
Трактор Т-150К – легендарный труженик советских полей
Советские тракторы внушали уважение всем, кто их видел хотя бы раз. Особенно это актуально по отношению к К-700 и Т-150К. Первый трактор мощнее и массивнее, ему для работы нужен простор. Второй – более компактный и легкий, поэтому он актуален не только в крупных сельскохозяйственных предприятиях, но и у фермеров.
Еще в конце 1950-х годов в Советском Союзе поняли, что стране нужны новые мощные тракторы. Гусеничные модели подходили далеко не для всех работ, повреждали почву, да и не предназначались для дорог общего пользования.
Это трактор Т-125. Вряд ли сейчас удастся найти его на ходу. Фото: Youtube.com
Такой трактор по факту привязан к одному месту, перегнать его своим ходом на значительные дистанции было проблематично. Приходилось вызывать грузовик с тралом, что влекло за собой дополнительные финансовые издержки и временные затраты. Да и не было такой транспортировочной техники в каждом колхозе, приходилось выписывать ее издалека.
Поэтому родилась идея создать новые тракторы, не уступающие гусеничным, но превосходящие их по универсальности, маневренности и отличающиеся меньшим расходом топлива.
Первыми начали испытывать новые модели специалисты НАМИ. Они подготовили два прототипа. Т-91 (с центральным шарниром рамы) и Т-92 (с поворотными передними колесами).
В результате испытаний было решено, что принципиально новая конструкция с центральным шарниром рамы обеспечивает большую универсальность и маневренность трактору. Поэтому в серию рекомендовали модель Т-91.
Большому трактору нужен простор. Фото: Youtube.com
Интересно, что изначально конструкторы НАМИ вовсе не собирались настаивать на скорейшем запуске в производство мощного колесного трактора. Они и не имели такой возможности – задачей инженеров было проводить испытания, создавать опытные модели. А запустят ли их в серию – это уже дело десятое.
Вывел на лидирующие позиции мощные универсальные тракторы на колесном ходу Хрущев. Побывав в США, он впечатлялся от такой техники. Вернувшись домой, генсек запретил конструкторам работы над новыми моделями гусеничных тракторов. Теперь перед инженерами поставили иную задачу – сделать не хуже, чем в США.
В 1962 году начался серийный выпуск новых тракторов Т-125. Организовали производство на харьковском заводе ХТЗ. Модель действительно оказалась универсальной, но она выпускалась мелкосерийно. Считается, что с 1962 по 1969 годы собрали всего около 250 экземпляров. И это с учетом разных модификаций.
Вот так выглядит работа Т-150К с высоты птичьего полета. Фото: Youtube.com
Т-125 в первую очередь должен был стать экспериментальной моделью, на основе которой тестировали новую конструкцию с центральным шарниром рамы. В 1964 году трактор собирались модернизировать и выпускать массово – до 70 тысяч единиц в год.
Вот только в 1964 году Хрущева сняли. Часть решений старого генсека отменили, от колесных мощных тракторов тоже отказались. Спас ситуацию Борис Кашуба – ведущий конструктор ХТЗ. В свое время, из-за решений Хрущева, ему пришлось отказаться от своих проектов по гусеничным тракторам. Когда это случилось, конструктор стал тайно работать над колесной моделью.
Кашуба смог наглядно доказать, что колесные тракторы в ряде случаев лучше. К тому времени он со своими сотрудниками разработал новую модель, названную Т-150К. Чтобы не враждовать со сторонниками гусеничных машин, техника изначально рассчитывалась как унифицированная с ними.
А это гусеничный Т-150. Фото: Youtube.com
Так и появился знаменитый колесный трактор Т-150К. Серийно модель начали выпускать с 1971 года.
Дизайн колесного трактора разрабатывался явно не для того, чтобы он притягивал восхищенные взгляды. Но конструкторам удалось достичь именно этого – даже сейчас Т-150К вызывает уважение. Скорее всего, такой визуальный эффект дают огромные колеса с агрессивным внедорожным протектором.
Кабина закрытая, имеет круговое панорамное остекление, обеспечивающее обзор водителю. Для 70-х годов трактор Т-150К дарил механизатору непревзойденный уровень комфорта. Чего только подрессоренное кресло с регулировками стоило.
На панели есть все необходимые контрольные приборы и лампы. Рычаги расположены для водителя удобно, хотя, нужно учитывать, что модель разрабатывалась в 70-х, когда на такие нюансы внимания не обращали.
Проборная панель простая, но информативная для своего времени. Фото: Youtube.com
Впрочем, манипуляции с рычагами не требуют особого напряжения – физически развитый мужчина с ними справлялся и не уставал к концу рабочей смены. Хотя, для современного водителя, избалованного легковыми иномарками, трактор из СССР будет сложным и утомительным в управлении.
Главная особенность Т-150К – его сочлененная рама, соединенная шарниром. За счет этого трактор обрел маневренность. Большеразмерные шины низкого давления с агрессивным протектором обеспечивают модели проходимость по любым грунтам.
В отличие от гусеничной техники, Т-150К даже в ранних модификациях развивал скорость до 30 км/ч. Это позволяло перемещаться на значительные расстояния самостоятельно, тем более, что у модели допуск на дороги общего пользования.
Двигатель на первые модификации, а мы рассматриваем их, устанавливали СМД-60. Этот дизельный силовой агрегат разрабатывали специально для семейства Т-150. При рабочем объеме в 9,15 литра, он развивает 165 л. с. Несмотря на малую мощность, мотор отличается высокой тягой на малых скоростях, как и полагается тракторному силовому агрегату.
То самое шарнирное соединение. Фото: Youtube.com
За запуск двигателя отвечает «пускач». Это двухтактный мотор, запускаемый веревочным стартером.
Более поздние модификации оснащались двигателями ЯМЗ-236. Несмотря на периодические течи, этот мотор до сих пор пользуется высокой популярностью благодаря простоте конструкции и дешевизне в ремонте.
Передний мост обычно не включается, его рекомендуется задействовать только при движении с максимальной загрузкой или преодолении сложных участков. Интересно реализована схема карданных валов между полурамами. Они передают крутящий момент вне зависимости от угла поворота трактора.
Колесный трактор Т-150К – это универсальная техника, которая выпускается до сих пор с минимальными техническими изменениями. На шасси модели делали военные машины с индексами Т-155/155К. Эти тракторы предназначены для инженерных и артиллерийских подразделений.
Т-156 – это фронтальный погрузчик. Использовался как в сельском хозяйстве, так и на строительных площадках.
Для лесозаготовительных работ выпускали трелевщик ЛТ-157. Эта модификация отличалась наличием каркаса безопасности для водителя, а кабина утеплялась специально для суровых северных условий.
Погрузчик Т-156. Фото: Youtube.com
Для работы на заводах использовались Т-158 – модификация с седельным прицепным устройством грузового типа.
Трактор Т-150К до сих пор встречается как в сельском хозяйстве, так и на стройках. Как правило, это еще модели советского периода. Они давно выработали ресурс, но продолжают трудиться.
Владельцы и наемные водители любят этот трактор за простоту конструкции. Модель можно починить на любом мехдворе или в частном хозяйстве. В России похожую технику выпускает Брянский тракторный завод, кстати, по лицензии ХТЗ.
Предшественник
Еще в конце 1950-х годов в Советском Союзе поняли, что стране нужны новые мощные тракторы. Гусеничные модели подходили далеко не для всех работ, повреждали почву, да и не предназначались для дорог общего пользования.

