ЗИЛ-131 – зачем была нужна такая большая машина с 6x6 WD
29 573

ЗИЛ-131 – зачем была нужна такая большая машина с 6x6 WD

ЗИЛ-131 – одно из самых ярких воплощений Советской эпохи. При этом многие современники сейчас не видят особой разницы между этим грузовиком и моделями Урал. Главное, что обе машины похожи.


На самом деле внешность Урал-375 и ЗИЛ-131 может перепутать разве что человек «не в теме». Это только на первый взгляд грузовики кажутся братьями-близнецами. Достаточно поставить их рядом и сравнить, чтобы понять – машины даже внешне разные. Просто стиль исполнения у них один, «советско-армейский». С таким же успехом в список «одинаковых» можно и КРАЗ записать.

Как бы то ни было, время ЗИЛ-131 прошло, и рассматривать его сегодня можно лишь как образчик инженерной мысли времен тоталитарного общества. И дело не в том, что самого Завода имени Лихачева давно не существует. Грузовик изжил себя из-за карбюраторного двигателя V8.

ЗИЛ-131 – зачем была нужна такая большая машина с 6x6 WDБольшинство ЗИЛ-131 сейчас находятся в таком плачевном состоянии. Фото: Youtube.com

Этот мотор надежный, простой в ремонте и обслуживании, но расход в 40-50 литров в режиме стандартной эксплуатации – это слишком для 20-х годов 21 века. А если еще на бездорожье выехать, то ведь он легко увеличится до 60-80 л.

ЗИЛ-130?


Иногда можно услышать мнение, что ЗИЛ-131 разработан на шасси гражданской модели с индексом 130 с минимальными изменениями. На самом деле, это совершенно разные грузовики, но некоторые узлы были унифицированы. Обычное явление того времени, позволяющее нарастить мощь за счет гражданского сектора в считанные дни.

Даже двигатель у ЗИЛ-131 работает с характерным звуком, хотя он полностью идентичен 130-ой модели. Связано это с разными выхлопными системами на грузовиках.

А это обычный ЗИЛ-130. Фото: Youtube.com

Внешность ЗИЛ-131 – это долгая история противостояния армейских чиновников и конструкторов. Последние изначально предлагали красивую кабину с плавными «американизированными» обводами. Служивые хотели второй Урал-375 – с такими же резкими, как будто топором вырубленными, панелями и угловатым дизайном.

В итоге пришли к компромиссу:

✅ Панорамное лобовое стекло осталось, но его разделили на две части
✅ Крылья сделали плоскими
✅ На фары установили силовую защиту

Несмотря на армейскую направленность, автомобиль получился красивым – грубость внешних элементов, вроде «клыков», смягчаются плавными линиями кабины.

Кстати, плоские крылья – не совсем дизайнерский ход, а практичное решение. В то время это была по сути необходимость – на кузовных элементах могли устанавливать дополнительное оборудование, да и личный состав в случае экстренной эвакуации мог использовать их как дополнительную площадку.

Зачем понадобился ЗИЛ-131


Некоторые не понимают, для чего в СССР нужно было разрабатывать новый грузовик с колесной формулой 6х6, если был ЗИЛ-157. Но ответ на этот вопрос прост – «Колун» давно уже устарел, он технически имел много общего с внедорожниками ЗИС. Нужно было совершенствовать технологии, поэтому и решили выпускать новую модель, соответствующую времени.

А это ЗИЛ-157 для сравнения. Фото: Youtube.com

Впрочем, от ЗИЛ-157 все равно не стали отказываться. Этот грузовик отличается высокой проходимостью. ЗИЛ-131 лучше подходит для передвижения по трассам, он быстрее. Для тех, кому интересно, напомним, что ЗИЛ-157 выпускали до 1994 года.

Не стало помехой и наличие в гамме другого производителя похожего грузовика – Урал-375Д. Этот автомобиль был тяжелей, габаритней и отличался еще более нескромным расходом топлива.

Технические особенности 6х6 WD


На первый взгляд кажется, что схема работы полноприводной трансмиссии ЗИЛ-131 аналогична предшественнику с индексом 157. Там тоже нет межосевых дифференциалов, а передний привод подключается жестко.

Но если посмотреть внимательней, можно отметить, что мосты у ЗИЛ-131 с двухступенчатыми редукторами, второй и третий лишены дополнительной карданной передачи, что упрощает конструкцию, одновременно делая ее надежнее.

Два внедорожника ЗИЛ рядом. «Колун» выглядит откровенно устаревшим. Фото: Youtube.com

Включение переднего моста происходит из кабины – достаточно всего лишь щелкнуть тумблером. Это реализовано за счет присутствия в раздаточной коробке электропневматического механизма. С одной стороны – это здорово упрощает жизнь водителю. С другой – чистая механика в любом случае надежнее в сложных условиях эксплуатации, на которые ЗИЛ-131 и рассчитывался.

