Лямбда-зонд: нужен ли, и прочие вопросы по кислородному датчику
Подсчитать точно общее количество автомобилей на ДВС в планетарном масштабе не берется ни одно статистическое агентство. Слишком разнятся правила регистрации, и многие машины остаются неучтенными. Но всплывает приблизительная цифра в 1,2 млрд единиц, из которых парк легковых автомобилей составляет 95 %.
Экологи в своих подсчетах оказались более дотошными. Они взяли одну среднестатистическую легковушку и доказали, что за год она выбрасывает в атмосферу 135 кг окиси углерода, не говоря уже о 25 кг окислов азота, углеводородах, бензпирене, двуокиси серы, твердых частицах. Именно выводы ученых вынудили производителей устанавливать в авто особые датчики кислорода (ДК).
Колеса транспортного средства вращает коленвал, который получает энергию от горения топлива в цилиндрах мотора. Однако чистый бензин в камерах сгорания не воспламенится, двигая поршни: для процесса необходим кислород. Он берется из окружающего воздуха и образует топливовоздушную смесь (ТВС).
Последняя для эффективной работы ДВС должна иметь строгое объемное соотношение кислорода и топлива. Оптимальная пропорция давно высчитана и составляет 14,7 частей воздуха на 1 часть горючего: такая смесь называется стехиометрической.
Тут мы подошли к понятию «коэффициент избытка воздуха в ТВС». Этот параметр обозначается греческой буквой λ (или привычнее – L), которая читается как «лямбда». Отсюда и название датчика – лямбда-зонд (ЛЗ). Когда соотношение воздуха к топливу правильное (14,7:1), лямбда равна единице – это идеал, к которому стремятся в автомобилестроении. То есть при λ=1 топливо в камерах сгорает полностью, значит, через выпускной тракт выбрасывается минимум вредных веществ.
Сокращает тяжелые выбросы, однако, не сам датчик, а каталитический нейтрализатор, интегрированный в систему выхлопа авто. В катализаторе происходит догорание тех самых избытков воздуха, которые не полностью сгорели в цилиндрах двигателя.
Но нейтрализатор не может правильно функционировать и «умрет» без постоянного контроля топливовоздушной смеси. Как раз эту задачу выполняет датчик концентрации кислорода – лямбда-зонд. «Окно» работы кислородного контроллера, и, следовательно, каталитического нейтрализатора, очень узкое – λ=1±0,01.
Как всякий сенсор, ЛЗ в режиме реального времени посылает в ЭБУ двигателем сигналы о состоянии топливной смеси, а точнее, о процентном содержании молекул кислорода в выхлопах (в норме – 0,1-0,3 %). Электронный «мозг», проанализировав данные, корректирует структуру ТВС, угол опережения зажигания и подает в камеры сгорания сбалансированную горючую смесь.
Из сказанного следует, что воздушные датчики могут стоять только на авто с электронным (дискретным) впрыском топлива: владельцам карбюраторных моторов о лямбда-зондах беспокоиться не стоит. А собственники инжекторных двигателей должны хотя бы на базовом уровне изучить тему, ведь в определенное время им предстоит менять элементы. Часто водители делают это собственными руками, благо процедура несложная.
В физическом выражении деталь выглядит как цилиндр размером 5-7 см. Со штатным местом ЛЗ соединяется проводами. В основу работы элемента положен электрохимический принцип, который мы рассмотрим.
Есть твердый электролит из диоксида циркония (или другого материала), заключенный между двумя электродами с пористым платиновым напылением. Когда электролит нагревается в результате движения атмосферного воздуха и отработавших газов, между электродами возникает разность потенциалов. Причем, напряжение на электродах сенсора зависит от количества несгоревшего кислорода в выхлопных газах. Учитывая, что циркониевый электролит приобретает проводимость только при разогреве до 300-400°С, измерять остаточный кислород на холодную бессмысленно.
