История марки JAWA: «634-я» модель – любимый мотоцикл начала 80-х
Сегодня вновь приглашаем «друзей Явы» на наш сайт. Историю сверхпопулярного мотоцикла советских времен продолжит модель, первая модификация которой известна в нашей стране как «эксперименталка». Он дал жизнь целой череде различных вариаций и обозначил направление для последующего развития JAWA.
Этот мотоцикл неизгладимо вписан в транспортную истории как самой Чехии, так и нашей страны. Он стал основным опорным элементом производственной программы компании на долгие годы. Более того, множественные вариации сборки JAWA 350/634 привели к тому, что невозможно однозначно всех их классифицировать.
Если бы мы с вами попытались это сегодня сделать, то обязательно запутались. Но для нас ведь гораздо важнее не сухие цифры, а живой аппарат! Поэтому сосредоточимся на основных различиях внутри этой модели, ставшей чем-то вроде линейки мотоциклов периода, называвшегося у нас «застойным». Другие модели основывались на «634-й» и являлись ее более современной производной.
Постоянное увеличение объемов производства и необходимость повышения безопасности эксплуатации мотоциклов потребовали коренной реконструкции. Она вылилась в глубокую модернизацию ходовой части новой модели JAWA. Прежде всего это касалось движения на предельных скоростях (знаете, в советское время ходил анекдот о том, что чехословацкая техника – это мотоцикл для смертников).
Прежняя плоская рама обеспечивала хорошие ходовые качества на скорости не выше 100 км/ч. Когда стрелка уходила правее, то машина показывала признаки беспокойства, начинала «колебаться» даже при движении прямо. В этом случае требовались едва ли не навыки опытного мотогонщика, а откуда они у молодых советских пацанов?
Причина заключалась в простой концепции рамы и ее соединении с задней качающейся вилкой. Из-за относительно узкого крепления последней усиливался износ втулок шатунного подшипника. Так на очень высоких скоростях появлялся боковой люфт вилки при управлении. Мотоцикл то плохо слушался руля, то не мог вписаться в поворот.
Чехословацкая компания усиленно расхваливала ее, объявляя о том, что скоро появится новое поколение рокеров, которое получит право на «достойную» эксплуатацию своего байка. Хотя я бы это все немного переиначил: появится поколение мотолихачей, которые смогут сохранить свою жизнь и здоровье. В 1973 году представили концепт «634-4». В следующем году начато его серийное производство.
Прежняя концепция двигателей JAWA, в отличие от ходовой, не имела изъянов. Поэтому решили и дальше использовать выгодную конструкцию. Два цилиндра в поперечном ряду наклонены по диагонали вперед на 25 градусов. Расположение кривошипа коробки передач в общем корпусе двигателя аналогично предыдущим типам. Правда, внесли небольшие изменениями, призванные повысить их ресурс и функциональную надежность.
Еще одним существенным усовершенствованием можно назвать применение двойной роликовой цепи (вместо одинарной, устанавливаемой на прежних типах техники). Она имела сразу три огромных «плюса», которые должны были проявиться в процессе эксплуатации:
✅ повышенный срок службы
✅ нет проблем с постепенным растягиванием
✅ отсутствуют толчки, передающиеся на шестерни трансмиссии
Имелись и некоторые другие ноу-хау. Старые пробковые вставки сцепления заменены вклеенными поверхностями из негорючего материала. Механизм выключения сцепления управляется только ручным рычагом слева. Он не связан с полуавтоматом, знакомым по всем предыдущим типам мотоциклов. Еще одно изменение: другое крепление выхлопных труб к цилиндрам.
Как и прежде, основным потребителем мотоциклов JAWA считался рынок Советского Союза. Именно в нашу страну отправилась львиная доля произведенной продукции. Несмотря на это, мотоцикл продолжал оставаться дефицитным, а поэтому очень желанным. В СССР поставлялась модификация «634-01». Но это не значит, что мотоцикл для советских байкеров чем-то отличался от техники, производимой для внутреннего рынка и других стран. Здесь мы имеем дело с обычным коммерческим обозначением.
Рама спроектирована и технологически разработана не только в качестве основной несущей части шасси одиночного мотоцикла. Учтена и возможность безопасного присоединения коляски. А вот передняя вилка вполне устраивала конструкторов. Изменили лишь нижнюю балку крепления.
Под седлом, складывающимся по правому краю, установлен подседельный ящик. В нем находится аккумулятор, предохранитель электросистемы и регулятор напряжения. Переднюю часть подседельного пространства заполняет объемный амортизатор с чистящей цилиндрической вставкой, хранящийся лежа. Это остроумное решение обеспечивает легкий доступ к патрубку воздухоочистителя после снятия правой боковой крышки.
