Ту-104 – первый пассажирский реактивный авиалайнер в истории СССР
В 50-х годах никто в СССР не думал, что пассажирские самолеты станут реактивными. Этот класс считался исключительно военным. А вот английские конструкторы еще во второй половине 40-х решили ускорить технический прогресс, разработав свой реактивный авиалайнер Comet-I. Первый полет модели состоялся еще летом 1949 года.
Естественно, Советский Союз узнал об этом и должен был ответить. Тем более, что у гордых британцев с «Кометой» как-то не заладилось. Эти самолеты ввели в коммерческую эксплуатацию в 1952 году. Но серия катастроф, по непонятным тогда причинам, привела к отзыву свидетельства летной годности. Случилось это в 1954 году. К тому времени в СССР уже вовсю шли разработки Ту-104.
Естественно, соперничество между СССР и Великобританией было не основной причиной, побудившей советских конструкторов начать разработку реактивных авиалайнеров. Дело в том, что классические самолеты с поршневыми двигателями перестали справляться с пассажиропотоком.
Нужна была новая модель, массовая, с большим салоном, годящаяся для советского авиационного флота гражданского назначения современной формации. Этим занялись два самых известных конструкторских бюро – Ильюшина и Туполева.
Каждый руководитель КБ подошел к созданию пассажирских самолетов по-своему. Ильюшин был уверен, что нужно заниматься принципиально новыми моделями. Этим он впоследствии и занялся.
Туполев настаивал на разработке авиалайнера на основе военных самолетов. В качестве базы выбрали бомбардировщик Ту-16. В 1954 году руководство СССР одобрило план конструктора и начались работы.
Интересно, что Туполев был уверен в получении положительного решения от Совета Министров. Первым делом конструкторы переделали фюзеляж. Для полноценного авиалайнера он оказался слишком узким. После доработок ширина фюзеляжа увеличилась до 3,5 метра.
Самолет превратился в низкоплан из среднеплана. Первые экземпляры были рассчитаны на 50 человек, хотя по проекту их планировалось не меньше 70. В конечном итоге появились модификации даже на 110-115 мест, но это было уже в процессе серийного производства.
Ту-104 стал любимым проектом конструкторского бюро. Туполев решил создать авиалайнер, не уступающий, даже превосходящий зарубежные образцы. Первый самолет получился роскошным как внешне, так и внутри. Это не одобрило советское правительство, так что серийные модели уже выглядели попроще.
Специально для Ту-104 были разработаны кондиционеры, электроприборы, предназначенные для приготовления пищи. Да, пассажиров самолета решили кормить как в ресторане! Более того, сам Андрей Николаевич Туполев разработал меню, настояв, чтобы на борту угощали икрой и шампанским.
Первый полет Ту-104 состоялся в июне 1955 года. В это же время самолеты готовили к серии. Удивительно, но предсерийные образцы построили и испытали уже к весне 1956 года.
Естественно, продемонстрировали новый самолет и главе государства – Никите Хрущеву. Тому авиалайнер понравился. Услышав разговоры о том, что в Великобритании тоже пытались реализовать такой проект, но отправили его на доработку, Хрущев решил «утереть нос» англичанам. Лидер СССР заявил, что в марте 1956 он полетит на Ту-104 с официальным визитом в Лондон.
Стоит отметить, что испытания опытных моделей тогда были в самом разгаре, а продолжались они до лета. Поэтому специалисты отговорили Хрущева от полета. Тот в итоге отказался, но отправил вместо себя группу дипломатов на Ту-104 – подготовить все к визиту.
Так получилось, что Советский Союз в то время оказался единственной страной, которая заявила о серийной эксплуатации реактивных авиалайнеров. Тут же нашлись скептики, утверждающие, что в СССР есть только один Ту-104. Об этом писали все британские газеты того времени.
Кстати, не стоит превозносить первенство советских конструкторов до небес. Ту-104 стал даже не вторым. До него были:
✅ Английский Comet-I
✅ Американский Boeing-367-80
✅ Французский Caravelle
Советский Союз начал отправлять своих дипломатов на разных самолетах Ту-104. Английские репортеры сразу же придумали новую версию – дескать, русские специально перекрашивают бортовые номера на своих моделях.
Обозленный Туполев попросил разрешения отправить в Лондон сразу три самолета. Получив одобрение, он так и сделал. После того как в лондонском аэропорту выстроились в ряд три Ту-104, англичане были вынуждены признать свое поражение.
Реактивный авиалайнер совершил первый рейс в начале осени 1956 года. Ту-104 получил самые восторженные отзывы как от пассажиров, так и от специалистов.
Было решено подтянуть уровень гражданской авиации к новым самолетам. Началось масштабное строительство современных аэропортов, взлетно-посадочных полос. Появлялись новые специализированные автомобили для обслуживания.