Чтобы машина без проблем запускалась в морозы, ее оборудовали предпусковым подогревателем, неким советским аналогом «Вебасто», но куда более интересным и брутальным. Отметим только, что он включен в систему охлаждения двигателя. Как правило, на тех ЗИЛ-131, что встречаются сегодня на рынке б/у, подогреватель не работает – его часто снимают или разукомплектовывают.

Коробка передач у ЗИЛ-131 пятиступенчатая. Она взята от «гражданского» ЗИЛ-130 без изменений. Тормозная система пневматическая, но «ручник» барабанный.

Подвески типичные для советских грузовиков. Спереди листовые рессоры и классические телескопические амортизаторы. Задняя подвеска балансирная с продольными реактивными тягами.

Двигатель


Мотор у ЗИЛ-131 взят без изменений от «гражданского» грузовика с индексом 130. В отличие от предшественника, модели с индексом 157, новый силовой агрегат получил два дополнительных цилиндра. Хотя объем увеличился незначительно – меньше чем на 0,5 литра.

Двигатель V8 до сих пор поражает своим утробным рыком и расходом топлива. Фото: Youtube.com

Дизель даже не рассматривался – во-первых, в СССР в 60-х годах эти моторы были редки. Во-вторых, у Завода имени Лихачева такого двигателя не имелось даже в разработках. В-третьих – заказчику не нужны были машины, которые сложно отремонтировать своими силами. Да и бензина в СССР на то время хватало во всех секторах экономики.

Несмотря на расход топлива, заявленный запас хода у ЗИЛ-131 впечатляет – 850 км. Этого удалось достичь благодаря наличию двух бензобаков по 170 литров каждый.

Попытки перехода на тяжелое топливо


Примерно во второй половине 70-х годов назрел вопрос о глобальной «дизелизации» всей советской техники. «Первой ласточкой» стал Урал-4320, который начали выпускать с 1977 года, хотя еще задолго до него были КРАЗ.

После полевых испытаний все сразу поняли явные преимущества дизельной техники, а двигатели на тяжелом топливе ремонтные бригады быстро научились восстанавливать. По этой причине ЗИЛ-131 тоже попытались сделать более тяговитым и экономичным.

Кабина ЗИЛ-131. Фото: Youtube.com

Вот только руководство Завода имени Лихачева не хотело идти легким путем, устанавливая на свои автомобили двигатели ЯМЗ. Во-первых, это было недостойно такого серьезного предприятия и вызывало у руководства банальный стыд перед вечным соперником – ГАЗ. Во-вторых, им никто и не предлагал использовать моторы ЯМЗ – их и так не хватало.

Над своим дизельным двигателем специалисты ЗИЛ начали работать еще в 1972 году. Первый мотор был изготовлен через несколько лет. Его назвали ЗИЛ-645. Изначально этот силовой агрегат имел объем 7,6 литра, но при этом показал себя крайне ненадежным.

Пришлось переделывать двигатель. Конструкторы еще добавили ему рабочего объема – до 8,7 литра. Именно этот мотор установили на опытный ЗИЛ-131М в 1978 году. Силовой агрегат был интересен хотя бы тем, что являлся многотопливным. В бак можно было лить не только дизель. Машина могла работать еще не только на бензине, но и на керосине.

К сожалению, мотор спроектировали слишком сложным для внедрения в серийное производство. Да и правительство не одобряло такие эксперименты – по их мнению, Заводу имени Лихачева следовало делать карбюраторные бензиновые грузовики. Дизельные модели должен был выпускать современный и перспективный КАМАЗ. В 1985 году от дальнейших работ с ЗИЛ-131М отказались.

Была еще попытка внедрить в производство частично унифицированный дизель, созданный на основе «родного» V8. Мотор неплохой, были даже турбированные версии, но выпускался он мелкосерийно. ЗИЛ-131 так и не получил этот силовой агрегат.

Красавец же, согласитесь! Фото: Youtube.com

На шасси советского полноприводного грузовика выпускалась различная спецтехника, начиная от носителей ракет, заканчивая буровыми установками. В реальном секторе этот автомобиль быстро вытеснили более практичные КАМАЗ и Урал, но частники все еще используют эту модель для решения задач в сложных условиях.

Разумеется, чтобы ЗИЛ-131 приносил хоть какую-то прибыль, двигатель нередко меняют на дизель. Ремоторизация успешно делается как на СТО, так и кустарным способом, самостоятельно. Причем такую технику как автокраны или буровые установки предпочитают все же использовать на бензиновых моторах.

Удивительно, но производство ЗИЛ-131 продолжалось до 2002 года, хотя после развала СССР грузовики выпускали только небольшими партиями. На автомобильном рынке эти машины до сих пор предлагаются. Цены стартуют от 150 тысяч рублей.
А вам нравится ЗИЛ-131?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
«Сапсаны» хотят ускорить

«Сапсаны» хотят ускорить

Технически это вполне выполнимая задача. В РЖД уже провели необходимые тесты, а все подробности в нашем материале....