ЗИС-127 — первый межгород СССР длиной более 10 метров
За шесть лет серийного производства был собран 851 автобус повышенной комфортности для междугородних перевозок. В 50-е годы ЗиС-127 стал самым настоящим «королем дороги». Высокие скоростные характеристики и непривычный для советских послевоенных будней броский дизайн делал поездку на этом общественном транспорте настоящим праздником для рядового пассажира.
Первый маршрут из столицы пролегал до Вязьмы и обратно. Он очень быстро дополнился новыми направлениями. Почти все автобусные линии, на которых стояли ЗиС-127, соединяли крупные города страны.
Кроме того, эти автобусы обслуживали аэропорты Москвы. Таким образом, все граждане СССР, а не только жители Европейской части, имели возможность лично оценить преимущества нового автобуса. Но давайте обо всем по порядку.
В послевоенные годы первым в приоритете развития транспортной сети стояло железнодорожное сообщение. Оно имело и стратегический характер (поэтому и было в приоритете), однако полностью заменить автодорожное направление в народном хозяйстве СССР не могло чисто физически.
Встал вопрос о соединении крупных агломераций автомобильными трассами. Еще в конце 40-х наши специалисты даже ездили в США, чтобы перенять опыт главного междугороднего перевозчика в штатах — Pacific Greyhound Lines. А также рассмотреть, как организовано шоссейное движение между городами в США. В результате новое десятилетие ознаменовалось для СССР появлением новых автодорожных артерий, ведущих в столицу. Наряду с их строительством стартовала разработка и первого магистрального автобуса СССР.
И поручить ее могли только коллективу завода имени Сталина. Надо сказать, бывший директор, Иван Алексеевич Лихачев, оказал серьезную поддержку в создании ЗиС-127. По удачному стечению обстоятельств он в 1953 году отправился на повышение: стал министром автомобильного транспорта и шоссейных дорог. Для выполнения ответственного партийного задания был выдан родному коллективу была оказана максимальная поддержка, которая могла быть в то время. В это время уже были готовы две экспериментальные модели, которые проходили тестирование в реальных условиях и подвергались модернизации.
Коллектив инженеров КБ автобусов под руководством А. И. Израэль-Скерджиева оправдал высокое доверие, и новая модель была полностью готова к серийному выпуску уже через 24 месяца. Осенью 1955 года на дорогах СССР появилась первая опытная партия ЗиС-127.
Испытания показали отличные скоростные характеристики автобуса. Средняя скорость на маршрутах Из Москвы в такие города, как Киев, Минск, Ростов-на-Дону, Симферополь и другие составляла 70-80 км/час. На отрезке пути до Харькова был зафиксирован рекорд того времени для пассажирских автобусов. Средняя скорость на протяжении порядка 500 км составила 92 км/час. Модель «на отлично» завершила цикл испытаний. По итогу Зис-127 пошел в серийное производство междугородних автобусов, первое в СССР.
А это ни много ни мало современный для своего времени междугородний автобус. О его популярности наглядно говорят прозвища, которыми его наградили благодарные пассажиры. Это и уже упоминаемое нами «Король дорог», и более приземленное «Дизель». И даже было оценочное «Реактив». По сути, все три названия уже много говорят об этом автобусе: он дизельный, комфортный и быстрый. Все так.
Начнем с того, что в салоне были места для 32-х человек. И это не деревянные лавки, а вполне себе «королевские» для той послевоенной эпохи мягкие кресла. Такая пассажировместимость не могла не повлиять на габариты автобуса:
✅ длина — 10,22 м
✅ ширина — 2,68 м
✅ высота — 3,06 м
✅ колесная база — 5,6 м
✅ клиренс — 27 см
Последняя особенность потребовала использования приставной ступеньки — не у всех пассажиров удавалось взобраться в салон без посторонней помощи.
Все это удовольствие весило 10 тонн и было способно разгоняться до 95 км/час. Для автобусного парка СССР тех годов просто немыслимая скорость. Такой динамике автобус обязан дизельному мотору объемом почти 7 литров. Он вырабатывал до 180 л. с. мощности уже при 2000 об/мин. и трудился в паре с механической трехвальной коробкой передач.