Место дислокации ЛЗ рассмотрим на примере автомобиля «Лада Веста». Как правило, в выпускном коллекторе авто с 2-литровым силовым агрегатом работают два датчика кислорода:
✅ Управляющий (верхний) датчик. Расположен под капотом, в верхней части выпускного коллектора, прилегающего к двигателю. Деталь ввернута в резьбовое отверстие перед катализатором
✅ Диагностический (нижний) контроллер. Находится под днищем. Обнаружить его можно на нижнем фланце выпускного тракта, то есть после катализатора. Собственно, диагностический сенсор «докладывает» ЭБУ о состоянии катализатора
В двигателях с моторами более 2 л устанавливают по 4 датчика на тех же местах, но попарно – слева и справа.
Сначала поговорим о причинах выхода из строя ЛЗ. Самые распространенные:
✅ Разгерметизация выпускного тракта
✅ Естественный износ или механические повреждения элемента
✅ Замыкание в электропроводке авто
✅ Некачественные присадки к топливу
✅ Неотрегулированное зажигание
✅ Слишком богатая или бедная ТВС
Датчик дает сбои постепенно. На первом этапе дестабилизируются обороты холостого хода. Далее следует потеря мощности, двигатель плохо реагирует на педаль акселератора, повышается расход топлива. Кроме того, автомобиль начинает дергаться, из-под капота слышатся хлопки и, наконец, загорается чек двигателя Check Engine: все говорит о необходимости замены запчасти.
Поломка или износ ЛЗ с последующей заменой элемента происходят на 60-130 тыс. км пробега. Срок зависит от запыленности и температуры окружающей среды, качества горючего, манеры вождения и ряда других обстоятельств.
Озаботившись проблемой выбора запчасти, рассмотрите следующие варианты, подходящие «Ладе Веста»:
✅ BOSCH 226A41771RF. Продукция компании «Бош» не нуждается в представлении. Товары, среди которых датчики концентрации кислорода, известны в 150 странах мира. Оригинальный продукт отличают по наклейке KeySecure System, которую можно считать телефоном через специальное приложение. Цена – от 2 500 руб.
✅ DENSO DOX0109. Автокомпоненты бренда входят в десятку лучших в мире: 90 % авто имеют хотя бы одну деталь, изготовленную на заводах компании DENSO. Датчик с каталожным номером DOX0109 позиционируется производителем как универсальный: для соединения с оригинальным разъемом в комплекте идет коннектор. Стоимость – свыше 3 тыс. руб.
✅ NGK0044. Универсальные детали известного производителя отличает правильная геометрия электродов, качество резьбы, хорошая посадка уплотнителя. Электроприборы компании NGK идут на автозаводы для первичной комплектации. На ценнике суммы пугающие – до 8 800 руб.
Также контроллеры с высоким сроком службы предлагает чешская фирма Profit. Цены умеренные – от 1 300 руб.
Можно. Но нужно ли? На этом вопросе как раз и сталкиваются два мнения условных оппонентов: гаражного «Дяди Васи» и «Дипломированного Автомеханика».
Первый будет «резать к чертовой матери, не дожидаясь перитонита», причем сделает это в своем гараже. А горящий Check Engine погасит в чип-ателье, где обещают «приятные бонусы» в виде увеличения мощности, улучшения тяги на низах, сокращения расхода топлива и масла. Это в лучшем случае, в худшем – банально откинет питание от надоевшей лампочки. Экология гаражного мастера не волнует.
Ученого человека – «Дипломированного Автомеханика» – возмутит противозаконное выбивание «начинки» катализатора или полное удаление запчасти вместе с нижней лямбдой. Специалист подсчитал, что, во-первых, затрат не избежать: на место удаленной детали нужно ставить пламегаситель (хотя многие автовладельцы этот момент игнорируют), а затем еще грамотно «обмануть» электронику. Во-вторых, сокращению расхода масла и топлива должны сопутствовать удачные обстоятельства. Поэтому уменьшение, если оно и наблюдается, чаще всего составляет жалкие 3 %.
«Приятные бонусы», уверяет законопослушный автомеханик, стопроцентно оборачиваются повышенным шумом из-под капота и неприятными запахами в салоне. Еще аргументы – экология и законодательство. Если закрывать на то и другое глаза, в итоге выйдет себе дороже. Если не вам, то будущим поколениям точно.
