Трактор Т-150К – легендарный труженик советских полей
Советские тракторы внушали уважение всем, кто их видел хотя бы раз. Особенно это актуально по отношению к К-700 и Т-150К. Первый трактор мощнее и массивнее, ему для работы нужен простор. Второй – более компактный и легкий, поэтому он актуален не только в крупных сельскохозяйственных предприятиях, но и у фермеров.
Еще в конце 1950-х годов в Советском Союзе поняли, что стране нужны новые мощные тракторы. Гусеничные модели подходили далеко не для всех работ, повреждали почву, да и не предназначались для дорог общего пользования.
Такой трактор по факту привязан к одному месту, перегнать его своим ходом на значительные дистанции было проблематично. Приходилось вызывать грузовик с тралом, что влекло за собой дополнительные финансовые издержки и временные затраты. Да и не было такой транспортировочной техники в каждом колхозе, приходилось выписывать ее издалека.
Поэтому родилась идея создать новые тракторы, не уступающие гусеничным, но превосходящие их по универсальности, маневренности и отличающиеся меньшим расходом топлива.
Первыми начали испытывать новые модели специалисты НАМИ. Они подготовили два прототипа. Т-91 (с центральным шарниром рамы) и Т-92 (с поворотными передними колесами).
В результате испытаний было решено, что принципиально новая конструкция с центральным шарниром рамы обеспечивает большую универсальность и маневренность трактору. Поэтому в серию рекомендовали модель Т-91.
Интересно, что изначально конструкторы НАМИ вовсе не собирались настаивать на скорейшем запуске в производство мощного колесного трактора. Они и не имели такой возможности – задачей инженеров было проводить испытания, создавать опытные модели. А запустят ли их в серию – это уже дело десятое.
Вывел на лидирующие позиции мощные универсальные тракторы на колесном ходу Хрущев. Побывав в США, он впечатлялся от такой техники. Вернувшись домой, генсек запретил конструкторам работы над новыми моделями гусеничных тракторов. Теперь перед инженерами поставили иную задачу – сделать не хуже, чем в США.
В 1962 году начался серийный выпуск новых тракторов Т-125. Организовали производство на харьковском заводе ХТЗ. Модель действительно оказалась универсальной, но она выпускалась мелкосерийно. Считается, что с 1962 по 1969 годы собрали всего около 250 экземпляров. И это с учетом разных модификаций.
Т-125 в первую очередь должен был стать экспериментальной моделью, на основе которой тестировали новую конструкцию с центральным шарниром рамы. В 1964 году трактор собирались модернизировать и выпускать массово – до 70 тысяч единиц в год.
Вот только в 1964 году Хрущева сняли. Часть решений старого генсека отменили, от колесных мощных тракторов тоже отказались. Спас ситуацию Борис Кашуба – ведущий конструктор ХТЗ. В свое время, из-за решений Хрущева, ему пришлось отказаться от своих проектов по гусеничным тракторам. Когда это случилось, конструктор стал тайно работать над колесной моделью.
Кашуба смог наглядно доказать, что колесные тракторы в ряде случаев лучше. К тому времени он со своими сотрудниками разработал новую модель, названную Т-150К. Чтобы не враждовать со сторонниками гусеничных машин, техника изначально рассчитывалась как унифицированная с ними.
Так и появился знаменитый колесный трактор Т-150К. Серийно модель начали выпускать с 1971 года.
Дизайн колесного трактора разрабатывался явно не для того, чтобы он притягивал восхищенные взгляды. Но конструкторам удалось достичь именно этого – даже сейчас Т-150К вызывает уважение. Скорее всего, такой визуальный эффект дают огромные колеса с агрессивным внедорожным протектором.
Кабина закрытая, имеет круговое панорамное остекление, обеспечивающее обзор водителю. Для 70-х годов трактор Т-150К дарил механизатору непревзойденный уровень комфорта. Чего только подрессоренное кресло с регулировками стоило.
На панели есть все необходимые контрольные приборы и лампы. Рычаги расположены для водителя удобно, хотя, нужно учитывать, что модель разрабатывалась в 70-х, когда на такие нюансы внимания не обращали.
Впрочем, манипуляции с рычагами не требуют особого напряжения – физически развитый мужчина с ними справлялся и не уставал к концу рабочей смены. Хотя, для современного водителя, избалованного легковыми иномарками, трактор из СССР будет сложным и утомительным в управлении.
Главная особенность Т-150К – его сочлененная рама, соединенная шарниром. За счет этого трактор обрел маневренность. Большеразмерные шины низкого давления с агрессивным протектором обеспечивают модели проходимость по любым грунтам.
