Концептуальные геоходы, так и не ставшие транспортным средством
Проведение подземных работ всегда являлось необычайно трудоемким процессом. В прошлые века, когда технические возможности являлись очень ограниченными, их осуществление и вовсе было под вопросом. Даже сегодня использование проходческих комбайнов позволяет добиваться результата не выше чем 800 м/месяц. Понятно, что это очень скромные цифры.
Чуть лучше показатели у другой современной машины – проходческого щита. Подземные выработки с его применением могут продвигаться в полтора раза быстрее. Даже мировой рекорд скорости прохождения принадлежит именно щитам. А это – расстояние проходки в 1,24 км, проложенное в течение календарного месяца.
Инженерная мысль на этом не застыла, ведь темпы современной жизни требуют увеличения скорости. Кажется, это может стать возможным в случае внедрения концептов геоходов в серийное производство. Машина более высокого технического уровня (как показали экспериментальные испытания) может оказаться способной легко превзойти мировой рекорд, установленный проходческими щитами.
Его преимущество в скорости достигается за счет двойной системы работы: одновременного разрушения коридора забоя и продвижения корпуса машины вперед. Это является принципиальным отличием от прошлых образцов техники, дающим заметный выигрыш во времени. Однако до внедрения в жизнь новой техники еще необходимо пройти многие испытания.
Прототип новой техники российские ученые смогли представить еще в 2015 году. Со следующего года стартовали его испытания. Подготовка образца потребовала огромных средств (более 200 млн. рублей, при долевом участии госбюджета и компании «КОРМЗ»).
Именно широкое применение проходческих щитов стало основой для появления прототипа геохода. Ведь принцип подземных работ всегда один: создание в массиве горных пород полости нужного диаметра. Он и определяет эволюцию горнопроходческого оборудования. Аппарат планировали использовать сразу в нескольких направлениях:
✅ проходка обычных горных выработок
✅ строительство тоннелей метро
✅ подземные переходы, склады и другие сооружения
✅ городские коллекторы
✅ аварийно-спасательные работы во время завалов на шахтах
Геоходы могли бы оказать помощь и в возведении фортификационных сооружений или строительстве шахт. Облегчили бы они и прокладку инженерных коммуникаций под землей. Да, в случае успешной реализации проекта, мы смогли получить качественно новые функциональные возможности. В них включалась и работа с крепкими породами.
Использование геологической среды позволяет аппарату создавать винтовые и продольные каналы, буквально вворачиваясь в горную породу. Поток, создаваемый винтовыми крыльями, переходит на обрабатываемую поверхность. Поэтому, чем она крепче, тем сильнее становится напорное усилие.
Такая особенность позволяет и выработку в различных направлениях: вертикально, горизонтально или под нужным углом. Из-за функциональности новая машина больше не зависит от массы (ведь она уже не участвует в формировании напорного усилия). Создатели даже позволили себе в перспективе замахнуться на использование своего детища в условиях лунного пространства.
Конструктивная масса геохода менее 20 тонн и он имеет гидравлический привод (8 пар гидроцилиндров поворота). Диаметр выработки, которую он способен оставить после себя – от 3,2 м, а угол наклона – до 25 градусов в любом направлении. Управление электрогидравлическое, с напряжением питания 660 В. Для МЧС планировалось создание геохода меньшего диаметра, что облегчило бы его доставку на место происшествия.
К сожалению, все эти грандиозные планы пока не смогли осуществиться по ряду причин, в том числе технического характера. Но, проект не заморожен, поэтому еще остается надежда увидеть его реализацию. Как знать, возможно будущее подземного транспорта уже не за горами.
Чуть лучше показатели у другой современной машины – проходческого щита. Подземные выработки с его применением могут продвигаться в полтора раза быстрее. Даже мировой рекорд скорости прохождения принадлежит именно щитам. А это – расстояние проходки в 1,24 км, проложенное в течение календарного месяца.
Необычная конструкция для подземных работ. Фото: youtube.com
Инженерная мысль на этом не застыла, ведь темпы современной жизни требуют увеличения скорости. Кажется, это может стать возможным в случае внедрения концептов геоходов в серийное производство. Машина более высокого технического уровня (как показали экспериментальные испытания) может оказаться способной легко превзойти мировой рекорд, установленный проходческими щитами.
Его преимущество в скорости достигается за счет двойной системы работы: одновременного разрушения коридора забоя и продвижения корпуса машины вперед. Это является принципиальным отличием от прошлых образцов техники, дающим заметный выигрыш во времени. Однако до внедрения в жизнь новой техники еще необходимо пройти многие испытания.
Геоход – техника, использующая для движения геосреду
Прототип новой техники российские ученые смогли представить еще в 2015 году. Со следующего года стартовали его испытания. Подготовка образца потребовала огромных средств (более 200 млн. рублей, при долевом участии госбюджета и компании «КОРМЗ»).
Перспективность геохода в том, что кроме прокладки обычных технических тоннелей, он способен оказывать активную помощь при проведении аварийно-спасательных работ под землей. Теоретическая скорость аппарата такова, что при беспрерывном использовании в течение месяца он способен пройти в 3 раза больше, чем щиты.
Именно широкое применение проходческих щитов стало основой для появления прототипа геохода. Ведь принцип подземных работ всегда один: создание в массиве горных пород полости нужного диаметра. Он и определяет эволюцию горнопроходческого оборудования. Аппарат планировали использовать сразу в нескольких направлениях:
✅ проходка обычных горных выработок
✅ строительство тоннелей метро
✅ подземные переходы, склады и другие сооружения
✅ городские коллекторы
✅ аварийно-спасательные работы во время завалов на шахтах
Геоходы могли бы оказать помощь и в возведении фортификационных сооружений или строительстве шахт. Облегчили бы они и прокладку инженерных коммуникаций под землей. Да, в случае успешной реализации проекта, мы смогли получить качественно новые функциональные возможности. В них включалась и работа с крепкими породами.
Технические данные геохода
Использование геологической среды позволяет аппарату создавать винтовые и продольные каналы, буквально вворачиваясь в горную породу. Поток, создаваемый винтовыми крыльями, переходит на обрабатываемую поверхность. Поэтому, чем она крепче, тем сильнее становится напорное усилие.
Разработали геоход в Кемерово. Фото: youtube.com
Такая особенность позволяет и выработку в различных направлениях: вертикально, горизонтально или под нужным углом. Из-за функциональности новая машина больше не зависит от массы (ведь она уже не участвует в формировании напорного усилия). Создатели даже позволили себе в перспективе замахнуться на использование своего детища в условиях лунного пространства.
Конструктивная масса геохода менее 20 тонн и он имеет гидравлический привод (8 пар гидроцилиндров поворота). Диаметр выработки, которую он способен оставить после себя – от 3,2 м, а угол наклона – до 25 градусов в любом направлении. Управление электрогидравлическое, с напряжением питания 660 В. Для МЧС планировалось создание геохода меньшего диаметра, что облегчило бы его доставку на место происшествия.
Сначала прошли заводские испытания. Фото: youtube.com
К сожалению, все эти грандиозные планы пока не смогли осуществиться по ряду причин, в том числе технического характера. Но, проект не заморожен, поэтому еще остается надежда увидеть его реализацию. Как знать, возможно будущее подземного транспорта уже не за горами.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Меняем покрышки сами с помощью веревки
Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...
Кубинцы скоро будут кататься на новых «Москвичах»
Причем безвозмездно. Как и во времена СССР, наша страна поможет дружественному государству в сложной финансовой ситуации....