БелАЗ-540 – карьерный самосвал, ставший символом Советского Союза за рубежом
БелАЗ-540 – это знаковый автомобиль. Именно после его появления советские карьерные самосвалы стали известны во всем мире. Дизайн модели задал вектор развития БелАЗ как минимум на ближайшие 60 лет.
БелАЗ-540 «родился» благодаря энтузиазму конструкторов Белорусского автозавода. Никаких заданий на разработку нового самосвала они не получали – требовалось просто улучшить серийный МАЗ-525. Напомним, что эту модель передали предприятию в 1958 году, так как Минский автомобильный завод специализировался не на карьерных самосвалах.
Главный конструктор БелАЗ, З. Л. Сироткин, был человеком амбициозным. Он не хотел дорабатывать чужую технику, а мечтал, чтобы на предприятии выпускали что-то свое, оригинальное. Поэтому в 1960 году было предложено сделать новый карьерный самосвал, используя наработки МАЗ-525.
Главный конструктор БелАЗ рассудил, что новый карьерный самосвал должен стать знаковым и запоминающимся. Поэтому при его разработке было решено оснастить машину самыми современными новшествами:
✅ Подвесками пневмогидравлического типа
✅ Гидромеханической трансмиссией
✅ Пневматическими тормозами
Внешность автомобиля тоже должна была выделять его на фоне других советских грузовиков. За дизайн БелАЗ-540 следует благодарить В. С. Кобылинского, трудящегося тогда в НАМИ и несколько раз приезжавшего на Белорусский автозавод в командировки.
Работы над внешностью художник-конструктор закончил за 20 дней. В течении этого времени были готовы все необходимые эскизы и чертежи. В самом начале 1961 года Кобылинский уже сделал модель в пропорциях 1:10 из пластилина.
Получив макет, конструкторы-кузовщики создали на ее основе экземпляр 1:1. Осталось только воплотить автомобиль в металле, то есть, выполнить ходовой прототип. Это стало проблемой – у молодого конструкторского бюро не было специалистов с опытом, да и новый карьерный самосвал оказался моделью, не имеющей аналогов в СССР.
Но энтузиазм конструкторов и инженеров дал свои плоды – 14 сентября был изготовлен первый прототип. В этот же день самосвал торжественно выехал из ворот завода. Примерно через месяц автомобиль отправили в Москву. Интересно, что из Жодино в Москву самосвал добирался своим ходом, а это 660 км. Автомобиль доехал без происшествий и прибыл вовремя, вызывая на протяжение всего пути восторг водителей и пешеходов.
После показа властям, самосвал оставили возле павильона ВДНХ на пару месяцев. На выставке автомобиль получил диплом первой степени. Потом прототип отправился обратно в Жодино, тоже, кстати, своим ходом.
Считается, что серийный выпуск БелАЗ-540 стартовал в 1965 году. Это не совсем так, скорее, производство началось на несколько лет раньше. Например, в период с 1962 по 1964 годы было собрано около 35 карьерных самосвалов.
По сравнению с МАЗ-525, БелАЗ-540 стал современным автомобилем. Хотя его грузоподъемность была всего на 2 тонны выше – 27 против 25, по ряду других характеристик, он превосходил своего предшественника:
✅ Снаряженная масса ниже на 3 т.
✅ Скорость 50 км/ч
✅ Легкость управления и уровень комфорта выше за счет применения пневмогидравлических подвесок
✅ Ниже расход топлива
Интересно, что между лонжеронами сварной рамы были установлены ресиверы для пневмооборудования.
Двигатель на БелАЗ-540 устанавливали изначально с индексом Д-12А-375. Этот мотор имеет длинную историю. Он разрабатывался для танков, потом перекочевал на МАЗ-525 и в итоге достался первому БелАЗу, но уже с увеличенной до 375 л. с. мощностью. Рабочий объем силового агрегата – 38, 88 литра. Естественно, что расход топлива внушал уважение – 125 л. на 100 км пробега.
Нельзя сказать, что выбор мотора был удачным. Несмотря на фантастическую тягу, этот агрегат изначально военный, танковый. Отсюда сложная конструкция, огромный расход масла и в целом невысокий ресурс для грузовиков.
Кстати, усовершенствованный БелАЗ-540А, появившийся в 1967 году, получил уже новый двигатель, специально разработанный для подобной техники. Это ЯМЗ-240 с объемом в 22,3 литра при мощности 360 л. с.
На первый взгляд кажется, что внешность автомобиля со странным расположением кабины – это исключительно дизайнерское решение. На самом деле, сделано это для максимального уменьшения длины самосвала при сохранении грузоподъемности. Эта же схема позволила идеально распределить вес по осям.
