Особенная серия – ВАЗ 2108 с роторным мотором РПД-414
6 666

Особенная серия – ВАЗ 2108 с роторным мотором РПД-414

С виду это обычная «восьмерка», она внешне не отличалась от тех, что еще недавно в огромном количестве рассекали по дорогам страны. Разница заключалась в небольшим шильдике «Ротор». Но стоило нажать на педаль газа и авто показывало такую динамику, которой ну никак не ожидаешь от Лады.


И если заглянуть в техпаспорт, можно удивиться еще больше. Двигатель объемом 1,3 литра на 90 л.с. – не то, за счет чего ВАЗ 2108 будет разгоняться как хорошая иномарка тех лет. Но никакой ошибки в документах нет, просто мотор не совсем привычный, даже в чем-то уникальный.

Немного истории


Роторный двигатель был разработан и запатентован в 1957 г Феликсом Ванкелем. Через какое-то время правительство СССР предпринимало несколько попыток приобрести лицензию на агрегат. Но это не увенчалось успехом, поэтому в 1974 г в Тольятти сформировали техническую лабораторию. Она занималась созданием роторно-поршневых двигателей, которые обозначались РПД.

В первые десятилетия подавляющее большинство разработок устанавливали на авто силовых ведомств - КГБ, МВД и т.д. Это были «догонялки» – машины, предназначенные для погонь и преследования преступников. Роторные моторы были диковинкой, несмотря на то, что производились уже 15 лет.

Если агрегат выходил из строя, починить его могли только в Тольятти.

Что касается комплектации и кузова, никаких отличий не было, машины были стандартными.

Особенная серия – ВАЗ 2108 с роторным мотором РПД-414Шильдик "Ротор" – единственное, чем отличалась эта модификация. Фото: youtube.com


Технические особенности


В техпаспорте указан объем 1,3 л. Мотор двухсекционный и состоит из двух камер по 653 см3 каждая. По ПТС мощность 90 л.с., по факту показатели превышают 100 «лошадей», но никто не заморачивался точными замерами.

Ввиду конструкции размеры двигателя маленькие, стандартный кожух воздушного фильтра смотрится слишком большим. Визуально силовой агрегат кажется сложным, но его конструкция намного проще, чем у классического двигателя внутреннего сгорания. Тут нет коленвала, впускных и выпускных клапанов, распредвала, механизма ГРМ и некоторых других узлов. Основные части следующие:

  • ★ Посередине расположен эксцентриковый вал, который при вращении, передает крутящий момент.

  • ★ Роторы вращаются в статорах рабочих камер. Они разделены корпусами, внутри которых циркулирует антифриз, отводящий тепло.

  • ★ На каждую камеру идет по две свечи. Если разбирать принцип их работы вкратце, то первая воспламеняет топливно-воздушную смесь, вторая дожигает ее для обеспечения высочайшей эффективности.

  • ★ На секцию приходится по две катушки зажигания для стабильной бесперебойной работы.

  • ★ Топливная смесь подается через карбюратор.

  • ★ Есть и классический генератор для электрообеспечения авто.

4 катушки зажигания – еще одно нестандартное решение для ВАЗа. Фото: youtube.com

При вращении ротора каждый оборот включает сразу 4 цикла – впуск, сжатие, воспламенение и выпуск.

414 версию изготавливали с 1992 по 1194 год, Затем ей на смену пришла более производительная и надежная 415. Она распространена больше, но даже такие восьмерки – редкость.

Основные преимущества


В первую очередь нужно отметить отличную динамику автомобиля – разгон до сотни занимает 8 секунд (вместо 14 у моделей с двигателем объемом 1,5 л). Максимальная скорость – 200 км/ч, но это примерное значение, точных замеров не проводилось.

На машине установлена пятиступенчатая коробка передач, но переключение на авто с роторно-поршневым двигателем сильно отличается от привычных вариантов с классическими ДВС. На первой скорости можно разогнаться до 60 км, на второй – до 90. То есть, для городских условий достаточно и двух передач. При этом мотор не ревет – его можно раскручивать до 8000 оборотов.

