
Москвич 402/407/403 – 70 лет на наших дорогах
В 1956 году с конвейера московского завода МЗМА сошел первый автомобиль Москвич-402. Машина получилась в корне отличной от предыдущего поколения. Внешне она была уменьшенной копией ГАЗ-21 Волга, дебютировавшего в это же время.
После окончания Великой Отечественной войны Московский завод малолитражных автомобилей получил оборудование по выпуску Opel Kadett K38 и всю оставшуюся техническую документацию. Конечно, станки разбиты, чертежей не хватало, но с помощью немецких инженеров в СССР наладили выпуск Москвич-400.
Конструкторы доработали автомобиль:
Но все равно, если сравнивать Опель Кадет с Москвич-400, «немец» был современнее. В СССР машину разрабатывали в условиях послевоенной разрухи.
Оригинальный Опель Кадетт. Фото: Youtube.com
В начале 1950-х стало ясно – Москвич-400 нужно срочно менять на что-то технически совершенное, соответствующее духу времени. Никакие модернизации «старичку» уже не помогут – только модель в новом кузове.
Работа над автомобилем началась в 1950 году. Свое конструкторское бюро на МЗМА в то время не имело опытных инженеров. Поэтому для разработки Москвич-402 привлекли специалистов заводов ГАЗ и ЗиС.
Сделать новый двигатель помог И. И. Окунев, он перешел на МЗМА с Московского мотоциклетного, который в это время как раз закрывали.
Главную роль в разработке Москвич-402 сыграли сотрудники Горьковского автомобильного завода. Не зря машина получила дизайн, как у Волги. Кстати, пресс-формы для кузовных деталей были изготовлены на ГАЗ.
В 1951 году было собрано 7 опытных автомобилей Москвич-402-425. Каждый из созданных экземпляров чем-то отличался – во время испытаний конструкторы выбирали единый дизайн.
Он получил множество особенностей, ранее не применяемых в автомобилестроении СССР:
Автомобиль стал настолько привлекательным внешне, его с удовольствием покупали за рубежом.
В отличие от предыдущей машины, автомобиль получил просторный кузов повышенной жесткости. Внутри помещалось 5 человек. Раньше попасть в багажник можно было только изнутри, теперь это отделение имело доступ извне.
Москвич был красив и современен. Фото: Youtube.com
Автомобиль получил штатный отопитель, указатели поворотов и даже радиоприемник. Такого в начале 1950-х не было у большинства иномарок европейского производства.
За счет использования независимой бесшкворневой передней подвески, Москвич-402 стал более комфортным на ходу. Электрооборудование установили на 12 вольт – раньше оно было шестивольтовое, устаревшее и проблемное.
Хотя задний мост оставили без изменений, коробка передач получила специальный удлинитель. Это позволило инженерам укоротить кардан, что еще больше снизило вибрации на ходу.
Конечно, Москвич-402 очень жесткий, но, если сравнивать его с предыдущей версией – достаточно комфортный в движении.
Новая модель МЗМА была всем хороша, но нижнеклапанный двигатель, по факту, скопированный с немецкого Opel Kadett K38, безнадежно устарел. Хоть его объем и увеличили для Москвич-402, все равно 22,7 л. с. на тонну веса машины мало. У иномарок эти показатели были в полтора-два раза выше – до 40 л. с.
Двухцветные Москвичи тогда шли в основном на экспорт. Фото: Youtube.com
Конструкторы приняли решение разработать новый, верхнеклапанный мотор, который бы соответствовал всем мировым стандартам. Двигатель сделали, присвоив ему индекс 406, но в серийное производство запустить не смогли.
Государство посчитало нецелесообразным выделять валютные резервы на закупку за границей современного станочного оборудования. Руководство завода получило приказ справляться собственными силами.
В итоге был разработан новый двигатель на базе все того же агрегата, ведущего родословную от Opel Kadett K38, но с рядом усовершенствований.
Мотор получил:
Конструкторам удалось сделать все, что было в их силах на то время – двигатель действительно был хорош, о чем свидетельствует высокий спрос на Москвич-407 за рубежом. Примерно 50 % автомобилей этой модели шло на экспорт.
Двигатель Москвича-407. Фото: Youtube.com
Новая машина почти не изменилась внешне. Отличить ее можно по появившемуся декоративному элементу из нержавеющей стали по бокам и укороченным молдингам на задних дверях.
Установка нового двигателя повлекла за собой использование бензина с более высоким октановым числом. В руководстве по эксплуатации указывалось, что Москвич-407 нужно заправлять А-72. Впрочем, в крайних случаях все же допускалось использовать 66 бензин.
Благодаря верхнеклапанному мотору с увеличенным объемом и мощностью, проходимость автомобиля возросла. Крейсерская скорость, рекомендованная для этой модели – 90 км/ч. Даже жарким летом так можно было передвигаться часами, не боясь перегреть двигатель.
Если нужно было совершить обгон, то мотор легко разгонял машину до 110 км/ч.
Идеально восстановленный Москвич-407. Фото: Youtube.com
За годы выпуска, автомобиль получил ряд изменений:
Нужно отметить, что рестайлинг советских автомобилей шел по особому принципу. Машины не только модернизировали, но и упрощали, чтобы снизить себестоимость. Поэтому сейчас у коллекционеров спросом пользуются именно модели первых лет выпуска.
Модель 403 считается переходной, и производили ее недолго – с 1963 по 1965 гг. Внешне машина практически не отличалась от Москвич-407, разве что трехсоставными задними фонарями.
Москвич-403. Фото: Youtube.com
Зато технически переходная модель была куда более совершенной. Она получила ряд узлов и агрегатов от автомобиля нового поколения, только кузов и мотор остались прежними.
Многие недоумевают, почему Москвич-403 появился после 407 модели. Дело это запутанное, и связано оно с удобствами для производителя. Проблема в том, что переходный вариант был временный, и давать ему новый индекс (а это и все детали тоже) было неудобно. Поэтому возродили старый 403, который существовал лет 10 до того, и относился к одному из опытных двигателей, не пошедшего в свое время в серию.
Сейчас можно найти интересные проекты, созданные на базе Москвич-402/407/403. В основном машины восстанавливают, но бывает, когда их переделывают, ставя мощные моторы V6 или V8.
Но не спешите делать из старенького автомобильчика спортивную модель – его запас прочности не рассчитан на такие издевательства. Лучше восстановить Москвич до идеала, можно и до оригинального состояния, или просто провести рестайл в духе современности.
Внутри, конечно, тесновато. Фото: Youtube.com
Такие автомобили – это уже настоящее ретро, и их желательно сохранить в первозданном виде. Будет не только что детям и внукам показать, но и самому вспомнить беззаботное времечко!
Чем плох Москвич-400?
После окончания Великой Отечественной войны Московский завод малолитражных автомобилей получил оборудование по выпуску Opel Kadett K38 и всю оставшуюся техническую документацию. Конечно, станки разбиты, чертежей не хватало, но с помощью немецких инженеров в СССР наладили выпуск Москвич-400.
В газетах того времени писали, что отечественная малолитражка ничем не уступает Опелю.
Конструкторы доработали автомобиль:
- ? Мощность двигателя увеличена
- ? КПП получила подрулевой рычаг
Но все равно, если сравнивать Опель Кадет с Москвич-400, «немец» был современнее. В СССР машину разрабатывали в условиях послевоенной разрухи.

