Форсирование мотора Гранты – будет ли эффект долгим?
7 006

Форсирование мотора Гранты – будет ли эффект долгим?

Рождение «Лады Гранта» с внутризаводским обозначением ВАЗ-2190 пришлось на период, когда Волжский автогигант поднимался с колен после 90-х и нулевых. С 2011 года Тольяттинский завод выпустил более миллиона единиц машин.


К созданию будущего бестселлера инженеры АвтоВАЗа подошли ответственно: под капот заложили гамму обкатанных, проверенных временем, неспешных моторов. Как раз последнее обстоятельство не дает покоя теперь уже искушенному российскому автомобилисту, поэтому форсирование моторов «Гранты» стало массовым явлением. Впрочем, истинный тюнер всегда найдет множество причин, чтобы повысить мощность двигателя, но будет ли эффект долгим – разберемся.

Коротко о моторах Лады Гранта


Колеса «Гранты» крутят 8- и 16-клапанные 1,6-литровые силовые агрегаты.
Характеристики двигателей:

✅ ВАЗ 11183, 82 л. с., 8 клапанов. Не экономичный, шумный, стучащий и дребезжащий двигатель весом 112 кг ставили на «Гранты» всего 3 года. Привод ГРМ ременный, распределительный вал один, гидрокомпенсаторов нет. Слабые места мотора – электрика и термостат. Зато при обрыве ремня клапаны не гнет: препятствуют специальные выемки в нижней части поршней.
✅ ВАЗ 11186, 87 л. с. 8 клапанов. На заводе доработали предыдущую версию электронными дросселями, оптимизировали охлаждение двигателя, снабдили облегченной поршневой группой с антифрикционными вставками и надежным ремнем ГРМ. Эти меры подтянули двигатель до соответствия экологическим нормам ЕВРО 4. Но лунки с поршней производители убрали, гарантируя в случае обрыва ременной передачи плачевную «встречу» с клапанами. Последние прогорают с завидной регулярностью, масло подтекает, система Е-газ глючит, датчики барахлят.
✅ ВАЗ 21126, 98 л. с., 16 клапанов. Пара распредвалов, облегченная поршневая и гидрокомпенсаторы обеспечили заметный прирост мощности ДВС. Кроме течи масла, в списке «болячек» агрегата троение, плавающие обороты, капризные гидрокомпенсаторы.
✅ ВАЗ 21127, 106 л. с., 16 клапанов. Новый двигатель надежнее младших «собратьев»: плавающие обороты, во всяком случае, перестали мучить водителей. Одной из причин улучшений стала замена датчиков массового расхода воздуха (ДМРВ) на современные сенсоры давления и температуры.

Системы подачи топлива всех перечисленных двигателей инжекторные.

Технологии форсирования моторов Гранты


Что мешает машине разгоняться во всю силу своего «табуна»? Программно и технически двигатель «душит» электронная дроссельная заслонка (Е-газ), катализатор «съедает» часть номинальной мощности (3-5 л. с. на 1 л объема двигателя), поэтому начните тюнинг с этих узлов. Далее, не удовлетворившись, меняйте поршневую, растачивайте каналы головки блока цилиндров: способов форсирования моторов много.

Меняем Е-газ на механическую дроссельную заслонку


Когда отклик на педаль акселератора поздний, автомобиль теряет ускорение, а расход горючего растет. Исправьте дело заменой Е-газ на механический дроссель.

Форсирование мотора Гранты – будет ли эффект долгим? Замена Е-газ Гранты на механический дроссель Фото: YouTube.com

Отделаться можно «малой кровью»: установите готовый комплект. За 1 000 руб. вы получите набор из нескольких прокладок, переходника и кронштейна под трос педали газа.

Однако, если предполагаете заняться также ГБЦ и поршневой группой, подойдите к вопросу серьезнее: купите новые запчасти.

Список деталей:

✅ Ресивер с комплектом шпилек крепления (3 шт. размером М8х80, 2 шт. – М8х55) и заглушкой. Артикул элемента 2111-1008027, цена – от 4 100 руб.
✅ Кронштейн троса акселератора. Подойдет от «Калины», но можно заплатить 250 руб. – артикул 21102-1108069
✅ Провода системы зажигания. Самый дешевый жгут стоит от 8 тыс. руб. – артикул 21154-3724026-20
✅ Контроллер ЭБУ «Январь 7.2» (цена – от 12 тыс. руб.) или Bosch 7.9.7 (цена – от 13 тыс. руб.)
✅ Педаль и трос акселератора – до 500 руб.
✅ ДМРВ и лямбда-зонд от «Бош» (в сумме – от 4 200 руб.)

