
Magirus-Deutz – лучший «советский» самосвал по мнению водителей
Советский Союз выпускал много грузовиков. Заводы почти обеспечивали потребности огромной страны, но не всегда. Например, для работы в суровых условиях Сибири требовались большегрузные самосвалы. Такие автомобили должны отличаться надежностью, ибо ремонтировать их на морозе – это не самое приятное занятие.
Приходилось закупать иностранные грузовики. Хотя, начиналось все, можно сказать, со случайности. Например, первые самосвалы бренда Tatra попали в СССР еще в 1945 году, когда их подарили Красной Армии. Потом эти грузовики покупались Советским Союзом на протяжении нескольких десятилетий. Работали они в Сибири и на «стройках века».
Чешские самосвалы оказались удачным приобретением, но их не хватало. Приходилось довольствоваться грузовиками собственного производства. Но когда СССР возобновил работы по строительству БАМ, в начале 70-х, было решено закупить крупную партию немецких грузовиков.
Отправка грузовиков в СССР. Фото: Youtube.com
По понятным причинам партнером Советского Союза стала фирма из ГДР – Magirus-Deutz. Конечно, были самосвалы, нужные СССР и у других производителей, таких как Daimler-Benz или MAN. Но это было делом чести поддержать коммунистическое государство ГДР, тем более, что дела у Magirus-Deutz в начале 70-х складывались не лучшим образом.
Немецкая автомобильная промышленность уже в конце 70-х начала отказываться от капотных грузовиков. Причина проста – такие модели компактнее, что немаловажно, учитывая специфику старых европейских городов и их узкие улицы.
Компания Magirus-Deutz из этого тренда старалась не выбиваться. Но в связи с особенностями экономики ГДР все же представила новое поколение тяжелых капотных грузовиков. Официально это звучало как забота о консервативных клиентах, предпочитающих наличие спереди зоны деформации. По факту, строительные организации ГДР просто не имели возможности купить автомобили из ФРГ, тем более, что существовал свой завод.
Это Урал-IVECO 330.30 ANW – грузовик, созданный по мотивам тех самых Магирус-Дойц. Фото: Youtube.com
Что касается Magirus-Deutz, то вряд ли это предприятие имело возможность свободного выбора. Вспомнив, как развивался советский автопром, становится понятно, что появление нового поколения капотных грузовиков было предопределено. Зачем что-то менять и вкладывать деньги в новые линии, если купят и так за неимением альтернативы?
В 1974 году советское правительство заключает контракт с компанией Magirus-Deutz на поставку тяжелых грузовиков, в первую очередь, самосвалов. СССР нужны были такие автомобили, способные перевозить максимальный вес за одну «ходку».
Самый тяжелый самосвал в СССР на то время был КрАЗ-256Б. Его грузоподъемность равнялась 12 тоннам, но и этого оказалось мало. Альтернативой были автомобили Tatra из Чехословакии. Их карьерные самосвалы могли брать на борт до 15 тонн. Только чешский завод был не способен в течение нескольких лет дать Советскому Союзу необходимое количество автомобилей – объемы производства не те.
Грузовик на работе. Фото: Youtube.com
А вот для Magirus-Deutz этот заказ был знаковым. СССР для окончания строительства Байкало–Амурской магистрали купил более 9 тысяч грузовиков.
В Советский Союз поставляли модели:
✅ 290D26К
✅ 290D26L
✅ 232D19К
✅ 232D19L
Все грузовики с литерой «К» в индексе – это самосвалы. «L» говорит о том, что это бортовая модификация. Цифры перед литерой – это полная разрешенная масса.
Больше всего в СССР поставлялось трехосных самосвалов 290D26К. Они имели грузоподъемность 16,6 тонны, то есть, больше, чем у Tatra, а тем более КрАЗ. Потребность в бортовых грузовиках была в СССР невелика. Не особо требовались и двухосные машины с грузоподъемностью 10 тонн, хотя их тоже покупали.
Кроме самосвалов и бортовых моделей, Советский Союз в небольших количествах брал седельные тягачи и фургоны-автомастерские. Оборудование последних позволяло произвести обслуживание и ремонты грузовиков Magirus-Deutz.
