ВАЗ-2116 - призрачный Siluet АвтоВАЗа
К середине 2000-х руководство АвтоВАЗа предприняло попытку создания совершенно нового автомобиля, который по своим характеристикам должен был относиться к классу С. По идее конструкторов, при создании машины будут использоваться новейшие технологии, передовые разработки, одним словом, все самое лучшее должно воплотиться в этом автомобиле, получившего индекс 2116 и название «Силуэт».
Тогда уже вовсю велась подготовка к серийному выпуску «Лада Калина», которую похвалил даже Президент РФ, прокатившись по российским дорогам. Однако вазовцы понимали: несмотря на то что машина вобрала в себя много инноваций, по конструкции она все еще являлась «эхом» начала 80-х.
В нулевых тольяттинцы пытались разработать проект класса D. Но вскоре он сошел на нет, скатившись к привычному для завода сегменту В/С. Поэтому к 2004-му был представлен первый макет ВАЗ-2116 класса С+.
К 2005-му завод стал собственностью Рособоронэкспорта, на предприятии появился новый менеджмент, который был крайне заинтересован в появлении нового автомобиля. Поэтому работы по его созданию форсировали: были выделены необходимые средства.
Совместно с конструкторами составили план, согласно которому через 28 месяцев «Силуэту» «предписано» пойти в серию. Главным конструктором стал Евгений Шмелев.
Кузов сделали таким образом, чтобы он соответствовал рейтингу в четыре звезды от EuroNcap. Основа машины отлично сопротивлялась скручиванию: жесткость была аналогична лучшим зарубежным образцам. Если сравнить, например, с «Форд Фокус», то кузов ВАЗ-2116 деформировался на 33 % меньше. Обе подвески сделали независимыми: впереди – МакФерсон (использовались L-образные рычаги), сзади – двухрычажная система, заранее адаптированная под полный привод.
В будущем планировалось выпускать Siluet 4х4. Силовые агрегаты: объемом 1,6 и 1,8 л мощностью 102, 128 л. с. соответственно. В перспективе рассматривалась возможность установки двигателей на 2 и 2,3 л. Также не исключался вариант с дизелем.
Она разрабатывалась с «нуля». В паре с двигателями должна устанавливаться механическая трансмиссия на пять и шесть передач. В дальнейшем возможно применение автоматических коробок. При этом использовался специально разработанный механизм включения на тросах. Его особенность – верхнее расположение относительно агрегата и за пределами масляной ванны. Такое решение хорошо подходит для суровых российских климатических условий: механизм не будет замерзать.
Ее оснастили ГУРом, а рейку присоединили к подрамнику, чтобы уменьшить вибрации. Все тормоза – дисковые, разумеется, с АБС. В проекте получалась машина класса С, не уступающая по техническим характеристикам зарубежным аналогам. При этом старались, чтобы стоимость «Силуэта» не выходила за границы 13-15 тысяч «зеленых».
А вот с экстерьером возникли проблемы. Главный дизайнер завода предложил несколько вариантов, но все они были скучными и никак не выделяли новую машину на фоне однотипных легковушек того времени. Внешне ВАЗ-2116 выглядел тяжеловато: его блеклая оптика напоминала «Ситроен С6» или «Опель Астра». Радовали разве что колеса на 15” либо 16”, а также высокая линия под окнами – в то время она считалась модной. Т. е. сбоку машина выглядела еще более-менее.
Но все же автомобиль (макет) показали в 2005-м на Московском автошоу. Новинка особого восторга не вызвала: продемонстрировали авто с неинтересным экстерьером. Однако впоследствии модели (всего изготовили 24 экземпляра) из первой партии разбивались в краш-тестах для совершенствования платформы. В итоге новый автомобиль получил 14 баллов и 16 возможных: это отличный результат!
Неплохим оказался коэффициент сопротивления. Предполагалось, что он будет равен 0,32. В реальности цифра выросла до 0,34, но потом ее удалось уменьшить до 0,33. Впервые на тольяттинской машине применили такие элементы, как раздельный климат-контроль, световой и дождевой датчики, глушитель на два потока, подогрев зеркал и передних кресел.
В конечном итоге запланированный бюджетный автомобиль превратился почти что в люксовый. Первый экспериментальный образец собрали в 2006-м, а через год сделали новый, у которого экстерьер изменился в лучшую сторону. Передок стал более выразительным, как и корма, получившая элегантный изгиб стойки.
Помимо базового седана, был изготовлен «универсал» (ВАЗ-2117) и «Хетчбэк» (ВАЗ-2118). С 2006 года изготовили 23 кузова, 19 прототипов авто первой серии. Позже сделали еще 9. В 2007-м проработали интерьер. Обновленный прототип продемонстрировали на Интеравто-2007. Все шло по плану и в ближайшем будущем (ориентировочно 2012 год, максимум – 2015-й) вазовцы надеялись поставить свою новую разработку на конвейер.
