Подпольная разработка 40-х: автомобиль Aero (Jawa) Minor II
844

Подпольная разработка 40-х: автомобиль Aero (Jawa) Minor II

Великая депрессия 30-х оставила свой огромный след в мировой автомобильной промышленности. Больше всего досталось Америке и Германии. Но и в других странах произошли события, основной причиной которых стал упомянутый мировой кризис. К примеру, чехословацкая компания по производству самолетной техники больше не имела достаточных заказов на свою продукцию и вынуждена была частично перепрофилироваться.


Опытных сотрудников и высококлассного оборудования имелось в избытке, поэтому очень скоро появился популярный в этом десятилетии микролитражный Aero 500. Он даже добился определенного успеха в спортивных соревнованиях. Это сделало его символом сложной эпохи и слегка «напрягло» смежников – Франтишека Янечека, плотно обосновавшего в мире мотоциклов. Успешный производитель решил выдвинуться и в направлении автомобилестроения.

Подпольная разработка 40-х: автомобиль Aero (Jawa) Minor IIПривычный для 30-х дизайн. Фото: youtube.com

Jawa 700 – это обозначение первого автомобиля марки, основанного на немецком DKW 701 Meisterklasse. Для его производства в июне 1933 года компания получила соответствующую лицензию. Основой автомобиля являлась прямоугольная рама с парой продольных балок из стальных U-образных профилей, соединенных узкими перегородками. Передние и задние колеса с механическими барабанными тормозами подвешивались на паре поперечных листовых рессор, расположенных одна над другой.

В кузове автомобиля в различных вариантах использовался традиционный для того времени каркас из древесины бука, который решили обшить фанерными панелями, обтянутыми кожзаменителем. Единственными исключениями можно считать жестяные капот двигателя и крылья. Примерно через два года производства все заменили традиционной деревянной рамой с поверхностными панелями из листового металла.

В качестве силовой установки использовался двухтактный рядный 2-цилиндровый двигатель с жидкостным охлаждением рабочим объемом 684 куб. см. и мощностью 20 л. с. Колеса передней оси вращались посредством трехступенчатой механической коробки передач с холостым ходом. Автомобиль с колесной базой 2700 мм, общей длиной 3750 мм и массой около 700 кг мог разгоняться до 90 км/ч.

Jawa 700 – дорожная и спортивная версии. Фото: youtube.com

Небольшой автомобиль, в дополнение к технологическому решению и дизайну кузова, также впечатляет организацией производственного процесса. Полное шасси с приводами создавалось на предприятии в Праге, кузова – в Квасинах, а окончательная сборка происходила в Тынеце-над-Сазавою.

Начало истории Jawa Minor


Пражский автосалон, состоявшийся в октябре 1937 года, стал местом выставочной премьеры нового автомобиля. Его разработка началась еще в 1935 году, подготовив к выпуску первый серийный автомобиль марки Jawa. В качестве дизайнера выступил инженер Рудольф Выкоукал, а за изящные линии предлагаемых кузовов отвечал дизайнер Зденек Кейвал.

Jawa Minor добился значительных спортивных успехов еще до своей выставочной премьеры на автосалоне в Праге. Это произошло когда экипаж Кратки-Турека выиграл военное автомобильное соревнование Мала Дохода 1937 года.


Основой автомобиля служила хребтовая рама с центральной несущей трубой квадратного сечения из стали с отверстием в ее передней половине для размещения силового агрегата. Передние и задние колеса имели независимую подвеску на поперечных листовых рессорах, тормоза были барабанными с механическим управлением.

В вилке опорной трубы за передним ведомым мостом продольно установили двухтактный двухцилиндровый двигатель с жидкостным охлаждением объемом 616 куб. см. Его мощность составляла 19,5 л. с. при 3500 об/мин. Коробка передач, расположенная перед двигателем, была трехступенчатой механической. Jawa Minor с колесной базой 2350 мм предлагался в нескольких разных версиях:

✅ привлекательный 2-местный родстер (формы которого имели спортивный колорит)
✅ 4-местный кабриолет
✅ 2-дверный лимузин, имевший столько же посадочных мест

Кроме этих версий выпускался и армейский кабриолет. Конструкция кузова модели с колесной базой 2350 мм или 2410 мм (после модернизации осенью 1938 года стала единой), а деревянный каркас нес панели из листового металла. Автомобили с открытым кузовом, масса которого составляла около 600 кг, мог развивать максимальную скорость до 95 км/ч.

