Лучший российский грузовик для бездорожья - ГАЗ, ЗиЛ или Урал?
Военные грузовики старой формации, вроде ЗиЛ-131, ГАЗ-66 и Урал 4320, сейчас может купить любой желающий за умеренную плату. Главное знать, для чего это нужно и не жалеть денег на топливо. А его понадобится много, особенно в случаях с бензиновыми ГАЗ-66 и ЗиЛ-131.
Российские военные грузовики отличаются высокой проходимостью, надёжностью и ремонтопригодностью в самых сложных дорожных условиях. В гражданской жизни эта техника популярна у рыбаков, охотников и путешественников, предпочитающих забираться в самые недоступные уголки России и других стран Европы и Азии. Но какой из этих военных грузовиков самый проходимый? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно рассмотреть каждый автомобиль отдельно, а потом сравнить их проходимость.
ЗиЛ-131 начали серийно выпускать с 1966 года, производство продолжалось до 2002 года включительно, так что можно смело назвать грузовик как советским, так и российским.
ЗиЛ-131 – это полноприводный автомобиль повышенной проходимости с колёсной формулой 6х6, оснащённый бензиновым двигателем с рабочим объёмом 6,0 литра, мощностью в 150 л.с.
Двигатель надёжный, простой и ремонтопригодный, но расход бензина у него просто запредельный – от 40 литров на 100 км пути по трассе, и до 100 литров во время езды по тяжёлому бездорожью. Во второй половине 1960-х годов бензин никто не считал в СССР, но уже в конце 1970-х советские экономисты решили, что пора переводить тяжёлые грузовики на дизельное топливо.
Тяжёлый грузовик ЗиЛ-131 имеет снаряжённую массу равную 6 135 кг без лебёдки и 6 375 кг с лебёдкой. Грузоподъёмность автомобиля 5 тонн по шоссе, по грунтовым дорогам или по бездорожью грузовик может перевозить до 3,5 тонны груза. Максимальная скорость автомобиля по шоссе - 85 км/ч, коробка передач механическая пятиступенчатая. Общая длина грузовика 7 040 мм, ширина – 2 500 мм, дорожный просвет – 330 мм.
Среднетонажный грузовик ГАЗ-66 изначально разрабатывался в качестве грузового автомобиля для десантников, отсюда его бескапотная компоновка. Выпуск был начат в 1964 году, и продолжался до 1999 года. Колёсная формула 4х4, полный привод. Двигатель бензиновый, восьмицилиндровый, V-образный. Рабочий объём двигателя 4,2 литра, мощность 112 л.с, коробка передач механическая четырехступенчатая.
Многие утверждают, что ГАЗ-66 самый проходимый российский грузовик за счёт своей лёгкости и бескапотной компоновки.
Грузоподъёмность ГАЗ-66 – 2 000 кг по трассе, при эксплуатации во внедорожных условиях грузовик перевозит до 1 500 кг груза. Длина автомобиля – 5 805 мм, ширина – 2 322 мм, дорожный просвет 315 мм.
Грузовой автомобиль повышенной проходимости Урал-4320 выгодно отличается от бензиновых ГАЗ и ЗиЛ мощным и экономичным дизельным двигателем. Грузовик длиннее ЗиЛ-131 – 7 588 мм против 7 040 мм, по ширине оба автомобиля одинаковые – 2 500 мм. Дорожный просвет у Урала больше чем у соперников – 400 мм.
Грузоподъёмность Урала по трассе около 7 000 кг, по бездорожью – около 5 000 кг.
Двигатели на Урал-4320 устанавливались разные, но все они дизельные. Самые популярные моторы:
Как видим, даже самый «слабый» агрегат выдает достаточно приличные для того времени 210 «лошадок».
Можно до хрипоты спорить, какой военный российский грузовик лучше, но точный ответ на вопрос может дать только сравнительный тест. Сейчас такие испытания регулярно проводят энтузиасты, но ещё в СССР в 1980-х годах инженеры проводили такие сравнения по всем правилам, и выяснили, какой грузовик лучше и «проходимее».
