БелАЗ-540 – карьерный самосвал, ставший символом Советского Союза за рубежом
БелАЗ-540 – это знаковый автомобиль. Именно после его появления советские карьерные самосвалы стали известны во всем мире. Дизайн модели задал вектор развития БелАЗ как минимум на ближайшие 60 лет.
БелАЗ-540 «родился» благодаря энтузиазму конструкторов Белорусского автозавода. Никаких заданий на разработку нового самосвала они не получали – требовалось просто улучшить серийный МАЗ-525. Напомним, что эту модель передали предприятию в 1958 году, так как Минский автомобильный завод специализировался не на карьерных самосвалах.
Главный конструктор БелАЗ, З. Л. Сироткин, был человеком амбициозным. Он не хотел дорабатывать чужую технику, а мечтал, чтобы на предприятии выпускали что-то свое, оригинальное. Поэтому в 1960 году было предложено сделать новый карьерный самосвал, используя наработки МАЗ-525.
Главный конструктор БелАЗ рассудил, что новый карьерный самосвал должен стать знаковым и запоминающимся. Поэтому при его разработке было решено оснастить машину самыми современными новшествами:
✅ Подвесками пневмогидравлического типа
✅ Гидромеханической трансмиссией
✅ Пневматическими тормозами
Внешность автомобиля тоже должна была выделять его на фоне других советских грузовиков. За дизайн БелАЗ-540 следует благодарить В. С. Кобылинского, трудящегося тогда в НАМИ и несколько раз приезжавшего на Белорусский автозавод в командировки.
Работы над внешностью художник-конструктор закончил за 20 дней. В течении этого времени были готовы все необходимые эскизы и чертежи. В самом начале 1961 года Кобылинский уже сделал модель в пропорциях 1:10 из пластилина.
Получив макет, конструкторы-кузовщики создали на ее основе экземпляр 1:1. Осталось только воплотить автомобиль в металле, то есть, выполнить ходовой прототип. Это стало проблемой – у молодого конструкторского бюро не было специалистов с опытом, да и новый карьерный самосвал оказался моделью, не имеющей аналогов в СССР.
Но энтузиазм конструкторов и инженеров дал свои плоды – 14 сентября был изготовлен первый прототип. В этот же день самосвал торжественно выехал из ворот завода. Примерно через месяц автомобиль отправили в Москву. Интересно, что из Жодино в Москву самосвал добирался своим ходом, а это 660 км. Автомобиль доехал без происшествий и прибыл вовремя, вызывая на протяжение всего пути восторг водителей и пешеходов.
После показа властям, самосвал оставили возле павильона ВДНХ на пару месяцев. На выставке автомобиль получил диплом первой степени. Потом прототип отправился обратно в Жодино, тоже, кстати, своим ходом.
Считается, что серийный выпуск БелАЗ-540 стартовал в 1965 году. Это не совсем так, скорее, производство началось на несколько лет раньше. Например, в период с 1962 по 1964 годы было собрано около 35 карьерных самосвалов.
По сравнению с МАЗ-525, БелАЗ-540 стал современным автомобилем. Хотя его грузоподъемность была всего на 2 тонны выше – 27 против 25, по ряду других характеристик, он превосходил своего предшественника:
✅ Снаряженная масса ниже на 3 т.
✅ Скорость 50 км/ч
✅ Легкость управления и уровень комфорта выше за счет применения пневмогидравлических подвесок
✅ Ниже расход топлива
Интересно, что между лонжеронами сварной рамы были установлены ресиверы для пневмооборудования.
Двигатель на БелАЗ-540 устанавливали изначально с индексом Д-12А-375. Этот мотор имеет длинную историю. Он разрабатывался для танков, потом перекочевал на МАЗ-525 и в итоге достался первому БелАЗу, но уже с увеличенной до 375 л. с. мощностью. Рабочий объем силового агрегата – 38, 88 литра. Естественно, что расход топлива внушал уважение – 125 л. на 100 км пробега.