В некоторых исполнениях использована лабиринтная вставка, снижающая шум запуска двигателя. Она есть только в т. н. «тихих» версиях для Чехословакии или экспорта в страны со строгими правилами по уровню транспортного шума. Еще одной данью моде стали новые 18-дюймовые колеса (такие раньше появлялись только в «калифорнийской» версии).
Источником электрического тока для зажигания является с одной стороны 6-вольтный аккумулятор, с другой – шестиполюсная динамо-машина современной концепции. Стандартное оборудование мотоцикла включает в себя сигналы поворота. Передние закреплены на держателе фары, задние – на подседельной балке. Они управляются переключателем на правой стороне руля. В обычную комплектацию также входят:
✅ зеркало заднего вида
✅ резиновый кожух за задним колесом
✅ разъемы в подседельном ящике для подключения электропроводки коляски
К этому мотоциклу можно присоединить коляску. Для обеспечения безопасной эксплуатации с боковым прицепом проводили тщательные предварительные испытания.
В 1975 году появилась модификация «634-5». Ее отличали плоская фара с приборами, размещенными в отдельном пластиковом корпусе. Крылья получили хромированные вставки, а новая ручка газа – продольные канавки и накидные гайки, регулирующие скорость возврата.
Последней модификацией линейки в 1980 году стал «634-7». Его отличала характерная серебристая полоса на баке и другие технические новинки. Среди них стоит отметить тахометр, иные выхлопные трубы и заднюю подвеску с четырьмя положениями жесткости. В нашей стране 350-кубовый 22-сильный мотоцикл имел огромную популярность в первой половине 80-х.
1984 год подвел черту в истории модели. На конвейере ее заменила последняя массово экспортируемая в нашу страну JAWA 350/638. Несмотря на то, что эти мотоциклы и дальше оставались мечтой советских пацанов, их 2-тактная конструкция уже заметно отстала от времени и поэтому знаменитая история мотоциклов JAWA стремилась к своему закату.
Этот мотоцикл неизгладимо вписан в транспортную истории как самой Чехии, так и нашей страны. Он стал основным опорным элементом производственной программы компании на долгие годы. Более того, множественные вариации сборки JAWA 350/634 привели к тому, что невозможно однозначно всех их классифицировать.
Мотоцикл, заметно отличавшийся от предшественников. Фото: youtube.com
Если бы мы с вами попытались это сегодня сделать, то обязательно запутались. Но для нас ведь гораздо важнее не сухие цифры, а живой аппарат! Поэтому сосредоточимся на основных различиях внутри этой модели, ставшей чем-то вроде линейки мотоциклов периода, называвшегося у нас «застойным». Другие модели основывались на «634-й» и являлись ее более современной производной.
Новое поколение JAWA
Постоянное увеличение объемов производства и необходимость повышения безопасности эксплуатации мотоциклов потребовали коренной реконструкции. Она вылилась в глубокую модернизацию ходовой части новой модели JAWA. Прежде всего это касалось движения на предельных скоростях (знаете, в советское время ходил анекдот о том, что чехословацкая техника – это мотоцикл для смертников).
Прежняя плоская рама обеспечивала хорошие ходовые качества на скорости не выше 100 км/ч. Когда стрелка уходила правее, то машина показывала признаки беспокойства, начинала «колебаться» даже при движении прямо. В этом случае требовались едва ли не навыки опытного мотогонщика, а откуда они у молодых советских пацанов?
Новая конструкция рамы. Фото: youtube.com
Причина заключалась в простой концепции рамы и ее соединении с задней качающейся вилкой. Из-за относительно узкого крепления последней усиливался износ втулок шатунного подшипника. Так на очень высоких скоростях появлялся боковой люфт вилки при управлении. Мотоцикл то плохо слушался руля, то не мог вписаться в поворот.
Решением стала двойная рама с широким задним маятником. Такую конструкцию решили применять в начале 70-х. Она легла в основу разработки шасси нового мотоцикла JAWA 350/634.
Чехословацкая компания усиленно расхваливала ее, объявляя о том, что скоро появится новое поколение рокеров, которое получит право на «достойную» эксплуатацию своего байка. Хотя я бы это все немного переиначил: появится поколение мотолихачей, которые смогут сохранить свою жизнь и здоровье. В 1973 году представили концепт «634-4». В следующем году начато его серийное производство.
