Замена шаровых своими руками – как увеличить ресурс деталей вдвое
1 815

Замена шаровых своими руками – как увеличить ресурс деталей вдвое

Шаровая опора – простая деталь, представляющая собой шарнир. Благодаря ей колеса могут поворачивать и не менять своего положения по отношению к дорожному полотну. Из-за того, что детали держат на себе вес автомобиля, их исправность важна для безопасного и комфортного вождения.


Конструкция подвески бывает разной. Если в бюджетных моделях чаще всего устанавливают по одной шаровой, то в более продвинутых из может быть две - наружная и внутренняя. В многорычажных они ставятся сверху и снизу, а в некоторых моделях (чаще всего в немецких) на одно колесо может приходиться до 5 шарниров.

Признаки неисправности


Чтобы не допустить ситуации, когда из-за износа сферический наконечник выскочил из корпуса и машина села днищем на асфальт, нужно заранее выявлять нарушение работы:

  • ✅ При езде по неровностям и некачественной дороге слышен стук, он может быть как слабым, так и сильным
  • ✅ Рулевое управление становится жестче, поворачивать труднее, машину может тянуть в сторону. Она не соблюдает прямолинейную траекторию, как должно быть при нормальном состоянии подвески
  • ✅ В ступице при маневрировании слышен скрип и появляется валкость
  • ✅ Шины на передней оси изнашиваются неравномерно, протектор больше стирается по краям

Стуки и иные неполадки могут появляться и из-за других узлов. Не нужно торопиться покупать запчасти, лучше провести диагностику.

Как проверить шаровые


Замена шаровых своими руками – как увеличить ресурс деталей вдвоеПорванный или замасленный пыльник - признак проблемы. Фото: youtube.com

Есть несколько способов, для их использования не нужно специальное оборудование. Потребуется разве яма или эстакада, и помощник. Варианты проведения работ такие:

  • ✅ Для верхней опоры. Поставить авто на ручник. Один человек должен нажимать на тормоза, а второй, взявшись за верхнюю часть колеса, раскачивать его вперед-назад. Если есть хотя бы небольшой свободный ход - нужно менять деталь
  • ✅ Для нижней можно использовать метод с поддомкрачиванием и раскачиванием шины. Если она держится неплотно, проверить точно лучше всего способом, описанным дальше
  • ✅ Машину загнать на яму или эстакаду. Поднять проверяемую сторону, вставить монтировку между креплением шаровой и кулаком или рычагом, главное – не повредить резиновую часть. Аккуратно раскачивать соединение, будет виден даже небольшой люфт.

Осмотр также может дать результат. Если пыльник порван или потрескан, скорее всего внутрь попала грязь и песок, что и стало причиной выхода узла из строя.

Как поменять


Стоит разобрать процесс замены нижнего шарового шарнира, он есть на всех авто. Верхний меняется по аналогии с поправками на расположение. Инструкция может различаться в зависимости от способа крепления шаровой. Лучше заранее осмотреть узел, чтобы знать, какие инструменты понадобятся.

Если опора запрессована в рычаг, автопроизводители рекомендуют менять узел целиком. Но можно сэкономить. Для этого стоит обратиться к токарю или автослесарю, чтобы выпрессовать старую шаровую и на ее место аккуратно поставить новую. Для этого нужны специальные приспособления, которых в обычном гараже чаще всего нет.

Когда шарнир зафиксирован гайкой, закрученной на пальце, инструкция состоит из таких шагов:

  • ✅ Осмотреть место крепления, очистить его от грязи щеткой и обильно обработать жидким ключом. также рекомендуется отсоединить стойку стабилизатора, чтобы ход рычага был больше
  • ✅ Сорвать гайку и открутить ее, но не до конца. Зачастую она упирается в полуось и снять ее можно только сместив шаровую с посадочного места в рычаге
  • ✅ Главная хитрость - не нужно снимать колесо, стучать кувалдой и так далее. Для извлечения пальца будет использоваться усилие пружины подвески. Когда колесо стоит ровно, между кулаком и рычагом есть небольшое расстояние, в него нужно вставить ограничитель. Лучше всего подобрать зубило подходящей толщины или другой металлический предмет
  • ✅ Затем необходимо поднять колесо домкратом, по мере подъема машины пружина будет все сильнее давить на шаровую. Если раздастся щелчок - палец вышел с посадочного места. Когда он остался, можно ударить молотком по поворотному кулаку на вывешенном колесе. Обычно 2-3 раз достаточно

