Lancia Stratos HF – легенда раллийного спорта
Помните футуристичные концепты автомобилей, так популярные в 70-80-х годах XX века? Машины, похожие скорее на причудливые инопланетные корабли, неоднократно фигурировали и в мировой культуре, и на вкладышах в жвачках, с которыми тесно ассоциируется чье-то детство, молодость, а то и самые счастливые годы жизни. Сегодня поговорим об одном из самых ярких представителей касты футуристичных машин – на повестке дня легенда раллийного спорта в лице Lancia Stratos HF.
Забегая вперед, хотелось бы подчеркнуть, что Lancia Stratos HF – это автомобиль, над разработкой которого трудилась целая команда выдающихся итальянских инженеров, дизайнеров и деятелей бизнеса. С названием машины тесно переплетаются такие громкие имена, как Джованни Тонти, Чезаре Фьюрио, Джанпаоло Даллара и Нуччо Бертоне. Не забываем и про Марчелло Гандини, без которого машина не получила бы свой необычный дизайн. Даже культовый Энцо Феррари успел приложить руку к созданию автомобиля, а как именно это произошло, мы расскажем чуть дальше.
Все началось с концепта, получившего название Stratos Zero и представленного в ноябре 1970 года зрителям Туринского автосалона. Низкий и «стремительный» кузов со стремительным профилем, лежащее почти параллельно земле лобовое стекло, колеса разного диаметра: буквально во всем узнавался почерк Марчелло Гандини. Действительно, его авторский стиль легко узнается в дизайне всех спорткаров, к созданию которых он приложил руку. В их числе Lamborghini Countach, Cizeta V16T и Bugatti EB110.
Концепт получился настолько хорошим, что не мог пройти мимо глаз Чезаре Фьорио – тогдашнего директора спортивного подразделения компании Lancia. Футуристичный экстерьер так понравился Чезаре, что тот загорелся идеей выпустить машину в раллийном варианте под брендом Lancia. Его поддержал технический директор компании в лице Джованни Тонти. Тот видел в новом концепте перспективную замену старомодному спорткару Lancia Fulvia HF. Но не все так просто.
Стороны довольно быстро и легко пришли к консенсусу о плодотворном сотрудничестве, однако в первоначальном виде концептуальная машина на роль победителя раллийных гонок не годилась. Было принято непростое, но рациональное решение – сделать облик машины более «земным» и серьезно переработать ее по технической части. Ателье Bertone согласилось на эти условия и приступило к работе.
Выходу новинки предшествовало одно интересное событие, которое не назвать иначе, как удачным стечением обстоятельств. В 1969 году компания Lancia присоединилась к концерну FIAT. Это косвенно помогло фирме отказаться от устаревшего 1,6-литрового мотора на 130 л. с., который устанавливался в Lancia Fulvia HF. В качестве замены был резонно предложен куда более способный 2,4-литровый шестицилиндровый двигатель Ferrari Dino 246 GT, который спокойно выдавал мощность в 190 л. с.
Если бы не интеграция Lancia в FIAT, вряд ли бы удалось без проблем обзавестись правом на установку моторов Ferrari. Энцо Феррари не сильно бы и обрадовался такому развитию событий, но так как Ferrari тоже входила в состав FIAT, отказаться от такого решения создатель итальянской компании не мог. С другой стороны, моторы Dino 246 GT в ближайшее время планировали снимать с производства, а тут подвернулась превосходная возможность продать целых 500 экземпляров.
Спустя два года после описанных событий, в 1971 году, все на том же месте – в Турине – публике представили готовый раллийный автомобиль Lancia Stratos HF. Не нужно было быть специалистом в технике, чтобы понять – это совсем не то, что показывали годом ранее под названием Stratos Zero. Вероятно, многие в глубине души разочаровались, ведь машина и правда «спустилась на землю».
Кузов машины был сильно переработан, хоть и сохранил первоначальные стреловидные очертания и низкий профиль. Если концепт был алюминиевым, то Lancia Stratos HF сделали из стеклопластика, очевидно, для уменьшения веса. 1,6-литровый двигатель канул в лету и уступил место куда более мощному Dino 246 GT. Интересно, что мотор Ferrari «пришел» в авто со своей 5-ступенчатой МКПП.
Изначально заднемоторная компоновка сменилась на среднемоторную, вероятно, для достижения лучшей развесовки. Двухместный автомобиль с задним приводом вышел весьма компактным. Его длина – 3,7 метра, ширина – 1,75 метра, колесная база – 2,18 метра. Стеклопластиковый кузов очень хорошо сыграл свою роль, что легко понять, когда узнаешь про массу машины – это каких-то 980 кг.
