Ту-154 – самолет-противоречие
Первый пассажирский самолет с турбореактивным двигателем в Советском Союзе разрабатывался на базе военной машины Ту-16. У первенца выявилось много минусов, поэтому работы были продолжены. Второе поколение гражданских воздушных судов – более совершенные «потомками» Ту-104. Это Ту-124, Ту-134. Постепенно назрела необходимость разработки третьего поколения самолетов. Ту-154 для КБ Туполева стал первым воздушным судном, которое создавалось почти что с нуля и не имело военного прототипа.
Предстояло создать самолет, который вобрал бы в себя все самое лучшее на тот момент, что имелось в авиастроении. Машина должна иметь скорость, как у Ту-104, дальность и экономичность, как у Ил-18, взлетно-посадочные качества, как у Ан-10. Ту-154 должен заменить эти три машины и не уступать, а превосходить по техническим характеристикам своего ближайшего конкурента – «Боинг-727».
На разработку нового судна претендовало два конструкторских бюро. Второе – ОКБ Ильюшина. Оно предложило самолет Ил-72, оснащенный тремя турбореактивными двигателями (ТРД) Д-30, каждый из которых обладал взлетной тягой по 6,8 тс. Однако заказчик отдал предпочтение машине Туполева, посчитав, что она в более полной мере воплощает в себе последние технические и научные достижения.
Изначально планировалось запустить производство на предприятии №30 (Москва), но в итоге самолет стали делать в Самаре (Куйбышев) на заводе №18. К концу 1965-го утвердили летно-технические характеристики будущего воздушного судна.
Самой экономичной схемой являлась система с двумя двигателями, а безопасной – с четырьмя. Туполев пошел по пути «золотой середины» и на своем самолете разместил три силовых агрегата: два по бокам сзади и один в хвостовой части.
Главная отличительная особенность Ту-154 – высокая, до 0,36, тяговооруженность. К примеру, у других самолетов этот параметр составляет 0,20-0,26 (Boeing-727-200). Такая характеристики двояка: с одной стороны, это повышенный расход горючего, с другой – позволяет взлетать и садиться на аэродромах в высокогорных южных регионах с длиной ВПП от 1,5 км. Еще одна особенность – большая (180 кв. м) площадь крыла, позволившая снизить на него нагрузку, которая составляет 472 кг/кв. м.
А это дает возможность летать на сравнительно больших, 11-12 км, высотах. Для сравнения: у Boeing 727-200 нагрузка на крыло – 602 кг/кв. м. При этом американская машина летает на высотах 7,6-9,15 км. Сочетание двух преимуществ Ту-154 позволило уменьшить расходы горючего в крейсерском режиме.
Два первых самолета изготовили в 1968-м году: одна машина предназначалась для статических испытаний, вторая – летных. В небо борт поднялся в конце 1968-го. После этого начался этап доводок, избавления от «детских болезней», который продлился до начала 1971 года. В это же время ударными темпами шла подготовка к полномасштабному производству машины в Куйбышеве.
В 1971-м активно испытывали предсерийные образцы самолета, используя его, как транспорт для доставки почты. Технические и эксплуатационные параметры:
✅ размах крыла, длина, высота – 37,55, 47,9, 11,4 м
✅ масса пустого (максимальная взлетная) – 51 тыс. кг (98 тыс.-104 тыс. кг)
✅ нагрузка – 18 тыс. кг
✅ силовая установка – три НК-8-2 тягой по 10,5 тс или 3 Д-30КУ-154-II по 11 тс
✅ крейсерская (наивысшая) скорость – 900 (975) км/ч
✅ максимальная дальность – до 6 тыс. 600 км
✅ потолок – 12,1 км
✅ требуемая длина ВПП – 2,3 км
Первый пассажирский рейс машина совершила в 1972-м, вылетев из столицы и приземлившись в Минеральных Водах. Полет был совершен 9 февраля, когда страна отмечала 49 лет со дня создания Аэрофлота.
