Он мог заменить спутники – суборбитальный самолет Proteus
Высотная дальнемагистральная модель с тандемным крылом разработана Бертом Рутаном — главным новатором в современном авиастроении. С самолетом было связано много планов, но их так и не смогли реализовать. Тем не менее техника достойна внимания и будет интересна каждому, кто неравнодушен к авиации.
Model 281 Proteus начали разрабатывать по заказу частной компании Angel Technologies. Но впоследствии его широко применяла NASA в рамках двух проектов: Environmental Research Aircraft and Sensor Technology (ERAST) и Dryden Flight Research Center.
На первых эскизах, сохранившиеся в архивах, модель выглядит традиционно, но позднее было принято решение использовать тандем, и самолет приобрел свой экстравагантный облик, сделавший его таким узнаваемым.
Основной задачей констрикторов было обеспечение высотных полетов увеличенной продолжительности. Поэтому Proteus сделали таким длинным, с большой площадью крыльев и уменьшенной нагрузкой на них (около 128 кг на кв. м.). Турбореактивные двигатели с пониженным расходом топлива и герметичная кабина полностью вписываются в выбранную концепцию. А костюмы пилотов больше напоминают скафандры астронавтов с системами жизнеобеспечения, чтобы исключить проблемы при разгерметизации.
Этот вариант примечателен тем, что конструкторские решения и характерные контуры впоследствии использовались практически во всех высотных моделях Берта Рутана. По сути, это родоначальник целого направления, который помог испытать ряд технических новинок и доказать их эффективность.
Самолет разрабатывался для того, чтобы буквально за час-два наладить беспроводную связь в любом регионе земного шара, а впоследствии создать целую сеть. Для этого на его нижней части крепили специальную антенну.
Proteus должен был стать основой глобального проекта HALO, который обеспечил бы высокоскоростную связь во всех мегаполисах. Развертывание такого варианта обходится в разы дешевле запуска спутников. Космические программы стоят миллиарды долларов, самолеты в этом плане намного доступнее.
Авиация могла курсировать в нужном месте на высоте 18-20 км на протяжении 14 часов. Диаметр покрытия по прогнозам составил бы около 100 км. Что важно, можно давать связь только на конкретный регион, чего не может обеспечить спутник, а это экономия ресурсов и энергии (электричества тратилось бы в 10 раз меньше).
Еще одно преимущество – возможность постоянно обслуживать технику и модернизировать аппаратуру, спутники обновить невозможно. При курсировании самолетов отпадает необходимость в телевизионных вышках и ретрансляторах, а это также большая экономия средств.
Корпус изготовлен из трехслойного композитного материала, скомпонованного таким образом, чтобы обеспечить высокую прочность при небольшом весе. При длине в 17,14 м и высоте 5,33 м размах передних крыльев составил 19,69 м, а задних – от 23,65 до 27,94 (благодаря использованию сменных законцовок). Общая площадь крыльев составила 44,5 кв.м.
При немалых габаритах пустой самолет весит всего 2,66 т. В снаряженном состоянии максимальная масса составляет 6,55 т, нормальная – 5,67 т. В баки умещается до 2,86 тонн топлива, чтобы обеспечить большое время полета.
Модель может перевозить до 900 кг груза, который размещается на внешней подвесной конструкции под фюзеляжем. Она рассчитана на двух пилотов, при необходимости внутри может расположиться еще один человек.
Силовая установка – два турбореактивных двухконтурных двигателя Williams FJ44-2 тягой 10,2 кН каждый. Они обеспечивают скороподъемность 1020 метров в минуту и разгоняют самолет до 518 км/ч при показателе крейсерской скорости в 351 километр.
При удалении на 925 км продолжительность полета 22 часа. Когда удаление от точки взлета составляет 3 705 км, топлива хватает на 12 часов. Практический потолок согласно инженерных расчетов — 19 510 м.
Планировалось, что после выпуска и тестов первого экземпляра будет собрана еще минимум сотня самолетов Proteus в рамках программы High Altitude Long Operation. Стоимость проекта оценивали в 760 миллионов долларов и предполагал создание глобальной телекоммуникационной сети. Но изготовили только одну единицу, в силу ряда проблем амбициозный проект так и не реализовали.
26 июля 1998 года самолет впервые поднялся в воздух, полет продлился 1 час 40 минут. Он набрал высоту в 3 600 м и поддерживал крейсерскую скорость 185 км/ч. Летные испытания продолжались в течение полутора лет и завершились ближе к концу следующего года.
Общественность впервые увидела Proteus летом 1999 г. на авиасалоне в Париже, куда самолет прибыл прямым перелетом из штата Мэн. Там он ежедневно поднимался в воздух и использовался как телекоммуникационная платформа.