Как говорится: «Эх, ему бы пятую!». Но решение на то время считалось самым передовым. При этом шестицилиндровый агрегат не отличался умеренностью: на сотню «вылетало в трубу» порядка 42 литров топлива.
К слову, мотор ярославского завода по сути представлял собой доработанный американский GMC 6-71 6004. Агрегат стоял на легких танках, поставляемых в СССР в рамках ленд-лиза. Для автобуса разработали собственную модификацию — ЯАЗ-206Д. Изменения коснулись масляной системы, был увеличен радиатор и появилась новая инжекторная система охлаждения.
Стать водителем междугороднего ЗиС-127 считалось таким же успехом, как и пилотом пассажирских авиалиний. У счастливчиков была соответствующая униформа и необъятное чувство гордости за свое положение. Во всяком случае у многих. Ведь водители на ЗиС-127 могли ехать быстрее всех, ежедневно колесить между крупными городами страны и лично видеть, какими темпами развивается народное хозяйство.
Гордость за свое творение была и у конструкторов. Уже к 1959 году была разработана городская вариация — ЗиЛ-129. Автобус сменил имя еще в 1956 году. В рамках борьбы с «культом личности» Завод имени Сталина уже не мог существовать в Советской стране, и был переименован.
К слову, городской вариант крайне не понравился новому правителю СССР. Хрущев после визита в США усмотрел в обилии хрома и уровне комфорта подражание западу, и сделал все, чтобы на первые роли в СССР вышла продукция Львовского автомобильного завода. В это же время ЗиЛ-127 резко снижает темпы выпуска, а уже через год с конвейера сошел последний, 851 «король дороги».
Однако не только самодурство или тайный умысел чиновника привели к бесславному сворачиванию выпуска перспективного автобуса. СССР стал членом международной конвенции автомобильного движения, а там были строгие ограничения к габаритам пассажирского транспорта. И ЗиС-127 (с вашего позволения я продолжу его так называть) в них удивительным образом не вписывался. По ширине ограничение 2,5 м было непреодолимым. Аж на 18 см. По такому же удивительному совпадению и в то же время Госплан принимает гениальное решение о передаче права развития междугороднего транспорта международной кооперации стран, входящих в Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Причиной такого решения стало отсутствие перспектив развития в СССР собственных междугородных автобусов.
И тут же в страну хлынул поток продукции из Венгрии. Дизельные Ikarus 66 и Ikarus Lux заполонили наши дороги. ЗиЛ переориентировался на выпуск грузовых пятитонников. Ему банально не позволили продолжать уже налаженный выпуск. Производство более современного автобуса ЗиЛ свернули. А вот львовская модель получила одобрение и завод быстро нарастил темпы.
В последствии ЗиС-127 вообще признали бесперспективной разработкой, хотя инженеры в нем заложили огромный потенциал модернизации. Но времена изменились, и новый кормчий повел огромную страну другой дорогой. Уже к концу 60-х автобусы массово стали снимать с линий. Однако известно, что на дорогах Советской Украины оставался один ЗиС-127, который возил пассажиров до середины 80-х.
Сегодня известно о 4-х, чудом сохранившихся, экземплярах. К слову, один из них был восстановлен жителем Таллина в наши дни. К коллекционеру автобус попал из одного из колхозов Эстонии. Все эти годы его работоспособность поддерживал Ханс Курук — местный водитель на нем возил рабочих на фермы вплоть до 1988 года. Теперь этот ЗиС-127 1956 г. в. занимает достойное место в коллекции бизнесмена Хуго Осула.
Первый маршрут из столицы пролегал до Вязьмы и обратно. Он очень быстро дополнился новыми направлениями. Почти все автобусные линии, на которых стояли ЗиС-127, соединяли крупные города страны.
Пассажирам разрешалось откинуть спинку и закурить – в другом подлокотнике была пепельница. Фото: YouTube.com
Кроме того, эти автобусы обслуживали аэропорты Москвы. Таким образом, все граждане СССР, а не только жители Европейской части, имели возможность лично оценить преимущества нового автобуса. Но давайте обо всем по порядку.
