Ли-2 – символ своей эпохи
Для того, чтобы рассказ о легенде советского авиапрома был полным, потребуется перенестись в США 30-х годов. Известная фирма «Дуглас» получила заказ от авиакомпании TWA на изготовление пассажирского самолета с парой двигателей. Предполагалось, что он станет конкурентом популярного в то время «Боинг-247».
И Douglas не подвела: 1.06.1933 состоялся первый полет DC-1. А в следующем году в небо поднялся DC-2. Через неделю он уже выполнил свой первый пассажирский рейс по маршруту Нью-Йорк – Лос-Анджелес. Надежная и неприхотливая машина быстро стала популярной и позже авиакомпания построила DC-3
В 1932 году в стране был создан «Аэрофлот». Скоро выяснилось, что летать-то особо не на чем. Имевшиеся в распоряжении самолеты АНТ-9, К-5 ПС-35 стремительно устаревали: восторга у руководства Гражданского флота и летчиков явно не вызывали. В 1936-м Советский Союз приобрел в США 18 DC-3, а также лицензию на их производство.
В этом же году Америку посетили Мясищев, Лисунов, Гуревич, Сеньков и другие специалисты. Ведущие советские авиаконструкторы изучали технологии самолетостроения, в частности, плазово-шаблонный метод сборки воздушных судов, который мог бы серьезно увеличить производительность. Главным конструктором был назначен Мясищев. Выпуск машин организовали на 84-м заводе. Все трудности удалось преодолеть, и в скором времени их цеха выкатили первый собранный DC-3.
Советский вариант DC-3 отличался от заокеанского собрата. Детали самолета строили исключительно из отечественных материалов, компоновку отсеков изменили, дверь переделали, чтобы она открывалась внутрь, а не наружу. Было много и других новшеств: например, связанных с креплением шасси и подгонкой его под советские шины.
На воздушное судно устанавливались двигатели М-62ИР. Всего было внесено 1293 технических изменений.
Это моноплан, полностью выполненный из металла. Крыло расположено низко, рули и элероны обшиты полотном и управляются через систему тросов. Шасси – трехколесное, неубираемое (передние лишь «поджимались» в полете). Двигатели – поршневой АШ-62ИР с винтами типа АВ-7Н-161, имевшими три лопасти.
Они могли флюгировать при поломке мотора. Однако если один из двигателей откажет при взлете, то шансы остаться живым стремятся к нулю. Американский «Дуглас» располагал движками С-47 мощностью 1200 «лошадей». Советский ПС-84 оснащался моторами в 1000 л. с. Технические характеристики:
✅ размах крыла, длина, высота – 29,98 м, 19,66 м, 5,16 м
✅ минимальный (максимальный) взлетный вес – 7,7 т (10,5 т)
✅ силовая установка – пара двигателей 2М-62ИР по 1000 «лошадей»
✅ крейсерская (максимальная) скорость – 290 (320) км/ч
✅ потолок – 5600 м
✅ пассажировместимость – от 14 до 21 человека
Членами экипажа являлись два пилота, штурман, радист, бортмеханик. В военном варианте самолета был еще и стрелок.
В 1938-м возникли проблемы, но совсем нетехнического плана. По стране прокатилась очередная лавина арестов, в которую угодил и Мясищев. В чем его обвиняли, неясно. Возможно, инкриминировали поездку в США, а может, крушение АНТ-41, созданный под его руководством.
Так или иначе, КБ возглавил Сеньков (кстати, тоже побывавший в Америке). К празднику 7 ноября руководству страны доложили о завершении постройки первого лицензионного самолета. В конце 1939-го он прошел Государственные испытания и был рекомендован для полномасштабного производства.
Тогда же машина получила советское официальное название – ПС-84. Буквы означали «пассажирский самолет», а цифры – номер завода, где воздушное судно было построено. В США «Дуглас» из СССР назвали «Кэб».
Любопытно: Его организовали еще до того, как машина прошла Госиспытания. Сегодня такое даже представить невозможно. А тогда, в 1939-м, из заводских ворот в Химках выкатили шесть готовых машин. Чуть позже к сборке подключили Казанский завод №124. Но у них дело как-то не пошло: получилось выпустить только десять машин. Также несколько ПС-84 произвели на предприятии в Комсомольске-на-Амуре.
Тем не менее, дело пошло и движение на авиатрассах страны заметно оживилось. ПС-84 перевозили пассажиров и коммерческие грузы. Авиапарк ГВФ хоть и не так быстро, как планировалось, но пополнялся новыми самолетами. К началу войны их уже насчитывалось 72 единицы.
Осенью 1941 года 84-й завод эвакуировали в Ташкент, где производились самолеты, переделанные под военные нужды. 17.09.1942 машине присвоили индекс: Ли-2: по фамилии руководителя завода Лисунова Б.П.
Помимо гражданской версии выпускались санитарные самолеты, машины для аэрофотосъемки и борьбы с сельскохозяйственными вредителями. Не менее трех машин (Ли-2РТ) использовались, как телевизионные ретрансляторы (в т. ч. на Всемирном фестивале студентов в 1957 году): тогда ТВ передачи распространялись на малое расстояние.
