
Лямбда-зонд: нужен ли, и прочие вопросы по кислородному датчику
Подсчитать точно общее количество автомобилей на ДВС в планетарном масштабе не берется ни одно статистическое агентство. Слишком разнятся правила регистрации, и многие машины остаются неучтенными. Но всплывает приблизительная цифра в 1,2 млрд единиц, из которых парк легковых автомобилей составляет 95 %.
Экологи в своих подсчетах оказались более дотошными. Они взяли одну среднестатистическую легковушку и доказали, что за год она выбрасывает в атмосферу 135 кг окиси углерода, не говоря уже о 25 кг окислов азота, углеводородах, бензпирене, двуокиси серы, твердых частицах. Именно выводы ученых вынудили производителей устанавливать в авто особые датчики кислорода (ДК).
Колеса транспортного средства вращает коленвал, который получает энергию от горения топлива в цилиндрах мотора. Однако чистый бензин в камерах сгорания не воспламенится, двигая поршни: для процесса необходим кислород. Он берется из окружающего воздуха и образует топливовоздушную смесь (ТВС).
Последняя для эффективной работы ДВС должна иметь строгое объемное соотношение кислорода и топлива. Оптимальная пропорция давно высчитана и составляет 14,7 частей воздуха на 1 часть горючего: такая смесь называется стехиометрической.
Лямбда-зонды, стоящие на страже экологии Фото: YouTube.com
Тут мы подошли к понятию «коэффициент избытка воздуха в ТВС». Этот параметр обозначается греческой буквой λ (или привычнее – L), которая читается как «лямбда». Отсюда и название датчика – лямбда-зонд (ЛЗ). Когда соотношение воздуха к топливу правильное (14,7:1), лямбда равна единице – это идеал, к которому стремятся в автомобилестроении. То есть при λ=1 топливо в камерах сгорает полностью, значит, через выпускной тракт выбрасывается минимум вредных веществ.
Сокращает тяжелые выбросы, однако, не сам датчик, а каталитический нейтрализатор, интегрированный в систему выхлопа авто. В катализаторе происходит догорание тех самых избытков воздуха, которые не полностью сгорели в цилиндрах двигателя.
Но нейтрализатор не может правильно функционировать и «умрет» без постоянного контроля топливовоздушной смеси. Как раз эту задачу выполняет датчик концентрации кислорода – лямбда-зонд. «Окно» работы кислородного контроллера, и, следовательно, каталитического нейтрализатора, очень узкое – λ=1±0,01.
Размер лямбда-зонда 5-7 см Фото: YouTube.com
Как всякий сенсор, ЛЗ в режиме реального времени посылает в ЭБУ двигателем сигналы о состоянии топливной смеси, а точнее, о процентном содержании молекул кислорода в выхлопах (в норме – 0,1-0,3 %). Электронный «мозг», проанализировав данные, корректирует структуру ТВС, угол опережения зажигания и подает в камеры сгорания сбалансированную горючую смесь.
Из сказанного следует, что воздушные датчики могут стоять только на авто с электронным (дискретным) впрыском топлива: владельцам карбюраторных моторов о лямбда-зондах беспокоиться не стоит. А собственники инжекторных двигателей должны хотя бы на базовом уровне изучить тему, ведь в определенное время им предстоит менять элементы. Часто водители делают это собственными руками, благо процедура несложная.
В физическом выражении деталь выглядит как цилиндр размером 5-7 см. Со штатным местом ЛЗ соединяется проводами. В основу работы элемента положен электрохимический принцип, который мы рассмотрим.
Лямбда-зонд вставляется в штатный разъем Фото: YouTube.com
Есть твердый электролит из диоксида циркония (или другого материала), заключенный между двумя электродами с пористым платиновым напылением. Когда электролит нагревается в результате движения атмосферного воздуха и отработавших газов, между электродами возникает разность потенциалов. Причем, напряжение на электродах сенсора зависит от количества несгоревшего кислорода в выхлопных газах. Учитывая, что циркониевый электролит приобретает проводимость только при разогреве до 300-400°С, измерять остаточный кислород на холодную бессмысленно.
Место дислокации ЛЗ рассмотрим на примере автомобиля «Лада Веста». Как правило, в выпускном коллекторе авто с 2-литровым силовым агрегатом работают два датчика кислорода:
✅ Управляющий (верхний) датчик. Расположен под капотом, в верхней части выпускного коллектора, прилегающего к двигателю. Деталь ввернута в резьбовое отверстие перед катализатором
✅ Диагностический (нижний) контроллер. Находится под днищем. Обнаружить его можно на нижнем фланце выпускного тракта, то есть после катализатора. Собственно, диагностический сенсор «докладывает» ЭБУ о состоянии катализатора
