.d-md-none .d-lg-block bibimot

Автомобиль б/у, а подушки? Проверяем airbag при покупке

Автомобиль б/у, а подушки? Проверяем airbag при покупке
История создания пассивных устройств защиты экипажа авто относит нас к 1951 году. Тогда американский инженер Джон Хетрик на кухонном столе создал прототип современной подушки безопасности. Хотя, справедливости ради, стоит отметить первые опыты в авиации еще в 40-х прошлого века в Америке. Далее к изделию приложил руку японец Ясузабуру Кобори: он стал использовать взрывчатое вещество для раскрытия мешка. А ключевой элемент конструкции – шариковый сенсор удара – придумал американец Аллен Брид.


До 1999 года подушки безопасности (ПБ) устанавливали только на престижных марках, а после этой даты без системы SRS с конвейеров заводов не сошел ни один автомобиль. С этого момента аналитические агентства подключили свои счетчики и выяснили: в первое десятилетие массового применения ПБ удалось избежать 8 тыс. смертей в авариях. Последующие два десятилетия ознаменовались цифрой 50,5 тыс. человек, выживших в автокатастрофах благодаря подушкам безопасности.

Как не купить авто со сработавшими подушками безопасности


Не все автомобилисты приветствуют эйрбэги (аэрбеки – кому как нравится). Но большинство считают средства пассивной безопасности важной, неотъемлемой частью конструкции авто. Покупая машину с пробегом, будущие хозяева интересуются, побывала ли она в ДТП и насколько серьезно пострадала.

Автомобиль б/у, а подушки? Проверяем airbag при покупке Выстрелившая подушка восстановлению не подлежит Фото: YouTube.com

Попутно всплывает вопрос о подушках безопасности, который необходимо прояснить, пока деньги не уплачены. Если продавец уверяет, что были небольшие аварии, но устройство в порядке, не верьте на слово.

Не нужно быть экспертом, чтобы самостоятельно определить хотя бы наличие и целостность ПБ. А способность подушек раскрываться в нужный момент проверяется, увы, единожды – во время дорожного происшествия. Поэтому, отбросив сомнения, начинайте собственное расследование.

Проверяем историю авто


Если нет знакомых в органах автоинспекции, можно воспользоваться онлайн-сервисами, где по VIN-коду и госномеру легко проследить историю ТС. Так всегда можно наверняка узнать дату выпуска машины, ее предыдущих хозяев, получить сведения о пройденных ТО, реальном пробеге и была ли она участницей ДТП.

Боковая шторка спасла голову пассажира от удара Фото: YouTube.com

Более того, тут можно найти схему дорожного происшествия, если оно было. Это позволяет судить о степени повреждения кузова и прийти к пониманию, сработали тогда подушки безопасности или нет. Но заметим, что автоаварии, оформленные по евро-протоколу, в эту базу не попадают.

Проводим визуальный осмотр


Включаем свою наблюдательность, больше доверяя тактильным ощущениям. Осматриваем машину снаружи. После сильных столкновений обычно меняют навесные элементы кузова, причем делают это очень добротно. Однако если удастся заметить, что автомобиль битый и крашенный, дальнейший осмотр будет более внимательным, уже с пристрастием.

Так восстанавливают разрыв в торпедо после вылетевшей подушки Фото: YouTube.com

Далее продолжаем исследования салона в следующем порядке:

Ремни безопасности (РБ). При срабатывании системы SRS они остаются намертво зафиксированными, поэтому подлежат замене. У основания каждого ремня есть бирка с датой изготовления: если РБ младше «рождения» машины, значит, элемент меняли, и, скорее всего, после ДТП с выстрелом подушки.
Ветровое стекло. Оно страдает от лобового и бокового удара. Автостекла имеют сложную информативную маркировку, но дату изготовления отыскать несложно: если она не совпадает с датой выпуска машины, это должно сразу насторожить. Продавец может сказать, что остекление меняли после попадания большого камня, но все же бдительность терять не стоит.
Торпедо. Места расположения эйрбэгов обозначены соответствующими значками. Начинаем обычно с торпедо: эту часть трудно обтянуть качественно, поэтому тут легко заметить следы восстановления после ДТП. В этом случае не составит труда увидеть другую фактуру материала (особенно когда перед этим уже пересмотрели несколько машин такой марки), возможно, пузыри и складочки. Также бросаются в глаза следы демонтажа прилегающих деталей. Нагляднее всего в целостности пассажирских ПБ можно убедиться, сняв боковую крышку торпедо в месте стыка с дверью: заводскую обшивку можно сразу отличить от самоделки. Пощупайте панель: если ее заделывали шпатлевкой после вылета аэрбега, то на определенном участке приборка будет твердой. Модуль подушки в некоторых марках машин можно увидеть через ту же боковую крышку или обнаружить, сунув руку или подложив зеркало под верхнюю часть бардачка. Не помешает проверить, что разъем действительно подключен к устройству, а не висит с припаянным резистором.
Руль. Не разбирая колесо, можно найти косвенные признаки срабатывания ПБ: центральная накладка обычно не плотно прилегает и люфтит, логотип производителя имеет следы клея. Поверхность, если ее ремонтировали и перетягивали, бывает под рукой неровной. Осмотрите крепежи: они сохраняют следы вмешательства в конструкцию.
Воздуховоды боковые и над «лобовиком». Когда пересыпанный тальком мешок эйрбэга вылетает, часть вещества остается в воздуховодах. Случается обнаружить там и частички стекла, которое разбивается в момент удара.

