
История марки JAWA: «634-я» модель – любимый мотоцикл начала 80-х
Сегодня вновь приглашаем «друзей Явы» на наш сайт. Историю сверхпопулярного мотоцикла советских времен продолжит модель, первая модификация которой известна в нашей стране как «эксперименталка». Он дал жизнь целой череде различных вариаций и обозначил направление для последующего развития JAWA.
Этот мотоцикл неизгладимо вписан в транспортную истории как самой Чехии, так и нашей страны. Он стал основным опорным элементом производственной программы компании на долгие годы. Более того, множественные вариации сборки JAWA 350/634 привели к тому, что невозможно однозначно всех их классифицировать.
Мотоцикл, заметно отличавшийся от предшественников. Фото: youtube.com
Если бы мы с вами попытались это сегодня сделать, то обязательно запутались. Но для нас ведь гораздо важнее не сухие цифры, а живой аппарат! Поэтому сосредоточимся на основных различиях внутри этой модели, ставшей чем-то вроде линейки мотоциклов периода, называвшегося у нас «застойным». Другие модели основывались на «634-й» и являлись ее более современной производной.
Постоянное увеличение объемов производства и необходимость повышения безопасности эксплуатации мотоциклов потребовали коренной реконструкции. Она вылилась в глубокую модернизацию ходовой части новой модели JAWA. Прежде всего это касалось движения на предельных скоростях (знаете, в советское время ходил анекдот о том, что чехословацкая техника – это мотоцикл для смертников).
Прежняя плоская рама обеспечивала хорошие ходовые качества на скорости не выше 100 км/ч. Когда стрелка уходила правее, то машина показывала признаки беспокойства, начинала «колебаться» даже при движении прямо. В этом случае требовались едва ли не навыки опытного мотогонщика, а откуда они у молодых советских пацанов?
Новая конструкция рамы. Фото: youtube.com
Причина заключалась в простой концепции рамы и ее соединении с задней качающейся вилкой. Из-за относительно узкого крепления последней усиливался износ втулок шатунного подшипника. Так на очень высоких скоростях появлялся боковой люфт вилки при управлении. Мотоцикл то плохо слушался руля, то не мог вписаться в поворот.
Чехословацкая компания усиленно расхваливала ее, объявляя о том, что скоро появится новое поколение рокеров, которое получит право на «достойную» эксплуатацию своего байка. Хотя я бы это все немного переиначил: появится поколение мотолихачей, которые смогут сохранить свою жизнь и здоровье. В 1973 году представили концепт «634-4». В следующем году начато его серийное производство.
Прежняя концепция двигателей JAWA, в отличие от ходовой, не имела изъянов. Поэтому решили и дальше использовать выгодную конструкцию. Два цилиндра в поперечном ряду наклонены по диагонали вперед на 25 градусов. Расположение кривошипа коробки передач в общем корпусе двигателя аналогично предыдущим типам. Правда, внесли небольшие изменениями, призванные повысить их ресурс и функциональную надежность.
Еще одним существенным усовершенствованием можно назвать применение двойной роликовой цепи (вместо одинарной, устанавливаемой на прежних типах техники). Она имела сразу три огромных «плюса», которые должны были проявиться в процессе эксплуатации:
✅ повышенный срок службы
✅ нет проблем с постепенным растягиванием
✅ отсутствуют толчки, передающиеся на шестерни трансмиссии
Имелись и некоторые другие ноу-хау. Старые пробковые вставки сцепления заменены вклеенными поверхностями из негорючего материала. Механизм выключения сцепления управляется только ручным рычагом слева. Он не связан с полуавтоматом, знакомым по всем предыдущим типам мотоциклов. Еще одно изменение: другое крепление выхлопных труб к цилиндрам.
