БелАЗ-540 – карьерный самосвал, ставший символом Советского Союза за рубежом
5 085

БелАЗ-540 – карьерный самосвал, ставший символом Советского Союза за рубежом

БелАЗ-540 – это знаковый автомобиль. Именно после его появления советские карьерные самосвалы стали известны во всем мире. Дизайн модели задал вектор развития БелАЗ как минимум на ближайшие 60 лет.


История появления


БелАЗ-540 «родился» благодаря энтузиазму конструкторов Белорусского автозавода. Никаких заданий на разработку нового самосвала они не получали – требовалось просто улучшить серийный МАЗ-525. Напомним, что эту модель передали предприятию в 1958 году, так как Минский автомобильный завод специализировался не на карьерных самосвалах.

БелАЗ-540 – карьерный самосвал, ставший символом Советского Союза за рубежомОдин из немногих сохранившихся до наших дней МАЗ-525. Фото: Youtube.com

Главный конструктор БелАЗ, З. Л. Сироткин, был человеком амбициозным. Он не хотел дорабатывать чужую технику, а мечтал, чтобы на предприятии выпускали что-то свое, оригинальное. Поэтому в 1960 году было предложено сделать новый карьерный самосвал, используя наработки МАЗ-525.

Интересно, что над проектом трудились в основном в свободное время, оставаясь после трудового дня и в выходные. А ведь никто это не оплачивал.

Главный конструктор БелАЗ рассудил, что новый карьерный самосвал должен стать знаковым и запоминающимся. Поэтому при его разработке было решено оснастить машину самыми современными новшествами:

✅ Подвесками пневмогидравлического типа
✅ Гидромеханической трансмиссией
✅ Пневматическими тормозами

Внешность автомобиля тоже должна была выделять его на фоне других советских грузовиков. За дизайн БелАЗ-540 следует благодарить В. С. Кобылинского, трудящегося тогда в НАМИ и несколько раз приезжавшего на Белорусский автозавод в командировки.

БелАЗ-540 на работе в карьере. Фото: Youtube.com

Работы над внешностью художник-конструктор закончил за 20 дней. В течении этого времени были готовы все необходимые эскизы и чертежи. В самом начале 1961 года Кобылинский уже сделал модель в пропорциях 1:10 из пластилина.

Получив макет, конструкторы-кузовщики создали на ее основе экземпляр 1:1. Осталось только воплотить автомобиль в металле, то есть, выполнить ходовой прототип. Это стало проблемой – у молодого конструкторского бюро не было специалистов с опытом, да и новый карьерный самосвал оказался моделью, не имеющей аналогов в СССР.

Многие узлы и кузовщину пришлось изготавливать вручную – специальных станков не было. Каждый агрегат приходилось испытывать на стендах, сначала отдельно, потом в связках друг с другом. На этом этапе возникали многочисленные трудности.

Но энтузиазм конструкторов и инженеров дал свои плоды – 14 сентября был изготовлен первый прототип. В этот же день самосвал торжественно выехал из ворот завода. Примерно через месяц автомобиль отправили в Москву. Интересно, что из Жодино в Москву самосвал добирался своим ходом, а это 660 км. Автомобиль доехал без происшествий и прибыл вовремя, вызывая на протяжение всего пути восторг водителей и пешеходов.

Угловатый, но такой родной, советский. Фото: Youtube.com

После показа властям, самосвал оставили возле павильона ВДНХ на пару месяцев. На выставке автомобиль получил диплом первой степени. Потом прототип отправился обратно в Жодино, тоже, кстати, своим ходом.

Считается, что серийный выпуск БелАЗ-540 стартовал в 1965 году. Это не совсем так, скорее, производство началось на несколько лет раньше. Например, в период с 1962 по 1964 годы было собрано около 35 карьерных самосвалов.

Технические особенности


По сравнению с МАЗ-525, БелАЗ-540 стал современным автомобилем. Хотя его грузоподъемность была всего на 2 тонны выше – 27 против 25, по ряду других характеристик, он превосходил своего предшественника:

✅ Снаряженная масса ниже на 3 т.
✅ Скорость 50 км/ч
✅ Легкость управления и уровень комфорта выше за счет применения пневмогидравлических подвесок
✅ Ниже расход топлива

Интересно, что между лонжеронами сварной рамы были установлены ресиверы для пневмооборудования.

