
Одни из лучших в 60-е – кроссовые мотоциклы СZ
К началу 60-х мировой центр мотокросса уверенно переместился на европейский материк. Это и не удивительно, ведь именно здесь сосредоточились и основные производители специальной спортивной техники, и лучшие трассы, и ведущие мировые гонщики. На тот момент господствовали 4-тактники, но очень скоро ситуация должна была круто измениться.
Хотя сегодня мы уверенно поем дифирамбы мотоциклетным двигателям с четырьмя тактами и свысока смотрим на героев вчерашних дней (таких, как «Ява» или ПС), так думали не всегда. В то время для спортивных соревнований такие моторы являлись далеко не оптимальным вариантом. И слабых мест имелось сразу несколько: сложная конструкция, высокий вес и недостаточная резвость.
Полвека назад кроссовые СZ занимали призовые места. Фото: youtube.com
Все это терпели до тех пор, пока небольшой чехословацкий производитель не совершил настоящую революцию в конструкции силовых агрегатов для кроссовых мотоциклов. Эта компания всегда оставалась на вторых ролях в своей стране и за рубежом (в тени более успешной JAWA) в том, что касалось производства обычной дорожной техники. Со временем даже моторы на свою продукцию они устанавливали «явовские». А вот в сфере мотоспорта «младшие» чехи совершили переворот, на целое десятилетие выйдя на основные позиции.
Да, именно в 1960 году появился первый кроссовый мотоцикл марки CZ. Это была 2-тактная модель с двойным выхлопом. На ней стартовал опытный чехословацкий спортсмен Властимил Валек. Он выступил неплохо, показав девятый итоговый результат. Конструкторы CZ не удовлетворились таким достижением, им хотелось гораздо большего. Тем более, что все указывало на то, что в новом кроссовом аппарате заложен отличный потенциал.
Весь следующий год заводские инженеры занимались доработкой и усовершенствованием своего мотоцикла. Результат не заставил себя долго ждать, в 1962-м тот же Валек остановился в шаге от призового места – он занял итоговую четвертую строчку таблицы. Это уже было кое-что и заводские специалисты подготовили еще несколько подобных машин.
На кроссовых трассах конца 60-х им не было равных. Фото: youtube.com
Примечательно, что на одной из них советский гонщик Григорьев занял в 1963 году призовое 3-е место. Валек поднялся на одну ступеньку выше, Пилар – замыкал четверку лучших. Так начался триумф чехословацких кроссовых мотоциклов марки CZ. Производитель остался доволен, и в конце 1963 года запустил мотоцикл в серию.
Тот год стал очень важным для заводской команды. Ведь впервые CZ смог праздновать уверенную победу над другими марками кроссовых мотоциклов в классе 250 куб. см. Севший в седло чехословацкого мотоцикла бельгиец Йоэль Роберт смог занять высшую точку пьедестала на соревнованиях 1964 года. Третье и четвертое места оказались у советских гонщиков Арбекова и Григорьева. Чехи Валек и Пиларж также выступили неплохо (7-е и 8-е места соответственно). Все перечисленные спортсмены стартовали на CZ тип 968. Это был настоящий триумф.
В 1965 году команда чехословацкого завода вновь оказалась лучшей. На этот раз верхнюю строчку таблицы занял наш Арбеков. Следом за ним, к «золоту» добавил еще и «серебро» Роберт. Валек, выступавший попеременно на чехословацких мотоциклах двух разных марок, финишировал седьмым. В этом же году появилась легендарная CZ 360 (или тип 969).
В классе 360 куб. см команда выступила тоже очень хорошо. Два призовых места: у Фридрихса из ГДР (2-е) и шведа Тибблина (3-е). У этой модели была та же рама, что и у 250-кубовой. А вот двигатель имел более современную конструкцию, которая позже применялась на обновленных моделях. Правда, выхлопных труб пока у обеих моделей оставалось по две. Эпоха спортбайков с одной выхлопной еще была впереди.
Бренду CZ довелось сыграть ведущую роль в истории мирового мотокросса второй половины 60-х – первой половины 70-х. В течение этого периода они не только стали ответственными за «превращение в динозавров» тяжелых четырехтактников, но и получили огромное количество наград.
О такой трубе мечтали все советские мальчишки. Фото: youtube.com
За 10 лет у команды оказалось целых семь мировых титулов. Думаю, это ясно говорит о гегемонии кроссовых CZ в те времена. В принципе, наград могло стать восемь, если бы заслуженный титул не отобрали по сомнительной причине у Ярослава Фальты в 1974 году. К этому заводские гонщики добавили ряд призовых мест и титул в командном чемпионате мира в 1975 году.
Что ж, компания CZ не смогла соперничать с JAWA в производстве дорожной техники. Зато все это десятилетие спортбайки «Чешске Збройовки» были на голову выше своих именитых земляков. И это при том, что спортивные мотоциклы JAWA также славились своим качеством и успехами на кроссовых трассах.
В 1967/68 годах компания приступила к производству новых мотоциклов для кросса с одинарным выхлопом спортивного типа. Думаю, вы понимаете о чем идет речь. Это когда единственная выхлопная труба направлена вверх. Считалось, что такое ее расположение защищает от повреждения или загрязнения. Появились новые модели в обоих классах:
✅ тип 980 – 250 куб. см (мощность 37 л. с.)
✅ тип 969.01 – 360 куб. см (мощность 44 л. с.)
✅ спецмодель с 500-кубовым двигателем
Обновленные мотоциклы имели цилиндр почти квадратной формы. В первый же год выпуска в 250-кубовой квалификации они заняли шесть мест в первой десятке:
✅ 2. Роберт
✅ 4. Арбеков
✅ 7. Шинкаренко
✅ 8. Стрнад
✅ 9. Фридрихс
✅ 10. Моисеев
В категории до 500 куб. см результаты оказались еще более впечатляющими. В первой шестерке только второе место досталось «чужаку». Победителем стал Фридрихс, третьим – Препирателли. Далее следовали Валек, де Костер и Драуги. Все говорило о том, что команда CZ просто не имеет достойных соперников. 1968 год, который стал самым звездным для спортсменов, доказал это в полной мере.
Немало повидавший образец былой славы. Фото: youtube.com
В том году им покорились оба титула чемпионов мира. Малокубатурную группу возглавил Роберт (кроме него в первой пятерке – еще трое спортсменов CZ), а в 500-кубовом зачете первым финишировал Фридрихс. На следующий год в двух категориях спортсмены завоевали три медали различного достоинства. К началу 70-х у чехословацких мотоциклов попросту не было равных.
Но уже в начале десятилетия японские специалисты, получив огромные субсидии на новые разработки, начали представлять одну за другой, перспективные кроссовые модели. Имея прекрасную финансовую «подушку», они прилагали усилия к тому, чтобы сманивать лучших иностранных спортсменов, защищающих цвета чешского предприятия.
В 1970/72 годах появились новые кроссовые модели CZ с одинарным выхлопом направленным вниз. Среди них имелся и представитель нового класса с двигателем рабочим объемом 125 куб. см. Но гегемонии чехов стремительно подходил конец. В 1972 году команда еще сохранила лидирующие позиции, а в 1976-м (благодаря второму месту Иржи Чуравого в 125-кубовом классе) последний раз поднялась на пьедестал. После этого марка CZ постепенно исчезла с чемпионата мира, а в 90-х годах производство серийных машины и вовсе завершилось.
Последний успех команды связан с этим аппаратом. Фото: youtube.com
Тем не менее, мотоциклы этой марки приобрели огромное количество поклонников за время своего существования и экспортировались по всему миру. Например, в США они до сих пор имеют большую коллекционную ценность и их можно увидеть в винтажных гонках. А ряд центров обслуживания мотоциклов и дилеров, специализирующихся по марке CZ, работают там и сегодня. Не редко их можно увидеть и в нашей стране.
Хотя сегодня мы уверенно поем дифирамбы мотоциклетным двигателям с четырьмя тактами и свысока смотрим на героев вчерашних дней (таких, как «Ява» или ПС), так думали не всегда. В то время для спортивных соревнований такие моторы являлись далеко не оптимальным вариантом. И слабых мест имелось сразу несколько: сложная конструкция, высокий вес и недостаточная резвость.

