ВАЗ-2116 - призрачный Siluet АвтоВАЗа
К середине 2000-х руководство АвтоВАЗа предприняло попытку создания совершенно нового автомобиля, который по своим характеристикам должен был относиться к классу С. По идее конструкторов, при создании машины будут использоваться новейшие технологии, передовые разработки, одним словом, все самое лучшее должно воплотиться в этом автомобиле, получившего индекс 2116 и название «Силуэт».
Тогда уже вовсю велась подготовка к серийному выпуску «Лада Калина», которую похвалил даже Президент РФ, прокатившись по российским дорогам. Однако вазовцы понимали: несмотря на то что машина вобрала в себя много инноваций, по конструкции она все еще являлась «эхом» начала 80-х.
В нулевых тольяттинцы пытались разработать проект класса D. Но вскоре он сошел на нет, скатившись к привычному для завода сегменту В/С. Поэтому к 2004-му был представлен первый макет ВАЗ-2116 класса С+.
К 2005-му завод стал собственностью Рособоронэкспорта, на предприятии появился новый менеджмент, который был крайне заинтересован в появлении нового автомобиля. Поэтому работы по его созданию форсировали: были выделены необходимые средства.
Совместно с конструкторами составили план, согласно которому через 28 месяцев «Силуэту» «предписано» пойти в серию. Главным конструктором стал Евгений Шмелев.
Кузов сделали таким образом, чтобы он соответствовал рейтингу в четыре звезды от EuroNcap. Основа машины отлично сопротивлялась скручиванию: жесткость была аналогична лучшим зарубежным образцам. Если сравнить, например, с «Форд Фокус», то кузов ВАЗ-2116 деформировался на 33 % меньше. Обе подвески сделали независимыми: впереди – МакФерсон (использовались L-образные рычаги), сзади – двухрычажная система, заранее адаптированная под полный привод.
В будущем планировалось выпускать Siluet 4х4. Силовые агрегаты: объемом 1,6 и 1,8 л мощностью 102, 128 л. с. соответственно. В перспективе рассматривалась возможность установки двигателей на 2 и 2,3 л. Также не исключался вариант с дизелем.
Она разрабатывалась с «нуля». В паре с двигателями должна устанавливаться механическая трансмиссия на пять и шесть передач. В дальнейшем возможно применение автоматических коробок. При этом использовался специально разработанный механизм включения на тросах. Его особенность – верхнее расположение относительно агрегата и за пределами масляной ванны. Такое решение хорошо подходит для суровых российских климатических условий: механизм не будет замерзать.
Ее оснастили ГУРом, а рейку присоединили к подрамнику, чтобы уменьшить вибрации. Все тормоза – дисковые, разумеется, с АБС. В проекте получалась машина класса С, не уступающая по техническим характеристикам зарубежным аналогам. При этом старались, чтобы стоимость «Силуэта» не выходила за границы 13-15 тысяч «зеленых».
А вот с экстерьером возникли проблемы. Главный дизайнер завода предложил несколько вариантов, но все они были скучными и никак не выделяли новую машину на фоне однотипных легковушек того времени. Внешне ВАЗ-2116 выглядел тяжеловато: его блеклая оптика напоминала «Ситроен С6» или «Опель Астра». Радовали разве что колеса на 15” либо 16”, а также высокая линия под окнами – в то время она считалась модной. Т. е. сбоку машина выглядела еще более-менее.
Но все же автомобиль (макет) показали в 2005-м на Московском автошоу. Новинка особого восторга не вызвала: продемонстрировали авто с неинтересным экстерьером. Однако впоследствии модели (всего изготовили 24 экземпляра) из первой партии разбивались в краш-тестах для совершенствования платформы. В итоге новый автомобиль получил 14 баллов и 16 возможных: это отличный результат!
Неплохим оказался коэффициент сопротивления. Предполагалось, что он будет равен 0,32. В реальности цифра выросла до 0,34, но потом ее удалось уменьшить до 0,33. Впервые на тольяттинской машине применили такие элементы, как раздельный климат-контроль, световой и дождевой датчики, глушитель на два потока, подогрев зеркал и передних кресел.
В конечном итоге запланированный бюджетный автомобиль превратился почти что в люксовый. Первый экспериментальный образец собрали в 2006-м, а через год сделали новый, у которого экстерьер изменился в лучшую сторону. Передок стал более выразительным, как и корма, получившая элегантный изгиб стойки.
Помимо базового седана, был изготовлен «универсал» (ВАЗ-2117) и «Хетчбэк» (ВАЗ-2118). С 2006 года изготовили 23 кузова, 19 прототипов авто первой серии. Позже сделали еще 9. В 2007-м проработали интерьер. Обновленный прототип продемонстрировали на Интеравто-2007. Все шло по плану и в ближайшем будущем (ориентировочно 2012 год, максимум – 2015-й) вазовцы надеялись поставить свою новую разработку на конвейер.
К 2008 году на предприятии наметились серьезные перемены. К этому времени контрольный пакет акций приобрела французская компания «Рено». Первое время, спасая свой «Силуэт», тольяттинцы попытались переделать ВАЗ-2116 под импортные комплектующие. В частности, приспособить французские бензиновые и дизельные силовые агрегаты к шасси «Силуэта».