Хотя все автомобили имеют разное предназначение и весовые категории, сравнения проводились в одинаковых условиях, с одинаковой загрузкой до полной массы.
Первый этап – сравнение по удельной силе тяги на деформируемых грунтах, в условиях езды по песку и мокрой пахоте. При езде в таких условиях спасением для водителя является система централизованной подкачки шин – давление снижается с 2 атмосфер до 0,5 атмосфер, и грузовик демонстрирует увеличение силы тяги в разы, вплоть до 7 раз!
В этом испытании победил Урал-4320, его коэффициент силы тяги к единице веса грузовика составил значение в 0,53 единицы. Почти не отстал от лидера ЗиЛ-131, который по факту является предшественником Урала – 0,52 единицы. Хвалёный ГАЗ-66, который «самый проходимый, лёгкий и маневренный», серьёзно отстал от лидеров – 0,35 единицы.
Следующий параметр – это скорость движения на пахоте и песке:
Как видно из списка, «лёгкую и маневренную» Шишигу подвёл слабый бензиновый двигатель. Но по глубине колеи на песке и пахоте ГАЗ-66 точно должен быть впереди?
Посмотрим:
Как ни странно, и тут ГАЗ-66 проиграл! Связано это с колёсной формулой 4х4, ведь другие конкурсанты имеют базу 6х6.
По снегу увереннее всех передвигается Урал-4320, зато по болотистой местности лучше всех идет легкий ГАЗ-66.
Способность преодоления подъёма по песку и пахоте выше всего у Урала – 11,9° и 27,9°. ЗиЛ-131 немного отстаёт - 11,3° и 27,5°. ГАЗ-66 опять отстаёт - 3,4° и 19,5°.
Испытание по преодолению окопа шириной 1,2 метра пройти смог только Урал, как под острым, так и под прямым углом. ЗиЛ-131 прошёл окоп только под острым углом, а ГАЗ-66 вообще не смог пройти испытание.
Преодоление ступеньки лучше всего получилось у Урала – максимальная высота составила 0,67 метра. Для ЗиЛ этот показатель составил 0,55 метра, а ГАЗ смог преодолеть максимальную высоту контрэскарпа в 0,5 метра. Интересно, что попытка преодолеть более высокую ступеньку для всех автомобилей, кроме Урала, заканчивается плачевно – гнётся передний кардан, Урал просто садится на раму.
Езда по разбитым грунтовым дорогам возможна до тех пор, пока глубина колеи серьёзно не превысит дорожный просвет:
Безоговорочным лидером сравнительных испытаний становится Урал-4320, хвалёный ГАЗ-66 занимает почетное последнее место. Но в любом случае, всё соответствует соотношению цена/качество – ГАЗ-66 на вторичном рынке стоит дешевле всего.
Получается, машины достаточно интересные для любителей OffRoad. Но вот насколько доступным будет такое развлечение. Несмотря на года, конечно-же, все зависит от модели. Средние цены на грузовики повышенной проходимости:
Цены приблизительные, и могут варьироваться как от региона, так и состояния авто. Покупая любой из этих грузовиков, можно получить высокую проходимость даже в стоковом состоянии, но не стоит забывать про мастерство водителя – обычно именно этот критерий ценится дороже всего. Как показывает практика, в некоторых случаях навыки определяют 90% успеха езды по бездорожью. Вы согласны?
Российские военные грузовики отличаются высокой проходимостью, надёжностью и ремонтопригодностью в самых сложных дорожных условиях. В гражданской жизни эта техника популярна у рыбаков, охотников и путешественников, предпочитающих забираться в самые недоступные уголки России и других стран Европы и Азии. Но какой из этих военных грузовиков самый проходимый? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно рассмотреть каждый автомобиль отдельно, а потом сравнить их проходимость.
ЗиЛ-131
ЗиЛ-131 начали серийно выпускать с 1966 года, производство продолжалось до 2002 года включительно, так что можно смело назвать грузовик как советским, так и российским.