Двигатель на БелАЗ-540 устанавливали изначально с индексом Д-12А-375. Этот мотор имеет длинную историю. Он разрабатывался для танков, потом перекочевал на МАЗ-525 и в итоге достался первому БелАЗу, но уже с увеличенной до 375 л. с. мощностью. Рабочий объем силового агрегата – 38, 88 литра. Естественно, что расход топлива внушал уважение – 125 л. на 100 км пробега.

Странное расположение кабины вызывало недоумение у всех, кто видел БелАЗ в первый раз. Фото: Youtube.com

Нельзя сказать, что выбор мотора был удачным. Несмотря на фантастическую тягу, этот агрегат изначально военный, танковый. Отсюда сложная конструкция, огромный расход масла и в целом невысокий ресурс для грузовиков.

Кстати, усовершенствованный БелАЗ-540А, появившийся в 1967 году, получил уже новый двигатель, специально разработанный для подобной техники. Это ЯМЗ-240 с объемом в 22,3 литра при мощности 360 л. с.

На первый взгляд кажется, что внешность автомобиля со странным расположением кабины – это исключительно дизайнерское решение. На самом деле, сделано это для максимального уменьшения длины самосвала при сохранении грузоподъемности. Эта же схема позволила идеально распределить вес по осям.

Известность


Все, кто интересовался грузовыми автомобилями в СССР, до сих пор помнят, как БелАЗ-540 поражал воображение своими размерами. Конечно, по сравнению с современными моделями, он выглядит неказисто, но в середине 60-х это был главный гигант отечественного автомобилестроения.

Даже игрушки тематические делали. Фото: Youtube.com

Самосвал стал настоящей «звездой» Советского Союза. Автомобили демонстрировались на всех специализированных выставках в крупных городах. К БелАЗ-540 водили туристов, позволяя им фотографироваться на фоне гиганта.

Кстати, в фильме «Королева бензоколонки» показали именно такой автомобиль. Так как картина снималась в 1962 году, то машина была опытной – одной из первых. Не обошлось и без «киноляпов». Например, сам факт того, что карьерный самосвал передвигается по дорогам общего пользования – это уже нонсенс.

Мировая востребованность


После появления БелАЗ-540 стало ясно, что новый карьерный самосвал вызвал интерес не только у дружественных стран, но и у капиталистов. Поэтому «Автоэкспорт» начал активно рекламировать автомобили, выпуская красочные буклеты на разных языках.

В советских фильмах эти автомобили мелькали часто. Фото: Youtube.com

Это принесло плоды – советские грузовики покупали даже в Англии. Только за 10 лет там приобрели более 40 автомобилей БелАЗ-540. Естественно, на экспорт машины собирали тщательнее, чтобы не посрамить СССР перед капиталистами.

Благодаря низкой цене, советские карьерные самосвалы трудились в ряде стран, начиная от Африки, заканчивая Китаем. Последний, кстати, стал самым крупным партнером из дальнего зарубежья за всю историю БелАЗ.

Модернизации


В 1986 году БелАЗ-540А прошел через очередной рестайлинг. Грузоподъемность модели подняли до 30 тонн. Так как изменений было много, самосвал получил новый индекс – 7522.

Модель оснастили модернизированным двигателем и гидротрансформатором с повышенным коэффициентом полезного действия. За счет ряда усовершенствований, срок эксплуатации БелАЗ-7522 увеличился на 15 %.

В конце 80-х автомобиль в очередной раз модернизировали. Теперь он назывался БелАЗ-7540. Но по факту, это был все тот же карьерный самосвал с индексом 540. Самое главное отличие от предыдущей модели – это новый, более мощный двигатель ЯМЗ-240НМ на 420 л. с.

Герои своего времени. Фото: Youtube.com

Автомобили постоянно дорабатывали, устраняли «детские болезни». Заботились и о комфорте водителей – кабины становились теплее, сиденье – мягче, зеркала – крупнее.

После развала СССР БелАЗ-540, точнее, его усовершенствованную модель 7540, продолжили выпускать. Конечно, производство сократилось в десятки раз, ведь логистические цепочки были нарушены, как и торговые связи.

Последний специфический самосвал серии, с неповторимым угловатым дизайном, был выпущен в 1996 году. На этом история БелАЗ-540 считается завершенной. Хотя, эти машины еще трудятся в некоторых карьерах, благо, производитель обеспечивает их запчастями.
А вам нравятся грузовики БелАЗ?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Меняем покрышки сами с помощью веревки

Меняем покрышки сами с помощью веревки

Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...