.d-md-none .d-lg-block bibimot

Трактор Т-150К – легендарный труженик советских полей

Трактор Т-150К – легендарный труженик советских полей
Советские тракторы внушали уважение всем, кто их видел хотя бы раз. Особенно это актуально по отношению к К-700 и Т-150К. Первый трактор мощнее и массивнее, ему для работы нужен простор. Второй – более компактный и легкий, поэтому он актуален не только в крупных сельскохозяйственных предприятиях, но и у фермеров.


Предшественник


Еще в конце 1950-х годов в Советском Союзе поняли, что стране нужны новые мощные тракторы. Гусеничные модели подходили далеко не для всех работ, повреждали почву, да и не предназначались для дорог общего пользования.

Трактор Т-150К – легендарный труженик советских полейЭто трактор Т-125. Вряд ли сейчас удастся найти его на ходу. Фото: Youtube.com

Такой трактор по факту привязан к одному месту, перегнать его своим ходом на значительные дистанции было проблематично. Приходилось вызывать грузовик с тралом, что влекло за собой дополнительные финансовые издержки и временные затраты. Да и не было такой транспортировочной техники в каждом колхозе, приходилось выписывать ее издалека.

Поэтому родилась идея создать новые тракторы, не уступающие гусеничным, но превосходящие их по универсальности, маневренности и отличающиеся меньшим расходом топлива.

Первыми начали испытывать новые модели специалисты НАМИ. Они подготовили два прототипа. Т-91 (с центральным шарниром рамы) и Т-92 (с поворотными передними колесами).

В результате испытаний было решено, что принципиально новая конструкция с центральным шарниром рамы обеспечивает большую универсальность и маневренность трактору. Поэтому в серию рекомендовали модель Т-91.

Большому трактору нужен простор. Фото: Youtube.com

Интересно, что изначально конструкторы НАМИ вовсе не собирались настаивать на скорейшем запуске в производство мощного колесного трактора. Они и не имели такой возможности – задачей инженеров было проводить испытания, создавать опытные модели. А запустят ли их в серию – это уже дело десятое.

Вывел на лидирующие позиции мощные универсальные тракторы на колесном ходу Хрущев. Побывав в США, он впечатлялся от такой техники. Вернувшись домой, генсек запретил конструкторам работы над новыми моделями гусеничных тракторов. Теперь перед инженерами поставили иную задачу – сделать не хуже, чем в США.

В 1962 году начался серийный выпуск новых тракторов Т-125. Организовали производство на харьковском заводе ХТЗ. Модель действительно оказалась универсальной, но она выпускалась мелкосерийно. Считается, что с 1962 по 1969 годы собрали всего около 250 экземпляров. И это с учетом разных модификаций.

Вот так выглядит работа Т-150К с высоты птичьего полета. Фото: Youtube.com

Т-125 в первую очередь должен был стать экспериментальной моделью, на основе которой тестировали новую конструкцию с центральным шарниром рамы. В 1964 году трактор собирались модернизировать и выпускать массово – до 70 тысяч единиц в год.

Как появился Т-150К


Вот только в 1964 году Хрущева сняли. Часть решений старого генсека отменили, от колесных мощных тракторов тоже отказались. Спас ситуацию Борис Кашуба – ведущий конструктор ХТЗ. В свое время, из-за решений Хрущева, ему пришлось отказаться от своих проектов по гусеничным тракторам. Когда это случилось, конструктор стал тайно работать над колесной моделью.

Кашуба смог наглядно доказать, что колесные тракторы в ряде случаев лучше. К тому времени он со своими сотрудниками разработал новую модель, названную Т-150К. Чтобы не враждовать со сторонниками гусеничных машин, техника изначально рассчитывалась как унифицированная с ними.

А это гусеничный Т-150. Фото: Youtube.com

Так и появился знаменитый колесный трактор Т-150К. Серийно модель начали выпускать с 1971 года.

Внешний вид и кабина


Дизайн колесного трактора разрабатывался явно не для того, чтобы он притягивал восхищенные взгляды. Но конструкторам удалось достичь именно этого – даже сейчас Т-150К вызывает уважение. Скорее всего, такой визуальный эффект дают огромные колеса с агрессивным внедорожным протектором.

