
БелАЗ-540 – карьерный самосвал, ставший символом Советского Союза за рубежом
БелАЗ-540 – это знаковый автомобиль. Именно после его появления советские карьерные самосвалы стали известны во всем мире. Дизайн модели задал вектор развития БелАЗ как минимум на ближайшие 60 лет.
БелАЗ-540 «родился» благодаря энтузиазму конструкторов Белорусского автозавода. Никаких заданий на разработку нового самосвала они не получали – требовалось просто улучшить серийный МАЗ-525. Напомним, что эту модель передали предприятию в 1958 году, так как Минский автомобильный завод специализировался не на карьерных самосвалах.
Один из немногих сохранившихся до наших дней МАЗ-525. Фото: Youtube.com
Главный конструктор БелАЗ, З. Л. Сироткин, был человеком амбициозным. Он не хотел дорабатывать чужую технику, а мечтал, чтобы на предприятии выпускали что-то свое, оригинальное. Поэтому в 1960 году было предложено сделать новый карьерный самосвал, используя наработки МАЗ-525.
Главный конструктор БелАЗ рассудил, что новый карьерный самосвал должен стать знаковым и запоминающимся. Поэтому при его разработке было решено оснастить машину самыми современными новшествами:
✅ Подвесками пневмогидравлического типа
✅ Гидромеханической трансмиссией
✅ Пневматическими тормозами
Внешность автомобиля тоже должна была выделять его на фоне других советских грузовиков. За дизайн БелАЗ-540 следует благодарить В. С. Кобылинского, трудящегося тогда в НАМИ и несколько раз приезжавшего на Белорусский автозавод в командировки.
БелАЗ-540 на работе в карьере. Фото: Youtube.com
Работы над внешностью художник-конструктор закончил за 20 дней. В течении этого времени были готовы все необходимые эскизы и чертежи. В самом начале 1961 года Кобылинский уже сделал модель в пропорциях 1:10 из пластилина.
Получив макет, конструкторы-кузовщики создали на ее основе экземпляр 1:1. Осталось только воплотить автомобиль в металле, то есть, выполнить ходовой прототип. Это стало проблемой – у молодого конструкторского бюро не было специалистов с опытом, да и новый карьерный самосвал оказался моделью, не имеющей аналогов в СССР.
Но энтузиазм конструкторов и инженеров дал свои плоды – 14 сентября был изготовлен первый прототип. В этот же день самосвал торжественно выехал из ворот завода. Примерно через месяц автомобиль отправили в Москву. Интересно, что из Жодино в Москву самосвал добирался своим ходом, а это 660 км. Автомобиль доехал без происшествий и прибыл вовремя, вызывая на протяжение всего пути восторг водителей и пешеходов.
Угловатый, но такой родной, советский. Фото: Youtube.com
После показа властям, самосвал оставили возле павильона ВДНХ на пару месяцев. На выставке автомобиль получил диплом первой степени. Потом прототип отправился обратно в Жодино, тоже, кстати, своим ходом.
Считается, что серийный выпуск БелАЗ-540 стартовал в 1965 году. Это не совсем так, скорее, производство началось на несколько лет раньше. Например, в период с 1962 по 1964 годы было собрано около 35 карьерных самосвалов.
По сравнению с МАЗ-525, БелАЗ-540 стал современным автомобилем. Хотя его грузоподъемность была всего на 2 тонны выше – 27 против 25, по ряду других характеристик, он превосходил своего предшественника:
✅ Снаряженная масса ниже на 3 т.
✅ Скорость 50 км/ч
✅ Легкость управления и уровень комфорта выше за счет применения пневмогидравлических подвесок
✅ Ниже расход топлива
Интересно, что между лонжеронами сварной рамы были установлены ресиверы для пневмооборудования.
Двигатель на БелАЗ-540 устанавливали изначально с индексом Д-12А-375. Этот мотор имеет длинную историю. Он разрабатывался для танков, потом перекочевал на МАЗ-525 и в итоге достался первому БелАЗу, но уже с увеличенной до 375 л. с. мощностью. Рабочий объем силового агрегата – 38, 88 литра. Естественно, что расход топлива внушал уважение – 125 л. на 100 км пробега.
