
ГАЗ-33086 «Земляк» – полноприводный грузовик высокой проходимости
Грузовые автомобили горьковского завода всегда отличались проходимостью. Даже если не брать в расчет полноприводные модели, вроде ГАЗ-66, те же ГАЗ-53, благодаря высокому дорожному просвету, свободно передвигались в сельской местности.
Вот только в распутицу заднего привода часто не хватало, особенно во время работ в деревнях. Для таких условий идеально подходил ГАЗ-66, да только его грузоподъемность в 2 тонны для сельского хозяйства не очень годилась. Получался перерасход топлива, времени, шофер на ГАЗ-53, например, за смену мог перевести в два раза больше.
Проблему частично удалось решить в 1997 году, когда появилась модель «Садко». Этот автомобиль с индексом 3308 сделал тесную и неудобную «Шишигу» достаточно комфортным.
Это ГАЗ-3308 «Садко». Фото: Youtube.com
Вот только неизменное шасси и односкатная задняя ошиновка позволила увеличить грузоподъемность всего на 500 кг. Впрочем, основными причинами появления ГАЗ-3308 были:
✅ Смена поколений
✅ Переход на кабины типа 3307
✅ Унификация модельного ряда
Бескапотная концепция, ранее казавшаяся идеальной для транспортировки, скомпрометировала себя во время войны в Афганистане. Чтобы водитель при подрыве на мине уцелел, нужен был длинный «нос».
Получается, что несмотря на появление ГАЗ-3308 «Садко», оставалась незакрытая потребность в среднетоннажном автомобиле повышенной проходимости. Он должен был одновременно иметь грузоподъемность на уровне ГАЗ-3307/09 и быть не хуже ГАЗ-66.
«Земляк» в процессе работы. Фото: Youtube.com
Учитывая, что «Садко» дебютировал в 1997 году, специалистам понадобилось слишком много времени для разработки новой модели. ГАЗ-33089 начали выпускать серийно только через 8 лет после дебюта преемника «Шишиги».
«Земляк» казался идеалом. Он совместил в себе:
✅ Грузоподъемность в 4,5 тонны
✅ Высокую проходимость
✅ Экономичность
Интересно, что модель сразу выпускалась в двух версиях – карбюраторной и дизельной. Хотя грузовик изначально планировался только на тяжелом топливе, проблемы с поставками моторов Минского тракторного завода заставили устанавливать устаревшие бензиновые двигатели. Карбюраторная версия имела индекс 33085, она выпускалась малым тиражом и на б/у рынке не встречается.
Уровень проходимости ГАЗ-33086 почти сравним с «Садко». Двухскатная ошиновка сзади усложняет передвижение в грязи, зато дает преимущество в грузоподъемности. А в обслуживании «Земляк» обходится примерно в ту же сумму, что и обычный грузовой ГАЗ-3309.
Этот ГАЗ-33086 из ограниченной партии с передним мостом без самоблокирующего редуктора. Фото: Youtube.com
Модель пользуется спросом в самых суровых условиях эксплуатации, как правило, в Сибири и северных районах. Специально для работы при минусовых температурах, автомобили опционально оборудовались на заводе автономными отопителями кабины и предпусковыми обогревателями.
Сейчас грузовик не выпускается. Последний автомобиль сошел с конвейера в 2020 году.
ГАЗ-33086 – это нечто промежуточное между бортовым среднетоннажным грузовиком с индексом 3309 и «Садко». Последний – это «Шишига» с капотной кабиной, чаще всего, с дизельным двигателем.
От ГАЗ-66 новый автомобиль получил полноприводную трансмиссию, но конструктивно он все же ближе к стандартному «Газону». Из-за этого дорожный просвет «Земляка» ниже, чем у «Садко», но все равно, уровень проходимости почти такой же. Учитывая, что ГАЗ-33089 не внедорожник, он способен проехать везде, если специально не лезть в грязь. Кстати, из-за более низкого дорожного просвета, «Земляк» устойчивее, чем «Садко».
Такая «вахтовка» завезет куда угодно. Фото: Youtube.com
Тормоза у грузовика барабанные на все колеса. Для машины, которая предназначена для работы в суровых условиях, это скорее плюс – они закрыты от грязи. В базовой комплектации есть антиблокировочная система.
