Замена шаровых своими руками – как увеличить ресурс деталей вдвое
Шаровая опора – простая деталь, представляющая собой шарнир. Благодаря ей колеса могут поворачивать и не менять своего положения по отношению к дорожному полотну. Из-за того, что детали держат на себе вес автомобиля, их исправность важна для безопасного и комфортного вождения.
Конструкция подвески бывает разной. Если в бюджетных моделях чаще всего устанавливают по одной шаровой, то в более продвинутых из может быть две - наружная и внутренняя. В многорычажных они ставятся сверху и снизу, а в некоторых моделях (чаще всего в немецких) на одно колесо может приходиться до 5 шарниров.
Чтобы не допустить ситуации, когда из-за износа сферический наконечник выскочил из корпуса и машина села днищем на асфальт, нужно заранее выявлять нарушение работы:
Стуки и иные неполадки могут появляться и из-за других узлов. Не нужно торопиться покупать запчасти, лучше провести диагностику.
Есть несколько способов, для их использования не нужно специальное оборудование. Потребуется разве яма или эстакада, и помощник. Варианты проведения работ такие:
Осмотр также может дать результат. Если пыльник порван или потрескан, скорее всего внутрь попала грязь и песок, что и стало причиной выхода узла из строя.
Стоит разобрать процесс замены нижнего шарового шарнира, он есть на всех авто. Верхний меняется по аналогии с поправками на расположение. Инструкция может различаться в зависимости от способа крепления шаровой. Лучше заранее осмотреть узел, чтобы знать, какие инструменты понадобятся.
Если опора запрессована в рычаг, автопроизводители рекомендуют менять узел целиком. Но можно сэкономить. Для этого стоит обратиться к токарю или автослесарю, чтобы выпрессовать старую шаровую и на ее место аккуратно поставить новую. Для этого нужны специальные приспособления, которых в обычном гараже чаще всего нет.
Когда шарнир зафиксирован гайкой, закрученной на пальце, инструкция состоит из таких шагов:
Собирать необходимо в обратном порядке, соблюдая аккуратность. Важно не повредить резиновый пыльник и резьбу на пальце. Забивать шарнирное соединение молотком ни в коем случае нельзя.
Второй вариант - шаровые опоры, закрепленные винтами или заклепками и фиксируемые стяжным болтом в проушине на поворотном кулаке. В этом случае работа будет немного отличаться:
Если меняется рычаг целиком, нужно снять старую деталь и на ее место установить новую. По возможности использовать новый крепеж и самоконтрящиеся гайки, которые не откручиваются даже при сильной вибрации.
Детали ходят от 15 до 120 тысяч км в зависимости от типа и качества изготовления. Но практически любую можно доработать так, чтобы она служила в среднем вдвое дольше, чем обычно:
Если в шаровой качественная смазка в достаточном количестве, а пыльник целый, она служит в разы дольше. Иногда случается так, что защитные элементы меняют по несколько раз (заодно можно обновлять смазку), а шарнир сохраняет идеальное состояние. Мастера на автосервисах утверждают, что почти всегда шаровые выходят из строя не из-за износа, а по причине попадания в них воды и песка.
Конструкция подвески бывает разной. Если в бюджетных моделях чаще всего устанавливают по одной шаровой, то в более продвинутых из может быть две - наружная и внутренняя. В многорычажных они ставятся сверху и снизу, а в некоторых моделях (чаще всего в немецких) на одно колесо может приходиться до 5 шарниров.
Признаки неисправности
Чтобы не допустить ситуации, когда из-за износа сферический наконечник выскочил из корпуса и машина села днищем на асфальт, нужно заранее выявлять нарушение работы:
- ✅ При езде по неровностям и некачественной дороге слышен стук, он может быть как слабым, так и сильным
- ✅ Рулевое управление становится жестче, поворачивать труднее, машину может тянуть в сторону. Она не соблюдает прямолинейную траекторию, как должно быть при нормальном состоянии подвески
- ✅ В ступице при маневрировании слышен скрип и появляется валкость
- ✅ Шины на передней оси изнашиваются неравномерно, протектор больше стирается по краям
Стуки и иные неполадки могут появляться и из-за других узлов. Не нужно торопиться покупать запчасти, лучше провести диагностику.
Как проверить шаровые
Порванный или замасленный пыльник - признак проблемы. Фото: youtube.com
Есть несколько способов, для их использования не нужно специальное оборудование. Потребуется разве яма или эстакада, и помощник. Варианты проведения работ такие:
- ✅ Для верхней опоры. Поставить авто на ручник. Один человек должен нажимать на тормоза, а второй, взявшись за верхнюю часть колеса, раскачивать его вперед-назад. Если есть хотя бы небольшой свободный ход - нужно менять деталь
- ✅ Для нижней можно использовать метод с поддомкрачиванием и раскачиванием шины. Если она держится неплотно, проверить точно лучше всего способом, описанным дальше
- ✅ Машину загнать на яму или эстакаду. Поднять проверяемую сторону, вставить монтировку между креплением шаровой и кулаком или рычагом, главное – не повредить резиновую часть. Аккуратно раскачивать соединение, будет виден даже небольшой люфт.
Осмотр также может дать результат. Если пыльник порван или потрескан, скорее всего внутрь попала грязь и песок, что и стало причиной выхода узла из строя.