Странное расположение кабины вызывало недоумение у всех, кто видел БелАЗ в первый раз. Фото: Youtube.com
Нельзя сказать, что выбор мотора был удачным. Несмотря на фантастическую тягу, этот агрегат изначально военный, танковый. Отсюда сложная конструкция, огромный расход масла и в целом невысокий ресурс для грузовиков.
Кстати, усовершенствованный БелАЗ-540А, появившийся в 1967 году, получил уже новый двигатель, специально разработанный для подобной техники. Это ЯМЗ-240 с объемом в 22,3 литра при мощности 360 л. с.
На первый взгляд кажется, что внешность автомобиля со странным расположением кабины – это исключительно дизайнерское решение. На самом деле, сделано это для максимального уменьшения длины самосвала при сохранении грузоподъемности. Эта же схема позволила идеально распределить вес по осям.
Все, кто интересовался грузовыми автомобилями в СССР, до сих пор помнят, как БелАЗ-540 поражал воображение своими размерами. Конечно, по сравнению с современными моделями, он выглядит неказисто, но в середине 60-х это был главный гигант отечественного автомобилестроения.
Даже игрушки тематические делали. Фото: Youtube.com
Самосвал стал настоящей «звездой» Советского Союза. Автомобили демонстрировались на всех специализированных выставках в крупных городах. К БелАЗ-540 водили туристов, позволяя им фотографироваться на фоне гиганта.
Кстати, в фильме «Королева бензоколонки» показали именно такой автомобиль. Так как картина снималась в 1962 году, то машина была опытной – одной из первых. Не обошлось и без «киноляпов». Например, сам факт того, что карьерный самосвал передвигается по дорогам общего пользования – это уже нонсенс.
После появления БелАЗ-540 стало ясно, что новый карьерный самосвал вызвал интерес не только у дружественных стран, но и у капиталистов. Поэтому «Автоэкспорт» начал активно рекламировать автомобили, выпуская красочные буклеты на разных языках.
В советских фильмах эти автомобили мелькали часто. Фото: Youtube.com
Это принесло плоды – советские грузовики покупали даже в Англии. Только за 10 лет там приобрели более 40 автомобилей БелАЗ-540. Естественно, на экспорт машины собирали тщательнее, чтобы не посрамить СССР перед капиталистами.
Благодаря низкой цене, советские карьерные самосвалы трудились в ряде стран, начиная от Африки, заканчивая Китаем. Последний, кстати, стал самым крупным партнером из дальнего зарубежья за всю историю БелАЗ.
В 1986 году БелАЗ-540А прошел через очередной рестайлинг. Грузоподъемность модели подняли до 30 тонн. Так как изменений было много, самосвал получил новый индекс – 7522.
В конце 80-х автомобиль в очередной раз модернизировали. Теперь он назывался БелАЗ-7540. Но по факту, это был все тот же карьерный самосвал с индексом 540. Самое главное отличие от предыдущей модели – это новый, более мощный двигатель ЯМЗ-240НМ на 420 л. с.
Герои своего времени. Фото: Youtube.com
Автомобили постоянно дорабатывали, устраняли «детские болезни». Заботились и о комфорте водителей – кабины становились теплее, сиденье – мягче, зеркала – крупнее.
После развала СССР БелАЗ-540, точнее, его усовершенствованную модель 7540, продолжили выпускать. Конечно, производство сократилось в десятки раз, ведь логистические цепочки были нарушены, как и торговые связи.
Последний специфический самосвал серии, с неповторимым угловатым дизайном, был выпущен в 1996 году. На этом история БелАЗ-540 считается завершенной. Хотя, эти машины еще трудятся в некоторых карьерах, благо, производитель обеспечивает их запчастями.
История появления
БелАЗ-540 «родился» благодаря энтузиазму конструкторов Белорусского автозавода. Никаких заданий на разработку нового самосвала они не получали – требовалось просто улучшить серийный МАЗ-525. Напомним, что эту модель передали предприятию в 1958 году, так как Минский автомобильный завод специализировался не на карьерных самосвалах.

