У межконтинентального Ил-62 юбилей — 60 лет в небе
Второе января навсегда останется знаковой датой в истории советской авиации — турбореактивный Ил-62 60 лет назад впервые вырулил на взлетную полосу, чтобы взмыть в небо. В ОКБ имени Ильюшина этот самолет был создан на замену воздушных судов Ту-114 и Ил-18.
Его характеристики полностью вписывались в международные нормы безопасности, предъявляемые к авиалайнерам этого класса. В то время по своим параметрам Ил-62 не уступал иностранным аналогам ведущих авиаконцернов планеты. Дальнемагистральный самолет для транспортировки пассажиров поступил в эксплуатацию через 4 года с небольшим — в конце 1967.
Межконтинентальный авиалайнер имел размах крыла в 43,2 м при длине фюзеляжа в 49 м. Дальность полета была ограничена 10 тыс. км. Его модификация Ил-62 М могла совершать перелеты на расстояние до 11 050 км. Пассажировместимость самолета — 168 человек (в модификации на 18 больше). Максимальная скорость воздушного судна достигала 870 км/час. Однако по сравнению с современными самолетами его можно смело называть «небесным тихоходом». Он настолько выбивался из общего самолетопотока, что в последние годы эксплуатации на восточном направлении его маршрут шел по северному, дальнему коридору, через Норильск.
Стоит отметить, что в своем классе Ил-62 был особенным. Это единственный летательный аппарат с безбустерной механической системой управления. Руление выполнялось с помощью трубчатых тяг, а первые качалки элеронов приводились в действие тросовой проводкой. Четыре двигателя были установлены в хвостовой части фюзеляжа.
В Базовой версии Ил-62 использовали двухвальные ТРДД НК-8. Для увеличения дальности полета в поздних версиях самолета он был заменен двухконтурным турбореактивным Д-30 КУ. Его взлетная тяга была больше предшественника на 1000 кгс, и составляла 11500 кгс.
За все время серийного производства, а это с 1966 по 1995 годы, было выпущено 289 авиалайнеров. Из них модифицированных ИЛ-62 М собрано 192 машины. Однако на внутренних авиалиниях увидели далеко не все Ил-62. 81 воздушное судно было предоставлено странам социалистического лагеря, включая Кубу, Мозамбик и КНДР.
Самолет также служил «бортом № 1». В СССР на нем летал Брежнев и другие генеральные секретари. А в современной России — первый президент. Лайнер потерял правительственный статус в 1995 году. Ему на замену пришел более современный Ил-96.
Моральное устаревание модели наблюдалось еще во времена СССР. Однако лайнер пережил страну своих создателей — массово списывать самолеты стали только в середине 90-х. Наличие 4-х моторов сказывалось на рентабельности. Из-за большого расхода авиационного керосина затраты на перевозку одного пассажира не могли давать столько же прибыли, как и на современных самолетах. Тем не менее «Аэрофлот» отказался от Ил-62 только в 2005 году. А такой авиаперевозчик, как «Интеравиа», посчитал выгодным эксплуатировать лайнеры до 2009 года.
Но и сейчас на внутренних авиалиниях КНДР продолжает трудиться 4 самолета. Также известно, что 3 авиалайнера работает на маршрутах белорусской авиакомпании Rada Airlines и три в африканских странах. В коммерческой авиации России этих самолетов уже не осталось, но 8 машин продолжает приносить пользу МО РФ.
Из-за высокого уровня шума в 2002 году лайнер Ил-62 М попал под запрет в странах ЕС. Несмотря на это, самолет может смело относиться к числу долгожителей — благодаря простоте конструкции часть авиалайнеров, хоть и небольшая, но и сегодня успешно выполняет полеты.
Его характеристики полностью вписывались в международные нормы безопасности, предъявляемые к авиалайнерам этого класса. В то время по своим параметрам Ил-62 не уступал иностранным аналогам ведущих авиаконцернов планеты. Дальнемагистральный самолет для транспортировки пассажиров поступил в эксплуатацию через 4 года с небольшим — в конце 1967.
Межконтинентальный авиалайнер имел размах крыла в 43,2 м при длине фюзеляжа в 49 м. Дальность полета была ограничена 10 тыс. км. Его модификация Ил-62 М могла совершать перелеты на расстояние до 11 050 км. Пассажировместимость самолета — 168 человек (в модификации на 18 больше). Максимальная скорость воздушного судна достигала 870 км/час. Однако по сравнению с современными самолетами его можно смело называть «небесным тихоходом». Он настолько выбивался из общего самолетопотока, что в последние годы эксплуатации на восточном направлении его маршрут шел по северному, дальнему коридору, через Норильск.
Взлет Ил-62 М с коротким разбегом. Фото: YouTube.com
Стоит отметить, что в своем классе Ил-62 был особенным. Это единственный летательный аппарат с безбустерной механической системой управления. Руление выполнялось с помощью трубчатых тяг, а первые качалки элеронов приводились в действие тросовой проводкой. Четыре двигателя были установлены в хвостовой части фюзеляжа.
В Базовой версии Ил-62 использовали двухвальные ТРДД НК-8. Для увеличения дальности полета в поздних версиях самолета он был заменен двухконтурным турбореактивным Д-30 КУ. Его взлетная тяга была больше предшественника на 1000 кгс, и составляла 11500 кгс.
За все время серийного производства, а это с 1966 по 1995 годы, было выпущено 289 авиалайнеров. Из них модифицированных ИЛ-62 М собрано 192 машины. Однако на внутренних авиалиниях увидели далеко не все Ил-62. 81 воздушное судно было предоставлено странам социалистического лагеря, включая Кубу, Мозамбик и КНДР.
Ил-62М во время рулежки. Фото: YouTube.com
Самолет также служил «бортом № 1». В СССР на нем летал Брежнев и другие генеральные секретари. А в современной России — первый президент. Лайнер потерял правительственный статус в 1995 году. Ему на замену пришел более современный Ил-96.
Моральное устаревание модели наблюдалось еще во времена СССР. Однако лайнер пережил страну своих создателей — массово списывать самолеты стали только в середине 90-х. Наличие 4-х моторов сказывалось на рентабельности. Из-за большого расхода авиационного керосина затраты на перевозку одного пассажира не могли давать столько же прибыли, как и на современных самолетах. Тем не менее «Аэрофлот» отказался от Ил-62 только в 2005 году. А такой авиаперевозчик, как «Интеравиа», посчитал выгодным эксплуатировать лайнеры до 2009 года.
Ил-62 М в МЧС России. Фото: YouTube.com
Но и сейчас на внутренних авиалиниях КНДР продолжает трудиться 4 самолета. Также известно, что 3 авиалайнера работает на маршрутах белорусской авиакомпании Rada Airlines и три в африканских странах. В коммерческой авиации России этих самолетов уже не осталось, но 8 машин продолжает приносить пользу МО РФ.
Из-за высокого уровня шума в 2002 году лайнер Ил-62 М попал под запрет в странах ЕС. Несмотря на это, самолет может смело относиться к числу долгожителей — благодаря простоте конструкции часть авиалайнеров, хоть и небольшая, но и сегодня успешно выполняет полеты.
- Lilu
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...