Трактор ЮМЗ-6 – универсальный трудяга родом из Советского Союза
Как-то повелось, что основным советским универсальным трактором всегда считался МТЗ. Конечно, они не самые массовые, но среди колесных моделей явно доминировали в своем классе.
На фоне МТЗ как-то затерялись ЮМЗ, а ведь они тоже попадались повсеместно, как правило, в виде экскаваторов. Хотя, возможно, это мне, автору так повезло, но у нас в городе на стройках и в деревенском колхозе трудились именно они.
Трактор ЮМЗ-6 стал настоящим долгожителем. Модель собирали с 1966 по 2001 годы. За это время ее несколько раз серьезно модернизировали. Запас прочности тракторов настолько велик, что даже сейчас на рынке б/у их можно приобрести. За модель просят от 250 тысяч рублей.
Не просто так семейство ЮМЗ путали с белорусскими МТЗ – именно минские инженеры помогли запустить производство своим коллегам из Днепропетровска. Завод был заложен еще в 1944 году, после освобождения города от немцев. Только назывался он сразу не так, а ДАЗ.
Изначально на производстве планировалось наладить сборку грузовиков ГАЗ-51. Напомним, что эту модель стали выпускать серийно в 1946 году, хотя первые опытные экземпляры появились еще до начала Великой Отечественной войны.
В 1951 году было решено, что Советскому Союзу нужны качественные грузовики, с которыми лучше справятся предприятия полного цикла. Одновременно с этим Холодная война требовала разработки нового оружия. Так ДАЗ превратился в военное предприятие, войдя в состав производственного объединения «Южный машиностроительный завод».
Смешно, но знаменитые днепропетровские тракторы, появившиеся в 1953 году, выпускались как побочная продукция для прикрытия. Что касается бывшего ДАЗ, то предприятие официально назвали Государственный союзный завод № 586. Секретный, конечно же.
Первым трактором нового предприятия стал МТЗ-2, выпускаемый с 1954 по 1958 годы. Как уже ясно по названию, это модель из белорусских деталей.
В 1958 году появляется МТЗ-5, разработанный совместно инженерами завода № 586 и МТЗ. Хотя он позже стал называться ЮМЗ-5, когда предприятие переименовали, но продавался под брендом «Беларусь». Это делалось все в тех же целях конспирации военного производства.
МТЗ-5 задержался на конвейере до 1972 года. За 6 лет до этого производитель разработал на шасси собственную модель – ЮМЗ-6. Первые образцы появились в 1966 году. Трактор выпускался небольшими партиями. Полномасштабное серийное производство началось в 1970 году.
Главная особенность ЮМЗ-6 – это простота конструкции. В этом кардинальное отличие модели от МТЗ. Если минские тракторы постепенно усложнялись, ЮМЗ оставались простыми. По этой причине их так любили на селе – такую сельскохозяйственную технику можно легко отремонтировать на хоздворе.
ЮМЗ-6 неофициально считается самым простым советским колесным трактором с начала 70-х годов. В зависимости от установленного оборудования, техника может выполнять широкий спектр работ. Чаще всего он использовался как экскаватор или планировщик.
Навесное оборудование ЮМЗ:
✅ Для работы в полях
✅ Строительное – ковши, отвалы, компрессоры, фрезы и даже сварочные аппараты
✅ Транспортировочное – прицепы, цистерны
ЮМЗ-6 позволяет подключать пневматическое, электрическое и гидравлическое оборудование. Трактор универсальный, его возможности ограничиваются наличием аксессуаров. Не зря эти машины до сих пор ценятся у фермеров – за минимальную цену можно обзавестись помощником по хозяйству.
ЮМЗ-6 – это классический колесный трактор. Его конструкция аналогична МТЗ-5. В основе лежит полурама. К ней крепятся узлы модели, включая мотор, КПП и мост. Колейность можно менять, причем как спереди, так и сзади.
Естественно, ни один трактор не может обойтись без ВОМ. Есть он и у ЮМЗ-6.
Кабина модели кажется тесной и неудобной, но для начала 70-х она считалась идеальной. Самое главное – она закрытая и имеет круговое остекление, чего еще нужно? Пока трактор был новым, кабина отличалась герметичностью. Кстати, к раме она крепится через резиновые «подушки».
Для тракториста инженеры подготовили ряд удобств в кабине:
✅ Отопитель
✅ Вентилятор
✅ Освещение
ЮМЗ-6 оборудован гидроусилителем руля и регулируемой по высоте и углу наклона колонкой. Так что работать было удобно. Конечно, сейчас тракторы, из тех, что на ходу, выглядят не очень. Комфорта там давно не осталось, в лучшем случае – это целое сиденье и стекла. Но виной тому владельцы, а не инженеры.
Основной мотор для ЮМЗ-6 – это дизель Д-65. Это двигатель с рабочим объемом 4,94 литра, развивающий 60 л. с. Несмотря на заявленные характеристики, мотор славится простотой конструкции и надежностью. Конечно, как любой старый агрегат, он нуждается в обслуживании, но, если этим не пренебрегать, двигатель будет радовать.