Впоследствии модель использовалась не только для подъема ретрансляторов, ее применяли для сброса ракетоплана DARPA X-37. А в 2022 году «Протеус» поднимал мишень диаметром 10 метров, состоящую из тысяч оптических сенсоров для отработки систем лазерного наведения.
Еще один интересный проект, в котором использовался самолет – исследование перистых облаков. Для этого пригодилась возможность наращивания крыльев, это увеличило подъемную силу и позволило подняться на нужную высоту.
Модель налетала 126 часов над территорией Японии и Аляски, исследуя уровень загрязнения воздушного пространства над Тихим океаном. Она участвовала и в ряде других научных программ.
Что интересно, Proteus пилотируется как традиционным способом, так и дистанционно. За счет высокоскоростной спутниковой связи наземный оператор может корректировать курс, даже если самолет находится за линией горизонта.
Возможен полет в автоматическом режиме, НАСА протестировала ряд систем автопилота на этой модели. Также ее применяли для тестов оборудования DSA, предотвращающее столкновение с другим летательными аппаратами при опасном сближении.
В середине нулевых самолет приобрела компания Northrop Grumman, которая тестирует на нем системы автономных полетов и предоставляет технику в аренду для различных исследовательских программ.
Протеус установил несколько мировых рекордов. Так, 25 октября он поднялся на высоту 19 277 метров над уровнем моря. В тот же день он покорил еще одно достижение – высота горизонтального полета составила 19 015 м. А всего через 2 дня, 27 октября с нагрузкой в 1 тонну самолет поднялся на 17 067 м.
В конце 1998-го журнал Time включил Proteus в топ-100 лучших дизайнов года. И по сей день многие любители авиации считают эту разработку одной из самых красивых – эстетика просматривается в каждой линии, а сам самолет несмотря на большие размеры выглядит грациозно как в полете, так и на земле.
Ряд технических решений используются в других моделях и помогли конструкторам со всего мира при разработке новых самолетов. Несмотря на то, что планы по сборке Proteus не реализовали, проект можно считать удачным. Тем более, что он успешно эксплуатируется по сей день и выполняет ряд задач, которые не под силу другой авиации.
Предыстория
Model 281 Proteus начали разрабатывать по заказу частной компании Angel Technologies. Но впоследствии его широко применяла NASA в рамках двух проектов: Environmental Research Aircraft and Sensor Technology (ERAST) и Dryden Flight Research Center.
Чертежи модели. Фото: youtube.com
На первых эскизах, сохранившиеся в архивах, модель выглядит традиционно, но позднее было принято решение использовать тандем, и самолет приобрел свой экстравагантный облик, сделавший его таким узнаваемым.
Основной задачей констрикторов было обеспечение высотных полетов увеличенной продолжительности. Поэтому Proteus сделали таким длинным, с большой площадью крыльев и уменьшенной нагрузкой на них (около 128 кг на кв. м.). Турбореактивные двигатели с пониженным расходом топлива и герметичная кабина полностью вписываются в выбранную концепцию. А костюмы пилотов больше напоминают скафандры астронавтов с системами жизнеобеспечения, чтобы исключить проблемы при разгерметизации.
Самолет сложно спутать с другими моделями. Фото: youtube.com
Этот вариант примечателен тем, что конструкторские решения и характерные контуры впоследствии использовались практически во всех высотных моделях Берта Рутана. По сути, это родоначальник целого направления, который помог испытать ряд технических новинок и доказать их эффективность.
Цель создания
Самолет разрабатывался для того, чтобы буквально за час-два наладить беспроводную связь в любом регионе земного шара, а впоследствии создать целую сеть. Для этого на его нижней части крепили специальную антенну.
Proteus должен был стать основой глобального проекта HALO, который обеспечил бы высокоскоростную связь во всех мегаполисах. Развертывание такого варианта обходится в разы дешевле запуска спутников. Космические программы стоят миллиарды долларов, самолеты в этом плане намного доступнее.
Груз подвешивается снаружи. Фото: youtube.com
Авиация могла курсировать в нужном месте на высоте 18-20 км на протяжении 14 часов. Диаметр покрытия по прогнозам составил бы около 100 км. Что важно, можно давать связь только на конкретный регион, чего не может обеспечить спутник, а это экономия ресурсов и энергии (электричества тратилось бы в 10 раз меньше).
Еще одно преимущество – возможность постоянно обслуживать технику и модернизировать аппаратуру, спутники обновить невозможно. При курсировании самолетов отпадает необходимость в телевизионных вышках и ретрансляторах, а это также большая экономия средств.
