Martin Jetpack – красивая и несбывшаяся мечта
Martin Jetpack – уникальный летательный аппарат из Новой Зеландии, который приблизил момент осуществления мечты человека о полете. Да, есть самолеты, вертолеты и прочие «леты», но именно это изобретение дарит максимум свободы. В том числе бюрократической, так как для управления этим аппаратом даже не нужна пилотская лицензия, так как он относится к категории сверхлегких.
Впервые об аппарате Martin Jetpack массово заговорили 29 июля 2008 года. Именно в этот день он был представлен на мероприятии EEA AirVenture Oshkosh, посвященном теме экспериментальной авиации. Однако история ранца началась гораздо раньше, ведь на его разработку ушло больше 30 лет. Все началось в обыкновенном американском гараже в 1980-х годах, где над проектом трудился всего один человек, его создатель – Гленн Нил Мартин. Это стало началом большого и долгого пути.
В 2013 году власти Новой Зеландии одобрили ограниченные летные испытания реактивного ранца Martin Jetpack. Спустя 3 года подсчитали точную стоимость коммерческого производства аппарата – 250 тысяч долларов за один экземпляр. За такие деньги даже сегодня вполне реально взмыть в небо, например, на планере или маломощном моторном самолете, включая получение лицензии. При этом риски минимальные, да и с комфортом полный порядок. А на что способен Martin Jetpack?
Итак, речь идет о летательном аппарате с вертикальным взлетом и посадкой, который, несмотря на частое заблуждение, нельзя отнести к ранцам. С одной стороны, пилот Martin Jetpack и вправду не сидит в кресле, а пристегивается к устройству, все же оно чересчур тяжелое и большое, чтобы с ним можно было передвигаться своим ходом. С другой стороны, из-за быстрого сваливания сразу после отключения питания летательный аппарат не отвечает требованиям класса сверхлегких самолетов.
За создание подъемной силы отвечает 2,0-литровый бензиновый двигатель V4 мощностью 200 л. с. Он приводит в движение две крупных канальных турбины, установленные вертикально по обе стороны от центральной оси аппарата. У пилота в руках два рычага управления – один отвечает за крен, рыскание и тангаж, другой – за высоту, изменяет количество оборотов вентиляторов в минуту.
Масса пустого Martin Jetpack составляет 180 кг, снаряженного – 212 кг. Максимально допустимая взлетная масса – 330 кг при предельной полезной нагрузке (весе пилота) в 118 кг. Топливный бак вмещает 45 литров двухтактной бензиновой смеси, чего хватает на дальность полета в размере 40 км. Аппарат может развивать скорость до 75 км/ч, крейсерская несколько ниже и составляет 60 км/ч. Скороподъемность, то есть скорость набора высоты – 1,8 м/с. Рекомендуемый лимит высоты полета составляет 1000 м, однако при хороших условиях можно загнать аппарат даже на 1500 м.
Martin Jetpack намеренно создавался максимально простым как в управлении, так и конструктивно. Он лишен хвостового и основного винтов, не имеет ножных и шарнирных педалей, да и в целом нейтрален к крутящему моменту. Простотой конструкции инженеры достигли высокой надежности, а за ней идет и безопасность полетов. Есть у этого аппарата и другие интересные особенности:
✅ лопасти турбин вращаются внутри кольцевого обтекателя и не могут нанести вреда
✅ при отпускании пилотом джойстиков автоматически включается режим автопилота
✅ даже при полете на сверхмалой высоте в аварийной ситуации открывается парашют
✅ конструкция защищает пилота при боковом столкновении и опрокидывании аппарата
Нетрудно заметить, что практически все в аппарате Martin Jetpack сделано в первую очередь для безопасности пилота, и небезосновательно. Увы, но в серийное производство диковинка не пошла. Неоднократно назывались сроки старта продаж и даже привлекались многомиллионные средства в рамках IPO. Проект Martin Jetpack был закрыт в 2019 году, так и оставшись красивым концептом.