В начале 1950-х стало ясно – Москвич-400 нужно срочно менять на что-то технически совершенное, соответствующее духу времени. Никакие модернизации «старичку» уже не помогут – только модель в новом кузове.
Рождение Москвич-402
Работа над автомобилем началась в 1950 году. Свое конструкторское бюро на МЗМА в то время не имело опытных инженеров. Поэтому для разработки Москвич-402 привлекли специалистов заводов ГАЗ и ЗиС.
Сделать новый двигатель помог И. И. Окунев, он перешел на МЗМА с Московского мотоциклетного, который в это время как раз закрывали.
Главную роль в разработке Москвич-402 сыграли сотрудники Горьковского автомобильного завода. Не зря машина получила дизайн, как у Волги. Кстати, пресс-формы для кузовных деталей были изготовлены на ГАЗ.
В 1951 году было собрано 7 опытных автомобилей Москвич-402-425. Каждый из созданных экземпляров чем-то отличался – во время испытаний конструкторы выбирали единый дизайн.
Первая партия серийных автомобилей выпущена только в 1956 году. Москвич-402 стал современным.
Он получил множество особенностей, ранее не применяемых в автомобилестроении СССР:
- ? Панорамное ветровое стекло – цельногнутое
- ? Амортизаторы телескопического типа
- ? Передняя бесшкворневая подвеска
- ? Кнопки дверных звонков
Автомобиль стал настолько привлекательным внешне, его с удовольствием покупали за рубежом.
Особенности модели 402
В отличие от предыдущей машины, автомобиль получил просторный кузов повышенной жесткости. Внутри помещалось 5 человек. Раньше попасть в багажник можно было только изнутри, теперь это отделение имело доступ извне.