В отличие от гусеничной техники, Т-150К даже в ранних модификациях развивал скорость до 30 км/ч. Это позволяло перемещаться на значительные расстояния самостоятельно, тем более, что у модели допуск на дороги общего пользования.
Двигатель на первые модификации, а мы рассматриваем их, устанавливали СМД-60. Этот дизельный силовой агрегат разрабатывали специально для семейства Т-150. При рабочем объеме в 9,15 литра, он развивает 165 л. с. Несмотря на малую мощность, мотор отличается высокой тягой на малых скоростях, как и полагается тракторному силовому агрегату.
За запуск двигателя отвечает «пускач». Это двухтактный мотор, запускаемый веревочным стартером.
Более поздние модификации оснащались двигателями ЯМЗ-236. Несмотря на периодические течи, этот мотор до сих пор пользуется высокой популярностью благодаря простоте конструкции и дешевизне в ремонте.
Передний мост обычно не включается, его рекомендуется задействовать только при движении с максимальной загрузкой или преодолении сложных участков. Интересно реализована схема карданных валов между полурамами. Они передают крутящий момент вне зависимости от угла поворота трактора.
Колесный трактор Т-150К – это универсальная техника, которая выпускается до сих пор с минимальными техническими изменениями. На шасси модели делали военные машины с индексами Т-155/155К. Эти тракторы предназначены для инженерных и артиллерийских подразделений.
Т-156 – это фронтальный погрузчик. Использовался как в сельском хозяйстве, так и на строительных площадках.
Для лесозаготовительных работ выпускали трелевщик ЛТ-157. Эта модификация отличалась наличием каркаса безопасности для водителя, а кабина утеплялась специально для суровых северных условий.
Для работы на заводах использовались Т-158 – модификация с седельным прицепным устройством грузового типа.
Трактор Т-150К до сих пор встречается как в сельском хозяйстве, так и на стройках. Как правило, это еще модели советского периода. Они давно выработали ресурс, но продолжают трудиться.
Владельцы и наемные водители любят этот трактор за простоту конструкции. Модель можно починить на любом мехдворе или в частном хозяйстве. В России похожую технику выпускает Брянский тракторный завод, кстати, по лицензии ХТЗ.
Предшественник
Еще в конце 1950-х годов в Советском Союзе поняли, что стране нужны новые мощные тракторы. Гусеничные модели подходили далеко не для всех работ, повреждали почву, да и не предназначались для дорог общего пользования.
Это трактор Т-125. Вряд ли сейчас удастся найти его на ходу. Фото: Youtube.com
Такой трактор по факту привязан к одному месту, перегнать его своим ходом на значительные дистанции было проблематично. Приходилось вызывать грузовик с тралом, что влекло за собой дополнительные финансовые издержки и временные затраты. Да и не было такой транспортировочной техники в каждом колхозе, приходилось выписывать ее издалека.
Поэтому родилась идея создать новые тракторы, не уступающие гусеничным, но превосходящие их по универсальности, маневренности и отличающиеся меньшим расходом топлива.
Первыми начали испытывать новые модели специалисты НАМИ. Они подготовили два прототипа. Т-91 (с центральным шарниром рамы) и Т-92 (с поворотными передними колесами).
В результате испытаний было решено, что принципиально новая конструкция с центральным шарниром рамы обеспечивает большую универсальность и маневренность трактору. Поэтому в серию рекомендовали модель Т-91.
Большому трактору нужен простор. Фото: Youtube.com
Интересно, что изначально конструкторы НАМИ вовсе не собирались настаивать на скорейшем запуске в производство мощного колесного трактора. Они и не имели такой возможности – задачей инженеров было проводить испытания, создавать опытные модели. А запустят ли их в серию – это уже дело десятое.
Вывел на лидирующие позиции мощные универсальные тракторы на колесном ходу Хрущев. Побывав в США, он впечатлялся от такой техники. Вернувшись домой, генсек запретил конструкторам работы над новыми моделями гусеничных тракторов. Теперь перед инженерами поставили иную задачу – сделать не хуже, чем в США.
В 1962 году начался серийный выпуск новых тракторов Т-125. Организовали производство на харьковском заводе ХТЗ. Модель действительно оказалась универсальной, но она выпускалась мелкосерийно. Считается, что с 1962 по 1969 годы собрали всего около 250 экземпляров. И это с учетом разных модификаций.
Вот так выглядит работа Т-150К с высоты птичьего полета. Фото: Youtube.com
Т-125 в первую очередь должен был стать экспериментальной моделью, на основе которой тестировали новую конструкцию с центральным шарниром рамы. В 1964 году трактор собирались модернизировать и выпускать массово – до 70 тысяч единиц в год.
