ПД-8 сегодня – реальность и перспективы
Авиастроительный проекты, основанные на глубокой международной интеграции, к каковым относится «Суперджет», для России в конечном итоге оказались провальными. В совместно созданном самолете основые компоненты – импортные. Проданные авиаперевозчикам машины после введения санкций в большинстве своем стоят на приколе, дожидаясь импортных запчастей для ремонта (их доля в машине доходит до 75 %). Но это полбеды: основные претензии эксплуатантов предъявлялись к двигателю, который наполовину французский. В частности, крайне ненадежным оказался газогенератор. Российский производитель не сумел организовать постпродажное обслуживание.
Доходило до смешного: РФ не смогла продавать «Суперджет» в Иран, т. к. подобную операцию запретил …Минфин США. Главный аргумент – в самолете большинство узлов и деталей, произведенных в Америке. Вот до чего дожили! Так бы несчастный SSJ и канул в Лету, если бы российское правительство в срочном порядке не стало его спасать. Вместо «сборной солянки» появился SSJ-NEW. В этой машине в первую очередь предстояло установить новый двигатель, причем российского производства. Аналогичные проблемы были и у нового самолета Бе-200, разработанного в РФ (он используется МЧС в основном для тушения лесных пожаров).
Однако двигатель у амфибии – украинский Д-436ТП, сделанный в компании «Мотор-Сич».
Ранее стоявший на «Суперджете» SaM146 планово заменяется на отечественный ПД-8, являющийся менее мощным «собратом» ПД-14, сделанного для МС-21. Тяга нового двигателя, составляет 8 т на форсаже (в обычных условиях 7,5 т), что понятно из наименования. ПД-8 экономичнее на 3 % по сравнению со своим предшественником. Еще один немаловажный плюс – снижение стоимости, технического обслуживания, ремонта на 10 %.
По словам главы АО ОДК Шмотина Ю., все системы силового агрегата спроектированы и сделаны с «нуля». Но эксперты говорят: фактически новый двигатель состоит из пары частей. Одна, «холодная» позаимствована у SaM-16, «горячая», подвергшаяся дефорсированию, – у ПД-14.
Не стоит забывать, что двигатель работает в «связке» со многими авиационными системами. 27 из них – зарубежного производства и их придется заменить на российские аналоги.
Стендовые процедуры были завершены в мае минувшего года. Новый мотор, помимо меньшего расхода топлива, от французского агрегата отличается еще и немного большей тягой: разница составляет от 20 до 180 кгс. При этом российская установка без каких-либо переделок помещается в мотогондолу SSJ-100, уже выпущенных серийно.
ПД-8 уже побывал в небе в декабре 2022-го. Только не на «Суперджете», а на ИЛ-76ЛЛ – воздушном судне, используемым, как летающая лаборатория (аэродром Жуковский). В ходе испытаний были зафиксированы такие параметры, как рабочая температура, давление, частота вращения и иные важнейшие характеристики. Полученные данные подтвердили соответствие силовой установки конструкторским решениям. Также была зафиксирована безопасность эксплуатации агрегата. Всего произведено более 300 пусков авиамотора.
Новый силовая установка могла бы «оживить» полузабытый ближнемагистральный самолет. Когда-то Ту-334 был полностью готов к постановке на конвейер, судно даже обзавелось сертификатом годности. Но начальство и чиновники от политики выбрали «Боинги». Сможет ли Ту-334 возродиться?
Здесь главный вопрос – а кому он нужен? Лоббисты уверяют: лайнер устарел морально, на нем стоит украинский двигатель, число членов экипажа не соответствует общемировым требованиям: нужно два, а здесь три пилота. Но все не так просто и подобные утверждения стоит оспорить.
Украинские двигатели можно заменить на ПД-8. Существует проект Ту-334СМ, предусматривающий наличие двух пилотов и 130 пассажиров. Еще один важный плюс – унификация по многим компонентам с Ту-204, что удешевит конвейерное производство. Вывод однозначен: технические проблемы решаемы, но нужны ли РФ сразу два ближнемагистральных воздушных судна?
И тут на сцену выходит Иран: еще в 2011-м один из министров республики Али Никзад заявил, что его страна готова закупить у России этот самолет, если он будет соответствовать требованиям их Организации гражданской авиации. Плюс, самолет должен быть приспособленным к полетам в климатических условиях Ирана.
Но в то время Москва широко сотрудничала с Западом, рассчитывала на него, и сделка не осуществилась. Сегодня ситуация резко изменилась: если Ту-334 получит российские двигатели ПД-8, переговоры на эту тему можно возобновить. Тегеран крайне заинтересован в развитии гражданской авиации. Есть и еще вариант: организация в Иране совместного производства по выпуску Ту-334 с агрегатами ПД-8. В дальнейшем есть перспектива расширить сотрудничество, собирая совместно Ту-204СМ (если удастся поставить на конвейер ПС-90А3). Тогда Россия зарабатывала бы на продаже авиакомпонентов для поставленных самолетов.
