
Berge Stahl – «Стальная гора» в океанических волнах
Десять раз в год из Бразилии в Северную Европу и обратно совершал рейсы рудовоз Berge Stahl. Судно ходило со скоростью 13,5 морских узлов (25 км/ч), поэтому у пассажиров и команд встречных кораблей доставало времени, чтобы полюбоваться невероятно грандиозной конструкцией под названием «Стальная гора». Теперь такой возможности нет ни у кого: в 2021 году сухогруз был списан и утилизирован в Пакистане.
Где и для чего используется железо – ответит дошкольник. Из чего получают железо – сообразит младший школьник. Сколько железной руды производится и экспортируется в мире – ответят единицы. Цифры колоссальные (2 473,5 млн тонн), но речь не о них, а о транспорте, который перевозит природное сырье из стран-добытчиков в государства-переработчики.
Основные месторождения железной руды находятся в Австралии и Бразилии, а выплавка металла производится в Европе и Японии. Территориальный разрыв огромный, экспортеры и импортеры разделены океанами, поэтому единственно возможный вариант – морские суда.
Длина судна Berge Stahl 342 м Фото: YouTube.com
Издержки на доставку природных ископаемых составляют 70 % от стоимости, поэтому малыми партиями перевозить руду не рентабельно. Тут мы подходим к рождению уникального инженерного судостроительного проекта «Берге Шталь» – крупнейшего балкера планеты в классе подобных морских судов.
Монументальное техническое сооружение заложили на южнокорейской верфи весной 1968 года. Уже в сентябре о борт корабля была разбита бутылка шампанского, и «Стальная гора» сошла со стапелей в долгое и, к слову, безаварийное, плавание.
Первым владельцем самого большого и единственного на планете рудовоза стала либерийская судовладельческая компания. Содержать такое огромное судно оказалось накладно, и вскоре Berge Stahl был продан в Норвегию за $115 млн.
На палубе корабля Berge Stahl разместилось бы 3 футбольных поля Фото: YouTube.com
Скандинавская страна была портом приписки корабля до 2011 года, после чего «адрес» сухогруза сменился на Дуглас, остров Мэн. Последним пристанищем труженика стали в 2021 году Коморские острова, откуда рудовоз пошел на слом.
Габариты судна, которые простому обывателю с трудом поддаются осмыслению, составляют:
✅ Длина – 342,08 м
✅ Ширина – 63,5 м
✅ Осадка – 23 м
На площади балкера уместились бы 3 стандартных футбольных поля, можно было бы даже перевезти Эйфелеву башню, возникни такая необходимость. Осадка судна, разделенного на 10 секторов, не позволяла ему заходить во многие морские порты: не хватало тех самых семи футов под килем. А точнее, принимали корабль только два порта: в Нидерландах и Бразилии, и то во время 10-минутных приливов.
В других портах мира рудовоз разгружали прямо в море, а затем на буксирах заводили в гавань. Иногда для транспортировки требовалось до десятка кораблей, которые на фоне исполина казались игрушечными.
Сухогруз Berge Stahl готовят к буксировке Фото: YouTube.com
Рудовоз брал на борт 365 000 т железной руды. На суше для перевозки такого количества материала пришлось бы задействовать более 11 тыс. грузовиков. Вел махину дизельный силовой агрегат мощностью 27 610 л. с. Размер главного двигателя «Стальной горы» – 9 м, такой же величины и гребной винт.
В портовых терминалах балкер от груза освобождал кран, который за раз черпал 63 т руды. Остатки породы в трюмах сгребал опущенный туда миниатюрный бульдозер. Для ремонта, очистки, противокоррозионной обработки сотрудники спускались ниже ватерлинии на лифтах, а в некоторых случаях привлекали профессиональных скалолазов.
Гигант ушел в небытие, оставив чувство восхищения, уважения и вопрос: на что еще способен инженерный гений человечества? А он далеко не исчерпал свои возможности. Но об этом в следующих статьях.
Предыстория создания Berge Stahl
Где и для чего используется железо – ответит дошкольник. Из чего получают железо – сообразит младший школьник. Сколько железной руды производится и экспортируется в мире – ответят единицы. Цифры колоссальные (2 473,5 млн тонн), но речь не о них, а о транспорте, который перевозит природное сырье из стран-добытчиков в государства-переработчики.
Основные месторождения железной руды находятся в Австралии и Бразилии, а выплавка металла производится в Европе и Японии. Территориальный разрыв огромный, экспортеры и импортеры разделены океанами, поэтому единственно возможный вариант – морские суда.

