Lancia Stratos HF – легенда раллийного спорта
Помните футуристичные концепты автомобилей, так популярные в 70-80-х годах XX века? Машины, похожие скорее на причудливые инопланетные корабли, неоднократно фигурировали и в мировой культуре, и на вкладышах в жвачках, с которыми тесно ассоциируется чье-то детство, молодость, а то и самые счастливые годы жизни. Сегодня поговорим об одном из самых ярких представителей касты футуристичных машин – на повестке дня легенда раллийного спорта в лице Lancia Stratos HF.
Забегая вперед, хотелось бы подчеркнуть, что Lancia Stratos HF – это автомобиль, над разработкой которого трудилась целая команда выдающихся итальянских инженеров, дизайнеров и деятелей бизнеса. С названием машины тесно переплетаются такие громкие имена, как Джованни Тонти, Чезаре Фьюрио, Джанпаоло Даллара и Нуччо Бертоне. Не забываем и про Марчелло Гандини, без которого машина не получила бы свой необычный дизайн. Даже культовый Энцо Феррари успел приложить руку к созданию автомобиля, а как именно это произошло, мы расскажем чуть дальше.
Все началось с концепта, получившего название Stratos Zero и представленного в ноябре 1970 года зрителям Туринского автосалона. Низкий и «стремительный» кузов со стремительным профилем, лежащее почти параллельно земле лобовое стекло, колеса разного диаметра: буквально во всем узнавался почерк Марчелло Гандини. Действительно, его авторский стиль легко узнается в дизайне всех спорткаров, к созданию которых он приложил руку. В их числе Lamborghini Countach, Cizeta V16T и Bugatti EB110.
Концепт получился настолько хорошим, что не мог пройти мимо глаз Чезаре Фьорио – тогдашнего директора спортивного подразделения компании Lancia. Футуристичный экстерьер так понравился Чезаре, что тот загорелся идеей выпустить машину в раллийном варианте под брендом Lancia. Его поддержал технический директор компании в лице Джованни Тонти. Тот видел в новом концепте перспективную замену старомодному спорткару Lancia Fulvia HF. Но не все так просто.
Стороны довольно быстро и легко пришли к консенсусу о плодотворном сотрудничестве, однако в первоначальном виде концептуальная машина на роль победителя раллийных гонок не годилась. Было принято непростое, но рациональное решение – сделать облик машины более «земным» и серьезно переработать ее по технической части. Ателье Bertone согласилось на эти условия и приступило к работе.
Выходу новинки предшествовало одно интересное событие, которое не назвать иначе, как удачным стечением обстоятельств. В 1969 году компания Lancia присоединилась к концерну FIAT. Это косвенно помогло фирме отказаться от устаревшего 1,6-литрового мотора на 130 л. с., который устанавливался в Lancia Fulvia HF. В качестве замены был резонно предложен куда более способный 2,4-литровый шестицилиндровый двигатель Ferrari Dino 246 GT, который спокойно выдавал мощность в 190 л. с.
Если бы не интеграция Lancia в FIAT, вряд ли бы удалось без проблем обзавестись правом на установку моторов Ferrari. Энцо Феррари не сильно бы и обрадовался такому развитию событий, но так как Ferrari тоже входила в состав FIAT, отказаться от такого решения создатель итальянской компании не мог. С другой стороны, моторы Dino 246 GT в ближайшее время планировали снимать с производства, а тут подвернулась превосходная возможность продать целых 500 экземпляров.
Спустя два года после описанных событий, в 1971 году, все на том же месте – в Турине – публике представили готовый раллийный автомобиль Lancia Stratos HF. Не нужно было быть специалистом в технике, чтобы понять – это совсем не то, что показывали годом ранее под названием Stratos Zero. Вероятно, многие в глубине души разочаровались, ведь машина и правда «спустилась на землю».
