Концептуальные геоходы, так и не ставшие транспортным средством
Проведение подземных работ всегда являлось необычайно трудоемким процессом. В прошлые века, когда технические возможности являлись очень ограниченными, их осуществление и вовсе было под вопросом. Даже сегодня использование проходческих комбайнов позволяет добиваться результата не выше чем 800 м/месяц. Понятно, что это очень скромные цифры.
Чуть лучше показатели у другой современной машины – проходческого щита. Подземные выработки с его применением могут продвигаться в полтора раза быстрее. Даже мировой рекорд скорости прохождения принадлежит именно щитам. А это – расстояние проходки в 1,24 км, проложенное в течение календарного месяца.
Инженерная мысль на этом не застыла, ведь темпы современной жизни требуют увеличения скорости. Кажется, это может стать возможным в случае внедрения концептов геоходов в серийное производство. Машина более высокого технического уровня (как показали экспериментальные испытания) может оказаться способной легко превзойти мировой рекорд, установленный проходческими щитами.
Его преимущество в скорости достигается за счет двойной системы работы: одновременного разрушения коридора забоя и продвижения корпуса машины вперед. Это является принципиальным отличием от прошлых образцов техники, дающим заметный выигрыш во времени. Однако до внедрения в жизнь новой техники еще необходимо пройти многие испытания.
Прототип новой техники российские ученые смогли представить еще в 2015 году. Со следующего года стартовали его испытания. Подготовка образца потребовала огромных средств (более 200 млн. рублей, при долевом участии госбюджета и компании «КОРМЗ»).
Именно широкое применение проходческих щитов стало основой для появления прототипа геохода. Ведь принцип подземных работ всегда один: создание в массиве горных пород полости нужного диаметра. Он и определяет эволюцию горнопроходческого оборудования. Аппарат планировали использовать сразу в нескольких направлениях:
✅ проходка обычных горных выработок
✅ строительство тоннелей метро
✅ подземные переходы, склады и другие сооружения
✅ городские коллекторы
✅ аварийно-спасательные работы во время завалов на шахтах
Геоходы могли бы оказать помощь и в возведении фортификационных сооружений или строительстве шахт. Облегчили бы они и прокладку инженерных коммуникаций под землей. Да, в случае успешной реализации проекта, мы смогли получить качественно новые функциональные возможности. В них включалась и работа с крепкими породами.
Использование геологической среды позволяет аппарату создавать винтовые и продольные каналы, буквально вворачиваясь в горную породу. Поток, создаваемый винтовыми крыльями, переходит на обрабатываемую поверхность. Поэтому, чем она крепче, тем сильнее становится напорное усилие.
Такая особенность позволяет и выработку в различных направлениях: вертикально, горизонтально или под нужным углом. Из-за функциональности новая машина больше не зависит от массы (ведь она уже не участвует в формировании напорного усилия). Создатели даже позволили себе в перспективе замахнуться на использование своего детища в условиях лунного пространства.
Конструктивная масса геохода менее 20 тонн и он имеет гидравлический привод (8 пар гидроцилиндров поворота). Диаметр выработки, которую он способен оставить после себя – от 3,2 м, а угол наклона – до 25 градусов в любом направлении. Управление электрогидравлическое, с напряжением питания 660 В. Для МЧС планировалось создание геохода меньшего диаметра, что облегчило бы его доставку на место происшествия.
К сожалению, все эти грандиозные планы пока не смогли осуществиться по ряду причин, в том числе технического характера. Но, проект не заморожен, поэтому еще остается надежда увидеть его реализацию. Как знать, возможно будущее подземного транспорта уже не за горами.
Чуть лучше показатели у другой современной машины – проходческого щита. Подземные выработки с его применением могут продвигаться в полтора раза быстрее. Даже мировой рекорд скорости прохождения принадлежит именно щитам. А это – расстояние проходки в 1,24 км, проложенное в течение календарного месяца.
