
Замена шаровых своими руками – как увеличить ресурс деталей вдвое
Шаровая опора – простая деталь, представляющая собой шарнир. Благодаря ей колеса могут поворачивать и не менять своего положения по отношению к дорожному полотну. Из-за того, что детали держат на себе вес автомобиля, их исправность важна для безопасного и комфортного вождения.
Конструкция подвески бывает разной. Если в бюджетных моделях чаще всего устанавливают по одной шаровой, то в более продвинутых из может быть две - наружная и внутренняя. В многорычажных они ставятся сверху и снизу, а в некоторых моделях (чаще всего в немецких) на одно колесо может приходиться до 5 шарниров.
Чтобы не допустить ситуации, когда из-за износа сферический наконечник выскочил из корпуса и машина села днищем на асфальт, нужно заранее выявлять нарушение работы:
Стуки и иные неполадки могут появляться и из-за других узлов. Не нужно торопиться покупать запчасти, лучше провести диагностику.
Порванный или замасленный пыльник - признак проблемы. Фото: youtube.com
Есть несколько способов, для их использования не нужно специальное оборудование. Потребуется разве яма или эстакада, и помощник. Варианты проведения работ такие:
Осмотр также может дать результат. Если пыльник порван или потрескан, скорее всего внутрь попала грязь и песок, что и стало причиной выхода узла из строя.
Стоит разобрать процесс замены нижнего шарового шарнира, он есть на всех авто. Верхний меняется по аналогии с поправками на расположение. Инструкция может различаться в зависимости от способа крепления шаровой. Лучше заранее осмотреть узел, чтобы знать, какие инструменты понадобятся.
Если опора запрессована в рычаг, автопроизводители рекомендуют менять узел целиком. Но можно сэкономить. Для этого стоит обратиться к токарю или автослесарю, чтобы выпрессовать старую шаровую и на ее место аккуратно поставить новую. Для этого нужны специальные приспособления, которых в обычном гараже чаще всего нет.
Когда шарнир зафиксирован гайкой, закрученной на пальце, инструкция состоит из таких шагов:
Собирать необходимо в обратном порядке, соблюдая аккуратность. Важно не повредить резиновый пыльник и резьбу на пальце. Забивать шарнирное соединение молотком ни в коем случае нельзя.
Зубило вставить так, как показано на фото и при поднятии авто оно выдавит шаровую. Фото: youtube.com
Второй вариант - шаровые опоры, закрепленные винтами или заклепками и фиксируемые стяжным болтом в проушине на поворотном кулаке. В этом случае работа будет немного отличаться:
Если меняется рычаг целиком, нужно снять старую деталь и на ее место установить новую. По возможности использовать новый крепеж и самоконтрящиеся гайки, которые не откручиваются даже при сильной вибрации.
Клином нужно немного расширить проушину, чтобы извлечь палец. Фото: youtube.com
Детали ходят от 15 до 120 тысяч км в зависимости от типа и качества изготовления. Но практически любую можно доработать так, чтобы она служила в среднем вдвое дольше, чем обычно:
Если в шаровой качественная смазка в достаточном количестве, а пыльник целый, она служит в разы дольше. Иногда случается так, что защитные элементы меняют по несколько раз (заодно можно обновлять смазку), а шарнир сохраняет идеальное состояние. Мастера на автосервисах утверждают, что почти всегда шаровые выходят из строя не из-за износа, а по причине попадания в них воды и песка.
Конструкция подвески бывает разной. Если в бюджетных моделях чаще всего устанавливают по одной шаровой, то в более продвинутых из может быть две - наружная и внутренняя. В многорычажных они ставятся сверху и снизу, а в некоторых моделях (чаще всего в немецких) на одно колесо может приходиться до 5 шарниров.
Признаки неисправности
Чтобы не допустить ситуации, когда из-за износа сферический наконечник выскочил из корпуса и машина села днищем на асфальт, нужно заранее выявлять нарушение работы:
- ✅ При езде по неровностям и некачественной дороге слышен стук, он может быть как слабым, так и сильным
- ✅ Рулевое управление становится жестче, поворачивать труднее, машину может тянуть в сторону. Она не соблюдает прямолинейную траекторию, как должно быть при нормальном состоянии подвески
- ✅ В ступице при маневрировании слышен скрип и появляется валкость
- ✅ Шины на передней оси изнашиваются неравномерно, протектор больше стирается по краям
Стуки и иные неполадки могут появляться и из-за других узлов. Не нужно торопиться покупать запчасти, лучше провести диагностику.
Как проверить шаровые

