
ЗИС-127 — первый межгород СССР длиной более 10 метров
За шесть лет серийного производства был собран 851 автобус повышенной комфортности для междугородних перевозок. В 50-е годы ЗиС-127 стал самым настоящим «королем дороги». Высокие скоростные характеристики и непривычный для советских послевоенных будней броский дизайн делал поездку на этом общественном транспорте настоящим праздником для рядового пассажира.
Первый маршрут из столицы пролегал до Вязьмы и обратно. Он очень быстро дополнился новыми направлениями. Почти все автобусные линии, на которых стояли ЗиС-127, соединяли крупные города страны.
Пассажирам разрешалось откинуть спинку и закурить – в другом подлокотнике была пепельница. Фото: YouTube.com
Кроме того, эти автобусы обслуживали аэропорты Москвы. Таким образом, все граждане СССР, а не только жители Европейской части, имели возможность лично оценить преимущества нового автобуса. Но давайте обо всем по порядку.
В послевоенные годы первым в приоритете развития транспортной сети стояло железнодорожное сообщение. Оно имело и стратегический характер (поэтому и было в приоритете), однако полностью заменить автодорожное направление в народном хозяйстве СССР не могло чисто физически.
Встал вопрос о соединении крупных агломераций автомобильными трассами. Еще в конце 40-х наши специалисты даже ездили в США, чтобы перенять опыт главного междугороднего перевозчика в штатах — Pacific Greyhound Lines. А также рассмотреть, как организовано шоссейное движение между городами в США. В результате новое десятилетие ознаменовалось для СССР появлением новых автодорожных артерий, ведущих в столицу. Наряду с их строительством стартовала разработка и первого магистрального автобуса СССР.
По скорости ЗиС-127 не было равных на шоссе. Фото: YouTube.com
И поручить ее могли только коллективу завода имени Сталина. Надо сказать, бывший директор, Иван Алексеевич Лихачев, оказал серьезную поддержку в создании ЗиС-127. По удачному стечению обстоятельств он в 1953 году отправился на повышение: стал министром автомобильного транспорта и шоссейных дорог. Для выполнения ответственного партийного задания был выдан родному коллективу была оказана максимальная поддержка, которая могла быть в то время. В это время уже были готовы две экспериментальные модели, которые проходили тестирование в реальных условиях и подвергались модернизации.
Коллектив инженеров КБ автобусов под руководством А. И. Израэль-Скерджиева оправдал высокое доверие, и новая модель была полностью готова к серийному выпуску уже через 24 месяца. Осенью 1955 года на дорогах СССР появилась первая опытная партия ЗиС-127.
Испытания показали отличные скоростные характеристики автобуса. Средняя скорость на маршрутах Из Москвы в такие города, как Киев, Минск, Ростов-на-Дону, Симферополь и другие составляла 70-80 км/час. На отрезке пути до Харькова был зафиксирован рекорд того времени для пассажирских автобусов. Средняя скорость на протяжении порядка 500 км составила 92 км/час. Модель «на отлично» завершила цикл испытаний. По итогу Зис-127 пошел в серийное производство междугородних автобусов, первое в СССР.
А это ни много ни мало современный для своего времени междугородний автобус. О его популярности наглядно говорят прозвища, которыми его наградили благодарные пассажиры. Это и уже упоминаемое нами «Король дорог», и более приземленное «Дизель». И даже было оценочное «Реактив». По сути, все три названия уже много говорят об этом автобусе: он дизельный, комфортный и быстрый. Все так.
Начнем с того, что в салоне были места для 32-х человек. И это не деревянные лавки, а вполне себе «королевские» для той послевоенной эпохи мягкие кресла. Такая пассажировместимость не могла не повлиять на габариты автобуса:
✅ длина — 10,22 м
✅ ширина — 2,68 м
✅ высота — 3,06 м
✅ колесная база — 5,6 м
✅ клиренс — 27 см
Последняя особенность потребовала использования приставной ступеньки — не у всех пассажиров удавалось взобраться в салон без посторонней помощи.
Все это удовольствие весило 10 тонн и было способно разгоняться до 95 км/час. Для автобусного парка СССР тех годов просто немыслимая скорость. Такой динамике автобус обязан дизельному мотору объемом почти 7 литров. Он вырабатывал до 180 л. с. мощности уже при 2000 об/мин. и трудился в паре с механической трехвальной коробкой передач.