Главный конструктор БелАЗ, З. Л. Сироткин, был человеком амбициозным. Он не хотел дорабатывать чужую технику, а мечтал, чтобы на предприятии выпускали что-то свое, оригинальное. Поэтому в 1960 году было предложено сделать новый карьерный самосвал, используя наработки МАЗ-525.
Интересно, что над проектом трудились в основном в свободное время, оставаясь после трудового дня и в выходные. А ведь никто это не оплачивал.
Главный конструктор БелАЗ рассудил, что новый карьерный самосвал должен стать знаковым и запоминающимся. Поэтому при его разработке было решено оснастить машину самыми современными новшествами:
✅ Подвесками пневмогидравлического типа
✅ Гидромеханической трансмиссией
✅ Пневматическими тормозами
Внешность автомобиля тоже должна была выделять его на фоне других советских грузовиков. За дизайн БелАЗ-540 следует благодарить В. С. Кобылинского, трудящегося тогда в НАМИ и несколько раз приезжавшего на Белорусский автозавод в командировки.

Работы над внешностью художник-конструктор закончил за 20 дней. В течении этого времени были готовы все необходимые эскизы и чертежи. В самом начале 1961 года Кобылинский уже сделал модель в пропорциях 1:10 из пластилина.
Получив макет, конструкторы-кузовщики создали на ее основе экземпляр 1:1. Осталось только воплотить автомобиль в металле, то есть, выполнить ходовой прототип. Это стало проблемой – у молодого конструкторского бюро не было специалистов с опытом, да и новый карьерный самосвал оказался моделью, не имеющей аналогов в СССР.
Многие узлы и кузовщину пришлось изготавливать вручную – специальных станков не было. Каждый агрегат приходилось испытывать на стендах, сначала отдельно, потом в связках друг с другом. На этом этапе возникали многочисленные трудности.
Но энтузиазм конструкторов и инженеров дал свои плоды – 14 сентября был изготовлен первый прототип. В этот же день самосвал торжественно выехал из ворот завода. Примерно через месяц автомобиль отправили в Москву. Интересно, что из Жодино в Москву самосвал добирался своим ходом, а это 660 км. Автомобиль доехал без происшествий и прибыл вовремя, вызывая на протяжение всего пути восторг водителей и пешеходов.

После показа властям, самосвал оставили возле павильона ВДНХ на пару месяцев. На выставке автомобиль получил диплом первой степени. Потом прототип отправился обратно в Жодино, тоже, кстати, своим ходом.
Считается, что серийный выпуск БелАЗ-540 стартовал в 1965 году. Это не совсем так, скорее, производство началось на несколько лет раньше. Например, в период с 1962 по 1964 годы было собрано около 35 карьерных самосвалов.
Технические особенности
По сравнению с МАЗ-525, БелАЗ-540 стал современным автомобилем. Хотя его грузоподъемность была всего на 2 тонны выше – 27 против 25, по ряду других характеристик, он превосходил своего предшественника:
✅ Снаряженная масса ниже на 3 т.
✅ Скорость 50 км/ч
✅ Легкость управления и уровень комфорта выше за счет применения пневмогидравлических подвесок
✅ Ниже расход топлива
Интересно, что между лонжеронами сварной рамы были установлены ресиверы для пневмооборудования.
Двигатель на БелАЗ-540 устанавливали изначально с индексом Д-12А-375. Этот мотор имеет длинную историю. Он разрабатывался для танков, потом перекочевал на МАЗ-525 и в итоге достался первому БелАЗу, но уже с увеличенной до 375 л. с. мощностью. Рабочий объем силового агрегата – 38, 88 литра. Естественно, что расход топлива внушал уважение – 125 л. на 100 км пробега.

