Одни из лучших в 60-е – кроссовые мотоциклы СZ
К началу 60-х мировой центр мотокросса уверенно переместился на европейский материк. Это и не удивительно, ведь именно здесь сосредоточились и основные производители специальной спортивной техники, и лучшие трассы, и ведущие мировые гонщики. На тот момент господствовали 4-тактники, но очень скоро ситуация должна была круто измениться.
Хотя сегодня мы уверенно поем дифирамбы мотоциклетным двигателям с четырьмя тактами и свысока смотрим на героев вчерашних дней (таких, как «Ява» или ПС), так думали не всегда. В то время для спортивных соревнований такие моторы являлись далеко не оптимальным вариантом. И слабых мест имелось сразу несколько: сложная конструкция, высокий вес и недостаточная резвость.
Все это терпели до тех пор, пока небольшой чехословацкий производитель не совершил настоящую революцию в конструкции силовых агрегатов для кроссовых мотоциклов. Эта компания всегда оставалась на вторых ролях в своей стране и за рубежом (в тени более успешной JAWA) в том, что касалось производства обычной дорожной техники. Со временем даже моторы на свою продукцию они устанавливали «явовские». А вот в сфере мотоспорта «младшие» чехи совершили переворот, на целое десятилетие выйдя на основные позиции.
Да, именно в 1960 году появился первый кроссовый мотоцикл марки CZ. Это была 2-тактная модель с двойным выхлопом. На ней стартовал опытный чехословацкий спортсмен Властимил Валек. Он выступил неплохо, показав девятый итоговый результат. Конструкторы CZ не удовлетворились таким достижением, им хотелось гораздо большего. Тем более, что все указывало на то, что в новом кроссовом аппарате заложен отличный потенциал.
Весь следующий год заводские инженеры занимались доработкой и усовершенствованием своего мотоцикла. Результат не заставил себя долго ждать, в 1962-м тот же Валек остановился в шаге от призового места – он занял итоговую четвертую строчку таблицы. Это уже было кое-что и заводские специалисты подготовили еще несколько подобных машин.
Примечательно, что на одной из них советский гонщик Григорьев занял в 1963 году призовое 3-е место. Валек поднялся на одну ступеньку выше, Пилар – замыкал четверку лучших. Так начался триумф чехословацких кроссовых мотоциклов марки CZ. Производитель остался доволен, и в конце 1963 года запустил мотоцикл в серию.
Тот год стал очень важным для заводской команды. Ведь впервые CZ смог праздновать уверенную победу над другими марками кроссовых мотоциклов в классе 250 куб. см. Севший в седло чехословацкого мотоцикла бельгиец Йоэль Роберт смог занять высшую точку пьедестала на соревнованиях 1964 года. Третье и четвертое места оказались у советских гонщиков Арбекова и Григорьева. Чехи Валек и Пиларж также выступили неплохо (7-е и 8-е места соответственно). Все перечисленные спортсмены стартовали на CZ тип 968. Это был настоящий триумф.
В 1965 году команда чехословацкого завода вновь оказалась лучшей. На этот раз верхнюю строчку таблицы занял наш Арбеков. Следом за ним, к «золоту» добавил еще и «серебро» Роберт. Валек, выступавший попеременно на чехословацких мотоциклах двух разных марок, финишировал седьмым. В этом же году появилась легендарная CZ 360 (или тип 969).
В классе 360 куб. см команда выступила тоже очень хорошо. Два призовых места: у Фридрихса из ГДР (2-е) и шведа Тибблина (3-е). У этой модели была та же рама, что и у 250-кубовой. А вот двигатель имел более современную конструкцию, которая позже применялась на обновленных моделях. Правда, выхлопных труб пока у обеих моделей оставалось по две. Эпоха спортбайков с одной выхлопной еще была впереди.
Бренду CZ довелось сыграть ведущую роль в истории мирового мотокросса второй половины 60-х – первой половины 70-х. В течение этого периода они не только стали ответственными за «превращение в динозавров» тяжелых четырехтактников, но и получили огромное количество наград.
