Ил-14 – гармония поршней
Начиная с послевоенных лет и до 1973 года, Ил-14 был основным магистральным авиалайнером СССР. В различных модификациях он перевозил пассажиров и стоял на вооружении в ВВС. Простой в управлении, ремонтнопригодный, он не требовал качества и длины взлетно-посадочных полос. Для отрыва от земли достаточно было чуть больше километра, что особенно актуально в районах Крайнего Севера и Сибири.
Не самый быстрый, по теперешним понятиям, с небольшой грузоподъемностью и скромными скоростными характеристиками самолет долгие годы делал регулярные рейсы внутри страны. Он выполнил свою историческую задачу и достоин того, чтобы вспомнить о нем все.
Закончилась война, и перед страной встала задача перевозки по воздуху пассажиров и грузов для быстрейшего налаживания мирной жизни и восстановления народного хозяйства. В конструкторском бюро, возглавляемом талантливым инженером С.В. Ильюшиным, на тот момент (1945 г) разрабатывались два проекта: военный бомбардировщик и пассажирский Ил-12 на поршневых двигателях.
На «двенадцатом» стояли моторы АШ-82ФН, из-за низкой тяги которых существовала серьезная проблема: самолет не мог взлетать при отказе одного из агрегатов. Поэтому конструкторы, используя наработанный опыт и проверенные технологии, реализовали третий проект – Ил-14.
Наш герой стал, по сути, глубоко переработанным «двенадцатым». Во внешность изменений не вносили, базовым остался фюзеляж, но на первый прототип Ил-14 поставили более мощные силовые агрегаты АШ-73, увеличили салон, который уже мог вмещать 18 человек. Шаг пассажирских кресел был таков, что, по современным меркам, относил салон воздушного корабля к первому классу.
Однако расчеты показали, что гражданскому лайнеру необходимо изменить профиль крыльев. Уже с новым профилем (модифицированный СР-5), решили в КБ, достаточно стандартных 1900-сильных двигателей АШ-82ФН с алюминиевыми картерами. Эти моторы и установили на втором варианте, обозначенном Ил-14П. На нем же оперативно устранили недостатки первого прототипа, а также рядом мер улучшили аэродинамику.
После внесенных изменений начались летные тестовые, а затем Государственные испытания низкоплана. Эту ответственную работу выполняли летчики-испытатели А.С. Рычков (командир) и В.Н. Германов. Также уместно вспомнить имена других героев, которые, рискуя жизнями, облетали Ил-14: А.И. Восканов, И.М. Дзюба, М.А. Нюхтиков, В.М. Шульгин.
Испытания (125 вылетов) закончились с положительной оценкой, и комиссия рекомендовала воздушное судно к массовому производству: события относились к концу 1951 года. Первые авиалайнеры с однокилевым хвостовым оперением все еще продолжали проходить многочисленные тесты, но уже в реальных условиях полетов. И только с 1954 года началось настоящее серийное производство машин.
К этому событию имели отношения авиастроительные заводы в Москве и Ташкенте, а также в ГДР (построено 80 самолетов) и Чехословакии (выпущено 203 машины). В ходе обслуживания авиалайнеров на этих предприятиях были произведены некоторые доработки, в результате которых произошли следующие положительные изменения:
✅ Назначенный ресурс авиалайнера увеличился в 10 раз: с 3 500 часов в начале карьеры до 35 000 часов к 70-тым
✅ Была проработана система против обледенения корпуса
✅ Повысилась безопасность полетов в моменты отказа одного из моторов, что было настоятельным требованием в мировом авиастроении
✅ Шасси стало убираться в три этапа
✅ Флюгирование винтов производилось гидроприводом за 5 сек против 10 на базовом «двенадцатом»
Это был прорыв в авиации советского государства.
Когда в небо поднялись турбовинтовые Ил-18, нашему герою осталась роль ближнемагистрального самолета. Эту задачу он добросовестно выполнял до 1989 года. Однако авиалайнер за время своего существования успел сделать и славную военную карьеру.
Насчитывается несколько эпизодов:
✅ 1956 год, восстание в Венгрии. Ил-14 обеспечивал деятельность советского контингента войск: законное венгерское правительство устояло.
✅ 1956 год, Суэцкий кризис. Советский союз участвовал в этом событии Холодной войны на египетской стороне.
✅ 1962 год, Карибский кризис. Машины доставляли стратегические грузы на Кубу, а после разрешения конфликта не вернулись на родину, продолжая служить островному государству
Также лайнеры привлекали к охране места падения южнокорейского «Боинга 747» на Сахалине в 1983 году.
Размах крыла Ил-14П был одинаковым с Ил-12. Но площадь удалось сократить на 3 м2, одновременно увеличив толщину профиля, что добавило прочности всему кораблю. Разработчики усовершенствовали конструкцию хвостового оперения и по кромке крыльев установили закрылки. Эти мероприятия улучшили маневренность машины, дали прирост скорости на 30 км/ч и сократили расход топлива на 15 %.