По сути, у автобуса был двигатель от танка. Фото: YouTube.com
Как говорится: «Эх, ему бы пятую!». Но решение на то время считалось самым передовым. При этом шестицилиндровый агрегат не отличался умеренностью: на сотню «вылетало в трубу» порядка 42 литров топлива.
К слову, мотор ярославского завода по сути представлял собой доработанный американский GMC 6-71 6004. Агрегат стоял на легких танках, поставляемых в СССР в рамках ленд-лиза. Для автобуса разработали собственную модификацию — ЯАЗ-206Д. Изменения коснулись масляной системы, был увеличен радиатор и появилась новая инжекторная система охлаждения.
Стать водителем междугороднего ЗиС-127 считалось таким же успехом, как и пилотом пассажирских авиалиний. У счастливчиков была соответствующая униформа и необъятное чувство гордости за свое положение. Во всяком случае у многих. Ведь водители на ЗиС-127 могли ехать быстрее всех, ежедневно колесить между крупными городами страны и лично видеть, какими темпами развивается народное хозяйство.
Воздушный и шоссейные лайнеры в одном кадре. Фото: YouTube.com
Гордость за свое творение была и у конструкторов. Уже к 1959 году была разработана городская вариация — ЗиЛ-129. Автобус сменил имя еще в 1956 году. В рамках борьбы с «культом личности» Завод имени Сталина уже не мог существовать в Советской стране, и был переименован.
К слову, городской вариант крайне не понравился новому правителю СССР. Хрущев после визита в США усмотрел в обилии хрома и уровне комфорта подражание западу, и сделал все, чтобы на первые роли в СССР вышла продукция Львовского автомобильного завода. В это же время ЗиЛ-127 резко снижает темпы выпуска, а уже через год с конвейера сошел последний, 851 «король дороги».
Однако не только самодурство или тайный умысел чиновника привели к бесславному сворачиванию выпуска перспективного автобуса. СССР стал членом международной конвенции автомобильного движения, а там были строгие ограничения к габаритам пассажирского транспорта. И ЗиС-127 (с вашего позволения я продолжу его так называть) в них удивительным образом не вписывался. По ширине ограничение 2,5 м было непреодолимым. Аж на 18 см. По такому же удивительному совпадению и в то же время Госплан принимает гениальное решение о передаче права развития междугороднего транспорта международной кооперации стран, входящих в Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Причиной такого решения стало отсутствие перспектив развития в СССР собственных междугородных автобусов.
ЛАЗ-697 Турист Хрущеву понравился больше, чем ЗиС-127. Фото: YouTube.com
И тут же в страну хлынул поток продукции из Венгрии. Дизельные Ikarus 66 и Ikarus Lux заполонили наши дороги. ЗиЛ переориентировался на выпуск грузовых пятитонников. Ему банально не позволили продолжать уже налаженный выпуск. Производство более современного автобуса ЗиЛ свернули. А вот львовская модель получила одобрение и завод быстро нарастил темпы.
В таком состоянии ЗиС-127 был обнаружен на территории завода имени Лихачева. Фото: YouTube.com
В последствии ЗиС-127 вообще признали бесперспективной разработкой, хотя инженеры в нем заложили огромный потенциал модернизации. Но времена изменились, и новый кормчий повел огромную страну другой дорогой. Уже к концу 60-х автобусы массово стали снимать с линий. Однако известно, что на дорогах Советской Украины оставался один ЗиС-127, который возил пассажиров до середины 80-х.
Сегодня известно о 4-х, чудом сохранившихся, экземплярах. К слову, один из них был восстановлен жителем Таллина в наши дни. К коллекционеру автобус попал из одного из колхозов Эстонии. Все эти годы его работоспособность поддерживал Ханс Курук — местный водитель на нем возил рабочих на фермы вплоть до 1988 года. Теперь этот ЗиС-127 1956 г. в. занимает достойное место в коллекции бизнесмена Хуго Осула.
Первый маршрут из столицы пролегал до Вязьмы и обратно. Он очень быстро дополнился новыми направлениями. Почти все автобусные линии, на которых стояли ЗиС-127, соединяли крупные города страны.

