Berge Stahl – «Стальная гора» в океанических волнах
Десять раз в год из Бразилии в Северную Европу и обратно совершал рейсы рудовоз Berge Stahl. Судно ходило со скоростью 13,5 морских узлов (25 км/ч), поэтому у пассажиров и команд встречных кораблей доставало времени, чтобы полюбоваться невероятно грандиозной конструкцией под названием «Стальная гора». Теперь такой возможности нет ни у кого: в 2021 году сухогруз был списан и утилизирован в Пакистане.
Где и для чего используется железо – ответит дошкольник. Из чего получают железо – сообразит младший школьник. Сколько железной руды производится и экспортируется в мире – ответят единицы. Цифры колоссальные (2 473,5 млн тонн), но речь не о них, а о транспорте, который перевозит природное сырье из стран-добытчиков в государства-переработчики.
Основные месторождения железной руды находятся в Австралии и Бразилии, а выплавка металла производится в Европе и Японии. Территориальный разрыв огромный, экспортеры и импортеры разделены океанами, поэтому единственно возможный вариант – морские суда.
Издержки на доставку природных ископаемых составляют 70 % от стоимости, поэтому малыми партиями перевозить руду не рентабельно. Тут мы подходим к рождению уникального инженерного судостроительного проекта «Берге Шталь» – крупнейшего балкера планеты в классе подобных морских судов.
Монументальное техническое сооружение заложили на южнокорейской верфи весной 1968 года. Уже в сентябре о борт корабля была разбита бутылка шампанского, и «Стальная гора» сошла со стапелей в долгое и, к слову, безаварийное, плавание.
Первым владельцем самого большого и единственного на планете рудовоза стала либерийская судовладельческая компания. Содержать такое огромное судно оказалось накладно, и вскоре Berge Stahl был продан в Норвегию за $115 млн.
Скандинавская страна была портом приписки корабля до 2011 года, после чего «адрес» сухогруза сменился на Дуглас, остров Мэн. Последним пристанищем труженика стали в 2021 году Коморские острова, откуда рудовоз пошел на слом.
Габариты судна, которые простому обывателю с трудом поддаются осмыслению, составляют:
✅ Длина – 342,08 м
✅ Ширина – 63,5 м
✅ Осадка – 23 м
На площади балкера уместились бы 3 стандартных футбольных поля, можно было бы даже перевезти Эйфелеву башню, возникни такая необходимость. Осадка судна, разделенного на 10 секторов, не позволяла ему заходить во многие морские порты: не хватало тех самых семи футов под килем. А точнее, принимали корабль только два порта: в Нидерландах и Бразилии, и то во время 10-минутных приливов.
В других портах мира рудовоз разгружали прямо в море, а затем на буксирах заводили в гавань. Иногда для транспортировки требовалось до десятка кораблей, которые на фоне исполина казались игрушечными.
Рудовоз брал на борт 365 000 т железной руды. На суше для перевозки такого количества материала пришлось бы задействовать более 11 тыс. грузовиков. Вел махину дизельный силовой агрегат мощностью 27 610 л. с. Размер главного двигателя «Стальной горы» – 9 м, такой же величины и гребной винт.
В портовых терминалах балкер от груза освобождал кран, который за раз черпал 63 т руды. Остатки породы в трюмах сгребал опущенный туда миниатюрный бульдозер. Для ремонта, очистки, противокоррозионной обработки сотрудники спускались ниже ватерлинии на лифтах, а в некоторых случаях привлекали профессиональных скалолазов.
Гигант ушел в небытие, оставив чувство восхищения, уважения и вопрос: на что еще способен инженерный гений человечества? А он далеко не исчерпал свои возможности. Но об этом в следующих статьях.
Предыстория создания Berge Stahl
Где и для чего используется железо – ответит дошкольник. Из чего получают железо – сообразит младший школьник. Сколько железной руды производится и экспортируется в мире – ответят единицы. Цифры колоссальные (2 473,5 млн тонн), но речь не о них, а о транспорте, который перевозит природное сырье из стран-добытчиков в государства-переработчики.
Основные месторождения железной руды находятся в Австралии и Бразилии, а выплавка металла производится в Европе и Японии. Территориальный разрыв огромный, экспортеры и импортеры разделены океанами, поэтому единственно возможный вариант – морские суда.
Длина судна Berge Stahl 342 м Фото: YouTube.com
Издержки на доставку природных ископаемых составляют 70 % от стоимости, поэтому малыми партиями перевозить руду не рентабельно. Тут мы подходим к рождению уникального инженерного судостроительного проекта «Берге Шталь» – крупнейшего балкера планеты в классе подобных морских судов.
История Berge Stahl
Монументальное техническое сооружение заложили на южнокорейской верфи весной 1968 года. Уже в сентябре о борт корабля была разбита бутылка шампанского, и «Стальная гора» сошла со стапелей в долгое и, к слову, безаварийное, плавание.
Первым владельцем самого большого и единственного на планете рудовоза стала либерийская судовладельческая компания. Содержать такое огромное судно оказалось накладно, и вскоре Berge Stahl был продан в Норвегию за $115 млн.
На палубе корабля Berge Stahl разместилось бы 3 футбольных поля Фото: YouTube.com
Скандинавская страна была портом приписки корабля до 2011 года, после чего «адрес» сухогруза сменился на Дуглас, остров Мэн. Последним пристанищем труженика стали в 2021 году Коморские острова, откуда рудовоз пошел на слом.
Berge Stahl в цифрах
Габариты судна, которые простому обывателю с трудом поддаются осмыслению, составляют:
✅ Длина – 342,08 м
✅ Ширина – 63,5 м
✅ Осадка – 23 м
На площади балкера уместились бы 3 стандартных футбольных поля, можно было бы даже перевезти Эйфелеву башню, возникни такая необходимость. Осадка судна, разделенного на 10 секторов, не позволяла ему заходить во многие морские порты: не хватало тех самых семи футов под килем. А точнее, принимали корабль только два порта: в Нидерландах и Бразилии, и то во время 10-минутных приливов.
В других портах мира рудовоз разгружали прямо в море, а затем на буксирах заводили в гавань. Иногда для транспортировки требовалось до десятка кораблей, которые на фоне исполина казались игрушечными.
Сухогруз Berge Stahl готовят к буксировке Фото: YouTube.com
Рудовоз брал на борт 365 000 т железной руды. На суше для перевозки такого количества материала пришлось бы задействовать более 11 тыс. грузовиков. Вел махину дизельный силовой агрегат мощностью 27 610 л. с. Размер главного двигателя «Стальной горы» – 9 м, такой же величины и гребной винт.
В портовых терминалах балкер от груза освобождал кран, который за раз черпал 63 т руды. Остатки породы в трюмах сгребал опущенный туда миниатюрный бульдозер. Для ремонта, очистки, противокоррозионной обработки сотрудники спускались ниже ватерлинии на лифтах, а в некоторых случаях привлекали профессиональных скалолазов.
Гигант ушел в небытие, оставив чувство восхищения, уважения и вопрос: на что еще способен инженерный гений человечества? А он далеко не исчерпал свои возможности. Но об этом в следующих статьях.
- Timofey
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Кубинцы скоро будут кататься на новых «Москвичах»
Причем безвозмездно. Как и во времена СССР, наша страна поможет дружественному государству в сложной финансовой ситуации....
Меняем покрышки сами с помощью веревки
Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...