Москвич 402/407/403 – 70 лет на наших дорогах
В 1956 году с конвейера московского завода МЗМА сошел первый автомобиль Москвич-402. Машина получилась в корне отличной от предыдущего поколения. Внешне она была уменьшенной копией ГАЗ-21 Волга, дебютировавшего в это же время.
После окончания Великой Отечественной войны Московский завод малолитражных автомобилей получил оборудование по выпуску Opel Kadett K38 и всю оставшуюся техническую документацию. Конечно, станки разбиты, чертежей не хватало, но с помощью немецких инженеров в СССР наладили выпуск Москвич-400.
Конструкторы доработали автомобиль:
Но все равно, если сравнивать Опель Кадет с Москвич-400, «немец» был современнее. В СССР машину разрабатывали в условиях послевоенной разрухи.
В начале 1950-х стало ясно – Москвич-400 нужно срочно менять на что-то технически совершенное, соответствующее духу времени. Никакие модернизации «старичку» уже не помогут – только модель в новом кузове.
Работа над автомобилем началась в 1950 году. Свое конструкторское бюро на МЗМА в то время не имело опытных инженеров. Поэтому для разработки Москвич-402 привлекли специалистов заводов ГАЗ и ЗиС.
Сделать новый двигатель помог И. И. Окунев, он перешел на МЗМА с Московского мотоциклетного, который в это время как раз закрывали.
Главную роль в разработке Москвич-402 сыграли сотрудники Горьковского автомобильного завода. Не зря машина получила дизайн, как у Волги. Кстати, пресс-формы для кузовных деталей были изготовлены на ГАЗ.
В 1951 году было собрано 7 опытных автомобилей Москвич-402-425. Каждый из созданных экземпляров чем-то отличался – во время испытаний конструкторы выбирали единый дизайн.
Он получил множество особенностей, ранее не применяемых в автомобилестроении СССР:
Автомобиль стал настолько привлекательным внешне, его с удовольствием покупали за рубежом.
В отличие от предыдущей машины, автомобиль получил просторный кузов повышенной жесткости. Внутри помещалось 5 человек. Раньше попасть в багажник можно было только изнутри, теперь это отделение имело доступ извне.
Автомобиль получил штатный отопитель, указатели поворотов и даже радиоприемник. Такого в начале 1950-х не было у большинства иномарок европейского производства.
За счет использования независимой бесшкворневой передней подвески, Москвич-402 стал более комфортным на ходу. Электрооборудование установили на 12 вольт – раньше оно было шестивольтовое, устаревшее и проблемное.
Хотя задний мост оставили без изменений, коробка передач получила специальный удлинитель. Это позволило инженерам укоротить кардан, что еще больше снизило вибрации на ходу.
Конечно, Москвич-402 очень жесткий, но, если сравнивать его с предыдущей версией – достаточно комфортный в движении.
Новая модель МЗМА была всем хороша, но нижнеклапанный двигатель, по факту, скопированный с немецкого Opel Kadett K38, безнадежно устарел. Хоть его объем и увеличили для Москвич-402, все равно 22,7 л. с. на тонну веса машины мало. У иномарок эти показатели были в полтора-два раза выше – до 40 л. с.
Конструкторы приняли решение разработать новый, верхнеклапанный мотор, который бы соответствовал всем мировым стандартам. Двигатель сделали, присвоив ему индекс 406, но в серийное производство запустить не смогли.
Государство посчитало нецелесообразным выделять валютные резервы на закупку за границей современного станочного оборудования. Руководство завода получило приказ справляться собственными силами.
В итоге был разработан новый двигатель на базе все того же агрегата, ведущего родословную от Opel Kadett K38, но с рядом усовершенствований.
Мотор получил:
Конструкторам удалось сделать все, что было в их силах на то время – двигатель действительно был хорош, о чем свидетельствует высокий спрос на Москвич-407 за рубежом. Примерно 50 % автомобилей этой модели шло на экспорт.
Новая машина почти не изменилась внешне. Отличить ее можно по появившемуся декоративному элементу из нержавеющей стали по бокам и укороченным молдингам на задних дверях.
Установка нового двигателя повлекла за собой использование бензина с более высоким октановым числом. В руководстве по эксплуатации указывалось, что Москвич-407 нужно заправлять А-72. Впрочем, в крайних случаях все же допускалось использовать 66 бензин.
Благодаря верхнеклапанному мотору с увеличенным объемом и мощностью, проходимость автомобиля возросла. Крейсерская скорость, рекомендованная для этой модели – 90 км/ч. Даже жарким летом так можно было передвигаться часами, не боясь перегреть двигатель.
Если нужно было совершить обгон, то мотор легко разгонял машину до 110 км/ч.
За годы выпуска, автомобиль получил ряд изменений:
Нужно отметить, что рестайлинг советских автомобилей шел по особому принципу. Машины не только модернизировали, но и упрощали, чтобы снизить себестоимость. Поэтому сейчас у коллекционеров спросом пользуются именно модели первых лет выпуска.
Модель 403 считается переходной, и производили ее недолго – с 1963 по 1965 гг. Внешне машина практически не отличалась от Москвич-407, разве что трехсоставными задними фонарями.