Нельзя сказать, что выбор мотора был удачным. Несмотря на фантастическую тягу, этот агрегат изначально военный, танковый. Отсюда сложная конструкция, огромный расход масла и в целом невысокий ресурс для грузовиков.
Кстати, усовершенствованный БелАЗ-540А, появившийся в 1967 году, получил уже новый двигатель, специально разработанный для подобной техники. Это ЯМЗ-240 с объемом в 22,3 литра при мощности 360 л. с.
На первый взгляд кажется, что внешность автомобиля со странным расположением кабины – это исключительно дизайнерское решение. На самом деле, сделано это для максимального уменьшения длины самосвала при сохранении грузоподъемности. Эта же схема позволила идеально распределить вес по осям.
Все, кто интересовался грузовыми автомобилями в СССР, до сих пор помнят, как БелАЗ-540 поражал воображение своими размерами. Конечно, по сравнению с современными моделями, он выглядит неказисто, но в середине 60-х это был главный гигант отечественного автомобилестроения.
Самосвал стал настоящей «звездой» Советского Союза. Автомобили демонстрировались на всех специализированных выставках в крупных городах. К БелАЗ-540 водили туристов, позволяя им фотографироваться на фоне гиганта.
Кстати, в фильме «Королева бензоколонки» показали именно такой автомобиль. Так как картина снималась в 1962 году, то машина была опытной – одной из первых. Не обошлось и без «киноляпов». Например, сам факт того, что карьерный самосвал передвигается по дорогам общего пользования – это уже нонсенс.
После появления БелАЗ-540 стало ясно, что новый карьерный самосвал вызвал интерес не только у дружественных стран, но и у капиталистов. Поэтому «Автоэкспорт» начал активно рекламировать автомобили, выпуская красочные буклеты на разных языках.
Это принесло плоды – советские грузовики покупали даже в Англии. Только за 10 лет там приобрели более 40 автомобилей БелАЗ-540. Естественно, на экспорт машины собирали тщательнее, чтобы не посрамить СССР перед капиталистами.
Благодаря низкой цене, советские карьерные самосвалы трудились в ряде стран, начиная от Африки, заканчивая Китаем. Последний, кстати, стал самым крупным партнером из дальнего зарубежья за всю историю БелАЗ.
В 1986 году БелАЗ-540А прошел через очередной рестайлинг. Грузоподъемность модели подняли до 30 тонн. Так как изменений было много, самосвал получил новый индекс – 7522.
В конце 80-х автомобиль в очередной раз модернизировали. Теперь он назывался БелАЗ-7540. Но по факту, это был все тот же карьерный самосвал с индексом 540. Самое главное отличие от предыдущей модели – это новый, более мощный двигатель ЯМЗ-240НМ на 420 л. с.
Автомобили постоянно дорабатывали, устраняли «детские болезни». Заботились и о комфорте водителей – кабины становились теплее, сиденье – мягче, зеркала – крупнее.
После развала СССР БелАЗ-540, точнее, его усовершенствованную модель 7540, продолжили выпускать. Конечно, производство сократилось в десятки раз, ведь логистические цепочки были нарушены, как и торговые связи.
Последний специфический самосвал серии, с неповторимым угловатым дизайном, был выпущен в 1996 году. На этом история БелАЗ-540 считается завершенной. Хотя, эти машины еще трудятся в некоторых карьерах, благо, производитель обеспечивает их запчастями.
История появления
БелАЗ-540 «родился» благодаря энтузиазму конструкторов Белорусского автозавода. Никаких заданий на разработку нового самосвала они не получали – требовалось просто улучшить серийный МАЗ-525. Напомним, что эту модель передали предприятию в 1958 году, так как Минский автомобильный завод специализировался не на карьерных самосвалах.
