ЗИЛ-131 – зачем была нужна такая большая машина с 6x6 WD
ЗИЛ-131 – одно из самых ярких воплощений Советской эпохи. При этом многие современники сейчас не видят особой разницы между этим грузовиком и моделями Урал. Главное, что обе машины похожи.
На самом деле внешность Урал-375 и ЗИЛ-131 может перепутать разве что человек «не в теме». Это только на первый взгляд грузовики кажутся братьями-близнецами. Достаточно поставить их рядом и сравнить, чтобы понять – машины даже внешне разные. Просто стиль исполнения у них один, «советско-армейский». С таким же успехом в список «одинаковых» можно и КРАЗ записать.
Как бы то ни было, время ЗИЛ-131 прошло, и рассматривать его сегодня можно лишь как образчик инженерной мысли времен тоталитарного общества. И дело не в том, что самого Завода имени Лихачева давно не существует. Грузовик изжил себя из-за карбюраторного двигателя V8.
Этот мотор надежный, простой в ремонте и обслуживании, но расход в 40-50 литров в режиме стандартной эксплуатации – это слишком для 20-х годов 21 века. А если еще на бездорожье выехать, то ведь он легко увеличится до 60-80 л.
Иногда можно услышать мнение, что ЗИЛ-131 разработан на шасси гражданской модели с индексом 130 с минимальными изменениями. На самом деле, это совершенно разные грузовики, но некоторые узлы были унифицированы. Обычное явление того времени, позволяющее нарастить мощь за счет гражданского сектора в считанные дни.
Даже двигатель у ЗИЛ-131 работает с характерным звуком, хотя он полностью идентичен 130-ой модели. Связано это с разными выхлопными системами на грузовиках.
Внешность ЗИЛ-131 – это долгая история противостояния армейских чиновников и конструкторов. Последние изначально предлагали красивую кабину с плавными «американизированными» обводами. Служивые хотели второй Урал-375 – с такими же резкими, как будто топором вырубленными, панелями и угловатым дизайном.
В итоге пришли к компромиссу:
✅ Панорамное лобовое стекло осталось, но его разделили на две части
✅ Крылья сделали плоскими
✅ На фары установили силовую защиту
Несмотря на армейскую направленность, автомобиль получился красивым – грубость внешних элементов, вроде «клыков», смягчаются плавными линиями кабины.
Кстати, плоские крылья – не совсем дизайнерский ход, а практичное решение. В то время это была по сути необходимость – на кузовных элементах могли устанавливать дополнительное оборудование, да и личный состав в случае экстренной эвакуации мог использовать их как дополнительную площадку.
Некоторые не понимают, для чего в СССР нужно было разрабатывать новый грузовик с колесной формулой 6х6, если был ЗИЛ-157. Но ответ на этот вопрос прост – «Колун» давно уже устарел, он технически имел много общего с внедорожниками ЗИС. Нужно было совершенствовать технологии, поэтому и решили выпускать новую модель, соответствующую времени.
Впрочем, от ЗИЛ-157 все равно не стали отказываться. Этот грузовик отличается высокой проходимостью. ЗИЛ-131 лучше подходит для передвижения по трассам, он быстрее. Для тех, кому интересно, напомним, что ЗИЛ-157 выпускали до 1994 года.
Не стало помехой и наличие в гамме другого производителя похожего грузовика – Урал-375Д. Этот автомобиль был тяжелей, габаритней и отличался еще более нескромным расходом топлива.
На первый взгляд кажется, что схема работы полноприводной трансмиссии ЗИЛ-131 аналогична предшественнику с индексом 157. Там тоже нет межосевых дифференциалов, а передний привод подключается жестко.
Но если посмотреть внимательней, можно отметить, что мосты у ЗИЛ-131 с двухступенчатыми редукторами, второй и третий лишены дополнительной карданной передачи, что упрощает конструкцию, одновременно делая ее надежнее.
Включение переднего моста происходит из кабины – достаточно всего лишь щелкнуть тумблером. Это реализовано за счет присутствия в раздаточной коробке электропневматического механизма. С одной стороны – это здорово упрощает жизнь водителю. С другой – чистая механика в любом случае надежнее в сложных условиях эксплуатации, на которые ЗИЛ-131 и рассчитывался.
Чтобы машина без проблем запускалась в морозы, ее оборудовали предпусковым подогревателем, неким советским аналогом «Вебасто», но куда более интересным и брутальным. Отметим только, что он включен в систему охлаждения двигателя. Как правило, на тех ЗИЛ-131, что встречаются сегодня на рынке б/у, подогреватель не работает – его часто снимают или разукомплектовывают.