Кроме того, эти автобусы обслуживали аэропорты Москвы. Таким образом, все граждане СССР, а не только жители Европейской части, имели возможность лично оценить преимущества нового автобуса. Но давайте обо всем по порядку.
Как создавали ЗиС-127
В послевоенные годы первым в приоритете развития транспортной сети стояло железнодорожное сообщение. Оно имело и стратегический характер (поэтому и было в приоритете), однако полностью заменить автодорожное направление в народном хозяйстве СССР не могло чисто физически.
Встал вопрос о соединении крупных агломераций автомобильными трассами. Еще в конце 40-х наши специалисты даже ездили в США, чтобы перенять опыт главного междугороднего перевозчика в штатах — Pacific Greyhound Lines. А также рассмотреть, как организовано шоссейное движение между городами в США. В результате новое десятилетие ознаменовалось для СССР появлением новых автодорожных артерий, ведущих в столицу. Наряду с их строительством стартовала разработка и первого магистрального автобуса СССР.

И поручить ее могли только коллективу завода имени Сталина. Надо сказать, бывший директор, Иван Алексеевич Лихачев, оказал серьезную поддержку в создании ЗиС-127. По удачному стечению обстоятельств он в 1953 году отправился на повышение: стал министром автомобильного транспорта и шоссейных дорог. Для выполнения ответственного партийного задания был выдан родному коллективу была оказана максимальная поддержка, которая могла быть в то время. В это время уже были готовы две экспериментальные модели, которые проходили тестирование в реальных условиях и подвергались модернизации.
Коллектив инженеров КБ автобусов под руководством А. И. Израэль-Скерджиева оправдал высокое доверие, и новая модель была полностью готова к серийному выпуску уже через 24 месяца. Осенью 1955 года на дорогах СССР появилась первая опытная партия ЗиС-127.
Испытания показали отличные скоростные характеристики автобуса. Средняя скорость на маршрутах Из Москвы в такие города, как Киев, Минск, Ростов-на-Дону, Симферополь и другие составляла 70-80 км/час. На отрезке пути до Харькова был зафиксирован рекорд того времени для пассажирских автобусов. Средняя скорость на протяжении порядка 500 км составила 92 км/час. Модель «на отлично» завершила цикл испытаний. По итогу Зис-127 пошел в серийное производство междугородних автобусов, первое в СССР.
Что такое ЗиС-127?
А это ни много ни мало современный для своего времени междугородний автобус. О его популярности наглядно говорят прозвища, которыми его наградили благодарные пассажиры. Это и уже упоминаемое нами «Король дорог», и более приземленное «Дизель». И даже было оценочное «Реактив». По сути, все три названия уже много говорят об этом автобусе: он дизельный, комфортный и быстрый. Все так.
Начнем с того, что в салоне были места для 32-х человек. И это не деревянные лавки, а вполне себе «королевские» для той послевоенной эпохи мягкие кресла. Такая пассажировместимость не могла не повлиять на габариты автобуса:
✅ длина — 10,22 м
✅ ширина — 2,68 м
✅ высота — 3,06 м
✅ колесная база — 5,6 м
✅ клиренс — 27 см
Последняя особенность потребовала использования приставной ступеньки — не у всех пассажиров удавалось взобраться в салон без посторонней помощи.
Все это удовольствие весило 10 тонн и было способно разгоняться до 95 км/час. Для автобусного парка СССР тех годов просто немыслимая скорость. Такой динамике автобус обязан дизельному мотору объемом почти 7 литров. Он вырабатывал до 180 л. с. мощности уже при 2000 об/мин. и трудился в паре с механической трехвальной коробкой передач.

