БелАЗ-540 – карьерный самосвал, ставший символом Советского Союза за рубежом
БелАЗ-540 – это знаковый автомобиль. Именно после его появления советские карьерные самосвалы стали известны во всем мире. Дизайн модели задал вектор развития БелАЗ как минимум на ближайшие 60 лет.
БелАЗ-540 «родился» благодаря энтузиазму конструкторов Белорусского автозавода. Никаких заданий на разработку нового самосвала они не получали – требовалось просто улучшить серийный МАЗ-525. Напомним, что эту модель передали предприятию в 1958 году, так как Минский автомобильный завод специализировался не на карьерных самосвалах.
Главный конструктор БелАЗ, З. Л. Сироткин, был человеком амбициозным. Он не хотел дорабатывать чужую технику, а мечтал, чтобы на предприятии выпускали что-то свое, оригинальное. Поэтому в 1960 году было предложено сделать новый карьерный самосвал, используя наработки МАЗ-525.
Главный конструктор БелАЗ рассудил, что новый карьерный самосвал должен стать знаковым и запоминающимся. Поэтому при его разработке было решено оснастить машину самыми современными новшествами:
✅ Подвесками пневмогидравлического типа
✅ Гидромеханической трансмиссией
✅ Пневматическими тормозами
Внешность автомобиля тоже должна была выделять его на фоне других советских грузовиков. За дизайн БелАЗ-540 следует благодарить В. С. Кобылинского, трудящегося тогда в НАМИ и несколько раз приезжавшего на Белорусский автозавод в командировки.
Работы над внешностью художник-конструктор закончил за 20 дней. В течении этого времени были готовы все необходимые эскизы и чертежи. В самом начале 1961 года Кобылинский уже сделал модель в пропорциях 1:10 из пластилина.
Получив макет, конструкторы-кузовщики создали на ее основе экземпляр 1:1. Осталось только воплотить автомобиль в металле, то есть, выполнить ходовой прототип. Это стало проблемой – у молодого конструкторского бюро не было специалистов с опытом, да и новый карьерный самосвал оказался моделью, не имеющей аналогов в СССР.
Но энтузиазм конструкторов и инженеров дал свои плоды – 14 сентября был изготовлен первый прототип. В этот же день самосвал торжественно выехал из ворот завода. Примерно через месяц автомобиль отправили в Москву. Интересно, что из Жодино в Москву самосвал добирался своим ходом, а это 660 км. Автомобиль доехал без происшествий и прибыл вовремя, вызывая на протяжение всего пути восторг водителей и пешеходов.
После показа властям, самосвал оставили возле павильона ВДНХ на пару месяцев. На выставке автомобиль получил диплом первой степени. Потом прототип отправился обратно в Жодино, тоже, кстати, своим ходом.
Считается, что серийный выпуск БелАЗ-540 стартовал в 1965 году. Это не совсем так, скорее, производство началось на несколько лет раньше. Например, в период с 1962 по 1964 годы было собрано около 35 карьерных самосвалов.
По сравнению с МАЗ-525, БелАЗ-540 стал современным автомобилем. Хотя его грузоподъемность была всего на 2 тонны выше – 27 против 25, по ряду других характеристик, он превосходил своего предшественника:
✅ Снаряженная масса ниже на 3 т.
✅ Скорость 50 км/ч
✅ Легкость управления и уровень комфорта выше за счет применения пневмогидравлических подвесок
✅ Ниже расход топлива
Интересно, что между лонжеронами сварной рамы были установлены ресиверы для пневмооборудования.
Двигатель на БелАЗ-540 устанавливали изначально с индексом Д-12А-375. Этот мотор имеет длинную историю. Он разрабатывался для танков, потом перекочевал на МАЗ-525 и в итоге достался первому БелАЗу, но уже с увеличенной до 375 л. с. мощностью. Рабочий объем силового агрегата – 38, 88 литра. Естественно, что расход топлива внушал уважение – 125 л. на 100 км пробега.
