.d-md-none .d-lg-block bibimot

Ту-154 – самолет-противоречие

Ту-154 – самолет-противоречие
Первый пассажирский самолет с турбореактивным двигателем в Советском Союзе разрабатывался на базе военной машины Ту-16. У первенца выявилось много минусов, поэтому работы были продолжены. Второе поколение гражданских воздушных судов – более совершенные «потомками» Ту-104. Это Ту-124, Ту-134. Постепенно назрела необходимость разработки третьего поколения самолетов. Ту-154 для КБ Туполева стал первым воздушным судном, которое создавалось почти что с нуля и не имело военного прототипа.


Предстояло создать самолет, который вобрал бы в себя все самое лучшее на тот момент, что имелось в авиастроении. Машина должна иметь скорость, как у Ту-104, дальность и экономичность, как у Ил-18, взлетно-посадочные качества, как у Ан-10. Ту-154 должен заменить эти три машины и не уступать, а превосходить по техническим характеристикам своего ближайшего конкурента – «Боинг-727».

Конкурс и начало производства


На разработку нового судна претендовало два конструкторских бюро. Второе – ОКБ Ильюшина. Оно предложило самолет Ил-72, оснащенный тремя турбореактивными двигателями (ТРД) Д-30, каждый из которых обладал взлетной тягой по 6,8 тс. Однако заказчик отдал предпочтение машине Туполева, посчитав, что она в более полной мере воплощает в себе последние технические и научные достижения.

Ту-154 – самолет-противоречиеДвигатель НК-8 оказался лучше Д-30. Фото: YouTube.com

Изначально планировалось запустить производство на предприятии №30 (Москва), но в итоге самолет стали делать в Самаре (Куйбышев) на заводе №18. К концу 1965-го утвердили летно-технические характеристики будущего воздушного судна.

Особенности конструкции Ту-154


Самой экономичной схемой являлась система с двумя двигателями, а безопасной – с четырьмя. Туполев пошел по пути «золотой середины» и на своем самолете разместил три силовых агрегата: два по бокам сзади и один в хвостовой части.

В самолете применена трехдвигательная схема. Фото: YouTube.com

Главная отличительная особенность Ту-154 – высокая, до 0,36, тяговооруженность. К примеру, у других самолетов этот параметр составляет 0,20-0,26 (Boeing-727-200). Такая характеристики двояка: с одной стороны, это повышенный расход горючего, с другой – позволяет взлетать и садиться на аэродромах в высокогорных южных регионах с длиной ВПП от 1,5 км. Еще одна особенность – большая (180 кв. м) площадь крыла, позволившая снизить на него нагрузку, которая составляет 472 кг/кв. м.

Крыло Ту-154 имеет сложную конструкцию. Фото: YouTube.com

А это дает возможность летать на сравнительно больших, 11-12 км, высотах. Для сравнения: у Boeing 727-200 нагрузка на крыло – 602 кг/кв. м. При этом американская машина летает на высотах 7,6-9,15 км. Сочетание двух преимуществ Ту-154 позволило уменьшить расходы горючего в крейсерском режиме.

Испытания и подготовка к серии


Два первых самолета изготовили в 1968-м году: одна машина предназначалась для статических испытаний, вторая – летных. В небо борт поднялся в конце 1968-го. После этого начался этап доводок, избавления от «детских болезней», который продлился до начала 1971 года. В это же время ударными темпами шла подготовка к полномасштабному производству машины в Куйбышеве.

В 1969-м Ту-154 показали широкой публике на авиасалоне Ле Бурже (Франция)


В 1971-м активно испытывали предсерийные образцы самолета, используя его, как транспорт для доставки почты. Технические и эксплуатационные параметры:

✅ размах крыла, длина, высота – 37,55, 47,9, 11,4 м
✅ масса пустого (максимальная взлетная) – 51 тыс. кг (98 тыс.-104 тыс. кг)
✅ нагрузка – 18 тыс. кг
✅ силовая установка – три НК-8-2 тягой по 10,5 тс или 3 Д-30КУ-154-II по 11 тс
✅ крейсерская (наивысшая) скорость – 900 (975) км/ч
✅ максимальная дальность – до 6 тыс. 600 км
✅ потолок – 12,1 км
✅ требуемая длина ВПП – 2,3 км

Первый пассажирский рейс машина совершила в 1972-м, вылетев из столицы и приземлившись в Минеральных Водах. Полет был совершен 9 февраля, когда страна отмечала 49 лет со дня создания Аэрофлота.