Каждый советский гражданин, который пользовался авиатранспортом, старался купить билет именно на Ту-104. Пилоты тоже хотели работать на нем – там платили больше, да и престижно было.
Эксплуатировали пассажирский авиалайнер военные и ученые. На самолете тренировались космонавты, в том числе и Алексей Леонов.
На первый взгляд казалось, что Ту-104 – будущее советской авиации. Но эксплуатация модели показала, что она нуждается в серьезных доработках. Пилоты часто жаловались на неустойчивость.
Ту-104 стали разбиваться. Происходило примерно то же самое, что и с британскими Comet-I – никакой конкретики. Туполев и специалисты его конструкторского бюро настаивали, что дело в неопытности пилотов. Их можно было понять – нелегко признать, что твое детище оказалось не идеальным.
Только в октябре 1958 года удалось выяснить конкретную причину. Это так называемый «подхват», когда самолет попадает в центр вертикального потока воздуха. В те годы авиаторы не знали о таких явлениях, так как винтовые модели до подобных высот не подымались.
Ту-104, пилотируемый Гарольдом Кузнецовым, был резко подброшен вверх, потеряв управление. Машину спасти не удалось, но командир самолета держал связь с землей до конца, рассказав о произошедшем.
После 1958 года Ту-104 стали дорабатывать, чтобы исключить повторение катастроф. При этом никто не стал снимать модель с эксплуатации, ограничившись только запретом подъемов более чем на 9 тысяч метров.
Производство Ту-104 прекратили в 1960 году – КБ Туполева приступило к разработке реактивных авиалайнеров второго поколения. В гражданской авиации самолет продолжили эксплуатировать. Свой последний плановый рейс он совершил в 1979 году.
Ту-104 имел худший показатель по количеству происшествий среди серийных пассажирских самолетов. Но он был первым реактивным лайнером в СССР, за что и занял достойное место в истории гражданской авиации Союза.
Естественно, Советский Союз узнал об этом и должен был ответить. Тем более, что у гордых британцев с «Кометой» как-то не заладилось. Эти самолеты ввели в коммерческую эксплуатацию в 1952 году. Но серия катастроф, по непонятным тогда причинам, привела к отзыву свидетельства летной годности. Случилось это в 1954 году. К тому времени в СССР уже вовсю шли разработки Ту-104.
История появления
Естественно, соперничество между СССР и Великобританией было не основной причиной, побудившей советских конструкторов начать разработку реактивных авиалайнеров. Дело в том, что классические самолеты с поршневыми двигателями перестали справляться с пассажиропотоком.
Даже сейчас самолет кажется современным. Фото: Youtube.com
Нужна была новая модель, массовая, с большим салоном, годящаяся для советского авиационного флота гражданского назначения современной формации. Этим занялись два самых известных конструкторских бюро – Ильюшина и Туполева.
Каждый руководитель КБ подошел к созданию пассажирских самолетов по-своему. Ильюшин был уверен, что нужно заниматься принципиально новыми моделями. Этим он впоследствии и занялся.
Туполев настаивал на разработке авиалайнера на основе военных самолетов. В качестве базы выбрали бомбардировщик Ту-16. В 1954 году руководство СССР одобрило план конструктора и начались работы.
Превращение бомбардировщика в авиалайнер
Интересно, что Туполев был уверен в получении положительного решения от Совета Министров. Первым делом конструкторы переделали фюзеляж. Для полноценного авиалайнера он оказался слишком узким. После доработок ширина фюзеляжа увеличилась до 3,5 метра.
Самолет демонстрируется советским гражданам и туристам. Фото: Youtube.com
Самолет превратился в низкоплан из среднеплана. Первые экземпляры были рассчитаны на 50 человек, хотя по проекту их планировалось не меньше 70. В конечном итоге появились модификации даже на 110-115 мест, но это было уже в процессе серийного производства.
Ту-104 стал любимым проектом конструкторского бюро. Туполев решил создать авиалайнер, не уступающий, даже превосходящий зарубежные образцы. Первый самолет получился роскошным как внешне, так и внутри. Это не одобрило советское правительство, так что серийные модели уже выглядели попроще.
Пассажиры самолета получили невиданные для отечественной авиации условия комфорта. Салон разрабатывался согласно концепции «домашнего уюта». Туполев считал, что это создаст особую атмосферу и пассажиры не будут волноваться.
Специально для Ту-104 были разработаны кондиционеры, электроприборы, предназначенные для приготовления пищи. Да, пассажиров самолета решили кормить как в ресторане! Более того, сам Андрей Николаевич Туполев разработал меню, настояв, чтобы на борту угощали икрой и шампанским.