Однако представители Renault вполне определенно намекнули: проект Lada C им не нужен. У французов хватало и своих моделей подобного класса. К тому же «Силуэт» хоть и находился на стадии глубокой проработки, но к конвейеру готов не был. Чтобы довести машину «до ума» необходимы финансовые средства, время. А будут ли автомобиль покупать – неизвестно: никто не мог гарантировать коммерческий успех. В итоге к 2009 году проект Lada C – ВАЗ-2116 Siluet французы окончательно закрыли.
Было бы неправильно говорить, что потраченные на создание машины деньги, время, усилия пропали даром. Множество интереснейших наработок с успехом применялось на последующих моделях АвтоВАЗа. И первое, что активно использовалось – технические решения по трансмиссии.
Сразу стоит сказать, что новая коробка, предназначавшаяся для ВАЗ-2116, так и не увидела свет. В любой МКПП 80 % расходов составляет изготовление новых шестерен. Поэтому от коробки «Силуэта» использовали корпус и тросовый механизм. Получился новый агрегат ВАЗ-2181, который первым «примерила» в 2012-м «Калина», а потом и «Гранта». Плюсы были налицо: уменьшилась вибрация, улучшились ходы рычага и избирательность. В 2016-м коробку доработали, и она получила индекс 21807. Обновленную «механику» поставили на Lada Vesta.
В серию пошел силовой агрегат с фазовращателем: мотор получил наименование ВАЗ-21179. Впервые его установили на Lada X-Ray (2016-й), позднее двигателем стали комплектовать и Vesta.
Что касается подвески, то задняя двухрычажная модель не пригодилась. Однако передняя с L-рычагами на подрамнике имела довольно удачную конструкцию и была использована при разработке Lada Vesta.
Сделать выводы непросто: с одной стороны, новый собственник не дал закончить перспективный проект, с другой – лучшие наработки были использованы при производстве последующих моделей. Можно точно сказать: инженерные решения не пропали зря. Но от самого ВАЗ-2116 остался только «силуэт», как это и предвещало его название…
Первый этап
Тогда уже вовсю велась подготовка к серийному выпуску «Лада Калина», которую похвалил даже Президент РФ, прокатившись по российским дорогам. Однако вазовцы понимали: несмотря на то что машина вобрала в себя много инноваций, по конструкции она все еще являлась «эхом» начала 80-х.
«Лада Калина» изначально была морально устаревшей машиной. Фото: Youtube.com
В нулевых тольяттинцы пытались разработать проект класса D. Но вскоре он сошел на нет, скатившись к привычному для завода сегменту В/С. Поэтому к 2004-му был представлен первый макет ВАЗ-2116 класса С+.
К 2005-му завод стал собственностью Рособоронэкспорта, на предприятии появился новый менеджмент, который был крайне заинтересован в появлении нового автомобиля. Поэтому работы по его созданию форсировали: были выделены необходимые средства.
Новая машина класса С+ создавалась совместно с компанией Magna International (Канада).
Совместно с конструкторами составили план, согласно которому через 28 месяцев «Силуэту» «предписано» пойти в серию. Главным конструктором стал Евгений Шмелев.
Конструкция
Кузов сделали таким образом, чтобы он соответствовал рейтингу в четыре звезды от EuroNcap. Основа машины отлично сопротивлялась скручиванию: жесткость была аналогична лучшим зарубежным образцам. Если сравнить, например, с «Форд Фокус», то кузов ВАЗ-2116 деформировался на 33 % меньше. Обе подвески сделали независимыми: впереди – МакФерсон (использовались L-образные рычаги), сзади – двухрычажная система, заранее адаптированная под полный привод.
Задняя подвеска – независимая. Фото: Youtube.com
В будущем планировалось выпускать Siluet 4х4. Силовые агрегаты: объемом 1,6 и 1,8 л мощностью 102, 128 л. с. соответственно. В перспективе рассматривалась возможность установки двигателей на 2 и 2,3 л. Также не исключался вариант с дизелем.
Коробка
Она разрабатывалась с «нуля». В паре с двигателями должна устанавливаться механическая трансмиссия на пять и шесть передач. В дальнейшем возможно применение автоматических коробок. При этом использовался специально разработанный механизм включения на тросах. Его особенность – верхнее расположение относительно агрегата и за пределами масляной ванны. Такое решение хорошо подходит для суровых российских климатических условий: механизм не будет замерзать.
Рулевая система и тормоза
Ее оснастили ГУРом, а рейку присоединили к подрамнику, чтобы уменьшить вибрации. Все тормоза – дисковые, разумеется, с АБС. В проекте получалась машина класса С, не уступающая по техническим характеристикам зарубежным аналогам. При этом старались, чтобы стоимость «Силуэта» не выходила за границы 13-15 тысяч «зеленых».