Один из немногих сохранившихся до наших дней МАЗ-525. Фото: Youtube.com
Главный конструктор БелАЗ, З. Л. Сироткин, был человеком амбициозным. Он не хотел дорабатывать чужую технику, а мечтал, чтобы на предприятии выпускали что-то свое, оригинальное. Поэтому в 1960 году было предложено сделать новый карьерный самосвал, используя наработки МАЗ-525.
Интересно, что над проектом трудились в основном в свободное время, оставаясь после трудового дня и в выходные. А ведь никто это не оплачивал.
Главный конструктор БелАЗ рассудил, что новый карьерный самосвал должен стать знаковым и запоминающимся. Поэтому при его разработке было решено оснастить машину самыми современными новшествами:
✅ Подвесками пневмогидравлического типа
✅ Гидромеханической трансмиссией
✅ Пневматическими тормозами
Внешность автомобиля тоже должна была выделять его на фоне других советских грузовиков. За дизайн БелАЗ-540 следует благодарить В. С. Кобылинского, трудящегося тогда в НАМИ и несколько раз приезжавшего на Белорусский автозавод в командировки.
БелАЗ-540 на работе в карьере. Фото: Youtube.com
Работы над внешностью художник-конструктор закончил за 20 дней. В течении этого времени были готовы все необходимые эскизы и чертежи. В самом начале 1961 года Кобылинский уже сделал модель в пропорциях 1:10 из пластилина.
Получив макет, конструкторы-кузовщики создали на ее основе экземпляр 1:1. Осталось только воплотить автомобиль в металле, то есть, выполнить ходовой прототип. Это стало проблемой – у молодого конструкторского бюро не было специалистов с опытом, да и новый карьерный самосвал оказался моделью, не имеющей аналогов в СССР.
Многие узлы и кузовщину пришлось изготавливать вручную – специальных станков не было. Каждый агрегат приходилось испытывать на стендах, сначала отдельно, потом в связках друг с другом. На этом этапе возникали многочисленные трудности.
Но энтузиазм конструкторов и инженеров дал свои плоды – 14 сентября был изготовлен первый прототип. В этот же день самосвал торжественно выехал из ворот завода. Примерно через месяц автомобиль отправили в Москву. Интересно, что из Жодино в Москву самосвал добирался своим ходом, а это 660 км. Автомобиль доехал без происшествий и прибыл вовремя, вызывая на протяжение всего пути восторг водителей и пешеходов.
Угловатый, но такой родной, советский. Фото: Youtube.com
После показа властям, самосвал оставили возле павильона ВДНХ на пару месяцев. На выставке автомобиль получил диплом первой степени. Потом прототип отправился обратно в Жодино, тоже, кстати, своим ходом.
Считается, что серийный выпуск БелАЗ-540 стартовал в 1965 году. Это не совсем так, скорее, производство началось на несколько лет раньше. Например, в период с 1962 по 1964 годы было собрано около 35 карьерных самосвалов.
Технические особенности
По сравнению с МАЗ-525, БелАЗ-540 стал современным автомобилем. Хотя его грузоподъемность была всего на 2 тонны выше – 27 против 25, по ряду других характеристик, он превосходил своего предшественника:
✅ Снаряженная масса ниже на 3 т.
✅ Скорость 50 км/ч
✅ Легкость управления и уровень комфорта выше за счет применения пневмогидравлических подвесок
✅ Ниже расход топлива
Интересно, что между лонжеронами сварной рамы были установлены ресиверы для пневмооборудования.
Двигатель на БелАЗ-540 устанавливали изначально с индексом Д-12А-375. Этот мотор имеет длинную историю. Он разрабатывался для танков, потом перекочевал на МАЗ-525 и в итоге достался первому БелАЗу, но уже с увеличенной до 375 л. с. мощностью. Рабочий объем силового агрегата – 38, 88 литра. Естественно, что расход топлива внушал уважение – 125 л. на 100 км пробега.