Расположение лямбда-зонда в выпускном тракте Фото: YouTube.com
В двигателях с моторами более 2 л устанавливают по 4 датчика на тех же местах, но попарно – слева и справа.
Сначала поговорим о причинах выхода из строя ЛЗ. Самые распространенные:
✅ Разгерметизация выпускного тракта
✅ Естественный износ или механические повреждения элемента
✅ Замыкание в электропроводке авто
✅ Некачественные присадки к топливу
✅ Неотрегулированное зажигание
✅ Слишком богатая или бедная ТВС
Датчик дает сбои постепенно. На первом этапе дестабилизируются обороты холостого хода. Далее следует потеря мощности, двигатель плохо реагирует на педаль акселератора, повышается расход топлива. Кроме того, автомобиль начинает дергаться, из-под капота слышатся хлопки и, наконец, загорается чек двигателя Check Engine: все говорит о необходимости замены запчасти.
Поломка или износ ЛЗ с последующей заменой элемента происходят на 60-130 тыс. км пробега. Срок зависит от запыленности и температуры окружающей среды, качества горючего, манеры вождения и ряда других обстоятельств.
Недостатка в лямбда-зондах на рынке нет Фото: YouTube.com
Озаботившись проблемой выбора запчасти, рассмотрите следующие варианты, подходящие «Ладе Веста»:
✅ BOSCH 226A41771RF. Продукция компании «Бош» не нуждается в представлении. Товары, среди которых датчики концентрации кислорода, известны в 150 странах мира. Оригинальный продукт отличают по наклейке KeySecure System, которую можно считать телефоном через специальное приложение. Цена – от 2 500 руб.
✅ DENSO DOX0109. Автокомпоненты бренда входят в десятку лучших в мире: 90 % авто имеют хотя бы одну деталь, изготовленную на заводах компании DENSO. Датчик с каталожным номером DOX0109 позиционируется производителем как универсальный: для соединения с оригинальным разъемом в комплекте идет коннектор. Стоимость – свыше 3 тыс. руб.
✅ NGK0044. Универсальные детали известного производителя отличает правильная геометрия электродов, качество резьбы, хорошая посадка уплотнителя. Электроприборы компании NGK идут на автозаводы для первичной комплектации. На ценнике суммы пугающие – до 8 800 руб.
Также контроллеры с высоким сроком службы предлагает чешская фирма Profit. Цены умеренные – от 1 300 руб.
Можно. Но нужно ли? На этом вопросе как раз и сталкиваются два мнения условных оппонентов: гаражного «Дяди Васи» и «Дипломированного Автомеханика».
Первый будет «резать к чертовой матери, не дожидаясь перитонита», причем сделает это в своем гараже. А горящий Check Engine погасит в чип-ателье, где обещают «приятные бонусы» в виде увеличения мощности, улучшения тяги на низах, сокращения расхода топлива и масла. Это в лучшем случае, в худшем – банально откинет питание от надоевшей лампочки. Экология гаражного мастера не волнует.
Лямбда-зонд вставляют в «обманку» Фото: YouTube.com
Ученого человека – «Дипломированного Автомеханика» – возмутит противозаконное выбивание «начинки» катализатора или полное удаление запчасти вместе с нижней лямбдой. Специалист подсчитал, что, во-первых, затрат не избежать: на место удаленной детали нужно ставить пламегаситель (хотя многие автовладельцы этот момент игнорируют), а затем еще грамотно «обмануть» электронику. Во-вторых, сокращению расхода масла и топлива должны сопутствовать удачные обстоятельства. Поэтому уменьшение, если оно и наблюдается, чаще всего составляет жалкие 3 %.
«Приятные бонусы», уверяет законопослушный автомеханик, стопроцентно оборачиваются повышенным шумом из-под капота и неприятными запахами в салоне. Еще аргументы – экология и законодательство. Если закрывать на то и другое глаза, в итоге выйдет себе дороже. Если не вам, то будущим поколениям точно.
Экологи в своих подсчетах оказались более дотошными. Они взяли одну среднестатистическую легковушку и доказали, что за год она выбрасывает в атмосферу 135 кг окиси углерода, не говоря уже о 25 кг окислов азота, углеводородах, бензпирене, двуокиси серы, твердых частицах. Именно выводы ученых вынудили производителей устанавливать в авто особые датчики кислорода (ДК).
Задача лямбда-зонда
Колеса транспортного средства вращает коленвал, который получает энергию от горения топлива в цилиндрах мотора. Однако чистый бензин в камерах сгорания не воспламенится, двигая поршни: для процесса необходим кислород. Он берется из окружающего воздуха и образует топливовоздушную смесь (ТВС).
Последняя для эффективной работы ДВС должна иметь строгое объемное соотношение кислорода и топлива. Оптимальная пропорция давно высчитана и составляет 14,7 частей воздуха на 1 часть горючего: такая смесь называется стехиометрической.