Подготовка силового агрегата к серии, к удивлению многих, идет опережающими темпами. Работы движутся впереди графика на 12-15 месяцев. В начале 2023-го два экземпляра будут переданы в Комсомольск-на-Амуре, где двигатели установят на «Суперджет». Летом предполагается получить сертификат в два этапа. На первом документ будет иметь некоторые ограничения, по ходу испытаний они постепенно снимутся. Это связано с необходимостью отработки бортовой электроники. Одобрение на совершение полетов планируется получить ближе к концу текущего года.
Заметьте: работы над созданием новой силовой установки начались в 2019-м и то, что двигатель готов к серии спустя четыре года – оперативное достижение. Стоит ожидать, что сдвиг сроков в лучшую сторону сохранится. Шансы велики: при проектировании ПД-8 использовались наработки и решения, выверенные на «старшем брате» ПД-14. Это позволило ускорить подготовку новой установки к серийному производству.
Согласно заявления Минпромторга, в «ОДК-Сатурн», где собирают российский авиадвигатель, налажен выпуск турбинных лопаток с использование новейшей технологии – монокристаллического литья. Детали необходимы как для ПД-8, так и ряда наземных силовых агрегатов. В год планируется выпускать свыше 600 тыс. заготовок лопаток.
В программу по разработке и запуску в серию ПД-8 вложены крупные средства и есть надежда увидеть новый двигатель на «Суперджет» уже в следующем, 2024-м году. Предполагается: двадцать самолетов с новыми российскими двигателями поднимутся в небо. В дальнейшем ожидается создание целой серии авиамоторов и один из них, наиболее мощный – ПД-8В.
А что же с Бе-200? Здесь дело немного усложняется, что связано с агрессивной средой эксплуатации – соленой водой. Требуются специальные материалы, также придется приспосабливать двигатель к особым режимам работы. Все разработки на эту тему находятся в Запорожье, поэтому российским инженерам-конструкторам придется начинать все с «нуля». Но не привыкать! Здесь нет ничего неосуществимого.
Доходило до смешного: РФ не смогла продавать «Суперджет» в Иран, т. к. подобную операцию запретил …Минфин США. Главный аргумент – в самолете большинство узлов и деталей, произведенных в Америке. Вот до чего дожили! Так бы несчастный SSJ и канул в Лету, если бы российское правительство в срочном порядке не стало его спасать. Вместо «сборной солянки» появился SSJ-NEW. В этой машине в первую очередь предстояло установить новый двигатель, причем российского производства. Аналогичные проблемы были и у нового самолета Бе-200, разработанного в РФ (он используется МЧС в основном для тушения лесных пожаров).
Бе-200 тоже нуждается в ПД-8. Фото: YouTube.com
Однако двигатель у амфибии – украинский Д-436ТП, сделанный в компании «Мотор-Сич».
Ремоторизация
Ранее стоявший на «Суперджете» SaM146 планово заменяется на отечественный ПД-8, являющийся менее мощным «собратом» ПД-14, сделанного для МС-21. Тяга нового двигателя, составляет 8 т на форсаже (в обычных условиях 7,5 т), что понятно из наименования. ПД-8 экономичнее на 3 % по сравнению со своим предшественником. Еще один немаловажный плюс – снижение стоимости, технического обслуживания, ремонта на 10 %.
При разработке ПД-8 применялись новейшие 3D-технологии.
По словам главы АО ОДК Шмотина Ю., все системы силового агрегата спроектированы и сделаны с «нуля». Но эксперты говорят: фактически новый двигатель состоит из пары частей. Одна, «холодная» позаимствована у SaM-16, «горячая», подвергшаяся дефорсированию, – у ПД-14.
Новый двигатель оказался чуть мощнее и экономичнее французского аналога. Фото: YouTube.com
Не стоит забывать, что двигатель работает в «связке» со многими авиационными системами. 27 из них – зарубежного производства и их придется заменить на российские аналоги.
Испытания ПД-8
Стендовые процедуры были завершены в мае минувшего года. Новый мотор, помимо меньшего расхода топлива, от французского агрегата отличается еще и немного большей тягой: разница составляет от 20 до 180 кгс. При этом российская установка без каких-либо переделок помещается в мотогондолу SSJ-100, уже выпущенных серийно.
Подготовка в стендовым испытаниям. Фото: YouTube.com
ПД-8 уже побывал в небе в декабре 2022-го. Только не на «Суперджете», а на ИЛ-76ЛЛ – воздушном судне, используемым, как летающая лаборатория (аэродром Жуковский). В ходе испытаний были зафиксированы такие параметры, как рабочая температура, давление, частота вращения и иные важнейшие характеристики. Полученные данные подтвердили соответствие силовой установки конструкторским решениям. Также была зафиксирована безопасность эксплуатации агрегата. Всего произведено более 300 пусков авиамотора.
Ту-334: шанс вернуться
Новый силовая установка могла бы «оживить» полузабытый ближнемагистральный самолет. Когда-то Ту-334 был полностью готов к постановке на конвейер, судно даже обзавелось сертификатом годности. Но начальство и чиновники от политики выбрали «Боинги». Сможет ли Ту-334 возродиться?