Стабильность силового агрегата
Прежняя концепция двигателей JAWA, в отличие от ходовой, не имела изъянов. Поэтому решили и дальше использовать выгодную конструкцию. Два цилиндра в поперечном ряду наклонены по диагонали вперед на 25 градусов. Расположение кривошипа коробки передач в общем корпусе двигателя аналогично предыдущим типам. Правда, внесли небольшие изменениями, призванные повысить их ресурс и функциональную надежность.
Еще одним существенным усовершенствованием можно назвать применение двойной роликовой цепи (вместо одинарной, устанавливаемой на прежних типах техники). Она имела сразу три огромных «плюса», которые должны были проявиться в процессе эксплуатации:
✅ повышенный срок службы
✅ нет проблем с постепенным растягиванием
✅ отсутствуют толчки, передающиеся на шестерни трансмиссии
Имелись и некоторые другие ноу-хау. Старые пробковые вставки сцепления заменены вклеенными поверхностями из негорючего материала. Механизм выключения сцепления управляется только ручным рычагом слева. Он не связан с полуавтоматом, знакомым по всем предыдущим типам мотоциклов. Еще одно изменение: другое крепление выхлопных труб к цилиндрам.
Цилиндры с наклоном 25 градусов. Фото: youtube.com
Как и прежде, основным потребителем мотоциклов JAWA считался рынок Советского Союза. Именно в нашу страну отправилась львиная доля произведенной продукции. Несмотря на это, мотоцикл продолжал оставаться дефицитным, а поэтому очень желанным. В СССР поставлялась модификация «634-01». Но это не значит, что мотоцикл для советских байкеров чем-то отличался от техники, производимой для внутреннего рынка и других стран. Здесь мы имеем дело с обычным коммерческим обозначением.
Шасси и электрооборудование
Рама спроектирована и технологически разработана не только в качестве основной несущей части шасси одиночного мотоцикла. Учтена и возможность безопасного присоединения коляски. А вот передняя вилка вполне устраивала конструкторов. Изменили лишь нижнюю балку крепления.
Под седлом, складывающимся по правому краю, установлен подседельный ящик. В нем находится аккумулятор, предохранитель электросистемы и регулятор напряжения. Переднюю часть подседельного пространства заполняет объемный амортизатор с чистящей цилиндрической вставкой, хранящийся лежа. Это остроумное решение обеспечивает легкий доступ к патрубку воздухоочистителя после снятия правой боковой крышки.
В таком цвете JAWA в СССР так и не увидели. Фото: youtube.com
В некоторых исполнениях использована лабиринтная вставка, снижающая шум запуска двигателя. Она есть только в т. н. «тихих» версиях для Чехословакии или экспорта в страны со строгими правилами по уровню транспортного шума. Еще одной данью моде стали новые 18-дюймовые колеса (такие раньше появлялись только в «калифорнийской» версии).
Источником электрического тока для зажигания является с одной стороны 6-вольтный аккумулятор, с другой – шестиполюсная динамо-машина современной концепции. Стандартное оборудование мотоцикла включает в себя сигналы поворота. Передние закреплены на держателе фары, задние – на подседельной балке. Они управляются переключателем на правой стороне руля. В обычную комплектацию также входят:
✅ зеркало заднего вида
✅ резиновый кожух за задним колесом
✅ разъемы в подседельном ящике для подключения электропроводки коляски
К этому мотоциклу можно присоединить коляску. Для обеспечения безопасной эксплуатации с боковым прицепом проводили тщательные предварительные испытания.
Модификации и завершение производства
В 1975 году появилась модификация «634-5». Ее отличали плоская фара с приборами, размещенными в отдельном пластиковом корпусе. Крылья получили хромированные вставки, а новая ручка газа – продольные канавки и накидные гайки, регулирующие скорость возврата.
Характерная серебристая полоса на баке с названием мотоцикла. Фото: youtube.com
Последней модификацией линейки в 1980 году стал «634-7». Его отличала характерная серебристая полоса на баке и другие технические новинки. Среди них стоит отметить тахометр, иные выхлопные трубы и заднюю подвеску с четырьмя положениями жесткости. В нашей стране 350-кубовый 22-сильный мотоцикл имел огромную популярность в первой половине 80-х.
1984 год подвел черту в истории модели. На конвейере ее заменила последняя массово экспортируемая в нашу страну JAWA 350/638. Несмотря на то, что эти мотоциклы и дальше оставались мечтой советских пацанов, их 2-тактная конструкция уже заметно отстала от времени и поэтому знаменитая история мотоциклов JAWA стремилась к своему закату.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...