Как создавали ЗиС-127
В послевоенные годы первым в приоритете развития транспортной сети стояло железнодорожное сообщение. Оно имело и стратегический характер (поэтому и было в приоритете), однако полностью заменить автодорожное направление в народном хозяйстве СССР не могло чисто физически.
Встал вопрос о соединении крупных агломераций автомобильными трассами. Еще в конце 40-х наши специалисты даже ездили в США, чтобы перенять опыт главного междугороднего перевозчика в штатах — Pacific Greyhound Lines. А также рассмотреть, как организовано шоссейное движение между городами в США. В результате новое десятилетие ознаменовалось для СССР появлением новых автодорожных артерий, ведущих в столицу. Наряду с их строительством стартовала разработка и первого магистрального автобуса СССР.
По скорости ЗиС-127 не было равных на шоссе. Фото: YouTube.com
И поручить ее могли только коллективу завода имени Сталина. Надо сказать, бывший директор, Иван Алексеевич Лихачев, оказал серьезную поддержку в создании ЗиС-127. По удачному стечению обстоятельств он в 1953 году отправился на повышение: стал министром автомобильного транспорта и шоссейных дорог. Для выполнения ответственного партийного задания был выдан родному коллективу была оказана максимальная поддержка, которая могла быть в то время. В это время уже были готовы две экспериментальные модели, которые проходили тестирование в реальных условиях и подвергались модернизации.
Коллектив инженеров КБ автобусов под руководством А. И. Израэль-Скерджиева оправдал высокое доверие, и новая модель была полностью готова к серийному выпуску уже через 24 месяца. Осенью 1955 года на дорогах СССР появилась первая опытная партия ЗиС-127.
Испытания показали отличные скоростные характеристики автобуса. Средняя скорость на маршрутах Из Москвы в такие города, как Киев, Минск, Ростов-на-Дону, Симферополь и другие составляла 70-80 км/час. На отрезке пути до Харькова был зафиксирован рекорд того времени для пассажирских автобусов. Средняя скорость на протяжении порядка 500 км составила 92 км/час. Модель «на отлично» завершила цикл испытаний. По итогу Зис-127 пошел в серийное производство междугородних автобусов, первое в СССР.
Что такое ЗиС-127?
А это ни много ни мало современный для своего времени междугородний автобус. О его популярности наглядно говорят прозвища, которыми его наградили благодарные пассажиры. Это и уже упоминаемое нами «Король дорог», и более приземленное «Дизель». И даже было оценочное «Реактив». По сути, все три названия уже много говорят об этом автобусе: он дизельный, комфортный и быстрый. Все так.
Начнем с того, что в салоне были места для 32-х человек. И это не деревянные лавки, а вполне себе «королевские» для той послевоенной эпохи мягкие кресла. Такая пассажировместимость не могла не повлиять на габариты автобуса:
✅ длина — 10,22 м
✅ ширина — 2,68 м
✅ высота — 3,06 м
✅ колесная база — 5,6 м
✅ клиренс — 27 см
Последняя особенность потребовала использования приставной ступеньки — не у всех пассажиров удавалось взобраться в салон без посторонней помощи.
Все это удовольствие весило 10 тонн и было способно разгоняться до 95 км/час. Для автобусного парка СССР тех годов просто немыслимая скорость. Такой динамике автобус обязан дизельному мотору объемом почти 7 литров. Он вырабатывал до 180 л. с. мощности уже при 2000 об/мин. и трудился в паре с механической трехвальной коробкой передач.
По сути, у автобуса был двигатель от танка. Фото: YouTube.com
Как говорится: «Эх, ему бы пятую!». Но решение на то время считалось самым передовым. При этом шестицилиндровый агрегат не отличался умеренностью: на сотню «вылетало в трубу» порядка 42 литров топлива.
К слову, мотор ярославского завода по сути представлял собой доработанный американский GMC 6-71 6004. Агрегат стоял на легких танках, поставляемых в СССР в рамках ленд-лиза. Для автобуса разработали собственную модификацию — ЯАЗ-206Д. Изменения коснулись масляной системы, был увеличен радиатор и появилась новая инжекторная система охлаждения.