Пиковые показатели мощности обеспечиваются при 6000 об., а максимальный крутящий момент – 186 Нм при 4500 об. Это серьезные цифры, особенно в сравнении с теми агрегатами, которые массово ставились на восьмерки. Ровная работа – отличительная особенность роторного мотора, за счет конструкции уровень вибрации в разы ниже.

Но самое необычное – что на третьей передаче можно ехать и 120 и 40 км/ч. На низких оборотах не будет рывков, детонации – двигатель все равно работает стабильно и обеспечивает комфортную езду. То есть, если ехать как обычно и переключать передачи в стандартном диапазоне – ничего страшного не случится. Это интересная особенность РПД, за счет которой ездить намного проще. Даже начинающие водители смогут двигаться плавно – мотор прощает ошибки в переключении.

Если ехать на второй передаче со скоростью 20 километров в час и резко нажать на педаль акселератора, машина практически без паузы начнет быстро набирать скорость. Из-за этой особенности роторные двигатели устанавливались на автомобили силовых ведомств – это подходящая машина для погонь.

КПД у роторного мотора составляет 40%, что в два раза больше, чем у вариантов стандартных конструкций. За счет эффективности сжигания топлива достигались высокие динамические характеристики при относительно малом объеме.

Двигатель компактный, в подкапотном пространстве полно места. Фото: youtube.com

Компоновка двигателя обеспечивала понижение центра тяжести, что важно для машины, которая весит меньше тонны. Это положительно повлияло на управляемость, но на скорости свыше 100 км все равно возникали вопросы, как и у остальных восьмерок.

Недостатки модели


«Ротор» при всех своих преимуществах имеет и ряд значимых изъянов, из-за которых модификация и не получила распространения. Самые весомые минусы:

  • ★ Ресурс составляет около 100 000 километров. А половина двигателей выходила из строя вдвое быстрее. Ремонтопригодность при этом хуже, чем у стандартных ДВС.

  • ★ Средний расход топлива – 20 литров. Даже с учетом улучшенной динамики это очень много. Варианты с сопоставимым потреблением бензина имеют мощность больше в 2-3 раза.

  • ★ Исправный агрегат потреблял 100 г масла на 100 км. А по мере износа показатели повышались в несколько раз, а это уже проблема.

Подвеска автомобиля выходила из строя намного быстрее из-за повышенных нагрузок. В следующем поколении использовались усиленные узлы, что позволило устранить этот недостаток.

Что в итоге?


Восьмерка с 414-м РПД это своего рода Грааль для коллекционеров. Произведено их немного, а из-за малого ресурса большинство двигателей вышли из строя, а машины давно утилизировали. Но эта страница истории Волжского автозавода однозначно стоит внимания, ведь агрегат инженеры разработали самостоятельно и проблемы были прогнозируемы.

В середине 90-х годов «Ротор» поступил в свободную продажу с улучшенным 415 двигателем. Поначалу такие восьмерки произвели фурор – такой динамики от них не ожидал никто. В первые годы объемы продаж были многообещающими, но тенденция не получила развития. И связано это с недостатками роторно-поршневого мотора, в первую очередь с его относительно малым ресурсом. Да и отремонтировать его всегда было проблематично – профессионалов с нужной квалификацией мало, а запасные части достать сложно.
Сотрудники МВД по достоинству оценили скоростные показатели таких восьмерок. Фото: youtube.com

Улучшенные динамические характеристики в сравнении со стандартными моделями и ровная работа движка до сих пор обеспечивают отличные эмоции от вождения. Даже сегодня основная часть новых машин, сходящих с конвейера Волжского автозавода, по мощности и скорости разгона уступает «Ротору». Жаль, что проехаться на подобной восьмерке могут лишь единицы.
Что вы думаете по поводу роторной версии?
  • Ice
  • https://youtube.com
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....