Как говорится: «Эх, ему бы пятую!». Но решение на то время считалось самым передовым. При этом шестицилиндровый агрегат не отличался умеренностью: на сотню «вылетало в трубу» порядка 42 литров топлива.
К слову, мотор ярославского завода по сути представлял собой доработанный американский GMC 6-71 6004. Агрегат стоял на легких танках, поставляемых в СССР в рамках ленд-лиза. Для автобуса разработали собственную модификацию — ЯАЗ-206Д. Изменения коснулись масляной системы, был увеличен радиатор и появилась новая инжекторная система охлаждения.
Статус
Стать водителем междугороднего ЗиС-127 считалось таким же успехом, как и пилотом пассажирских авиалиний. У счастливчиков была соответствующая униформа и необъятное чувство гордости за свое положение. Во всяком случае у многих. Ведь водители на ЗиС-127 могли ехать быстрее всех, ежедневно колесить между крупными городами страны и лично видеть, какими темпами развивается народное хозяйство.

Гордость за свое творение была и у конструкторов. Уже к 1959 году была разработана городская вариация — ЗиЛ-129. Автобус сменил имя еще в 1956 году. В рамках борьбы с «культом личности» Завод имени Сталина уже не мог существовать в Советской стране, и был переименован.
Бесславный конец модели
К слову, городской вариант крайне не понравился новому правителю СССР. Хрущев после визита в США усмотрел в обилии хрома и уровне комфорта подражание западу, и сделал все, чтобы на первые роли в СССР вышла продукция Львовского автомобильного завода. В это же время ЗиЛ-127 резко снижает темпы выпуска, а уже через год с конвейера сошел последний, 851 «король дороги».
Однако не только самодурство или тайный умысел чиновника привели к бесславному сворачиванию выпуска перспективного автобуса. СССР стал членом международной конвенции автомобильного движения, а там были строгие ограничения к габаритам пассажирского транспорта. И ЗиС-127 (с вашего позволения я продолжу его так называть) в них удивительным образом не вписывался. По ширине ограничение 2,5 м было непреодолимым. Аж на 18 см. По такому же удивительному совпадению и в то же время Госплан принимает гениальное решение о передаче права развития междугороднего транспорта международной кооперации стран, входящих в Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Причиной такого решения стало отсутствие перспектив развития в СССР собственных междугородных автобусов.

И тут же в страну хлынул поток продукции из Венгрии. Дизельные Ikarus 66 и Ikarus Lux заполонили наши дороги. ЗиЛ переориентировался на выпуск грузовых пятитонников. Ему банально не позволили продолжать уже налаженный выпуск. Производство более современного автобуса ЗиЛ свернули. А вот львовская модель получила одобрение и завод быстро нарастил темпы.

В последствии ЗиС-127 вообще признали бесперспективной разработкой, хотя инженеры в нем заложили огромный потенциал модернизации. Но времена изменились, и новый кормчий повел огромную страну другой дорогой. Уже к концу 60-х автобусы массово стали снимать с линий. Однако известно, что на дорогах Советской Украины оставался один ЗиС-127, который возил пассажиров до середины 80-х.
Сегодня известно о 4-х, чудом сохранившихся, экземплярах. К слову, один из них был восстановлен жителем Таллина в наши дни. К коллекционеру автобус попал из одного из колхозов Эстонии. Все эти годы его работоспособность поддерживал Ханс Курук — местный водитель на нем возил рабочих на фермы вплоть до 1988 года. Теперь этот ЗиС-127 1956 г. в. занимает достойное место в коллекции бизнесмена Хуго Осула.
- Lilu
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...

Стартовало серийное производство LADA Iskra
Выпуск модели приурочен к юбилею АВТОВАЗа. Ведь 55 лет назад на заводе собрали первый ВАЗ-2101....

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...