Подвески типичные для советских грузовиков. Спереди листовые рессоры и классические телескопические амортизаторы. Задняя подвеска балансирная с продольными реактивными тягами.
Мотор у ЗИЛ-131 взят без изменений от «гражданского» грузовика с индексом 130. В отличие от предшественника, модели с индексом 157, новый силовой агрегат получил два дополнительных цилиндра. Хотя объем увеличился незначительно – меньше чем на 0,5 литра.
Дизель даже не рассматривался – во-первых, в СССР в 60-х годах эти моторы были редки. Во-вторых, у Завода имени Лихачева такого двигателя не имелось даже в разработках. В-третьих – заказчику не нужны были машины, которые сложно отремонтировать своими силами. Да и бензина в СССР на то время хватало во всех секторах экономики.
Несмотря на расход топлива, заявленный запас хода у ЗИЛ-131 впечатляет – 850 км. Этого удалось достичь благодаря наличию двух бензобаков по 170 литров каждый.
Примерно во второй половине 70-х годов назрел вопрос о глобальной «дизелизации» всей советской техники. «Первой ласточкой» стал Урал-4320, который начали выпускать с 1977 года, хотя еще задолго до него были КРАЗ.
После полевых испытаний все сразу поняли явные преимущества дизельной техники, а двигатели на тяжелом топливе ремонтные бригады быстро научились восстанавливать. По этой причине ЗИЛ-131 тоже попытались сделать более тяговитым и экономичным.
Вот только руководство Завода имени Лихачева не хотело идти легким путем, устанавливая на свои автомобили двигатели ЯМЗ. Во-первых, это было недостойно такого серьезного предприятия и вызывало у руководства банальный стыд перед вечным соперником – ГАЗ. Во-вторых, им никто и не предлагал использовать моторы ЯМЗ – их и так не хватало.
Над своим дизельным двигателем специалисты ЗИЛ начали работать еще в 1972 году. Первый мотор был изготовлен через несколько лет. Его назвали ЗИЛ-645. Изначально этот силовой агрегат имел объем 7,6 литра, но при этом показал себя крайне ненадежным.
Пришлось переделывать двигатель. Конструкторы еще добавили ему рабочего объема – до 8,7 литра. Именно этот мотор установили на опытный ЗИЛ-131М в 1978 году. Силовой агрегат был интересен хотя бы тем, что являлся многотопливным. В бак можно было лить не только дизель. Машина могла работать еще не только на бензине, но и на керосине.
К сожалению, мотор спроектировали слишком сложным для внедрения в серийное производство. Да и правительство не одобряло такие эксперименты – по их мнению, Заводу имени Лихачева следовало делать карбюраторные бензиновые грузовики. Дизельные модели должен был выпускать современный и перспективный КАМАЗ. В 1985 году от дальнейших работ с ЗИЛ-131М отказались.
Была еще попытка внедрить в производство частично унифицированный дизель, созданный на основе «родного» V8. Мотор неплохой, были даже турбированные версии, но выпускался он мелкосерийно. ЗИЛ-131 так и не получил этот силовой агрегат.
На шасси советского полноприводного грузовика выпускалась различная спецтехника, начиная от носителей ракет, заканчивая буровыми установками. В реальном секторе этот автомобиль быстро вытеснили более практичные КАМАЗ и Урал, но частники все еще используют эту модель для решения задач в сложных условиях.
Разумеется, чтобы ЗИЛ-131 приносил хоть какую-то прибыль, двигатель нередко меняют на дизель. Ремоторизация успешно делается как на СТО, так и кустарным способом, самостоятельно. Причем такую технику как автокраны или буровые установки предпочитают все же использовать на бензиновых моторах.
Удивительно, но производство ЗИЛ-131 продолжалось до 2002 года, хотя после развала СССР грузовики выпускали только небольшими партиями. На автомобильном рынке эти машины до сих пор предлагаются. Цены стартуют от 150 тысяч рублей.
На самом деле внешность Урал-375 и ЗИЛ-131 может перепутать разве что человек «не в теме». Это только на первый взгляд грузовики кажутся братьями-близнецами. Достаточно поставить их рядом и сравнить, чтобы понять – машины даже внешне разные. Просто стиль исполнения у них один, «советско-армейский». С таким же успехом в список «одинаковых» можно и КРАЗ записать.