Первые Ту-154 были довольно популярны за рубежом, что неудивительно. В то время машина по экономичности не уступала западным аналогам и превосходила их по уровню комфорта. В капиталистическом мире на первое место выходит прибыль. А в Советском Союзе изначально думали об удобстве пассажиров и их безопасности: именно поэтому у Ту-154 трехдвигательная схема.
Как это ни странно сегодня слышать, но в то время СССР являлся лидером в модных трендах, касающихся дизайна салона. Западные СМИ единодушно пальму первенства в этом направлении отдавали Советскому Союзу.
Практически с самого начала промышленного производства, самолет экспортировался за границу: в КНДР, Болгарию, Румынию, на Кубу. За 80-е за рубеж продали 60 воздушных судов. К концу ХХ столетия Ту-154 бороздили небо в Иране, Польше, Германии, Чехии.
Но больше всего самолетов продано в Китай: примерно 100 единиц техники. Тогда Ту-154 был наиболее востребованной пассажирской машиной В РФ и на просторах СНГ. На конвейер поставили 22 версии воздушного судна.
Прежде чем запустить орбитальный корабль, требовалось отработать ряд технологий, для чего нужны летающие лаборатории. Для их создания лучше всего подходил Ту-154, который близок к «Бурану» по массе и габаритам. В итоге получили динамический аналог, на котором испытывали системы орбитального корабля. Машина получила индекс Ту-154ЛЛ. В ней вместо второго пилота справа разместили командный пост с системой управления, идентичный той, что стоит на «Буране».
Для отладки орбитальной программы было специально подготовлено пять Ту-154. Пара из них могли садиться без участия пилотов. Внешне самолеты-лаборатории никак не отличались от серийных судов: если не считать нескольких дополнительных антенн. Ту-154ЛЛ совершил свыше двухсот вылетов, благодаря которым конструкторы получили данные, впоследствии обеспечившие удачное испытание «Бурана».
В 90-е у РФ и США «дружба, мир, жвачка». Страны западного блока вместе с Россией развернули программу «Открытое небо», позволявшую отслеживать деятельность военных на европейской территории. Роль базы решили отвести Ту-154. В 1995-м переоборудованием самолета занялась немецкая компания Daimler Benz Airbus. Модернизации подвергли модель Ту-154М. Ее оснастили системами аэрофотосъемки, другими оптическими приборами, камерами. В итоге получился Ту-154М-ОН.
Всего выпущено 1026 самолетов, из которых 71 потерян из-за катастроф и аварий, что составляет 7 %. Это достаточно много: за тот же период у ближайшего конкурента советской российской машины «Боинг-727» эта цифра равна 2 %. Ту-154 тридцать раз пытались угнать, при этом жертвами стали 13 человек. Всего в катастрофах погибло 3078 пассажиров вместе с членами экипажей.
Самая страшная беда случилась 10.07.1985: под Учкудуком самолет свалился в плоский штопор, из которого уже не вышел. Погибло 200 человек. Согласно выводам комиссии, виноват экипаж.
Что можно сказать в заключение? Ту-154 – серьезный, важный этап в развитии советской авиации. В свое время модель вобрала в себя все самые передовые достижения самолетостроения. Но с другой стороны такое количество катастроф и жертв просто неприемлемо.
Однако по неподтвержденным данным пара бортов Ту-154Б по сей день эксплуатируются в КНДР. Остается надеяться, что история этого самолета в скором времени закончится.
Предстояло создать самолет, который вобрал бы в себя все самое лучшее на тот момент, что имелось в авиастроении. Машина должна иметь скорость, как у Ту-104, дальность и экономичность, как у Ил-18, взлетно-посадочные качества, как у Ан-10. Ту-154 должен заменить эти три машины и не уступать, а превосходить по техническим характеристикам своего ближайшего конкурента – «Боинг-727».
