bibimot

Москвич 402/407/403 – 70 лет на наших дорогах

Москвич 402/407/403 – 70 лет на наших дорогах
В 1956 году с конвейера московского завода МЗМА сошел первый автомобиль Москвич-402. Машина получилась в корне отличной от предыдущего поколения. Внешне она была уменьшенной копией ГАЗ-21 Волга, дебютировавшего в это же время.


Чем плох Москвич-400?


После окончания Великой Отечественной войны Московский завод малолитражных автомобилей получил оборудование по выпуску Opel Kadett K38 и всю оставшуюся техническую документацию. Конечно, станки разбиты, чертежей не хватало, но с помощью немецких инженеров в СССР наладили выпуск Москвич-400.

В газетах того времени писали, что отечественная малолитражка ничем не уступает Опелю.


Конструкторы доработали автомобиль:

  • 👉 Мощность двигателя увеличена
  • 👉 КПП получила подрулевой рычаг


Но все равно, если сравнивать Опель Кадет с Москвич-400, «немец» был современнее. В СССР машину разрабатывали в условиях послевоенной разрухи.

Москвич 402/407/403 – 70 лет на наших дорогахОригинальный Опель Кадетт. Фото: Youtube.com


В начале 1950-х стало ясно – Москвич-400 нужно срочно менять на что-то технически совершенное, соответствующее духу времени. Никакие модернизации «старичку» уже не помогут – только модель в новом кузове.

Рождение Москвич-402


Работа над автомобилем началась в 1950 году. Свое конструкторское бюро на МЗМА в то время не имело опытных инженеров. Поэтому для разработки Москвич-402 привлекли специалистов заводов ГАЗ и ЗиС.

Сделать новый двигатель помог И. И. Окунев, он перешел на МЗМА с Московского мотоциклетного, который в это время как раз закрывали.
Главную роль в разработке Москвич-402 сыграли сотрудники Горьковского автомобильного завода. Не зря машина получила дизайн, как у Волги. Кстати, пресс-формы для кузовных деталей были изготовлены на ГАЗ.

В 1951 году было собрано 7 опытных автомобилей Москвич-402-425. Каждый из созданных экземпляров чем-то отличался – во время испытаний конструкторы выбирали единый дизайн.

Первая партия серийных автомобилей выпущена только в 1956 году. Москвич-402 стал современным.


Он получил множество особенностей, ранее не применяемых в автомобилестроении СССР:

  • 👉 Панорамное ветровое стекло – цельногнутое
  • 👉 Амортизаторы телескопического типа
  • 👉 Передняя бесшкворневая подвеска
  • 👉 Кнопки дверных звонков


Автомобиль стал настолько привлекательным внешне, его с удовольствием покупали за рубежом.

Особенности модели 402


В отличие от предыдущей машины, автомобиль получил просторный кузов повышенной жесткости. Внутри помещалось 5 человек. Раньше попасть в багажник можно было только изнутри, теперь это отделение имело доступ извне.

Москвич был красив и современен. Фото: Youtube.com


Автомобиль получил штатный отопитель, указатели поворотов и даже радиоприемник. Такого в начале 1950-х не было у большинства иномарок европейского производства.

За счет использования независимой бесшкворневой передней подвески, Москвич-402 стал более комфортным на ходу. Электрооборудование установили на 12 вольт – раньше оно было шестивольтовое, устаревшее и проблемное.

Хотя задний мост оставили без изменений, коробка передач получила специальный удлинитель. Это позволило инженерам укоротить кардан, что еще больше снизило вибрации на ходу.

Конечно, Москвич-402 очень жесткий, но, если сравнивать его с предыдущей версией – достаточно комфортный в движении.

Рождение Москвич-407


Новая модель МЗМА была всем хороша, но нижнеклапанный двигатель, по факту, скопированный с немецкого Opel Kadett K38, безнадежно устарел. Хоть его объем и увеличили для Москвич-402, все равно 22,7 л. с. на тонну веса машины мало. У иномарок эти показатели были в полтора-два раза выше – до 40 л. с.

Двухцветные Москвичи тогда шли в основном на экспорт. Фото: Youtube.com


Конструкторы приняли решение разработать новый, верхнеклапанный мотор, который бы соответствовал всем мировым стандартам. Двигатель сделали, присвоив ему индекс 406, но в серийное производство запустить не смогли.