Производство этой модели было прервано Второй мировой войной в 1940 году и возобновлено сразу после ее окончания из запчастей, которые работникам удалось скрыть от оккупантов. В период с 1937 по 1947 год было выпущено около 2700 автомобилей Jawa Minor.
Подпольные разработки второго поколения во время войны
Во время войны разработка нового легкового автомобиля велась тайно под руководством инженера Рудольфа Выкоукала. Планировался запуск его серийного производства под именем Aero (Jawa) Minor II вскоре после окончания войны. Но в конечном итоге он вышел на рынок как Aero Minor.

Так выглядели оригинальные автомобили. Фото: youtube.com

Подпольными работами на заводе руководил новый директор компании Ярослав Фрей. Доктор Фрей проявил себя способным организатором, поэтому владелец фабрики Янечек нанял его еще в 1937 году, чтобы предотвратить надвигающийся в то время крах компании. Он сменил на руководящем посту ее основателя, умершего в середине 1941 года.

Еще одним «виновником» предстоящего успеха можно считать Йозефа Йозифа. Он являлся главным конструктором мотоциклетной техники компании и принимал самое активное участие в подпольной деятельности. Всего же к этой опасной работе привлекли около десяти проверенных людей.

То что это оказались верные соратники, подтверждает тот факт, что т. н. «сопротивление развития» не смогли обнаружить ответственные сотрудники из числа фашистов. А ведь на заводах регулярно проводились тщательные проверки. Это оказалось огромным стрессом, от которого Йозиф даже преждевременно поседел.

Технические параметры автомобиля


Двигатели и шасси для нового автомобиля производились на заводе Motorlet Jinonice (ранее известном как «валтровка»), а кузова собирались на Rude Letov в Летнянах. А вот деревянные рамы продолжал поставлять завод Jawa в Квасинах.

Скромный силовой агрегат. Фото: youtube.com

Шасси состояло из раздвоенной хребтовой рамы с четырехугольным профилем, передние и задние колеса были подрессорены. На каждом из них размером 16-дюймов стояли жидкостные барабанные тормоза.

С силовым агрегатом не стали «изобретать колесо». Aero Minor перенес двигатель от довоенной Jawa, объемом 616 куб. см и мощностью 19,5 л. с. с небольшими доработками. При колесной базе 2300 мм и снаряженной массе 690 кг автомобиль мог развивать более 90 км/ч. Правда, из соображений безопасности пилота, рекомендуемая крейсерская скорость составляла около 75 км/ч.

Двухдверный закрытый кузов также сохранил внешнее сходство с предыдущей моделью. Это и не удивительно, ведь в качестве автора дизайна выступил все тот же производитель кузовов Зденек Кейвал. Напротив, симпатичный универсал проектировался на основе Tudor. Он также пошел в серийное производство. А вот двухместный родстер собрали всего лишь в нескольких экземплярах.

Сегодняшние коллекционеры очень дорожат своими ретро-авто. Фото: youtube.com

Aero Minor производился с осени 1946 года по февраль 1951 года. Тогда его производство, в результате которого собрали более 14 000 автомобилей, было прекращено. И это несмотря на постоянный интерес покупателей на внутреннем и внешнем рынках. Не помогло и создание прототипа Minor III с трехсекционным 2-дверным кузовом. Его дальнейшую разработку остановили из-за отсутствия производственных мощностей.
Приходилось ли вам слышать об автомобилях Jawa?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Меняем покрышки сами с помощью веревки

Меняем покрышки сами с помощью веревки

Сегодня уже мало кто занимается самостоятельной заменой шин на колесных дисках. Оно и понятно: работенка непростая, есть риск повредить монтировками, ломиками...