Цилиндры с наклоном 25 градусов. Фото: youtube.com
Как и прежде, основным потребителем мотоциклов JAWA считался рынок Советского Союза. Именно в нашу страну отправилась львиная доля произведенной продукции. Несмотря на это, мотоцикл продолжал оставаться дефицитным, а поэтому очень желанным. В СССР поставлялась модификация «634-01». Но это не значит, что мотоцикл для советских байкеров чем-то отличался от техники, производимой для внутреннего рынка и других стран. Здесь мы имеем дело с обычным коммерческим обозначением.
Рама спроектирована и технологически разработана не только в качестве основной несущей части шасси одиночного мотоцикла. Учтена и возможность безопасного присоединения коляски. А вот передняя вилка вполне устраивала конструкторов. Изменили лишь нижнюю балку крепления.
Под седлом, складывающимся по правому краю, установлен подседельный ящик. В нем находится аккумулятор, предохранитель электросистемы и регулятор напряжения. Переднюю часть подседельного пространства заполняет объемный амортизатор с чистящей цилиндрической вставкой, хранящийся лежа. Это остроумное решение обеспечивает легкий доступ к патрубку воздухоочистителя после снятия правой боковой крышки.
В таком цвете JAWA в СССР так и не увидели. Фото: youtube.com
В некоторых исполнениях использована лабиринтная вставка, снижающая шум запуска двигателя. Она есть только в т. н. «тихих» версиях для Чехословакии или экспорта в страны со строгими правилами по уровню транспортного шума. Еще одной данью моде стали новые 18-дюймовые колеса (такие раньше появлялись только в «калифорнийской» версии).
Источником электрического тока для зажигания является с одной стороны 6-вольтный аккумулятор, с другой – шестиполюсная динамо-машина современной концепции. Стандартное оборудование мотоцикла включает в себя сигналы поворота. Передние закреплены на держателе фары, задние – на подседельной балке. Они управляются переключателем на правой стороне руля. В обычную комплектацию также входят:
✅ зеркало заднего вида
✅ резиновый кожух за задним колесом
✅ разъемы в подседельном ящике для подключения электропроводки коляски
К этому мотоциклу можно присоединить коляску. Для обеспечения безопасной эксплуатации с боковым прицепом проводили тщательные предварительные испытания.
В 1975 году появилась модификация «634-5». Ее отличали плоская фара с приборами, размещенными в отдельном пластиковом корпусе. Крылья получили хромированные вставки, а новая ручка газа – продольные канавки и накидные гайки, регулирующие скорость возврата.
Характерная серебристая полоса на баке с названием мотоцикла. Фото: youtube.com
Последней модификацией линейки в 1980 году стал «634-7». Его отличала характерная серебристая полоса на баке и другие технические новинки. Среди них стоит отметить тахометр, иные выхлопные трубы и заднюю подвеску с четырьмя положениями жесткости. В нашей стране 350-кубовый 22-сильный мотоцикл имел огромную популярность в первой половине 80-х.
1984 год подвел черту в истории модели. На конвейере ее заменила последняя массово экспортируемая в нашу страну JAWA 350/638. Несмотря на то, что эти мотоциклы и дальше оставались мечтой советских пацанов, их 2-тактная конструкция уже заметно отстала от времени и поэтому знаменитая история мотоциклов JAWA стремилась к своему закату.
Этот мотоцикл неизгладимо вписан в транспортную истории как самой Чехии, так и нашей страны. Он стал основным опорным элементом производственной программы компании на долгие годы. Более того, множественные вариации сборки JAWA 350/634 привели к тому, что невозможно однозначно всех их классифицировать.