Кузов машины был сильно переработан, хоть и сохранил первоначальные стреловидные очертания и низкий профиль. Если концепт был алюминиевым, то Lancia Stratos HF сделали из стеклопластика, очевидно, для уменьшения веса. 1,6-литровый двигатель канул в лету и уступил место куда более мощному Dino 246 GT. Интересно, что мотор Ferrari «пришел» в авто со своей 5-ступенчатой МКПП.
Изначально заднемоторная компоновка сменилась на среднемоторную, вероятно, для достижения лучшей развесовки. Двухместный автомобиль с задним приводом вышел весьма компактным. Его длина – 3,7 метра, ширина – 1,75 метра, колесная база – 2,18 метра. Стеклопластиковый кузов очень хорошо сыграл свою роль, что легко понять, когда узнаешь про массу машины – это каких-то 980 кг.
От 0 до 100 км/ч раллийный спорткар разгонялся ровно за 6 секунд. Предельная скорость была ограничена на отметке 230 км/ч, чего более чем хватало для основной задачи – побеждать в ралли.
Сошедшие с конвейера в 1972 году первые автомобили новой модели сходу стали показывать на испытаниях ряд «детских болячек», которые инженерам пришлось в спешке устранять. В частности, переработкам подверглось рулевое управление, подвеска и охлаждение мотора. Исправить ситуацию получилось буквально с первых же попыток, и уже в 1973 году улучшенная Lancia Stratos HF одержала победу на ралли Firestone в Испании. Спустя полгода модель выиграла престижную гонку Tour de France.
Череда побед побудила создателей пойти ва-банк, а именно заявить ее как участницу чемпионата мира по ралли в 1974 году. Во время турнира за рулем автомобиля был гонщик Сандро Мунари, начавший чемпионат сперва на «старой» Fulvia HF, и продолживший его в салоне Stratos HF. На последней он одержал победу в трех гонках и подарил команде Lancia титул чемпиона. Интересно то, что машина в ралли обошла своего «родственника» в лице Lancia Beta.
В 1975 году успешная карьера нового спорткара в ралли продолжила свое развитие. Два гонщика команды Lancia – Бьорн Вальдегард и Сандро Мунари одержали победу в четырех состязаниях, в том числе против FIAT. Сезон 1976 года прошел вовсе с оглушительным успехом для модели, ведь в гонке «Ралли Монте-Карло» весь подиум был занят гонщиками, которые выступали на Stratos HF. Аналогичный триумф в том же 1976 году машина одержала на соревновании «Ралли Сан-Ремо».
В 1978 году компания Lancia была вынуждена прекратить выпуск автомобиля, однако следующие несколько лет машины Stratos HF принимали участие в раллийных соревнованиях и даже одерживали победы. Последний такой случай был зафиксирован аж в 1981 году на турнире «Ралли Корсика». Всего за свою короткую карьеру автомобиль выиграл 18 гонок в рамках чемпионата по ралли, не считая остальные ивенты.
В период с 1972 по 1978 годы было собрано 492 автомобиля Lancia Stratos HF. Самое интересное то, что кроме чисто раллийной версии выпускались и гражданские экземпляры с приставкой Stradale в названии. Кстати, это первая в мире машина, которая из гоночной превратилась в дорожную, а не наоборот, как было принято ранее. Шли годы, и модель постепенно обретала все больше фанатов, в том числе за пределами Италии. В какой-то момент машина стала культовой и по праву носила звание иконы раллийного спорта. Неудивительно, что модель так часто пытались «перезапустить».
К слову, в 2017 году в США был продан экземпляр с 44 номером шасси из 492 выпущенных. Машина 1974 года выпуска собрала 22 ставки. Победитель забрал ее за 475 тысяч долларов США. В тот год это было более 27 миллионов рублей. Почему так дорого? Легендарное имя, отличное техническое состояние, минимальный пробег – думаем, этого хватает, чтобы зарядить столь высокий ценник.