Теперь остается последовательно осмотреть обшивку потолка (на ней может остаться залом после раскрытия шторок) и центральные стойки. Хорошо бы отогнуть уплотнитель над дверью и убедиться в наличие устройств безопасности: не сработавшие подушки аккуратно уложены, а не скомканы и помяты.

Подушка безопасности вылетает со скоростью 300 км/ч Фото: YouTube.com

Достаточно прощупать боковую поддержку кресел: кассету ПБ под рукой сложно с чем-то спутать. Требует внимания и вертикальная прострочка сидений. Если стоят новые, туго натянутые чехлы, стоит задуматься: возможно, их меняли после аварии.

Ищем уловки ушлых продавцов


Индикатор в виде стилизованного пристегнутого человека загорается в момент поворота ключа зажигания (режим самодиагностики), горит 5-7 сек, затем гаснет. Если значок светится постоянно или не загорается, нужно выяснять причину: обрыв цепи, неисправность датчиков, подушки не работают после выстрелов. Но жуликоватые перекупщики придумали, как обманывать доверчивых граждан:

✅ Подключают «беременного человечка» к другой лампе, которая тоже должна гаснуть через несколько секунд. Чаще всего это индикатор давления масла или check engine.
✅ Ставят реле времени. Деталь можно обнаружить на проводах, идущих к иконке. Реле имеет вид миниатюрного черного кубика, который гасит лампу с пристегнутым человеком в определенное время.
✅ Обманывают «мозг» системы SRS установкой вместо пиропатрона резистора с нужным сопротивлением.

Более грубая «обманка» – куски нейлоновой ткани на месте использованного мешка: иногда проходит и такое надувательство.

Проверяем работу датчиков удара


Расположение и конфигурация элементов разнятся в зависимости от модели авто. Приборы находятся в стойках, задних арках, под капотом на лонжеронах кузова, за радиатором. Проверьте сопротивление контроллеров: если нулевое, выясняйте причину.

Время раскрытия ПБ составляет 30-50 миллисекунд Фото: YouTube.com

Тут может оказаться, что авария ни при чем: возможно, проблема в проводке. В принципе, на неработающие датчики укажет индикация приборной панели, но проверить все же не лишне.

Берем в руки измерительный инструмент


Метод сработает, если продавец разрешит разобрать подушку безопасности. Демонтаж будет первым этапом. Далее действуют одним из двух приборов.

Тестер


Выставляют инструмент в режим омметра. Отключают двигатель, обесточивают машину. Замеряют сопротивление на эйрбэге: оно должно быть в пределах 2-3 Ом (сколько точнее для данной марки машины, стоит выяснить заранее). Заодно не помешает уточнить: а не резисторы ли стоят на ПБ?

Мультиметр


Подключив диагностический сканер, читают старые и текущие ошибки системы безопасности. Перед проверкой выключают зажигание и сбрасывают секунд на десять клеммы с аккумулятора. Сканер со 100-процентной вероятностью покажет, была ли авария и вносились ли изменения в программное обеспечение.

Вид подушки безопасности под рулевой накладкой Фото: YouTube.com

Однако мы предостерегаем граждан без опыта: с электроприборами должны работать только подготовленные специалисты. Начиная проверку тестером или сканером, легко спровоцировать несанкционированное срабатывание устройств безопасности. А вот прочие методы вполне доступны неподготовленным покупателям.

Автор:

Использованы фотографии: youtube.com

А вы взялись бы самостоятельно диагностировать систему SRS перед покупкой машины?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
Moto Guzzi 1000R «показывает зубы»DeLorean DMC 12 – сколько стоит прокатиться «Назад в будущее» сегодня?

Представлены новые «Волги»

Представлены новые «Волги»

Сразу три модели показали на выставке, которая в эти дни проходит в Нижнем Новгороде. Более подробно об этом читайте в нашем материале....
  • 1 893