К 2008 году на предприятии наметились серьезные перемены. К этому времени контрольный пакет акций приобрела французская компания «Рено». Первое время, спасая свой «Силуэт», тольяттинцы попытались переделать ВАЗ-2116 под импортные комплектующие. В частности, приспособить французские бензиновые и дизельные силовые агрегаты к шасси «Силуэта».
Однако представители Renault вполне определенно намекнули: проект Lada C им не нужен. У французов хватало и своих моделей подобного класса. К тому же «Силуэт» хоть и находился на стадии глубокой проработки, но к конвейеру готов не был. Чтобы довести машину «до ума» необходимы финансовые средства, время. А будут ли автомобиль покупать – неизвестно: никто не мог гарантировать коммерческий успех. В итоге к 2009 году проект Lada C – ВАЗ-2116 Siluet французы окончательно закрыли.
Было бы неправильно говорить, что потраченные на создание машины деньги, время, усилия пропали даром. Множество интереснейших наработок с успехом применялось на последующих моделях АвтоВАЗа. И первое, что активно использовалось – технические решения по трансмиссии.
Сразу стоит сказать, что новая коробка, предназначавшаяся для ВАЗ-2116, так и не увидела свет. В любой МКПП 80 % расходов составляет изготовление новых шестерен. Поэтому от коробки «Силуэта» использовали корпус и тросовый механизм. Получился новый агрегат ВАЗ-2181, который первым «примерила» в 2012-м «Калина», а потом и «Гранта». Плюсы были налицо: уменьшилась вибрация, улучшились ходы рычага и избирательность. В 2016-м коробку доработали, и она получила индекс 21807. Обновленную «механику» поставили на Lada Vesta.
В серию пошел силовой агрегат с фазовращателем: мотор получил наименование ВАЗ-21179. Впервые его установили на Lada X-Ray (2016-й), позднее двигателем стали комплектовать и Vesta.
Что касается подвески, то задняя двухрычажная модель не пригодилась. Однако передняя с L-рычагами на подрамнике имела довольно удачную конструкцию и была использована при разработке Lada Vesta.
Сделать выводы непросто: с одной стороны, новый собственник не дал закончить перспективный проект, с другой – лучшие наработки были использованы при производстве последующих моделей. Можно точно сказать: инженерные решения не пропали зря. Но от самого ВАЗ-2116 остался только «силуэт», как это и предвещало его название…
Первый этап
Тогда уже вовсю велась подготовка к серийному выпуску «Лада Калина», которую похвалил даже Президент РФ, прокатившись по российским дорогам. Однако вазовцы понимали: несмотря на то что машина вобрала в себя много инноваций, по конструкции она все еще являлась «эхом» начала 80-х.
«Лада Калина» изначально была морально устаревшей машиной. Фото: Youtube.com
В нулевых тольяттинцы пытались разработать проект класса D. Но вскоре он сошел на нет, скатившись к привычному для завода сегменту В/С. Поэтому к 2004-му был представлен первый макет ВАЗ-2116 класса С+.
К 2005-му завод стал собственностью Рособоронэкспорта, на предприятии появился новый менеджмент, который был крайне заинтересован в появлении нового автомобиля. Поэтому работы по его созданию форсировали: были выделены необходимые средства.
Новая машина класса С+ создавалась совместно с компанией Magna International (Канада).
Совместно с конструкторами составили план, согласно которому через 28 месяцев «Силуэту» «предписано» пойти в серию. Главным конструктором стал Евгений Шмелев.
Конструкция
Кузов сделали таким образом, чтобы он соответствовал рейтингу в четыре звезды от EuroNcap. Основа машины отлично сопротивлялась скручиванию: жесткость была аналогична лучшим зарубежным образцам. Если сравнить, например, с «Форд Фокус», то кузов ВАЗ-2116 деформировался на 33 % меньше. Обе подвески сделали независимыми: впереди – МакФерсон (использовались L-образные рычаги), сзади – двухрычажная система, заранее адаптированная под полный привод.
Задняя подвеска – независимая. Фото: Youtube.com
В будущем планировалось выпускать Siluet 4х4. Силовые агрегаты: объемом 1,6 и 1,8 л мощностью 102, 128 л. с. соответственно. В перспективе рассматривалась возможность установки двигателей на 2 и 2,3 л. Также не исключался вариант с дизелем.
Коробка
Она разрабатывалась с «нуля». В паре с двигателями должна устанавливаться механическая трансмиссия на пять и шесть передач. В дальнейшем возможно применение автоматических коробок. При этом использовался специально разработанный механизм включения на тросах. Его особенность – верхнее расположение относительно агрегата и за пределами масляной ванны. Такое решение хорошо подходит для суровых российских климатических условий: механизм не будет замерзать.
Рулевая система и тормоза
Ее оснастили ГУРом, а рейку присоединили к подрамнику, чтобы уменьшить вибрации. Все тормоза – дисковые, разумеется, с АБС. В проекте получалась машина класса С, не уступающая по техническим характеристикам зарубежным аналогам. При этом старались, чтобы стоимость «Силуэта» не выходила за границы 13-15 тысяч «зеленых».