Нельзя сказать, что выбор мотора был удачным. Несмотря на фантастическую тягу, этот агрегат изначально военный, танковый. Отсюда сложная конструкция, огромный расход масла и в целом невысокий ресурс для грузовиков.
Кстати, усовершенствованный БелАЗ-540А, появившийся в 1967 году, получил уже новый двигатель, специально разработанный для подобной техники. Это ЯМЗ-240 с объемом в 22,3 литра при мощности 360 л. с.
На первый взгляд кажется, что внешность автомобиля со странным расположением кабины – это исключительно дизайнерское решение. На самом деле, сделано это для максимального уменьшения длины самосвала при сохранении грузоподъемности. Эта же схема позволила идеально распределить вес по осям.
Известность
Все, кто интересовался грузовыми автомобилями в СССР, до сих пор помнят, как БелАЗ-540 поражал воображение своими размерами. Конечно, по сравнению с современными моделями, он выглядит неказисто, но в середине 60-х это был главный гигант отечественного автомобилестроения.

Самосвал стал настоящей «звездой» Советского Союза. Автомобили демонстрировались на всех специализированных выставках в крупных городах. К БелАЗ-540 водили туристов, позволяя им фотографироваться на фоне гиганта.
Кстати, в фильме «Королева бензоколонки» показали именно такой автомобиль. Так как картина снималась в 1962 году, то машина была опытной – одной из первых. Не обошлось и без «киноляпов». Например, сам факт того, что карьерный самосвал передвигается по дорогам общего пользования – это уже нонсенс.
Мировая востребованность
После появления БелАЗ-540 стало ясно, что новый карьерный самосвал вызвал интерес не только у дружественных стран, но и у капиталистов. Поэтому «Автоэкспорт» начал активно рекламировать автомобили, выпуская красочные буклеты на разных языках.

Это принесло плоды – советские грузовики покупали даже в Англии. Только за 10 лет там приобрели более 40 автомобилей БелАЗ-540. Естественно, на экспорт машины собирали тщательнее, чтобы не посрамить СССР перед капиталистами.
Благодаря низкой цене, советские карьерные самосвалы трудились в ряде стран, начиная от Африки, заканчивая Китаем. Последний, кстати, стал самым крупным партнером из дальнего зарубежья за всю историю БелАЗ.
Модернизации
В 1986 году БелАЗ-540А прошел через очередной рестайлинг. Грузоподъемность модели подняли до 30 тонн. Так как изменений было много, самосвал получил новый индекс – 7522.
Модель оснастили модернизированным двигателем и гидротрансформатором с повышенным коэффициентом полезного действия. За счет ряда усовершенствований, срок эксплуатации БелАЗ-7522 увеличился на 15 %.
В конце 80-х автомобиль в очередной раз модернизировали. Теперь он назывался БелАЗ-7540. Но по факту, это был все тот же карьерный самосвал с индексом 540. Самое главное отличие от предыдущей модели – это новый, более мощный двигатель ЯМЗ-240НМ на 420 л. с.

Автомобили постоянно дорабатывали, устраняли «детские болезни». Заботились и о комфорте водителей – кабины становились теплее, сиденье – мягче, зеркала – крупнее.
После развала СССР БелАЗ-540, точнее, его усовершенствованную модель 7540, продолжили выпускать. Конечно, производство сократилось в десятки раз, ведь логистические цепочки были нарушены, как и торговые связи.
Последний специфический самосвал серии, с неповторимым угловатым дизайном, был выпущен в 1996 году. На этом история БелАЗ-540 считается завершенной. Хотя, эти машины еще трудятся в некоторых карьерах, благо, производитель обеспечивает их запчастями.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

Автобус КАВЗ-3976 – последняя советская «барбухайка»
Эта модель создана на шасси грузовика ГАЗ-3307. Несмотря на простоту конструкции, они выпускались 20 лет....

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...

Новый Volkswagen Passat стал дешевле и сильно проще
Убрали много полезных и не очень опций. Как все это сказалось на цене и уровне комфорта?...