
Lancia Stratos HF – легенда раллийного спорта
Помните футуристичные концепты автомобилей, так популярные в 70-80-х годах XX века? Машины, похожие скорее на причудливые инопланетные корабли, неоднократно фигурировали и в мировой культуре, и на вкладышах в жвачках, с которыми тесно ассоциируется чье-то детство, молодость, а то и самые счастливые годы жизни. Сегодня поговорим об одном из самых ярких представителей касты футуристичных машин – на повестке дня легенда раллийного спорта в лице Lancia Stratos HF.
Забегая вперед, хотелось бы подчеркнуть, что Lancia Stratos HF – это автомобиль, над разработкой которого трудилась целая команда выдающихся итальянских инженеров, дизайнеров и деятелей бизнеса. С названием машины тесно переплетаются такие громкие имена, как Джованни Тонти, Чезаре Фьюрио, Джанпаоло Даллара и Нуччо Бертоне. Не забываем и про Марчелло Гандини, без которого машина не получила бы свой необычный дизайн. Даже культовый Энцо Феррари успел приложить руку к созданию автомобиля, а как именно это произошло, мы расскажем чуть дальше.
Все началось с концепта, получившего название Stratos Zero и представленного в ноябре 1970 года зрителям Туринского автосалона. Низкий и «стремительный» кузов со стремительным профилем, лежащее почти параллельно земле лобовое стекло, колеса разного диаметра: буквально во всем узнавался почерк Марчелло Гандини. Действительно, его авторский стиль легко узнается в дизайне всех спорткаров, к созданию которых он приложил руку. В их числе Lamborghini Countach, Cizeta V16T и Bugatti EB110.
Тот самый концепт, с которого все и началось. Фото: youtube.com
Концепт получился настолько хорошим, что не мог пройти мимо глаз Чезаре Фьорио – тогдашнего директора спортивного подразделения компании Lancia. Футуристичный экстерьер так понравился Чезаре, что тот загорелся идеей выпустить машину в раллийном варианте под брендом Lancia. Его поддержал технический директор компании в лице Джованни Тонти. Тот видел в новом концепте перспективную замену старомодному спорткару Lancia Fulvia HF. Но не все так просто.
Стороны довольно быстро и легко пришли к консенсусу о плодотворном сотрудничестве, однако в первоначальном виде концептуальная машина на роль победителя раллийных гонок не годилась. Было принято непростое, но рациональное решение – сделать облик машины более «земным» и серьезно переработать ее по технической части. Ателье Bertone согласилось на эти условия и приступило к работе.
Выходу новинки предшествовало одно интересное событие, которое не назвать иначе, как удачным стечением обстоятельств. В 1969 году компания Lancia присоединилась к концерну FIAT. Это косвенно помогло фирме отказаться от устаревшего 1,6-литрового мотора на 130 л. с., который устанавливался в Lancia Fulvia HF. В качестве замены был резонно предложен куда более способный 2,4-литровый шестицилиндровый двигатель Ferrari Dino 246 GT, который спокойно выдавал мощность в 190 л. с.
Для своего времени автомобиль получился весьма оригинальным и нестандартным. Фото: youtube.com
Если бы не интеграция Lancia в FIAT, вряд ли бы удалось без проблем обзавестись правом на установку моторов Ferrari. Энцо Феррари не сильно бы и обрадовался такому развитию событий, но так как Ferrari тоже входила в состав FIAT, отказаться от такого решения создатель итальянской компании не мог. С другой стороны, моторы Dino 246 GT в ближайшее время планировали снимать с производства, а тут подвернулась превосходная возможность продать целых 500 экземпляров.
Спустя два года после описанных событий, в 1971 году, все на том же месте – в Турине – публике представили готовый раллийный автомобиль Lancia Stratos HF. Не нужно было быть специалистом в технике, чтобы понять – это совсем не то, что показывали годом ранее под названием Stratos Zero. Вероятно, многие в глубине души разочаровались, ведь машина и правда «спустилась на землю».
Кузов машины был сильно переработан, хоть и сохранил первоначальные стреловидные очертания и низкий профиль. Если концепт был алюминиевым, то Lancia Stratos HF сделали из стеклопластика, очевидно, для уменьшения веса. 1,6-литровый двигатель канул в лету и уступил место куда более мощному Dino 246 GT. Интересно, что мотор Ferrari «пришел» в авто со своей 5-ступенчатой МКПП.
В экстерьере полный минимализм, все только самое нужное для гонщика. Фото: youtube.com
Изначально заднемоторная компоновка сменилась на среднемоторную, вероятно, для достижения лучшей развесовки. Двухместный автомобиль с задним приводом вышел весьма компактным. Его длина – 3,7 метра, ширина – 1,75 метра, колесная база – 2,18 метра. Стеклопластиковый кузов очень хорошо сыграл свою роль, что легко понять, когда узнаешь про массу машины – это каких-то 980 кг.
От 0 до 100 км/ч раллийный спорткар разгонялся ровно за 6 секунд. Предельная скорость была ограничена на отметке 230 км/ч, чего более чем хватало для основной задачи – побеждать в ралли.
Сошедшие с конвейера в 1972 году первые автомобили новой модели сходу стали показывать на испытаниях ряд «детских болячек», которые инженерам пришлось в спешке устранять. В частности, переработкам подверглось рулевое управление, подвеска и охлаждение мотора. Исправить ситуацию получилось буквально с первых же попыток, и уже в 1973 году улучшенная Lancia Stratos HF одержала победу на ралли Firestone в Испании. Спустя полгода модель выиграла престижную гонку Tour de France.
Машина была создана для раллийного спорта, и труды инженеров не прошли даром. Фото: youtube.com
Череда побед побудила создателей пойти ва-банк, а именно заявить ее как участницу чемпионата мира по ралли в 1974 году. Во время турнира за рулем автомобиля был гонщик Сандро Мунари, начавший чемпионат сперва на «старой» Fulvia HF, и продолживший его в салоне Stratos HF. На последней он одержал победу в трех гонках и подарил команде Lancia титул чемпиона. Интересно то, что машина в ралли обошла своего «родственника» в лице Lancia Beta.
В 1975 году успешная карьера нового спорткара в ралли продолжила свое развитие. Два гонщика команды Lancia – Бьорн Вальдегард и Сандро Мунари одержали победу в четырех состязаниях, в том числе против FIAT. Сезон 1976 года прошел вовсе с оглушительным успехом для модели, ведь в гонке «Ралли Монте-Карло» весь подиум был занят гонщиками, которые выступали на Stratos HF. Аналогичный триумф в том же 1976 году машина одержала на соревновании «Ралли Сан-Ремо».
В 1978 году компания Lancia была вынуждена прекратить выпуск автомобиля, однако следующие несколько лет машины Stratos HF принимали участие в раллийных соревнованиях и даже одерживали победы. Последний такой случай был зафиксирован аж в 1981 году на турнире «Ралли Корсика». Всего за свою короткую карьеру автомобиль выиграл 18 гонок в рамках чемпионата по ралли, не считая остальные ивенты.
В период с 1972 по 1978 годы было собрано 492 автомобиля Lancia Stratos HF. Самое интересное то, что кроме чисто раллийной версии выпускались и гражданские экземпляры с приставкой Stradale в названии. Кстати, это первая в мире машина, которая из гоночной превратилась в дорожную, а не наоборот, как было принято ранее. Шли годы, и модель постепенно обретала все больше фанатов, в том числе за пределами Италии. В какой-то момент машина стала культовой и по праву носила звание иконы раллийного спорта. Неудивительно, что модель так часто пытались «перезапустить».
Одна из современных вариаций легендарного спорткара после значительной доработки. Фото: youtube.com
К слову, в 2017 году в США был продан экземпляр с 44 номером шасси из 492 выпущенных. Машина 1974 года выпуска собрала 22 ставки. Победитель забрал ее за 475 тысяч долларов США. В тот год это было более 27 миллионов рублей. Почему так дорого? Легендарное имя, отличное техническое состояние, минимальный пробег – думаем, этого хватает, чтобы зарядить столь высокий ценник.
Забегая вперед, хотелось бы подчеркнуть, что Lancia Stratos HF – это автомобиль, над разработкой которого трудилась целая команда выдающихся итальянских инженеров, дизайнеров и деятелей бизнеса. С названием машины тесно переплетаются такие громкие имена, как Джованни Тонти, Чезаре Фьюрио, Джанпаоло Даллара и Нуччо Бертоне. Не забываем и про Марчелло Гандини, без которого машина не получила бы свой необычный дизайн. Даже культовый Энцо Феррари успел приложить руку к созданию автомобиля, а как именно это произошло, мы расскажем чуть дальше.
История создания
Все началось с концепта, получившего название Stratos Zero и представленного в ноябре 1970 года зрителям Туринского автосалона. Низкий и «стремительный» кузов со стремительным профилем, лежащее почти параллельно земле лобовое стекло, колеса разного диаметра: буквально во всем узнавался почерк Марчелло Гандини. Действительно, его авторский стиль легко узнается в дизайне всех спорткаров, к созданию которых он приложил руку. В их числе Lamborghini Countach, Cizeta V16T и Bugatti EB110.

