.d-md-none .d-lg-block bibimot

Magirus-Deutz – лучший «советский» самосвал по мнению водителей

Magirus-Deutz – лучший «советский» самосвал по мнению водителей
Советский Союз выпускал много грузовиков. Заводы почти обеспечивали потребности огромной страны, но не всегда. Например, для работы в суровых условиях Сибири требовались большегрузные самосвалы. Такие автомобили должны отличаться надежностью, ибо ремонтировать их на морозе – это не самое приятное занятие.


Приходилось закупать иностранные грузовики. Хотя, начиналось все, можно сказать, со случайности. Например, первые самосвалы бренда Tatra попали в СССР еще в 1945 году, когда их подарили Красной Армии. Потом эти грузовики покупались Советским Союзом на протяжении нескольких десятилетий. Работали они в Сибири и на «стройках века».

Чешские самосвалы оказались удачным приобретением, но их не хватало. Приходилось довольствоваться грузовиками собственного производства. Но когда СССР возобновил работы по строительству БАМ, в начале 70-х, было решено закупить крупную партию немецких грузовиков.

Magirus-Deutz – лучший «советский» самосвал по мнению водителейОтправка грузовиков в СССР. Фото: Youtube.com

По понятным причинам партнером Советского Союза стала фирма из ГДР – Magirus-Deutz. Конечно, были самосвалы, нужные СССР и у других производителей, таких как Daimler-Benz или MAN. Но это было делом чести поддержать коммунистическое государство ГДР, тем более, что дела у Magirus-Deutz в начале 70-х складывались не лучшим образом.

Почему они были капотными?


Немецкая автомобильная промышленность уже в конце 70-х начала отказываться от капотных грузовиков. Причина проста – такие модели компактнее, что немаловажно, учитывая специфику старых европейских городов и их узкие улицы.

Компания Magirus-Deutz из этого тренда старалась не выбиваться. Но в связи с особенностями экономики ГДР все же представила новое поколение тяжелых капотных грузовиков. Официально это звучало как забота о консервативных клиентах, предпочитающих наличие спереди зоны деформации. По факту, строительные организации ГДР просто не имели возможности купить автомобили из ФРГ, тем более, что существовал свой завод.

Это Урал-IVECO 330.30 ANW – грузовик, созданный по мотивам тех самых Магирус-Дойц. Фото: Youtube.com

Что касается Magirus-Deutz, то вряд ли это предприятие имело возможность свободного выбора. Вспомнив, как развивался советский автопром, становится понятно, что появление нового поколения капотных грузовиков было предопределено. Зачем что-то менять и вкладывать деньги в новые линии, если купят и так за неимением альтернативы?

Как «Магирусы» попали в СССР


В 1974 году советское правительство заключает контракт с компанией Magirus-Deutz на поставку тяжелых грузовиков, в первую очередь, самосвалов. СССР нужны были такие автомобили, способные перевозить максимальный вес за одну «ходку».

Самый тяжелый самосвал в СССР на то время был КрАЗ-256Б. Его грузоподъемность равнялась 12 тоннам, но и этого оказалось мало. Альтернативой были автомобили Tatra из Чехословакии. Их карьерные самосвалы могли брать на борт до 15 тонн. Только чешский завод был не способен в течение нескольких лет дать Советскому Союзу необходимое количество автомобилей – объемы производства не те.

Грузовик на работе. Фото: Youtube.com

А вот для Magirus-Deutz этот заказ был знаковым. СССР для окончания строительства Байкало–Амурской магистрали купил более 9 тысяч грузовиков.

В Советский Союз поставляли модели:

✅ 290D26К
✅ 290D26L
✅ 232D19К
✅ 232D19L

Все грузовики с литерой «К» в индексе – это самосвалы. «L» говорит о том, что это бортовая модификация. Цифры перед литерой – это полная разрешенная масса.

Больше всего в СССР поставлялось трехосных самосвалов 290D26К. Они имели грузоподъемность 16,6 тонны, то есть, больше, чем у Tatra, а тем более КрАЗ. Потребность в бортовых грузовиках была в СССР невелика. Не особо требовались и двухосные машины с грузоподъемностью 10 тонн, хотя их тоже покупали.

