Berge Stahl – «Стальная гора» в океанических волнах
Десять раз в год из Бразилии в Северную Европу и обратно совершал рейсы рудовоз Berge Stahl. Судно ходило со скоростью 13,5 морских узлов (25 км/ч), поэтому у пассажиров и команд встречных кораблей доставало времени, чтобы полюбоваться невероятно грандиозной конструкцией под названием «Стальная гора». Теперь такой возможности нет ни у кого: в 2021 году сухогруз был списан и утилизирован в Пакистане.
Где и для чего используется железо – ответит дошкольник. Из чего получают железо – сообразит младший школьник. Сколько железной руды производится и экспортируется в мире – ответят единицы. Цифры колоссальные (2 473,5 млн тонн), но речь не о них, а о транспорте, который перевозит природное сырье из стран-добытчиков в государства-переработчики.
Основные месторождения железной руды находятся в Австралии и Бразилии, а выплавка металла производится в Европе и Японии. Территориальный разрыв огромный, экспортеры и импортеры разделены океанами, поэтому единственно возможный вариант – морские суда.
Издержки на доставку природных ископаемых составляют 70 % от стоимости, поэтому малыми партиями перевозить руду не рентабельно. Тут мы подходим к рождению уникального инженерного судостроительного проекта «Берге Шталь» – крупнейшего балкера планеты в классе подобных морских судов.
Монументальное техническое сооружение заложили на южнокорейской верфи весной 1968 года. Уже в сентябре о борт корабля была разбита бутылка шампанского, и «Стальная гора» сошла со стапелей в долгое и, к слову, безаварийное, плавание.
Первым владельцем самого большого и единственного на планете рудовоза стала либерийская судовладельческая компания. Содержать такое огромное судно оказалось накладно, и вскоре Berge Stahl был продан в Норвегию за $115 млн.
Скандинавская страна была портом приписки корабля до 2011 года, после чего «адрес» сухогруза сменился на Дуглас, остров Мэн. Последним пристанищем труженика стали в 2021 году Коморские острова, откуда рудовоз пошел на слом.
Габариты судна, которые простому обывателю с трудом поддаются осмыслению, составляют:
✅ Длина – 342,08 м
✅ Ширина – 63,5 м
✅ Осадка – 23 м
На площади балкера уместились бы 3 стандартных футбольных поля, можно было бы даже перевезти Эйфелеву башню, возникни такая необходимость. Осадка судна, разделенного на 10 секторов, не позволяла ему заходить во многие морские порты: не хватало тех самых семи футов под килем. А точнее, принимали корабль только два порта: в Нидерландах и Бразилии, и то во время 10-минутных приливов.
В других портах мира рудовоз разгружали прямо в море, а затем на буксирах заводили в гавань. Иногда для транспортировки требовалось до десятка кораблей, которые на фоне исполина казались игрушечными.
Рудовоз брал на борт 365 000 т железной руды. На суше для перевозки такого количества материала пришлось бы задействовать более 11 тыс. грузовиков. Вел махину дизельный силовой агрегат мощностью 27 610 л. с. Размер главного двигателя «Стальной горы» – 9 м, такой же величины и гребной винт.
В портовых терминалах балкер от груза освобождал кран, который за раз черпал 63 т руды. Остатки породы в трюмах сгребал опущенный туда миниатюрный бульдозер. Для ремонта, очистки, противокоррозионной обработки сотрудники спускались ниже ватерлинии на лифтах, а в некоторых случаях привлекали профессиональных скалолазов.
Гигант ушел в небытие, оставив чувство восхищения, уважения и вопрос: на что еще способен инженерный гений человечества? А он далеко не исчерпал свои возможности. Но об этом в следующих статьях.
Предыстория создания Berge Stahl
Где и для чего используется железо – ответит дошкольник. Из чего получают железо – сообразит младший школьник. Сколько железной руды производится и экспортируется в мире – ответят единицы. Цифры колоссальные (2 473,5 млн тонн), но речь не о них, а о транспорте, который перевозит природное сырье из стран-добытчиков в государства-переработчики.
Основные месторождения железной руды находятся в Австралии и Бразилии, а выплавка металла производится в Европе и Японии. Территориальный разрыв огромный, экспортеры и импортеры разделены океанами, поэтому единственно возможный вариант – морские суда.
Длина судна Berge Stahl 342 м Фото: YouTube.com
Издержки на доставку природных ископаемых составляют 70 % от стоимости, поэтому малыми партиями перевозить руду не рентабельно. Тут мы подходим к рождению уникального инженерного судостроительного проекта «Берге Шталь» – крупнейшего балкера планеты в классе подобных морских судов.
История Berge Stahl
Монументальное техническое сооружение заложили на южнокорейской верфи весной 1968 года. Уже в сентябре о борт корабля была разбита бутылка шампанского, и «Стальная гора» сошла со стапелей в долгое и, к слову, безаварийное, плавание.
Первым владельцем самого большого и единственного на планете рудовоза стала либерийская судовладельческая компания. Содержать такое огромное судно оказалось накладно, и вскоре Berge Stahl был продан в Норвегию за $115 млн.
На палубе корабля Berge Stahl разместилось бы 3 футбольных поля Фото: YouTube.com
Скандинавская страна была портом приписки корабля до 2011 года, после чего «адрес» сухогруза сменился на Дуглас, остров Мэн. Последним пристанищем труженика стали в 2021 году Коморские острова, откуда рудовоз пошел на слом.
