Ту-154 – самолет-противоречие
Первый пассажирский самолет с турбореактивным двигателем в Советском Союзе разрабатывался на базе военной машины Ту-16. У первенца выявилось много минусов, поэтому работы были продолжены. Второе поколение гражданских воздушных судов – более совершенные «потомками» Ту-104. Это Ту-124, Ту-134. Постепенно назрела необходимость разработки третьего поколения самолетов. Ту-154 для КБ Туполева стал первым воздушным судном, которое создавалось почти что с нуля и не имело военного прототипа.
Предстояло создать самолет, который вобрал бы в себя все самое лучшее на тот момент, что имелось в авиастроении. Машина должна иметь скорость, как у Ту-104, дальность и экономичность, как у Ил-18, взлетно-посадочные качества, как у Ан-10. Ту-154 должен заменить эти три машины и не уступать, а превосходить по техническим характеристикам своего ближайшего конкурента – «Боинг-727».
На разработку нового судна претендовало два конструкторских бюро. Второе – ОКБ Ильюшина. Оно предложило самолет Ил-72, оснащенный тремя турбореактивными двигателями (ТРД) Д-30, каждый из которых обладал взлетной тягой по 6,8 тс. Однако заказчик отдал предпочтение машине Туполева, посчитав, что она в более полной мере воплощает в себе последние технические и научные достижения.
Изначально планировалось запустить производство на предприятии №30 (Москва), но в итоге самолет стали делать в Самаре (Куйбышев) на заводе №18. К концу 1965-го утвердили летно-технические характеристики будущего воздушного судна.
Самой экономичной схемой являлась система с двумя двигателями, а безопасной – с четырьмя. Туполев пошел по пути «золотой середины» и на своем самолете разместил три силовых агрегата: два по бокам сзади и один в хвостовой части.
Главная отличительная особенность Ту-154 – высокая, до 0,36, тяговооруженность. К примеру, у других самолетов этот параметр составляет 0,20-0,26 (Boeing-727-200). Такая характеристики двояка: с одной стороны, это повышенный расход горючего, с другой – позволяет взлетать и садиться на аэродромах в высокогорных южных регионах с длиной ВПП от 1,5 км. Еще одна особенность – большая (180 кв. м) площадь крыла, позволившая снизить на него нагрузку, которая составляет 472 кг/кв. м.
А это дает возможность летать на сравнительно больших, 11-12 км, высотах. Для сравнения: у Boeing 727-200 нагрузка на крыло – 602 кг/кв. м. При этом американская машина летает на высотах 7,6-9,15 км. Сочетание двух преимуществ Ту-154 позволило уменьшить расходы горючего в крейсерском режиме.
Два первых самолета изготовили в 1968-м году: одна машина предназначалась для статических испытаний, вторая – летных. В небо борт поднялся в конце 1968-го. После этого начался этап доводок, избавления от «детских болезней», который продлился до начала 1971 года. В это же время ударными темпами шла подготовка к полномасштабному производству машины в Куйбышеве.
В 1971-м активно испытывали предсерийные образцы самолета, используя его, как транспорт для доставки почты. Технические и эксплуатационные параметры:
✅ размах крыла, длина, высота – 37,55, 47,9, 11,4 м
✅ масса пустого (максимальная взлетная) – 51 тыс. кг (98 тыс.-104 тыс. кг)
✅ нагрузка – 18 тыс. кг
✅ силовая установка – три НК-8-2 тягой по 10,5 тс или 3 Д-30КУ-154-II по 11 тс
✅ крейсерская (наивысшая) скорость – 900 (975) км/ч
✅ максимальная дальность – до 6 тыс. 600 км
✅ потолок – 12,1 км
✅ требуемая длина ВПП – 2,3 км
Первый пассажирский рейс машина совершила в 1972-м, вылетев из столицы и приземлившись в Минеральных Водах. Полет был совершен 9 февраля, когда страна отмечала 49 лет со дня создания Аэрофлота.
Первые Ту-154 были довольно популярны за рубежом, что неудивительно. В то время машина по экономичности не уступала западным аналогам и превосходила их по уровню комфорта. В капиталистическом мире на первое место выходит прибыль. А в Советском Союзе изначально думали об удобстве пассажиров и их безопасности: именно поэтому у Ту-154 трехдвигательная схема.
Как это ни странно сегодня слышать, но в то время СССР являлся лидером в модных трендах, касающихся дизайна салона. Западные СМИ единодушно пальму первенства в этом направлении отдавали Советскому Союзу.
Практически с самого начала промышленного производства, самолет экспортировался за границу: в КНДР, Болгарию, Румынию, на Кубу. За 80-е за рубеж продали 60 воздушных судов. К концу ХХ столетия Ту-154 бороздили небо в Иране, Польше, Германии, Чехии.
