Самосвал Tatra-148 – в СССР этот грузовик считался самым надежным
Тяжелые грузовики компании Tatra из Чехословакии было хорошо известны в СССР. Первые поставки начались еще в 1945 году, когда завод торжественно подарил Красной Армии 10 автомобилей модели Татра 111.
Главная особенность самосвалов Tatra – это уникальная конструкция рамы. Она хребтовая, позволяющая установить разрезные мосты с независимыми подвесками.
Такая конструкция дает высокую проходимость, плюс автомобили могли производиться с колесными формулами в диапазоне от 4х4 до 12х12.
Сегодня мы расскажем про самосвал Tatra-148, дебютировавший в 1972 году. За 10 лет производитель выпустил более 113 тысяч автомобилей этой модели.
Первые прототипы Tatra-148 появились в 1968 году. Эта модель стало логическим продолжением грузовика с индексом 138. Мелкосерийная сборка началась в 1969 году, параллельно с автомобилем предыдущего поколения.
Внешне модель похожа на Tatra-138, но имеет ряд отличий:
✅ Кабина не такая закругленная, более угловатая, хотя все равно линии плавные
✅ Радиаторная решетка крупнее – это обеспечивало лучший приток воздуха
✅ Фланцы полуосей переделали из шестигранных в круглые, их надежность крепления к ступицам увеличилась за счет большего количества шпилек
✅ Привод к задним осям получил межосевой дифференциал
✅ Коробку передач и раздатку усилили
✅ Двигатель стал мощнее
До 1972 года было собрано около 570 грузовиков различных модификаций. Потом Татра-138 сняли с конвейера, освободив его для преемника.
В отличие от советских грузовиков 70-х, Tatra-148 дарила водителям небывалый уровень комфорта. Кроме шофера внутри могли разместиться два пассажира, причем им было не тесно. Водительское кресло имело анатомическую спинку, а само оно пневматическое. За счет этого любой человек, независимо от своих размеров, мог устроиться удобно.
Лобовые и боковые стекла отличаются большими габаритами, за счет чего обеспечивается широкий угол обзора. Передние стойки кабины тонкие, так что никакой «слепой зоны» тут нет. Боковые зеркала не сказать, чтобы сильно большие, но они обеспечивают отличный обзор даже во время эксплуатации грузовика с прицепом.
Все органы управления в доступности, так что ничего водителя во время движения не отвлекает. Приборная панель, несмотря на свои «детские» размеры, имеет все необходимые приборы, тумблеры и датчики. Даже в стандартных исполнениях Tatra-148 имела мощный салонный отопитель.
Под капотом грузовика из Чехословакии установлен дизельный мотор V8. Он имеет рабочий объем 12,7 литра и развивает 212 л. с. Двигатель может разогнать машину до 80 км/ч.
Расположение силового агрегата под капотом позволяет без проблем производить обслуживание и мелкие ремонты. До того же масляного фильтра или генератора можно легко добраться.
Интересная особенность силового агрегата T 2-928-1 – это воздушное охлаждение. Благодаря наличию в системе мощного вентилятора, исправный грузовик не перегревался даже в южных республиках СССР.
За счет применения оригинальной хребтовой рамы, где карданный вал спрятан внутри трубы, грузоподъемность Tatra-148 далеко не ограничивалась заявленными 16 тоннами. Постоянные перегрузы для этих самосвалов в СССР были обыденностью. Именно за это их и любили.
Несмотря на мощность и грузоподъемность, расход топлива у самосвалов из Чехословакии был небольшим – в среднем около 30-35 литров на 100 км.
Согласно документации, Советский Союз закупал Tatra-148 в самосвальных исполнениях S1 и S3. Всего было куплено более 26,6 тысячи грузовиков данной модели. Они работали как в городах на стройках, так и в самых отдаленных уголках СССР.
Чаще всего Tatra-148 эксплуатировали на Дальнем Востоке и в Сибири. Водители мечтали об этих грузовиках, но давали их только лучшим работникам. Автомобили на фоне советских моделей были беспроблемными. Особенно ценили водители, работающие в Сибири, воздушное охлаждение. Дело в том, что в те годы грузовики имели в системе воду, которую в минусовую температуру приходилось сливать в конце смены.
Автомобили Tatra-148 настолько полюбились на нефтяных промыслах, что было решено построить специальный цех по капитальному ремонту. Он открылся в Нижневартовске, на авторемонтном заводе. Оборудование приобреталось в Чехословакии, оттуда выписали и специалистов, которые помогли наладить работу.
Цех по ремонту автомобилей только в период с 1981 по 1985 годы успел «откапиталить» более 1,2 тысячи грузовиков Татра-148. Ремонтировали и другие модели, плюс оборудование позволяло восстановить почти любой узел автомобиля, а запчасти присылали из Чехословакии.
В 80-х Tatra-148 была основным грузовиком на месторождениях нефти и газа. Водители шутили, что советские машины могли попасть туда только после того, как Татра проложит тропу.