Калькулятор в двух предложенных случаях сильно разнится, но приплюсуйте еще 4 500 руб. на перепрошивку «мозга» машины. Избавившись от Е-газа, вы обеспечиваете надежный и привычный тандем «нога-дроссель»: как надавишь, так и поедешь.

Лада Гранта на тест-драйве Фото: YouTube.com

Нюанс: механический дроссель при отказе от Е-газа нужно взять увеличенного диаметра, но предел для «Гранты» – 52 мм.

Также попробуйте увеличить пропускную способность выхлопной системы: удалите катализатор, установите выпускной коллектор «4-2-1» или «4-1». Цена вопроса – от 2 100 до 3 800 руб.

Делаем чип-тюнинг Лады Гранта


Настройка двигателя с вмешательством в ЭБУ добавляет «Гранте» резвости: машина быстрее набирает обороты, уверенно идет на обгон, маневрирует. Специалисты говорят о 30-процентном увеличении мощности двигателя «Гранты», на деле, 10-17 % – неплохой результат.

Миниатюрная деталь (чип-бокс) весом 80-90 г присоединяется к электронному блоку через стандартный диагностический разъем.

Чип-тюнинг Гранты лучше делать в сервисе Фото: YouTube.com

Программатор для чип-тюнинга стоит от 2 200 руб., услуги автосервиса зависят от региона (примерно, 2 500 руб.).

Одновременно с настройкой двигателя поставьте новый воздушный фильтр с нулевым сопротивлением: всасывание воздуха улучшится, что уже даст некоторый прирост мощности. Но такие фильтрующие элементы нуждаются в чистке каждые 2-3 тыс. км на спидометре.

Не спешите с коррекцией заводских программ на авто из салона: откатайте хотя бы 20 тыс. км, иначе потеряете гарантийное обслуживание. Новое программное обеспечение не вмешивается в механическую часть автомобиля, значит, не влияет на рабочий ресурс. К слову, при продаже машины чип-бокс можно забрать: оборудование подлежит перепрограммированию несколько раз.

Меняем поршневую, работаем по ГБЦ, впуску и выпуску


Бывалый водитель, не признающий «чипы» и «тюнинги», увеличит мощность ДВС старым, но эффективным способом: сделает капремонт с заменой многих деталей.

Мотор Гранты перед капремонтом Фото: YouTube.com

Куда придется вмешаться и что сделать после разборки двигателя:

✅ Заменить поршневую группу на кованую с цилиндром больше стандартных размеров
✅ Поставить усиленный шатун для соединения с коленчатым валом
✅ Смонтировать новый распределительный вал с более широкой базой
✅ Установить увеличенную дроссельную заслонку и впускной коллектор с большим сечением и объемом
✅ Заменить катализатор вставкой
✅ Поменять водяную помпу и форсунки ЗМЗ 406
✅ Установить облегченные клапаны с бронзовыми направляющими и седлами
✅ Расточить каналы ГБЦ с последующей шлифовкой

Также для сбалансированной работы двигателя потребуется регулятор давления топлива на 380 кПа. Суммарно на запчасти уйдет 45-50 тыс. руб.

Грамотный ремонт добавит, по ощущениям, десяток «лошадей», приблизит разгонную динамику к 8,2 сек до первой «сотни», но расход топлива возрастет на 1 л. Однако не забывайте перепрограммировать ЭБУ двигателем и обратите внимание на поведение трансмиссии: возможно, коробку придется адаптировать под новые условия работы.

Потенциал под капотом «Гранты» есть, но тюнинг двигателя обходится не дешево, даже если подбирать детали на разборках. Эффекта от доработок силового агрегата может хватить на 120-150 тыс. км пробега, но многое зависит от манеры вождения, своевременной диагностики узлов и агрегатов, технического ухода.
Считаете ли вы форсирование двигателя «Гранты» целесообразным?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...