Как поменять
Стоит разобрать процесс замены нижнего шарового шарнира, он есть на всех авто. Верхний меняется по аналогии с поправками на расположение. Инструкция может различаться в зависимости от способа крепления шаровой. Лучше заранее осмотреть узел, чтобы знать, какие инструменты понадобятся.
Если опора запрессована в рычаг, автопроизводители рекомендуют менять узел целиком. Но можно сэкономить. Для этого стоит обратиться к токарю или автослесарю, чтобы выпрессовать старую шаровую и на ее место аккуратно поставить новую. Для этого нужны специальные приспособления, которых в обычном гараже чаще всего нет.
Когда шарнир зафиксирован гайкой, закрученной на пальце, инструкция состоит из таких шагов:
- ✅ Осмотреть место крепления, очистить его от грязи щеткой и обильно обработать жидким ключом. также рекомендуется отсоединить стойку стабилизатора, чтобы ход рычага был больше
- ✅ Сорвать гайку и открутить ее, но не до конца. Зачастую она упирается в полуось и снять ее можно только сместив шаровую с посадочного места в рычаге
- ✅ Главная хитрость - не нужно снимать колесо, стучать кувалдой и так далее. Для извлечения пальца будет использоваться усилие пружины подвески. Когда колесо стоит ровно, между кулаком и рычагом есть небольшое расстояние, в него нужно вставить ограничитель. Лучше всего подобрать зубило подходящей толщины или другой металлический предмет
- ✅ Затем необходимо поднять колесо домкратом, по мере подъема машины пружина будет все сильнее давить на шаровую. Если раздастся щелчок - палец вышел с посадочного места. Когда он остался, можно ударить молотком по поворотному кулаку на вывешенном колесе. Обычно 2-3 раз достаточно
Дальнейшие работы зависят от того, как закреплена шаровая. Если ее можно снять по месту, это упростит процесс, когда она запрессована, проще всего демонтировать рычаг и провести все работы по установке нового шарнира в мастерской.
Собирать необходимо в обратном порядке, соблюдая аккуратность. Важно не повредить резиновый пыльник и резьбу на пальце. Забивать шарнирное соединение молотком ни в коем случае нельзя.
Зубило вставить так, как показано на фото и при поднятии авто оно выдавит шаровую. Фото: youtube.com
Второй вариант - шаровые опоры, закрепленные винтами или заклепками и фиксируемые стяжным болтом в проушине на поворотном кулаке. В этом случае работа будет немного отличаться:
- ✅ Обработать болт жидким ключом, оставить на 5-10 минут, затем аккуратно отвернуть гайку. Чтобы извлечь болт из проушины, его нужно вначале провернуть трещоткой, а потом нажать с обратной стороны и вытащить
- ✅ В зависимости от метода крепления шарнир нужно открутить или высверлить заклепки, а вместо них использовать болты подходящего диаметра
- ✅ Собирать в обратном порядке, соблюдая осторожность при установке пальца в проушину, очень часто на этом этапе повреждают пыльник
Если меняется рычаг целиком, нужно снять старую деталь и на ее место установить новую. По возможности использовать новый крепеж и самоконтрящиеся гайки, которые не откручиваются даже при сильной вибрации.
Клином нужно немного расширить проушину, чтобы извлечь палец. Фото: youtube.com
Что делать, чтобы увеличить ресурс шаровых опор
Детали ходят от 15 до 120 тысяч км в зависимости от типа и качества изготовления. Но практически любую можно доработать так, чтобы она служила в среднем вдвое дольше, чем обычно:
- ✅ Купить качественную смазку для шарнирных соединений. Чаще всего используется один из таких вариантов: Liqui Moly Thermoflex Spezialfett, Molykote PG-65, Motul Tech Grease 300, Amalie Elixir Green Synthetic Calcium Sulfonate Grease или ШРБ-4 от Агринол. Последний продукт по характеристикам не уступает предыдущим, но стоит в несколько раз дешевле
- ✅ Аккуратно снять кольцо в нижней части пыльника. Поддеть конец и поднимать его, чтобы не поцарапать резиновую часть. Затем поднять ее или снять и убрать смазку, заложенную на заводе, зачастую ее там мало. Не нужен идеальный результат - достаточно оттереть состав с шарнирной части и внутренней стороны пыльника
- ✅ Заложить новую смазку, рекомендуется шприцем загнать ее в полости между металлом и нейлоновой вставкой. Но можно просто положить умеренный слой вокруг, при движении состав распределяется сам. Не надо класть много, чтобы после надевания пыльника его не распирало. Собрать деталь обратно
- ✅ После зимы, осматривать резиновые элементы на наличие трещин. Если поверхность повреждена, можно заменить защитную часть,
Перед зимой желательно очистить пыльники и обрабатывать их силиконовой смазкой. Это повысит их эластичность и исключит растрескивание при понижении температуры
Если в шаровой качественная смазка в достаточном количестве, а пыльник целый, она служит в разы дольше. Иногда случается так, что защитные элементы меняют по несколько раз (заодно можно обновлять смазку), а шарнир сохраняет идеальное состояние. Мастера на автосервисах утверждают, что почти всегда шаровые выходят из строя не из-за износа, а по причине попадания в них воды и песка.
- Ice
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...