Vale Brasil: первый из «флотилии левиафанов»
11 908

Vale Brasil: первый из «флотилии левиафанов»

Рудовоз Berge Stahl («Стальная Гора») почти полвека удивлял мир размерами и дедвейтом (DWT). Казалось, инженеры и разработчики достигли предела всех параметров, которые могут характеризовать морское судно.


Но так было только до 2011 года, когда на воду был спущен корабль, который превзошел «единственного на планете» по всем показателям.

История Vale Brasil


Так устроена планета Земля, что природные богатства хранятся и добываются на одном континенте, а перерабатываются на другом. Из 200 млн тонн железной руды, добываемой в Бразилии, только 20 % перерабатывают дома. Остальное идет за границу, в основном в Азию.

Vale Brasil: первый из «флотилии левиафанов» Длина Vale Brasil 362 м Фото: YouTube.com

При таких масштабах перевозок маломерные (до 35 тыс. т дедвейта) и малогабаритные (до 60 DWT) балкеры стали экономически невыгодными. Через океаны природные ископаемые – руду и уголь – нужно перевозить судами класса Capesize (Кепсайз), способными загрузить в трюмы не менее 175 тыс. т.

Эту планку покорили в 1968 году, соорудив «Стальную Гору», способную взять на борт 364 767 т груза. Но с развитием и перестройкой мировой экономики даже этого количества, перевозимого за раз, оказалось мало.

Началась работа над более мощной машиной. Результатом усилий интернациональной инженерной бригады стал бразильский Vale Brasil. Ультра большой балкериер представили миру на международной выставке судостроения, судоремонта и водных перевозок Nor-Shipping.

Обычные суда рядом с Vale Brasil выглядят лиллипутами Фото: YouTube.com

Ярмарка передовых технологий, где присутствовали крупнейшие компании морских отраслей промышленности всех континентов, проходила в Осло в 2011 году. На суд независимого жюри было представлено 40 кандидатов, но награду получил один сухогруз – Vale Brasil.


За что бразильский балкер получил международную премию


Эксперты из числа самых компетентных представителей отрасли оценивали корабль со всех сторон: внешний вид, техническая начинка, производительность и эффективность, влияние на окружающую среду.

Vale Brasil в порту Фото: YouTube.com

Баллы были высшими по всем показателям, но особо жюри акцентировало внимание на экологии. Выяснилось, что монументальный корабль Vale Brasil, который сжигает за сутки 96,7 т мазута, оказывает минимальное негативное влияние на природу планеты. В дальнейшем вредные выбросы рудовоза в расчете на тонно-милю груза стали стандартом для судов дальнего следования. Не удивительно, ведь бразильский сухогруз сократил выброс отработанных газов в атмосферу на 35 %, за что и получил премию «Чистый корабль».

Как выглядит балкериер Vale Brasil


Судно предназначено для перевозки сыпучих материалов в трюмах навалом, то есть без упаковки и тары. Отсюда название категории подобных кораблей – навалочники.

Vale Brasil – технически сложный проект, заказанный бразильской судоходной компанией Vale Shipping Holding и реализованный на южнокорейской судоверфи Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering Co. Настоятельная потребность в судне специального назначения (рудовоз) появилась с ростом мирового спроса на железную руду и высокой конкурентности в отрасли морских перевозок.

Грандиозное зрелище в океане Фото: YouTube.com

Поэтому было построено судно грандиозных размеров, доселе не виданных миром. Представляем данные по габаритам бразильского балкера в сравнении с предшественником Berge Stahl, который был единственным в своем роде почти полвека:

✅ Длина корабля – 362 м, что на 20 м больше «Стальной Горы»
✅ Ширина – 65 м. Это на 1,5 м больше Berge Stahl
✅ Осадка судов одинакова – 23 м

Высота корпуса «бразильца» – 30 м. Для более наглядного представления о размерах рудовоза сделаем еще несколько сравнений с кораблями, которые называют мегамашинами современности. Так, длина самого большого авианосца в мире «Джеральд Р. Форд» составляет 337 м, а самого большого круизного лайнера «Гармония морей» превышает высоту Эйфелевой башни – чуть более 330 м.