Забегая вперед, хотелось бы подчеркнуть, что Lancia Stratos HF – это автомобиль, над разработкой которого трудилась целая команда выдающихся итальянских инженеров, дизайнеров и деятелей бизнеса. С названием машины тесно переплетаются такие громкие имена, как Джованни Тонти, Чезаре Фьюрио, Джанпаоло Даллара и Нуччо Бертоне. Не забываем и про Марчелло Гандини, без которого машина не получила бы свой необычный дизайн. Даже культовый Энцо Феррари успел приложить руку к созданию автомобиля, а как именно это произошло, мы расскажем чуть дальше.
История создания
Все началось с концепта, получившего название Stratos Zero и представленного в ноябре 1970 года зрителям Туринского автосалона. Низкий и «стремительный» кузов со стремительным профилем, лежащее почти параллельно земле лобовое стекло, колеса разного диаметра: буквально во всем узнавался почерк Марчелло Гандини. Действительно, его авторский стиль легко узнается в дизайне всех спорткаров, к созданию которых он приложил руку. В их числе Lamborghini Countach, Cizeta V16T и Bugatti EB110.
Тот самый концепт, с которого все и началось. Фото: youtube.com
Концепт получился настолько хорошим, что не мог пройти мимо глаз Чезаре Фьорио – тогдашнего директора спортивного подразделения компании Lancia. Футуристичный экстерьер так понравился Чезаре, что тот загорелся идеей выпустить машину в раллийном варианте под брендом Lancia. Его поддержал технический директор компании в лице Джованни Тонти. Тот видел в новом концепте перспективную замену старомодному спорткару Lancia Fulvia HF. Но не все так просто.
Стороны довольно быстро и легко пришли к консенсусу о плодотворном сотрудничестве, однако в первоначальном виде концептуальная машина на роль победителя раллийных гонок не годилась. Было принято непростое, но рациональное решение – сделать облик машины более «земным» и серьезно переработать ее по технической части. Ателье Bertone согласилось на эти условия и приступило к работе.
Появление на свет
Выходу новинки предшествовало одно интересное событие, которое не назвать иначе, как удачным стечением обстоятельств. В 1969 году компания Lancia присоединилась к концерну FIAT. Это косвенно помогло фирме отказаться от устаревшего 1,6-литрового мотора на 130 л. с., который устанавливался в Lancia Fulvia HF. В качестве замены был резонно предложен куда более способный 2,4-литровый шестицилиндровый двигатель Ferrari Dino 246 GT, который спокойно выдавал мощность в 190 л. с.
Для своего времени автомобиль получился весьма оригинальным и нестандартным. Фото: youtube.com
Если бы не интеграция Lancia в FIAT, вряд ли бы удалось без проблем обзавестись правом на установку моторов Ferrari. Энцо Феррари не сильно бы и обрадовался такому развитию событий, но так как Ferrari тоже входила в состав FIAT, отказаться от такого решения создатель итальянской компании не мог. С другой стороны, моторы Dino 246 GT в ближайшее время планировали снимать с производства, а тут подвернулась превосходная возможность продать целых 500 экземпляров.
Спустя два года после описанных событий, в 1971 году, все на том же месте – в Турине – публике представили готовый раллийный автомобиль Lancia Stratos HF. Не нужно было быть специалистом в технике, чтобы понять – это совсем не то, что показывали годом ранее под названием Stratos Zero. Вероятно, многие в глубине души разочаровались, ведь машина и правда «спустилась на землю».
Характеристики
Кузов машины был сильно переработан, хоть и сохранил первоначальные стреловидные очертания и низкий профиль. Если концепт был алюминиевым, то Lancia Stratos HF сделали из стеклопластика, очевидно, для уменьшения веса. 1,6-литровый двигатель канул в лету и уступил место куда более мощному Dino 246 GT. Интересно, что мотор Ferrari «пришел» в авто со своей 5-ступенчатой МКПП.
В экстерьере полный минимализм, все только самое нужное для гонщика. Фото: youtube.com
Изначально заднемоторная компоновка сменилась на среднемоторную, вероятно, для достижения лучшей развесовки. Двухместный автомобиль с задним приводом вышел весьма компактным. Его длина – 3,7 метра, ширина – 1,75 метра, колесная база – 2,18 метра. Стеклопластиковый кузов очень хорошо сыграл свою роль, что легко понять, когда узнаешь про массу машины – это каких-то 980 кг.