Большим достижением была борьба с обледенением. Попутно, за счет использования горячих выбросов двигателей, решился вопрос с обогревом салона. Борт отлично, по последнему слову техники, оснащали средствами навигации и связи. В салоне был буфет, два багажных отделения, туалет, гардеробная.
Габаритные размеры и другие характеристики борта Ил-14:
✅ Размах крыла при площади 100 м2 составлял 31,7 м
✅ Длина машины – 21,31-22,31 м
✅ Высота – 7,8
✅ Мощность мотора – 1 900 л. с.
✅ Взлетный вес – 17 500 кг
✅ Дальность перелетов – 1 250 км
Крейсерская скорость была 393 км/ч, а в небе, на высоте свыше 2 400 м, лайнер мог набирать до 431 км/ч. С кислородным оборудование самолет мог подниматься до высот порядка 6 500 м.
Воздушный корабль имел большое разнообразие версий. Уже в 60-х годах 18-местные модели были заменены машинами, способными взять на борт 28, 32 и 36 человек. Для увеличения пассажировместимости фюзеляж увеличили на 1 м. Удлиненные лайнеры выходили под обозначением Ил-14М.
Одной из модификаций был комфортабельный ИЛ-14М14 на 14 пассажиров. Его построили в единственном экземпляре для перевозки высоких государственных чиновников и иностранных делегаций.
Такого же класса и назначения был Ил-14ПС, где несколько человек могли с удобствами расположиться на диванах. Люксовых моделей с улучшенной тепло- и звукоизоляцией, более вместительными баками для топлива в разные годы было построено 50 единиц.
Особое внимание стоит уделить транспортному военному самолету Ил-14Т. Он брал на борт 2 т груза, оснащался крупнокалиберным пулеметом и приспособлением для подвешивания бомб снаружи.
Поршневой авиалайнер был востребован во многих отраслях народного хозяйства и науки:
✅ «Патрульный» – помогал пограничникам
✅ Рыбный разведчик – искал косяки рыб
✅ «Полярный» – обслуживал научные арктические и антарктические экспедиции
Модели применяли для аэрофотосъемок (Ил-14ФК или Ил-14ФКМ), использовали как метеолаборатории и даже как носители космической связи. В последнем случае носовую часть снабжали специальными сильными антеннами.
Срок, который Ил-14 в разных модификациях провел в небе, для авиации достаточно большой. Самолет принес огромную выгоду советскому государству. Граждане гордились «Илами», а единственным недостатком считали шум, издаваемый поршнями двигателей. Эскадрилья из всех машин, одновременно вставших на крыло, составила бы 1348 самолетов.
Не самый быстрый, по теперешним понятиям, с небольшой грузоподъемностью и скромными скоростными характеристиками самолет долгие годы делал регулярные рейсы внутри страны. Он выполнил свою историческую задачу и достоин того, чтобы вспомнить о нем все.
Этапы развития Ил-14
Закончилась война, и перед страной встала задача перевозки по воздуху пассажиров и грузов для быстрейшего налаживания мирной жизни и восстановления народного хозяйства. В конструкторском бюро, возглавляемом талантливым инженером С.В. Ильюшиным, на тот момент (1945 г) разрабатывались два проекта: военный бомбардировщик и пассажирский Ил-12 на поршневых двигателях.
Уже первые Ил-14 летали в отдаленные уголки страны Фото: YouTube.com
На «двенадцатом» стояли моторы АШ-82ФН, из-за низкой тяги которых существовала серьезная проблема: самолет не мог взлетать при отказе одного из агрегатов. Поэтому конструкторы, используя наработанный опыт и проверенные технологии, реализовали третий проект – Ил-14.
Наш герой стал, по сути, глубоко переработанным «двенадцатым». Во внешность изменений не вносили, базовым остался фюзеляж, но на первый прототип Ил-14 поставили более мощные силовые агрегаты АШ-73, увеличили салон, который уже мог вмещать 18 человек. Шаг пассажирских кресел был таков, что, по современным меркам, относил салон воздушного корабля к первому классу.
Однако расчеты показали, что гражданскому лайнеру необходимо изменить профиль крыльев. Уже с новым профилем (модифицированный СР-5), решили в КБ, достаточно стандартных 1900-сильных двигателей АШ-82ФН с алюминиевыми картерами. Эти моторы и установили на втором варианте, обозначенном Ил-14П. На нем же оперативно устранили недостатки первого прототипа, а также рядом мер улучшили аэродинамику.
После внесенных изменений начались летные тестовые, а затем Государственные испытания низкоплана. Эту ответственную работу выполняли летчики-испытатели А.С. Рычков (командир) и В.Н. Германов. Также уместно вспомнить имена других героев, которые, рискуя жизнями, облетали Ил-14: А.И. Восканов, И.М. Дзюба, М.А. Нюхтиков, В.М. Шульгин.
Испытания (125 вылетов) закончились с положительной оценкой, и комиссия рекомендовала воздушное судно к массовому производству: события относились к концу 1951 года. Первые авиалайнеры с однокилевым хвостовым оперением все еще продолжали проходить многочисленные тесты, но уже в реальных условиях полетов. И только с 1954 года началось настоящее серийное производство машин.
