Замена шаровых своими руками – как увеличить ресурс деталей вдвое
Шаровая опора – простая деталь, представляющая собой шарнир. Благодаря ей колеса могут поворачивать и не менять своего положения по отношению к дорожному полотну. Из-за того, что детали держат на себе вес автомобиля, их исправность важна для безопасного и комфортного вождения.
Конструкция подвески бывает разной. Если в бюджетных моделях чаще всего устанавливают по одной шаровой, то в более продвинутых из может быть две - наружная и внутренняя. В многорычажных они ставятся сверху и снизу, а в некоторых моделях (чаще всего в немецких) на одно колесо может приходиться до 5 шарниров.
Чтобы не допустить ситуации, когда из-за износа сферический наконечник выскочил из корпуса и машина села днищем на асфальт, нужно заранее выявлять нарушение работы:
Стуки и иные неполадки могут появляться и из-за других узлов. Не нужно торопиться покупать запчасти, лучше провести диагностику.
Есть несколько способов, для их использования не нужно специальное оборудование. Потребуется разве яма или эстакада, и помощник. Варианты проведения работ такие:
Осмотр также может дать результат. Если пыльник порван или потрескан, скорее всего внутрь попала грязь и песок, что и стало причиной выхода узла из строя.
Стоит разобрать процесс замены нижнего шарового шарнира, он есть на всех авто. Верхний меняется по аналогии с поправками на расположение. Инструкция может различаться в зависимости от способа крепления шаровой. Лучше заранее осмотреть узел, чтобы знать, какие инструменты понадобятся.
Если опора запрессована в рычаг, автопроизводители рекомендуют менять узел целиком. Но можно сэкономить. Для этого стоит обратиться к токарю или автослесарю, чтобы выпрессовать старую шаровую и на ее место аккуратно поставить новую. Для этого нужны специальные приспособления, которых в обычном гараже чаще всего нет.
Когда шарнир зафиксирован гайкой, закрученной на пальце, инструкция состоит из таких шагов:
Собирать необходимо в обратном порядке, соблюдая аккуратность. Важно не повредить резиновый пыльник и резьбу на пальце. Забивать шарнирное соединение молотком ни в коем случае нельзя.
Второй вариант - шаровые опоры, закрепленные винтами или заклепками и фиксируемые стяжным болтом в проушине на поворотном кулаке. В этом случае работа будет немного отличаться:
Если меняется рычаг целиком, нужно снять старую деталь и на ее место установить новую. По возможности использовать новый крепеж и самоконтрящиеся гайки, которые не откручиваются даже при сильной вибрации.
Детали ходят от 15 до 120 тысяч км в зависимости от типа и качества изготовления. Но практически любую можно доработать так, чтобы она служила в среднем вдвое дольше, чем обычно:
Если в шаровой качественная смазка в достаточном количестве, а пыльник целый, она служит в разы дольше. Иногда случается так, что защитные элементы меняют по несколько раз (заодно можно обновлять смазку), а шарнир сохраняет идеальное состояние. Мастера на автосервисах утверждают, что почти всегда шаровые выходят из строя не из-за износа, а по причине попадания в них воды и песка.
Конструкция подвески бывает разной. Если в бюджетных моделях чаще всего устанавливают по одной шаровой, то в более продвинутых из может быть две - наружная и внутренняя. В многорычажных они ставятся сверху и снизу, а в некоторых моделях (чаще всего в немецких) на одно колесо может приходиться до 5 шарниров.
Признаки неисправности
Чтобы не допустить ситуации, когда из-за износа сферический наконечник выскочил из корпуса и машина села днищем на асфальт, нужно заранее выявлять нарушение работы:
- ✅ При езде по неровностям и некачественной дороге слышен стук, он может быть как слабым, так и сильным
- ✅ Рулевое управление становится жестче, поворачивать труднее, машину может тянуть в сторону. Она не соблюдает прямолинейную траекторию, как должно быть при нормальном состоянии подвески
- ✅ В ступице при маневрировании слышен скрип и появляется валкость
- ✅ Шины на передней оси изнашиваются неравномерно, протектор больше стирается по краям
Стуки и иные неполадки могут появляться и из-за других узлов. Не нужно торопиться покупать запчасти, лучше провести диагностику.
Как проверить шаровые
Порванный или замасленный пыльник - признак проблемы. Фото: youtube.com
Есть несколько способов, для их использования не нужно специальное оборудование. Потребуется разве яма или эстакада, и помощник. Варианты проведения работ такие:
- ✅ Для верхней опоры. Поставить авто на ручник. Один человек должен нажимать на тормоза, а второй, взявшись за верхнюю часть колеса, раскачивать его вперед-назад. Если есть хотя бы небольшой свободный ход - нужно менять деталь
- ✅ Для нижней можно использовать метод с поддомкрачиванием и раскачиванием шины. Если она держится неплотно, проверить точно лучше всего способом, описанным дальше
- ✅ Машину загнать на яму или эстакаду. Поднять проверяемую сторону, вставить монтировку между креплением шаровой и кулаком или рычагом, главное – не повредить резиновую часть. Аккуратно раскачивать соединение, будет виден даже небольшой люфт.
Осмотр также может дать результат. Если пыльник порван или потрескан, скорее всего внутрь попала грязь и песок, что и стало причиной выхода узла из строя.