Экологи в своих подсчетах оказались более дотошными. Они взяли одну среднестатистическую легковушку и доказали, что за год она выбрасывает в атмосферу 135 кг окиси углерода, не говоря уже о 25 кг окислов азота, углеводородах, бензпирене, двуокиси серы, твердых частицах. Именно выводы ученых вынудили производителей устанавливать в авто особые датчики кислорода (ДК).
Задача лямбда-зонда
Колеса транспортного средства вращает коленвал, который получает энергию от горения топлива в цилиндрах мотора. Однако чистый бензин в камерах сгорания не воспламенится, двигая поршни: для процесса необходим кислород. Он берется из окружающего воздуха и образует топливовоздушную смесь (ТВС).
Последняя для эффективной работы ДВС должна иметь строгое объемное соотношение кислорода и топлива. Оптимальная пропорция давно высчитана и составляет 14,7 частей воздуха на 1 часть горючего: такая смесь называется стехиометрической.
Лямбда-зонды, стоящие на страже экологии Фото: YouTube.com
Тут мы подошли к понятию «коэффициент избытка воздуха в ТВС». Этот параметр обозначается греческой буквой λ (или привычнее – L), которая читается как «лямбда». Отсюда и название датчика – лямбда-зонд (ЛЗ). Когда соотношение воздуха к топливу правильное (14,7:1), лямбда равна единице – это идеал, к которому стремятся в автомобилестроении. То есть при λ=1 топливо в камерах сгорает полностью, значит, через выпускной тракт выбрасывается минимум вредных веществ.
Сокращает тяжелые выбросы, однако, не сам датчик, а каталитический нейтрализатор, интегрированный в систему выхлопа авто. В катализаторе происходит догорание тех самых избытков воздуха, которые не полностью сгорели в цилиндрах двигателя.
Но нейтрализатор не может правильно функционировать и «умрет» без постоянного контроля топливовоздушной смеси. Как раз эту задачу выполняет датчик концентрации кислорода – лямбда-зонд. «Окно» работы кислородного контроллера, и, следовательно, каталитического нейтрализатора, очень узкое – λ=1±0,01.
Размер лямбда-зонда 5-7 см Фото: YouTube.com
Как всякий сенсор, ЛЗ в режиме реального времени посылает в ЭБУ двигателем сигналы о состоянии топливной смеси, а точнее, о процентном содержании молекул кислорода в выхлопах (в норме – 0,1-0,3 %). Электронный «мозг», проанализировав данные, корректирует структуру ТВС, угол опережения зажигания и подает в камеры сгорания сбалансированную горючую смесь.
Из сказанного следует, что воздушные датчики могут стоять только на авто с электронным (дискретным) впрыском топлива: владельцам карбюраторных моторов о лямбда-зондах беспокоиться не стоит. А собственники инжекторных двигателей должны хотя бы на базовом уровне изучить тему, ведь в определенное время им предстоит менять элементы. Часто водители делают это собственными руками, благо процедура несложная.
Как работает лямбда-зонд
В физическом выражении деталь выглядит как цилиндр размером 5-7 см. Со штатным местом ЛЗ соединяется проводами. В основу работы элемента положен электрохимический принцип, который мы рассмотрим.
Лямбда-зонд вставляется в штатный разъем Фото: YouTube.com
Есть твердый электролит из диоксида циркония (или другого материала), заключенный между двумя электродами с пористым платиновым напылением. Когда электролит нагревается в результате движения атмосферного воздуха и отработавших газов, между электродами возникает разность потенциалов. Причем, напряжение на электродах сенсора зависит от количества несгоревшего кислорода в выхлопных газах. Учитывая, что циркониевый электролит приобретает проводимость только при разогреве до 300-400°С, измерять остаточный кислород на холодную бессмысленно.
Где находится ДК
Место дислокации ЛЗ рассмотрим на примере автомобиля «Лада Веста». Как правило, в выпускном коллекторе авто с 2-литровым силовым агрегатом работают два датчика кислорода:
✅ Управляющий (верхний) датчик. Расположен под капотом, в верхней части выпускного коллектора, прилегающего к двигателю. Деталь ввернута в резьбовое отверстие перед катализатором
✅ Диагностический (нижний) контроллер. Находится под днищем. Обнаружить его можно на нижнем фланце выпускного тракта, то есть после катализатора. Собственно, диагностический сенсор «докладывает» ЭБУ о состоянии катализатора
Расположение лямбда-зонда в выпускном тракте Фото: YouTube.com
В двигателях с моторами более 2 л устанавливают по 4 датчика на тех же местах, но попарно – слева и справа.