Бортовой двухосный грузовик. Фото: Youtube.com
Все Магирус-Дойц отличались надежностью, экономичностью, грузоподъемностью. Советские водители получали невероятный для них уровень комфорта в любых климатических условиях.
Трехосные грузовики отличались проходимостью. Несмотря на колесную формулу 6х4, то есть, привод был не полным, автомобиль имел межосевую и межколесную блокировки дифференциалов. Вместо раздаточной коробки у трехосных моделей производитель внедрил цилиндрические редукторы на промежуточных мостах.
Конечно, конструкция грузовиков Magirus-Deutz серьезно отличалась от того, что выпускалось в СССР. В теории, это должно было усложнить ремонт этих автомобилей. Дело в том, что советские механики просто не умели обслуживать такие машины, а дизельные двигатели воздушного охлаждения были им неизвестны.
Автобаза в СССР. Фото: Youtube.com
Но на практике оказалось, что «Магирусы» отличаются невероятной для техники СССР надежностью. Ломались они редко. Более того – часть автомобилей, завезенных во второй половине 70-х, до сих пор на ходу.
Грузовики Magirus-Deutz 70-х годов унифицированы друг с другом. Это было нужно для упрощения и удешевления производства, но не в ущерб качеству. Соответственно, кабины у «Магирусов», поставляемых в СССР, были почти идентичными. Единственное внешнее отличие – длина капота. У десятицилиндровых трехосных самосвалов и бортовых моделей она на 200 мм больше.
В кабине было просторно, удобно и тепло. Фото: Youtube.com
Дизайн кабин специфический – «носатый». Если сравнивать его с чем-то знакомым для большинства российских водителей – это похоже на ЗИЛ-4331. Кабины трехместные, просторные, цельнометаллические. Специально для эксплуатации в Сибири, автомобили тщательно проклеивались шумо и термоизоляцией.
Стекла тройные, лобовое впечатляло размерами. Водительское сиденье эргономичное, регулируемое в нескольких направлениях.
Крепление кабины к раме реализовано за счет кронштейнов, резиновых подушек и опорной дуги. Для максимального комфорта ее поддерживают четыре гидравлических амортизатора – по два с каждой стороны.
Отопление кабины реализован грамотно, специально для суровых условий Сибири. Там установлены два автономных обогревателя Webasto. 2-2,5 литра топлива в бачке для них хватало на 2-8 часов. Время и интенсивность работы зависело от забортной температуры. Один отопитель обогревал аккумуляторы.
Все трехосные грузовики оснащались десятицилиндровыми дизельными моторами. Их мощность – от 290 до 310 л. с. в зависимости от модификации. Паспортная скорость – 73 км/ч. Но водители, работающие на этих автомобилях, утверждают, что разгонялись до 90 км/ч по шоссе даже груженые.
Двигатель Magirus-Deutz. Фото: Youtube.com
Двухосные Магирус-Дойц оснащались восьмицилиндровыми двигателями. Их мощность в диапазоне от 210 до 248 л. с.
Все моторы Magirus-Deutz отличались экономичностью и высокой надежностью. Они специально доработаны для эксплуатации в условиях Сибири.
Водители, которые трудились на строительстве БАМ и месторождениях, рассказывали, что они часто даже не переодевались перед работой, оставаясь в конце смены чистыми.
Если собрать все отзывы о грузовиках марки Magirus-Deutz, можно с уверенностью сказать, что это лучший самосвал, работавший в СССР.
Приходилось закупать иностранные грузовики. Хотя, начиналось все, можно сказать, со случайности. Например, первые самосвалы бренда Tatra попали в СССР еще в 1945 году, когда их подарили Красной Армии. Потом эти грузовики покупались Советским Союзом на протяжении нескольких десятилетий. Работали они в Сибири и на «стройках века».
Чешские самосвалы оказались удачным приобретением, но их не хватало. Приходилось довольствоваться грузовиками собственного производства. Но когда СССР возобновил работы по строительству БАМ, в начале 70-х, было решено закупить крупную партию немецких грузовиков.

