Ли-2 – символ своей эпохи
4 731

Ли-2 – символ своей эпохи

Для того, чтобы рассказ о легенде советского авиапрома был полным, потребуется перенестись в США 30-х годов. Известная фирма «Дуглас» получила заказ от авиакомпании TWA на изготовление пассажирского самолета с парой двигателей. Предполагалось, что он станет конкурентом популярного в то время «Боинг-247».


И Douglas не подвела: 1.06.1933 состоялся первый полет DC-1. А в следующем году в небо поднялся DC-2. Через неделю он уже выполнил свой первый пассажирский рейс по маршруту Нью-Йорк – Лос-Анджелес. Надежная и неприхотливая машина быстро стала популярной и позже авиакомпания построила DC-3

«Дуглас» в СССР


В 1932 году в стране был создан «Аэрофлот». Скоро выяснилось, что летать-то особо не на чем. Имевшиеся в распоряжении самолеты АНТ-9, К-5 ПС-35 стремительно устаревали: восторга у руководства Гражданского флота и летчиков явно не вызывали. В 1936-м Советский Союз приобрел в США 18 DC-3, а также лицензию на их производство.

Ли-2 – символ своей эпохиDC-3 запускает двигатели. Фото: YouTube.com

В этом же году Америку посетили Мясищев, Лисунов, Гуревич, Сеньков и другие специалисты. Ведущие советские авиаконструкторы изучали технологии самолетостроения, в частности, плазово-шаблонный метод сборки воздушных судов, который мог бы серьезно увеличить производительность. Главным конструктором был назначен Мясищев. Выпуск машин организовали на 84-м заводе. Все трудности удалось преодолеть, и в скором времени их цеха выкатили первый собранный DC-3.

Лицензию на производства этого самолета купила фирма «Фоккер» (Нидерланды) и «Мицубиси» (Япония). Ни тем, ни другим освоить производство не удалось. Компании были вынуждены закупать в США готовые агрегаты и из них собирать воздушные суда.

Советский вариант DC-3 отличался от заокеанского собрата. Детали самолета строили исключительно из отечественных материалов, компоновку отсеков изменили, дверь переделали, чтобы она открывалась внутрь, а не наружу. Было много и других новшеств: например, связанных с креплением шасси и подгонкой его под советские шины.

Шасси пришлось переделывать. Фото: YouTube.com

На воздушное судно устанавливались двигатели М-62ИР. Всего было внесено 1293 технических изменений.

Что представлял собой самолет


Это моноплан, полностью выполненный из металла. Крыло расположено низко, рули и элероны обшиты полотном и управляются через систему тросов. Шасси – трехколесное, неубираемое (передние лишь «поджимались» в полете). Двигатели – поршневой АШ-62ИР с винтами типа АВ-7Н-161, имевшими три лопасти.

Они могли флюгировать при поломке мотора. Однако если один из двигателей откажет при взлете, то шансы остаться живым стремятся к нулю. Американский «Дуглас» располагал движками С-47 мощностью 1200 «лошадей». Советский ПС-84 оснащался моторами в 1000 л. с. Технические характеристики:

✅ размах крыла, длина, высота – 29,98 м, 19,66 м, 5,16 м
✅ минимальный (максимальный) взлетный вес – 7,7 т (10,5 т)
✅ силовая установка – пара двигателей 2М-62ИР по 1000 «лошадей»
✅ крейсерская (максимальная) скорость – 290 (320) км/ч
✅ потолок – 5600 м
✅ пассажировместимость – от 14 до 21 человека

Членами экипажа являлись два пилота, штурман, радист, бортмеханик. В военном варианте самолета был еще и стрелок.

Испытания и доводка


В 1938-м возникли проблемы, но совсем нетехнического плана. По стране прокатилась очередная лавина арестов, в которую угодил и Мясищев. В чем его обвиняли, неясно. Возможно, инкриминировали поездку в США, а может, крушение АНТ-41, созданный под его руководством.

Так или иначе, КБ возглавил Сеньков (кстати, тоже побывавший в Америке). К празднику 7 ноября руководству страны доложили о завершении постройки первого лицензионного самолета. В конце 1939-го он прошел Государственные испытания и был рекомендован для полномасштабного производства.

Самолет готов принять пассажиров. Фото: YouTube.com

Тогда же машина получила советское официальное название – ПС-84. Буквы означали «пассажирский самолет», а цифры – номер завода, где воздушное судно было построено. В США «Дуглас» из СССР назвали «Кэб».

Серийное производство


Любопытно: Его организовали еще до того, как машина прошла Госиспытания. Сегодня такое даже представить невозможно. А тогда, в 1939-м, из заводских ворот в Химках выкатили шесть готовых машин. Чуть позже к сборке подключили Казанский завод №124. Но у них дело как-то не пошло: получилось выпустить только десять машин. Также несколько ПС-84 произвели на предприятии в Комсомольске-на-Амуре.

Кабина пилотов. Фото: YouTube.com

Тем не менее, дело пошло и движение на авиатрассах страны заметно оживилось. ПС-84 перевозили пассажиров и коммерческие грузы. Авиапарк ГВФ хоть и не так быстро, как планировалось, но пополнялся новыми самолетами. К началу войны их уже насчитывалось 72 единицы.

Военная версия самолета. Фото: YouTube.com

Осенью 1941 года 84-й завод эвакуировали в Ташкент, где производились самолеты, переделанные под военные нужды. 17.09.1942 машине присвоили индекс: Ли-2: по фамилии руководителя завода Лисунова Б.П.

Новое наименование касалось только военных вариантов машины, гражданские по-прежнему обозначались, как ПС-84. Но после войны индекс Ли-2 «прижился» и пассажирские самолеты этого типа стали называть так же.


Так выглядит пассажирский салон. Фото: YouTube.com

Помимо гражданской версии выпускались санитарные самолеты, машины для аэрофотосъемки и борьбы с сельскохозяйственными вредителями. Не менее трех машин (Ли-2РТ) использовались, как телевизионные ретрансляторы (в т. ч. на Всемирном фестивале студентов в 1957 году): тогда ТВ передачи распространялись на малое расстояние.

Самолет был востребован рыбаками: он искал косяки сельди, а еще тушил пожары и наблюдал за движением льдов. Всего существовало 16 модификаций воздушного судна. Была версия самолета на лыжах и его пытались даже поставит на гусеницы. Особенно успешно воздушное судно (Ли-2Т) проявило себя в Антарктиде и Арктики.

Вот такая была универсальная машина! Понятно, что за рубежом ей активно интересовались. Ли-2 с 1940 по 50-е экспортировали в Китай, Венгрию, Польшу, Румынию, Болгарию, Югославию, Вьетнам, Сирию и иные страны.

Окончание славной истории


Вывод самолета из эксплуатации и списание начались ближе к концу 1950-х. К этому времени на смену Ли-2 подоспел более совершенный Ил-12, а позже – Ил-14. Однако в реальности некоторые экземпляры эксплуатировалисm вплоть до 70-х годов. Всего с 1940 по 1953 год было выпущено 4937 машин. Если же считать по всему миру, то цифра окажется более внушительной – 16 тысяч самолетов. Ли-2 (включая «Дуглас») стал самым массовым пассажирским воздушным судном в истории авиации.

На сегодня осталось не так много этих самолетов, играющих роль памятников. На территории России – примерно 10-15 экземпляров. Один из них – на острове Диксон в центре аэропорта. Самолет открыт и любой желающий может пройти внутрь. Но посетителей мало – на острове постоянно живет один человек. Но не все так плохо! Есть летающий самолет, восстановленный в Венгрии: на нем совершают развлекательные полеты.

Ли-2 из Венгрии в наше время. Фото: YouTube.com

Существует Ли-2 (№ 23441605), который летает и в России. Самолет был построен в 1952 году в самой последней серии и после 20 лет эксплуатации его списали, сняв с баланса ДОСААФ. Казалось бы, дальше только два пути – в музей или на свалку.

Но машине повезло: нашлись энтузиасты из Федерации любителей авиации РФ, которые ее восстановили и довели до рабочего состоянии. Теперь этот самолет – неизменный участник различный авиашоу и рекламных перелетов.
А вы что думаете о Ли-2?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Меняем покрышки сами с помощью веревки

Меняем покрышки сами с помощью веревки

Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...