Самолет был востребован рыбаками: он искал косяки сельди, а еще тушил пожары и наблюдал за движением льдов. Всего существовало 16 модификаций воздушного судна. Была версия самолета на лыжах и его пытались даже поставит на гусеницы. Особенно успешно воздушное судно (Ли-2Т) проявило себя в Антарктиде и Арктики.
Вот такая была универсальная машина! Понятно, что за рубежом ей активно интересовались. Ли-2 с 1940 по 50-е экспортировали в Китай, Венгрию, Польшу, Румынию, Болгарию, Югославию, Вьетнам, Сирию и иные страны.
Вывод самолета из эксплуатации и списание начались ближе к концу 1950-х. К этому времени на смену Ли-2 подоспел более совершенный Ил-12, а позже – Ил-14. Однако в реальности некоторые экземпляры эксплуатировалисm вплоть до 70-х годов. Всего с 1940 по 1953 год было выпущено 4937 машин. Если же считать по всему миру, то цифра окажется более внушительной – 16 тысяч самолетов. Ли-2 (включая «Дуглас») стал самым массовым пассажирским воздушным судном в истории авиации.
На сегодня осталось не так много этих самолетов, играющих роль памятников. На территории России – примерно 10-15 экземпляров. Один из них – на острове Диксон в центре аэропорта. Самолет открыт и любой желающий может пройти внутрь. Но посетителей мало – на острове постоянно живет один человек. Но не все так плохо! Есть летающий самолет, восстановленный в Венгрии: на нем совершают развлекательные полеты.
Существует Ли-2 (№ 23441605), который летает и в России. Самолет был построен в 1952 году в самой последней серии и после 20 лет эксплуатации его списали, сняв с баланса ДОСААФ. Казалось бы, дальше только два пути – в музей или на свалку.
Но машине повезло: нашлись энтузиасты из Федерации любителей авиации РФ, которые ее восстановили и довели до рабочего состоянии. Теперь этот самолет – неизменный участник различный авиашоу и рекламных перелетов.
И Douglas не подвела: 1.06.1933 состоялся первый полет DC-1. А в следующем году в небо поднялся DC-2. Через неделю он уже выполнил свой первый пассажирский рейс по маршруту Нью-Йорк – Лос-Анджелес. Надежная и неприхотливая машина быстро стала популярной и позже авиакомпания построила DC-3
«Дуглас» в СССР
В 1932 году в стране был создан «Аэрофлот». Скоро выяснилось, что летать-то особо не на чем. Имевшиеся в распоряжении самолеты АНТ-9, К-5 ПС-35 стремительно устаревали: восторга у руководства Гражданского флота и летчиков явно не вызывали. В 1936-м Советский Союз приобрел в США 18 DC-3, а также лицензию на их производство.
DC-3 запускает двигатели. Фото: YouTube.com
В этом же году Америку посетили Мясищев, Лисунов, Гуревич, Сеньков и другие специалисты. Ведущие советские авиаконструкторы изучали технологии самолетостроения, в частности, плазово-шаблонный метод сборки воздушных судов, который мог бы серьезно увеличить производительность. Главным конструктором был назначен Мясищев. Выпуск машин организовали на 84-м заводе. Все трудности удалось преодолеть, и в скором времени их цеха выкатили первый собранный DC-3.
Лицензию на производства этого самолета купила фирма «Фоккер» (Нидерланды) и «Мицубиси» (Япония). Ни тем, ни другим освоить производство не удалось. Компании были вынуждены закупать в США готовые агрегаты и из них собирать воздушные суда.
Советский вариант DC-3 отличался от заокеанского собрата. Детали самолета строили исключительно из отечественных материалов, компоновку отсеков изменили, дверь переделали, чтобы она открывалась внутрь, а не наружу. Было много и других новшеств: например, связанных с креплением шасси и подгонкой его под советские шины.
Шасси пришлось переделывать. Фото: YouTube.com
На воздушное судно устанавливались двигатели М-62ИР. Всего было внесено 1293 технических изменений.
Что представлял собой самолет
Это моноплан, полностью выполненный из металла. Крыло расположено низко, рули и элероны обшиты полотном и управляются через систему тросов. Шасси – трехколесное, неубираемое (передние лишь «поджимались» в полете). Двигатели – поршневой АШ-62ИР с винтами типа АВ-7Н-161, имевшими три лопасти.
Они могли флюгировать при поломке мотора. Однако если один из двигателей откажет при взлете, то шансы остаться живым стремятся к нулю. Американский «Дуглас» располагал движками С-47 мощностью 1200 «лошадей». Советский ПС-84 оснащался моторами в 1000 л. с. Технические характеристики:
✅ размах крыла, длина, высота – 29,98 м, 19,66 м, 5,16 м
✅ минимальный (максимальный) взлетный вес – 7,7 т (10,5 т)
✅ силовая установка – пара двигателей 2М-62ИР по 1000 «лошадей»
✅ крейсерская (максимальная) скорость – 290 (320) км/ч
✅ потолок – 5600 м
✅ пассажировместимость – от 14 до 21 человека
Членами экипажа являлись два пилота, штурман, радист, бортмеханик. В военном варианте самолета был еще и стрелок.