Автомобиль получил штатный отопитель, указатели поворотов и даже радиоприемник. Такого в начале 1950-х не было у большинства иномарок европейского производства.
За счет использования независимой бесшкворневой передней подвески, Москвич-402 стал более комфортным на ходу. Электрооборудование установили на 12 вольт – раньше оно было шестивольтовое, устаревшее и проблемное.
Хотя задний мост оставили без изменений, коробка передач получила специальный удлинитель. Это позволило инженерам укоротить кардан, что еще больше снизило вибрации на ходу.
Конечно, Москвич-402 очень жесткий, но, если сравнивать его с предыдущей версией – достаточно комфортный в движении.
Рождение Москвич-407
Новая модель МЗМА была всем хороша, но нижнеклапанный двигатель, по факту, скопированный с немецкого Opel Kadett K38, безнадежно устарел. Хоть его объем и увеличили для Москвич-402, все равно 22,7 л. с. на тонну веса машины мало. У иномарок эти показатели были в полтора-два раза выше – до 40 л. с.

Конструкторы приняли решение разработать новый, верхнеклапанный мотор, который бы соответствовал всем мировым стандартам. Двигатель сделали, присвоив ему индекс 406, но в серийное производство запустить не смогли.
Государство посчитало нецелесообразным выделять валютные резервы на закупку за границей современного станочного оборудования. Руководство завода получило приказ справляться собственными силами.
В итоге был разработан новый двигатель на базе все того же агрегата, ведущего родословную от Opel Kadett K38, но с рядом усовершенствований.
Мотор получил:
- ? Рабочий объем 1 360 см3
- ? Мощность 45 л. с.
- ? Верхнее расположение клапанов
- ? Алюминиевую головку цилиндров
Конструкторам удалось сделать все, что было в их силах на то время – двигатель действительно был хорош, о чем свидетельствует высокий спрос на Москвич-407 за рубежом. Примерно 50 % автомобилей этой модели шло на экспорт.

Новая машина почти не изменилась внешне. Отличить ее можно по появившемуся декоративному элементу из нержавеющей стали по бокам и укороченным молдингам на задних дверях.
Особенности Москвич-407
Установка нового двигателя повлекла за собой использование бензина с более высоким октановым числом. В руководстве по эксплуатации указывалось, что Москвич-407 нужно заправлять А-72. Впрочем, в крайних случаях все же допускалось использовать 66 бензин.
Благодаря верхнеклапанному мотору с увеличенным объемом и мощностью, проходимость автомобиля возросла. Крейсерская скорость, рекомендованная для этой модели – 90 км/ч. Даже жарким летом так можно было передвигаться часами, не боясь перегреть двигатель.
Если нужно было совершить обгон, то мотор легко разгонял машину до 110 км/ч.

За годы выпуска, автомобиль получил ряд изменений:
- ? 1958 – появление надписи «Москвич» на капоте
- ? 1959 – 4-КПП
- ? 1960 – негипоидный задний мост заменили на гепоидный, новая радиаторная решетка
- ? 1962 – бампера лишились характерных «клыков» для упрощения и удешевления производства
Нужно отметить, что рестайлинг советских автомобилей шел по особому принципу. Машины не только модернизировали, но и упрощали, чтобы снизить себестоимость. Поэтому сейчас у коллекционеров спросом пользуются именно модели первых лет выпуска.
Переходный Москвич-403
Модель 403 считается переходной, и производили ее недолго – с 1963 по 1965 гг. Внешне машина практически не отличалась от Москвич-407, разве что трехсоставными задними фонарями.

Зато технически переходная модель была куда более совершенной. Она получила ряд узлов и агрегатов от автомобиля нового поколения, только кузов и мотор остались прежними.
Многие недоумевают, почему Москвич-403 появился после 407 модели. Дело это запутанное, и связано оно с удобствами для производителя. Проблема в том, что переходный вариант был временный, и давать ему новый индекс (а это и все детали тоже) было неудобно. Поэтому возродили старый 403, который существовал лет 10 до того, и относился к одному из опытных двигателей, не пошедшего в свое время в серию.
Тюнинг или восстановление?
Сейчас можно найти интересные проекты, созданные на базе Москвич-402/407/403. В основном машины восстанавливают, но бывает, когда их переделывают, ставя мощные моторы V6 или V8.
Но не спешите делать из старенького автомобильчика спортивную модель – его запас прочности не рассчитан на такие издевательства. Лучше восстановить Москвич до идеала, можно и до оригинального состояния, или просто провести рестайл в духе современности.

Такие автомобили – это уже настоящее ретро, и их желательно сохранить в первозданном виде. Будет не только что детям и внукам показать, но и самому вспомнить беззаботное времечко!
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...