Конкурс и начало производства
На разработку нового судна претендовало два конструкторских бюро. Второе – ОКБ Ильюшина. Оно предложило самолет Ил-72, оснащенный тремя турбореактивными двигателями (ТРД) Д-30, каждый из которых обладал взлетной тягой по 6,8 тс. Однако заказчик отдал предпочтение машине Туполева, посчитав, что она в более полной мере воплощает в себе последние технические и научные достижения.
Двигатель НК-8 оказался лучше Д-30. Фото: YouTube.com
Изначально планировалось запустить производство на предприятии №30 (Москва), но в итоге самолет стали делать в Самаре (Куйбышев) на заводе №18. К концу 1965-го утвердили летно-технические характеристики будущего воздушного судна.
Особенности конструкции Ту-154
Самой экономичной схемой являлась система с двумя двигателями, а безопасной – с четырьмя. Туполев пошел по пути «золотой середины» и на своем самолете разместил три силовых агрегата: два по бокам сзади и один в хвостовой части.
В самолете применена трехдвигательная схема. Фото: YouTube.com
Главная отличительная особенность Ту-154 – высокая, до 0,36, тяговооруженность. К примеру, у других самолетов этот параметр составляет 0,20-0,26 (Boeing-727-200). Такая характеристики двояка: с одной стороны, это повышенный расход горючего, с другой – позволяет взлетать и садиться на аэродромах в высокогорных южных регионах с длиной ВПП от 1,5 км. Еще одна особенность – большая (180 кв. м) площадь крыла, позволившая снизить на него нагрузку, которая составляет 472 кг/кв. м.
Крыло Ту-154 имеет сложную конструкцию. Фото: YouTube.com
А это дает возможность летать на сравнительно больших, 11-12 км, высотах. Для сравнения: у Boeing 727-200 нагрузка на крыло – 602 кг/кв. м. При этом американская машина летает на высотах 7,6-9,15 км. Сочетание двух преимуществ Ту-154 позволило уменьшить расходы горючего в крейсерском режиме.
Испытания и подготовка к серии
Два первых самолета изготовили в 1968-м году: одна машина предназначалась для статических испытаний, вторая – летных. В небо борт поднялся в конце 1968-го. После этого начался этап доводок, избавления от «детских болезней», который продлился до начала 1971 года. В это же время ударными темпами шла подготовка к полномасштабному производству машины в Куйбышеве.
В 1969-м Ту-154 показали широкой публике на авиасалоне Ле Бурже (Франция)
В 1971-м активно испытывали предсерийные образцы самолета, используя его, как транспорт для доставки почты. Технические и эксплуатационные параметры:
✅ размах крыла, длина, высота – 37,55, 47,9, 11,4 м
✅ масса пустого (максимальная взлетная) – 51 тыс. кг (98 тыс.-104 тыс. кг)
✅ нагрузка – 18 тыс. кг
✅ силовая установка – три НК-8-2 тягой по 10,5 тс или 3 Д-30КУ-154-II по 11 тс
✅ крейсерская (наивысшая) скорость – 900 (975) км/ч
✅ максимальная дальность – до 6 тыс. 600 км
✅ потолок – 12,1 км
✅ требуемая длина ВПП – 2,3 км
Первый пассажирский рейс машина совершила в 1972-м, вылетев из столицы и приземлившись в Минеральных Водах. Полет был совершен 9 февраля, когда страна отмечала 49 лет со дня создания Аэрофлота.
Прибыль или комфорт?
Первые Ту-154 были довольно популярны за рубежом, что неудивительно. В то время машина по экономичности не уступала западным аналогам и превосходила их по уровню комфорта. В капиталистическом мире на первое место выходит прибыль. А в Советском Союзе изначально думали об удобстве пассажиров и их безопасности: именно поэтому у Ту-154 трехдвигательная схема.