Зато технически переходная модель была куда более совершенной. Она получила ряд узлов и агрегатов от автомобиля нового поколения, только кузов и мотор остались прежними.
Многие недоумевают, почему Москвич-403 появился после 407 модели. Дело это запутанное, и связано оно с удобствами для производителя. Проблема в том, что переходный вариант был временный, и давать ему новый индекс (а это и все детали тоже) было неудобно. Поэтому возродили старый 403, который существовал лет 10 до того, и относился к одному из опытных двигателей, не пошедшего в свое время в серию.
Сейчас можно найти интересные проекты, созданные на базе Москвич-402/407/403. В основном машины восстанавливают, но бывает, когда их переделывают, ставя мощные моторы V6 или V8.
Но не спешите делать из старенького автомобильчика спортивную модель – его запас прочности не рассчитан на такие издевательства. Лучше восстановить Москвич до идеала, можно и до оригинального состояния, или просто провести рестайл в духе современности.
Такие автомобили – это уже настоящее ретро, и их желательно сохранить в первозданном виде. Будет не только что детям и внукам показать, но и самому вспомнить беззаботное времечко!
Чем плох Москвич-400?
После окончания Великой Отечественной войны Московский завод малолитражных автомобилей получил оборудование по выпуску Opel Kadett K38 и всю оставшуюся техническую документацию. Конечно, станки разбиты, чертежей не хватало, но с помощью немецких инженеров в СССР наладили выпуск Москвич-400.
В газетах того времени писали, что отечественная малолитражка ничем не уступает Опелю.
Конструкторы доработали автомобиль:
- ? Мощность двигателя увеличена
- ? КПП получила подрулевой рычаг
Но все равно, если сравнивать Опель Кадет с Москвич-400, «немец» был современнее. В СССР машину разрабатывали в условиях послевоенной разрухи.
Оригинальный Опель Кадетт. Фото: Youtube.com
В начале 1950-х стало ясно – Москвич-400 нужно срочно менять на что-то технически совершенное, соответствующее духу времени. Никакие модернизации «старичку» уже не помогут – только модель в новом кузове.
Рождение Москвич-402
Работа над автомобилем началась в 1950 году. Свое конструкторское бюро на МЗМА в то время не имело опытных инженеров. Поэтому для разработки Москвич-402 привлекли специалистов заводов ГАЗ и ЗиС.
Сделать новый двигатель помог И. И. Окунев, он перешел на МЗМА с Московского мотоциклетного, который в это время как раз закрывали.
Главную роль в разработке Москвич-402 сыграли сотрудники Горьковского автомобильного завода. Не зря машина получила дизайн, как у Волги. Кстати, пресс-формы для кузовных деталей были изготовлены на ГАЗ.
В 1951 году было собрано 7 опытных автомобилей Москвич-402-425. Каждый из созданных экземпляров чем-то отличался – во время испытаний конструкторы выбирали единый дизайн.
Первая партия серийных автомобилей выпущена только в 1956 году. Москвич-402 стал современным.
Он получил множество особенностей, ранее не применяемых в автомобилестроении СССР:
- ? Панорамное ветровое стекло – цельногнутое
- ? Амортизаторы телескопического типа
- ? Передняя бесшкворневая подвеска
- ? Кнопки дверных звонков
Автомобиль стал настолько привлекательным внешне, его с удовольствием покупали за рубежом.
Особенности модели 402
В отличие от предыдущей машины, автомобиль получил просторный кузов повышенной жесткости. Внутри помещалось 5 человек. Раньше попасть в багажник можно было только изнутри, теперь это отделение имело доступ извне.
Москвич был красив и современен. Фото: Youtube.com
Автомобиль получил штатный отопитель, указатели поворотов и даже радиоприемник. Такого в начале 1950-х не было у большинства иномарок европейского производства.
За счет использования независимой бесшкворневой передней подвески, Москвич-402 стал более комфортным на ходу. Электрооборудование установили на 12 вольт – раньше оно было шестивольтовое, устаревшее и проблемное.
Хотя задний мост оставили без изменений, коробка передач получила специальный удлинитель. Это позволило инженерам укоротить кардан, что еще больше снизило вибрации на ходу.
Конечно, Москвич-402 очень жесткий, но, если сравнивать его с предыдущей версией – достаточно комфортный в движении.
Рождение Москвич-407
Новая модель МЗМА была всем хороша, но нижнеклапанный двигатель, по факту, скопированный с немецкого Opel Kadett K38, безнадежно устарел. Хоть его объем и увеличили для Москвич-402, все равно 22,7 л. с. на тонну веса машины мало. У иномарок эти показатели были в полтора-два раза выше – до 40 л. с.
Двухцветные Москвичи тогда шли в основном на экспорт. Фото: Youtube.com
Конструкторы приняли решение разработать новый, верхнеклапанный мотор, который бы соответствовал всем мировым стандартам. Двигатель сделали, присвоив ему индекс 406, но в серийное производство запустить не смогли.