Характеристики
Корпус изготовлен из трехслойного композитного материала, скомпонованного таким образом, чтобы обеспечить высокую прочность при небольшом весе. При длине в 17,14 м и высоте 5,33 м размах передних крыльев составил 19,69 м, а задних – от 23,65 до 27,94 (благодаря использованию сменных законцовок). Общая площадь крыльев составила 44,5 кв.м.
При немалых габаритах пустой самолет весит всего 2,66 т. В снаряженном состоянии максимальная масса составляет 6,55 т, нормальная – 5,67 т. В баки умещается до 2,86 тонн топлива, чтобы обеспечить большое время полета.
Турбореактивный двигатель. Фото: youtube.com
Модель может перевозить до 900 кг груза, который размещается на внешней подвесной конструкции под фюзеляжем. Она рассчитана на двух пилотов, при необходимости внутри может расположиться еще один человек.
Силовая установка – два турбореактивных двухконтурных двигателя Williams FJ44-2 тягой 10,2 кН каждый. Они обеспечивают скороподъемность 1020 метров в минуту и разгоняют самолет до 518 км/ч при показателе крейсерской скорости в 351 километр.
При удалении на 925 км продолжительность полета 22 часа. Когда удаление от точки взлета составляет 3 705 км, топлива хватает на 12 часов. Практический потолок согласно инженерных расчетов — 19 510 м.
Испытания и использование
Планировалось, что после выпуска и тестов первого экземпляра будет собрана еще минимум сотня самолетов Proteus в рамках программы High Altitude Long Operation. Стоимость проекта оценивали в 760 миллионов долларов и предполагал создание глобальной телекоммуникационной сети. Но изготовили только одну единицу, в силу ряда проблем амбициозный проект так и не реализовали.
Протеус набирает больше 1000 м высоты в минуту. Фото: youtube.com
26 июля 1998 года самолет впервые поднялся в воздух, полет продлился 1 час 40 минут. Он набрал высоту в 3 600 м и поддерживал крейсерскую скорость 185 км/ч. Летные испытания продолжались в течение полутора лет и завершились ближе к концу следующего года.
Общественность впервые увидела Proteus летом 1999 г. на авиасалоне в Париже, куда самолет прибыл прямым перелетом из штата Мэн. Там он ежедневно поднимался в воздух и использовался как телекоммуникационная платформа.
Впоследствии модель использовалась не только для подъема ретрансляторов, ее применяли для сброса ракетоплана DARPA X-37. А в 2022 году «Протеус» поднимал мишень диаметром 10 метров, состоящую из тысяч оптических сенсоров для отработки систем лазерного наведения.
Еще один интересный проект, в котором использовался самолет – исследование перистых облаков. Для этого пригодилась возможность наращивания крыльев, это увеличило подъемную силу и позволило подняться на нужную высоту.
При немалых размерах самолет маневренный. Фото: youtube.com
Модель налетала 126 часов над территорией Японии и Аляски, исследуя уровень загрязнения воздушного пространства над Тихим океаном. Она участвовала и в ряде других научных программ.
Что интересно, Proteus пилотируется как традиционным способом, так и дистанционно. За счет высокоскоростной спутниковой связи наземный оператор может корректировать курс, даже если самолет находится за линией горизонта.
Возможен полет в автоматическом режиме, НАСА протестировала ряд систем автопилота на этой модели. Также ее применяли для тестов оборудования DSA, предотвращающее столкновение с другим летательными аппаратами при опасном сближении.
В середине нулевых самолет приобрела компания Northrop Grumman, которая тестирует на нем системы автономных полетов и предоставляет технику в аренду для различных исследовательских программ.
Протеус установил несколько мировых рекордов. Так, 25 октября он поднялся на высоту 19 277 метров над уровнем моря. В тот же день он покорил еще одно достижение – высота горизонтального полета составила 19 015 м. А всего через 2 дня, 27 октября с нагрузкой в 1 тонну самолет поднялся на 17 067 м.
Модель популярна на всех выставках. Фото: youtube.com
В конце 1998-го журнал Time включил Proteus в топ-100 лучших дизайнов года. И по сей день многие любители авиации считают эту разработку одной из самых красивых – эстетика просматривается в каждой линии, а сам самолет несмотря на большие размеры выглядит грациозно как в полете, так и на земле.
Ряд технических решений используются в других моделях и помогли конструкторам со всего мира при разработке новых самолетов. Несмотря на то, что планы по сборке Proteus не реализовали, проект можно считать удачным. Тем более, что он успешно эксплуатируется по сей день и выполняет ряд задач, которые не под силу другой авиации.
- Ice
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...