Все, кто интересовался грузовыми автомобилями в СССР, до сих пор помнят, как БелАЗ-540 поражал воображение своими размерами. Конечно, по сравнению с современными моделями, он выглядит неказисто, но в середине 60-х это был главный гигант отечественного автомобилестроения.
Самосвал стал настоящей «звездой» Советского Союза. Автомобили демонстрировались на всех специализированных выставках в крупных городах. К БелАЗ-540 водили туристов, позволяя им фотографироваться на фоне гиганта.
Кстати, в фильме «Королева бензоколонки» показали именно такой автомобиль. Так как картина снималась в 1962 году, то машина была опытной – одной из первых. Не обошлось и без «киноляпов». Например, сам факт того, что карьерный самосвал передвигается по дорогам общего пользования – это уже нонсенс.
После появления БелАЗ-540 стало ясно, что новый карьерный самосвал вызвал интерес не только у дружественных стран, но и у капиталистов. Поэтому «Автоэкспорт» начал активно рекламировать автомобили, выпуская красочные буклеты на разных языках.
Это принесло плоды – советские грузовики покупали даже в Англии. Только за 10 лет там приобрели более 40 автомобилей БелАЗ-540. Естественно, на экспорт машины собирали тщательнее, чтобы не посрамить СССР перед капиталистами.
Благодаря низкой цене, советские карьерные самосвалы трудились в ряде стран, начиная от Африки, заканчивая Китаем. Последний, кстати, стал самым крупным партнером из дальнего зарубежья за всю историю БелАЗ.
В 1986 году БелАЗ-540А прошел через очередной рестайлинг. Грузоподъемность модели подняли до 30 тонн. Так как изменений было много, самосвал получил новый индекс – 7522.
В конце 80-х автомобиль в очередной раз модернизировали. Теперь он назывался БелАЗ-7540. Но по факту, это был все тот же карьерный самосвал с индексом 540. Самое главное отличие от предыдущей модели – это новый, более мощный двигатель ЯМЗ-240НМ на 420 л. с.
Автомобили постоянно дорабатывали, устраняли «детские болезни». Заботились и о комфорте водителей – кабины становились теплее, сиденье – мягче, зеркала – крупнее.
После развала СССР БелАЗ-540, точнее, его усовершенствованную модель 7540, продолжили выпускать. Конечно, производство сократилось в десятки раз, ведь логистические цепочки были нарушены, как и торговые связи.
Последний специфический самосвал серии, с неповторимым угловатым дизайном, был выпущен в 1996 году. На этом история БелАЗ-540 считается завершенной. Хотя, эти машины еще трудятся в некоторых карьерах, благо, производитель обеспечивает их запчастями.
История появления
БелАЗ-540 «родился» благодаря энтузиазму конструкторов Белорусского автозавода. Никаких заданий на разработку нового самосвала они не получали – требовалось просто улучшить серийный МАЗ-525. Напомним, что эту модель передали предприятию в 1958 году, так как Минский автомобильный завод специализировался не на карьерных самосвалах.
Один из немногих сохранившихся до наших дней МАЗ-525. Фото: Youtube.com
Главный конструктор БелАЗ, З. Л. Сироткин, был человеком амбициозным. Он не хотел дорабатывать чужую технику, а мечтал, чтобы на предприятии выпускали что-то свое, оригинальное. Поэтому в 1960 году было предложено сделать новый карьерный самосвал, используя наработки МАЗ-525.
Интересно, что над проектом трудились в основном в свободное время, оставаясь после трудового дня и в выходные. А ведь никто это не оплачивал.
Главный конструктор БелАЗ рассудил, что новый карьерный самосвал должен стать знаковым и запоминающимся. Поэтому при его разработке было решено оснастить машину самыми современными новшествами:
✅ Подвесками пневмогидравлического типа
✅ Гидромеханической трансмиссией
✅ Пневматическими тормозами
Внешность автомобиля тоже должна была выделять его на фоне других советских грузовиков. За дизайн БелАЗ-540 следует благодарить В. С. Кобылинского, трудящегося тогда в НАМИ и несколько раз приезжавшего на Белорусский автозавод в командировки.
БелАЗ-540 на работе в карьере. Фото: Youtube.com
Работы над внешностью художник-конструктор закончил за 20 дней. В течении этого времени были готовы все необходимые эскизы и чертежи. В самом начале 1961 года Кобылинский уже сделал модель в пропорциях 1:10 из пластилина.
Получив макет, конструкторы-кузовщики создали на ее основе экземпляр 1:1. Осталось только воплотить автомобиль в металле, то есть, выполнить ходовой прототип. Это стало проблемой – у молодого конструкторского бюро не было специалистов с опытом, да и новый карьерный самосвал оказался моделью, не имеющей аналогов в СССР.