Интересно! ЗиЛ-131 разрабатывался в качестве замены ЗиЛ-157 (Колун), но в итоге оба грузовика выпускались параллельно более 25 лет, производство ЗиЛ-157 было свёрнуто только в 1992 году!
ЗиЛ-131 – это полноприводный автомобиль повышенной проходимости с колёсной формулой 6х6, оснащённый бензиновым двигателем с рабочим объёмом 6,0 литра, мощностью в 150 л.с.
Песок не преграда для российского ЗиЛ-131! Фото: youtube.com
Двигатель надёжный, простой и ремонтопригодный, но расход бензина у него просто запредельный – от 40 литров на 100 км пути по трассе, и до 100 литров во время езды по тяжёлому бездорожью. Во второй половине 1960-х годов бензин никто не считал в СССР, но уже в конце 1970-х советские экономисты решили, что пора переводить тяжёлые грузовики на дизельное топливо.
Сейчас средний расход в 60 литров бензина у ЗиЛ-131 смотрится жутковато для бюджета частного владельца.
Тяжёлый грузовик ЗиЛ-131 имеет снаряжённую массу равную 6 135 кг без лебёдки и 6 375 кг с лебёдкой. Грузоподъёмность автомобиля 5 тонн по шоссе, по грунтовым дорогам или по бездорожью грузовик может перевозить до 3,5 тонны груза. Максимальная скорость автомобиля по шоссе - 85 км/ч, коробка передач механическая пятиступенчатая. Общая длина грузовика 7 040 мм, ширина – 2 500 мм, дорожный просвет – 330 мм.
ГАЗ-66
Среднетонажный грузовик ГАЗ-66 изначально разрабатывался в качестве грузового автомобиля для десантников, отсюда его бескапотная компоновка. Выпуск был начат в 1964 году, и продолжался до 1999 года. Колёсная формула 4х4, полный привод. Двигатель бензиновый, восьмицилиндровый, V-образный. Рабочий объём двигателя 4,2 литра, мощность 112 л.с, коробка передач механическая четырехступенчатая.
После тюнинга ГАЗ-66 поедет лучше! Фото: youtube.com
Многие утверждают, что ГАЗ-66 самый проходимый российский грузовик за счёт своей лёгкости и бескапотной компоновки.
Грузоподъёмность ГАЗ-66 – 2 000 кг по трассе, при эксплуатации во внедорожных условиях грузовик перевозит до 1 500 кг груза. Длина автомобиля – 5 805 мм, ширина – 2 322 мм, дорожный просвет 315 мм.
Урал-4320
Грузовой автомобиль повышенной проходимости Урал-4320 выгодно отличается от бензиновых ГАЗ и ЗиЛ мощным и экономичным дизельным двигателем. Грузовик длиннее ЗиЛ-131 – 7 588 мм против 7 040 мм, по ширине оба автомобиля одинаковые – 2 500 мм. Дорожный просвет у Урала больше чем у соперников – 400 мм.
Грузоподъёмность Урала по трассе около 7 000 кг, по бездорожью – около 5 000 кг.
Урал-4320 – это лидер испытаний! Фото: youtube.com
Двигатели на Урал-4320 устанавливались разные, но все они дизельные. Самые популярные моторы:
- ? ЯМЗ-236 с рабочим объёмом 11,15 литра и мощностью 230 л.с;
- ? ЯМЗ-238 с рабочим объёмом 14,86 литра и мощностью 240 л.с;
- ? КамАЗ-740 с рабочим объёмом 10,86 литра и мощностью 210 л.с;
- ? ЯМЗ-6565 с рабочим объёмом 11,15 литра и мощностью 300 л.с;
- ? ЯМЗ-536 с рабочим объёмом 6,65 литра и мощностью 312 л.с.
Как видим, даже самый «слабый» агрегат выдает достаточно приличные для того времени 210 «лошадок».
