. Плюс, самолет должен быть приспособленным к полетам в климатических условиях Ирана.

Иран совсем не против закупать Ту-334 с ПД-8. Фото: YouTube.com

Но в то время Москва широко сотрудничала с Западом, рассчитывала на него, и сделка не осуществилась. Сегодня ситуация резко изменилась: если Ту-334 получит российские двигатели ПД-8, переговоры на эту тему можно возобновить. Тегеран крайне заинтересован в развитии гражданской авиации. Есть и еще вариант: организация в Иране совместного производства по выпуску Ту-334 с агрегатами ПД-8. В дальнейшем есть перспектива расширить сотрудничество, собирая совместно Ту-204СМ (если удастся поставить на конвейер ПС-90А3). Тогда Россия зарабатывала бы на продаже авиакомпонентов для поставленных самолетов.

Что сегодня с ПД-8 и Sukhoi Superjet New


Подготовка силового агрегата к серии, к удивлению многих, идет опережающими темпами. Работы движутся впереди графика на 12-15 месяцев. В начале 2023-го два экземпляра будут переданы в Комсомольск-на-Амуре, где двигатели установят на «Суперджет». Летом предполагается получить сертификат в два этапа. На первом документ будет иметь некоторые ограничения, по ходу испытаний они постепенно снимутся. Это связано с необходимостью отработки бортовой электроники. Одобрение на совершение полетов планируется получить ближе к концу текущего года.

Скоро полетим? Фото: YouTube.com

Заметьте: работы над созданием новой силовой установки начались в 2019-м и то, что двигатель готов к серии спустя четыре года – оперативное достижение. Стоит ожидать, что сдвиг сроков в лучшую сторону сохранится. Шансы велики: при проектировании ПД-8 использовались наработки и решения, выверенные на «старшем брате» ПД-14. Это позволило ускорить подготовку новой установки к серийному производству.

Согласно заявления Минпромторга, в «ОДК-Сатурн», где собирают российский авиадвигатель, налажен выпуск турбинных лопаток с использование новейшей технологии – монокристаллического литья. Детали необходимы как для ПД-8, так и ряда наземных силовых агрегатов. В год планируется выпускать свыше 600 тыс. заготовок лопаток.

Новый двигатель будет оснащаться лопатками российского производства. Фото: YouTube.com

В программу по разработке и запуску в серию ПД-8 вложены крупные средства и есть надежда увидеть новый двигатель на «Суперджет» уже в следующем, 2024-м году. Предполагается: двадцать самолетов с новыми российскими двигателями поднимутся в небо. В дальнейшем ожидается создание целой серии авиамоторов и один из них, наиболее мощный – ПД-8В.

Новый российский силовой агрегат ПД-8 планируют показать на выставке МАКС-2023.

А что же с Бе-200? Здесь дело немного усложняется, что связано с агрессивной средой эксплуатации – соленой водой. Требуются специальные материалы, также придется приспосабливать двигатель к особым режимам работы. Все разработки на эту тему находятся в Запорожье, поэтому российским инженерам-конструкторам придется начинать все с «нуля». Но не привыкать! Здесь нет ничего неосуществимого.
А вы что думаете о перспективах ПД-8?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас