Ли-2 – символ своей эпохи
Для того, чтобы рассказ о легенде советского авиапрома был полным, потребуется перенестись в США 30-х годов. Известная фирма «Дуглас» получила заказ от авиакомпании TWA на изготовление пассажирского самолета с парой двигателей. Предполагалось, что он станет конкурентом популярного в то время «Боинг-247».
И Douglas не подвела: 1.06.1933 состоялся первый полет DC-1. А в следующем году в небо поднялся DC-2. Через неделю он уже выполнил свой первый пассажирский рейс по маршруту Нью-Йорк – Лос-Анджелес. Надежная и неприхотливая машина быстро стала популярной и позже авиакомпания построила DC-3
В 1932 году в стране был создан «Аэрофлот». Скоро выяснилось, что летать-то особо не на чем. Имевшиеся в распоряжении самолеты АНТ-9, К-5 ПС-35 стремительно устаревали: восторга у руководства Гражданского флота и летчиков явно не вызывали. В 1936-м Советский Союз приобрел в США 18 DC-3, а также лицензию на их производство.
В этом же году Америку посетили Мясищев, Лисунов, Гуревич, Сеньков и другие специалисты. Ведущие советские авиаконструкторы изучали технологии самолетостроения, в частности, плазово-шаблонный метод сборки воздушных судов, который мог бы серьезно увеличить производительность. Главным конструктором был назначен Мясищев. Выпуск машин организовали на 84-м заводе. Все трудности удалось преодолеть, и в скором времени их цеха выкатили первый собранный DC-3.
Советский вариант DC-3 отличался от заокеанского собрата. Детали самолета строили исключительно из отечественных материалов, компоновку отсеков изменили, дверь переделали, чтобы она открывалась внутрь, а не наружу. Было много и других новшеств: например, связанных с креплением шасси и подгонкой его под советские шины.
На воздушное судно устанавливались двигатели М-62ИР. Всего было внесено 1293 технических изменений.
Это моноплан, полностью выполненный из металла. Крыло расположено низко, рули и элероны обшиты полотном и управляются через систему тросов. Шасси – трехколесное, неубираемое (передние лишь «поджимались» в полете). Двигатели – поршневой АШ-62ИР с винтами типа АВ-7Н-161, имевшими три лопасти.
Они могли флюгировать при поломке мотора. Однако если один из двигателей откажет при взлете, то шансы остаться живым стремятся к нулю. Американский «Дуглас» располагал движками С-47 мощностью 1200 «лошадей». Советский ПС-84 оснащался моторами в 1000 л. с. Технические характеристики:
✅ размах крыла, длина, высота – 29,98 м, 19,66 м, 5,16 м
✅ минимальный (максимальный) взлетный вес – 7,7 т (10,5 т)
✅ силовая установка – пара двигателей 2М-62ИР по 1000 «лошадей»
✅ крейсерская (максимальная) скорость – 290 (320) км/ч
✅ потолок – 5600 м
✅ пассажировместимость – от 14 до 21 человека
Членами экипажа являлись два пилота, штурман, радист, бортмеханик. В военном варианте самолета был еще и стрелок.
В 1938-м возникли проблемы, но совсем нетехнического плана. По стране прокатилась очередная лавина арестов, в которую угодил и Мясищев. В чем его обвиняли, неясно. Возможно, инкриминировали поездку в США, а может, крушение АНТ-41, созданный под его руководством.
Так или иначе, КБ возглавил Сеньков (кстати, тоже побывавший в Америке). К празднику 7 ноября руководству страны доложили о завершении постройки первого лицензионного самолета. В конце 1939-го он прошел Государственные испытания и был рекомендован для полномасштабного производства.
Тогда же машина получила советское официальное название – ПС-84. Буквы означали «пассажирский самолет», а цифры – номер завода, где воздушное судно было построено. В США «Дуглас» из СССР назвали «Кэб».
Любопытно: Его организовали еще до того, как машина прошла Госиспытания. Сегодня такое даже представить невозможно. А тогда, в 1939-м, из заводских ворот в Химках выкатили шесть готовых машин. Чуть позже к сборке подключили Казанский завод №124. Но у них дело как-то не пошло: получилось выпустить только десять машин. Также несколько ПС-84 произвели на предприятии в Комсомольске-на-Амуре.
Тем не менее, дело пошло и движение на авиатрассах страны заметно оживилось. ПС-84 перевозили пассажиров и коммерческие грузы. Авиапарк ГВФ хоть и не так быстро, как планировалось, но пополнялся новыми самолетами. К началу войны их уже насчитывалось 72 единицы.
Осенью 1941 года 84-й завод эвакуировали в Ташкент, где производились самолеты, переделанные под военные нужды. 17.09.1942 машине присвоили индекс: Ли-2: по фамилии руководителя завода Лисунова Б.П.
Помимо гражданской версии выпускались санитарные самолеты, машины для аэрофотосъемки и борьбы с сельскохозяйственными вредителями. Не менее трех машин (Ли-2РТ) использовались, как телевизионные ретрансляторы (в т. ч. на Всемирном фестивале студентов в 1957 году): тогда ТВ передачи распространялись на малое расстояние.
Самолет был востребован рыбаками: он искал косяки сельди, а еще тушил пожары и наблюдал за движением льдов. Всего существовало 16 модификаций воздушного судна. Была версия самолета на лыжах и его пытались даже поставит на гусеницы. Особенно успешно воздушное судно (Ли-2Т) проявило себя в Антарктиде и Арктики.
Вот такая была универсальная машина! Понятно, что за рубежом ей активно интересовались. Ли-2 с 1940 по 50-е экспортировали в Китай, Венгрию, Польшу, Румынию, Болгарию, Югославию, Вьетнам, Сирию и иные страны.
Вывод самолета из эксплуатации и списание начались ближе к концу 1950-х. К этому времени на смену Ли-2 подоспел более совершенный Ил-12, а позже – Ил-14. Однако в реальности некоторые экземпляры эксплуатировалисm вплоть до 70-х годов. Всего с 1940 по 1953 год было выпущено 4937 машин. Если же считать по всему миру, то цифра окажется более внушительной – 16 тысяч самолетов. Ли-2 (включая «Дуглас») стал самым массовым пассажирским воздушным судном в истории авиации.
На сегодня осталось не так много этих самолетов, играющих роль памятников. На территории России – примерно 10-15 экземпляров. Один из них – на острове Диксон в центре аэропорта. Самолет открыт и любой желающий может пройти внутрь. Но посетителей мало – на острове постоянно живет один человек. Но не все так плохо! Есть летающий самолет, восстановленный в Венгрии: на нем совершают развлекательные полеты.
Существует Ли-2 (№ 23441605), который летает и в России. Самолет был построен в 1952 году в самой последней серии и после 20 лет эксплуатации его списали, сняв с баланса ДОСААФ. Казалось бы, дальше только два пути – в музей или на свалку.
Но машине повезло: нашлись энтузиасты из Федерации любителей авиации РФ, которые ее восстановили и довели до рабочего состоянии. Теперь этот самолет – неизменный участник различный авиашоу и рекламных перелетов.
И Douglas не подвела: 1.06.1933 состоялся первый полет DC-1. А в следующем году в небо поднялся DC-2. Через неделю он уже выполнил свой первый пассажирский рейс по маршруту Нью-Йорк – Лос-Анджелес. Надежная и неприхотливая машина быстро стала популярной и позже авиакомпания построила DC-3
«Дуглас» в СССР
В 1932 году в стране был создан «Аэрофлот». Скоро выяснилось, что летать-то особо не на чем. Имевшиеся в распоряжении самолеты АНТ-9, К-5 ПС-35 стремительно устаревали: восторга у руководства Гражданского флота и летчиков явно не вызывали. В 1936-м Советский Союз приобрел в США 18 DC-3, а также лицензию на их производство.
DC-3 запускает двигатели. Фото: YouTube.com
В этом же году Америку посетили Мясищев, Лисунов, Гуревич, Сеньков и другие специалисты. Ведущие советские авиаконструкторы изучали технологии самолетостроения, в частности, плазово-шаблонный метод сборки воздушных судов, который мог бы серьезно увеличить производительность. Главным конструктором был назначен Мясищев. Выпуск машин организовали на 84-м заводе. Все трудности удалось преодолеть, и в скором времени их цеха выкатили первый собранный DC-3.
Лицензию на производства этого самолета купила фирма «Фоккер» (Нидерланды) и «Мицубиси» (Япония). Ни тем, ни другим освоить производство не удалось. Компании были вынуждены закупать в США готовые агрегаты и из них собирать воздушные суда.
Советский вариант DC-3 отличался от заокеанского собрата. Детали самолета строили исключительно из отечественных материалов, компоновку отсеков изменили, дверь переделали, чтобы она открывалась внутрь, а не наружу. Было много и других новшеств: например, связанных с креплением шасси и подгонкой его под советские шины.
Шасси пришлось переделывать. Фото: YouTube.com
На воздушное судно устанавливались двигатели М-62ИР. Всего было внесено 1293 технических изменений.
Что представлял собой самолет
Это моноплан, полностью выполненный из металла. Крыло расположено низко, рули и элероны обшиты полотном и управляются через систему тросов. Шасси – трехколесное, неубираемое (передние лишь «поджимались» в полете). Двигатели – поршневой АШ-62ИР с винтами типа АВ-7Н-161, имевшими три лопасти.
Они могли флюгировать при поломке мотора. Однако если один из двигателей откажет при взлете, то шансы остаться живым стремятся к нулю. Американский «Дуглас» располагал движками С-47 мощностью 1200 «лошадей». Советский ПС-84 оснащался моторами в 1000 л. с. Технические характеристики:
✅ размах крыла, длина, высота – 29,98 м, 19,66 м, 5,16 м
✅ минимальный (максимальный) взлетный вес – 7,7 т (10,5 т)
✅ силовая установка – пара двигателей 2М-62ИР по 1000 «лошадей»
✅ крейсерская (максимальная) скорость – 290 (320) км/ч
✅ потолок – 5600 м
✅ пассажировместимость – от 14 до 21 человека
Членами экипажа являлись два пилота, штурман, радист, бортмеханик. В военном варианте самолета был еще и стрелок.
Испытания и доводка
В 1938-м возникли проблемы, но совсем нетехнического плана. По стране прокатилась очередная лавина арестов, в которую угодил и Мясищев. В чем его обвиняли, неясно. Возможно, инкриминировали поездку в США, а может, крушение АНТ-41, созданный под его руководством.
Так или иначе, КБ возглавил Сеньков (кстати, тоже побывавший в Америке). К празднику 7 ноября руководству страны доложили о завершении постройки первого лицензионного самолета. В конце 1939-го он прошел Государственные испытания и был рекомендован для полномасштабного производства.
Самолет готов принять пассажиров. Фото: YouTube.com
Тогда же машина получила советское официальное название – ПС-84. Буквы означали «пассажирский самолет», а цифры – номер завода, где воздушное судно было построено. В США «Дуглас» из СССР назвали «Кэб».
Серийное производство
Любопытно: Его организовали еще до того, как машина прошла Госиспытания. Сегодня такое даже представить невозможно. А тогда, в 1939-м, из заводских ворот в Химках выкатили шесть готовых машин. Чуть позже к сборке подключили Казанский завод №124. Но у них дело как-то не пошло: получилось выпустить только десять машин. Также несколько ПС-84 произвели на предприятии в Комсомольске-на-Амуре.
Кабина пилотов. Фото: YouTube.com
Тем не менее, дело пошло и движение на авиатрассах страны заметно оживилось. ПС-84 перевозили пассажиров и коммерческие грузы. Авиапарк ГВФ хоть и не так быстро, как планировалось, но пополнялся новыми самолетами. К началу войны их уже насчитывалось 72 единицы.
Военная версия самолета. Фото: YouTube.com
Осенью 1941 года 84-й завод эвакуировали в Ташкент, где производились самолеты, переделанные под военные нужды. 17.09.1942 машине присвоили индекс: Ли-2: по фамилии руководителя завода Лисунова Б.П.
Новое наименование касалось только военных вариантов машины, гражданские по-прежнему обозначались, как ПС-84. Но после войны индекс Ли-2 «прижился» и пассажирские самолеты этого типа стали называть так же.
Так выглядит пассажирский салон. Фото: YouTube.com
Помимо гражданской версии выпускались санитарные самолеты, машины для аэрофотосъемки и борьбы с сельскохозяйственными вредителями. Не менее трех машин (Ли-2РТ) использовались, как телевизионные ретрансляторы (в т. ч. на Всемирном фестивале студентов в 1957 году): тогда ТВ передачи распространялись на малое расстояние.
Самолет был востребован рыбаками: он искал косяки сельди, а еще тушил пожары и наблюдал за движением льдов. Всего существовало 16 модификаций воздушного судна. Была версия самолета на лыжах и его пытались даже поставит на гусеницы. Особенно успешно воздушное судно (Ли-2Т) проявило себя в Антарктиде и Арктики.
Вот такая была универсальная машина! Понятно, что за рубежом ей активно интересовались. Ли-2 с 1940 по 50-е экспортировали в Китай, Венгрию, Польшу, Румынию, Болгарию, Югославию, Вьетнам, Сирию и иные страны.