Как бы то ни было, время ЗИЛ-131 прошло, и рассматривать его сегодня можно лишь как образчик инженерной мысли времен тоталитарного общества. И дело не в том, что самого Завода имени Лихачева давно не существует. Грузовик изжил себя из-за карбюраторного двигателя V8.
Большинство ЗИЛ-131 сейчас находятся в таком плачевном состоянии. Фото: Youtube.com
Этот мотор надежный, простой в ремонте и обслуживании, но расход в 40-50 литров в режиме стандартной эксплуатации – это слишком для 20-х годов 21 века. А если еще на бездорожье выехать, то ведь он легко увеличится до 60-80 л.
ЗИЛ-130?
Иногда можно услышать мнение, что ЗИЛ-131 разработан на шасси гражданской модели с индексом 130 с минимальными изменениями. На самом деле, это совершенно разные грузовики, но некоторые узлы были унифицированы. Обычное явление того времени, позволяющее нарастить мощь за счет гражданского сектора в считанные дни.
Даже двигатель у ЗИЛ-131 работает с характерным звуком, хотя он полностью идентичен 130-ой модели. Связано это с разными выхлопными системами на грузовиках.
А это обычный ЗИЛ-130. Фото: Youtube.com
Внешность ЗИЛ-131 – это долгая история противостояния армейских чиновников и конструкторов. Последние изначально предлагали красивую кабину с плавными «американизированными» обводами. Служивые хотели второй Урал-375 – с такими же резкими, как будто топором вырубленными, панелями и угловатым дизайном.
В итоге пришли к компромиссу:
✅ Панорамное лобовое стекло осталось, но его разделили на две части
✅ Крылья сделали плоскими
✅ На фары установили силовую защиту
Несмотря на армейскую направленность, автомобиль получился красивым – грубость внешних элементов, вроде «клыков», смягчаются плавными линиями кабины.
Кстати, плоские крылья – не совсем дизайнерский ход, а практичное решение. В то время это была по сути необходимость – на кузовных элементах могли устанавливать дополнительное оборудование, да и личный состав в случае экстренной эвакуации мог использовать их как дополнительную площадку.
Зачем понадобился ЗИЛ-131
Некоторые не понимают, для чего в СССР нужно было разрабатывать новый грузовик с колесной формулой 6х6, если был ЗИЛ-157. Но ответ на этот вопрос прост – «Колун» давно уже устарел, он технически имел много общего с внедорожниками ЗИС. Нужно было совершенствовать технологии, поэтому и решили выпускать новую модель, соответствующую времени.
А это ЗИЛ-157 для сравнения. Фото: Youtube.com
Впрочем, от ЗИЛ-157 все равно не стали отказываться. Этот грузовик отличается высокой проходимостью. ЗИЛ-131 лучше подходит для передвижения по трассам, он быстрее. Для тех, кому интересно, напомним, что ЗИЛ-157 выпускали до 1994 года.
Не стало помехой и наличие в гамме другого производителя похожего грузовика – Урал-375Д. Этот автомобиль был тяжелей, габаритней и отличался еще более нескромным расходом топлива.
Технические особенности 6х6 WD
На первый взгляд кажется, что схема работы полноприводной трансмиссии ЗИЛ-131 аналогична предшественнику с индексом 157. Там тоже нет межосевых дифференциалов, а передний привод подключается жестко.
Но если посмотреть внимательней, можно отметить, что мосты у ЗИЛ-131 с двухступенчатыми редукторами, второй и третий лишены дополнительной карданной передачи, что упрощает конструкцию, одновременно делая ее надежнее.
Два внедорожника ЗИЛ рядом. «Колун» выглядит откровенно устаревшим. Фото: Youtube.com
Включение переднего моста происходит из кабины – достаточно всего лишь щелкнуть тумблером. Это реализовано за счет присутствия в раздаточной коробке электропневматического механизма. С одной стороны – это здорово упрощает жизнь водителю. С другой – чистая механика в любом случае надежнее в сложных условиях эксплуатации, на которые ЗИЛ-131 и рассчитывался.
Чтобы машина без проблем запускалась в морозы, ее оборудовали предпусковым подогревателем, неким советским аналогом «Вебасто», но куда более интересным и брутальным. Отметим только, что он включен в систему охлаждения двигателя. Как правило, на тех ЗИЛ-131, что встречаются сегодня на рынке б/у, подогреватель не работает – его часто снимают или разукомплектовывают.
Коробка передач у ЗИЛ-131 пятиступенчатая. Она взята от «гражданского» ЗИЛ-130 без изменений. Тормозная система пневматическая, но «ручник» барабанный.