От 0 до 100 км/ч раллийный спорткар разгонялся ровно за 6 секунд. Предельная скорость была ограничена на отметке 230 км/ч, чего более чем хватало для основной задачи – побеждать в ралли.
Stratos HF и спорт
Сошедшие с конвейера в 1972 году первые автомобили новой модели сходу стали показывать на испытаниях ряд «детских болячек», которые инженерам пришлось в спешке устранять. В частности, переработкам подверглось рулевое управление, подвеска и охлаждение мотора. Исправить ситуацию получилось буквально с первых же попыток, и уже в 1973 году улучшенная Lancia Stratos HF одержала победу на ралли Firestone в Испании. Спустя полгода модель выиграла престижную гонку Tour de France.
Машина была создана для раллийного спорта, и труды инженеров не прошли даром. Фото: youtube.com
Череда побед побудила создателей пойти ва-банк, а именно заявить ее как участницу чемпионата мира по ралли в 1974 году. Во время турнира за рулем автомобиля был гонщик Сандро Мунари, начавший чемпионат сперва на «старой» Fulvia HF, и продолживший его в салоне Stratos HF. На последней он одержал победу в трех гонках и подарил команде Lancia титул чемпиона. Интересно то, что машина в ралли обошла своего «родственника» в лице Lancia Beta.
В 1975 году успешная карьера нового спорткара в ралли продолжила свое развитие. Два гонщика команды Lancia – Бьорн Вальдегард и Сандро Мунари одержали победу в четырех состязаниях, в том числе против FIAT. Сезон 1976 года прошел вовсе с оглушительным успехом для модели, ведь в гонке «Ралли Монте-Карло» весь подиум был занят гонщиками, которые выступали на Stratos HF. Аналогичный триумф в том же 1976 году машина одержала на соревновании «Ралли Сан-Ремо».
В 1978 году компания Lancia была вынуждена прекратить выпуск автомобиля, однако следующие несколько лет машины Stratos HF принимали участие в раллийных соревнованиях и даже одерживали победы. Последний такой случай был зафиксирован аж в 1981 году на турнире «Ралли Корсика». Всего за свою короткую карьеру автомобиль выиграл 18 гонок в рамках чемпионата по ралли, не считая остальные ивенты.
Не только для ралли
В период с 1972 по 1978 годы было собрано 492 автомобиля Lancia Stratos HF. Самое интересное то, что кроме чисто раллийной версии выпускались и гражданские экземпляры с приставкой Stradale в названии. Кстати, это первая в мире машина, которая из гоночной превратилась в дорожную, а не наоборот, как было принято ранее. Шли годы, и модель постепенно обретала все больше фанатов, в том числе за пределами Италии. В какой-то момент машина стала культовой и по праву носила звание иконы раллийного спорта. Неудивительно, что модель так часто пытались «перезапустить».
Одна из современных вариаций легендарного спорткара после значительной доработки. Фото: youtube.com
К слову, в 2017 году в США был продан экземпляр с 44 номером шасси из 492 выпущенных. Машина 1974 года выпуска собрала 22 ставки. Победитель забрал ее за 475 тысяч долларов США. В тот год это было более 27 миллионов рублей. Почему так дорого? Легендарное имя, отличное техническое состояние, минимальный пробег – думаем, этого хватает, чтобы зарядить столь высокий ценник.
- Олег Донской
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Кубинцы скоро будут кататься на новых «Москвичах»
Причем безвозмездно. Как и во времена СССР, наша страна поможет дружественному государству в сложной финансовой ситуации....
С919: вспомогательная силовая установка прошла очередную проверку
Недавно Китай провел испытание вспомогательного силового агрегата С919 в присутствии собственных и зарубежных специалистов. КНР упорно стремится выйти на...