Кроме самосвалов и бортовых моделей, Советский Союз в небольших количествах брал седельные тягачи и фургоны-автомастерские. Оборудование последних позволяло произвести обслуживание и ремонты грузовиков Magirus-Deutz.

Бортовой двухосный грузовик. Фото: Youtube.com

Все Магирус-Дойц отличались надежностью, экономичностью, грузоподъемностью. Советские водители получали невероятный для них уровень комфорта в любых климатических условиях.

Трехосные грузовики отличались проходимостью. Несмотря на колесную формулу 6х4, то есть, привод был не полным, автомобиль имел межосевую и межколесную блокировки дифференциалов. Вместо раздаточной коробки у трехосных моделей производитель внедрил цилиндрические редукторы на промежуточных мостах.

Конечно, конструкция грузовиков Magirus-Deutz серьезно отличалась от того, что выпускалось в СССР. В теории, это должно было усложнить ремонт этих автомобилей. Дело в том, что советские механики просто не умели обслуживать такие машины, а дизельные двигатели воздушного охлаждения были им неизвестны.

Автобаза в СССР. Фото: Youtube.com

Но на практике оказалось, что «Магирусы» отличаются невероятной для техники СССР надежностью. Ломались они редко. Более того – часть автомобилей, завезенных во второй половине 70-х, до сих пор на ходу.

Кабина и ее особенности


Грузовики Magirus-Deutz 70-х годов унифицированы друг с другом. Это было нужно для упрощения и удешевления производства, но не в ущерб качеству. Соответственно, кабины у «Магирусов», поставляемых в СССР, были почти идентичными. Единственное внешнее отличие – длина капота. У десятицилиндровых трехосных самосвалов и бортовых моделей она на 200 мм больше.

В кабине было просторно, удобно и тепло. Фото: Youtube.com

Дизайн кабин специфический – «носатый». Если сравнивать его с чем-то знакомым для большинства российских водителей – это похоже на ЗИЛ-4331. Кабины трехместные, просторные, цельнометаллические. Специально для эксплуатации в Сибири, автомобили тщательно проклеивались шумо и термоизоляцией.

Стекла тройные, лобовое впечатляло размерами. Водительское сиденье эргономичное, регулируемое в нескольких направлениях.
Крепление кабины к раме реализовано за счет кронштейнов, резиновых подушек и опорной дуги. Для максимального комфорта ее поддерживают четыре гидравлических амортизатора – по два с каждой стороны.

Специально для Советского Союза грузовики получили по 4 фары. В стандартных комплектациях их всего две. Дополнительные светоэлементы размещены в бампере. Фары закрыты защитными решетками.

Отопление кабины реализован грамотно, специально для суровых условий Сибири. Там установлены два автономных обогревателя Webasto. 2-2,5 литра топлива в бачке для них хватало на 2-8 часов. Время и интенсивность работы зависело от забортной температуры. Один отопитель обогревал аккумуляторы.

Двигатели


Все трехосные грузовики оснащались десятицилиндровыми дизельными моторами. Их мощность – от 290 до 310 л. с. в зависимости от модификации. Паспортная скорость – 73 км/ч. Но водители, работающие на этих автомобилях, утверждают, что разгонялись до 90 км/ч по шоссе даже груженые.

Двигатель Magirus-Deutz. Фото: Youtube.com

Двухосные Магирус-Дойц оснащались восьмицилиндровыми двигателями. Их мощность в диапазоне от 210 до 248 л. с.
Все моторы Magirus-Deutz отличались экономичностью и высокой надежностью. Они специально доработаны для эксплуатации в условиях Сибири.

Водители, которые трудились на строительстве БАМ и месторождениях, рассказывали, что они часто даже не переодевались перед работой, оставаясь в конце смены чистыми.

Если собрать все отзывы о грузовиках марки Magirus-Deutz, можно с уверенностью сказать, что это лучший самосвал, работавший в СССР.

Автор:

Использованы фотографии: https://youtube.com

А вы помните Magirus-Deutz?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
Морозоустойчивые самосвалы «Tatra» и другие модели брендаСамосвал Tatra-148 – в СССР этот грузовик считался самым надежным