
PAL-V Liberty – летающий авто, который смог
Компания PAL-V из Нидерландов буквально «перевернула игру», испытав еще в 2009 году концепт серийного автомобиля-гироплана. Наверняка многие люди подумали, что далее красивого проекта дело не зайдет, но как же они ошибались. В 2021 году PAL-V Liberty стал первым в истории серийным летающим автомобилем, который вышел за рамки концепта и пошел в производство.
Началом пути PAL-V в покорении неба и автомобильных дорог стал концепт X1, прошедший первые испытания в 2009 году. Успех мотивировал компанию на выпуск прототипа X2, который больше был известен в прессе как PAL-V One. Свой первый полет автомобиль-гироплан совершил в 2012 году.
Несмотря на трехколесную компоновку, аппарат весьма устойчив на дороге. Фото: youtube.com
Успешные испытания стали толчком для разработки первого именно серийного летающего авто на базе гироплана. Официальные заявления о старте продаж впервые появились в 2017 году, а через год – 6 марта 2018 года – компания PAL-V презентовала свое детище на Женевском автосалоне.
В 2020 году было объявлено о запуске производства летающих автомобилей в штате Гуджарат, что в Индии. На сегодняшний день на официальном сайте можно оформить предварительный заказ на одну из двух комплектаций. В США доступны версии PAV-L Liberty Pioneer Edition и Sport Edition.
Визуально летающий автомобиль PAL-V Liberty не очень-то и похож на машину. Как минимум здесь не четыре колеса, а три – два на задней оси и одно рулевое, что роднит аппарат с гиропланом. Пока транспорт твердо стоит на земле, массивный пропеллер зафиксирован в сложенном состоянии в задней части кузова. Там же находится еще один винт поменьше, отвечающий за движение вперед.
В задней части установлен складной винт, сверху еще один, но побольше. Фото: youtube.com
Трансформация автомобиля в гироплан – дело не автоматическое, но автоматизированное. Штанга с задним пропеллером выдвигается самостоятельно, но хвостовую часть и лопасти главного винта водителю придется раскрывать лично. По свидетельствам очевидцев, на это нужно менее 10 минут. Соответственно, тяга двигателя с колес в режиме полета передается полностью на оба пропеллера.
Не забудем коротко пройтись по техническим характеристикам уникальной летательной техники. Известно не так много, но все же:
✅ длина – 4 м
✅ ширина – 2 м
✅ высота – 1,7 м
✅ масса – 664 кг
✅ бак – 100 л
На земле PAL-V Liberty разгоняется до 160 км/ч, а в воздухе – все 180 км/ч. На одном полностью заправленном топливном баке получится пролететь целых 500 км, вполне неплохой результат. Что касается грузоподъемности, здесь не все радужно. Можно взять с собой не больше 20 кг багажа.
Максимальная взлетная масса – 910 кг, то есть на людей, топливо и предметы остается немногим более 240 кг. Заправляться можно бензином АИ-95 или АИ-98. Средний расход – 7,6 л/100 км на суше и 26 л/100 км в воздухе. От 0 до 100 км/ч летающий автомобиль разгоняется около 9 секунд.
Сразу в глаза бросается приборная панель с цифровым авиагоризонтом, тумблерами и остальными приборами, которые никогда не увидишь в обычном автомобиле. Неудивительно, что для руления этим аппаратом в воздухе хочешь не хочешь, а придется обучаться и получать лицензию пилота.
За рулем аппарата можно почувствовать себя полноценным пилотом. Фото: youtube.com
Места в салоне всего на двоих человек, но им точно будет комфортно – места достаточно. Руль тоже намекает на гибридный формат аппарата: напоминает одновременно и руль, и штурвал самолета. В целом оформление салона простое, без изысков, упор сделан на функционал на земле и в небе.
По официальным данным, обе комплектации PAL-V Liberty планируется выпустить в количестве 90 экземпляров. Ограниченность серии и уникальность летательного аппарата обуславливают его крайне неприличную цену. Так, в США Pioneer Edition стоит от 599 тысяч долларов. Более простой вариант в виде Sport Edition возможно заказать на официальном сайте PAL-V за 399 тысяч долларов.
Как все начиналось?
Началом пути PAL-V в покорении неба и автомобильных дорог стал концепт X1, прошедший первые испытания в 2009 году. Успех мотивировал компанию на выпуск прототипа X2, который больше был известен в прессе как PAL-V One. Свой первый полет автомобиль-гироплан совершил в 2012 году.