Все это терпели до тех пор, пока небольшой чехословацкий производитель не совершил настоящую революцию в конструкции силовых агрегатов для кроссовых мотоциклов. Эта компания всегда оставалась на вторых ролях в своей стране и за рубежом (в тени более успешной JAWA) в том, что касалось производства обычной дорожной техники. Со временем даже моторы на свою продукцию они устанавливали «явовские». А вот в сфере мотоспорта «младшие» чехи совершили переворот, на целое десятилетие выйдя на основные позиции.
Начало истории – 1960-й
Да, именно в 1960 году появился первый кроссовый мотоцикл марки CZ. Это была 2-тактная модель с двойным выхлопом. На ней стартовал опытный чехословацкий спортсмен Властимил Валек. Он выступил неплохо, показав девятый итоговый результат. Конструкторы CZ не удовлетворились таким достижением, им хотелось гораздо большего. Тем более, что все указывало на то, что в новом кроссовом аппарате заложен отличный потенциал.
Весь следующий год заводские инженеры занимались доработкой и усовершенствованием своего мотоцикла. Результат не заставил себя долго ждать, в 1962-м тот же Валек остановился в шаге от призового места – он занял итоговую четвертую строчку таблицы. Это уже было кое-что и заводские специалисты подготовили еще несколько подобных машин.