Если бы мы с вами попытались это сегодня сделать, то обязательно запутались. Но для нас ведь гораздо важнее не сухие цифры, а живой аппарат! Поэтому сосредоточимся на основных различиях внутри этой модели, ставшей чем-то вроде линейки мотоциклов периода, называвшегося у нас «застойным». Другие модели основывались на «634-й» и являлись ее более современной производной.
Новое поколение JAWA
Постоянное увеличение объемов производства и необходимость повышения безопасности эксплуатации мотоциклов потребовали коренной реконструкции. Она вылилась в глубокую модернизацию ходовой части новой модели JAWA. Прежде всего это касалось движения на предельных скоростях (знаете, в советское время ходил анекдот о том, что чехословацкая техника – это мотоцикл для смертников).
Прежняя плоская рама обеспечивала хорошие ходовые качества на скорости не выше 100 км/ч. Когда стрелка уходила правее, то машина показывала признаки беспокойства, начинала «колебаться» даже при движении прямо. В этом случае требовались едва ли не навыки опытного мотогонщика, а откуда они у молодых советских пацанов?

Причина заключалась в простой концепции рамы и ее соединении с задней качающейся вилкой. Из-за относительно узкого крепления последней усиливался износ втулок шатунного подшипника. Так на очень высоких скоростях появлялся боковой люфт вилки при управлении. Мотоцикл то плохо слушался руля, то не мог вписаться в поворот.
Решением стала двойная рама с широким задним маятником. Такую конструкцию решили применять в начале 70-х. Она легла в основу разработки шасси нового мотоцикла JAWA 350/634.
Чехословацкая компания усиленно расхваливала ее, объявляя о том, что скоро появится новое поколение рокеров, которое получит право на «достойную» эксплуатацию своего байка. Хотя я бы это все немного переиначил: появится поколение мотолихачей, которые смогут сохранить свою жизнь и здоровье. В 1973 году представили концепт «634-4». В следующем году начато его серийное производство.
Стабильность силового агрегата
Прежняя концепция двигателей JAWA, в отличие от ходовой, не имела изъянов. Поэтому решили и дальше использовать выгодную конструкцию. Два цилиндра в поперечном ряду наклонены по диагонали вперед на 25 градусов. Расположение кривошипа коробки передач в общем корпусе двигателя аналогично предыдущим типам. Правда, внесли небольшие изменениями, призванные повысить их ресурс и функциональную надежность.
Еще одним существенным усовершенствованием можно назвать применение двойной роликовой цепи (вместо одинарной, устанавливаемой на прежних типах техники). Она имела сразу три огромных «плюса», которые должны были проявиться в процессе эксплуатации:
✅ повышенный срок службы
✅ нет проблем с постепенным растягиванием
✅ отсутствуют толчки, передающиеся на шестерни трансмиссии
Имелись и некоторые другие ноу-хау. Старые пробковые вставки сцепления заменены вклеенными поверхностями из негорючего материала. Механизм выключения сцепления управляется только ручным рычагом слева. Он не связан с полуавтоматом, знакомым по всем предыдущим типам мотоциклов. Еще одно изменение: другое крепление выхлопных труб к цилиндрам.

Как и прежде, основным потребителем мотоциклов JAWA считался рынок Советского Союза. Именно в нашу страну отправилась львиная доля произведенной продукции. Несмотря на это, мотоцикл продолжал оставаться дефицитным, а поэтому очень желанным. В СССР поставлялась модификация «634-01». Но это не значит, что мотоцикл для советских байкеров чем-то отличался от техники, производимой для внутреннего рынка и других стран. Здесь мы имеем дело с обычным коммерческим обозначением.
Шасси и электрооборудование
Рама спроектирована и технологически разработана не только в качестве основной несущей части шасси одиночного мотоцикла. Учтена и возможность безопасного присоединения коляски. А вот передняя вилка вполне устраивала конструкторов. Изменили лишь нижнюю балку крепления.
Под седлом, складывающимся по правому краю, установлен подседельный ящик. В нем находится аккумулятор, предохранитель электросистемы и регулятор напряжения. Переднюю часть подседельного пространства заполняет объемный амортизатор с чистящей цилиндрической вставкой, хранящийся лежа. Это остроумное решение обеспечивает легкий доступ к патрубку воздухоочистителя после снятия правой боковой крышки.

В некоторых исполнениях использована лабиринтная вставка, снижающая шум запуска двигателя. Она есть только в т. н. «тихих» версиях для Чехословакии или экспорта в страны со строгими правилами по уровню транспортного шума. Еще одной данью моде стали новые 18-дюймовые колеса (такие раньше появлялись только в «калифорнийской» версии).
Источником электрического тока для зажигания является с одной стороны 6-вольтный аккумулятор, с другой – шестиполюсная динамо-машина современной концепции. Стандартное оборудование мотоцикла включает в себя сигналы поворота. Передние закреплены на держателе фары, задние – на подседельной балке. Они управляются переключателем на правой стороне руля. В обычную комплектацию также входят:
✅ зеркало заднего вида
✅ резиновый кожух за задним колесом
✅ разъемы в подседельном ящике для подключения электропроводки коляски
К этому мотоциклу можно присоединить коляску. Для обеспечения безопасной эксплуатации с боковым прицепом проводили тщательные предварительные испытания.
Модификации и завершение производства
В 1975 году появилась модификация «634-5». Ее отличали плоская фара с приборами, размещенными в отдельном пластиковом корпусе. Крылья получили хромированные вставки, а новая ручка газа – продольные канавки и накидные гайки, регулирующие скорость возврата.

Последней модификацией линейки в 1980 году стал «634-7». Его отличала характерная серебристая полоса на баке и другие технические новинки. Среди них стоит отметить тахометр, иные выхлопные трубы и заднюю подвеску с четырьмя положениями жесткости. В нашей стране 350-кубовый 22-сильный мотоцикл имел огромную популярность в первой половине 80-х.
1984 год подвел черту в истории модели. На конвейере ее заменила последняя массово экспортируемая в нашу страну JAWA 350/638. Несмотря на то, что эти мотоциклы и дальше оставались мечтой советских пацанов, их 2-тактная конструкция уже заметно отстала от времени и поэтому знаменитая история мотоциклов JAWA стремилась к своему закату.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...

Стартовало серийное производство LADA Iskra
Выпуск модели приурочен к юбилею АВТОВАЗа. Ведь 55 лет назад на заводе собрали первый ВАЗ-2101....

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...