Как все начиналось?
Началом пути PAL-V в покорении неба и автомобильных дорог стал концепт X1, прошедший первые испытания в 2009 году. Успех мотивировал компанию на выпуск прототипа X2, который больше был известен в прессе как PAL-V One. Свой первый полет автомобиль-гироплан совершил в 2012 году.
Несмотря на трехколесную компоновку, аппарат весьма устойчив на дороге. Фото: youtube.com
Успешные испытания стали толчком для разработки первого именно серийного летающего авто на базе гироплана. Официальные заявления о старте продаж впервые появились в 2017 году, а через год – 6 марта 2018 года – компания PAL-V презентовала свое детище на Женевском автосалоне.
В 2020 году было объявлено о запуске производства летающих автомобилей в штате Гуджарат, что в Индии. На сегодняшний день на официальном сайте можно оформить предварительный заказ на одну из двух комплектаций. В США доступны версии PAV-L Liberty Pioneer Edition и Sport Edition.
Как устроен аппарат?
Визуально летающий автомобиль PAL-V Liberty не очень-то и похож на машину. Как минимум здесь не четыре колеса, а три – два на задней оси и одно рулевое, что роднит аппарат с гиропланом. Пока транспорт твердо стоит на земле, массивный пропеллер зафиксирован в сложенном состоянии в задней части кузова. Там же находится еще один винт поменьше, отвечающий за движение вперед.
В задней части установлен складной винт, сверху еще один, но побольше. Фото: youtube.com
Трансформация автомобиля в гироплан – дело не автоматическое, но автоматизированное. Штанга с задним пропеллером выдвигается самостоятельно, но хвостовую часть и лопасти главного винта водителю придется раскрывать лично. По свидетельствам очевидцев, на это нужно менее 10 минут. Соответственно, тяга двигателя с колес в режиме полета передается полностью на оба пропеллера.
Интересные параметры
Не забудем коротко пройтись по техническим характеристикам уникальной летательной техники. Известно не так много, но все же:
✅ длина – 4 м
✅ ширина – 2 м
✅ высота – 1,7 м
✅ масса – 664 кг
✅ бак – 100 л
На земле PAL-V Liberty разгоняется до 160 км/ч, а в воздухе – все 180 км/ч. На одном полностью заправленном топливном баке получится пролететь целых 500 км, вполне неплохой результат. Что касается грузоподъемности, здесь не все радужно. Можно взять с собой не больше 20 кг багажа.
Максимальная взлетная масса – 910 кг, то есть на людей, топливо и предметы остается немногим более 240 кг. Заправляться можно бензином АИ-95 или АИ-98. Средний расход – 7,6 л/100 км на суше и 26 л/100 км в воздухе. От 0 до 100 км/ч летающий автомобиль разгоняется около 9 секунд.
Что же там в салоне?
Сразу в глаза бросается приборная панель с цифровым авиагоризонтом, тумблерами и остальными приборами, которые никогда не увидишь в обычном автомобиле. Неудивительно, что для руления этим аппаратом в воздухе хочешь не хочешь, а придется обучаться и получать лицензию пилота.
За рулем аппарата можно почувствовать себя полноценным пилотом. Фото: youtube.com
Места в салоне всего на двоих человек, но им точно будет комфортно – места достаточно. Руль тоже намекает на гибридный формат аппарата: напоминает одновременно и руль, и штурвал самолета. В целом оформление салона простое, без изысков, упор сделан на функционал на земле и в небе.
Сколько стоит это чудо?
По официальным данным, обе комплектации PAL-V Liberty планируется выпустить в количестве 90 экземпляров. Ограниченность серии и уникальность летательного аппарата обуславливают его крайне неприличную цену. Так, в США Pioneer Edition стоит от 599 тысяч долларов. Более простой вариант в виде Sport Edition возможно заказать на официальном сайте PAL-V за 399 тысяч долларов.