Тут мы подошли к понятию «коэффициент избытка воздуха в ТВС». Этот параметр обозначается греческой буквой λ (или привычнее – L), которая читается как «лямбда». Отсюда и название датчика – лямбда-зонд (ЛЗ). Когда соотношение воздуха к топливу правильное (14,7:1), лямбда равна единице – это идеал, к которому стремятся в автомобилестроении. То есть при λ=1 топливо в камерах сгорает полностью, значит, через выпускной тракт выбрасывается минимум вредных веществ.
Сокращает тяжелые выбросы, однако, не сам датчик, а каталитический нейтрализатор, интегрированный в систему выхлопа авто. В катализаторе происходит догорание тех самых избытков воздуха, которые не полностью сгорели в цилиндрах двигателя.
Но нейтрализатор не может правильно функционировать и «умрет» без постоянного контроля топливовоздушной смеси. Как раз эту задачу выполняет датчик концентрации кислорода – лямбда-зонд. «Окно» работы кислородного контроллера, и, следовательно, каталитического нейтрализатора, очень узкое – λ=1±0,01.

Как всякий сенсор, ЛЗ в режиме реального времени посылает в ЭБУ двигателем сигналы о состоянии топливной смеси, а точнее, о процентном содержании молекул кислорода в выхлопах (в норме – 0,1-0,3 %). Электронный «мозг», проанализировав данные, корректирует структуру ТВС, угол опережения зажигания и подает в камеры сгорания сбалансированную горючую смесь.
Из сказанного следует, что воздушные датчики могут стоять только на авто с электронным (дискретным) впрыском топлива: владельцам карбюраторных моторов о лямбда-зондах беспокоиться не стоит. А собственники инжекторных двигателей должны хотя бы на базовом уровне изучить тему, ведь в определенное время им предстоит менять элементы. Часто водители делают это собственными руками, благо процедура несложная.
Как работает лямбда-зонд
В физическом выражении деталь выглядит как цилиндр размером 5-7 см. Со штатным местом ЛЗ соединяется проводами. В основу работы элемента положен электрохимический принцип, который мы рассмотрим.