Кабина пилотов выглядит архаично. Фото: YouTube.com
Как это ни странно сегодня слышать, но в то время СССР являлся лидером в модных трендах, касающихся дизайна салона. Западные СМИ единодушно пальму первенства в этом направлении отдавали Советскому Союзу.
Салон Ту-154 считался одним из самых комфортабельных в мире. Фото: YouTube.com
Практически с самого начала промышленного производства, самолет экспортировался за границу: в КНДР, Болгарию, Румынию, на Кубу. За 80-е за рубеж продали 60 воздушных судов. К концу ХХ столетия Ту-154 бороздили небо в Иране, Польше, Германии, Чехии.
В 80-е и 90-е Ту-154 был самым распространенным пассажирским самолетом в СССР и СНГ. Фото: YouTube.com
Но больше всего самолетов продано в Китай: примерно 100 единиц техники. Тогда Ту-154 был наиболее востребованной пассажирской машиной В РФ и на просторах СНГ. На конвейер поставили 22 версии воздушного судна.
Ту-154 и «Буран»
Прежде чем запустить орбитальный корабль, требовалось отработать ряд технологий, для чего нужны летающие лаборатории. Для их создания лучше всего подходил Ту-154, который близок к «Бурану» по массе и габаритам. В итоге получили динамический аналог, на котором испытывали системы орбитального корабля. Машина получила индекс Ту-154ЛЛ. В ней вместо второго пилота справа разместили командный пост с системой управления, идентичный той, что стоит на «Буране».
Своим успехом «Буран» в немалой степени обязан Ту-154ЛЛ. Фото: YouTube.com
Для отладки орбитальной программы было специально подготовлено пять Ту-154. Пара из них могли садиться без участия пилотов. Внешне самолеты-лаборатории никак не отличались от серийных судов: если не считать нескольких дополнительных антенн. Ту-154ЛЛ совершил свыше двухсот вылетов, благодаря которым конструкторы получили данные, впоследствии обеспечившие удачное испытание «Бурана».
Ту-154 и НАТО
В 90-е у РФ и США «дружба, мир, жвачка». Страны западного блока вместе с Россией развернули программу «Открытое небо», позволявшую отслеживать деятельность военных на европейской территории. Роль базы решили отвести Ту-154. В 1995-м переоборудованием самолета занялась немецкая компания Daimler Benz Airbus. Модернизации подвергли модель Ту-154М. Ее оснастили системами аэрофотосъемки, другими оптическими приборами, камерами. В итоге получился Ту-154М-ОН.
Происшествия
Всего выпущено 1026 самолетов, из которых 71 потерян из-за катастроф и аварий, что составляет 7 %. Это достаточно много: за тот же период у ближайшего конкурента советской российской машины «Боинг-727» эта цифра равна 2 %. Ту-154 тридцать раз пытались угнать, при этом жертвами стали 13 человек. Всего в катастрофах погибло 3078 пассажиров вместе с членами экипажей.
Катастрофа Ту-154 в Ленинграде (снимок из газеты). Фото: YouTube.com
Самая страшная беда случилась 10.07.1985: под Учкудуком самолет свалился в плоский штопор, из которого уже не вышел. Погибло 200 человек. Согласно выводам комиссии, виноват экипаж.
Итоги
Что можно сказать в заключение? Ту-154 – серьезный, важный этап в развитии советской авиации. В свое время модель вобрала в себя все самые передовые достижения самолетостроения. Но с другой стороны такое количество катастроф и жертв просто неприемлемо.
В КНДР Ту-154 летают и сегодня. Фото: YouTube.com
Однако по неподтвержденным данным пара бортов Ту-154Б по сей день эксплуатируются в КНДР. Остается надеяться, что история этого самолета в скором времени закончится.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Стартовало серийное производство кроссовера Skoda Kylaq – он будет стоить меньше миллиона
Длина кузова кроссовера – меньше четырех метров. Зато багажник будет самым большим в классе....