Подвески типичные для советских грузовиков. Спереди листовые рессоры и классические телескопические амортизаторы. Задняя подвеска балансирная с продольными реактивными тягами.
Двигатель
Мотор у ЗИЛ-131 взят без изменений от «гражданского» грузовика с индексом 130. В отличие от предшественника, модели с индексом 157, новый силовой агрегат получил два дополнительных цилиндра. Хотя объем увеличился незначительно – меньше чем на 0,5 литра.
Двигатель V8 до сих пор поражает своим утробным рыком и расходом топлива. Фото: Youtube.com
Дизель даже не рассматривался – во-первых, в СССР в 60-х годах эти моторы были редки. Во-вторых, у Завода имени Лихачева такого двигателя не имелось даже в разработках. В-третьих – заказчику не нужны были машины, которые сложно отремонтировать своими силами. Да и бензина в СССР на то время хватало во всех секторах экономики.
Несмотря на расход топлива, заявленный запас хода у ЗИЛ-131 впечатляет – 850 км. Этого удалось достичь благодаря наличию двух бензобаков по 170 литров каждый.
Попытки перехода на тяжелое топливо
Примерно во второй половине 70-х годов назрел вопрос о глобальной «дизелизации» всей советской техники. «Первой ласточкой» стал Урал-4320, который начали выпускать с 1977 года, хотя еще задолго до него были КРАЗ.
После полевых испытаний все сразу поняли явные преимущества дизельной техники, а двигатели на тяжелом топливе ремонтные бригады быстро научились восстанавливать. По этой причине ЗИЛ-131 тоже попытались сделать более тяговитым и экономичным.
Кабина ЗИЛ-131. Фото: Youtube.com
Вот только руководство Завода имени Лихачева не хотело идти легким путем, устанавливая на свои автомобили двигатели ЯМЗ. Во-первых, это было недостойно такого серьезного предприятия и вызывало у руководства банальный стыд перед вечным соперником – ГАЗ. Во-вторых, им никто и не предлагал использовать моторы ЯМЗ – их и так не хватало.
Над своим дизельным двигателем специалисты ЗИЛ начали работать еще в 1972 году. Первый мотор был изготовлен через несколько лет. Его назвали ЗИЛ-645. Изначально этот силовой агрегат имел объем 7,6 литра, но при этом показал себя крайне ненадежным.
Пришлось переделывать двигатель. Конструкторы еще добавили ему рабочего объема – до 8,7 литра. Именно этот мотор установили на опытный ЗИЛ-131М в 1978 году. Силовой агрегат был интересен хотя бы тем, что являлся многотопливным. В бак можно было лить не только дизель. Машина могла работать еще не только на бензине, но и на керосине.
К сожалению, мотор спроектировали слишком сложным для внедрения в серийное производство. Да и правительство не одобряло такие эксперименты – по их мнению, Заводу имени Лихачева следовало делать карбюраторные бензиновые грузовики. Дизельные модели должен был выпускать современный и перспективный КАМАЗ. В 1985 году от дальнейших работ с ЗИЛ-131М отказались.
Была еще попытка внедрить в производство частично унифицированный дизель, созданный на основе «родного» V8. Мотор неплохой, были даже турбированные версии, но выпускался он мелкосерийно. ЗИЛ-131 так и не получил этот силовой агрегат.
Красавец же, согласитесь! Фото: Youtube.com
На шасси советского полноприводного грузовика выпускалась различная спецтехника, начиная от носителей ракет, заканчивая буровыми установками. В реальном секторе этот автомобиль быстро вытеснили более практичные КАМАЗ и Урал, но частники все еще используют эту модель для решения задач в сложных условиях.
Разумеется, чтобы ЗИЛ-131 приносил хоть какую-то прибыль, двигатель нередко меняют на дизель. Ремоторизация успешно делается как на СТО, так и кустарным способом, самостоятельно. Причем такую технику как автокраны или буровые установки предпочитают все же использовать на бензиновых моторах.
Удивительно, но производство ЗИЛ-131 продолжалось до 2002 года, хотя после развала СССР грузовики выпускали только небольшими партиями. На автомобильном рынке эти машины до сих пор предлагаются. Цены стартуют от 150 тысяч рублей.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Кубинцы скоро будут кататься на новых «Москвичах»
Причем безвозмездно. Как и во времена СССР, наша страна поможет дружественному государству в сложной финансовой ситуации....
С919: вспомогательная силовая установка прошла очередную проверку
Недавно Китай провел испытание вспомогательного силового агрегата С919 в присутствии собственных и зарубежных специалистов. КНР упорно стремится выйти на...