К этому событию имели отношения авиастроительные заводы в Москве и Ташкенте, а также в ГДР (построено 80 самолетов) и Чехословакии (выпущено 203 машины). В ходе обслуживания авиалайнеров на этих предприятиях были произведены некоторые доработки, в результате которых произошли следующие положительные изменения:
✅ Назначенный ресурс авиалайнера увеличился в 10 раз: с 3 500 часов в начале карьеры до 35 000 часов к 70-тым
✅ Была проработана система против обледенения корпуса
✅ Повысилась безопасность полетов в моменты отказа одного из моторов, что было настоятельным требованием в мировом авиастроении
✅ Шасси стало убираться в три этапа
✅ Флюгирование винтов производилось гидроприводом за 5 сек против 10 на базовом «двенадцатом»
Это был прорыв в авиации советского государства.
На службе в ВВС
Когда в небо поднялись турбовинтовые Ил-18, нашему герою осталась роль ближнемагистрального самолета. Эту задачу он добросовестно выполнял до 1989 года. Однако авиалайнер за время своего существования успел сделать и славную военную карьеру.
От винта! Фото: YouTube.com
Насчитывается несколько эпизодов:
✅ 1956 год, восстание в Венгрии. Ил-14 обеспечивал деятельность советского контингента войск: законное венгерское правительство устояло.
✅ 1956 год, Суэцкий кризис. Советский союз участвовал в этом событии Холодной войны на египетской стороне.
✅ 1962 год, Карибский кризис. Машины доставляли стратегические грузы на Кубу, а после разрешения конфликта не вернулись на родину, продолжая служить островному государству
Также лайнеры привлекали к охране места падения южнокорейского «Боинга 747» на Сахалине в 1983 году.
Характеристики и особенности Ил-14
Размах крыла Ил-14П был одинаковым с Ил-12. Но площадь удалось сократить на 3 м2, одновременно увеличив толщину профиля, что добавило прочности всему кораблю. Разработчики усовершенствовали конструкцию хвостового оперения и по кромке крыльев установили закрылки. Эти мероприятия улучшили маневренность машины, дали прирост скорости на 30 км/ч и сократили расход топлива на 15 %.
Музейный экспонат Ил-14 Фото: YouTube.com
Большим достижением была борьба с обледенением. Попутно, за счет использования горячих выбросов двигателей, решился вопрос с обогревом салона. Борт отлично, по последнему слову техники, оснащали средствами навигации и связи. В салоне был буфет, два багажных отделения, туалет, гардеробная.
Габаритные размеры и другие характеристики борта Ил-14:
✅ Размах крыла при площади 100 м2 составлял 31,7 м
✅ Длина машины – 21,31-22,31 м
✅ Высота – 7,8
✅ Мощность мотора – 1 900 л. с.
✅ Взлетный вес – 17 500 кг
✅ Дальность перелетов – 1 250 км
Крейсерская скорость была 393 км/ч, а в небе, на высоте свыше 2 400 м, лайнер мог набирать до 431 км/ч. С кислородным оборудование самолет мог подниматься до высот порядка 6 500 м.
Модификации Ил-14
Воздушный корабль имел большое разнообразие версий. Уже в 60-х годах 18-местные модели были заменены машинами, способными взять на борт 28, 32 и 36 человек. Для увеличения пассажировместимости фюзеляж увеличили на 1 м. Удлиненные лайнеры выходили под обозначением Ил-14М.
Одной из модификаций был комфортабельный ИЛ-14М14 на 14 пассажиров. Его построили в единственном экземпляре для перевозки высоких государственных чиновников и иностранных делегаций.
Такого же класса и назначения был Ил-14ПС, где несколько человек могли с удобствами расположиться на диванах. Люксовых моделей с улучшенной тепло- и звукоизоляцией, более вместительными баками для топлива в разные годы было построено 50 единиц.
Особое внимание стоит уделить транспортному военному самолету Ил-14Т. Он брал на борт 2 т груза, оснащался крупнокалиберным пулеметом и приспособлением для подвешивания бомб снаружи.
Ил-14 перевез не один миллион советских граждан Фото: YouTube.com
Поршневой авиалайнер был востребован во многих отраслях народного хозяйства и науки:
✅ «Патрульный» – помогал пограничникам
✅ Рыбный разведчик – искал косяки рыб
✅ «Полярный» – обслуживал научные арктические и антарктические экспедиции
Модели применяли для аэрофотосъемок (Ил-14ФК или Ил-14ФКМ), использовали как метеолаборатории и даже как носители космической связи. В последнем случае носовую часть снабжали специальными сильными антеннами.
Срок, который Ил-14 в разных модификациях провел в небе, для авиации достаточно большой. Самолет принес огромную выгоду советскому государству. Граждане гордились «Илами», а единственным недостатком считали шум, издаваемый поршнями двигателей. Эскадрилья из всех машин, одновременно вставших на крыло, составила бы 1348 самолетов.
- Timofey
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...