Из недостатков Д-65 можно назвать слишком низкие обороты. Второй минус – это нелюбовь силового агрегата к работе на холостых. Конструктивно Д-65 так сделан, что это приводит к износу деталей. Опытные трактористы знали эту особенность.
Третий минус – старый мотор периодически страдает от течей. Водители называют такие двигатели «сопливыми».
Коробка передач ЮМЗ-6 пятиступенчатая механическая. Как у классического колесного трактора, там есть пониженные и повышенные ступени.
Главный минус коробки ЮМЗ-6 в том, что она в одном корпусе с задним мостом. Из-за этого глобальный ремонт узла затруднителен. Впрочем, ломалась КПП редко, хотя с выбиванием рычага на скорости водители сталкивались.
Тормоза барабанные, причем раздельные. За счет этой особенности проще маневрировать в условиях бездорожья.
О надежности ЮМЗ-6 говорит тот факт, что они работают до сих пор, хотя ресурс техники был заявлен в 10 лет.
Главный плюс ЮМЗ-6 – это надежность конструкции. Двигатель способен работать на дизельном топливе даже самого низкого качества.
Так как ЮМЗ-6 собирали на военном по сути предприятии, сборка и контроль там были соответствующие. Судя по отзывам трактористов, большинство узлов и деталей отрабатывали свой ресурс многократно. К сожалению, это относится только к запчастям советского периода.
Из недостатков ЮМЗ-6 в первую очередь следует отметить высокий центр тяжести. Если нужно было работать на участках с уклоном, производитель рекомендовал расширять колею до 1,8 метра.
О том, что ЮМЗ-6 был одним из лучших тракторов, красноречиво говорит один малоизвестный факт. В 1974 году, когда машина получила Знак Качества, документацию на ее производство выкупила Volvo.
ЮМЗ-6 – это легенда СССР. Тракторы до сих пор продолжают трудиться, хотя, с каждым годом экземпляров на ходу становится все меньше.
На фоне МТЗ как-то затерялись ЮМЗ, а ведь они тоже попадались повсеместно, как правило, в виде экскаваторов. Хотя, возможно, это мне, автору так повезло, но у нас в городе на стройках и в деревенском колхозе трудились именно они.
Трактор ЮМЗ-6 стал настоящим долгожителем. Модель собирали с 1966 по 2001 годы. За это время ее несколько раз серьезно модернизировали. Запас прочности тракторов настолько велик, что даже сейчас на рынке б/у их можно приобрести. За модель просят от 250 тысяч рублей.
История
Не просто так семейство ЮМЗ путали с белорусскими МТЗ – именно минские инженеры помогли запустить производство своим коллегам из Днепропетровска. Завод был заложен еще в 1944 году, после освобождения города от немцев. Только назывался он сразу не так, а ДАЗ.
Именно в таком виде этот трактор опознается с первого взгляда. Фото: Youtube.com
Изначально на производстве планировалось наладить сборку грузовиков ГАЗ-51. Напомним, что эту модель стали выпускать серийно в 1946 году, хотя первые опытные экземпляры появились еще до начала Великой Отечественной войны.
Не совсем понятно почему, но от выпуска ГАЗ-51 на Днепропетровском автозаводе в итоге отказались. Видимо, стране больше нужны были более тяжелые грузовики. Так на ДАЗ начали сборку ЗИС-150.
В 1951 году было решено, что Советскому Союзу нужны качественные грузовики, с которыми лучше справятся предприятия полного цикла. Одновременно с этим Холодная война требовала разработки нового оружия. Так ДАЗ превратился в военное предприятие, войдя в состав производственного объединения «Южный машиностроительный завод».
Смешно, но знаменитые днепропетровские тракторы, появившиеся в 1953 году, выпускались как побочная продукция для прикрытия. Что касается бывшего ДАЗ, то предприятие официально назвали Государственный союзный завод № 586. Секретный, конечно же.
МТЗ-2, с которого все начиналось. Фото: Youtube.com
Первым трактором нового предприятия стал МТЗ-2, выпускаемый с 1954 по 1958 годы. Как уже ясно по названию, это модель из белорусских деталей.
В 1958 году появляется МТЗ-5, разработанный совместно инженерами завода № 586 и МТЗ. Хотя он позже стал называться ЮМЗ-5, когда предприятие переименовали, но продавался под брендом «Беларусь». Это делалось все в тех же целях конспирации военного производства.
МТЗ-5 задержался на конвейере до 1972 года. За 6 лет до этого производитель разработал на шасси собственную модель – ЮМЗ-6. Первые образцы появились в 1966 году. Трактор выпускался небольшими партиями. Полномасштабное серийное производство началось в 1970 году.
Назначение
Главная особенность ЮМЗ-6 – это простота конструкции. В этом кардинальное отличие модели от МТЗ. Если минские тракторы постепенно усложнялись, ЮМЗ оставались простыми. По этой причине их так любили на селе – такую сельскохозяйственную технику можно легко отремонтировать на хоздворе.