Несмотря на все достоинства автомобилей Tatra, водители иногда жаловались, что модели с индексами 111 и 138 приходится утеплять для работы в Сибири и на Крайнем Севере. Конечно, это касалось скорее кабин, ведь грузовики с воздушным охлаждением не были так чувствительны к минусовым температурам, да и воду в радиатор заливать не приходилось.
Поэтому в Чехословакии уже в 1973 году начали разрабатывать специальные «арктические» версии. Первые два опытных экземпляра, получившие индекс 148С1, сразу отправили в Советский Союз.
После первой же зимы «арктические» модификации пустили в серию, немного доработав их. Кстати, опытные экземпляры даже внешне отличались. У них были стеклоочистители не снизу, а сверху кабины и специальные защитные сетки на лобовике.
Особенности «арктических» Tatra-148С1:
✅ Двойные стекла
✅ Дополнительные противотуманные фары для работы в сложных условиях в любое время суток
✅ Топливный бак получил утепление
✅ Кузов подогревался выхлопными газами
✅ Двигатель оснащался облегчающим запуск устройством
✅ Все резинотехнические изделия, включая шины, были из морозостойкого материала
✅ Салон утеплялся по дверям и задней стенке
Большинство грузовиков в «северном» исполнении имели яркие оранжевые кабины как обычные модификации, но у них были темные капоты. Кстати, Tatra-148С1 стал первым в истории СССР зарубежным автомобилем, специально доработанным для эксплуатации в холодном климате.
Часто Татра-148 в Советском Союзе работали в связке с прицепами, несмотря на задний тип разгрузки и самосвальный, как правило, кузов. Грузовик имел тяговитый мотор, на его ресурс лишний вес не влиял. Естественно, при соблюдении правил эксплуатации автомобилей с прицепами.
Грузовики Tatra-148 до сих пор вспоминают опытные водители, начавшие трудовую карьеру в Советском Союзе. Надежные и беспроблемные, эти машины стали символом работы на нефтяных и газовых разработках и карьерах.
Главная особенность самосвалов Tatra – это уникальная конструкция рамы. Она хребтовая, позволяющая установить разрезные мосты с независимыми подвесками.
Такая конструкция дает высокую проходимость, плюс автомобили могли производиться с колесными формулами в диапазоне от 4х4 до 12х12.
Характерная «косолапость» колес – это особенность данного автомобиля. Фото: Youtube.com
Сегодня мы расскажем про самосвал Tatra-148, дебютировавший в 1972 году. За 10 лет производитель выпустил более 113 тысяч автомобилей этой модели.
История появления
Первые прототипы Tatra-148 появились в 1968 году. Эта модель стало логическим продолжением грузовика с индексом 138. Мелкосерийная сборка началась в 1969 году, параллельно с автомобилем предыдущего поколения.
Внешне модель похожа на Tatra-138, но имеет ряд отличий:
✅ Кабина не такая закругленная, более угловатая, хотя все равно линии плавные
✅ Радиаторная решетка крупнее – это обеспечивало лучший приток воздуха
✅ Фланцы полуосей переделали из шестигранных в круглые, их надежность крепления к ступицам увеличилась за счет большего количества шпилек
✅ Привод к задним осям получил межосевой дифференциал
✅ Коробку передач и раздатку усилили
✅ Двигатель стал мощнее
До 1972 года было собрано около 570 грузовиков различных модификаций. Потом Татра-138 сняли с конвейера, освободив его для преемника.
Особенности кабины
В отличие от советских грузовиков 70-х, Tatra-148 дарила водителям небывалый уровень комфорта. Кроме шофера внутри могли разместиться два пассажира, причем им было не тесно. Водительское кресло имело анатомическую спинку, а само оно пневматическое. За счет этого любой человек, независимо от своих размеров, мог устроиться удобно.
Приборная панель достаточно специфическая в плане дизайна. Фото: Youtube.com
Лобовые и боковые стекла отличаются большими габаритами, за счет чего обеспечивается широкий угол обзора. Передние стойки кабины тонкие, так что никакой «слепой зоны» тут нет. Боковые зеркала не сказать, чтобы сильно большие, но они обеспечивают отличный обзор даже во время эксплуатации грузовика с прицепом.
Приборная панель имеет характерный для Татры закругленный дизайн. По сравнению с большими советскими грузовиками, скорее военизированными и упрощенными, тут видна работа настоящих художников.
Все органы управления в доступности, так что ничего водителя во время движения не отвлекает. Приборная панель, несмотря на свои «детские» размеры, имеет все необходимые приборы, тумблеры и датчики. Даже в стандартных исполнениях Tatra-148 имела мощный салонный отопитель.
Двигатель и технические особенности
Под капотом грузовика из Чехословакии установлен дизельный мотор V8. Он имеет рабочий объем 12,7 литра и развивает 212 л. с. Двигатель может разогнать машину до 80 км/ч.
Хоть дизельный двигатель и с воздушным охлаждением, проблем с перегревами не было. Фото: Youtube.com
Расположение силового агрегата под капотом позволяет без проблем производить обслуживание и мелкие ремонты. До того же масляного фильтра или генератора можно легко добраться.