Государство посчитало нецелесообразным выделять валютные резервы на закупку за границей современного станочного оборудования. Руководство завода получило приказ справляться собственными силами.

В итоге был разработан новый двигатель на базе все того же агрегата, ведущего родословную от Opel Kadett K38, но с рядом усовершенствований.

Мотор получил:

  • 👉 Рабочий объем 1 360 см3
  • 👉 Мощность 45 л. с.
  • 👉 Верхнее расположение клапанов
  • 👉 Алюминиевую головку цилиндров


Конструкторам удалось сделать все, что было в их силах на то время – двигатель действительно был хорош, о чем свидетельствует высокий спрос на Москвич-407 за рубежом. Примерно 50 % автомобилей этой модели шло на экспорт.

Двигатель Москвича-407. Фото: Youtube.com


Новая машина почти не изменилась внешне. Отличить ее можно по появившемуся декоративному элементу из нержавеющей стали по бокам и укороченным молдингам на задних дверях.

Особенности Москвич-407


Установка нового двигателя повлекла за собой использование бензина с более высоким октановым числом. В руководстве по эксплуатации указывалось, что Москвич-407 нужно заправлять А-72. Впрочем, в крайних случаях все же допускалось использовать 66 бензин.

Благодаря верхнеклапанному мотору с увеличенным объемом и мощностью, проходимость автомобиля возросла. Крейсерская скорость, рекомендованная для этой модели – 90 км/ч. Даже жарким летом так можно было передвигаться часами, не боясь перегреть двигатель.
Если нужно было совершить обгон, то мотор легко разгонял машину до 110 км/ч.

Идеально восстановленный Москвич-407. Фото: Youtube.com


За годы выпуска, автомобиль получил ряд изменений:

  • 👉 1958 – появление надписи «Москвич» на капоте
  • 👉 1959 – 4-КПП
  • 👉 1960 – негипоидный задний мост заменили на гепоидный, новая радиаторная решетка
  • 👉 1962 – бампера лишились характерных «клыков» для упрощения и удешевления производства


Нужно отметить, что рестайлинг советских автомобилей шел по особому принципу. Машины не только модернизировали, но и упрощали, чтобы снизить себестоимость. Поэтому сейчас у коллекционеров спросом пользуются именно модели первых лет выпуска.

Переходный Москвич-403


Модель 403 считается переходной, и производили ее недолго – с 1963 по 1965 гг. Внешне машина практически не отличалась от Москвич-407, разве что трехсоставными задними фонарями.

Москвич-403. Фото: Youtube.com


Зато технически переходная модель была куда более совершенной. Она получила ряд узлов и агрегатов от автомобиля нового поколения, только кузов и мотор остались прежними.

Многие недоумевают, почему Москвич-403 появился после 407 модели. Дело это запутанное, и связано оно с удобствами для производителя. Проблема в том, что переходный вариант был временный, и давать ему новый индекс (а это и все детали тоже) было неудобно. Поэтому возродили старый 403, который существовал лет 10 до того, и относился к одному из опытных двигателей, не пошедшего в свое время в серию.

Тюнинг или восстановление?


Сейчас можно найти интересные проекты, созданные на базе Москвич-402/407/403. В основном машины восстанавливают, но бывает, когда их переделывают, ставя мощные моторы V6 или V8.

Но не спешите делать из старенького автомобильчика спортивную модель – его запас прочности не рассчитан на такие издевательства. Лучше восстановить Москвич до идеала, можно и до оригинального состояния, или просто провести рестайл в духе современности.

Внутри, конечно, тесновато. Фото: Youtube.com


Такие автомобили – это уже настоящее ретро, и их желательно сохранить в первозданном виде. Будет не только что детям и внукам показать, но и самому вспомнить беззаботное времечко!

Автор:

Использованы фотографии: https://youtube.com

Что делать со старым Москвичом-402/407/403?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
ЗАЗ-965 "Горбатый" - так ли он похож на FIAT?Последняя и ненастоящая – Волга Сайбер

[miniposter=shortstory]ВАЗ 2107 с одним из лучших тюнингов[/miniposter]

ВАЗ 2107 с одним из лучших тюнингов

Любовь к тюнингу и советскому автопрому, соединенная в одном флаконе, порою творит чудеса. Пока одни делают откровенный «колхоз», на который не взглянешь без...
  • 923