За 10 лет у команды оказалось целых семь мировых титулов. Думаю, это ясно говорит о гегемонии кроссовых CZ в те времена. В принципе, наград могло стать восемь, если бы заслуженный титул не отобрали по сомнительной причине у Ярослава Фальты в 1974 году. К этому заводские гонщики добавили ряд призовых мест и титул в командном чемпионате мира в 1975 году.
Что ж, компания CZ не смогла соперничать с JAWA в производстве дорожной техники. Зато все это десятилетие спортбайки «Чешске Збройовки» были на голову выше своих именитых земляков. И это при том, что спортивные мотоциклы JAWA также славились своим качеством и успехами на кроссовых трассах.
В 1967/68 годах компания приступила к производству новых мотоциклов для кросса с одинарным выхлопом спортивного типа. Думаю, вы понимаете о чем идет речь. Это когда единственная выхлопная труба направлена вверх. Считалось, что такое ее расположение защищает от повреждения или загрязнения. Появились новые модели в обоих классах:
✅ тип 980 – 250 куб. см (мощность 37 л. с.)
✅ тип 969.01 – 360 куб. см (мощность 44 л. с.)
✅ спецмодель с 500-кубовым двигателем
Обновленные мотоциклы имели цилиндр почти квадратной формы. В первый же год выпуска в 250-кубовой квалификации они заняли шесть мест в первой десятке:
✅ 2. Роберт
✅ 4. Арбеков
✅ 7. Шинкаренко
✅ 8. Стрнад
✅ 9. Фридрихс
✅ 10. Моисеев
В категории до 500 куб. см результаты оказались еще более впечатляющими. В первой шестерке только второе место досталось «чужаку». Победителем стал Фридрихс, третьим – Препирателли. Далее следовали Валек, де Костер и Драуги. Все говорило о том, что команда CZ просто не имеет достойных соперников. 1968 год, который стал самым звездным для спортсменов, доказал это в полной мере.
В том году им покорились оба титула чемпионов мира. Малокубатурную группу возглавил Роберт (кроме него в первой пятерке – еще трое спортсменов CZ), а в 500-кубовом зачете первым финишировал Фридрихс. На следующий год в двух категориях спортсмены завоевали три медали различного достоинства. К началу 70-х у чехословацких мотоциклов попросту не было равных.
Но уже в начале десятилетия японские специалисты, получив огромные субсидии на новые разработки, начали представлять одну за другой, перспективные кроссовые модели. Имея прекрасную финансовую «подушку», они прилагали усилия к тому, чтобы сманивать лучших иностранных спортсменов, защищающих цвета чешского предприятия.
В 1970/72 годах появились новые кроссовые модели CZ с одинарным выхлопом направленным вниз. Среди них имелся и представитель нового класса с двигателем рабочим объемом 125 куб. см. Но гегемонии чехов стремительно подходил конец. В 1972 году команда еще сохранила лидирующие позиции, а в 1976-м (благодаря второму месту Иржи Чуравого в 125-кубовом классе) последний раз поднялась на пьедестал. После этого марка CZ постепенно исчезла с чемпионата мира, а в 90-х годах производство серийных машины и вовсе завершилось.
Тем не менее, мотоциклы этой марки приобрели огромное количество поклонников за время своего существования и экспортировались по всему миру. Например, в США они до сих пор имеют большую коллекционную ценность и их можно увидеть в винтажных гонках. А ряд центров обслуживания мотоциклов и дилеров, специализирующихся по марке CZ, работают там и сегодня. Не редко их можно увидеть и в нашей стране.
Хотя сегодня мы уверенно поем дифирамбы мотоциклетным двигателям с четырьмя тактами и свысока смотрим на героев вчерашних дней (таких, как «Ява» или ПС), так думали не всегда. В то время для спортивных соревнований такие моторы являлись далеко не оптимальным вариантом. И слабых мест имелось сразу несколько: сложная конструкция, высокий вес и недостаточная резвость.