Концепт получился настолько хорошим, что не мог пройти мимо глаз Чезаре Фьорио – тогдашнего директора спортивного подразделения компании Lancia. Футуристичный экстерьер так понравился Чезаре, что тот загорелся идеей выпустить машину в раллийном варианте под брендом Lancia. Его поддержал технический директор компании в лице Джованни Тонти. Тот видел в новом концепте перспективную замену старомодному спорткару Lancia Fulvia HF. Но не все так просто.
Стороны довольно быстро и легко пришли к консенсусу о плодотворном сотрудничестве, однако в первоначальном виде концептуальная машина на роль победителя раллийных гонок не годилась. Было принято непростое, но рациональное решение – сделать облик машины более «земным» и серьезно переработать ее по технической части. Ателье Bertone согласилось на эти условия и приступило к работе.
Появление на свет
Выходу новинки предшествовало одно интересное событие, которое не назвать иначе, как удачным стечением обстоятельств. В 1969 году компания Lancia присоединилась к концерну FIAT. Это косвенно помогло фирме отказаться от устаревшего 1,6-литрового мотора на 130 л. с., который устанавливался в Lancia Fulvia HF. В качестве замены был резонно предложен куда более способный 2,4-литровый шестицилиндровый двигатель Ferrari Dino 246 GT, который спокойно выдавал мощность в 190 л. с.