Berge Stahl в цифрах
Габариты судна, которые простому обывателю с трудом поддаются осмыслению, составляют:
✅ Длина – 342,08 м
✅ Ширина – 63,5 м
✅ Осадка – 23 м
На площади балкера уместились бы 3 стандартных футбольных поля, можно было бы даже перевезти Эйфелеву башню, возникни такая необходимость. Осадка судна, разделенного на 10 секторов, не позволяла ему заходить во многие морские порты: не хватало тех самых семи футов под килем. А точнее, принимали корабль только два порта: в Нидерландах и Бразилии, и то во время 10-минутных приливов.
В других портах мира рудовоз разгружали прямо в море, а затем на буксирах заводили в гавань. Иногда для транспортировки требовалось до десятка кораблей, которые на фоне исполина казались игрушечными.
Сухогруз Berge Stahl готовят к буксировке Фото: YouTube.com
Рудовоз брал на борт 365 000 т железной руды. На суше для перевозки такого количества материала пришлось бы задействовать более 11 тыс. грузовиков. Вел махину дизельный силовой агрегат мощностью 27 610 л. с. Размер главного двигателя «Стальной горы» – 9 м, такой же величины и гребной винт.
В портовых терминалах балкер от груза освобождал кран, который за раз черпал 63 т руды. Остатки породы в трюмах сгребал опущенный туда миниатюрный бульдозер. Для ремонта, очистки, противокоррозионной обработки сотрудники спускались ниже ватерлинии на лифтах, а в некоторых случаях привлекали профессиональных скалолазов.
Гигант ушел в небытие, оставив чувство восхищения, уважения и вопрос: на что еще способен инженерный гений человечества? А он далеко не исчерпал свои возможности. Но об этом в следующих статьях.
- Timofey
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Иркутский авиазавод назвал ежегодный тираж самолетов МС-21
На заводе сейчас проводят серьезную модернизацию. Она поможет ускорить процесс производства МС-21 в ожидаемом количестве экземпляров....
«Туполев» серьезно увеличит объем выпускаемых Ту-214
Завод модернизируют. Расширение производственных мощностей, в свою очередь, позволит увеличить тираж самолета....
Ждем на самолетах – ПД-14 успешно прошел сертификацию
Также стала известна дата первой поставки российского авиадвигателя ПД-8. Все подробности читайте в нашем материале....
Вертолет с российским двигателем ВК-650В впервые подняли в воздух
Первые испытания пройдены успешно. Отечественный вертолет смог опередить «Ансат» и Ка-226....
Новый двигатель ЯМЗ-770 выдает 620 л. с. и интересен не только этим
Выставка «Агросалон 2024» удивила посетителей новинками, среди которых особенно выделился турбодизель ЯМЗ-770. Этот новый двигатель от Ярославского моторного...
Lada Vesta в 2025 году станет не хуже иномарок – готовится глобальное обновление
Наконец дождемся? Или АвтоВАЗ просто вынужден модернизировать автомобили под напором китайских брендов?...
«Атлант 50» и «Атлант 65» – КАМАЗ собирается конкурировать с БЕЛАЗом
Выпускаемые Камским заводом новые карьерники отличаются большой грузоподъемностью и габаритами, не позволяющими ездить по ДОП. Модели все больше напоминают...
«Ленскому мосту» быть!
Запущено строительство моста через реку Лену. По предварительным подсчетам уникальный проект обойдется в 130 млрд рублей. Подробнее обо всем читайте в нашем...
ОДК покажет прорывные технологии на примере авиадвигателей ПД-14 и ПД-35
Выставка пройдет в Москве с 23 по 25 декабря. Покажут лучшие достижения в авиастроении....
Самосвалы БЕЛАЗ стали оснащаться российскими двигателями
Это проект в рамках тесного сотрудничества двух государств. Его цель – сделать БЕЛАЗы полностью импортозамещенными....
АвтоВАЗ сделает автомобили Lada еще быстрее
Для достижения этой цели проводятся работы по увеличению мощности 1,8-литрового двигателя....
В России появятся новые отечественные минивэн и легковой фургон – они будут полноразмерными
Выпускать новинки планирует компания «Соллерс». Уже примерно известно, когда автомобили поступят в продажу....
Автомобили для покорения Севера – на Чукотке такие можно найти даже бесплатно
Это только кажется, что чукчи до сих пор передвигаются на собачьих и оленьих упряжках, как и большинство жителей Чукотки. На самом деле, тут многие куда более...
Новый комбайн от Ростсельмаш – революционное решение для полей
На выставке «Агросалон 2024» в подробностях продемонстрировали долгожданную новинку от завода Ростсельмаш. Ею стал кормоуборочный комбайн F-1500 с двигателем...
XB-1: возвращение к гражданской сверхзвуковой авиации идет по плану
В октябре этого года прототип-демонстратор Boom XB-1 установил для себя новый рекорд скорости в 791 км/ч. Эта машина – платформа для создания полномасштабного...
Запущено серийное производство универсального минивэна Zeekr Mix, которого так долго ждали
«Прогрев» публики длился больше полугода, и удивить производителю на самом деле есть чем. Продажи автомобиля в Поднебесной стартуют уже завтра. Подробности в...