Дальнейшие работы зависят от того, как закреплена шаровая. Если ее можно снять по месту, это упростит процесс, когда она запрессована, проще всего демонтировать рычаг и провести все работы по установке нового шарнира в мастерской.


Собирать необходимо в обратном порядке, соблюдая аккуратность. Важно не повредить резиновый пыльник и резьбу на пальце. Забивать шарнирное соединение молотком ни в коем случае нельзя.

Зубило вставить так, как показано на фото и при поднятии авто оно выдавит шаровую. Фото: youtube.com

Второй вариант - шаровые опоры, закрепленные винтами или заклепками и фиксируемые стяжным болтом в проушине на поворотном кулаке. В этом случае работа будет немного отличаться:

  • ✅ Обработать болт жидким ключом, оставить на 5-10 минут, затем аккуратно отвернуть гайку. Чтобы извлечь болт из проушины, его нужно вначале провернуть трещоткой, а потом нажать с обратной стороны и вытащить
  • ✅ В зависимости от метода крепления шарнир нужно открутить или высверлить заклепки, а вместо них использовать болты подходящего диаметра
  • ✅ Собирать в обратном порядке, соблюдая осторожность при установке пальца в проушину, очень часто на этом этапе повреждают пыльник


Если меняется рычаг целиком, нужно снять старую деталь и на ее место установить новую. По возможности использовать новый крепеж и самоконтрящиеся гайки, которые не откручиваются даже при сильной вибрации.

Клином нужно немного расширить проушину, чтобы извлечь палец. Фото: youtube.com


Что делать, чтобы увеличить ресурс шаровых опор


Детали ходят от 15 до 120 тысяч км в зависимости от типа и качества изготовления. Но практически любую можно доработать так, чтобы она служила в среднем вдвое дольше, чем обычно:

  • ✅ Купить качественную смазку для шарнирных соединений. Чаще всего используется один из таких вариантов: Liqui Moly Thermoflex Spezialfett, Molykote PG-65, Motul Tech Grease 300, Amalie Elixir Green Synthetic Calcium Sulfonate Grease или ШРБ-4 от Агринол. Последний продукт по характеристикам не уступает предыдущим, но стоит в несколько раз дешевле
  • ✅ Аккуратно снять кольцо в нижней части пыльника. Поддеть конец и поднимать его, чтобы не поцарапать резиновую часть. Затем поднять ее или снять и убрать смазку, заложенную на заводе, зачастую ее там мало. Не нужен идеальный результат - достаточно оттереть состав с шарнирной части и внутренней стороны пыльника
  • ✅ Заложить новую смазку, рекомендуется шприцем загнать ее в полости между металлом и нейлоновой вставкой. Но можно просто положить умеренный слой вокруг, при движении состав распределяется сам. Не надо класть много, чтобы после надевания пыльника его не распирало. Собрать деталь обратно
  • ✅ После зимы, осматривать резиновые элементы на наличие трещин. Если поверхность повреждена, можно заменить защитную часть,
    Перед зимой желательно очистить пыльники и обрабатывать их силиконовой смазкой. Это повысит их эластичность и исключит растрескивание при понижении температуры


Если в шаровой качественная смазка в достаточном количестве, а пыльник целый, она служит в разы дольше. Иногда случается так, что защитные элементы меняют по несколько раз (заодно можно обновлять смазку), а шарнир сохраняет идеальное состояние. Мастера на автосервисах утверждают, что почти всегда шаровые выходят из строя не из-за износа, а по причине попадания в них воды и песка.
Меняете ли вы шаровые самостоятельно?
  • Ice
  • https://youtube.com
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....