По понятным причинам партнером Советского Союза стала фирма из ГДР – Magirus-Deutz. Конечно, были самосвалы, нужные СССР и у других производителей, таких как Daimler-Benz или MAN. Но это было делом чести поддержать коммунистическое государство ГДР, тем более, что дела у Magirus-Deutz в начале 70-х складывались не лучшим образом.
Почему они были капотными?
Немецкая автомобильная промышленность уже в конце 70-х начала отказываться от капотных грузовиков. Причина проста – такие модели компактнее, что немаловажно, учитывая специфику старых европейских городов и их узкие улицы.
Компания Magirus-Deutz из этого тренда старалась не выбиваться. Но в связи с особенностями экономики ГДР все же представила новое поколение тяжелых капотных грузовиков. Официально это звучало как забота о консервативных клиентах, предпочитающих наличие спереди зоны деформации. По факту, строительные организации ГДР просто не имели возможности купить автомобили из ФРГ, тем более, что существовал свой завод.

Что касается Magirus-Deutz, то вряд ли это предприятие имело возможность свободного выбора. Вспомнив, как развивался советский автопром, становится понятно, что появление нового поколения капотных грузовиков было предопределено. Зачем что-то менять и вкладывать деньги в новые линии, если купят и так за неимением альтернативы?
Как «Магирусы» попали в СССР
В 1974 году советское правительство заключает контракт с компанией Magirus-Deutz на поставку тяжелых грузовиков, в первую очередь, самосвалов. СССР нужны были такие автомобили, способные перевозить максимальный вес за одну «ходку».
Самый тяжелый самосвал в СССР на то время был КрАЗ-256Б. Его грузоподъемность равнялась 12 тоннам, но и этого оказалось мало. Альтернативой были автомобили Tatra из Чехословакии. Их карьерные самосвалы могли брать на борт до 15 тонн. Только чешский завод был не способен в течение нескольких лет дать Советскому Союзу необходимое количество автомобилей – объемы производства не те.

А вот для Magirus-Deutz этот заказ был знаковым. СССР для окончания строительства Байкало–Амурской магистрали купил более 9 тысяч грузовиков.
В Советский Союз поставляли модели:
✅ 290D26К
✅ 290D26L
✅ 232D19К
✅ 232D19L
Все грузовики с литерой «К» в индексе – это самосвалы. «L» говорит о том, что это бортовая модификация. Цифры перед литерой – это полная разрешенная масса.
Больше всего в СССР поставлялось трехосных самосвалов 290D26К. Они имели грузоподъемность 16,6 тонны, то есть, больше, чем у Tatra, а тем более КрАЗ. Потребность в бортовых грузовиках была в СССР невелика. Не особо требовались и двухосные машины с грузоподъемностью 10 тонн, хотя их тоже покупали.
Кроме самосвалов и бортовых моделей, Советский Союз в небольших количествах брал седельные тягачи и фургоны-автомастерские. Оборудование последних позволяло произвести обслуживание и ремонты грузовиков Magirus-Deutz.

Все Магирус-Дойц отличались надежностью, экономичностью, грузоподъемностью. Советские водители получали невероятный для них уровень комфорта в любых климатических условиях.
Трехосные грузовики отличались проходимостью. Несмотря на колесную формулу 6х4, то есть, привод был не полным, автомобиль имел межосевую и межколесную блокировки дифференциалов. Вместо раздаточной коробки у трехосных моделей производитель внедрил цилиндрические редукторы на промежуточных мостах.
Конечно, конструкция грузовиков Magirus-Deutz серьезно отличалась от того, что выпускалось в СССР. В теории, это должно было усложнить ремонт этих автомобилей. Дело в том, что советские механики просто не умели обслуживать такие машины, а дизельные двигатели воздушного охлаждения были им неизвестны.

Но на практике оказалось, что «Магирусы» отличаются невероятной для техники СССР надежностью. Ломались они редко. Более того – часть автомобилей, завезенных во второй половине 70-х, до сих пор на ходу.
Кабина и ее особенности
Грузовики Magirus-Deutz 70-х годов унифицированы друг с другом. Это было нужно для упрощения и удешевления производства, но не в ущерб качеству. Соответственно, кабины у «Магирусов», поставляемых в СССР, были почти идентичными. Единственное внешнее отличие – длина капота. У десятицилиндровых трехосных самосвалов и бортовых моделей она на 200 мм больше.

Дизайн кабин специфический – «носатый». Если сравнивать его с чем-то знакомым для большинства российских водителей – это похоже на ЗИЛ-4331. Кабины трехместные, просторные, цельнометаллические. Специально для эксплуатации в Сибири, автомобили тщательно проклеивались шумо и термоизоляцией.
Стекла тройные, лобовое впечатляло размерами. Водительское сиденье эргономичное, регулируемое в нескольких направлениях.
Крепление кабины к раме реализовано за счет кронштейнов, резиновых подушек и опорной дуги. Для максимального комфорта ее поддерживают четыре гидравлических амортизатора – по два с каждой стороны.
Специально для Советского Союза грузовики получили по 4 фары. В стандартных комплектациях их всего две. Дополнительные светоэлементы размещены в бампере. Фары закрыты защитными решетками.
Отопление кабины реализован грамотно, специально для суровых условий Сибири. Там установлены два автономных обогревателя Webasto. 2-2,5 литра топлива в бачке для них хватало на 2-8 часов. Время и интенсивность работы зависело от забортной температуры. Один отопитель обогревал аккумуляторы.
Двигатели
Все трехосные грузовики оснащались десятицилиндровыми дизельными моторами. Их мощность – от 290 до 310 л. с. в зависимости от модификации. Паспортная скорость – 73 км/ч. Но водители, работающие на этих автомобилях, утверждают, что разгонялись до 90 км/ч по шоссе даже груженые.

