Martin Jetpack – красивая и несбывшаяся мечта
Martin Jetpack – уникальный летательный аппарат из Новой Зеландии, который приблизил момент осуществления мечты человека о полете. Да, есть самолеты, вертолеты и прочие «леты», но именно это изобретение дарит максимум свободы. В том числе бюрократической, так как для управления этим аппаратом даже не нужна пилотская лицензия, так как он относится к категории сверхлегких.
Впервые об аппарате Martin Jetpack массово заговорили 29 июля 2008 года. Именно в этот день он был представлен на мероприятии EEA AirVenture Oshkosh, посвященном теме экспериментальной авиации. Однако история ранца началась гораздо раньше, ведь на его разработку ушло больше 30 лет. Все началось в обыкновенном американском гараже в 1980-х годах, где над проектом трудился всего один человек, его создатель – Гленн Нил Мартин. Это стало началом большого и долгого пути.
В 2013 году власти Новой Зеландии одобрили ограниченные летные испытания реактивного ранца Martin Jetpack. Спустя 3 года подсчитали точную стоимость коммерческого производства аппарата – 250 тысяч долларов за один экземпляр. За такие деньги даже сегодня вполне реально взмыть в небо, например, на планере или маломощном моторном самолете, включая получение лицензии. При этом риски минимальные, да и с комфортом полный порядок. А на что способен Martin Jetpack?
Итак, речь идет о летательном аппарате с вертикальным взлетом и посадкой, который, несмотря на частое заблуждение, нельзя отнести к ранцам. С одной стороны, пилот Martin Jetpack и вправду не сидит в кресле, а пристегивается к устройству, все же оно чересчур тяжелое и большое, чтобы с ним можно было передвигаться своим ходом. С другой стороны, из-за быстрого сваливания сразу после отключения питания летательный аппарат не отвечает требованиям класса сверхлегких самолетов.
За создание подъемной силы отвечает 2,0-литровый бензиновый двигатель V4 мощностью 200 л. с. Он приводит в движение две крупных канальных турбины, установленные вертикально по обе стороны от центральной оси аппарата. У пилота в руках два рычага управления – один отвечает за крен, рыскание и тангаж, другой – за высоту, изменяет количество оборотов вентиляторов в минуту.
Масса пустого Martin Jetpack составляет 180 кг, снаряженного – 212 кг. Максимально допустимая взлетная масса – 330 кг при предельной полезной нагрузке (весе пилота) в 118 кг. Топливный бак вмещает 45 литров двухтактной бензиновой смеси, чего хватает на дальность полета в размере 40 км. Аппарат может развивать скорость до 75 км/ч, крейсерская несколько ниже и составляет 60 км/ч. Скороподъемность, то есть скорость набора высоты – 1,8 м/с. Рекомендуемый лимит высоты полета составляет 1000 м, однако при хороших условиях можно загнать аппарат даже на 1500 м.
Martin Jetpack намеренно создавался максимально простым как в управлении, так и конструктивно. Он лишен хвостового и основного винтов, не имеет ножных и шарнирных педалей, да и в целом нейтрален к крутящему моменту. Простотой конструкции инженеры достигли высокой надежности, а за ней идет и безопасность полетов. Есть у этого аппарата и другие интересные особенности:
✅ лопасти турбин вращаются внутри кольцевого обтекателя и не могут нанести вреда
✅ при отпускании пилотом джойстиков автоматически включается режим автопилота
✅ даже при полете на сверхмалой высоте в аварийной ситуации открывается парашют
✅ конструкция защищает пилота при боковом столкновении и опрокидывании аппарата
Нетрудно заметить, что практически все в аппарате Martin Jetpack сделано в первую очередь для безопасности пилота, и небезосновательно. Увы, но в серийное производство диковинка не пошла. Неоднократно назывались сроки старта продаж и даже привлекались многомиллионные средства в рамках IPO. Проект Martin Jetpack был закрыт в 2019 году, так и оставшись красивым концептом.
Краткий исторический экскурс
Впервые об аппарате Martin Jetpack массово заговорили 29 июля 2008 года. Именно в этот день он был представлен на мероприятии EEA AirVenture Oshkosh, посвященном теме экспериментальной авиации. Однако история ранца началась гораздо раньше, ведь на его разработку ушло больше 30 лет. Все началось в обыкновенном американском гараже в 1980-х годах, где над проектом трудился всего один человек, его создатель – Гленн Нил Мартин. Это стало началом большого и долгого пути.
Одно из многочисленных испытаний аппарата. Фото: youtube.com
В 2013 году власти Новой Зеландии одобрили ограниченные летные испытания реактивного ранца Martin Jetpack. Спустя 3 года подсчитали точную стоимость коммерческого производства аппарата – 250 тысяч долларов за один экземпляр. За такие деньги даже сегодня вполне реально взмыть в небо, например, на планере или маломощном моторном самолете, включая получение лицензии. При этом риски минимальные, да и с комфортом полный порядок. А на что способен Martin Jetpack?
Самые интересные параметры
Итак, речь идет о летательном аппарате с вертикальным взлетом и посадкой, который, несмотря на частое заблуждение, нельзя отнести к ранцам. С одной стороны, пилот Martin Jetpack и вправду не сидит в кресле, а пристегивается к устройству, все же оно чересчур тяжелое и большое, чтобы с ним можно было передвигаться своим ходом. С другой стороны, из-за быстрого сваливания сразу после отключения питания летательный аппарат не отвечает требованиям класса сверхлегких самолетов.
Были построены десятки экземпляров для испытаний. Фото: youtube.com
За создание подъемной силы отвечает 2,0-литровый бензиновый двигатель V4 мощностью 200 л. с. Он приводит в движение две крупных канальных турбины, установленные вертикально по обе стороны от центральной оси аппарата. У пилота в руках два рычага управления – один отвечает за крен, рыскание и тангаж, другой – за высоту, изменяет количество оборотов вентиляторов в минуту.
Эргономичные органы управления аппаратом. Фото: youtube.com
Масса пустого Martin Jetpack составляет 180 кг, снаряженного – 212 кг. Максимально допустимая взлетная масса – 330 кг при предельной полезной нагрузке (весе пилота) в 118 кг. Топливный бак вмещает 45 литров двухтактной бензиновой смеси, чего хватает на дальность полета в размере 40 км. Аппарат может развивать скорость до 75 км/ч, крейсерская несколько ниже и составляет 60 км/ч. Скороподъемность, то есть скорость набора высоты – 1,8 м/с. Рекомендуемый лимит высоты полета составляет 1000 м, однако при хороших условиях можно загнать аппарат даже на 1500 м.
В чем особенности конструкции?
Martin Jetpack намеренно создавался максимально простым как в управлении, так и конструктивно. Он лишен хвостового и основного винтов, не имеет ножных и шарнирных педалей, да и в целом нейтрален к крутящему моменту. Простотой конструкции инженеры достигли высокой надежности, а за ней идет и безопасность полетов. Есть у этого аппарата и другие интересные особенности:
✅ лопасти турбин вращаются внутри кольцевого обтекателя и не могут нанести вреда
✅ при отпускании пилотом джойстиков автоматически включается режим автопилота
✅ даже при полете на сверхмалой высоте в аварийной ситуации открывается парашют
✅ конструкция защищает пилота при боковом столкновении и опрокидывании аппарата
Нетрудно заметить, что практически все в аппарате Martin Jetpack сделано в первую очередь для безопасности пилота, и небезосновательно. Увы, но в серийное производство диковинка не пошла. Неоднократно назывались сроки старта продаж и даже привлекались многомиллионные средства в рамках IPO. Проект Martin Jetpack был закрыт в 2019 году, так и оставшись красивым концептом.
- Олег Донской
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
Шах и мат, «Газель» – грузовики «Компас» от КАМАЗ резко подешевели
КАМАЗ начал кампанию по резкой стимуляции продаж. Это поможет переманить клиентов ГАЗ....
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
В России появятся новые трамваи собственной разработки
Займется их производством «Синара - транспортные машины». Изначально планировалось, что трамваи будут делать вместе с Skoda Transportation....