Вот только серьезные ремонты двигателя Tatra – это кошмар механика, особенно в СССР. В отличие от советских дизелей 70-х, мотор Татра был сложным конструктивно, что требовало высокой квалификации.
Интересная особенность силового агрегата T 2-928-1 – это воздушное охлаждение. Благодаря наличию в системе мощного вентилятора, исправный грузовик не перегревался даже в южных республиках СССР.
За счет применения оригинальной хребтовой рамы, где карданный вал спрятан внутри трубы, грузоподъемность Tatra-148 далеко не ограничивалась заявленными 16 тоннами. Постоянные перегрузы для этих самосвалов в СССР были обыденностью. Именно за это их и любили.
Еще одно фото двигателя, но в процессе работы на холостых. Фото: Youtube.com
Несмотря на мощность и грузоподъемность, расход топлива у самосвалов из Чехословакии был небольшим – в среднем около 30-35 литров на 100 км.
История модели в СССР
Согласно документации, Советский Союз закупал Tatra-148 в самосвальных исполнениях S1 и S3. Всего было куплено более 26,6 тысячи грузовиков данной модели. Они работали как в городах на стройках, так и в самых отдаленных уголках СССР.
На этом фото можно увидеть характерную хребтовую раму грузовика. Фото: Youtube.com
Чаще всего Tatra-148 эксплуатировали на Дальнем Востоке и в Сибири. Водители мечтали об этих грузовиках, но давали их только лучшим работникам. Автомобили на фоне советских моделей были беспроблемными. Особенно ценили водители, работающие в Сибири, воздушное охлаждение. Дело в том, что в те годы грузовики имели в системе воду, которую в минусовую температуру приходилось сливать в конце смены.
Автомобили Tatra-148 настолько полюбились на нефтяных промыслах, что было решено построить специальный цех по капитальному ремонту. Он открылся в Нижневартовске, на авторемонтном заводе. Оборудование приобреталось в Чехословакии, оттуда выписали и специалистов, которые помогли наладить работу.
Цех по ремонту автомобилей только в период с 1981 по 1985 годы успел «откапиталить» более 1,2 тысячи грузовиков Татра-148. Ремонтировали и другие модели, плюс оборудование позволяло восстановить почти любой узел автомобиля, а запчасти присылали из Чехословакии.
Интересно, были ли в СССР автокраны на шасси Татра-148? Фото: Youtube.com
В 80-х Tatra-148 была основным грузовиком на месторождениях нефти и газа. Водители шутили, что советские машины могли попасть туда только после того, как Татра проложит тропу.
Северные исполнения
Несмотря на все достоинства автомобилей Tatra, водители иногда жаловались, что модели с индексами 111 и 138 приходится утеплять для работы в Сибири и на Крайнем Севере. Конечно, это касалось скорее кабин, ведь грузовики с воздушным охлаждением не были так чувствительны к минусовым температурам, да и воду в радиатор заливать не приходилось.
Были вопросы и к резинотехническим изделиям – они теряли эластичность, разрушались.
Поэтому в Чехословакии уже в 1973 году начали разрабатывать специальные «арктические» версии. Первые два опытных экземпляра, получившие индекс 148С1, сразу отправили в Советский Союз.
После первой же зимы «арктические» модификации пустили в серию, немного доработав их. Кстати, опытные экземпляры даже внешне отличались. У них были стеклоочистители не снизу, а сверху кабины и специальные защитные сетки на лобовике.
Особенности «арктических» Tatra-148С1:
✅ Двойные стекла
✅ Дополнительные противотуманные фары для работы в сложных условиях в любое время суток
✅ Топливный бак получил утепление
✅ Кузов подогревался выхлопными газами
✅ Двигатель оснащался облегчающим запуск устройством
✅ Все резинотехнические изделия, включая шины, были из морозостойкого материала
✅ Салон утеплялся по дверям и задней стенке
Большинство грузовиков в «северном» исполнении имели яркие оранжевые кабины как обычные модификации, но у них были темные капоты. Кстати, Tatra-148С1 стал первым в истории СССР зарубежным автомобилем, специально доработанным для эксплуатации в холодном климате.
А здесь можно увидеть уровень проходимости Татра-148. Фото: Youtube.com
Часто Татра-148 в Советском Союзе работали в связке с прицепами, несмотря на задний тип разгрузки и самосвальный, как правило, кузов. Грузовик имел тяговитый мотор, на его ресурс лишний вес не влиял. Естественно, при соблюдении правил эксплуатации автомобилей с прицепами.
Грузовики Tatra-148 до сих пор вспоминают опытные водители, начавшие трудовую карьеру в Советском Союзе. Надежные и беспроблемные, эти машины стали символом работы на нефтяных и газовых разработках и карьерах.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Меняем покрышки сами с помощью веревки
Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...
Кубинцы скоро будут кататься на новых «Москвичах»
Причем безвозмездно. Как и во времена СССР, наша страна поможет дружественному государству в сложной финансовой ситуации....