Сравнение грузовиков по проходимости
Можно до хрипоты спорить, какой военный российский грузовик лучше, но точный ответ на вопрос может дать только сравнительный тест. Сейчас такие испытания регулярно проводят энтузиасты, но ещё в СССР в 1980-х годах инженеры проводили такие сравнения по всем правилам, и выяснили, какой грузовик лучше и «проходимее».
В стоке ГАЗ-66 явно не хватает мощности. Фото: youtube.com
Хотя все автомобили имеют разное предназначение и весовые категории, сравнения проводились в одинаковых условиях, с одинаковой загрузкой до полной массы.
Первый этап – сравнение по удельной силе тяги на деформируемых грунтах, в условиях езды по песку и мокрой пахоте. При езде в таких условиях спасением для водителя является система централизованной подкачки шин – давление снижается с 2 атмосфер до 0,5 атмосфер, и грузовик демонстрирует увеличение силы тяги в разы, вплоть до 7 раз!
В этом испытании победил Урал-4320, его коэффициент силы тяги к единице веса грузовика составил значение в 0,53 единицы. Почти не отстал от лидера ЗиЛ-131, который по факту является предшественником Урала – 0,52 единицы. Хвалёный ГАЗ-66, который «самый проходимый, лёгкий и маневренный», серьёзно отстал от лидеров – 0,35 единицы.
Следующий параметр – это скорость движения на пахоте и песке:
- ? ЗиЛ-131 – 12 км/ч пахота, 22 км/ч песок
- ? Урал-4320 – 13 / 22,5 км/ч
- ? Газ-66 – 10 / 15 км/час
Как видно из списка, «лёгкую и маневренную» Шишигу подвёл слабый бензиновый двигатель. Но по глубине колеи на песке и пахоте ГАЗ-66 точно должен быть впереди?
Посмотрим:
- ? ЗиЛ-131 – 4,5 см песок, 19 см пахота
- ? Урал-4320 – 5 см / 20 см
- ? Газ-66 – 5 см / 24 см
Как ни странно, и тут ГАЗ-66 проиграл! Связано это с колёсной формулой 4х4, ведь другие конкурсанты имеют базу 6х6.
По снегу увереннее всех передвигается Урал-4320, зато по болотистой местности лучше всех идет легкий ГАЗ-66.
Способность преодоления подъёма по песку и пахоте выше всего у Урала – 11,9° и 27,9°. ЗиЛ-131 немного отстаёт - 11,3° и 27,5°. ГАЗ-66 опять отстаёт - 3,4° и 19,5°.
Испытание по преодолению окопа шириной 1,2 метра пройти смог только Урал, как под острым, так и под прямым углом. ЗиЛ-131 прошёл окоп только под острым углом, а ГАЗ-66 вообще не смог пройти испытание.
ЗиЛ-131 покоряет бездорожье. Фото: youtube.com
Преодоление ступеньки лучше всего получилось у Урала – максимальная высота составила 0,67 метра. Для ЗиЛ этот показатель составил 0,55 метра, а ГАЗ смог преодолеть максимальную высоту контрэскарпа в 0,5 метра. Интересно, что попытка преодолеть более высокую ступеньку для всех автомобилей, кроме Урала, заканчивается плачевно – гнётся передний кардан, Урал просто садится на раму.
Езда по разбитым грунтовым дорогам возможна до тех пор, пока глубина колеи серьёзно не превысит дорожный просвет:
- ? Урал едет до тех пор, пока глубина колеи не превысит 450 мм
- ? для ЗиЛ этот показатель составляет 370 мм
- ? ГАЗ-66 застрянет, когда глубина колеи превысит 330 мм
Безоговорочным лидером сравнительных испытаний становится Урал-4320, хвалёный ГАЗ-66 занимает почетное последнее место. Но в любом случае, всё соответствует соотношению цена/качество – ГАЗ-66 на вторичном рынке стоит дешевле всего.
Урал пройдёт везде, ну, почти... Фото: youtube.com]
Сколько стоит удовольствие?