Необычная конструкция для подземных работ. Фото: youtube.com
Инженерная мысль на этом не застыла, ведь темпы современной жизни требуют увеличения скорости. Кажется, это может стать возможным в случае внедрения концептов геоходов в серийное производство. Машина более высокого технического уровня (как показали экспериментальные испытания) может оказаться способной легко превзойти мировой рекорд, установленный проходческими щитами.
Его преимущество в скорости достигается за счет двойной системы работы: одновременного разрушения коридора забоя и продвижения корпуса машины вперед. Это является принципиальным отличием от прошлых образцов техники, дающим заметный выигрыш во времени. Однако до внедрения в жизнь новой техники еще необходимо пройти многие испытания.
Геоход – техника, использующая для движения геосреду
Прототип новой техники российские ученые смогли представить еще в 2015 году. Со следующего года стартовали его испытания. Подготовка образца потребовала огромных средств (более 200 млн. рублей, при долевом участии госбюджета и компании «КОРМЗ»).
Перспективность геохода в том, что кроме прокладки обычных технических тоннелей, он способен оказывать активную помощь при проведении аварийно-спасательных работ под землей. Теоретическая скорость аппарата такова, что при беспрерывном использовании в течение месяца он способен пройти в 3 раза больше, чем щиты.
Именно широкое применение проходческих щитов стало основой для появления прототипа геохода. Ведь принцип подземных работ всегда один: создание в массиве горных пород полости нужного диаметра. Он и определяет эволюцию горнопроходческого оборудования. Аппарат планировали использовать сразу в нескольких направлениях:
✅ проходка обычных горных выработок
✅ строительство тоннелей метро
✅ подземные переходы, склады и другие сооружения
✅ городские коллекторы
✅ аварийно-спасательные работы во время завалов на шахтах
Геоходы могли бы оказать помощь и в возведении фортификационных сооружений или строительстве шахт. Облегчили бы они и прокладку инженерных коммуникаций под землей. Да, в случае успешной реализации проекта, мы смогли получить качественно новые функциональные возможности. В них включалась и работа с крепкими породами.
Технические данные геохода
Использование геологической среды позволяет аппарату создавать винтовые и продольные каналы, буквально вворачиваясь в горную породу. Поток, создаваемый винтовыми крыльями, переходит на обрабатываемую поверхность. Поэтому, чем она крепче, тем сильнее становится напорное усилие.
Разработали геоход в Кемерово. Фото: youtube.com
Такая особенность позволяет и выработку в различных направлениях: вертикально, горизонтально или под нужным углом. Из-за функциональности новая машина больше не зависит от массы (ведь она уже не участвует в формировании напорного усилия). Создатели даже позволили себе в перспективе замахнуться на использование своего детища в условиях лунного пространства.
Конструктивная масса геохода менее 20 тонн и он имеет гидравлический привод (8 пар гидроцилиндров поворота). Диаметр выработки, которую он способен оставить после себя – от 3,2 м, а угол наклона – до 25 градусов в любом направлении. Управление электрогидравлическое, с напряжением питания 660 В. Для МЧС планировалось создание геохода меньшего диаметра, что облегчило бы его доставку на место происшествия.
Сначала прошли заводские испытания. Фото: youtube.com
К сожалению, все эти грандиозные планы пока не смогли осуществиться по ряду причин, в том числе технического характера. Но, проект не заморожен, поэтому еще остается надежда увидеть его реализацию. Как знать, возможно будущее подземного транспорта уже не за горами.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
В России появятся новые трамваи собственной разработки
Займется их производством «Синара - транспортные машины». Изначально планировалось, что трамваи будут делать вместе с Skoda Transportation....
Toyota готовит большое обновление культового внедорожника
Похоже, это будет полноценное следующее поколение. Кроме визуальных «отличий», анонсированы изменения и по технической части. Подробнее читайте в нашем...