Как появился Т-150К
Вот только в 1964 году Хрущева сняли. Часть решений старого генсека отменили, от колесных мощных тракторов тоже отказались. Спас ситуацию Борис Кашуба – ведущий конструктор ХТЗ. В свое время, из-за решений Хрущева, ему пришлось отказаться от своих проектов по гусеничным тракторам. Когда это случилось, конструктор стал тайно работать над колесной моделью.
Кашуба смог наглядно доказать, что колесные тракторы в ряде случаев лучше. К тому времени он со своими сотрудниками разработал новую модель, названную Т-150К. Чтобы не враждовать со сторонниками гусеничных машин, техника изначально рассчитывалась как унифицированная с ними.
А это гусеничный Т-150. Фото: Youtube.com
Так и появился знаменитый колесный трактор Т-150К. Серийно модель начали выпускать с 1971 года.
Внешний вид и кабина
Дизайн колесного трактора разрабатывался явно не для того, чтобы он притягивал восхищенные взгляды. Но конструкторам удалось достичь именно этого – даже сейчас Т-150К вызывает уважение. Скорее всего, такой визуальный эффект дают огромные колеса с агрессивным внедорожным протектором.
Кабина закрытая, имеет круговое панорамное остекление, обеспечивающее обзор водителю. Для 70-х годов трактор Т-150К дарил механизатору непревзойденный уровень комфорта. Чего только подрессоренное кресло с регулировками стоило.
На панели есть все необходимые контрольные приборы и лампы. Рычаги расположены для водителя удобно, хотя, нужно учитывать, что модель разрабатывалась в 70-х, когда на такие нюансы внимания не обращали.
Проборная панель простая, но информативная для своего времени. Фото: Youtube.com
Впрочем, манипуляции с рычагами не требуют особого напряжения – физически развитый мужчина с ними справлялся и не уставал к концу рабочей смены. Хотя, для современного водителя, избалованного легковыми иномарками, трактор из СССР будет сложным и утомительным в управлении.
Технические характеристики
Главная особенность Т-150К – его сочлененная рама, соединенная шарниром. За счет этого трактор обрел маневренность. Большеразмерные шины низкого давления с агрессивным протектором обеспечивают модели проходимость по любым грунтам.
В отличие от гусеничной техники, Т-150К даже в ранних модификациях развивал скорость до 30 км/ч. Это позволяло перемещаться на значительные расстояния самостоятельно, тем более, что у модели допуск на дороги общего пользования.
Тормозная система у трактора пневматическая, барабанная.
Двигатель на первые модификации, а мы рассматриваем их, устанавливали СМД-60. Этот дизельный силовой агрегат разрабатывали специально для семейства Т-150. При рабочем объеме в 9,15 литра, он развивает 165 л. с. Несмотря на малую мощность, мотор отличается высокой тягой на малых скоростях, как и полагается тракторному силовому агрегату.
То самое шарнирное соединение. Фото: Youtube.com
За запуск двигателя отвечает «пускач». Это двухтактный мотор, запускаемый веревочным стартером.
Более поздние модификации оснащались двигателями ЯМЗ-236. Несмотря на периодические течи, этот мотор до сих пор пользуется высокой популярностью благодаря простоте конструкции и дешевизне в ремонте.
Коробка передач у трактора 12-МКПП. Она состоит из двух частей – основной и раздаточной. Каждый узел расположен в своем корпусе, но они жестко соединены между собой.
Передний мост обычно не включается, его рекомендуется задействовать только при движении с максимальной загрузкой или преодолении сложных участков. Интересно реализована схема карданных валов между полурамами. Они передают крутящий момент вне зависимости от угла поворота трактора.
Модификации
Колесный трактор Т-150К – это универсальная техника, которая выпускается до сих пор с минимальными техническими изменениями. На шасси модели делали военные машины с индексами Т-155/155К. Эти тракторы предназначены для инженерных и артиллерийских подразделений.
Т-156 – это фронтальный погрузчик. Использовался как в сельском хозяйстве, так и на строительных площадках.
Для лесозаготовительных работ выпускали трелевщик ЛТ-157. Эта модификация отличалась наличием каркаса безопасности для водителя, а кабина утеплялась специально для суровых северных условий.
Погрузчик Т-156. Фото: Youtube.com
Для работы на заводах использовались Т-158 – модификация с седельным прицепным устройством грузового типа.
Трактор Т-150К до сих пор встречается как в сельском хозяйстве, так и на стройках. Как правило, это еще модели советского периода. Они давно выработали ресурс, но продолжают трудиться.
Владельцы и наемные водители любят этот трактор за простоту конструкции. Модель можно починить на любом мехдворе или в частном хозяйстве. В России похожую технику выпускает Брянский тракторный завод, кстати, по лицензии ХТЗ.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....