Многие узлы и кузовщину пришлось изготавливать вручную – специальных станков не было. Каждый агрегат приходилось испытывать на стендах, сначала отдельно, потом в связках друг с другом. На этом этапе возникали многочисленные трудности.
Но энтузиазм конструкторов и инженеров дал свои плоды – 14 сентября был изготовлен первый прототип. В этот же день самосвал торжественно выехал из ворот завода. Примерно через месяц автомобиль отправили в Москву. Интересно, что из Жодино в Москву самосвал добирался своим ходом, а это 660 км. Автомобиль доехал без происшествий и прибыл вовремя, вызывая на протяжение всего пути восторг водителей и пешеходов.
Угловатый, но такой родной, советский. Фото: Youtube.com
После показа властям, самосвал оставили возле павильона ВДНХ на пару месяцев. На выставке автомобиль получил диплом первой степени. Потом прототип отправился обратно в Жодино, тоже, кстати, своим ходом.
Считается, что серийный выпуск БелАЗ-540 стартовал в 1965 году. Это не совсем так, скорее, производство началось на несколько лет раньше. Например, в период с 1962 по 1964 годы было собрано около 35 карьерных самосвалов.
Технические особенности
По сравнению с МАЗ-525, БелАЗ-540 стал современным автомобилем. Хотя его грузоподъемность была всего на 2 тонны выше – 27 против 25, по ряду других характеристик, он превосходил своего предшественника:
✅ Снаряженная масса ниже на 3 т.
✅ Скорость 50 км/ч
✅ Легкость управления и уровень комфорта выше за счет применения пневмогидравлических подвесок
✅ Ниже расход топлива
Интересно, что между лонжеронами сварной рамы были установлены ресиверы для пневмооборудования.
Двигатель на БелАЗ-540 устанавливали изначально с индексом Д-12А-375. Этот мотор имеет длинную историю. Он разрабатывался для танков, потом перекочевал на МАЗ-525 и в итоге достался первому БелАЗу, но уже с увеличенной до 375 л. с. мощностью. Рабочий объем силового агрегата – 38, 88 литра. Естественно, что расход топлива внушал уважение – 125 л. на 100 км пробега.
Странное расположение кабины вызывало недоумение у всех, кто видел БелАЗ в первый раз. Фото: Youtube.com
Нельзя сказать, что выбор мотора был удачным. Несмотря на фантастическую тягу, этот агрегат изначально военный, танковый. Отсюда сложная конструкция, огромный расход масла и в целом невысокий ресурс для грузовиков.
Кстати, усовершенствованный БелАЗ-540А, появившийся в 1967 году, получил уже новый двигатель, специально разработанный для подобной техники. Это ЯМЗ-240 с объемом в 22,3 литра при мощности 360 л. с.
На первый взгляд кажется, что внешность автомобиля со странным расположением кабины – это исключительно дизайнерское решение. На самом деле, сделано это для максимального уменьшения длины самосвала при сохранении грузоподъемности. Эта же схема позволила идеально распределить вес по осям.
Известность
Все, кто интересовался грузовыми автомобилями в СССР, до сих пор помнят, как БелАЗ-540 поражал воображение своими размерами. Конечно, по сравнению с современными моделями, он выглядит неказисто, но в середине 60-х это был главный гигант отечественного автомобилестроения.
Даже игрушки тематические делали. Фото: Youtube.com
Самосвал стал настоящей «звездой» Советского Союза. Автомобили демонстрировались на всех специализированных выставках в крупных городах. К БелАЗ-540 водили туристов, позволяя им фотографироваться на фоне гиганта.
Кстати, в фильме «Королева бензоколонки» показали именно такой автомобиль. Так как картина снималась в 1962 году, то машина была опытной – одной из первых. Не обошлось и без «киноляпов». Например, сам факт того, что карьерный самосвал передвигается по дорогам общего пользования – это уже нонсенс.
Мировая востребованность
После появления БелАЗ-540 стало ясно, что новый карьерный самосвал вызвал интерес не только у дружественных стран, но и у капиталистов. Поэтому «Автоэкспорт» начал активно рекламировать автомобили, выпуская красочные буклеты на разных языках.
В советских фильмах эти автомобили мелькали часто. Фото: Youtube.com
Это принесло плоды – советские грузовики покупали даже в Англии. Только за 10 лет там приобрели более 40 автомобилей БелАЗ-540. Естественно, на экспорт машины собирали тщательнее, чтобы не посрамить СССР перед капиталистами.
Благодаря низкой цене, советские карьерные самосвалы трудились в ряде стран, начиная от Африки, заканчивая Китаем. Последний, кстати, стал самым крупным партнером из дальнего зарубежья за всю историю БелАЗ.