Двухосные Магирус-Дойц оснащались восьмицилиндровыми двигателями. Их мощность в диапазоне от 210 до 248 л. с.
Все моторы Magirus-Deutz отличались экономичностью и высокой надежностью. Они специально доработаны для эксплуатации в условиях Сибири.
Водители, которые трудились на строительстве БАМ и месторождениях, рассказывали, что они часто даже не переодевались перед работой, оставаясь в конце смены чистыми.
Если собрать все отзывы о грузовиках марки Magirus-Deutz, можно с уверенностью сказать, что это лучший самосвал, работавший в СССР.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Производство УАЗов на Кубе стартовало – цена уже известна, и она удивляет
До конца 2025 года планируют выпустить 500 внедорожников. На Кубе освоили сразу две модели....

В России возрождают советский порт и железную дорогу к нему – есть ли перспективы?
Город должен был стать энергетическим и судоходным центром региона, но совокупность факторов не позволила этому случиться. Теперь о порте заговорили вновь и...

Scania и MAN не вернутся на российский завод – там готовятся к выпуску отечественных БАЗ
Российские грузовики идеальны для сложных условий эксплуатации. А серийная сборка моделей начнется уже этим летом....

РЖД начал работы по восстановлению значимых отрезков Транссибирской магистрали
Программа также затронет пути Свердловской и Тюменской областей, а также Пермского края. После сдачи объектов увеличится максимальная скорость грузовых и...

Второй Ил-96-400Т начал выполнять коммерческие полеты
Теперь важные грузы можно оперативно доставлять в отдаленные от центра регионы. Осталось наладить постоянные маршруты....

«Днепры» против «Уралов» в грязи и на бездорожье – кто кого?
Когда в одной поездке сходятся «Днепры» и «Уралы», можно быть уверенным – легкой прогулки не будет. В этом видео на YouTube-канале «Oppozit moto Belarus»...

Tugella – все: в Белорусии начнут выпускать новый Belgee S50
Это глубоко локализованная версия Geely Emgrand. Планируют выйти на 5000 автомобилей в год....

Toyota Land Cruiser 2025 или почему японцы ударились в ретро
Квадратный кузов, круглые фары и хай-тек в салоне. Почему эта формула до сих пор работает?...

Ан-12 против Airbus A400 – соревнования по красоте посадки
Современные крупные самолеты давно уже турбовентиляторные. Конечно, у большинства из них не реактивные силовые агрегаты. Но многие в этом все равно не...

ГАЗ-2330 «Тигр» – для чего этот внедорожник нужен гражданским?
Купить такой автомобиль может любой желающий на рынке б/у. Пускай их немного, но пара-тройка экземпляров всегда найдется....

Зачем в Мурманской области построили новый морской порт
Несмотря на то, что порт Мурманска считается недозагруженным, на противоположном берегу построили новую гавань для перевалки угля....

«Окская судоверфь» завершила постройку сухогруза «Леонид Багров»
Судно проекта RSD71 может курсировать и по рекам, и по морям. Оно стало развитием проекта RSD59....

Впервые в истории удалось обслужить спутник на орбите захоронения
Аппарат компании Northrop Grumman стал спасителем спутниковых устройств. Планируется запуск целой серии....

Стартовало мелкосерийное производство особой LADA Vesta
Вряд ли данная модификация будет пользоваться высоким спросом. Но некоторые с нетерпением ждали именно ее....

Российский авиамотор ПД-14 модернизируют на 14 млрд рублей
Сумма как-то подозрительно созвучна с индексом силового агрегата. Цель проекта – повышение конкурентоспособности двигателя....

«Машина времени» – Mercedes-Benz выпустил ретро-версию G-Class
Она призвана погрузить водителя в 80-е годы. В салоне будет уютно как дома, ведь, кроме прочего, там есть «плед». Впрочем, ценник тоже как за хорошие...