
Martin Jetpack – красивая и несбывшаяся мечта
Martin Jetpack – уникальный летательный аппарат из Новой Зеландии, который приблизил момент осуществления мечты человека о полете. Да, есть самолеты, вертолеты и прочие «леты», но именно это изобретение дарит максимум свободы. В том числе бюрократической, так как для управления этим аппаратом даже не нужна пилотская лицензия, так как он относится к категории сверхлегких.
Впервые об аппарате Martin Jetpack массово заговорили 29 июля 2008 года. Именно в этот день он был представлен на мероприятии EEA AirVenture Oshkosh, посвященном теме экспериментальной авиации. Однако история ранца началась гораздо раньше, ведь на его разработку ушло больше 30 лет. Все началось в обыкновенном американском гараже в 1980-х годах, где над проектом трудился всего один человек, его создатель – Гленн Нил Мартин. Это стало началом большого и долгого пути.
Одно из многочисленных испытаний аппарата. Фото: youtube.com
В 2013 году власти Новой Зеландии одобрили ограниченные летные испытания реактивного ранца Martin Jetpack. Спустя 3 года подсчитали точную стоимость коммерческого производства аппарата – 250 тысяч долларов за один экземпляр. За такие деньги даже сегодня вполне реально взмыть в небо, например, на планере или маломощном моторном самолете, включая получение лицензии. При этом риски минимальные, да и с комфортом полный порядок. А на что способен Martin Jetpack?
Итак, речь идет о летательном аппарате с вертикальным взлетом и посадкой, который, несмотря на частое заблуждение, нельзя отнести к ранцам. С одной стороны, пилот Martin Jetpack и вправду не сидит в кресле, а пристегивается к устройству, все же оно чересчур тяжелое и большое, чтобы с ним можно было передвигаться своим ходом. С другой стороны, из-за быстрого сваливания сразу после отключения питания летательный аппарат не отвечает требованиям класса сверхлегких самолетов.
Были построены десятки экземпляров для испытаний. Фото: youtube.com
За создание подъемной силы отвечает 2,0-литровый бензиновый двигатель V4 мощностью 200 л. с. Он приводит в движение две крупных канальных турбины, установленные вертикально по обе стороны от центральной оси аппарата. У пилота в руках два рычага управления – один отвечает за крен, рыскание и тангаж, другой – за высоту, изменяет количество оборотов вентиляторов в минуту.
Эргономичные органы управления аппаратом. Фото: youtube.com
Масса пустого Martin Jetpack составляет 180 кг, снаряженного – 212 кг. Максимально допустимая взлетная масса – 330 кг при предельной полезной нагрузке (весе пилота) в 118 кг. Топливный бак вмещает 45 литров двухтактной бензиновой смеси, чего хватает на дальность полета в размере 40 км. Аппарат может развивать скорость до 75 км/ч, крейсерская несколько ниже и составляет 60 км/ч. Скороподъемность, то есть скорость набора высоты – 1,8 м/с. Рекомендуемый лимит высоты полета составляет 1000 м, однако при хороших условиях можно загнать аппарат даже на 1500 м.
Martin Jetpack намеренно создавался максимально простым как в управлении, так и конструктивно. Он лишен хвостового и основного винтов, не имеет ножных и шарнирных педалей, да и в целом нейтрален к крутящему моменту. Простотой конструкции инженеры достигли высокой надежности, а за ней идет и безопасность полетов. Есть у этого аппарата и другие интересные особенности:
✅ лопасти турбин вращаются внутри кольцевого обтекателя и не могут нанести вреда
✅ при отпускании пилотом джойстиков автоматически включается режим автопилота
✅ даже при полете на сверхмалой высоте в аварийной ситуации открывается парашют
✅ конструкция защищает пилота при боковом столкновении и опрокидывании аппарата
Нетрудно заметить, что практически все в аппарате Martin Jetpack сделано в первую очередь для безопасности пилота, и небезосновательно. Увы, но в серийное производство диковинка не пошла. Неоднократно назывались сроки старта продаж и даже привлекались многомиллионные средства в рамках IPO. Проект Martin Jetpack был закрыт в 2019 году, так и оставшись красивым концептом.
Краткий исторический экскурс
Впервые об аппарате Martin Jetpack массово заговорили 29 июля 2008 года. Именно в этот день он был представлен на мероприятии EEA AirVenture Oshkosh, посвященном теме экспериментальной авиации. Однако история ранца началась гораздо раньше, ведь на его разработку ушло больше 30 лет. Все началось в обыкновенном американском гараже в 1980-х годах, где над проектом трудился всего один человек, его создатель – Гленн Нил Мартин. Это стало началом большого и долгого пути.