Удар по репутации Англии
Первый полет Ту-104 состоялся в июне 1955 года. В это же время самолеты готовили к серии. Удивительно, но предсерийные образцы построили и испытали уже к весне 1956 года.
Один из немногих сохранившихся до наших дней Ту-104. Фото: Youtube.com
Естественно, продемонстрировали новый самолет и главе государства – Никите Хрущеву. Тому авиалайнер понравился. Услышав разговоры о том, что в Великобритании тоже пытались реализовать такой проект, но отправили его на доработку, Хрущев решил «утереть нос» англичанам. Лидер СССР заявил, что в марте 1956 он полетит на Ту-104 с официальным визитом в Лондон.
Стоит отметить, что испытания опытных моделей тогда были в самом разгаре, а продолжались они до лета. Поэтому специалисты отговорили Хрущева от полета. Тот в итоге отказался, но отправил вместо себя группу дипломатов на Ту-104 – подготовить все к визиту.
Посадка реактивного авиалайнера в лондонском аэропорту вызвала бурю эмоций. Местные инженеры гордились тем, что именно они стали первыми в этой категории с моделью Comet-I, но в 1956 году ее отправили на доработку.
Так получилось, что Советский Союз в то время оказался единственной страной, которая заявила о серийной эксплуатации реактивных авиалайнеров. Тут же нашлись скептики, утверждающие, что в СССР есть только один Ту-104. Об этом писали все британские газеты того времени.
Кстати, не стоит превозносить первенство советских конструкторов до небес. Ту-104 стал даже не вторым. До него были:
✅ Английский Comet-I
✅ Американский Boeing-367-80
✅ Французский Caravelle
Советский Союз начал отправлять своих дипломатов на разных самолетах Ту-104. Английские репортеры сразу же придумали новую версию – дескать, русские специально перекрашивают бортовые номера на своих моделях.
Советские граждане мечтали о полетах на Ту-104. Фото: Youtube.com
Обозленный Туполев попросил разрешения отправить в Лондон сразу три самолета. Получив одобрение, он так и сделал. После того как в лондонском аэропорту выстроились в ряд три Ту-104, англичане были вынуждены признать свое поражение.
Использование
Реактивный авиалайнер совершил первый рейс в начале осени 1956 года. Ту-104 получил самые восторженные отзывы как от пассажиров, так и от специалистов.
Было решено подтянуть уровень гражданской авиации к новым самолетам. Началось масштабное строительство современных аэропортов, взлетно-посадочных полос. Появлялись новые специализированные автомобили для обслуживания.
Сверху Ту-16, а снизу Ту-104. Фото: Youtube.com
Каждый советский гражданин, который пользовался авиатранспортом, старался купить билет именно на Ту-104. Пилоты тоже хотели работать на нем – там платили больше, да и престижно было.
Эксплуатировали пассажирский авиалайнер военные и ученые. На самолете тренировались космонавты, в том числе и Алексей Леонов.
Проблемы
На первый взгляд казалось, что Ту-104 – будущее советской авиации. Но эксплуатация модели показала, что она нуждается в серьезных доработках. Пилоты часто жаловались на неустойчивость.
Реактивный двигатель от Ту-104. Фото: Youtube.com
Ту-104 стали разбиваться. Происходило примерно то же самое, что и с британскими Comet-I – никакой конкретики. Туполев и специалисты его конструкторского бюро настаивали, что дело в неопытности пилотов. Их можно было понять – нелегко признать, что твое детище оказалось не идеальным.
Только в октябре 1958 года удалось выяснить конкретную причину. Это так называемый «подхват», когда самолет попадает в центр вертикального потока воздуха. В те годы авиаторы не знали о таких явлениях, так как винтовые модели до подобных высот не подымались.
Ту-104, пилотируемый Гарольдом Кузнецовым, был резко подброшен вверх, потеряв управление. Машину спасти не удалось, но командир самолета держал связь с землей до конца, рассказав о произошедшем.
Обслуживание в салоне Ту-104 было экстра-класса. Фото: Youtube.com
После 1958 года Ту-104 стали дорабатывать, чтобы исключить повторение катастроф. При этом никто не стал снимать модель с эксплуатации, ограничившись только запретом подъемов более чем на 9 тысяч метров.
Производство Ту-104 прекратили в 1960 году – КБ Туполева приступило к разработке реактивных авиалайнеров второго поколения. В гражданской авиации самолет продолжили эксплуатировать. Свой последний плановый рейс он совершил в 1979 году.
Ту-104 имел худший показатель по количеству происшествий среди серийных пассажирских самолетов. Но он был первым реактивным лайнером в СССР, за что и занял достойное место в истории гражданской авиации Союза.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...