Прибыль или комфорт?


Первые Ту-154 были довольно популярны за рубежом, что неудивительно. В то время машина по экономичности не уступала западным аналогам и превосходила их по уровню комфорта. В капиталистическом мире на первое место выходит прибыль. А в Советском Союзе изначально думали об удобстве пассажиров и их безопасности: именно поэтому у Ту-154 трехдвигательная схема.

Кабина пилотов выглядит архаично. Фото: YouTube.com

Как это ни странно сегодня слышать, но в то время СССР являлся лидером в модных трендах, касающихся дизайна салона. Западные СМИ единодушно пальму первенства в этом направлении отдавали Советскому Союзу.

Салон Ту-154 считался одним из самых комфортабельных в мире. Фото: YouTube.com

Практически с самого начала промышленного производства, самолет экспортировался за границу: в КНДР, Болгарию, Румынию, на Кубу. За 80-е за рубеж продали 60 воздушных судов. К концу ХХ столетия Ту-154 бороздили небо в Иране, Польше, Германии, Чехии.

В 80-е и 90-е Ту-154 был самым распространенным пассажирским самолетом в СССР и СНГ. Фото: YouTube.com

Но больше всего самолетов продано в Китай: примерно 100 единиц техники. Тогда Ту-154 был наиболее востребованной пассажирской машиной В РФ и на просторах СНГ. На конвейер поставили 22 версии воздушного судна.

Ту-154 и «Буран»


Прежде чем запустить орбитальный корабль, требовалось отработать ряд технологий, для чего нужны летающие лаборатории. Для их создания лучше всего подходил Ту-154, который близок к «Бурану» по массе и габаритам. В итоге получили динамический аналог, на котором испытывали системы орбитального корабля. Машина получила индекс Ту-154ЛЛ. В ней вместо второго пилота справа разместили командный пост с системой управления, идентичный той, что стоит на «Буране».

Своим успехом «Буран» в немалой степени обязан Ту-154ЛЛ. Фото: YouTube.com

Для отладки орбитальной программы было специально подготовлено пять Ту-154. Пара из них могли садиться без участия пилотов. Внешне самолеты-лаборатории никак не отличались от серийных судов: если не считать нескольких дополнительных антенн. Ту-154ЛЛ совершил свыше двухсот вылетов, благодаря которым конструкторы получили данные, впоследствии обеспечившие удачное испытание «Бурана».

Ту-154 и НАТО


В 90-е у РФ и США «дружба, мир, жвачка». Страны западного блока вместе с Россией развернули программу «Открытое небо», позволявшую отслеживать деятельность военных на европейской территории. Роль базы решили отвести Ту-154. В 1995-м переоборудованием самолета занялась немецкая компания Daimler Benz Airbus. Модернизации подвергли модель Ту-154М. Ее оснастили системами аэрофотосъемки, другими оптическими приборами, камерами. В итоге получился Ту-154М-ОН.

Происшествия


Всего выпущено 1026 самолетов, из которых 71 потерян из-за катастроф и аварий, что составляет 7 %. Это достаточно много: за тот же период у ближайшего конкурента советской российской машины «Боинг-727» эта цифра равна 2 %. Ту-154 тридцать раз пытались угнать, при этом жертвами стали 13 человек. Всего в катастрофах погибло 3078 пассажиров вместе с членами экипажей.

Катастрофа Ту-154 в Ленинграде (снимок из газеты). Фото: YouTube.com

Самая страшная беда случилась 10.07.1985: под Учкудуком самолет свалился в плоский штопор, из которого уже не вышел. Погибло 200 человек. Согласно выводам комиссии, виноват экипаж.

Итоги


Что можно сказать в заключение? Ту-154 – серьезный, важный этап в развитии советской авиации. В свое время модель вобрала в себя все самые передовые достижения самолетостроения. Но с другой стороны такое количество катастроф и жертв просто неприемлемо.

В КНДР Ту-154 летают и сегодня. Фото: YouTube.com

Однако по неподтвержденным данным пара бортов Ту-154Б по сей день эксплуатируются в КНДР. Остается надеяться, что история этого самолета в скором времени закончится.

Автор:

Использованы фотографии: https://youtube.com

А вы что думаете о Ту-154?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
Ту-134 - легенда советской гражданской авиацииТу-104 – первый пассажирский реактивный авиалайнер в истории СССР