Как правило, ГАЗ-33086 предлагался в бортовом исполнении или с КУНГом. Последний вариант не так популярен – там больше актуален «Садко», у него выше проходимость и нет надобности в грузоподъемности 4,5 тонны.
Бортовые варианты предлагались как с цельнометаллической, так и комбинированной грузовой платформой. В последнем варианте борта стальные, а основание из дерева. В случае повреждений, доски проще заменить своими силами.
В базовом исполнении ГАЗ-33086 комплектовался аккумулятором повышенной емкости и подкачкой шин. В качестве опций можно было заказать переднюю лебедку и вал отбора мощности.
Внешне «Земляк» напоминает типичный «Газон». Но если присмотреться, можно заметить более высокий дорожный просвет и резину с универсальным протектором, больше предназначенным для грунтовых дорог, чем для трассы.
Внутри традиционный интерьер для «Газона». Фото: Youtube.com
Кабина взята от ГАЗ-3307/09 без изменений. Внутри могут разместиться водитель и два пассажира, хотя, на практике, удобно там только одному. Желательно, чтобы второй был субтильного телосложения или ребенком, иначе он будет мешать работать «кочергой» коробки передач. Чаще всего кабины заказывали двух, а не трехместные.
Есть у ГАЗ-33086 один минус – машина достаточно высокая, а поручней нет. Поэтому тучным водителям и пассажирам не так легко попасть внутрь.
Как у всех «Газонов» серий 3307/09, кабина «Земляка» не отличается высокой коррозийной устойчивостью. Если ее не обрабатывать и не подкрашивать сколы, то она очень быстро заржавеет, причем сквозная коррозия тут не редкость. Впрочем, найти целую кабину недорого для ГАЗ-33086 – не проблема.
Основной силовой агрегат «Земляка» – это дизель от Минского моторного завода. Двигатель с индексом Д 245.7 отличается надежностью и простотой в ремонте. Хотя, он нуждается в регулярном обслуживании. Если ездить на этом дизеле с таким же подходом, как на карбюраторном моторе, он покажется откровенно «сопливым» и капризным.
Под капотом турбодизель белорусского производства. Фото: Youtube.com
Рабочий объем силового агрегата – 4,75 литра. Он развивает мощность в 122 л. с. Максимальная скорость автомобиля на шоссе – 90 км/ч. Для современного ритма этого мало, но в условиях отсутствия качественного дорожного покрытия, более чем достаточно.
Благодаря турбине, крутящий момент составляет 417 н/м при оборотах в минуту от 1,7 до 2,1 тысячи.
ГАЗ-33086 оснащен механической пятиступенчатой коробкой передач с синхронизаторами. По сравнению с иномарками, работать с КПП достаточно сложно – она требует привыкания и физической силы. Да и размах рычага традиционно велик.
Подвески у ГАЗ-33086 рессорные, но с амортизаторами гидравлического типа. Такая конструкция одновременно позволила добиться проходимости при грузоподъемности на уровне с «Газоном».
Для удобства пассажиров предусмотрена лесенка. Фото: Youtube.com
Любители использовать рабочие автомобили для охоты и рыбалки, иногда жалуются, что дорожного просвета им не хватает. К проходимости претензий нет, но ГАЗ-33086 может «сесть» на передний мост при пересечении холмистой местности.
Под заказ Горьковский автомобильный завод выпускал разные версии грузовиков «Земляк», включая модификации с двойными кабинами. В Саранске на шасси ГАЗ-33086 делали самосвалы.
«Земляк» так и не стал массовым, поэтому найти на б/у рынке этот автомобиль сложно. Модель востребована у фермеров за счет сочетания грузоподъемности, экономичности и проходимости. Поэтому и продавать такие грузовики не хотят.
Вот только в распутицу заднего привода часто не хватало, особенно во время работ в деревнях. Для таких условий идеально подходил ГАЗ-66, да только его грузоподъемность в 2 тонны для сельского хозяйства не очень годилась. Получался перерасход топлива, времени, шофер на ГАЗ-53, например, за смену мог перевести в два раза больше.
Проблему частично удалось решить в 1997 году, когда появилась модель «Садко». Этот автомобиль с индексом 3308 сделал тесную и неудобную «Шишигу» достаточно комфортным.