Успешные испытания стали толчком для разработки первого именно серийного летающего авто на базе гироплана. Официальные заявления о старте продаж впервые появились в 2017 году, а через год – 6 марта 2018 года – компания PAL-V презентовала свое детище на Женевском автосалоне.
В 2020 году было объявлено о запуске производства летающих автомобилей в штате Гуджарат, что в Индии. На сегодняшний день на официальном сайте можно оформить предварительный заказ на одну из двух комплектаций. В США доступны версии PAV-L Liberty Pioneer Edition и Sport Edition.
Как устроен аппарат?
Визуально летающий автомобиль PAL-V Liberty не очень-то и похож на машину. Как минимум здесь не четыре колеса, а три – два на задней оси и одно рулевое, что роднит аппарат с гиропланом. Пока транспорт твердо стоит на земле, массивный пропеллер зафиксирован в сложенном состоянии в задней части кузова. Там же находится еще один винт поменьше, отвечающий за движение вперед.

Трансформация автомобиля в гироплан – дело не автоматическое, но автоматизированное. Штанга с задним пропеллером выдвигается самостоятельно, но хвостовую часть и лопасти главного винта водителю придется раскрывать лично. По свидетельствам очевидцев, на это нужно менее 10 минут. Соответственно, тяга двигателя с колес в режиме полета передается полностью на оба пропеллера.
Интересные параметры
Не забудем коротко пройтись по техническим характеристикам уникальной летательной техники. Известно не так много, но все же:
✅ длина – 4 м
✅ ширина – 2 м
✅ высота – 1,7 м
✅ масса – 664 кг
✅ бак – 100 л
На земле PAL-V Liberty разгоняется до 160 км/ч, а в воздухе – все 180 км/ч. На одном полностью заправленном топливном баке получится пролететь целых 500 км, вполне неплохой результат. Что касается грузоподъемности, здесь не все радужно. Можно взять с собой не больше 20 кг багажа.
Максимальная взлетная масса – 910 кг, то есть на людей, топливо и предметы остается немногим более 240 кг. Заправляться можно бензином АИ-95 или АИ-98. Средний расход – 7,6 л/100 км на суше и 26 л/100 км в воздухе. От 0 до 100 км/ч летающий автомобиль разгоняется около 9 секунд.
Что же там в салоне?
Сразу в глаза бросается приборная панель с цифровым авиагоризонтом, тумблерами и остальными приборами, которые никогда не увидишь в обычном автомобиле. Неудивительно, что для руления этим аппаратом в воздухе хочешь не хочешь, а придется обучаться и получать лицензию пилота.

Места в салоне всего на двоих человек, но им точно будет комфортно – места достаточно. Руль тоже намекает на гибридный формат аппарата: напоминает одновременно и руль, и штурвал самолета. В целом оформление салона простое, без изысков, упор сделан на функционал на земле и в небе.
Сколько стоит это чудо?
По официальным данным, обе комплектации PAL-V Liberty планируется выпустить в количестве 90 экземпляров. Ограниченность серии и уникальность летательного аппарата обуславливают его крайне неприличную цену. Так, в США Pioneer Edition стоит от 599 тысяч долларов. Более простой вариант в виде Sport Edition возможно заказать на официальном сайте PAL-V за 399 тысяч долларов.
- Олег Донской
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...

Новый Volkswagen Passat стал дешевле и сильно проще
Убрали много полезных и не очень опций. Как все это сказалось на цене и уровне комфорта?...

Стартовало серийное производство LADA Iskra
Выпуск модели приурочен к юбилею АВТОВАЗа. Ведь 55 лет назад на заводе собрали первый ВАЗ-2101....