Martin Jetpack – красивая и несбывшаяся мечта
1 825

Martin Jetpack – красивая и несбывшаяся мечта

Martin Jetpack – уникальный летательный аппарат из Новой Зеландии, который приблизил момент осуществления мечты человека о полете. Да, есть самолеты, вертолеты и прочие «леты», но именно это изобретение дарит максимум свободы. В том числе бюрократической, так как для управления этим аппаратом даже не нужна пилотская лицензия, так как он относится к категории сверхлегких.


Краткий исторический экскурс


Впервые об аппарате Martin Jetpack массово заговорили 29 июля 2008 года. Именно в этот день он был представлен на мероприятии EEA AirVenture Oshkosh, посвященном теме экспериментальной авиации. Однако история ранца началась гораздо раньше, ведь на его разработку ушло больше 30 лет. Все началось в обыкновенном американском гараже в 1980-х годах, где над проектом трудился всего один человек, его создатель – Гленн Нил Мартин. Это стало началом большого и долгого пути.

Martin Jetpack – красивая и несбывшаяся мечтаОдно из многочисленных испытаний аппарата. Фото: youtube.com

В 2013 году власти Новой Зеландии одобрили ограниченные летные испытания реактивного ранца Martin Jetpack. Спустя 3 года подсчитали точную стоимость коммерческого производства аппарата – 250 тысяч долларов за один экземпляр. За такие деньги даже сегодня вполне реально взмыть в небо, например, на планере или маломощном моторном самолете, включая получение лицензии. При этом риски минимальные, да и с комфортом полный порядок. А на что способен Martin Jetpack?

Самые интересные параметры


Итак, речь идет о летательном аппарате с вертикальным взлетом и посадкой, который, несмотря на частое заблуждение, нельзя отнести к ранцам. С одной стороны, пилот Martin Jetpack и вправду не сидит в кресле, а пристегивается к устройству, все же оно чересчур тяжелое и большое, чтобы с ним можно было передвигаться своим ходом. С другой стороны, из-за быстрого сваливания сразу после отключения питания летательный аппарат не отвечает требованиям класса сверхлегких самолетов.
Были построены десятки экземпляров для испытаний. Фото: youtube.com


За создание подъемной силы отвечает 2,0-литровый бензиновый двигатель V4 мощностью 200 л. с. Он приводит в движение две крупных канальных турбины, установленные вертикально по обе стороны от центральной оси аппарата. У пилота в руках два рычага управления – один отвечает за крен, рыскание и тангаж, другой – за высоту, изменяет количество оборотов вентиляторов в минуту.

Эргономичные органы управления аппаратом. Фото: youtube.com

Масса пустого Martin Jetpack составляет 180 кг, снаряженного – 212 кг. Максимально допустимая взлетная масса – 330 кг при предельной полезной нагрузке (весе пилота) в 118 кг. Топливный бак вмещает 45 литров двухтактной бензиновой смеси, чего хватает на дальность полета в размере 40 км. Аппарат может развивать скорость до 75 км/ч, крейсерская несколько ниже и составляет 60 км/ч. Скороподъемность, то есть скорость набора высоты – 1,8 м/с. Рекомендуемый лимит высоты полета составляет 1000 м, однако при хороших условиях можно загнать аппарат даже на 1500 м.

В чем особенности конструкции?


Martin Jetpack намеренно создавался максимально простым как в управлении, так и конструктивно. Он лишен хвостового и основного винтов, не имеет ножных и шарнирных педалей, да и в целом нейтрален к крутящему моменту. Простотой конструкции инженеры достигли высокой надежности, а за ней идет и безопасность полетов. Есть у этого аппарата и другие интересные особенности:

✅ лопасти турбин вращаются внутри кольцевого обтекателя и не могут нанести вреда
✅ при отпускании пилотом джойстиков автоматически включается режим автопилота
✅ даже при полете на сверхмалой высоте в аварийной ситуации открывается парашют
✅ конструкция защищает пилота при боковом столкновении и опрокидывании аппарата

Нетрудно заметить, что практически все в аппарате Martin Jetpack сделано в первую очередь для безопасности пилота, и небезосновательно. Увы, но в серийное производство диковинка не пошла. Неоднократно назывались сроки старта продаж и даже привлекались многомиллионные средства в рамках IPO. Проект Martin Jetpack был закрыт в 2019 году, так и оставшись красивым концептом.
Вы бы прокатились на таком аппарате?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Меняем покрышки сами с помощью веревки

Меняем покрышки сами с помощью веревки

Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...