Государство посчитало нецелесообразным выделять валютные резервы на закупку за границей современного станочного оборудования. Руководство завода получило приказ справляться собственными силами.
В итоге был разработан новый двигатель на базе все того же агрегата, ведущего родословную от Opel Kadett K38, но с рядом усовершенствований.
Мотор получил:
- ? Рабочий объем 1 360 см3
- ? Мощность 45 л. с.
- ? Верхнее расположение клапанов
- ? Алюминиевую головку цилиндров
Конструкторам удалось сделать все, что было в их силах на то время – двигатель действительно был хорош, о чем свидетельствует высокий спрос на Москвич-407 за рубежом. Примерно 50 % автомобилей этой модели шло на экспорт.
Двигатель Москвича-407. Фото: Youtube.com
Новая машина почти не изменилась внешне. Отличить ее можно по появившемуся декоративному элементу из нержавеющей стали по бокам и укороченным молдингам на задних дверях.
Особенности Москвич-407
Установка нового двигателя повлекла за собой использование бензина с более высоким октановым числом. В руководстве по эксплуатации указывалось, что Москвич-407 нужно заправлять А-72. Впрочем, в крайних случаях все же допускалось использовать 66 бензин.
Благодаря верхнеклапанному мотору с увеличенным объемом и мощностью, проходимость автомобиля возросла. Крейсерская скорость, рекомендованная для этой модели – 90 км/ч. Даже жарким летом так можно было передвигаться часами, не боясь перегреть двигатель.
Если нужно было совершить обгон, то мотор легко разгонял машину до 110 км/ч.
Идеально восстановленный Москвич-407. Фото: Youtube.com
За годы выпуска, автомобиль получил ряд изменений:
- ? 1958 – появление надписи «Москвич» на капоте
- ? 1959 – 4-КПП
- ? 1960 – негипоидный задний мост заменили на гепоидный, новая радиаторная решетка
- ? 1962 – бампера лишились характерных «клыков» для упрощения и удешевления производства
Нужно отметить, что рестайлинг советских автомобилей шел по особому принципу. Машины не только модернизировали, но и упрощали, чтобы снизить себестоимость. Поэтому сейчас у коллекционеров спросом пользуются именно модели первых лет выпуска.
Переходный Москвич-403
Модель 403 считается переходной, и производили ее недолго – с 1963 по 1965 гг. Внешне машина практически не отличалась от Москвич-407, разве что трехсоставными задними фонарями.
Москвич-403. Фото: Youtube.com
Зато технически переходная модель была куда более совершенной. Она получила ряд узлов и агрегатов от автомобиля нового поколения, только кузов и мотор остались прежними.
Многие недоумевают, почему Москвич-403 появился после 407 модели. Дело это запутанное, и связано оно с удобствами для производителя. Проблема в том, что переходный вариант был временный, и давать ему новый индекс (а это и все детали тоже) было неудобно. Поэтому возродили старый 403, который существовал лет 10 до того, и относился к одному из опытных двигателей, не пошедшего в свое время в серию.
Тюнинг или восстановление?
Сейчас можно найти интересные проекты, созданные на базе Москвич-402/407/403. В основном машины восстанавливают, но бывает, когда их переделывают, ставя мощные моторы V6 или V8.
Но не спешите делать из старенького автомобильчика спортивную модель – его запас прочности не рассчитан на такие издевательства. Лучше восстановить Москвич до идеала, можно и до оригинального состояния, или просто провести рестайл в духе современности.
Внутри, конечно, тесновато. Фото: Youtube.com
Такие автомобили – это уже настоящее ретро, и их желательно сохранить в первозданном виде. Будет не только что детям и внукам показать, но и самому вспомнить беззаботное времечко!
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Из CR929 – С929: где Китай возьмет двигатели?
После выхода РФ из проекта CR929, китайцы продолжили строить самолет самостоятельно. Планер и электронное оборудование КНР по силам, но с двигателем –...
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
АВТОВАЗу грозит банкротство – что об этом думают российские автолюбители
При этом объемы производства растут. Да и цены на автомобили регулярно повышают....
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Дизельный УАЗ и дюжина новых моделей – компания Sollers провела грандиозную презентацию
Российская компания давно не проводила мероприятия таких масштабов. Бренд подготовил новые фургоны, пикапы, минивэн и внедорожник. Кроме того, улучшили и...
Вертолетное шасси – полозья или колеса?
Почему-то у американских вертолетов в основном полозья, а у советских, российских – колеса. А что лучше и надежнее? Это и будем выяснять....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Китайские партнеры заинтересовались нашими вертолетами
Российские машины среднего класса доминируют в Азиатском регионе. В сегменте тяжелых двухдвигательных вертолетов наши разработки занимают 30%, и продолжают...
К-750 – советский мотоцикл, восстановленный по современным технологиям
Некоторые россияне и жители СНГ любят советские мотоциклы. Для многих это не единственная и бюджетная возможность передвигаться на двух колесах, а отдушина....
Брянский автомобильный завод готовит к выпуску уникальные грузовики
Это будет пожарный автомобиль для аэродромов. Он заявлен как на 100% отечественный, но есть нюансы....