.d-md-none .d-lg-block bibimot

Концептуальные геоходы, так и не ставшие транспортным средством

Концептуальные геоходы, так и не ставшие транспортным средством
Проведение подземных работ всегда являлось необычайно трудоемким процессом. В прошлые века, когда технические возможности являлись очень ограниченными, их осуществление и вовсе было под вопросом. Даже сегодня использование проходческих комбайнов позволяет добиваться результата не выше чем 800 м/месяц. Понятно, что это очень скромные цифры.


Чуть лучше показатели у другой современной машины – проходческого щита. Подземные выработки с его применением могут продвигаться в полтора раза быстрее. Даже мировой рекорд скорости прохождения принадлежит именно щитам. А это – расстояние проходки в 1,24 км, проложенное в течение календарного месяца.

Концептуальные геоходы, так и не ставшие транспортным средствомНеобычная конструкция для подземных работ. Фото: youtube.com

Инженерная мысль на этом не застыла, ведь темпы современной жизни требуют увеличения скорости. Кажется, это может стать возможным в случае внедрения концептов геоходов в серийное производство. Машина более высокого технического уровня (как показали экспериментальные испытания) может оказаться способной легко превзойти мировой рекорд, установленный проходческими щитами.

Его преимущество в скорости достигается за счет двойной системы работы: одновременного разрушения коридора забоя и продвижения корпуса машины вперед. Это является принципиальным отличием от прошлых образцов техники, дающим заметный выигрыш во времени. Однако до внедрения в жизнь новой техники еще необходимо пройти многие испытания.

Геоход – техника, использующая для движения геосреду


Прототип новой техники российские ученые смогли представить еще в 2015 году. Со следующего года стартовали его испытания. Подготовка образца потребовала огромных средств (более 200 млн. рублей, при долевом участии госбюджета и компании «КОРМЗ»).

Перспективность геохода в том, что кроме прокладки обычных технических тоннелей, он способен оказывать активную помощь при проведении аварийно-спасательных работ под землей. Теоретическая скорость аппарата такова, что при беспрерывном использовании в течение месяца он способен пройти в 3 раза больше, чем щиты.


Именно широкое применение проходческих щитов стало основой для появления прототипа геохода. Ведь принцип подземных работ всегда один: создание в массиве горных пород полости нужного диаметра. Он и определяет эволюцию горнопроходческого оборудования. Аппарат планировали использовать сразу в нескольких направлениях:

✅ проходка обычных горных выработок
✅ строительство тоннелей метро
✅ подземные переходы, склады и другие сооружения
✅ городские коллекторы
✅ аварийно-спасательные работы во время завалов на шахтах

Геоходы могли бы оказать помощь и в возведении фортификационных сооружений или строительстве шахт. Облегчили бы они и прокладку инженерных коммуникаций под землей. Да, в случае успешной реализации проекта, мы смогли получить качественно новые функциональные возможности. В них включалась и работа с крепкими породами.

Технические данные геохода


Использование геологической среды позволяет аппарату создавать винтовые и продольные каналы, буквально вворачиваясь в горную породу. Поток, создаваемый винтовыми крыльями, переходит на обрабатываемую поверхность. Поэтому, чем она крепче, тем сильнее становится напорное усилие.

Разработали геоход в Кемерово. Фото: youtube.com

Такая особенность позволяет и выработку в различных направлениях: вертикально, горизонтально или под нужным углом. Из-за функциональности новая машина больше не зависит от массы (ведь она уже не участвует в формировании напорного усилия). Создатели даже позволили себе в перспективе замахнуться на использование своего детища в условиях лунного пространства.

Конструктивная масса геохода менее 20 тонн и он имеет гидравлический привод (8 пар гидроцилиндров поворота). Диаметр выработки, которую он способен оставить после себя – от 3,2 м, а угол наклона – до 25 градусов в любом направлении. Управление электрогидравлическое, с напряжением питания 660 В. Для МЧС планировалось создание геохода меньшего диаметра, что облегчило бы его доставку на место происшествия.

Сначала прошли заводские испытания. Фото: youtube.com

К сожалению, все эти грандиозные планы пока не смогли осуществиться по ряду причин, в том числе технического характера. Но, проект не заморожен, поэтому еще остается надежда увидеть его реализацию. Как знать, возможно будущее подземного транспорта уже не за горами.

Автор:

Использованы фотографии: youtube.com

Согласны вы с тем, что геоход – лучшее решение для подземных работ?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
МоАЗ – подземные автогигантыНепростая история вагона метро «Яуза»

Представлены новые «Волги»

Представлены новые «Волги»

Сразу три модели показали на выставке, которая в эти дни проходит в Нижнем Новгороде. Более подробно об этом читайте в нашем материале....
  • 726