Нельзя сказать, что выбор мотора был удачным. Несмотря на фантастическую тягу, этот агрегат изначально военный, танковый. Отсюда сложная конструкция, огромный расход масла и в целом невысокий ресурс для грузовиков.
Кстати, усовершенствованный БелАЗ-540А, появившийся в 1967 году, получил уже новый двигатель, специально разработанный для подобной техники. Это ЯМЗ-240 с объемом в 22,3 литра при мощности 360 л. с.
На первый взгляд кажется, что внешность автомобиля со странным расположением кабины – это исключительно дизайнерское решение. На самом деле, сделано это для максимального уменьшения длины самосвала при сохранении грузоподъемности. Эта же схема позволила идеально распределить вес по осям.
Все, кто интересовался грузовыми автомобилями в СССР, до сих пор помнят, как БелАЗ-540 поражал воображение своими размерами. Конечно, по сравнению с современными моделями, он выглядит неказисто, но в середине 60-х это был главный гигант отечественного автомобилестроения.
Самосвал стал настоящей «звездой» Советского Союза. Автомобили демонстрировались на всех специализированных выставках в крупных городах. К БелАЗ-540 водили туристов, позволяя им фотографироваться на фоне гиганта.
Кстати, в фильме «Королева бензоколонки» показали именно такой автомобиль. Так как картина снималась в 1962 году, то машина была опытной – одной из первых. Не обошлось и без «киноляпов». Например, сам факт того, что карьерный самосвал передвигается по дорогам общего пользования – это уже нонсенс.
После появления БелАЗ-540 стало ясно, что новый карьерный самосвал вызвал интерес не только у дружественных стран, но и у капиталистов. Поэтому «Автоэкспорт» начал активно рекламировать автомобили, выпуская красочные буклеты на разных языках.
Это принесло плоды – советские грузовики покупали даже в Англии. Только за 10 лет там приобрели более 40 автомобилей БелАЗ-540. Естественно, на экспорт машины собирали тщательнее, чтобы не посрамить СССР перед капиталистами.
Благодаря низкой цене, советские карьерные самосвалы трудились в ряде стран, начиная от Африки, заканчивая Китаем. Последний, кстати, стал самым крупным партнером из дальнего зарубежья за всю историю БелАЗ.
В 1986 году БелАЗ-540А прошел через очередной рестайлинг. Грузоподъемность модели подняли до 30 тонн. Так как изменений было много, самосвал получил новый индекс – 7522.
В конце 80-х автомобиль в очередной раз модернизировали. Теперь он назывался БелАЗ-7540. Но по факту, это был все тот же карьерный самосвал с индексом 540. Самое главное отличие от предыдущей модели – это новый, более мощный двигатель ЯМЗ-240НМ на 420 л. с.
Автомобили постоянно дорабатывали, устраняли «детские болезни». Заботились и о комфорте водителей – кабины становились теплее, сиденье – мягче, зеркала – крупнее.
После развала СССР БелАЗ-540, точнее, его усовершенствованную модель 7540, продолжили выпускать. Конечно, производство сократилось в десятки раз, ведь логистические цепочки были нарушены, как и торговые связи.
Последний специфический самосвал серии, с неповторимым угловатым дизайном, был выпущен в 1996 году. На этом история БелАЗ-540 считается завершенной. Хотя, эти машины еще трудятся в некоторых карьерах, благо, производитель обеспечивает их запчастями.
История появления
БелАЗ-540 «родился» благодаря энтузиазму конструкторов Белорусского автозавода. Никаких заданий на разработку нового самосвала они не получали – требовалось просто улучшить серийный МАЗ-525. Напомним, что эту модель передали предприятию в 1958 году, так как Минский автомобильный завод специализировался не на карьерных самосвалах.
Один из немногих сохранившихся до наших дней МАЗ-525. Фото: Youtube.com
Главный конструктор БелАЗ, З. Л. Сироткин, был человеком амбициозным. Он не хотел дорабатывать чужую технику, а мечтал, чтобы на предприятии выпускали что-то свое, оригинальное. Поэтому в 1960 году было предложено сделать новый карьерный самосвал, используя наработки МАЗ-525.