Примечательно, что на одной из них советский гонщик Григорьев занял в 1963 году призовое 3-е место. Валек поднялся на одну ступеньку выше, Пилар – замыкал четверку лучших. Так начался триумф чехословацких кроссовых мотоциклов марки CZ. Производитель остался доволен, и в конце 1963 года запустил мотоцикл в серию.
В 1964 году он был выпущен в продажу как первый заводской серийный мотоцикл в коробочной упаковке. Со временем они разделились на две основные модели: тип 968 – 250 куб. см и 969 – 360 куб. см (Twinpipper, Dvoulauf).
Тот год стал очень важным для заводской команды. Ведь впервые CZ смог праздновать уверенную победу над другими марками кроссовых мотоциклов в классе 250 куб. см. Севший в седло чехословацкого мотоцикла бельгиец Йоэль Роберт смог занять высшую точку пьедестала на соревнованиях 1964 года. Третье и четвертое места оказались у советских гонщиков Арбекова и Григорьева. Чехи Валек и Пиларж также выступили неплохо (7-е и 8-е места соответственно). Все перечисленные спортсмены стартовали на CZ тип 968. Это был настоящий триумф.
В 1965 году команда чехословацкого завода вновь оказалась лучшей. На этот раз верхнюю строчку таблицы занял наш Арбеков. Следом за ним, к «золоту» добавил еще и «серебро» Роберт. Валек, выступавший попеременно на чехословацких мотоциклах двух разных марок, финишировал седьмым. В этом же году появилась легендарная CZ 360 (или тип 969).
В классе 360 куб. см команда выступила тоже очень хорошо. Два призовых места: у Фридрихса из ГДР (2-е) и шведа Тибблина (3-е). У этой модели была та же рама, что и у 250-кубовой. А вот двигатель имел более современную конструкцию, которая позже применялась на обновленных моделях. Правда, выхлопных труб пока у обеих моделей оставалось по две. Эпоха спортбайков с одной выхлопной еще была впереди.
Всемирная слава и байки с одинарным выхлопом
Бренду CZ довелось сыграть ведущую роль в истории мирового мотокросса второй половины 60-х – первой половины 70-х. В течение этого периода они не только стали ответственными за «превращение в динозавров» тяжелых четырехтактников, но и получили огромное количество наград.