Как поменять
Стоит разобрать процесс замены нижнего шарового шарнира, он есть на всех авто. Верхний меняется по аналогии с поправками на расположение. Инструкция может различаться в зависимости от способа крепления шаровой. Лучше заранее осмотреть узел, чтобы знать, какие инструменты понадобятся.
Если опора запрессована в рычаг, автопроизводители рекомендуют менять узел целиком. Но можно сэкономить. Для этого стоит обратиться к токарю или автослесарю, чтобы выпрессовать старую шаровую и на ее место аккуратно поставить новую. Для этого нужны специальные приспособления, которых в обычном гараже чаще всего нет.
Когда шарнир зафиксирован гайкой, закрученной на пальце, инструкция состоит из таких шагов:
- ✅ Осмотреть место крепления, очистить его от грязи щеткой и обильно обработать жидким ключом. также рекомендуется отсоединить стойку стабилизатора, чтобы ход рычага был больше
- ✅ Сорвать гайку и открутить ее, но не до конца. Зачастую она упирается в полуось и снять ее можно только сместив шаровую с посадочного места в рычаге
- ✅ Главная хитрость - не нужно снимать колесо, стучать кувалдой и так далее. Для извлечения пальца будет использоваться усилие пружины подвески. Когда колесо стоит ровно, между кулаком и рычагом есть небольшое расстояние, в него нужно вставить ограничитель. Лучше всего подобрать зубило подходящей толщины или другой металлический предмет
- ✅ Затем необходимо поднять колесо домкратом, по мере подъема машины пружина будет все сильнее давить на шаровую. Если раздастся щелчок - палец вышел с посадочного места. Когда он остался, можно ударить молотком по поворотному кулаку на вывешенном колесе. Обычно 2-3 раз достаточно
Дальнейшие работы зависят от того, как закреплена шаровая. Если ее можно снять по месту, это упростит процесс, когда она запрессована, проще всего демонтировать рычаг и провести все работы по установке нового шарнира в мастерской.
Собирать необходимо в обратном порядке, соблюдая аккуратность. Важно не повредить резиновый пыльник и резьбу на пальце. Забивать шарнирное соединение молотком ни в коем случае нельзя.
Зубило вставить так, как показано на фото и при поднятии авто оно выдавит шаровую. Фото: youtube.com
Второй вариант - шаровые опоры, закрепленные винтами или заклепками и фиксируемые стяжным болтом в проушине на поворотном кулаке. В этом случае работа будет немного отличаться:
- ✅ Обработать болт жидким ключом, оставить на 5-10 минут, затем аккуратно отвернуть гайку. Чтобы извлечь болт из проушины, его нужно вначале провернуть трещоткой, а потом нажать с обратной стороны и вытащить
- ✅ В зависимости от метода крепления шарнир нужно открутить или высверлить заклепки, а вместо них использовать болты подходящего диаметра
- ✅ Собирать в обратном порядке, соблюдая осторожность при установке пальца в проушину, очень часто на этом этапе повреждают пыльник
Если меняется рычаг целиком, нужно снять старую деталь и на ее место установить новую. По возможности использовать новый крепеж и самоконтрящиеся гайки, которые не откручиваются даже при сильной вибрации.
Клином нужно немного расширить проушину, чтобы извлечь палец. Фото: youtube.com
Что делать, чтобы увеличить ресурс шаровых опор
Детали ходят от 15 до 120 тысяч км в зависимости от типа и качества изготовления. Но практически любую можно доработать так, чтобы она служила в среднем вдвое дольше, чем обычно:
- ✅ Купить качественную смазку для шарнирных соединений. Чаще всего используется один из таких вариантов: Liqui Moly Thermoflex Spezialfett, Molykote PG-65, Motul Tech Grease 300, Amalie Elixir Green Synthetic Calcium Sulfonate Grease или ШРБ-4 от Агринол. Последний продукт по характеристикам не уступает предыдущим, но стоит в несколько раз дешевле
- ✅ Аккуратно снять кольцо в нижней части пыльника. Поддеть конец и поднимать его, чтобы не поцарапать резиновую часть. Затем поднять ее или снять и убрать смазку, заложенную на заводе, зачастую ее там мало. Не нужен идеальный результат - достаточно оттереть состав с шарнирной части и внутренней стороны пыльника
- ✅ Заложить новую смазку, рекомендуется шприцем загнать ее в полости между металлом и нейлоновой вставкой. Но можно просто положить умеренный слой вокруг, при движении состав распределяется сам. Не надо класть много, чтобы после надевания пыльника его не распирало. Собрать деталь обратно
- ✅ После зимы, осматривать резиновые элементы на наличие трещин. Если поверхность повреждена, можно заменить защитную часть,
Перед зимой желательно очистить пыльники и обрабатывать их силиконовой смазкой. Это повысит их эластичность и исключит растрескивание при понижении температуры
Если в шаровой качественная смазка в достаточном количестве, а пыльник целый, она служит в разы дольше. Иногда случается так, что защитные элементы меняют по несколько раз (заодно можно обновлять смазку), а шарнир сохраняет идеальное состояние. Мастера на автосервисах утверждают, что почти всегда шаровые выходят из строя не из-за износа, а по причине попадания в них воды и песка.
- Ice
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Вот почему современные автомобили быстро ломаются – основная причина
Современные автомобили сделаны так, что водителю практически не нужно знать их устройство. Максимум запомнить, где бачок для стеклоомывающей жидкости. Впрочем,...
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...