Кабина закрытая, имеет круговое панорамное остекление, обеспечивающее обзор водителю. Для 70-х годов трактор Т-150К дарил механизатору непревзойденный уровень комфорта. Чего только подрессоренное кресло с регулировками стоило.

На панели есть все необходимые контрольные приборы и лампы. Рычаги расположены для водителя удобно, хотя, нужно учитывать, что модель разрабатывалась в 70-х, когда на такие нюансы внимания не обращали.

Проборная панель простая, но информативная для своего времени. Фото: Youtube.com

Впрочем, манипуляции с рычагами не требуют особого напряжения – физически развитый мужчина с ними справлялся и не уставал к концу рабочей смены. Хотя, для современного водителя, избалованного легковыми иномарками, трактор из СССР будет сложным и утомительным в управлении.

Технические характеристики


Главная особенность Т-150К – его сочлененная рама, соединенная шарниром. За счет этого трактор обрел маневренность. Большеразмерные шины низкого давления с агрессивным протектором обеспечивают модели проходимость по любым грунтам.

В отличие от гусеничной техники, Т-150К даже в ранних модификациях развивал скорость до 30 км/ч. Это позволяло перемещаться на значительные расстояния самостоятельно, тем более, что у модели допуск на дороги общего пользования.

Тормозная система у трактора пневматическая, барабанная.

Двигатель на первые модификации, а мы рассматриваем их, устанавливали СМД-60. Этот дизельный силовой агрегат разрабатывали специально для семейства Т-150. При рабочем объеме в 9,15 литра, он развивает 165 л. с. Несмотря на малую мощность, мотор отличается высокой тягой на малых скоростях, как и полагается тракторному силовому агрегату.

То самое шарнирное соединение. Фото: Youtube.com

За запуск двигателя отвечает «пускач». Это двухтактный мотор, запускаемый веревочным стартером.

Более поздние модификации оснащались двигателями ЯМЗ-236. Несмотря на периодические течи, этот мотор до сих пор пользуется высокой популярностью благодаря простоте конструкции и дешевизне в ремонте.

Коробка передач у трактора 12-МКПП. Она состоит из двух частей – основной и раздаточной. Каждый узел расположен в своем корпусе, но они жестко соединены между собой.

Передний мост обычно не включается, его рекомендуется задействовать только при движении с максимальной загрузкой или преодолении сложных участков. Интересно реализована схема карданных валов между полурамами. Они передают крутящий момент вне зависимости от угла поворота трактора.

Модификации


Колесный трактор Т-150К – это универсальная техника, которая выпускается до сих пор с минимальными техническими изменениями. На шасси модели делали военные машины с индексами Т-155/155К. Эти тракторы предназначены для инженерных и артиллерийских подразделений.

Т-156 – это фронтальный погрузчик. Использовался как в сельском хозяйстве, так и на строительных площадках.

Для лесозаготовительных работ выпускали трелевщик ЛТ-157. Эта модификация отличалась наличием каркаса безопасности для водителя, а кабина утеплялась специально для суровых северных условий.

Погрузчик Т-156. Фото: Youtube.com

Для работы на заводах использовались Т-158 – модификация с седельным прицепным устройством грузового типа.

Трактор Т-150К до сих пор встречается как в сельском хозяйстве, так и на стройках. Как правило, это еще модели советского периода. Они давно выработали ресурс, но продолжают трудиться.

Владельцы и наемные водители любят этот трактор за простоту конструкции. Модель можно починить на любом мехдворе или в частном хозяйстве. В России похожую технику выпускает Брянский тракторный завод, кстати, по лицензии ХТЗ.

Автор:

Использованы фотографии: https://youtube.com

А вам нравится трактор Т-150К?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
ЗиД-125 против Yamaha YBR и Bajaj Boxer – какой малокубатурный мотоцикл выбратьРоссийский трактор БТЗ-246К – это же советский Т-150К, только в пластиковой облицовке

Т500 – советский трактор из Чебоксар

Т500 – советский трактор из Чебоксар

Хотя Т500 был разработан челябинскими специалистами, на конвейер он встал на новом Чебоксарском тракторном заводе. В результате техника не только простояла на...
  • 377