Признаки и последствия неисправности лямбда-зонта
Сначала поговорим о причинах выхода из строя ЛЗ. Самые распространенные:
✅ Разгерметизация выпускного тракта
✅ Естественный износ или механические повреждения элемента
✅ Замыкание в электропроводке авто
✅ Некачественные присадки к топливу
✅ Неотрегулированное зажигание
✅ Слишком богатая или бедная ТВС
Датчик дает сбои постепенно. На первом этапе дестабилизируются обороты холостого хода. Далее следует потеря мощности, двигатель плохо реагирует на педаль акселератора, повышается расход топлива. Кроме того, автомобиль начинает дергаться, из-под капота слышатся хлопки и, наконец, загорается чек двигателя Check Engine: все говорит о необходимости замены запчасти.
Какой лямбда-зонд выбрать
Поломка или износ ЛЗ с последующей заменой элемента происходят на 60-130 тыс. км пробега. Срок зависит от запыленности и температуры окружающей среды, качества горючего, манеры вождения и ряда других обстоятельств.
Недостатка в лямбда-зондах на рынке нет Фото: YouTube.com
Озаботившись проблемой выбора запчасти, рассмотрите следующие варианты, подходящие «Ладе Веста»:
✅ BOSCH 226A41771RF. Продукция компании «Бош» не нуждается в представлении. Товары, среди которых датчики концентрации кислорода, известны в 150 странах мира. Оригинальный продукт отличают по наклейке KeySecure System, которую можно считать телефоном через специальное приложение. Цена – от 2 500 руб.
✅ DENSO DOX0109. Автокомпоненты бренда входят в десятку лучших в мире: 90 % авто имеют хотя бы одну деталь, изготовленную на заводах компании DENSO. Датчик с каталожным номером DOX0109 позиционируется производителем как универсальный: для соединения с оригинальным разъемом в комплекте идет коннектор. Стоимость – свыше 3 тыс. руб.
✅ NGK0044. Универсальные детали известного производителя отличает правильная геометрия электродов, качество резьбы, хорошая посадка уплотнителя. Электроприборы компании NGK идут на автозаводы для первичной комплектации. На ценнике суммы пугающие – до 8 800 руб.
Также контроллеры с высоким сроком службы предлагает чешская фирма Profit. Цены умеренные – от 1 300 руб.
Можно ли отключить лямбда-зонд?
Можно. Но нужно ли? На этом вопросе как раз и сталкиваются два мнения условных оппонентов: гаражного «Дяди Васи» и «Дипломированного Автомеханика».
Первый будет «резать к чертовой матери, не дожидаясь перитонита», причем сделает это в своем гараже. А горящий Check Engine погасит в чип-ателье, где обещают «приятные бонусы» в виде увеличения мощности, улучшения тяги на низах, сокращения расхода топлива и масла. Это в лучшем случае, в худшем – банально откинет питание от надоевшей лампочки. Экология гаражного мастера не волнует.
Лямбда-зонд вставляют в «обманку» Фото: YouTube.com
Ученого человека – «Дипломированного Автомеханика» – возмутит противозаконное выбивание «начинки» катализатора или полное удаление запчасти вместе с нижней лямбдой. Специалист подсчитал, что, во-первых, затрат не избежать: на место удаленной детали нужно ставить пламегаситель (хотя многие автовладельцы этот момент игнорируют), а затем еще грамотно «обмануть» электронику. Во-вторых, сокращению расхода масла и топлива должны сопутствовать удачные обстоятельства. Поэтому уменьшение, если оно и наблюдается, чаще всего составляет жалкие 3 %.
«Приятные бонусы», уверяет законопослушный автомеханик, стопроцентно оборачиваются повышенным шумом из-под капота и неприятными запахами в салоне. Еще аргументы – экология и законодательство. Если закрывать на то и другое глаза, в итоге выйдет себе дороже. Если не вам, то будущим поколениям точно.
- Timofey
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....