Полвека назад кроссовые СZ занимали призовые места. Фото: youtube.com
Все это терпели до тех пор, пока небольшой чехословацкий производитель не совершил настоящую революцию в конструкции силовых агрегатов для кроссовых мотоциклов. Эта компания всегда оставалась на вторых ролях в своей стране и за рубежом (в тени более успешной JAWA) в том, что касалось производства обычной дорожной техники. Со временем даже моторы на свою продукцию они устанавливали «явовские». А вот в сфере мотоспорта «младшие» чехи совершили переворот, на целое десятилетие выйдя на основные позиции.
Начало истории – 1960-й
Да, именно в 1960 году появился первый кроссовый мотоцикл марки CZ. Это была 2-тактная модель с двойным выхлопом. На ней стартовал опытный чехословацкий спортсмен Властимил Валек. Он выступил неплохо, показав девятый итоговый результат. Конструкторы CZ не удовлетворились таким достижением, им хотелось гораздо большего. Тем более, что все указывало на то, что в новом кроссовом аппарате заложен отличный потенциал.
Весь следующий год заводские инженеры занимались доработкой и усовершенствованием своего мотоцикла. Результат не заставил себя долго ждать, в 1962-м тот же Валек остановился в шаге от призового места – он занял итоговую четвертую строчку таблицы. Это уже было кое-что и заводские специалисты подготовили еще несколько подобных машин.
На кроссовых трассах конца 60-х им не было равных. Фото: youtube.com
Примечательно, что на одной из них советский гонщик Григорьев занял в 1963 году призовое 3-е место. Валек поднялся на одну ступеньку выше, Пилар – замыкал четверку лучших. Так начался триумф чехословацких кроссовых мотоциклов марки CZ. Производитель остался доволен, и в конце 1963 года запустил мотоцикл в серию.
В 1964 году он был выпущен в продажу как первый заводской серийный мотоцикл в коробочной упаковке. Со временем они разделились на две основные модели: тип 968 – 250 куб. см и 969 – 360 куб. см (Twinpipper, Dvoulauf).
Тот год стал очень важным для заводской команды. Ведь впервые CZ смог праздновать уверенную победу над другими марками кроссовых мотоциклов в классе 250 куб. см. Севший в седло чехословацкого мотоцикла бельгиец Йоэль Роберт смог занять высшую точку пьедестала на соревнованиях 1964 года. Третье и четвертое места оказались у советских гонщиков Арбекова и Григорьева. Чехи Валек и Пиларж также выступили неплохо (7-е и 8-е места соответственно). Все перечисленные спортсмены стартовали на CZ тип 968. Это был настоящий триумф.
В 1965 году команда чехословацкого завода вновь оказалась лучшей. На этот раз верхнюю строчку таблицы занял наш Арбеков. Следом за ним, к «золоту» добавил еще и «серебро» Роберт. Валек, выступавший попеременно на чехословацких мотоциклах двух разных марок, финишировал седьмым. В этом же году появилась легендарная CZ 360 (или тип 969).
В классе 360 куб. см команда выступила тоже очень хорошо. Два призовых места: у Фридрихса из ГДР (2-е) и шведа Тибблина (3-е). У этой модели была та же рама, что и у 250-кубовой. А вот двигатель имел более современную конструкцию, которая позже применялась на обновленных моделях. Правда, выхлопных труб пока у обеих моделей оставалось по две. Эпоха спортбайков с одной выхлопной еще была впереди.
Всемирная слава и байки с одинарным выхлопом
Бренду CZ довелось сыграть ведущую роль в истории мирового мотокросса второй половины 60-х – первой половины 70-х. В течение этого периода они не только стали ответственными за «превращение в динозавров» тяжелых четырехтактников, но и получили огромное количество наград.