Если бы не интеграция Lancia в FIAT, вряд ли бы удалось без проблем обзавестись правом на установку моторов Ferrari. Энцо Феррари не сильно бы и обрадовался такому развитию событий, но так как Ferrari тоже входила в состав FIAT, отказаться от такого решения создатель итальянской компании не мог. С другой стороны, моторы Dino 246 GT в ближайшее время планировали снимать с производства, а тут подвернулась превосходная возможность продать целых 500 экземпляров.
Спустя два года после описанных событий, в 1971 году, все на том же месте – в Турине – публике представили готовый раллийный автомобиль Lancia Stratos HF. Не нужно было быть специалистом в технике, чтобы понять – это совсем не то, что показывали годом ранее под названием Stratos Zero. Вероятно, многие в глубине души разочаровались, ведь машина и правда «спустилась на землю».
Характеристики
Кузов машины был сильно переработан, хоть и сохранил первоначальные стреловидные очертания и низкий профиль. Если концепт был алюминиевым, то Lancia Stratos HF сделали из стеклопластика, очевидно, для уменьшения веса. 1,6-литровый двигатель канул в лету и уступил место куда более мощному Dino 246 GT. Интересно, что мотор Ferrari «пришел» в авто со своей 5-ступенчатой МКПП.

Изначально заднемоторная компоновка сменилась на среднемоторную, вероятно, для достижения лучшей развесовки. Двухместный автомобиль с задним приводом вышел весьма компактным. Его длина – 3,7 метра, ширина – 1,75 метра, колесная база – 2,18 метра. Стеклопластиковый кузов очень хорошо сыграл свою роль, что легко понять, когда узнаешь про массу машины – это каких-то 980 кг.
От 0 до 100 км/ч раллийный спорткар разгонялся ровно за 6 секунд. Предельная скорость была ограничена на отметке 230 км/ч, чего более чем хватало для основной задачи – побеждать в ралли.
Stratos HF и спорт
Сошедшие с конвейера в 1972 году первые автомобили новой модели сходу стали показывать на испытаниях ряд «детских болячек», которые инженерам пришлось в спешке устранять. В частности, переработкам подверглось рулевое управление, подвеска и охлаждение мотора. Исправить ситуацию получилось буквально с первых же попыток, и уже в 1973 году улучшенная Lancia Stratos HF одержала победу на ралли Firestone в Испании. Спустя полгода модель выиграла престижную гонку Tour de France.