Получается, машины достаточно интересные для любителей OffRoad. Но вот насколько доступным будет такое развлечение. Несмотря на года, конечно-же, все зависит от модели. Средние цены на грузовики повышенной проходимости:
- ? ГАЗ-66 – 200 000 руб.
- ? ЗиЛ-131 – 350 000 руб. (за эту цену можно найти даже переоборудованный грузовик с дизельным двигателем)
- ? Урал-4320 – 1 300 000 рублей.
Цены приблизительные, и могут варьироваться как от региона, так и состояния авто. Покупая любой из этих грузовиков, можно получить высокую проходимость даже в стоковом состоянии, но не стоит забывать про мастерство водителя – обычно именно этот критерий ценится дороже всего. Как показывает практика, в некоторых случаях навыки определяют 90% успеха езды по бездорожью. Вы согласны?
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
ПД-8: новому «Суперджету» быть?
Двигатель ПД-8 с момента своего появления позиционируется как один из ключевых элементов российской программы импортозамещения в гражданской авиации....
Кому нужны российско-белорусские легкие самолеты L-410?
И вообще, нужны ли они нашей стране? Судя по сложившейся ситуации, особо Россия в них не заинтересована....
Российская авиация пополнится универсальными и многозадачными дирижаблями
Первый шаг для этого уже сделан – разработан уникальный аэростат. Осталось только организовать его серийное производство....
«Урал» с двумя колясками – «новое слово» в мототехнике
Кому и как только могло это прийти в голову? Трехколесный мотоцикл или велосипед – тут ничего удивительного нет, но, чтобы «Урал» с парой колясок по бокам –...
Советские паровозы: красные колеса, проблемы утилизации и прочие ж/д загадки
Становление и развитие советского паровозостроения – яркая, захватывающая и героическая страница истории страны. Об этом и не только в нашем материале....
В ПД-35 установили лопатки вентилятора из прорывного материала
Отечественная промышленность продолжает осваивать инновационные материалы. Разработку уже адаптировали для использования на ПД-35, который успешно прошел...
Доступный российский гибрид скоро начнут выпускать в Тульской области
Благодарить за это следует Haval. Представители компании хотят оперативно занять нишу....
«Везува С2» – сделано в России
Внедорожник «Везува С2», разработанный в Красноярске, привлекает внимание инновациями и ярким дизайном. Его необычная трехсекционная оптика и ряд нестандартных...
УАЗ «Патриот» ждут серьезные изменения
Ульяновский завод готовит масштабное обновление отечественного внедорожника. Свежие подробности новых изменений читайте в нашем материале....
Самый большой в истории мировой авиации самолет с электроприводом совсем скоро поднимется в воздух
Как это может повлиять на «расклад сил» в сфере услуг авиаперевозок внутри страны, и кто еще «наступает на пятки» создателям крупнейшего электрического...
Старыми тракторами тащим новый супердорогой экскаватор
Вот так вот запросто 20 млн рублей барахтаются в грязи. Экскаватор надо вытаскивать – но в распоряжении спасателей-энтузиастов не так много техники: в...
Мотоциклы «Урал» станут доступней – производство новой модификации стартовало
Внешне это почти тот же советский мотоцикл с коляской. Только он куда надежней и заводится с кнопки....
Мировой рекордсмен – 4,2-литровый 48-цилиндровый Kawasaki
Сколько по времени, и, главное, для чего собирался этот уникальный «экспонат», на котором, к слову, некоторым счастливцам даже довелось прокатиться, читайте в...
Ремонт ГТТ – исправляем оплошности советских инженеров
ГТТ – популярный и проходимый вездеход, используемый до сих пор. Но у него, еще со времен СССР, имеется недостаток: сползание гусеницы из-за неудачной...
Собираем клюкву трактором
Выращивание этой ягоды в промышленных масштабах требует специального оборудования, навешиваемого на трактор. Однако не каждая модель подойдет для этого....
Авиалайнеры SSJ100 успешно эксплуатируются уже 14 лет – появилась официальная статистика
И никакие антироссийские санкции не мешают этому. Более того – импортозамещение стремительно наращивает темпы....