О такой трубе мечтали все советские мальчишки. Фото: youtube.com
За 10 лет у команды оказалось целых семь мировых титулов. Думаю, это ясно говорит о гегемонии кроссовых CZ в те времена. В принципе, наград могло стать восемь, если бы заслуженный титул не отобрали по сомнительной причине у Ярослава Фальты в 1974 году. К этому заводские гонщики добавили ряд призовых мест и титул в командном чемпионате мира в 1975 году.
Что ж, компания CZ не смогла соперничать с JAWA в производстве дорожной техники. Зато все это десятилетие спортбайки «Чешске Збройовки» были на голову выше своих именитых земляков. И это при том, что спортивные мотоциклы JAWA также славились своим качеством и успехами на кроссовых трассах.
В 1967/68 годах компания приступила к производству новых мотоциклов для кросса с одинарным выхлопом спортивного типа. Думаю, вы понимаете о чем идет речь. Это когда единственная выхлопная труба направлена вверх. Считалось, что такое ее расположение защищает от повреждения или загрязнения. Появились новые модели в обоих классах:
✅ тип 980 – 250 куб. см (мощность 37 л. с.)
✅ тип 969.01 – 360 куб. см (мощность 44 л. с.)
✅ спецмодель с 500-кубовым двигателем
Обновленные мотоциклы имели цилиндр почти квадратной формы. В первый же год выпуска в 250-кубовой квалификации они заняли шесть мест в первой десятке:
✅ 2. Роберт
✅ 4. Арбеков
✅ 7. Шинкаренко
✅ 8. Стрнад
✅ 9. Фридрихс
✅ 10. Моисеев
В категории до 500 куб. см результаты оказались еще более впечатляющими. В первой шестерке только второе место досталось «чужаку». Победителем стал Фридрихс, третьим – Препирателли. Далее следовали Валек, де Костер и Драуги. Все говорило о том, что команда CZ просто не имеет достойных соперников. 1968 год, который стал самым звездным для спортсменов, доказал это в полной мере.
Немало повидавший образец былой славы. Фото: youtube.com
В том году им покорились оба титула чемпионов мира. Малокубатурную группу возглавил Роберт (кроме него в первой пятерке – еще трое спортсменов CZ), а в 500-кубовом зачете первым финишировал Фридрихс. На следующий год в двух категориях спортсмены завоевали три медали различного достоинства. К началу 70-х у чехословацких мотоциклов попросту не было равных.
Японское вторжение и постепенный закат
Но уже в начале десятилетия японские специалисты, получив огромные субсидии на новые разработки, начали представлять одну за другой, перспективные кроссовые модели. Имея прекрасную финансовую «подушку», они прилагали усилия к тому, чтобы сманивать лучших иностранных спортсменов, защищающих цвета чешского предприятия.
В 1970/72 годах появились новые кроссовые модели CZ с одинарным выхлопом направленным вниз. Среди них имелся и представитель нового класса с двигателем рабочим объемом 125 куб. см. Но гегемонии чехов стремительно подходил конец. В 1972 году команда еще сохранила лидирующие позиции, а в 1976-м (благодаря второму месту Иржи Чуравого в 125-кубовом классе) последний раз поднялась на пьедестал. После этого марка CZ постепенно исчезла с чемпионата мира, а в 90-х годах производство серийных машины и вовсе завершилось.
Последний успех команды связан с этим аппаратом. Фото: youtube.com
Тем не менее, мотоциклы этой марки приобрели огромное количество поклонников за время своего существования и экспортировались по всему миру. Например, в США они до сих пор имеют большую коллекционную ценность и их можно увидеть в винтажных гонках. А ряд центров обслуживания мотоциклов и дилеров, специализирующихся по марке CZ, работают там и сегодня. Не редко их можно увидеть и в нашей стране.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Меняем покрышки сами с помощью веревки
Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...
Кубинцы скоро будут кататься на новых «Москвичах»
Причем безвозмездно. Как и во времена СССР, наша страна поможет дружественному государству в сложной финансовой ситуации....