Окончание славной истории
Вывод самолета из эксплуатации и списание начались ближе к концу 1950-х. К этому времени на смену Ли-2 подоспел более совершенный Ил-12, а позже – Ил-14. Однако в реальности некоторые экземпляры эксплуатировалисm вплоть до 70-х годов. Всего с 1940 по 1953 год было выпущено 4937 машин. Если же считать по всему миру, то цифра окажется более внушительной – 16 тысяч самолетов. Ли-2 (включая «Дуглас») стал самым массовым пассажирским воздушным судном в истории авиации.
На сегодня осталось не так много этих самолетов, играющих роль памятников. На территории России – примерно 10-15 экземпляров. Один из них – на острове Диксон в центре аэропорта. Самолет открыт и любой желающий может пройти внутрь. Но посетителей мало – на острове постоянно живет один человек. Но не все так плохо! Есть летающий самолет, восстановленный в Венгрии: на нем совершают развлекательные полеты.
Ли-2 из Венгрии в наше время. Фото: YouTube.com
Существует Ли-2 (№ 23441605), который летает и в России. Самолет был построен в 1952 году в самой последней серии и после 20 лет эксплуатации его списали, сняв с баланса ДОСААФ. Казалось бы, дальше только два пути – в музей или на свалку.
Но машине повезло: нашлись энтузиасты из Федерации любителей авиации РФ, которые ее восстановили и довели до рабочего состоянии. Теперь этот самолет – неизменный участник различный авиашоу и рекламных перелетов.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Внедорожники УАЗ оперативно доработали на заводе – критика подействовала
Забеспокоившись из-за критики на правительственном уровне, руководство Sollers поспешило доработать автомобили. И это первый случай массовых переделок из-за...
Иркутский авиазавод назвал ежегодный тираж самолетов МС-21
На заводе сейчас проводят серьезную модернизацию. Она поможет ускорить процесс производства МС-21 в ожидаемом количестве экземпляров....
Ждем на самолетах – ПД-14 успешно прошел сертификацию
Также стала известна дата первой поставки российского авиадвигателя ПД-8. Все подробности читайте в нашем материале....
Вертолет с российским двигателем ВК-650В впервые подняли в воздух
Первые испытания пройдены успешно. Отечественный вертолет смог опередить «Ансат» и Ка-226....
«Туполев» серьезно увеличит объем выпускаемых Ту-214
Завод модернизируют. Расширение производственных мощностей, в свою очередь, позволит увеличить тираж самолета....
Новый двигатель ЯМЗ-770 выдает 620 л. с. и интересен не только этим
Выставка «Агросалон 2024» удивила посетителей новинками, среди которых особенно выделился турбодизель ЯМЗ-770. Этот новый двигатель от Ярославского моторного...
«Ленскому мосту» быть!
Запущено строительство моста через реку Лену. По предварительным подсчетам уникальный проект обойдется в 130 млрд рублей. Подробнее обо всем читайте в нашем...
Модернизация «Авроры» – легенда снова на рельсах
Это поезд курсировал между Москвой и Ленинградом еще в 60-е. Сегодня технику из прошлого снова запускают в эксплуатацию. А ведь в истории состава было много...
Российский завод «Кургандормаш» «расширяется» семимильными шагами
Завод открыл новую производственную площадку, которая позволит кратно нарастить объемы производства, и останавливаться на этом не собирается. Подробнее об этом...
Самосвалы БЕЛАЗ стали оснащаться российскими двигателями
Это проект в рамках тесного сотрудничества двух государств. Его цель – сделать БЕЛАЗы полностью импортозамещенными....
Российские авиадвигатели будут делать быстрее – внедрено новое сварочное оборудование
Оборудование тоже отечественного производства, кстати. А это значит, что выпуск российских авиалайнеров ускорится....
В России появятся новые отечественные минивэн и легковой фургон – они будут полноразмерными
Выпускать новинки планирует компания «Соллерс». Уже примерно известно, когда автомобили поступят в продажу....
АвтоВАЗ сделает автомобили Lada еще быстрее
Для достижения этой цели проводятся работы по увеличению мощности 1,8-литрового двигателя....
«Атлант 50» и «Атлант 65» – КАМАЗ собирается конкурировать с БЕЛАЗом
Выпускаемые Камским заводом новые карьерники отличаются большой грузоподъемностью и габаритами, не позволяющими ездить по ДОП. Модели все больше напоминают...
Два обхода трассы Р-255 запустят раньше срока
Долгожданные обходы планировались уже больше 50 лет. Ожидается запуск двух важных объектов. Проект планируют сдать раньше срока....
Автомобили для покорения Севера – на Чукотке такие можно найти даже бесплатно
Это только кажется, что чукчи до сих пор передвигаются на собачьих и оленьих упряжках, как и большинство жителей Чукотки. На самом деле, тут многие куда более...