Краткий исторический экскурс
Впервые об аппарате Martin Jetpack массово заговорили 29 июля 2008 года. Именно в этот день он был представлен на мероприятии EEA AirVenture Oshkosh, посвященном теме экспериментальной авиации. Однако история ранца началась гораздо раньше, ведь на его разработку ушло больше 30 лет. Все началось в обыкновенном американском гараже в 1980-х годах, где над проектом трудился всего один человек, его создатель – Гленн Нил Мартин. Это стало началом большого и долгого пути.
Одно из многочисленных испытаний аппарата. Фото: youtube.com
В 2013 году власти Новой Зеландии одобрили ограниченные летные испытания реактивного ранца Martin Jetpack. Спустя 3 года подсчитали точную стоимость коммерческого производства аппарата – 250 тысяч долларов за один экземпляр. За такие деньги даже сегодня вполне реально взмыть в небо, например, на планере или маломощном моторном самолете, включая получение лицензии. При этом риски минимальные, да и с комфортом полный порядок. А на что способен Martin Jetpack?
Самые интересные параметры
Итак, речь идет о летательном аппарате с вертикальным взлетом и посадкой, который, несмотря на частое заблуждение, нельзя отнести к ранцам. С одной стороны, пилот Martin Jetpack и вправду не сидит в кресле, а пристегивается к устройству, все же оно чересчур тяжелое и большое, чтобы с ним можно было передвигаться своим ходом. С другой стороны, из-за быстрого сваливания сразу после отключения питания летательный аппарат не отвечает требованиям класса сверхлегких самолетов.
Были построены десятки экземпляров для испытаний. Фото: youtube.com
За создание подъемной силы отвечает 2,0-литровый бензиновый двигатель V4 мощностью 200 л. с. Он приводит в движение две крупных канальных турбины, установленные вертикально по обе стороны от центральной оси аппарата. У пилота в руках два рычага управления – один отвечает за крен, рыскание и тангаж, другой – за высоту, изменяет количество оборотов вентиляторов в минуту.
Эргономичные органы управления аппаратом. Фото: youtube.com
Масса пустого Martin Jetpack составляет 180 кг, снаряженного – 212 кг. Максимально допустимая взлетная масса – 330 кг при предельной полезной нагрузке (весе пилота) в 118 кг. Топливный бак вмещает 45 литров двухтактной бензиновой смеси, чего хватает на дальность полета в размере 40 км. Аппарат может развивать скорость до 75 км/ч, крейсерская несколько ниже и составляет 60 км/ч. Скороподъемность, то есть скорость набора высоты – 1,8 м/с. Рекомендуемый лимит высоты полета составляет 1000 м, однако при хороших условиях можно загнать аппарат даже на 1500 м.
В чем особенности конструкции?
Martin Jetpack намеренно создавался максимально простым как в управлении, так и конструктивно. Он лишен хвостового и основного винтов, не имеет ножных и шарнирных педалей, да и в целом нейтрален к крутящему моменту. Простотой конструкции инженеры достигли высокой надежности, а за ней идет и безопасность полетов. Есть у этого аппарата и другие интересные особенности:
✅ лопасти турбин вращаются внутри кольцевого обтекателя и не могут нанести вреда
✅ при отпускании пилотом джойстиков автоматически включается режим автопилота
✅ даже при полете на сверхмалой высоте в аварийной ситуации открывается парашют
✅ конструкция защищает пилота при боковом столкновении и опрокидывании аппарата
Нетрудно заметить, что практически все в аппарате Martin Jetpack сделано в первую очередь для безопасности пилота, и небезосновательно. Увы, но в серийное производство диковинка не пошла. Неоднократно назывались сроки старта продаж и даже привлекались многомиллионные средства в рамках IPO. Проект Martin Jetpack был закрыт в 2019 году, так и оставшись красивым концептом.
- Олег Донской
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Меняем покрышки сами с помощью веревки
Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...
Кубинцы скоро будут кататься на новых «Москвичах»
Причем безвозмездно. Как и во времена СССР, наша страна поможет дружественному государству в сложной финансовой ситуации....