Этот мотоцикл неизгладимо вписан в транспортную истории как самой Чехии, так и нашей страны. Он стал основным опорным элементом производственной программы компании на долгие годы. Более того, множественные вариации сборки JAWA 350/634 привели к тому, что невозможно однозначно всех их классифицировать.
Мотоцикл, заметно отличавшийся от предшественников. Фото: youtube.com
Если бы мы с вами попытались это сегодня сделать, то обязательно запутались. Но для нас ведь гораздо важнее не сухие цифры, а живой аппарат! Поэтому сосредоточимся на основных различиях внутри этой модели, ставшей чем-то вроде линейки мотоциклов периода, называвшегося у нас «застойным». Другие модели основывались на «634-й» и являлись ее более современной производной.
Новое поколение JAWA
Постоянное увеличение объемов производства и необходимость повышения безопасности эксплуатации мотоциклов потребовали коренной реконструкции. Она вылилась в глубокую модернизацию ходовой части новой модели JAWA. Прежде всего это касалось движения на предельных скоростях (знаете, в советское время ходил анекдот о том, что чехословацкая техника – это мотоцикл для смертников).
Прежняя плоская рама обеспечивала хорошие ходовые качества на скорости не выше 100 км/ч. Когда стрелка уходила правее, то машина показывала признаки беспокойства, начинала «колебаться» даже при движении прямо. В этом случае требовались едва ли не навыки опытного мотогонщика, а откуда они у молодых советских пацанов?
Новая конструкция рамы. Фото: youtube.com
Причина заключалась в простой концепции рамы и ее соединении с задней качающейся вилкой. Из-за относительно узкого крепления последней усиливался износ втулок шатунного подшипника. Так на очень высоких скоростях появлялся боковой люфт вилки при управлении. Мотоцикл то плохо слушался руля, то не мог вписаться в поворот.
Решением стала двойная рама с широким задним маятником. Такую конструкцию решили применять в начале 70-х. Она легла в основу разработки шасси нового мотоцикла JAWA 350/634.
Чехословацкая компания усиленно расхваливала ее, объявляя о том, что скоро появится новое поколение рокеров, которое получит право на «достойную» эксплуатацию своего байка. Хотя я бы это все немного переиначил: появится поколение мотолихачей, которые смогут сохранить свою жизнь и здоровье. В 1973 году представили концепт «634-4». В следующем году начато его серийное производство.
Стабильность силового агрегата
Прежняя концепция двигателей JAWA, в отличие от ходовой, не имела изъянов. Поэтому решили и дальше использовать выгодную конструкцию. Два цилиндра в поперечном ряду наклонены по диагонали вперед на 25 градусов. Расположение кривошипа коробки передач в общем корпусе двигателя аналогично предыдущим типам. Правда, внесли небольшие изменениями, призванные повысить их ресурс и функциональную надежность.
Еще одним существенным усовершенствованием можно назвать применение двойной роликовой цепи (вместо одинарной, устанавливаемой на прежних типах техники). Она имела сразу три огромных «плюса», которые должны были проявиться в процессе эксплуатации:
✅ повышенный срок службы
✅ нет проблем с постепенным растягиванием
✅ отсутствуют толчки, передающиеся на шестерни трансмиссии
Имелись и некоторые другие ноу-хау. Старые пробковые вставки сцепления заменены вклеенными поверхностями из негорючего материала. Механизм выключения сцепления управляется только ручным рычагом слева. Он не связан с полуавтоматом, знакомым по всем предыдущим типам мотоциклов. Еще одно изменение: другое крепление выхлопных труб к цилиндрам.
Цилиндры с наклоном 25 градусов. Фото: youtube.com
Как и прежде, основным потребителем мотоциклов JAWA считался рынок Советского Союза. Именно в нашу страну отправилась львиная доля произведенной продукции. Несмотря на это, мотоцикл продолжал оставаться дефицитным, а поэтому очень желанным. В СССР поставлялась модификация «634-01». Но это не значит, что мотоцикл для советских байкеров чем-то отличался от техники, производимой для внутреннего рынка и других стран. Здесь мы имеем дело с обычным коммерческим обозначением.
Шасси и электрооборудование
Рама спроектирована и технологически разработана не только в качестве основной несущей части шасси одиночного мотоцикла. Учтена и возможность безопасного присоединения коляски. А вот передняя вилка вполне устраивала конструкторов. Изменили лишь нижнюю балку крепления.
Под седлом, складывающимся по правому краю, установлен подседельный ящик. В нем находится аккумулятор, предохранитель электросистемы и регулятор напряжения. Переднюю часть подседельного пространства заполняет объемный амортизатор с чистящей цилиндрической вставкой, хранящийся лежа. Это остроумное решение обеспечивает легкий доступ к патрубку воздухоочистителя после снятия правой боковой крышки.
В таком цвете JAWA в СССР так и не увидели. Фото: youtube.com
В некоторых исполнениях использована лабиринтная вставка, снижающая шум запуска двигателя. Она есть только в т. н. «тихих» версиях для Чехословакии или экспорта в страны со строгими правилами по уровню транспортного шума. Еще одной данью моде стали новые 18-дюймовые колеса (такие раньше появлялись только в «калифорнийской» версии).
Источником электрического тока для зажигания является с одной стороны 6-вольтный аккумулятор, с другой – шестиполюсная динамо-машина современной концепции. Стандартное оборудование мотоцикла включает в себя сигналы поворота. Передние закреплены на держателе фары, задние – на подседельной балке. Они управляются переключателем на правой стороне руля. В обычную комплектацию также входят:
✅ зеркало заднего вида
✅ резиновый кожух за задним колесом
✅ разъемы в подседельном ящике для подключения электропроводки коляски
К этому мотоциклу можно присоединить коляску. Для обеспечения безопасной эксплуатации с боковым прицепом проводили тщательные предварительные испытания.
Модификации и завершение производства
В 1975 году появилась модификация «634-5». Ее отличали плоская фара с приборами, размещенными в отдельном пластиковом корпусе. Крылья получили хромированные вставки, а новая ручка газа – продольные канавки и накидные гайки, регулирующие скорость возврата.
Характерная серебристая полоса на баке с названием мотоцикла. Фото: youtube.com
Последней модификацией линейки в 1980 году стал «634-7». Его отличала характерная серебристая полоса на баке и другие технические новинки. Среди них стоит отметить тахометр, иные выхлопные трубы и заднюю подвеску с четырьмя положениями жесткости. В нашей стране 350-кубовый 22-сильный мотоцикл имел огромную популярность в первой половине 80-х.
1984 год подвел черту в истории модели. На конвейере ее заменила последняя массово экспортируемая в нашу страну JAWA 350/638. Несмотря на то, что эти мотоциклы и дальше оставались мечтой советских пацанов, их 2-тактная конструкция уже заметно отстала от времени и поэтому знаменитая история мотоциклов JAWA стремилась к своему закату.