Есть твердый электролит из диоксида циркония (или другого материала), заключенный между двумя электродами с пористым платиновым напылением. Когда электролит нагревается в результате движения атмосферного воздуха и отработавших газов, между электродами возникает разность потенциалов. Причем, напряжение на электродах сенсора зависит от количества несгоревшего кислорода в выхлопных газах. Учитывая, что циркониевый электролит приобретает проводимость только при разогреве до 300-400°С, измерять остаточный кислород на холодную бессмысленно.
Где находится ДК
Место дислокации ЛЗ рассмотрим на примере автомобиля «Лада Веста». Как правило, в выпускном коллекторе авто с 2-литровым силовым агрегатом работают два датчика кислорода:
✅ Управляющий (верхний) датчик. Расположен под капотом, в верхней части выпускного коллектора, прилегающего к двигателю. Деталь ввернута в резьбовое отверстие перед катализатором
✅ Диагностический (нижний) контроллер. Находится под днищем. Обнаружить его можно на нижнем фланце выпускного тракта, то есть после катализатора. Собственно, диагностический сенсор «докладывает» ЭБУ о состоянии катализатора

В двигателях с моторами более 2 л устанавливают по 4 датчика на тех же местах, но попарно – слева и справа.
Признаки и последствия неисправности лямбда-зонта
Сначала поговорим о причинах выхода из строя ЛЗ. Самые распространенные:
✅ Разгерметизация выпускного тракта
✅ Естественный износ или механические повреждения элемента
✅ Замыкание в электропроводке авто
✅ Некачественные присадки к топливу
✅ Неотрегулированное зажигание
✅ Слишком богатая или бедная ТВС
Датчик дает сбои постепенно. На первом этапе дестабилизируются обороты холостого хода. Далее следует потеря мощности, двигатель плохо реагирует на педаль акселератора, повышается расход топлива. Кроме того, автомобиль начинает дергаться, из-под капота слышатся хлопки и, наконец, загорается чек двигателя Check Engine: все говорит о необходимости замены запчасти.
Какой лямбда-зонд выбрать
Поломка или износ ЛЗ с последующей заменой элемента происходят на 60-130 тыс. км пробега. Срок зависит от запыленности и температуры окружающей среды, качества горючего, манеры вождения и ряда других обстоятельств.

Озаботившись проблемой выбора запчасти, рассмотрите следующие варианты, подходящие «Ладе Веста»:
✅ BOSCH 226A41771RF. Продукция компании «Бош» не нуждается в представлении. Товары, среди которых датчики концентрации кислорода, известны в 150 странах мира. Оригинальный продукт отличают по наклейке KeySecure System, которую можно считать телефоном через специальное приложение. Цена – от 2 500 руб.
✅ DENSO DOX0109. Автокомпоненты бренда входят в десятку лучших в мире: 90 % авто имеют хотя бы одну деталь, изготовленную на заводах компании DENSO. Датчик с каталожным номером DOX0109 позиционируется производителем как универсальный: для соединения с оригинальным разъемом в комплекте идет коннектор. Стоимость – свыше 3 тыс. руб.
✅ NGK0044. Универсальные детали известного производителя отличает правильная геометрия электродов, качество резьбы, хорошая посадка уплотнителя. Электроприборы компании NGK идут на автозаводы для первичной комплектации. На ценнике суммы пугающие – до 8 800 руб.
Также контроллеры с высоким сроком службы предлагает чешская фирма Profit. Цены умеренные – от 1 300 руб.
Можно ли отключить лямбда-зонд?
Можно. Но нужно ли? На этом вопросе как раз и сталкиваются два мнения условных оппонентов: гаражного «Дяди Васи» и «Дипломированного Автомеханика».
Первый будет «резать к чертовой матери, не дожидаясь перитонита», причем сделает это в своем гараже. А горящий Check Engine погасит в чип-ателье, где обещают «приятные бонусы» в виде увеличения мощности, улучшения тяги на низах, сокращения расхода топлива и масла. Это в лучшем случае, в худшем – банально откинет питание от надоевшей лампочки. Экология гаражного мастера не волнует.