Издержки на доставку природных ископаемых составляют 70 % от стоимости, поэтому малыми партиями перевозить руду не рентабельно. Тут мы подходим к рождению уникального инженерного судостроительного проекта «Берге Шталь» – крупнейшего балкера планеты в классе подобных морских судов.
История Berge Stahl
Монументальное техническое сооружение заложили на южнокорейской верфи весной 1968 года. Уже в сентябре о борт корабля была разбита бутылка шампанского, и «Стальная гора» сошла со стапелей в долгое и, к слову, безаварийное, плавание.
Первым владельцем самого большого и единственного на планете рудовоза стала либерийская судовладельческая компания. Содержать такое огромное судно оказалось накладно, и вскоре Berge Stahl был продан в Норвегию за $115 млн.

Скандинавская страна была портом приписки корабля до 2011 года, после чего «адрес» сухогруза сменился на Дуглас, остров Мэн. Последним пристанищем труженика стали в 2021 году Коморские острова, откуда рудовоз пошел на слом.
Berge Stahl в цифрах
Габариты судна, которые простому обывателю с трудом поддаются осмыслению, составляют:
✅ Длина – 342,08 м
✅ Ширина – 63,5 м
✅ Осадка – 23 м
На площади балкера уместились бы 3 стандартных футбольных поля, можно было бы даже перевезти Эйфелеву башню, возникни такая необходимость. Осадка судна, разделенного на 10 секторов, не позволяла ему заходить во многие морские порты: не хватало тех самых семи футов под килем. А точнее, принимали корабль только два порта: в Нидерландах и Бразилии, и то во время 10-минутных приливов.
В других портах мира рудовоз разгружали прямо в море, а затем на буксирах заводили в гавань. Иногда для транспортировки требовалось до десятка кораблей, которые на фоне исполина казались игрушечными.

Рудовоз брал на борт 365 000 т железной руды. На суше для перевозки такого количества материала пришлось бы задействовать более 11 тыс. грузовиков. Вел махину дизельный силовой агрегат мощностью 27 610 л. с. Размер главного двигателя «Стальной горы» – 9 м, такой же величины и гребной винт.
В портовых терминалах балкер от груза освобождал кран, который за раз черпал 63 т руды. Остатки породы в трюмах сгребал опущенный туда миниатюрный бульдозер. Для ремонта, очистки, противокоррозионной обработки сотрудники спускались ниже ватерлинии на лифтах, а в некоторых случаях привлекали профессиональных скалолазов.
Гигант ушел в небытие, оставив чувство восхищения, уважения и вопрос: на что еще способен инженерный гений человечества? А он далеко не исчерпал свои возможности. Но об этом в следующих статьях.
- Timofey
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Одномоторный самолет E1000 AX демонстрирует впечатляющую производительность и может сесть без помощи человека
Даже место для посадки модель способна выбрать сама. Подробнее о новом проекте читайте в нашем материале....

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...

Стартовало серийное производство LADA Iskra
Выпуск модели приурочен к юбилею АВТОВАЗа. Ведь 55 лет назад на заводе собрали первый ВАЗ-2101....

Два новых российских автокрана представят на выставке СТТ EXPO 2025
Это вездеходные автокраны, способные работать в самых суровых условиях. Производитель утверждает, что они превосходят зарубежные аналоги....

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...