Внешний вид
А вот с экстерьером возникли проблемы. Главный дизайнер завода предложил несколько вариантов, но все они были скучными и никак не выделяли новую машину на фоне однотипных легковушек того времени. Внешне ВАЗ-2116 выглядел тяжеловато: его блеклая оптика напоминала «Ситроен С6» или «Опель Астра». Радовали разве что колеса на 15” либо 16”, а также высокая линия под окнами – в то время она считалась модной. Т. е. сбоку машина выглядела еще более-менее.
Но все же автомобиль (макет) показали в 2005-м на Московском автошоу. Новинка особого восторга не вызвала: продемонстрировали авто с неинтересным экстерьером. Однако впоследствии модели (всего изготовили 24 экземпляра) из первой партии разбивались в краш-тестах для совершенствования платформы. В итоге новый автомобиль получил 14 баллов и 16 возможных: это отличный результат!
Технические особенности и перспективы
Неплохим оказался коэффициент сопротивления. Предполагалось, что он будет равен 0,32. В реальности цифра выросла до 0,34, но потом ее удалось уменьшить до 0,33. Впервые на тольяттинской машине применили такие элементы, как раздельный климат-контроль, световой и дождевой датчики, глушитель на два потока, подогрев зеркал и передних кресел.
Для того времени салон выглядел достойно. Фото: Youtube.com
В конечном итоге запланированный бюджетный автомобиль превратился почти что в люксовый. Первый экспериментальный образец собрали в 2006-м, а через год сделали новый, у которого экстерьер изменился в лучшую сторону. Передок стал более выразительным, как и корма, получившая элегантный изгиб стойки.
Авто второй серии выглядели более элегантно. Фото: Youtube.com
Помимо базового седана, был изготовлен «универсал» (ВАЗ-2117) и «Хетчбэк» (ВАЗ-2118). С 2006 года изготовили 23 кузова, 19 прототипов авто первой серии. Позже сделали еще 9. В 2007-м проработали интерьер. Обновленный прототип продемонстрировали на Интеравто-2007. Все шло по плану и в ближайшем будущем (ориентировочно 2012 год, максимум – 2015-й) вазовцы надеялись поставить свою новую разработку на конвейер.
Renault и проект ВАЗ-2116
К 2008 году на предприятии наметились серьезные перемены. К этому времени контрольный пакет акций приобрела французская компания «Рено». Первое время, спасая свой «Силуэт», тольяттинцы попытались переделать ВАЗ-2116 под импортные комплектующие. В частности, приспособить французские бензиновые и дизельные силовые агрегаты к шасси «Силуэта».
В серию машина так и не пошла. Фото: Youtube.com
Однако представители Renault вполне определенно намекнули: проект Lada C им не нужен. У французов хватало и своих моделей подобного класса. К тому же «Силуэт» хоть и находился на стадии глубокой проработки, но к конвейеру готов не был. Чтобы довести машину «до ума» необходимы финансовые средства, время. А будут ли автомобиль покупать – неизвестно: никто не мог гарантировать коммерческий успех. В итоге к 2009 году проект Lada C – ВАЗ-2116 Siluet французы окончательно закрыли.
Наследство
Было бы неправильно говорить, что потраченные на создание машины деньги, время, усилия пропали даром. Множество интереснейших наработок с успехом применялось на последующих моделях АвтоВАЗа. И первое, что активно использовалось – технические решения по трансмиссии.
КПП
Сразу стоит сказать, что новая коробка, предназначавшаяся для ВАЗ-2116, так и не увидела свет. В любой МКПП 80 % расходов составляет изготовление новых шестерен. Поэтому от коробки «Силуэта» использовали корпус и тросовый механизм. Получился новый агрегат ВАЗ-2181, который первым «примерила» в 2012-м «Калина», а потом и «Гранта». Плюсы были налицо: уменьшилась вибрация, улучшились ходы рычага и избирательность. В 2016-м коробку доработали, и она получила индекс 21807. Обновленную «механику» поставили на Lada Vesta.
Двигатель и подвеска
В серию пошел силовой агрегат с фазовращателем: мотор получил наименование ВАЗ-21179. Впервые его установили на Lada X-Ray (2016-й), позднее двигателем стали комплектовать и Vesta.
Двигатель от ВАЗ-2116 пригодился для Vesta. Фото: Youtube.com
Что касается подвески, то задняя двухрычажная модель не пригодилась. Однако передняя с L-рычагами на подрамнике имела довольно удачную конструкцию и была использована при разработке Lada Vesta.
Итоги
Сделать выводы непросто: с одной стороны, новый собственник не дал закончить перспективный проект, с другой – лучшие наработки были использованы при производстве последующих моделей. Можно точно сказать: инженерные решения не пропали зря. Но от самого ВАЗ-2116 остался только «силуэт», как это и предвещало его название…
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Меняем покрышки сами с помощью веревки
Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...
Кубинцы скоро будут кататься на новых «Москвичах»
Причем безвозмездно. Как и во времена СССР, наша страна поможет дружественному государству в сложной финансовой ситуации....