Модернизации
В 1986 году БелАЗ-540А прошел через очередной рестайлинг. Грузоподъемность модели подняли до 30 тонн. Так как изменений было много, самосвал получил новый индекс – 7522.
Модель оснастили модернизированным двигателем и гидротрансформатором с повышенным коэффициентом полезного действия. За счет ряда усовершенствований, срок эксплуатации БелАЗ-7522 увеличился на 15 %.
В конце 80-х автомобиль в очередной раз модернизировали. Теперь он назывался БелАЗ-7540. Но по факту, это был все тот же карьерный самосвал с индексом 540. Самое главное отличие от предыдущей модели – это новый, более мощный двигатель ЯМЗ-240НМ на 420 л. с.
Герои своего времени. Фото: Youtube.com
Автомобили постоянно дорабатывали, устраняли «детские болезни». Заботились и о комфорте водителей – кабины становились теплее, сиденье – мягче, зеркала – крупнее.
После развала СССР БелАЗ-540, точнее, его усовершенствованную модель 7540, продолжили выпускать. Конечно, производство сократилось в десятки раз, ведь логистические цепочки были нарушены, как и торговые связи.
Последний специфический самосвал серии, с неповторимым угловатым дизайном, был выпущен в 1996 году. На этом история БелАЗ-540 считается завершенной. Хотя, эти машины еще трудятся в некоторых карьерах, благо, производитель обеспечивает их запчастями.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Boeing 787: Dreamliner покупают во всем мире, кроме России
К началу апреля 2024 года выпущено 1123 самолета этой марки. Начиная с момента эксплуатации в 2011-м, зафиксировано только одно происшествие с самолетом, да и...
Как в Китае плавают над горами
Корабль, который плывет на высоте несколько километров над уровнем моря – противоестественное зрелище. Тем не менее такое существует. В Китае, где много...
Идеальные посадки Ту-204 – самолет хорош, да и пилоты не подкачали
Ту-204 – это один из красивейших авиалайнеров современности. Появился он еще в Советском Союзе, ближе к концу 80-х годов. Новый самолет должен был стать...
Тутаевский завод наладил серийное производство новейших дизельных двигателей
Они базируются на серии 8481, но имеют серьезные конструктивные изменения. Старшая модель будет оборудована отечественным Common Rail, улучшенным редуктором и...
В Калуге наладят производство конкурента Lada Largus
Peugeot Partner может составить конкуренцию «Ларгусу». Продажи ожидаются в этом году....
Dacia объявила цены на кроссовер Bigster – такой задумывалась новая «Нива»
До 2022 года АВТОВАЗ планировал выпустить «Ниву» второго поколения. И это должна была быть именно перелицованная Dacia Bigster....
Экспорт авиационных комплектующих из России в США значительно подрос
Подтверждением тому служат данные из отчета американской таможни. О том, какие детали пользуются наибольшим спросом читайте в нашем материале....
Почему «кей-кары» могут быть востребованы в России
Ответ прост. Это современные и экономичные автомобили за 1 млн рублей....
Boom Supersonic XB-1 из углепластика вплотную приблизился к сверхзвуку – замене Ту-144 быть
Пока это только демонстратор, но производитель уверен – за ним будущее авиации. Boom Supersonic XB-1 совершил уже одиннадцатый полет....
Fokker 100: стремительный «взлет» и быстрая «посадка»
Создание самолета попало в точку: такие были очень нужны на линиях средней протяженности. Но удача не долго сопутствовала добротной машине....
Как «КАМАЗ» делает новые дизели
КАМАЗ-910 – перспективный российский дизель для грузовых автомобилей, начало производства которого стало важным этапом в развитии отечественного...
Судостроительную сферу России ждут серьезные изменения в новой «пятилетке»
Речь идет о тотальной локализации производства, а также наращивании объемов выпускаемой продукции. План называет конкретные цифры, к которым нужно прийти к...
Уникальный электробус МАЗ-271Е начал перевозить пассажиров
Это тестовая эксплуатация техники в реальном режиме. Таких моделей, как МАЗ-271Е, никто в ЕАЭС больше не выпускает....
Tecnam P2006T: самый легкий в мире двухмоторник выпускают и сегодня
Небольшой самолет от малоизвестной итальянской компании сумел стать востребованным: удачная конструкция, хорошие летные параметры позволяют его выпускать до...
Революция в мире электромоторов – новые модели-колеса выдают мощность до 857 л. с.
И это только одно колесо, весящее 40 кг. А у автомобиля таких может быть два или четыре....
Деревянный поезд в джунглях Эквадора
На фото – не самоделка и не плод творений экстремала, собравшегося попутешествовать в джунглях. Перед вами – «обычный» (так считают местные жители) поезд,...