Berge Stahl – «Стальная гора» в океанических волнах
10 511

Berge Stahl – «Стальная гора» в океанических волнах

Десять раз в год из Бразилии в Северную Европу и обратно совершал рейсы рудовоз Berge Stahl. Судно ходило со скоростью 13,5 морских узлов (25 км/ч), поэтому у пассажиров и команд встречных кораблей доставало времени, чтобы полюбоваться невероятно грандиозной конструкцией под названием «Стальная гора». Теперь такой возможности нет ни у кого: в 2021 году сухогруз был списан и утилизирован в Пакистане.


Предыстория создания Berge Stahl


Где и для чего используется железо – ответит дошкольник. Из чего получают железо – сообразит младший школьник. Сколько железной руды производится и экспортируется в мире – ответят единицы. Цифры колоссальные (2 473,5 млн тонн), но речь не о них, а о транспорте, который перевозит природное сырье из стран-добытчиков в государства-переработчики.

Основные месторождения железной руды находятся в Австралии и Бразилии, а выплавка металла производится в Европе и Японии. Территориальный разрыв огромный, экспортеры и импортеры разделены океанами, поэтому единственно возможный вариант – морские суда.

Berge Stahl – «Стальная гора» в океанических волнах Длина судна Berge Stahl 342 м Фото: YouTube.com

Издержки на доставку природных ископаемых составляют 70 % от стоимости, поэтому малыми партиями перевозить руду не рентабельно. Тут мы подходим к рождению уникального инженерного судостроительного проекта «Берге Шталь» – крупнейшего балкера планеты в классе подобных морских судов.

История Berge Stahl


Монументальное техническое сооружение заложили на южнокорейской верфи весной 1968 года. Уже в сентябре о борт корабля была разбита бутылка шампанского, и «Стальная гора» сошла со стапелей в долгое и, к слову, безаварийное, плавание.

Первым владельцем самого большого и единственного на планете рудовоза стала либерийская судовладельческая компания. Содержать такое огромное судно оказалось накладно, и вскоре Berge Stahl был продан в Норвегию за $115 млн.

На палубе корабля Berge Stahl разместилось бы 3 футбольных поля Фото: YouTube.com

Скандинавская страна была портом приписки корабля до 2011 года, после чего «адрес» сухогруза сменился на Дуглас, остров Мэн. Последним пристанищем труженика стали в 2021 году Коморские острова, откуда рудовоз пошел на слом.

Berge Stahl в цифрах


Габариты судна, которые простому обывателю с трудом поддаются осмыслению, составляют:

✅ Длина – 342,08 м
✅ Ширина – 63,5 м
✅ Осадка – 23 м

На площади балкера уместились бы 3 стандартных футбольных поля, можно было бы даже перевезти Эйфелеву башню, возникни такая необходимость. Осадка судна, разделенного на 10 секторов, не позволяла ему заходить во многие морские порты: не хватало тех самых семи футов под килем. А точнее, принимали корабль только два порта: в Нидерландах и Бразилии, и то во время 10-минутных приливов.

В других портах мира рудовоз разгружали прямо в море, а затем на буксирах заводили в гавань. Иногда для транспортировки требовалось до десятка кораблей, которые на фоне исполина казались игрушечными.


Сухогруз Berge Stahl готовят к буксировке Фото: YouTube.com

Рудовоз брал на борт 365 000 т железной руды. На суше для перевозки такого количества материала пришлось бы задействовать более 11 тыс. грузовиков. Вел махину дизельный силовой агрегат мощностью 27 610 л. с. Размер главного двигателя «Стальной горы» – 9 м, такой же величины и гребной винт.

В портовых терминалах балкер от груза освобождал кран, который за раз черпал 63 т руды. Остатки породы в трюмах сгребал опущенный туда миниатюрный бульдозер. Для ремонта, очистки, противокоррозионной обработки сотрудники спускались ниже ватерлинии на лифтах, а в некоторых случаях привлекали профессиональных скалолазов.
Гигант ушел в небытие, оставив чувство восхищения, уважения и вопрос: на что еще способен инженерный гений человечества? А он далеко не исчерпал свои возможности. Но об этом в следующих статьях.
Чтобы вы сказали, доведись вам лично увидеть Berge Stahl?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Меняем покрышки сами с помощью веревки

Меняем покрышки сами с помощью веревки

Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...