Технические характеристики судна


«Под капотом» – в машинном отделении – трудится двухтактный дизельный мотор марки 7С80МЭ-С8 с прямым винтом фиксированного шага. Низкооборотный судовой двигатель генерирует мощность в 39 240 л. с. и характеризуется надежностью, экономичностью и высоким моторесурсом. Механической связи между рулем и силовым агрегатом нет – всем управляет электроника.

Vale Brasil под загрузкой Фото: YouTube.com

Что касается дедвейта – основной эксплуатационной характеристики грузового торгового судна – то у Vale Brasil он составляет 402 347 т. Это на 37 580 т больше, чем у «Берге Шталя». Коротко поясним, что в морской терминологии под дедвейтом подразумевают массу полезного перевозимого груза (для Vale Brasil – железная руда) плюс вес топлива, масел, запаса воды и еды, а также экипажа.

Когда судно пустое, его балластные емкости заполняют водой, чтобы оно не потеряло остойчивость. Разгружают рудовоз портовыми башенными кранами. Со всеми технологическими операциями справляются 33 человека команды, время под разгрузкой/загрузкой составляет 120 часов.

Относительно скорости: она на 1,5 узла превысила этот показатель у предшественника, и равняется 15,4 узлам. Корпус балкера разделен на 7 отсеков общим объемом 219 980 кубических метров.

Маршруты «Оре Бразил»


С 2014 года сухогруз переименовали в MS «Ore Brasil» («Руда Бразилии»). С заполненными трюмами судно глубоко проседает в воду. По этой причине не всякий порт в мире может принять бразильский сухогруз. Таких портов с развитой разгрузочной инфраструктурой и соответствующими причалами в Европе, Бразилии, Азии, ЮАР насчитывается всего десяток. Более того, шлюзы Панамского и Суэцкого каналов тоже не могут пропустить габаритный корабль.

В управлении кораблем «Оре Бразил» активно участвует электроника Фото: YouTube.com

Оказалось, что единственный путь, которым можно доставлять руду из Бразилии в Азию – Капский маршрут, огибающий африканский мыс Доброй Надежды. Много шума и волнений наделал первый коммерческий рейс балкера, когда он вышел из доков порта Понто-де-Мадейра, направляясь в китайский Далянь в мае 2011 года. На борту было 391 тыс. т руды, для перевозки которой, подсчитали специалисты, потребовалось бы более 11 тыс. грузовиков. Выплавленной стали, если верить тем же знатокам, хватило бы на три знаменитых американских моста «Золотые Ворота».

Уже пройдя южную оконечность Африки, судно повернуло в Атлантику и проследовало в итальянский Таранто. Журналисты, следящие за первым рейсом сухогруза, выдвигали самые невероятные версии события, вплоть до политических. Но все оказалось проще: коммерческая необходимость, объяснили владельцы «Оре Бразил».

«Флотилия левиафанов»


Когда первый рудоносец MS «Ore Brasil» доказал свою эффективность, бразильцы заказали в Южной Корее еще 6 подобных кораблей. Затраты предприятия Vale Shipping Holding, входящего в горнодобывающую компанию Brazilian mining company Vale, составили $748 млн. А еще 12 сухогрузов построила китайская корпорация Jiangsu Rongsheng Heavy Industries. Всего на эти проекты было потрачено 1,3 млрд долларов.

Один из флотилии Валемах Фото: YouTube.com

В итоге получилась целая эскадра красивых и мощных мегамашин, которые относят к отдельному типу – Valemax. Балкеры внутривидовой классификации «Валемах» бороздят океанические волны чуть более десятка лет. Эту флотилию, с подачи бойких журналистов, назвали левиафанами. Но чем эти мирные трудяги напоминают морских чудовищ? Разве что размерами и силой...
А как вы думаете, увидит ли человечество еще более масштабные корабли?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас