Ил-14 – гармония поршней
15 761

Ил-14 – гармония поршней

Начиная с послевоенных лет и до 1973 года, Ил-14 был основным магистральным авиалайнером СССР. В различных модификациях он перевозил пассажиров и стоял на вооружении в ВВС. Простой в управлении, ремонтнопригодный, он не требовал качества и длины взлетно-посадочных полос. Для отрыва от земли достаточно было чуть больше километра, что особенно актуально в районах Крайнего Севера и Сибири.


Не самый быстрый, по теперешним понятиям, с небольшой грузоподъемностью и скромными скоростными характеристиками самолет долгие годы делал регулярные рейсы внутри страны. Он выполнил свою историческую задачу и достоин того, чтобы вспомнить о нем все.

Этапы развития Ил-14


Закончилась война, и перед страной встала задача перевозки по воздуху пассажиров и грузов для быстрейшего налаживания мирной жизни и восстановления народного хозяйства. В конструкторском бюро, возглавляемом талантливым инженером С.В. Ильюшиным, на тот момент (1945 г) разрабатывались два проекта: военный бомбардировщик и пассажирский Ил-12 на поршневых двигателях.

Ил-14 – гармония поршней Уже первые Ил-14 летали в отдаленные уголки страны Фото: YouTube.com

На «двенадцатом» стояли моторы АШ-82ФН, из-за низкой тяги которых существовала серьезная проблема: самолет не мог взлетать при отказе одного из агрегатов. Поэтому конструкторы, используя наработанный опыт и проверенные технологии, реализовали третий проект – Ил-14.

Наш герой стал, по сути, глубоко переработанным «двенадцатым». Во внешность изменений не вносили, базовым остался фюзеляж, но на первый прототип Ил-14 поставили более мощные силовые агрегаты АШ-73, увеличили салон, который уже мог вмещать 18 человек. Шаг пассажирских кресел был таков, что, по современным меркам, относил салон воздушного корабля к первому классу.

Однако расчеты показали, что гражданскому лайнеру необходимо изменить профиль крыльев. Уже с новым профилем (модифицированный СР-5), решили в КБ, достаточно стандартных 1900-сильных двигателей АШ-82ФН с алюминиевыми картерами. Эти моторы и установили на втором варианте, обозначенном Ил-14П. На нем же оперативно устранили недостатки первого прототипа, а также рядом мер улучшили аэродинамику.

После внесенных изменений начались летные тестовые, а затем Государственные испытания низкоплана. Эту ответственную работу выполняли летчики-испытатели А.С. Рычков (командир) и В.Н. Германов. Также уместно вспомнить имена других героев, которые, рискуя жизнями, облетали Ил-14: А.И. Восканов, И.М. Дзюба, М.А. Нюхтиков, В.М. Шульгин.

Испытания (125 вылетов) закончились с положительной оценкой, и комиссия рекомендовала воздушное судно к массовому производству: события относились к концу 1951 года. Первые авиалайнеры с однокилевым хвостовым оперением все еще продолжали проходить многочисленные тесты, но уже в реальных условиях полетов. И только с 1954 года началось настоящее серийное производство машин.

К этому событию имели отношения авиастроительные заводы в Москве и Ташкенте, а также в ГДР (построено 80 самолетов) и Чехословакии (выпущено 203 машины). В ходе обслуживания авиалайнеров на этих предприятиях были произведены некоторые доработки, в результате которых произошли следующие положительные изменения:

✅ Назначенный ресурс авиалайнера увеличился в 10 раз: с 3 500 часов в начале карьеры до 35 000 часов к 70-тым
✅ Была проработана система против обледенения корпуса
✅ Повысилась безопасность полетов в моменты отказа одного из моторов, что было настоятельным требованием в мировом авиастроении
✅ Шасси стало убираться в три этапа
✅ Флюгирование винтов производилось гидроприводом за 5 сек против 10 на базовом «двенадцатом»

Это был прорыв в авиации советского государства.

На службе в ВВС


Когда в небо поднялись турбовинтовые Ил-18, нашему герою осталась роль ближнемагистрального самолета. Эту задачу он добросовестно выполнял до 1989 года. Однако авиалайнер за время своего существования успел сделать и славную военную карьеру.

От винта! Фото: YouTube.com

Насчитывается несколько эпизодов:

✅ 1956 год, восстание в Венгрии. Ил-14 обеспечивал деятельность советского контингента войск: законное венгерское правительство устояло.
✅ 1956 год, Суэцкий кризис. Советский союз участвовал в этом событии Холодной войны на египетской стороне.
✅ 1962 год, Карибский кризис. Машины доставляли стратегические грузы на Кубу, а после разрешения конфликта не вернулись на родину, продолжая служить островному государству

Также лайнеры привлекали к охране места падения южнокорейского «Боинга 747» на Сахалине в 1983 году.

Характеристики и особенности Ил-14


Размах крыла Ил-14П был одинаковым с Ил-12. Но площадь удалось сократить на 3 м2, одновременно увеличив толщину профиля, что добавило прочности всему кораблю. Разработчики усовершенствовали конструкцию хвостового оперения и по кромке крыльев установили закрылки. Эти мероприятия улучшили маневренность машины, дали прирост скорости на 30 км/ч и сократили расход топлива на 15 %.

Музейный экспонат Ил-14 Фото: YouTube.com

Большим достижением была борьба с обледенением. Попутно, за счет использования горячих выбросов двигателей, решился вопрос с обогревом салона. Борт отлично, по последнему слову техники, оснащали средствами навигации и связи. В салоне был буфет, два багажных отделения, туалет, гардеробная.

Габаритные размеры и другие характеристики борта Ил-14:

✅ Размах крыла при площади 100 м2 составлял 31,7 м
✅ Длина машины – 21,31-22,31 м
✅ Высота – 7,8
✅ Мощность мотора – 1 900 л. с.
✅ Взлетный вес – 17 500 кг
✅ Дальность перелетов – 1 250 км

Крейсерская скорость была 393 км/ч, а в небе, на высоте свыше 2 400 м, лайнер мог набирать до 431 км/ч. С кислородным оборудование самолет мог подниматься до высот порядка 6 500 м.

Модификации Ил-14


Воздушный корабль имел большое разнообразие версий. Уже в 60-х годах 18-местные модели были заменены машинами, способными взять на борт 28, 32 и 36 человек. Для увеличения пассажировместимости фюзеляж увеличили на 1 м. Удлиненные лайнеры выходили под обозначением Ил-14М.

Одной из модификаций был комфортабельный ИЛ-14М14 на 14 пассажиров. Его построили в единственном экземпляре для перевозки высоких государственных чиновников и иностранных делегаций.

Такого же класса и назначения был Ил-14ПС, где несколько человек могли с удобствами расположиться на диванах. Люксовых моделей с улучшенной тепло- и звукоизоляцией, более вместительными баками для топлива в разные годы было построено 50 единиц.

Особое внимание стоит уделить транспортному военному самолету Ил-14Т. Он брал на борт 2 т груза, оснащался крупнокалиберным пулеметом и приспособлением для подвешивания бомб снаружи.

Ил-14 перевез не один миллион советских граждан Фото: YouTube.com

Поршневой авиалайнер был востребован во многих отраслях народного хозяйства и науки:

✅ «Патрульный» – помогал пограничникам
✅ Рыбный разведчик – искал косяки рыб
✅ «Полярный» – обслуживал научные арктические и антарктические экспедиции

Модели применяли для аэрофотосъемок (Ил-14ФК или Ил-14ФКМ), использовали как метеолаборатории и даже как носители космической связи. В последнем случае носовую часть снабжали специальными сильными антеннами.

Срок, который Ил-14 в разных модификациях провел в небе, для авиации достаточно большой. Самолет принес огромную выгоду советскому государству. Граждане гордились «Илами», а единственным недостатком считали шум, издаваемый поршнями двигателей. Эскадрилья из всех машин, одновременно вставших на крыло, составила бы 1348 самолетов.
Что для вас Ил-14?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП

Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП

Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...