Вот только неизменное шасси и односкатная задняя ошиновка позволила увеличить грузоподъемность всего на 500 кг. Впрочем, основными причинами появления ГАЗ-3308 были:
✅ Смена поколений
✅ Переход на кабины типа 3307
✅ Унификация модельного ряда
Бескапотная концепция, ранее казавшаяся идеальной для транспортировки, скомпрометировала себя во время войны в Афганистане. Чтобы водитель при подрыве на мине уцелел, нужен был длинный «нос».
Появление ГАЗ-33089 «Земляк»
Получается, что несмотря на появление ГАЗ-3308 «Садко», оставалась незакрытая потребность в среднетоннажном автомобиле повышенной проходимости. Он должен был одновременно иметь грузоподъемность на уровне ГАЗ-3307/09 и быть не хуже ГАЗ-66.

Учитывая, что «Садко» дебютировал в 1997 году, специалистам понадобилось слишком много времени для разработки новой модели. ГАЗ-33089 начали выпускать серийно только через 8 лет после дебюта преемника «Шишиги».
«Земляк» казался идеалом. Он совместил в себе:
✅ Грузоподъемность в 4,5 тонны
✅ Высокую проходимость
✅ Экономичность
Интересно, что модель сразу выпускалась в двух версиях – карбюраторной и дизельной. Хотя грузовик изначально планировался только на тяжелом топливе, проблемы с поставками моторов Минского тракторного завода заставили устанавливать устаревшие бензиновые двигатели. Карбюраторная версия имела индекс 33085, она выпускалась малым тиражом и на б/у рынке не встречается.
Уровень проходимости ГАЗ-33086 почти сравним с «Садко». Двухскатная ошиновка сзади усложняет передвижение в грязи, зато дает преимущество в грузоподъемности. А в обслуживании «Земляк» обходится примерно в ту же сумму, что и обычный грузовой ГАЗ-3309.

Модель пользуется спросом в самых суровых условиях эксплуатации, как правило, в Сибири и северных районах. Специально для работы при минусовых температурах, автомобили опционально оборудовались на заводе автономными отопителями кабины и предпусковыми обогревателями.
Сейчас грузовик не выпускается. Последний автомобиль сошел с конвейера в 2020 году.
Особенности модели
ГАЗ-33086 – это нечто промежуточное между бортовым среднетоннажным грузовиком с индексом 3309 и «Садко». Последний – это «Шишига» с капотной кабиной, чаще всего, с дизельным двигателем.
От ГАЗ-66 новый автомобиль получил полноприводную трансмиссию, но конструктивно он все же ближе к стандартному «Газону». Из-за этого дорожный просвет «Земляка» ниже, чем у «Садко», но все равно, уровень проходимости почти такой же. Учитывая, что ГАЗ-33089 не внедорожник, он способен проехать везде, если специально не лезть в грязь. Кстати, из-за более низкого дорожного просвета, «Земляк» устойчивее, чем «Садко».