Этот трактор сначала выпускался как МТЗ-5, а потом его переименовали в ЮМЗ-5. Фото: Youtube.com
ЮМЗ-6 неофициально считается самым простым советским колесным трактором с начала 70-х годов. В зависимости от установленного оборудования, техника может выполнять широкий спектр работ. Чаще всего он использовался как экскаватор или планировщик.
Навесное оборудование ЮМЗ:
✅ Для работы в полях
✅ Строительное – ковши, отвалы, компрессоры, фрезы и даже сварочные аппараты
✅ Транспортировочное – прицепы, цистерны
ЮМЗ-6 позволяет подключать пневматическое, электрическое и гидравлическое оборудование. Трактор универсальный, его возможности ограничиваются наличием аксессуаров. Не зря эти машины до сих пор ценятся у фермеров – за минимальную цену можно обзавестись помощником по хозяйству.
Конструкция и кабина
ЮМЗ-6 – это классический колесный трактор. Его конструкция аналогична МТЗ-5. В основе лежит полурама. К ней крепятся узлы модели, включая мотор, КПП и мост. Колейность можно менять, причем как спереди, так и сзади.
В кабинах ЮМЗ-6 давно уже часть деталей от МТЗ. Фото: Youtube.com
Естественно, ни один трактор не может обойтись без ВОМ. Есть он и у ЮМЗ-6.
Кабина модели кажется тесной и неудобной, но для начала 70-х она считалась идеальной. Самое главное – она закрытая и имеет круговое остекление, чего еще нужно? Пока трактор был новым, кабина отличалась герметичностью. Кстати, к раме она крепится через резиновые «подушки».
Для тракториста инженеры подготовили ряд удобств в кабине:
✅ Отопитель
✅ Вентилятор
✅ Освещение
ЮМЗ-6 оборудован гидроусилителем руля и регулируемой по высоте и углу наклона колонкой. Так что работать было удобно. Конечно, сейчас тракторы, из тех, что на ходу, выглядят не очень. Комфорта там давно не осталось, в лучшем случае – это целое сиденье и стекла. Но виной тому владельцы, а не инженеры.
Двигатель, КПП и тормоза
Основной мотор для ЮМЗ-6 – это дизель Д-65. Это двигатель с рабочим объемом 4,94 литра, развивающий 60 л. с. Несмотря на заявленные характеристики, мотор славится простотой конструкции и надежностью. Конечно, как любой старый агрегат, он нуждается в обслуживании, но, если этим не пренебрегать, двигатель будет радовать.
Именно так выглядит двигатель Д-65. Фото: Youtube.com
Из недостатков Д-65 можно назвать слишком низкие обороты. Второй минус – это нелюбовь силового агрегата к работе на холостых. Конструктивно Д-65 так сделан, что это приводит к износу деталей. Опытные трактористы знали эту особенность.
Третий минус – старый мотор периодически страдает от течей. Водители называют такие двигатели «сопливыми».
Коробка передач ЮМЗ-6 пятиступенчатая механическая. Как у классического колесного трактора, там есть пониженные и повышенные ступени.
Быстрым ЮМЗ-6 назвать сложно – максимум он может передвигаться со скоростью 25 км/ч. Впрочем, это же универсальный трактор, а не спортивный болид, он должен работать.
Главный минус коробки ЮМЗ-6 в том, что она в одном корпусе с задним мостом. Из-за этого глобальный ремонт узла затруднителен. Впрочем, ломалась КПП редко, хотя с выбиванием рычага на скорости водители сталкивались.
ЮМЗ-6 на поле. Фото: Youtube.com
Тормоза барабанные, причем раздельные. За счет этой особенности проще маневрировать в условиях бездорожья.
О надежности ЮМЗ-6 говорит тот факт, что они работают до сих пор, хотя ресурс техники был заявлен в 10 лет.
Достоинства и недостатки модели
Главный плюс ЮМЗ-6 – это надежность конструкции. Двигатель способен работать на дизельном топливе даже самого низкого качества.
Так как ЮМЗ-6 собирали на военном по сути предприятии, сборка и контроль там были соответствующие. Судя по отзывам трактористов, большинство узлов и деталей отрабатывали свой ресурс многократно. К сожалению, это относится только к запчастям советского периода.
Ну и проходимость на зависть лучшим внедорожникам. Фото: Youtube.com
Из недостатков ЮМЗ-6 в первую очередь следует отметить высокий центр тяжести. Если нужно было работать на участках с уклоном, производитель рекомендовал расширять колею до 1,8 метра.
О том, что ЮМЗ-6 был одним из лучших тракторов, красноречиво говорит один малоизвестный факт. В 1974 году, когда машина получила Знак Качества, документацию на ее производство выкупила Volvo.
ЮМЗ-6 – это легенда СССР. Тракторы до сих пор продолжают трудиться, хотя, с каждым годом экземпляров на ходу становится все меньше.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...