Испытания и доводка
В 1938-м возникли проблемы, но совсем нетехнического плана. По стране прокатилась очередная лавина арестов, в которую угодил и Мясищев. В чем его обвиняли, неясно. Возможно, инкриминировали поездку в США, а может, крушение АНТ-41, созданный под его руководством.
Так или иначе, КБ возглавил Сеньков (кстати, тоже побывавший в Америке). К празднику 7 ноября руководству страны доложили о завершении постройки первого лицензионного самолета. В конце 1939-го он прошел Государственные испытания и был рекомендован для полномасштабного производства.
Самолет готов принять пассажиров. Фото: YouTube.com
Тогда же машина получила советское официальное название – ПС-84. Буквы означали «пассажирский самолет», а цифры – номер завода, где воздушное судно было построено. В США «Дуглас» из СССР назвали «Кэб».
Серийное производство
Любопытно: Его организовали еще до того, как машина прошла Госиспытания. Сегодня такое даже представить невозможно. А тогда, в 1939-м, из заводских ворот в Химках выкатили шесть готовых машин. Чуть позже к сборке подключили Казанский завод №124. Но у них дело как-то не пошло: получилось выпустить только десять машин. Также несколько ПС-84 произвели на предприятии в Комсомольске-на-Амуре.
Кабина пилотов. Фото: YouTube.com
Тем не менее, дело пошло и движение на авиатрассах страны заметно оживилось. ПС-84 перевозили пассажиров и коммерческие грузы. Авиапарк ГВФ хоть и не так быстро, как планировалось, но пополнялся новыми самолетами. К началу войны их уже насчитывалось 72 единицы.
Военная версия самолета. Фото: YouTube.com
Осенью 1941 года 84-й завод эвакуировали в Ташкент, где производились самолеты, переделанные под военные нужды. 17.09.1942 машине присвоили индекс: Ли-2: по фамилии руководителя завода Лисунова Б.П.
Новое наименование касалось только военных вариантов машины, гражданские по-прежнему обозначались, как ПС-84. Но после войны индекс Ли-2 «прижился» и пассажирские самолеты этого типа стали называть так же.
Так выглядит пассажирский салон. Фото: YouTube.com
Помимо гражданской версии выпускались санитарные самолеты, машины для аэрофотосъемки и борьбы с сельскохозяйственными вредителями. Не менее трех машин (Ли-2РТ) использовались, как телевизионные ретрансляторы (в т. ч. на Всемирном фестивале студентов в 1957 году): тогда ТВ передачи распространялись на малое расстояние.
Самолет был востребован рыбаками: он искал косяки сельди, а еще тушил пожары и наблюдал за движением льдов. Всего существовало 16 модификаций воздушного судна. Была версия самолета на лыжах и его пытались даже поставит на гусеницы. Особенно успешно воздушное судно (Ли-2Т) проявило себя в Антарктиде и Арктики.
Вот такая была универсальная машина! Понятно, что за рубежом ей активно интересовались. Ли-2 с 1940 по 50-е экспортировали в Китай, Венгрию, Польшу, Румынию, Болгарию, Югославию, Вьетнам, Сирию и иные страны.
Окончание славной истории
Вывод самолета из эксплуатации и списание начались ближе к концу 1950-х. К этому времени на смену Ли-2 подоспел более совершенный Ил-12, а позже – Ил-14. Однако в реальности некоторые экземпляры эксплуатировалисm вплоть до 70-х годов. Всего с 1940 по 1953 год было выпущено 4937 машин. Если же считать по всему миру, то цифра окажется более внушительной – 16 тысяч самолетов. Ли-2 (включая «Дуглас») стал самым массовым пассажирским воздушным судном в истории авиации.
На сегодня осталось не так много этих самолетов, играющих роль памятников. На территории России – примерно 10-15 экземпляров. Один из них – на острове Диксон в центре аэропорта. Самолет открыт и любой желающий может пройти внутрь. Но посетителей мало – на острове постоянно живет один человек. Но не все так плохо! Есть летающий самолет, восстановленный в Венгрии: на нем совершают развлекательные полеты.
Ли-2 из Венгрии в наше время. Фото: YouTube.com
Существует Ли-2 (№ 23441605), который летает и в России. Самолет был построен в 1952 году в самой последней серии и после 20 лет эксплуатации его списали, сняв с баланса ДОСААФ. Казалось бы, дальше только два пути – в музей или на свалку.
Но машине повезло: нашлись энтузиасты из Федерации любителей авиации РФ, которые ее восстановили и довели до рабочего состоянии. Теперь этот самолет – неизменный участник различный авиашоу и рекламных перелетов.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...