Интересно, что над проектом трудились в основном в свободное время, оставаясь после трудового дня и в выходные. А ведь никто это не оплачивал.
Главный конструктор БелАЗ рассудил, что новый карьерный самосвал должен стать знаковым и запоминающимся. Поэтому при его разработке было решено оснастить машину самыми современными новшествами:
✅ Подвесками пневмогидравлического типа
✅ Гидромеханической трансмиссией
✅ Пневматическими тормозами
Внешность автомобиля тоже должна была выделять его на фоне других советских грузовиков. За дизайн БелАЗ-540 следует благодарить В. С. Кобылинского, трудящегося тогда в НАМИ и несколько раз приезжавшего на Белорусский автозавод в командировки.
БелАЗ-540 на работе в карьере. Фото: Youtube.com
Работы над внешностью художник-конструктор закончил за 20 дней. В течении этого времени были готовы все необходимые эскизы и чертежи. В самом начале 1961 года Кобылинский уже сделал модель в пропорциях 1:10 из пластилина.
Получив макет, конструкторы-кузовщики создали на ее основе экземпляр 1:1. Осталось только воплотить автомобиль в металле, то есть, выполнить ходовой прототип. Это стало проблемой – у молодого конструкторского бюро не было специалистов с опытом, да и новый карьерный самосвал оказался моделью, не имеющей аналогов в СССР.
Многие узлы и кузовщину пришлось изготавливать вручную – специальных станков не было. Каждый агрегат приходилось испытывать на стендах, сначала отдельно, потом в связках друг с другом. На этом этапе возникали многочисленные трудности.
Но энтузиазм конструкторов и инженеров дал свои плоды – 14 сентября был изготовлен первый прототип. В этот же день самосвал торжественно выехал из ворот завода. Примерно через месяц автомобиль отправили в Москву. Интересно, что из Жодино в Москву самосвал добирался своим ходом, а это 660 км. Автомобиль доехал без происшествий и прибыл вовремя, вызывая на протяжение всего пути восторг водителей и пешеходов.
Угловатый, но такой родной, советский. Фото: Youtube.com
После показа властям, самосвал оставили возле павильона ВДНХ на пару месяцев. На выставке автомобиль получил диплом первой степени. Потом прототип отправился обратно в Жодино, тоже, кстати, своим ходом.
Считается, что серийный выпуск БелАЗ-540 стартовал в 1965 году. Это не совсем так, скорее, производство началось на несколько лет раньше. Например, в период с 1962 по 1964 годы было собрано около 35 карьерных самосвалов.
Технические особенности
По сравнению с МАЗ-525, БелАЗ-540 стал современным автомобилем. Хотя его грузоподъемность была всего на 2 тонны выше – 27 против 25, по ряду других характеристик, он превосходил своего предшественника:
✅ Снаряженная масса ниже на 3 т.
✅ Скорость 50 км/ч
✅ Легкость управления и уровень комфорта выше за счет применения пневмогидравлических подвесок
✅ Ниже расход топлива
Интересно, что между лонжеронами сварной рамы были установлены ресиверы для пневмооборудования.
Двигатель на БелАЗ-540 устанавливали изначально с индексом Д-12А-375. Этот мотор имеет длинную историю. Он разрабатывался для танков, потом перекочевал на МАЗ-525 и в итоге достался первому БелАЗу, но уже с увеличенной до 375 л. с. мощностью. Рабочий объем силового агрегата – 38, 88 литра. Естественно, что расход топлива внушал уважение – 125 л. на 100 км пробега.
Странное расположение кабины вызывало недоумение у всех, кто видел БелАЗ в первый раз. Фото: Youtube.com
Нельзя сказать, что выбор мотора был удачным. Несмотря на фантастическую тягу, этот агрегат изначально военный, танковый. Отсюда сложная конструкция, огромный расход масла и в целом невысокий ресурс для грузовиков.