В 2013 году власти Новой Зеландии одобрили ограниченные летные испытания реактивного ранца Martin Jetpack. Спустя 3 года подсчитали точную стоимость коммерческого производства аппарата – 250 тысяч долларов за один экземпляр. За такие деньги даже сегодня вполне реально взмыть в небо, например, на планере или маломощном моторном самолете, включая получение лицензии. При этом риски минимальные, да и с комфортом полный порядок. А на что способен Martin Jetpack?
Самые интересные параметры
Итак, речь идет о летательном аппарате с вертикальным взлетом и посадкой, который, несмотря на частое заблуждение, нельзя отнести к ранцам. С одной стороны, пилот Martin Jetpack и вправду не сидит в кресле, а пристегивается к устройству, все же оно чересчур тяжелое и большое, чтобы с ним можно было передвигаться своим ходом. С другой стороны, из-за быстрого сваливания сразу после отключения питания летательный аппарат не отвечает требованиям класса сверхлегких самолетов.

За создание подъемной силы отвечает 2,0-литровый бензиновый двигатель V4 мощностью 200 л. с. Он приводит в движение две крупных канальных турбины, установленные вертикально по обе стороны от центральной оси аппарата. У пилота в руках два рычага управления – один отвечает за крен, рыскание и тангаж, другой – за высоту, изменяет количество оборотов вентиляторов в минуту.

Масса пустого Martin Jetpack составляет 180 кг, снаряженного – 212 кг. Максимально допустимая взлетная масса – 330 кг при предельной полезной нагрузке (весе пилота) в 118 кг. Топливный бак вмещает 45 литров двухтактной бензиновой смеси, чего хватает на дальность полета в размере 40 км. Аппарат может развивать скорость до 75 км/ч, крейсерская несколько ниже и составляет 60 км/ч. Скороподъемность, то есть скорость набора высоты – 1,8 м/с. Рекомендуемый лимит высоты полета составляет 1000 м, однако при хороших условиях можно загнать аппарат даже на 1500 м.
В чем особенности конструкции?
Martin Jetpack намеренно создавался максимально простым как в управлении, так и конструктивно. Он лишен хвостового и основного винтов, не имеет ножных и шарнирных педалей, да и в целом нейтрален к крутящему моменту. Простотой конструкции инженеры достигли высокой надежности, а за ней идет и безопасность полетов. Есть у этого аппарата и другие интересные особенности:
✅ лопасти турбин вращаются внутри кольцевого обтекателя и не могут нанести вреда
✅ при отпускании пилотом джойстиков автоматически включается режим автопилота
✅ даже при полете на сверхмалой высоте в аварийной ситуации открывается парашют
✅ конструкция защищает пилота при боковом столкновении и опрокидывании аппарата
Нетрудно заметить, что практически все в аппарате Martin Jetpack сделано в первую очередь для безопасности пилота, и небезосновательно. Увы, но в серийное производство диковинка не пошла. Неоднократно назывались сроки старта продаж и даже привлекались многомиллионные средства в рамках IPO. Проект Martin Jetpack был закрыт в 2019 году, так и оставшись красивым концептом.
- Олег Донской
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

Тефлоновые поршни – гениальная идея или очередной провал?
Можно ли улучшить двигатель обычными бытовыми технологиями? В новом видео автор YouTube-канала «Гараж 54» решает провести смелый эксперимент: нанести на поршни...

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

В июне на воду спустят головное судно проекта 00840 «Карелия»
Универсальный теплоход сможет ходить по рекам и морям. Всего планируют построить три таких судна....

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

MiningWorld Rus 2025 – китайской техники больше, чем российской
Когда речь заходит о развитии горнодобывающей отрасли, ожидания от выставок вроде MiningWorld Rus обычно высоки. Однако в этом году отечественная техника...

МАЗ запустил автобусный завод – производственные мощности возрастут в разы
Первые автобусы уже сходят с конвейера. Теперь их будет в два раза больше....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

Nissan представил необычный и мощный пикап
Подобную концепцию японский бренд использует впервые за свою историю. Представительство говорит об отсылках к 80-м годам, но визуально в это сложно поверить....

Checker Marathon: история легендарного американского такси
В мире автомобильной моды, где дизайн и технологии стремительно меняются, компания Checker Motors всегда выделялась приверженностью к традициям. Ее флагманская...

Суд разрешил нарушать ПДД – как такое возможно?
В современном мире, где правила дорожного движения строго регламентируют поведение водителей, решение Верховного суда РФ, разрешающее в определенных случаях...

«Шатун» и не только: на площадке «Экспофорума» показали много интересной техники
Амфибийный болотоход стал одним из ключевых экспонатов. Что еще необычного было на форуме?...