Такой трактор по факту привязан к одному месту, перегнать его своим ходом на значительные дистанции было проблематично. Приходилось вызывать грузовик с тралом, что влекло за собой дополнительные финансовые издержки и временные затраты. Да и не было такой транспортировочной техники в каждом колхозе, приходилось выписывать ее издалека.
Поэтому родилась идея создать новые тракторы, не уступающие гусеничным, но превосходящие их по универсальности, маневренности и отличающиеся меньшим расходом топлива.
Первыми начали испытывать новые модели специалисты НАМИ. Они подготовили два прототипа. Т-91 (с центральным шарниром рамы) и Т-92 (с поворотными передними колесами).
В результате испытаний было решено, что принципиально новая конструкция с центральным шарниром рамы обеспечивает большую универсальность и маневренность трактору. Поэтому в серию рекомендовали модель Т-91.

Интересно, что изначально конструкторы НАМИ вовсе не собирались настаивать на скорейшем запуске в производство мощного колесного трактора. Они и не имели такой возможности – задачей инженеров было проводить испытания, создавать опытные модели. А запустят ли их в серию – это уже дело десятое.
Вывел на лидирующие позиции мощные универсальные тракторы на колесном ходу Хрущев. Побывав в США, он впечатлялся от такой техники. Вернувшись домой, генсек запретил конструкторам работы над новыми моделями гусеничных тракторов. Теперь перед инженерами поставили иную задачу – сделать не хуже, чем в США.
В 1962 году начался серийный выпуск новых тракторов Т-125. Организовали производство на харьковском заводе ХТЗ. Модель действительно оказалась универсальной, но она выпускалась мелкосерийно. Считается, что с 1962 по 1969 годы собрали всего около 250 экземпляров. И это с учетом разных модификаций.