Кстати, усовершенствованный БелАЗ-540А, появившийся в 1967 году, получил уже новый двигатель, специально разработанный для подобной техники. Это ЯМЗ-240 с объемом в 22,3 литра при мощности 360 л. с.
На первый взгляд кажется, что внешность автомобиля со странным расположением кабины – это исключительно дизайнерское решение. На самом деле, сделано это для максимального уменьшения длины самосвала при сохранении грузоподъемности. Эта же схема позволила идеально распределить вес по осям.
Известность
Все, кто интересовался грузовыми автомобилями в СССР, до сих пор помнят, как БелАЗ-540 поражал воображение своими размерами. Конечно, по сравнению с современными моделями, он выглядит неказисто, но в середине 60-х это был главный гигант отечественного автомобилестроения.
Даже игрушки тематические делали. Фото: Youtube.com
Самосвал стал настоящей «звездой» Советского Союза. Автомобили демонстрировались на всех специализированных выставках в крупных городах. К БелАЗ-540 водили туристов, позволяя им фотографироваться на фоне гиганта.
Кстати, в фильме «Королева бензоколонки» показали именно такой автомобиль. Так как картина снималась в 1962 году, то машина была опытной – одной из первых. Не обошлось и без «киноляпов». Например, сам факт того, что карьерный самосвал передвигается по дорогам общего пользования – это уже нонсенс.
Мировая востребованность
После появления БелАЗ-540 стало ясно, что новый карьерный самосвал вызвал интерес не только у дружественных стран, но и у капиталистов. Поэтому «Автоэкспорт» начал активно рекламировать автомобили, выпуская красочные буклеты на разных языках.
В советских фильмах эти автомобили мелькали часто. Фото: Youtube.com
Это принесло плоды – советские грузовики покупали даже в Англии. Только за 10 лет там приобрели более 40 автомобилей БелАЗ-540. Естественно, на экспорт машины собирали тщательнее, чтобы не посрамить СССР перед капиталистами.
Благодаря низкой цене, советские карьерные самосвалы трудились в ряде стран, начиная от Африки, заканчивая Китаем. Последний, кстати, стал самым крупным партнером из дальнего зарубежья за всю историю БелАЗ.
Модернизации
В 1986 году БелАЗ-540А прошел через очередной рестайлинг. Грузоподъемность модели подняли до 30 тонн. Так как изменений было много, самосвал получил новый индекс – 7522.
Модель оснастили модернизированным двигателем и гидротрансформатором с повышенным коэффициентом полезного действия. За счет ряда усовершенствований, срок эксплуатации БелАЗ-7522 увеличился на 15 %.
В конце 80-х автомобиль в очередной раз модернизировали. Теперь он назывался БелАЗ-7540. Но по факту, это был все тот же карьерный самосвал с индексом 540. Самое главное отличие от предыдущей модели – это новый, более мощный двигатель ЯМЗ-240НМ на 420 л. с.
Герои своего времени. Фото: Youtube.com
Автомобили постоянно дорабатывали, устраняли «детские болезни». Заботились и о комфорте водителей – кабины становились теплее, сиденье – мягче, зеркала – крупнее.
После развала СССР БелАЗ-540, точнее, его усовершенствованную модель 7540, продолжили выпускать. Конечно, производство сократилось в десятки раз, ведь логистические цепочки были нарушены, как и торговые связи.
Последний специфический самосвал серии, с неповторимым угловатым дизайном, был выпущен в 1996 году. На этом история БелАЗ-540 считается завершенной. Хотя, эти машины еще трудятся в некоторых карьерах, благо, производитель обеспечивает их запчастями.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Кубинцы скоро будут кататься на новых «Москвичах»
Причем безвозмездно. Как и во времена СССР, наша страна поможет дружественному государству в сложной финансовой ситуации....
Меняем покрышки сами с помощью веревки
Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...