Berge Stahl – «Стальная гора» в океанических волнах
Десять раз в год из Бразилии в Северную Европу и обратно совершал рейсы рудовоз Berge Stahl. Судно ходило со скоростью 13,5 морских узлов (25 км/ч), поэтому у пассажиров и команд встречных кораблей доставало времени, чтобы полюбоваться невероятно грандиозной конструкцией под названием «Стальная гора». Теперь такой возможности нет ни у кого: в 2021 году сухогруз был списан и утилизирован в Пакистане.
Где и для чего используется железо – ответит дошкольник. Из чего получают железо – сообразит младший школьник. Сколько железной руды производится и экспортируется в мире – ответят единицы. Цифры колоссальные (2 473,5 млн тонн), но речь не о них, а о транспорте, который перевозит природное сырье из стран-добытчиков в государства-переработчики.
Основные месторождения железной руды находятся в Австралии и Бразилии, а выплавка металла производится в Европе и Японии. Территориальный разрыв огромный, экспортеры и импортеры разделены океанами, поэтому единственно возможный вариант – морские суда.
Издержки на доставку природных ископаемых составляют 70 % от стоимости, поэтому малыми партиями перевозить руду не рентабельно. Тут мы подходим к рождению уникального инженерного судостроительного проекта «Берге Шталь» – крупнейшего балкера планеты в классе подобных морских судов.
Монументальное техническое сооружение заложили на южнокорейской верфи весной 1968 года. Уже в сентябре о борт корабля была разбита бутылка шампанского, и «Стальная гора» сошла со стапелей в долгое и, к слову, безаварийное, плавание.
Первым владельцем самого большого и единственного на планете рудовоза стала либерийская судовладельческая компания. Содержать такое огромное судно оказалось накладно, и вскоре Berge Stahl был продан в Норвегию за $115 млн.
Скандинавская страна была портом приписки корабля до 2011 года, после чего «адрес» сухогруза сменился на Дуглас, остров Мэн. Последним пристанищем труженика стали в 2021 году Коморские острова, откуда рудовоз пошел на слом.
Габариты судна, которые простому обывателю с трудом поддаются осмыслению, составляют:
✅ Длина – 342,08 м
✅ Ширина – 63,5 м
✅ Осадка – 23 м
На площади балкера уместились бы 3 стандартных футбольных поля, можно было бы даже перевезти Эйфелеву башню, возникни такая необходимость. Осадка судна, разделенного на 10 секторов, не позволяла ему заходить во многие морские порты: не хватало тех самых семи футов под килем. А точнее, принимали корабль только два порта: в Нидерландах и Бразилии, и то во время 10-минутных приливов.
В других портах мира рудовоз разгружали прямо в море, а затем на буксирах заводили в гавань. Иногда для транспортировки требовалось до десятка кораблей, которые на фоне исполина казались игрушечными.
Рудовоз брал на борт 365 000 т железной руды. На суше для перевозки такого количества материала пришлось бы задействовать более 11 тыс. грузовиков. Вел махину дизельный силовой агрегат мощностью 27 610 л. с. Размер главного двигателя «Стальной горы» – 9 м, такой же величины и гребной винт.
В портовых терминалах балкер от груза освобождал кран, который за раз черпал 63 т руды. Остатки породы в трюмах сгребал опущенный туда миниатюрный бульдозер. Для ремонта, очистки, противокоррозионной обработки сотрудники спускались ниже ватерлинии на лифтах, а в некоторых случаях привлекали профессиональных скалолазов.
Гигант ушел в небытие, оставив чувство восхищения, уважения и вопрос: на что еще способен инженерный гений человечества? А он далеко не исчерпал свои возможности. Но об этом в следующих статьях.
Предыстория создания Berge Stahl
Где и для чего используется железо – ответит дошкольник. Из чего получают железо – сообразит младший школьник. Сколько железной руды производится и экспортируется в мире – ответят единицы. Цифры колоссальные (2 473,5 млн тонн), но речь не о них, а о транспорте, который перевозит природное сырье из стран-добытчиков в государства-переработчики.
Основные месторождения железной руды находятся в Австралии и Бразилии, а выплавка металла производится в Европе и Японии. Территориальный разрыв огромный, экспортеры и импортеры разделены океанами, поэтому единственно возможный вариант – морские суда.
Длина судна Berge Stahl 342 м Фото: YouTube.com
Издержки на доставку природных ископаемых составляют 70 % от стоимости, поэтому малыми партиями перевозить руду не рентабельно. Тут мы подходим к рождению уникального инженерного судостроительного проекта «Берге Шталь» – крупнейшего балкера планеты в классе подобных морских судов.
История Berge Stahl
Монументальное техническое сооружение заложили на южнокорейской верфи весной 1968 года. Уже в сентябре о борт корабля была разбита бутылка шампанского, и «Стальная гора» сошла со стапелей в долгое и, к слову, безаварийное, плавание.
Первым владельцем самого большого и единственного на планете рудовоза стала либерийская судовладельческая компания. Содержать такое огромное судно оказалось накладно, и вскоре Berge Stahl был продан в Норвегию за $115 млн.
На палубе корабля Berge Stahl разместилось бы 3 футбольных поля Фото: YouTube.com
Скандинавская страна была портом приписки корабля до 2011 года, после чего «адрес» сухогруза сменился на Дуглас, остров Мэн. Последним пристанищем труженика стали в 2021 году Коморские острова, откуда рудовоз пошел на слом.
Berge Stahl в цифрах
Габариты судна, которые простому обывателю с трудом поддаются осмыслению, составляют:
✅ Длина – 342,08 м
✅ Ширина – 63,5 м
✅ Осадка – 23 м
На площади балкера уместились бы 3 стандартных футбольных поля, можно было бы даже перевезти Эйфелеву башню, возникни такая необходимость. Осадка судна, разделенного на 10 секторов, не позволяла ему заходить во многие морские порты: не хватало тех самых семи футов под килем. А точнее, принимали корабль только два порта: в Нидерландах и Бразилии, и то во время 10-минутных приливов.
В других портах мира рудовоз разгружали прямо в море, а затем на буксирах заводили в гавань. Иногда для транспортировки требовалось до десятка кораблей, которые на фоне исполина казались игрушечными.
Сухогруз Berge Stahl готовят к буксировке Фото: YouTube.com
Рудовоз брал на борт 365 000 т железной руды. На суше для перевозки такого количества материала пришлось бы задействовать более 11 тыс. грузовиков. Вел махину дизельный силовой агрегат мощностью 27 610 л. с. Размер главного двигателя «Стальной горы» – 9 м, такой же величины и гребной винт.
В портовых терминалах балкер от груза освобождал кран, который за раз черпал 63 т руды. Остатки породы в трюмах сгребал опущенный туда миниатюрный бульдозер. Для ремонта, очистки, противокоррозионной обработки сотрудники спускались ниже ватерлинии на лифтах, а в некоторых случаях привлекали профессиональных скалолазов.
Гигант ушел в небытие, оставив чувство восхищения, уважения и вопрос: на что еще способен инженерный гений человечества? А он далеко не исчерпал свои возможности. Но об этом в следующих статьях.
- Timofey
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
Шах и мат, «Газель» – грузовики «Компас» от КАМАЗ резко подешевели
КАМАЗ начал кампанию по резкой стимуляции продаж. Это поможет переманить клиентов ГАЗ....
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Автокран XCA4000: как Китай ставит рекорды
Китай на сегодня производит самые мощные автокраны: оба рекордсмена поднимают груз свыше 200 т на высоту 170 м. Для чего он нужны и как их используют?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...