Статус
Стать водителем междугороднего ЗиС-127 считалось таким же успехом, как и пилотом пассажирских авиалиний. У счастливчиков была соответствующая униформа и необъятное чувство гордости за свое положение. Во всяком случае у многих. Ведь водители на ЗиС-127 могли ехать быстрее всех, ежедневно колесить между крупными городами страны и лично видеть, какими темпами развивается народное хозяйство.
Воздушный и шоссейные лайнеры в одном кадре. Фото: YouTube.com
Гордость за свое творение была и у конструкторов. Уже к 1959 году была разработана городская вариация — ЗиЛ-129. Автобус сменил имя еще в 1956 году. В рамках борьбы с «культом личности» Завод имени Сталина уже не мог существовать в Советской стране, и был переименован.
Бесславный конец модели
К слову, городской вариант крайне не понравился новому правителю СССР. Хрущев после визита в США усмотрел в обилии хрома и уровне комфорта подражание западу, и сделал все, чтобы на первые роли в СССР вышла продукция Львовского автомобильного завода. В это же время ЗиЛ-127 резко снижает темпы выпуска, а уже через год с конвейера сошел последний, 851 «король дороги».
Однако не только самодурство или тайный умысел чиновника привели к бесславному сворачиванию выпуска перспективного автобуса. СССР стал членом международной конвенции автомобильного движения, а там были строгие ограничения к габаритам пассажирского транспорта. И ЗиС-127 (с вашего позволения я продолжу его так называть) в них удивительным образом не вписывался. По ширине ограничение 2,5 м было непреодолимым. Аж на 18 см. По такому же удивительному совпадению и в то же время Госплан принимает гениальное решение о передаче права развития междугороднего транспорта международной кооперации стран, входящих в Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Причиной такого решения стало отсутствие перспектив развития в СССР собственных междугородных автобусов.
ЛАЗ-697 Турист Хрущеву понравился больше, чем ЗиС-127. Фото: YouTube.com
И тут же в страну хлынул поток продукции из Венгрии. Дизельные Ikarus 66 и Ikarus Lux заполонили наши дороги. ЗиЛ переориентировался на выпуск грузовых пятитонников. Ему банально не позволили продолжать уже налаженный выпуск. Производство более современного автобуса ЗиЛ свернули. А вот львовская модель получила одобрение и завод быстро нарастил темпы.
В таком состоянии ЗиС-127 был обнаружен на территории завода имени Лихачева. Фото: YouTube.com
В последствии ЗиС-127 вообще признали бесперспективной разработкой, хотя инженеры в нем заложили огромный потенциал модернизации. Но времена изменились, и новый кормчий повел огромную страну другой дорогой. Уже к концу 60-х автобусы массово стали снимать с линий. Однако известно, что на дорогах Советской Украины оставался один ЗиС-127, который возил пассажиров до середины 80-х.
Сегодня известно о 4-х, чудом сохранившихся, экземплярах. К слову, один из них был восстановлен жителем Таллина в наши дни. К коллекционеру автобус попал из одного из колхозов Эстонии. Все эти годы его работоспособность поддерживал Ханс Курук — местный водитель на нем возил рабочих на фермы вплоть до 1988 года. Теперь этот ЗиС-127 1956 г. в. занимает достойное место в коллекции бизнесмена Хуго Осула.
- Lilu
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Трактор Фордзон-Путиловец – корыстная помощь США раннему Советскому Союзу
В начале 1920-х годов Советский Союз стал восстанавливать экономику. Более того, планировалось не только выйти на прежний уровень развития, но и многократно...
«Сапсаны» хотят ускорить
Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
«Нива» не оставила шансов Tesla Cybertruck и «китайцу» на бездорожье
Вот такого соревнования мы долго ждали. «Кибертрак» позиционируется, как универсальный автомобиль, который и по трассе едет с комфортом и на бездорожье что-то...
План на следующую «пятилетку» – объявлен список трасс, которые построят и отремонтируют
Финансовые сметы уже одобрены Правительством. Также названы конкретные суммы под каждый проект. Все подробности читайте в нашем материале....