Ученого человека – «Дипломированного Автомеханика» – возмутит противозаконное выбивание «начинки» катализатора или полное удаление запчасти вместе с нижней лямбдой. Специалист подсчитал, что, во-первых, затрат не избежать: на место удаленной детали нужно ставить пламегаситель (хотя многие автовладельцы этот момент игнорируют), а затем еще грамотно «обмануть» электронику. Во-вторых, сокращению расхода масла и топлива должны сопутствовать удачные обстоятельства. Поэтому уменьшение, если оно и наблюдается, чаще всего составляет жалкие 3 %.
«Приятные бонусы», уверяет законопослушный автомеханик, стопроцентно оборачиваются повышенным шумом из-под капота и неприятными запахами в салоне. Еще аргументы – экология и законодательство. Если закрывать на то и другое глаза, в итоге выйдет себе дороже. Если не вам, то будущим поколениям точно.
- Timofey
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Испытания нового Тутаевского двигателя завершились, впереди массовый выпуск
Мотор полгода тестировали в составе крупного бульдозера в сложных условиях Тюменской области. Как двигатель справился с поставленными задачами, узнайте из...

АН-2 с девятью двигателями – взлет всего за 7 секунд
Когда речь заходит о самолетах с вертикальным взлетом, на ум чаще всего приходят громоздкие военные машины или футуристические дроны. Но однажды на МАКС-2021...

Ту-154 в небе – еще много желающих полетать на советском реактивном авиалайнере
Можно часто встретить мнение, что советский самолет Ту-154 является самым опасным среди серийных авиалайнеров. Говорят, что даже пилоты боялись летать на нем,...

Сразу три американских автомобильных бренда откроют свои представительства в России
Речь о Ford, Chevrolet и Tesla. Причем первые двое даже не планируют поставки гибридных и электрических моделей — только ДВС!...

Верный курс – ЛиАЗ отказался от китайских двигателей в пользу российских
Наши моторы обходятся дешевле, да и проблем с поставками быть не должно. Какую силовую установку выбрали на замену китайской – читайте в нашем материале....

SpaceX придется подвинуться: главный конкурент прошел сертификацию
Ракета Vulcan Centaur устранила зависимость США от российских двигателей. Она сможет выводить нагрузку на любые орбиты....

Французы представили пассажирский самолет нового поколения
Техника получила комбинированную силовую установку и обещает запас хода более чем в 2000 км. И все это с нулевым уровнем выбросов. Подробнее о характеристиках...

Под Челябинском построят флагман российского тормозного машиностроения
Будут собирать тормозные диски и суппорты. Не исключено, что и для экспорта запчастей....

Символичное событие – третий Ил-114-300 подняли в небо
Дебютный полет провели в честь памятной даты, которая касается как самого ПАО «Ил», так и всей авиации России. Директор компании также поделился статусом...

Бывший завод VW в Калуге недорого распродает двигатели и АКПП – мнение водителей
Это полностью новые агрегаты, оставшиеся на складах. Цены ниже рыночных в разы, но есть нюансы....

Настоящая «дорога жизни»: в Николаевск-на-Амуре по деревянным мостам и грязи
Трассу постепенно реконструируют, но она по-прежнему очень опасна для водителей и пассажиров...

Запуск ракеты-носителя Spectrum завершился взрывом в прямом эфире
Конкуренция с Flacon 9 откладывается на потом. Инцидент запечатлели в прямой трансляции....

Успешно завершены тесты двигателя для тяжелой ракеты «Ангара-А5М»
Российская школа двигателестроения в очередной раз показала свои возможности. Поставки начнутся в ближайшие месяцы....

Новейший КАМАЗ 6х6 испытывают на крупнейшем газовом месторождении России
Тестирования машины займут месяц. Итоги прохождения предопределят дальнейшую «судьбу» модели и, в особенности, ее серийного производства....

Почти собран современный и импортозамещенный Ан-2 «Кукурузник» – ТР-301/117
Этот самолет оснащается двигателем от Ми-8. Он окажется в три раза дешевле зарубежных аналогов....

В США создали первого в мире робота, который работает без электричества
Все, что ему нужно – сжатый газ. Никакая радиация и прочие факторы на него не влияют....