За 10 лет у команды оказалось целых семь мировых титулов. Думаю, это ясно говорит о гегемонии кроссовых CZ в те времена. В принципе, наград могло стать восемь, если бы заслуженный титул не отобрали по сомнительной причине у Ярослава Фальты в 1974 году. К этому заводские гонщики добавили ряд призовых мест и титул в командном чемпионате мира в 1975 году.
Что ж, компания CZ не смогла соперничать с JAWA в производстве дорожной техники. Зато все это десятилетие спортбайки «Чешске Збройовки» были на голову выше своих именитых земляков. И это при том, что спортивные мотоциклы JAWA также славились своим качеством и успехами на кроссовых трассах.
В 1967/68 годах компания приступила к производству новых мотоциклов для кросса с одинарным выхлопом спортивного типа. Думаю, вы понимаете о чем идет речь. Это когда единственная выхлопная труба направлена вверх. Считалось, что такое ее расположение защищает от повреждения или загрязнения. Появились новые модели в обоих классах:
✅ тип 980 – 250 куб. см (мощность 37 л. с.)
✅ тип 969.01 – 360 куб. см (мощность 44 л. с.)
✅ спецмодель с 500-кубовым двигателем
Обновленные мотоциклы имели цилиндр почти квадратной формы. В первый же год выпуска в 250-кубовой квалификации они заняли шесть мест в первой десятке:
✅ 2. Роберт
✅ 4. Арбеков
✅ 7. Шинкаренко
✅ 8. Стрнад
✅ 9. Фридрихс
✅ 10. Моисеев
В категории до 500 куб. см результаты оказались еще более впечатляющими. В первой шестерке только второе место досталось «чужаку». Победителем стал Фридрихс, третьим – Препирателли. Далее следовали Валек, де Костер и Драуги. Все говорило о том, что команда CZ просто не имеет достойных соперников. 1968 год, который стал самым звездным для спортсменов, доказал это в полной мере.

В том году им покорились оба титула чемпионов мира. Малокубатурную группу возглавил Роберт (кроме него в первой пятерке – еще трое спортсменов CZ), а в 500-кубовом зачете первым финишировал Фридрихс. На следующий год в двух категориях спортсмены завоевали три медали различного достоинства. К началу 70-х у чехословацких мотоциклов попросту не было равных.
Японское вторжение и постепенный закат
Но уже в начале десятилетия японские специалисты, получив огромные субсидии на новые разработки, начали представлять одну за другой, перспективные кроссовые модели. Имея прекрасную финансовую «подушку», они прилагали усилия к тому, чтобы сманивать лучших иностранных спортсменов, защищающих цвета чешского предприятия.
В 1970/72 годах появились новые кроссовые модели CZ с одинарным выхлопом направленным вниз. Среди них имелся и представитель нового класса с двигателем рабочим объемом 125 куб. см. Но гегемонии чехов стремительно подходил конец. В 1972 году команда еще сохранила лидирующие позиции, а в 1976-м (благодаря второму месту Иржи Чуравого в 125-кубовом классе) последний раз поднялась на пьедестал. После этого марка CZ постепенно исчезла с чемпионата мира, а в 90-х годах производство серийных машины и вовсе завершилось.

Тем не менее, мотоциклы этой марки приобрели огромное количество поклонников за время своего существования и экспортировались по всему миру. Например, в США они до сих пор имеют большую коллекционную ценность и их можно увидеть в винтажных гонках. А ряд центров обслуживания мотоциклов и дилеров, специализирующихся по марке CZ, работают там и сегодня. Не редко их можно увидеть и в нашей стране.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Новая Toyota RAV4 – сравниваем китайскую и японскую сборку
Одним из первых наиболее заметных отличий на днище этих автомобилей являются защитные экраны из пластика. Они мало походят на те, которыми оснащались RAV4...

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

Два новых пикапа и внедорожник на шасси Nissan появятся в России официально
Эти автомобили даже собираются на одном заводе с Ниссан. У нас их предложат под брендом Oting....

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...

Новый Volkswagen Passat стал дешевле и сильно проще
Убрали много полезных и не очень опций. Как все это сказалось на цене и уровне комфорта?...

Стартовало серийное производство LADA Iskra
Выпуск модели приурочен к юбилею АВТОВАЗа. Ведь 55 лет назад на заводе собрали первый ВАЗ-2101....