Т-125 в первую очередь должен был стать экспериментальной моделью, на основе которой тестировали новую конструкцию с центральным шарниром рамы. В 1964 году трактор собирались модернизировать и выпускать массово – до 70 тысяч единиц в год.
Как появился Т-150К
Вот только в 1964 году Хрущева сняли. Часть решений старого генсека отменили, от колесных мощных тракторов тоже отказались. Спас ситуацию Борис Кашуба – ведущий конструктор ХТЗ. В свое время, из-за решений Хрущева, ему пришлось отказаться от своих проектов по гусеничным тракторам. Когда это случилось, конструктор стал тайно работать над колесной моделью.
Кашуба смог наглядно доказать, что колесные тракторы в ряде случаев лучше. К тому времени он со своими сотрудниками разработал новую модель, названную Т-150К. Чтобы не враждовать со сторонниками гусеничных машин, техника изначально рассчитывалась как унифицированная с ними.

Так и появился знаменитый колесный трактор Т-150К. Серийно модель начали выпускать с 1971 года.
Внешний вид и кабина
Дизайн колесного трактора разрабатывался явно не для того, чтобы он притягивал восхищенные взгляды. Но конструкторам удалось достичь именно этого – даже сейчас Т-150К вызывает уважение. Скорее всего, такой визуальный эффект дают огромные колеса с агрессивным внедорожным протектором.
Кабина закрытая, имеет круговое панорамное остекление, обеспечивающее обзор водителю. Для 70-х годов трактор Т-150К дарил механизатору непревзойденный уровень комфорта. Чего только подрессоренное кресло с регулировками стоило.
На панели есть все необходимые контрольные приборы и лампы. Рычаги расположены для водителя удобно, хотя, нужно учитывать, что модель разрабатывалась в 70-х, когда на такие нюансы внимания не обращали.

Впрочем, манипуляции с рычагами не требуют особого напряжения – физически развитый мужчина с ними справлялся и не уставал к концу рабочей смены. Хотя, для современного водителя, избалованного легковыми иномарками, трактор из СССР будет сложным и утомительным в управлении.
Технические характеристики
Главная особенность Т-150К – его сочлененная рама, соединенная шарниром. За счет этого трактор обрел маневренность. Большеразмерные шины низкого давления с агрессивным протектором обеспечивают модели проходимость по любым грунтам.
В отличие от гусеничной техники, Т-150К даже в ранних модификациях развивал скорость до 30 км/ч. Это позволяло перемещаться на значительные расстояния самостоятельно, тем более, что у модели допуск на дороги общего пользования.
Тормозная система у трактора пневматическая, барабанная.
Двигатель на первые модификации, а мы рассматриваем их, устанавливали СМД-60. Этот дизельный силовой агрегат разрабатывали специально для семейства Т-150. При рабочем объеме в 9,15 литра, он развивает 165 л. с. Несмотря на малую мощность, мотор отличается высокой тягой на малых скоростях, как и полагается тракторному силовому агрегату.

За запуск двигателя отвечает «пускач». Это двухтактный мотор, запускаемый веревочным стартером.
Более поздние модификации оснащались двигателями ЯМЗ-236. Несмотря на периодические течи, этот мотор до сих пор пользуется высокой популярностью благодаря простоте конструкции и дешевизне в ремонте.
Коробка передач у трактора 12-МКПП. Она состоит из двух частей – основной и раздаточной. Каждый узел расположен в своем корпусе, но они жестко соединены между собой.
Передний мост обычно не включается, его рекомендуется задействовать только при движении с максимальной загрузкой или преодолении сложных участков. Интересно реализована схема карданных валов между полурамами. Они передают крутящий момент вне зависимости от угла поворота трактора.
Модификации
Колесный трактор Т-150К – это универсальная техника, которая выпускается до сих пор с минимальными техническими изменениями. На шасси модели делали военные машины с индексами Т-155/155К. Эти тракторы предназначены для инженерных и артиллерийских подразделений.
Т-156 – это фронтальный погрузчик. Использовался как в сельском хозяйстве, так и на строительных площадках.
Для лесозаготовительных работ выпускали трелевщик ЛТ-157. Эта модификация отличалась наличием каркаса безопасности для водителя, а кабина утеплялась специально для суровых северных условий.

Для работы на заводах использовались Т-158 – модификация с седельным прицепным устройством грузового типа.
Трактор Т-150К до сих пор встречается как в сельском хозяйстве, так и на стройках. Как правило, это еще модели советского периода. Они давно выработали ресурс, но продолжают трудиться.
Владельцы и наемные водители любят этот трактор за простоту конструкции. Модель можно починить на любом мехдворе или в частном хозяйстве. В России похожую технику выпускает Брянский тракторный завод, кстати, по лицензии ХТЗ.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...

Стартовало серийное производство LADA Iskra
Выпуск модели приурочен к юбилею АВТОВАЗа. Ведь 55 лет назад на заводе собрали первый ВАЗ-2101....

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...