Тормоза у грузовика барабанные на все колеса. Для машины, которая предназначена для работы в суровых условиях, это скорее плюс – они закрыты от грязи. В базовой комплектации есть антиблокировочная система.
Как правило, ГАЗ-33086 предлагался в бортовом исполнении или с КУНГом. Последний вариант не так популярен – там больше актуален «Садко», у него выше проходимость и нет надобности в грузоподъемности 4,5 тонны.
Бортовые варианты предлагались как с цельнометаллической, так и комбинированной грузовой платформой. В последнем варианте борта стальные, а основание из дерева. В случае повреждений, доски проще заменить своими силами.
В базовом исполнении ГАЗ-33086 комплектовался аккумулятором повышенной емкости и подкачкой шин. В качестве опций можно было заказать переднюю лебедку и вал отбора мощности.
Кабина
Внешне «Земляк» напоминает типичный «Газон». Но если присмотреться, можно заметить более высокий дорожный просвет и резину с универсальным протектором, больше предназначенным для грунтовых дорог, чем для трассы.

Кабина взята от ГАЗ-3307/09 без изменений. Внутри могут разместиться водитель и два пассажира, хотя, на практике, удобно там только одному. Желательно, чтобы второй был субтильного телосложения или ребенком, иначе он будет мешать работать «кочергой» коробки передач. Чаще всего кабины заказывали двух, а не трехместные.
Есть у ГАЗ-33086 один минус – машина достаточно высокая, а поручней нет. Поэтому тучным водителям и пассажирам не так легко попасть внутрь.
Как у всех «Газонов» серий 3307/09, кабина «Земляка» не отличается высокой коррозийной устойчивостью. Если ее не обрабатывать и не подкрашивать сколы, то она очень быстро заржавеет, причем сквозная коррозия тут не редкость. Впрочем, найти целую кабину недорого для ГАЗ-33086 – не проблема.
Двигатель
Основной силовой агрегат «Земляка» – это дизель от Минского моторного завода. Двигатель с индексом Д 245.7 отличается надежностью и простотой в ремонте. Хотя, он нуждается в регулярном обслуживании. Если ездить на этом дизеле с таким же подходом, как на карбюраторном моторе, он покажется откровенно «сопливым» и капризным.

Рабочий объем силового агрегата – 4,75 литра. Он развивает мощность в 122 л. с. Максимальная скорость автомобиля на шоссе – 90 км/ч. Для современного ритма этого мало, но в условиях отсутствия качественного дорожного покрытия, более чем достаточно.
Благодаря турбине, крутящий момент составляет 417 н/м при оборотах в минуту от 1,7 до 2,1 тысячи.
Особенности трансмиссии
ГАЗ-33086 оснащен механической пятиступенчатой коробкой передач с синхронизаторами. По сравнению с иномарками, работать с КПП достаточно сложно – она требует привыкания и физической силы. Да и размах рычага традиционно велик.
Система полного привода «Земляка» аналогична той, что используется на «Садко». А если разбираться дальше, то она окажется идентичной ГАЗ-66. Есть двухскоростная раздаточная коробка, позволяющая преодолевать проблемные участки пути.
Подвески у ГАЗ-33086 рессорные, но с амортизаторами гидравлического типа. Такая конструкция одновременно позволила добиться проходимости при грузоподъемности на уровне с «Газоном».

Любители использовать рабочие автомобили для охоты и рыбалки, иногда жалуются, что дорожного просвета им не хватает. К проходимости претензий нет, но ГАЗ-33086 может «сесть» на передний мост при пересечении холмистой местности.
Под заказ Горьковский автомобильный завод выпускал разные версии грузовиков «Земляк», включая модификации с двойными кабинами. В Саранске на шасси ГАЗ-33086 делали самосвалы.
«Земляк» так и не стал массовым, поэтому найти на б/у рынке этот автомобиль сложно. Модель востребована у фермеров за счет сочетания грузоподъемности, экономичности и проходимости. Поэтому и продавать такие грузовики не хотят.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...

Новый Volkswagen Passat стал дешевле и сильно проще
Убрали много полезных и не очень опций. Как все это сказалось на цене и уровне комфорта?...

Стартовало серийное производство LADA Iskra
Выпуск модели приурочен к юбилею АВТОВАЗа. Ведь 55 лет назад на заводе собрали первый ВАЗ-2101....