Здесь главный вопрос – а кому он нужен? Лоббисты уверяют: лайнер устарел морально, на нем стоит украинский двигатель, число членов экипажа не соответствует общемировым требованиям: нужно два, а здесь три пилота. Но все не так просто и подобные утверждения стоит оспорить.
ПД-8 для Ту-334 – шанс встать на конвейер. Фото: YouTube.com
Украинские двигатели можно заменить на ПД-8. Существует проект Ту-334СМ, предусматривающий наличие двух пилотов и 130 пассажиров. Еще один важный плюс – унификация по многим компонентам с Ту-204, что удешевит конвейерное производство. Вывод однозначен: технические проблемы решаемы, но нужны ли РФ сразу два ближнемагистральных воздушных судна?
У Ту-334 и Ту-204 многие узлы и детали одинаковые. Фото: YouTube.com
И тут на сцену выходит Иран: еще в 2011-м один из министров республики Али Никзад заявил, что его страна готова закупить у России этот самолет, если он будет соответствовать требованиям их Организации гражданской авиации. Плюс, самолет должен быть приспособленным к полетам в климатических условиях Ирана.
Иран совсем не против закупать Ту-334 с ПД-8. Фото: YouTube.com
Но в то время Москва широко сотрудничала с Западом, рассчитывала на него, и сделка не осуществилась. Сегодня ситуация резко изменилась: если Ту-334 получит российские двигатели ПД-8, переговоры на эту тему можно возобновить. Тегеран крайне заинтересован в развитии гражданской авиации. Есть и еще вариант: организация в Иране совместного производства по выпуску Ту-334 с агрегатами ПД-8. В дальнейшем есть перспектива расширить сотрудничество, собирая совместно Ту-204СМ (если удастся поставить на конвейер ПС-90А3). Тогда Россия зарабатывала бы на продаже авиакомпонентов для поставленных самолетов.
Что сегодня с ПД-8 и Sukhoi Superjet New
Подготовка силового агрегата к серии, к удивлению многих, идет опережающими темпами. Работы движутся впереди графика на 12-15 месяцев. В начале 2023-го два экземпляра будут переданы в Комсомольск-на-Амуре, где двигатели установят на «Суперджет». Летом предполагается получить сертификат в два этапа. На первом документ будет иметь некоторые ограничения, по ходу испытаний они постепенно снимутся. Это связано с необходимостью отработки бортовой электроники. Одобрение на совершение полетов планируется получить ближе к концу текущего года.
Скоро полетим? Фото: YouTube.com
Заметьте: работы над созданием новой силовой установки начались в 2019-м и то, что двигатель готов к серии спустя четыре года – оперативное достижение. Стоит ожидать, что сдвиг сроков в лучшую сторону сохранится. Шансы велики: при проектировании ПД-8 использовались наработки и решения, выверенные на «старшем брате» ПД-14. Это позволило ускорить подготовку новой установки к серийному производству.
Согласно заявления Минпромторга, в «ОДК-Сатурн», где собирают российский авиадвигатель, налажен выпуск турбинных лопаток с использование новейшей технологии – монокристаллического литья. Детали необходимы как для ПД-8, так и ряда наземных силовых агрегатов. В год планируется выпускать свыше 600 тыс. заготовок лопаток.
Новый двигатель будет оснащаться лопатками российского производства. Фото: YouTube.com
В программу по разработке и запуску в серию ПД-8 вложены крупные средства и есть надежда увидеть новый двигатель на «Суперджет» уже в следующем, 2024-м году. Предполагается: двадцать самолетов с новыми российскими двигателями поднимутся в небо. В дальнейшем ожидается создание целой серии авиамоторов и один из них, наиболее мощный – ПД-8В.
Новый российский силовой агрегат ПД-8 планируют показать на выставке МАКС-2023.
А что же с Бе-200? Здесь дело немного усложняется, что связано с агрессивной средой эксплуатации – соленой водой. Требуются специальные материалы, также придется приспосабливать двигатель к особым режимам работы. Все разработки на эту тему находятся в Запорожье, поэтому российским инженерам-конструкторам придется начинать все с «нуля». Но не привыкать! Здесь нет ничего неосуществимого.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Из CR929 – С929: где Китай возьмет двигатели?
После выхода РФ из проекта CR929, китайцы продолжили строить самолет самостоятельно. Планер и электронное оборудование КНР по силам, но с двигателем –...
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
АВТОВАЗу грозит банкротство – что об этом думают российские автолюбители
При этом объемы производства растут. Да и цены на автомобили регулярно повышают....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
Вертолетное шасси – полозья или колеса?
Почему-то у американских вертолетов в основном полозья, а у советских, российских – колеса. А что лучше и надежнее? Это и будем выяснять....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Китайские партнеры заинтересовались нашими вертолетами
Российские машины среднего класса доминируют в Азиатском регионе. В сегменте тяжелых двухдвигательных вертолетов наши разработки занимают 30%, и продолжают...
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....