Странное расположение кабины вызывало недоумение у всех, кто видел БелАЗ в первый раз. Фото: Youtube.com
Нельзя сказать, что выбор мотора был удачным. Несмотря на фантастическую тягу, этот агрегат изначально военный, танковый. Отсюда сложная конструкция, огромный расход масла и в целом невысокий ресурс для грузовиков.
Кстати, усовершенствованный БелАЗ-540А, появившийся в 1967 году, получил уже новый двигатель, специально разработанный для подобной техники. Это ЯМЗ-240 с объемом в 22,3 литра при мощности 360 л. с.
На первый взгляд кажется, что внешность автомобиля со странным расположением кабины – это исключительно дизайнерское решение. На самом деле, сделано это для максимального уменьшения длины самосвала при сохранении грузоподъемности. Эта же схема позволила идеально распределить вес по осям.
Известность
Все, кто интересовался грузовыми автомобилями в СССР, до сих пор помнят, как БелАЗ-540 поражал воображение своими размерами. Конечно, по сравнению с современными моделями, он выглядит неказисто, но в середине 60-х это был главный гигант отечественного автомобилестроения.
Даже игрушки тематические делали. Фото: Youtube.com
Самосвал стал настоящей «звездой» Советского Союза. Автомобили демонстрировались на всех специализированных выставках в крупных городах. К БелАЗ-540 водили туристов, позволяя им фотографироваться на фоне гиганта.
Кстати, в фильме «Королева бензоколонки» показали именно такой автомобиль. Так как картина снималась в 1962 году, то машина была опытной – одной из первых. Не обошлось и без «киноляпов». Например, сам факт того, что карьерный самосвал передвигается по дорогам общего пользования – это уже нонсенс.
Мировая востребованность
После появления БелАЗ-540 стало ясно, что новый карьерный самосвал вызвал интерес не только у дружественных стран, но и у капиталистов. Поэтому «Автоэкспорт» начал активно рекламировать автомобили, выпуская красочные буклеты на разных языках.
В советских фильмах эти автомобили мелькали часто. Фото: Youtube.com
Это принесло плоды – советские грузовики покупали даже в Англии. Только за 10 лет там приобрели более 40 автомобилей БелАЗ-540. Естественно, на экспорт машины собирали тщательнее, чтобы не посрамить СССР перед капиталистами.
Благодаря низкой цене, советские карьерные самосвалы трудились в ряде стран, начиная от Африки, заканчивая Китаем. Последний, кстати, стал самым крупным партнером из дальнего зарубежья за всю историю БелАЗ.
Модернизации
В 1986 году БелАЗ-540А прошел через очередной рестайлинг. Грузоподъемность модели подняли до 30 тонн. Так как изменений было много, самосвал получил новый индекс – 7522.
Модель оснастили модернизированным двигателем и гидротрансформатором с повышенным коэффициентом полезного действия. За счет ряда усовершенствований, срок эксплуатации БелАЗ-7522 увеличился на 15 %.
В конце 80-х автомобиль в очередной раз модернизировали. Теперь он назывался БелАЗ-7540. Но по факту, это был все тот же карьерный самосвал с индексом 540. Самое главное отличие от предыдущей модели – это новый, более мощный двигатель ЯМЗ-240НМ на 420 л. с.
Герои своего времени. Фото: Youtube.com
Автомобили постоянно дорабатывали, устраняли «детские болезни». Заботились и о комфорте водителей – кабины становились теплее, сиденье – мягче, зеркала – крупнее.
После развала СССР БелАЗ-540, точнее, его усовершенствованную модель 7540, продолжили выпускать. Конечно, производство сократилось в десятки раз, ведь логистические цепочки были нарушены, как и торговые связи.
Последний специфический самосвал серии, с неповторимым угловатым дизайном, был выпущен в 1996 году. На этом история БелАЗ-540 считается завершенной. Хотя, эти машины еще трудятся в некоторых карьерах, благо, производитель обеспечивает их запчастями.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...