Череда побед побудила создателей пойти ва-банк, а именно заявить ее как участницу чемпионата мира по ралли в 1974 году. Во время турнира за рулем автомобиля был гонщик Сандро Мунари, начавший чемпионат сперва на «старой» Fulvia HF, и продолживший его в салоне Stratos HF. На последней он одержал победу в трех гонках и подарил команде Lancia титул чемпиона. Интересно то, что машина в ралли обошла своего «родственника» в лице Lancia Beta.
В 1975 году успешная карьера нового спорткара в ралли продолжила свое развитие. Два гонщика команды Lancia – Бьорн Вальдегард и Сандро Мунари одержали победу в четырех состязаниях, в том числе против FIAT. Сезон 1976 года прошел вовсе с оглушительным успехом для модели, ведь в гонке «Ралли Монте-Карло» весь подиум был занят гонщиками, которые выступали на Stratos HF. Аналогичный триумф в том же 1976 году машина одержала на соревновании «Ралли Сан-Ремо».
В 1978 году компания Lancia была вынуждена прекратить выпуск автомобиля, однако следующие несколько лет машины Stratos HF принимали участие в раллийных соревнованиях и даже одерживали победы. Последний такой случай был зафиксирован аж в 1981 году на турнире «Ралли Корсика». Всего за свою короткую карьеру автомобиль выиграл 18 гонок в рамках чемпионата по ралли, не считая остальные ивенты.
Не только для ралли
В период с 1972 по 1978 годы было собрано 492 автомобиля Lancia Stratos HF. Самое интересное то, что кроме чисто раллийной версии выпускались и гражданские экземпляры с приставкой Stradale в названии. Кстати, это первая в мире машина, которая из гоночной превратилась в дорожную, а не наоборот, как было принято ранее. Шли годы, и модель постепенно обретала все больше фанатов, в том числе за пределами Италии. В какой-то момент машина стала культовой и по праву носила звание иконы раллийного спорта. Неудивительно, что модель так часто пытались «перезапустить».

К слову, в 2017 году в США был продан экземпляр с 44 номером шасси из 492 выпущенных. Машина 1974 года выпуска собрала 22 ставки. Победитель забрал ее за 475 тысяч долларов США. В тот год это было более 27 миллионов рублей. Почему так дорого? Легендарное имя, отличное техническое состояние, минимальный пробег – думаем, этого хватает, чтобы зарядить столь высокий ценник.
- Олег Донской
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Месяц владения LADA Aura – честный отзыв о плюсах и минусах
Порой даже самые скептические ожидания оказываются разбитыми о реальность, и именно с такой историей начинается этот обзор: автор YouTube-канала «AcademeG»...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

Тефлоновые поршни – гениальная идея или очередной провал?
Можно ли улучшить двигатель обычными бытовыми технологиями? В новом видео автор YouTube-канала «Гараж 54» решает провести смелый эксперимент: нанести на поршни...

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

В июне на воду спустят головное судно проекта 00840 «Карелия»
Универсальный теплоход сможет ходить по рекам и морям. Всего планируют построить три таких судна....

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

MiningWorld Rus 2025 – китайской техники больше, чем российской
Когда речь заходит о развитии горнодобывающей отрасли, ожидания от выставок вроде MiningWorld Rus обычно высоки. Однако в этом году отечественная техника...

МАЗ запустил автобусный завод – производственные мощности возрастут в разы
Первые автобусы уже сходят с конвейера. Теперь их будет в два раза больше....

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

Nissan представил необычный и мощный пикап
Подобную концепцию японский бренд использует впервые за свою историю. Представительство говорит об отсылках к 80-м годам, но визуально в это сложно поверить....

В Ленинградской области в скором времени появится новая магистраль – КАД-2
Специалисты «Автодора» уже взялись за проектирование первого участка....

Суд разрешил нарушать ПДД – как такое возможно?
В современном мире, где правила дорожного движения строго регламентируют поведение водителей, решение Верховного суда РФ, разрешающее в определенных случаях...

Checker Marathon: история легендарного американского такси
В мире автомобильной моды, где дизайн и технологии стремительно меняются, компания Checker Motors всегда выделялась приверженностью к традициям. Ее флагманская...

«Шатун» и не только: на площадке «Экспофорума» показали много интересной техники
Амфибийный болотоход стал одним из ключевых экспонатов. Что еще необычного было на форуме?...