Внешний вид
А вот с экстерьером возникли проблемы. Главный дизайнер завода предложил несколько вариантов, но все они были скучными и никак не выделяли новую машину на фоне однотипных легковушек того времени. Внешне ВАЗ-2116 выглядел тяжеловато: его блеклая оптика напоминала «Ситроен С6» или «Опель Астра». Радовали разве что колеса на 15” либо 16”, а также высокая линия под окнами – в то время она считалась модной. Т. е. сбоку машина выглядела еще более-менее.
Но все же автомобиль (макет) показали в 2005-м на Московском автошоу. Новинка особого восторга не вызвала: продемонстрировали авто с неинтересным экстерьером. Однако впоследствии модели (всего изготовили 24 экземпляра) из первой партии разбивались в краш-тестах для совершенствования платформы. В итоге новый автомобиль получил 14 баллов и 16 возможных: это отличный результат!
Технические особенности и перспективы
Неплохим оказался коэффициент сопротивления. Предполагалось, что он будет равен 0,32. В реальности цифра выросла до 0,34, но потом ее удалось уменьшить до 0,33. Впервые на тольяттинской машине применили такие элементы, как раздельный климат-контроль, световой и дождевой датчики, глушитель на два потока, подогрев зеркал и передних кресел.
Для того времени салон выглядел достойно. Фото: Youtube.com
В конечном итоге запланированный бюджетный автомобиль превратился почти что в люксовый. Первый экспериментальный образец собрали в 2006-м, а через год сделали новый, у которого экстерьер изменился в лучшую сторону. Передок стал более выразительным, как и корма, получившая элегантный изгиб стойки.
Авто второй серии выглядели более элегантно. Фото: Youtube.com
Помимо базового седана, был изготовлен «универсал» (ВАЗ-2117) и «Хетчбэк» (ВАЗ-2118). С 2006 года изготовили 23 кузова, 19 прототипов авто первой серии. Позже сделали еще 9. В 2007-м проработали интерьер. Обновленный прототип продемонстрировали на Интеравто-2007. Все шло по плану и в ближайшем будущем (ориентировочно 2012 год, максимум – 2015-й) вазовцы надеялись поставить свою новую разработку на конвейер.
Renault и проект ВАЗ-2116
К 2008 году на предприятии наметились серьезные перемены. К этому времени контрольный пакет акций приобрела французская компания «Рено». Первое время, спасая свой «Силуэт», тольяттинцы попытались переделать ВАЗ-2116 под импортные комплектующие. В частности, приспособить французские бензиновые и дизельные силовые агрегаты к шасси «Силуэта».
В серию машина так и не пошла. Фото: Youtube.com
Однако представители Renault вполне определенно намекнули: проект Lada C им не нужен. У французов хватало и своих моделей подобного класса. К тому же «Силуэт» хоть и находился на стадии глубокой проработки, но к конвейеру готов не был. Чтобы довести машину «до ума» необходимы финансовые средства, время. А будут ли автомобиль покупать – неизвестно: никто не мог гарантировать коммерческий успех. В итоге к 2009 году проект Lada C – ВАЗ-2116 Siluet французы окончательно закрыли.
Наследство
Было бы неправильно говорить, что потраченные на создание машины деньги, время, усилия пропали даром. Множество интереснейших наработок с успехом применялось на последующих моделях АвтоВАЗа. И первое, что активно использовалось – технические решения по трансмиссии.
КПП
Сразу стоит сказать, что новая коробка, предназначавшаяся для ВАЗ-2116, так и не увидела свет. В любой МКПП 80 % расходов составляет изготовление новых шестерен. Поэтому от коробки «Силуэта» использовали корпус и тросовый механизм. Получился новый агрегат ВАЗ-2181, который первым «примерила» в 2012-м «Калина», а потом и «Гранта». Плюсы были налицо: уменьшилась вибрация, улучшились ходы рычага и избирательность. В 2016-м коробку доработали, и она получила индекс 21807. Обновленную «механику» поставили на Lada Vesta.
Двигатель и подвеска
В серию пошел силовой агрегат с фазовращателем: мотор получил наименование ВАЗ-21179. Впервые его установили на Lada X-Ray (2016-й), позднее двигателем стали комплектовать и Vesta.
Двигатель от ВАЗ-2116 пригодился для Vesta. Фото: Youtube.com
Что касается подвески, то задняя двухрычажная модель не пригодилась. Однако передняя с L-рычагами на подрамнике имела довольно удачную конструкцию и была использована при разработке Lada Vesta.
Итоги
Сделать выводы непросто: с одной стороны, новый собственник не дал закончить перспективный проект, с другой – лучшие наработки были использованы при производстве последующих моделей. Можно точно сказать: инженерные решения не пропали зря. Но от самого ВАЗ-2116 остался только «силуэт», как это и предвещало его название…
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Стартовало серийное производство кроссовера Skoda Kylaq – он будет стоить меньше миллиона
Длина кузова кроссовера – меньше четырех метров. Зато багажник будет самым большим в классе....
Есть отзыв от владельца Lada Aura – премиальность экономичного формата
Только недавно флагманская модель АВТОВАЗа, Lada Aura, стала доступной для всех желающих, а автор канала «Клубный сервис» уже ее успел приобрести и...