Но больше всего самолетов продано в Китай: примерно 100 единиц техники. Тогда Ту-154 был наиболее востребованной пассажирской машиной В РФ и на просторах СНГ. На конвейер поставили 22 версии воздушного судна.
Прежде чем запустить орбитальный корабль, требовалось отработать ряд технологий, для чего нужны летающие лаборатории. Для их создания лучше всего подходил Ту-154, который близок к «Бурану» по массе и габаритам. В итоге получили динамический аналог, на котором испытывали системы орбитального корабля. Машина получила индекс Ту-154ЛЛ. В ней вместо второго пилота справа разместили командный пост с системой управления, идентичный той, что стоит на «Буране».
Для отладки орбитальной программы было специально подготовлено пять Ту-154. Пара из них могли садиться без участия пилотов. Внешне самолеты-лаборатории никак не отличались от серийных судов: если не считать нескольких дополнительных антенн. Ту-154ЛЛ совершил свыше двухсот вылетов, благодаря которым конструкторы получили данные, впоследствии обеспечившие удачное испытание «Бурана».
В 90-е у РФ и США «дружба, мир, жвачка». Страны западного блока вместе с Россией развернули программу «Открытое небо», позволявшую отслеживать деятельность военных на европейской территории. Роль базы решили отвести Ту-154. В 1995-м переоборудованием самолета занялась немецкая компания Daimler Benz Airbus. Модернизации подвергли модель Ту-154М. Ее оснастили системами аэрофотосъемки, другими оптическими приборами, камерами. В итоге получился Ту-154М-ОН.
Всего выпущено 1026 самолетов, из которых 71 потерян из-за катастроф и аварий, что составляет 7 %. Это достаточно много: за тот же период у ближайшего конкурента советской российской машины «Боинг-727» эта цифра равна 2 %. Ту-154 тридцать раз пытались угнать, при этом жертвами стали 13 человек. Всего в катастрофах погибло 3078 пассажиров вместе с членами экипажей.
Самая страшная беда случилась 10.07.1985: под Учкудуком самолет свалился в плоский штопор, из которого уже не вышел. Погибло 200 человек. Согласно выводам комиссии, виноват экипаж.
Что можно сказать в заключение? Ту-154 – серьезный, важный этап в развитии советской авиации. В свое время модель вобрала в себя все самые передовые достижения самолетостроения. Но с другой стороны такое количество катастроф и жертв просто неприемлемо.
Однако по неподтвержденным данным пара бортов Ту-154Б по сей день эксплуатируются в КНДР. Остается надеяться, что история этого самолета в скором времени закончится.
Предстояло создать самолет, который вобрал бы в себя все самое лучшее на тот момент, что имелось в авиастроении. Машина должна иметь скорость, как у Ту-104, дальность и экономичность, как у Ил-18, взлетно-посадочные качества, как у Ан-10. Ту-154 должен заменить эти три машины и не уступать, а превосходить по техническим характеристикам своего ближайшего конкурента – «Боинг-727».
Конкурс и начало производства
На разработку нового судна претендовало два конструкторских бюро. Второе – ОКБ Ильюшина. Оно предложило самолет Ил-72, оснащенный тремя турбореактивными двигателями (ТРД) Д-30, каждый из которых обладал взлетной тягой по 6,8 тс. Однако заказчик отдал предпочтение машине Туполева, посчитав, что она в более полной мере воплощает в себе последние технические и научные достижения.
Двигатель НК-8 оказался лучше Д-30. Фото: YouTube.com
Изначально планировалось запустить производство на предприятии №30 (Москва), но в итоге самолет стали делать в Самаре (Куйбышев) на заводе №18. К концу 1965-го утвердили летно-технические характеристики будущего воздушного судна.
Особенности конструкции Ту-154
Самой экономичной схемой являлась система с двумя двигателями, а безопасной – с четырьмя. Туполев пошел по пути «золотой середины» и на своем самолете разместил три силовых агрегата: два по бокам сзади и один в хвостовой части.
В самолете применена трехдвигательная схема. Фото: YouTube.com
Главная отличительная особенность Ту-154 – высокая, до 0,36, тяговооруженность. К примеру, у других самолетов этот параметр составляет 0,20-0,26 (Boeing-727-200). Такая характеристики двояка: с одной стороны, это повышенный расход горючего, с другой – позволяет взлетать и садиться на аэродромах в высокогорных южных регионах с длиной ВПП от 1,5 км. Еще одна особенность – большая (180 кв. м) площадь крыла, позволившая снизить на него нагрузку, которая составляет 472 кг/кв. м.
Крыло Ту-154 имеет сложную конструкцию. Фото: YouTube.com
А это дает возможность летать на сравнительно больших, 11-12 км, высотах. Для сравнения: у Boeing 727-200 нагрузка на крыло – 602 кг/кв. м. При этом американская машина летает на высотах 7,6-9,15 км. Сочетание двух преимуществ Ту-154 позволило уменьшить расходы горючего в крейсерском режиме.
Испытания и подготовка к серии
Два первых самолета изготовили в 1968-м году: одна машина предназначалась для статических испытаний, вторая – летных. В небо борт поднялся в конце 1968-го. После этого начался этап доводок, избавления от «детских болезней», который продлился до начала 1971 года. В это же время ударными темпами шла подготовка к полномасштабному производству машины в Куйбышеве.
В 1969-м Ту-154 показали широкой публике на авиасалоне Ле Бурже (Франция)
В 1971-м активно испытывали предсерийные образцы самолета, используя его, как транспорт для доставки почты. Технические и эксплуатационные параметры:
✅ размах крыла, длина, высота – 37,55, 47,9, 11,4 м
✅ масса пустого (максимальная взлетная) – 51 тыс. кг (98 тыс.-104 тыс. кг)
✅ нагрузка – 18 тыс. кг
✅ силовая установка – три НК-8-2 тягой по 10,5 тс или 3 Д-30КУ-154-II по 11 тс
✅ крейсерская (наивысшая) скорость – 900 (975) км/ч
✅ максимальная дальность – до 6 тыс. 600 км
✅ потолок – 12,1 км
✅ требуемая длина ВПП – 2,3 км
Первый пассажирский рейс машина совершила в 1972-м, вылетев из столицы и приземлившись в Минеральных Водах. Полет был совершен 9 февраля, когда страна отмечала 49 лет со дня создания Аэрофлота.
Прибыль или комфорт?
Первые Ту-154 были довольно популярны за рубежом, что неудивительно. В то время машина по экономичности не уступала западным аналогам и превосходила их по уровню комфорта. В капиталистическом мире на первое место выходит прибыль. А в Советском Союзе изначально думали об удобстве пассажиров и их безопасности: именно поэтому у Ту-154 трехдвигательная схема.
Кабина пилотов выглядит архаично. Фото: YouTube.com
Как это ни странно сегодня слышать, но в то время СССР являлся лидером в модных трендах, касающихся дизайна салона. Западные СМИ единодушно пальму первенства в этом направлении отдавали Советскому Союзу.
Салон Ту-154 считался одним из самых комфортабельных в мире. Фото: YouTube.com
Практически с самого начала промышленного производства, самолет экспортировался за границу: в КНДР, Болгарию, Румынию, на Кубу. За 80-е за рубеж продали 60 воздушных судов. К концу ХХ столетия Ту-154 бороздили небо в Иране, Польше, Германии, Чехии.
В 80-е и 90-е Ту-154 был самым распространенным пассажирским самолетом в СССР и СНГ. Фото: YouTube.com
Но больше всего самолетов продано в Китай: примерно 100 единиц техники. Тогда Ту-154 был наиболее востребованной пассажирской машиной В РФ и на просторах СНГ. На конвейер поставили 22 версии воздушного судна.
Ту-154 и «Буран»
Прежде чем запустить орбитальный корабль, требовалось отработать ряд технологий, для чего нужны летающие лаборатории. Для их создания лучше всего подходил Ту-154, который близок к «Бурану» по массе и габаритам. В итоге получили динамический аналог, на котором испытывали системы орбитального корабля. Машина получила индекс Ту-154ЛЛ. В ней вместо второго пилота справа разместили командный пост с системой управления, идентичный той, что стоит на «Буране».
Своим успехом «Буран» в немалой степени обязан Ту-154ЛЛ. Фото: YouTube.com
Для отладки орбитальной программы было специально подготовлено пять Ту-154. Пара из них могли садиться без участия пилотов. Внешне самолеты-лаборатории никак не отличались от серийных судов: если не считать нескольких дополнительных антенн. Ту-154ЛЛ совершил свыше двухсот вылетов, благодаря которым конструкторы получили данные, впоследствии обеспечившие удачное испытание «Бурана».
Ту-154 и НАТО
В 90-е у РФ и США «дружба, мир, жвачка». Страны западного блока вместе с Россией развернули программу «Открытое небо», позволявшую отслеживать деятельность военных на европейской территории. Роль базы решили отвести Ту-154. В 1995-м переоборудованием самолета занялась немецкая компания Daimler Benz Airbus. Модернизации подвергли модель Ту-154М. Ее оснастили системами аэрофотосъемки, другими оптическими приборами, камерами. В итоге получился Ту-154М-ОН.
Происшествия
Всего выпущено 1026 самолетов, из которых 71 потерян из-за катастроф и аварий, что составляет 7 %. Это достаточно много: за тот же период у ближайшего конкурента советской российской машины «Боинг-727» эта цифра равна 2 %. Ту-154 тридцать раз пытались угнать, при этом жертвами стали 13 человек. Всего в катастрофах погибло 3078 пассажиров вместе с членами экипажей.
Катастрофа Ту-154 в Ленинграде (снимок из газеты). Фото: YouTube.com
Самая страшная беда случилась 10.07.1985: под Учкудуком самолет свалился в плоский штопор, из которого уже не вышел. Погибло 200 человек. Согласно выводам комиссии, виноват экипаж.
Итоги
Что можно сказать в заключение? Ту-154 – серьезный, важный этап в развитии советской авиации. В свое время модель вобрала в себя все самые передовые достижения самолетостроения. Но с другой стороны такое количество катастроф и жертв просто неприемлемо.
В КНДР Ту-154 летают и сегодня. Фото: YouTube.com
Однако по неподтвержденным данным пара бортов Ту-154Б по сей день эксплуатируются в КНДР. Остается надеяться, что история этого самолета в скором времени закончится.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Российский самолет успешно прошел летные испытания и выходит «на работу»
Пока мы ждем ЛМС-901 «Байкал», эта машина легкого класса уже полностью готова к эксплуатации. Осталось только передать авиакомпании-заказчику....
«Бурану» быть — на Урале восстанавливают легендарный космический корабль
В России никогда не проводились реставрационные работы такого уровня. Задача сложная, но сдаваться не собираются....
Проблемы из-за ДУА на SSJ100 прекратятся – инженеры «Яковлев» нашли решение
В новых импортозамещающих лайнерах полностью переработали конструкцию. Также изменился подход к версиям с иностранными комплектующими....
Импортозамещение в авиастроении – идем к цели или меняем ее под возможности?
Запланированное соотношение российских и зарубежных деталей в наших самолетах изменилось. Есть некоторые трудности, но и находятся пути их решения....
Apal Jaeger: пластиковая «Нива» для немцев за 2,1 млн рублей
«Русский Гелендваген» уверенно прописался в Германии. Разбираемся, за что его любят немцы....
Советские тракторы, в которых зимой меньше мерзли
Советская сельскохозяйственная и строительная техника не отличалась комфортными кабинами. Более того – изначально последних не было вообще. Максимум тент над...
Старая Mitsubishi Delica 4х4 – таким должен был стать УАЗ «Буханка»
Японские автомобили считаются высокотехнологичными и современными. Но некоторые местные водители устают от этого совершенства. Им необходимо иметь машину...
Серийный выпуск МС-21 снова перенесли
Производство начнется только после завершения сертификационных испытаний. Они продлятся весь 2025 год....
Ждем в салонах – АВТОВАЗ вернулся к выпуску двух версий популярной модели
Автомобили уже собирают «полным ходом». Кроме того, стала известна причина задержки выпуска этой модели....
Большое зимнее испытание – какой из 13 «китайцев» выдержит русское бездорожье
Хотели сделать тест-драйв Jetour Dashing, а получился настоящий снежный «батл» самых популярных китайских внедорожников. На этой «сходке» собрались 13...
Автобусы RTS: почему они стали легендой американского городского транспорта?
Автобусы RTS стали знаковым элементом инфраструктуры мегаполисов США практически сразу же после своего появления, особенно в Нью-Йорке. Их история началась в...
Российский вертопорт проходит испытания
Аналогов в мире нет – так заявляют разработчики автоматизированной станции и уже принимают предварительные заказы. Подробнее об этом читайте в нашем материале....
Новый морской терминал в Калининграде принял первый паром из Санкт-Петербурга
Это важный шаг на пути к развитию морского сообщения с российским эксклавом. Паром будет ходить регулярно в оба направления....
Российский электромотоцикл Aurus Merlon остался «за бортом» президентского кортежа
Потенциальные заказчики забраковали отечественный мотоцикл. Но шансы вернуться у него остались....
Ил-96 и Boeing-747: мастера посадки – кто лучше?
О мастерстве пилота многое расскажет посадка: она беспристрастно продемонстрирует, на что способен летчик, как владеет вверенной машиной. При этом...
Железная дорога: у России – свой путь
В Европе принята более узкая, чем в РФ ширина ж/д колеи: почему не удалось сделать единым этот параметр и как сегодня решают проблему при переезде границ....