Есть несколько способов, для их использования не нужно специальное оборудование. Потребуется разве яма или эстакада, и помощник. Варианты проведения работ такие:
- ✅ Для верхней опоры. Поставить авто на ручник. Один человек должен нажимать на тормоза, а второй, взявшись за верхнюю часть колеса, раскачивать его вперед-назад. Если есть хотя бы небольшой свободный ход - нужно менять деталь
- ✅ Для нижней можно использовать метод с поддомкрачиванием и раскачиванием шины. Если она держится неплотно, проверить точно лучше всего способом, описанным дальше
- ✅ Машину загнать на яму или эстакаду. Поднять проверяемую сторону, вставить монтировку между креплением шаровой и кулаком или рычагом, главное – не повредить резиновую часть. Аккуратно раскачивать соединение, будет виден даже небольшой люфт.
Осмотр также может дать результат. Если пыльник порван или потрескан, скорее всего внутрь попала грязь и песок, что и стало причиной выхода узла из строя.
Как поменять
Стоит разобрать процесс замены нижнего шарового шарнира, он есть на всех авто. Верхний меняется по аналогии с поправками на расположение. Инструкция может различаться в зависимости от способа крепления шаровой. Лучше заранее осмотреть узел, чтобы знать, какие инструменты понадобятся.
Если опора запрессована в рычаг, автопроизводители рекомендуют менять узел целиком. Но можно сэкономить. Для этого стоит обратиться к токарю или автослесарю, чтобы выпрессовать старую шаровую и на ее место аккуратно поставить новую. Для этого нужны специальные приспособления, которых в обычном гараже чаще всего нет.
Когда шарнир зафиксирован гайкой, закрученной на пальце, инструкция состоит из таких шагов:
- ✅ Осмотреть место крепления, очистить его от грязи щеткой и обильно обработать жидким ключом. также рекомендуется отсоединить стойку стабилизатора, чтобы ход рычага был больше
- ✅ Сорвать гайку и открутить ее, но не до конца. Зачастую она упирается в полуось и снять ее можно только сместив шаровую с посадочного места в рычаге
- ✅ Главная хитрость - не нужно снимать колесо, стучать кувалдой и так далее. Для извлечения пальца будет использоваться усилие пружины подвески. Когда колесо стоит ровно, между кулаком и рычагом есть небольшое расстояние, в него нужно вставить ограничитель. Лучше всего подобрать зубило подходящей толщины или другой металлический предмет
- ✅ Затем необходимо поднять колесо домкратом, по мере подъема машины пружина будет все сильнее давить на шаровую. Если раздастся щелчок - палец вышел с посадочного места. Когда он остался, можно ударить молотком по поворотному кулаку на вывешенном колесе. Обычно 2-3 раз достаточно
Дальнейшие работы зависят от того, как закреплена шаровая. Если ее можно снять по месту, это упростит процесс, когда она запрессована, проще всего демонтировать рычаг и провести все работы по установке нового шарнира в мастерской.
Собирать необходимо в обратном порядке, соблюдая аккуратность. Важно не повредить резиновый пыльник и резьбу на пальце. Забивать шарнирное соединение молотком ни в коем случае нельзя.

Второй вариант - шаровые опоры, закрепленные винтами или заклепками и фиксируемые стяжным болтом в проушине на поворотном кулаке. В этом случае работа будет немного отличаться:
- ✅ Обработать болт жидким ключом, оставить на 5-10 минут, затем аккуратно отвернуть гайку. Чтобы извлечь болт из проушины, его нужно вначале провернуть трещоткой, а потом нажать с обратной стороны и вытащить
- ✅ В зависимости от метода крепления шарнир нужно открутить или высверлить заклепки, а вместо них использовать болты подходящего диаметра
- ✅ Собирать в обратном порядке, соблюдая осторожность при установке пальца в проушину, очень часто на этом этапе повреждают пыльник
Если меняется рычаг целиком, нужно снять старую деталь и на ее место установить новую. По возможности использовать новый крепеж и самоконтрящиеся гайки, которые не откручиваются даже при сильной вибрации.

Что делать, чтобы увеличить ресурс шаровых опор
Детали ходят от 15 до 120 тысяч км в зависимости от типа и качества изготовления. Но практически любую можно доработать так, чтобы она служила в среднем вдвое дольше, чем обычно:
- ✅ Купить качественную смазку для шарнирных соединений. Чаще всего используется один из таких вариантов: Liqui Moly Thermoflex Spezialfett, Molykote PG-65, Motul Tech Grease 300, Amalie Elixir Green Synthetic Calcium Sulfonate Grease или ШРБ-4 от Агринол. Последний продукт по характеристикам не уступает предыдущим, но стоит в несколько раз дешевле
- ✅ Аккуратно снять кольцо в нижней части пыльника. Поддеть конец и поднимать его, чтобы не поцарапать резиновую часть. Затем поднять ее или снять и убрать смазку, заложенную на заводе, зачастую ее там мало. Не нужен идеальный результат - достаточно оттереть состав с шарнирной части и внутренней стороны пыльника
- ✅ Заложить новую смазку, рекомендуется шприцем загнать ее в полости между металлом и нейлоновой вставкой. Но можно просто положить умеренный слой вокруг, при движении состав распределяется сам. Не надо класть много, чтобы после надевания пыльника его не распирало. Собрать деталь обратно
- ✅ После зимы, осматривать резиновые элементы на наличие трещин. Если поверхность повреждена, можно заменить защитную часть,
Перед зимой желательно очистить пыльники и обрабатывать их силиконовой смазкой. Это повысит их эластичность и исключит растрескивание при понижении температуры
Если в шаровой качественная смазка в достаточном количестве, а пыльник целый, она служит в разы дольше. Иногда случается так, что защитные элементы меняют по несколько раз (заодно можно обновлять смазку), а шарнир сохраняет идеальное состояние. Мастера на автосервисах утверждают, что почти всегда шаровые выходят из строя не из-за износа, а по причине попадания в них воды и песка.
- Ice
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...