От 0 до 100 км/ч раллийный спорткар разгонялся ровно за 6 секунд. Предельная скорость была ограничена на отметке 230 км/ч, чего более чем хватало для основной задачи – побеждать в ралли.
Сошедшие с конвейера в 1972 году первые автомобили новой модели сходу стали показывать на испытаниях ряд «детских болячек», которые инженерам пришлось в спешке устранять. В частности, переработкам подверглось рулевое управление, подвеска и охлаждение мотора. Исправить ситуацию получилось буквально с первых же попыток, и уже в 1973 году улучшенная Lancia Stratos HF одержала победу на ралли Firestone в Испании. Спустя полгода модель выиграла престижную гонку Tour de France.
Череда побед побудила создателей пойти ва-банк, а именно заявить ее как участницу чемпионата мира по ралли в 1974 году. Во время турнира за рулем автомобиля был гонщик Сандро Мунари, начавший чемпионат сперва на «старой» Fulvia HF, и продолживший его в салоне Stratos HF. На последней он одержал победу в трех гонках и подарил команде Lancia титул чемпиона. Интересно то, что машина в ралли обошла своего «родственника» в лице Lancia Beta.
В 1975 году успешная карьера нового спорткара в ралли продолжила свое развитие. Два гонщика команды Lancia – Бьорн Вальдегард и Сандро Мунари одержали победу в четырех состязаниях, в том числе против FIAT. Сезон 1976 года прошел вовсе с оглушительным успехом для модели, ведь в гонке «Ралли Монте-Карло» весь подиум был занят гонщиками, которые выступали на Stratos HF. Аналогичный триумф в том же 1976 году машина одержала на соревновании «Ралли Сан-Ремо».
В 1978 году компания Lancia была вынуждена прекратить выпуск автомобиля, однако следующие несколько лет машины Stratos HF принимали участие в раллийных соревнованиях и даже одерживали победы. Последний такой случай был зафиксирован аж в 1981 году на турнире «Ралли Корсика». Всего за свою короткую карьеру автомобиль выиграл 18 гонок в рамках чемпионата по ралли, не считая остальные ивенты.
В период с 1972 по 1978 годы было собрано 492 автомобиля Lancia Stratos HF. Самое интересное то, что кроме чисто раллийной версии выпускались и гражданские экземпляры с приставкой Stradale в названии. Кстати, это первая в мире машина, которая из гоночной превратилась в дорожную, а не наоборот, как было принято ранее. Шли годы, и модель постепенно обретала все больше фанатов, в том числе за пределами Италии. В какой-то момент машина стала культовой и по праву носила звание иконы раллийного спорта. Неудивительно, что модель так часто пытались «перезапустить».
К слову, в 2017 году в США был продан экземпляр с 44 номером шасси из 492 выпущенных. Машина 1974 года выпуска собрала 22 ставки. Победитель забрал ее за 475 тысяч долларов США. В тот год это было более 27 миллионов рублей. Почему так дорого? Легендарное имя, отличное техническое состояние, минимальный пробег – думаем, этого хватает, чтобы зарядить столь высокий ценник.
Забегая вперед, хотелось бы подчеркнуть, что Lancia Stratos HF – это автомобиль, над разработкой которого трудилась целая команда выдающихся итальянских инженеров, дизайнеров и деятелей бизнеса. С названием машины тесно переплетаются такие громкие имена, как Джованни Тонти, Чезаре Фьюрио, Джанпаоло Даллара и Нуччо Бертоне. Не забываем и про Марчелло Гандини, без которого машина не получила бы свой необычный дизайн. Даже культовый Энцо Феррари успел приложить руку к созданию автомобиля, а как именно это произошло, мы расскажем чуть дальше.
История создания
Все началось с концепта, получившего название Stratos Zero и представленного в ноябре 1970 года зрителям Туринского автосалона. Низкий и «стремительный» кузов со стремительным профилем, лежащее почти параллельно земле лобовое стекло, колеса разного диаметра: буквально во всем узнавался почерк Марчелло Гандини. Действительно, его авторский стиль легко узнается в дизайне всех спорткаров, к созданию которых он приложил руку. В их числе Lamborghini Countach, Cizeta V16T и Bugatti EB110.
Тот самый концепт, с которого все и началось. Фото: youtube.com
Концепт получился настолько хорошим, что не мог пройти мимо глаз Чезаре Фьорио – тогдашнего директора спортивного подразделения компании Lancia. Футуристичный экстерьер так понравился Чезаре, что тот загорелся идеей выпустить машину в раллийном варианте под брендом Lancia. Его поддержал технический директор компании в лице Джованни Тонти. Тот видел в новом концепте перспективную замену старомодному спорткару Lancia Fulvia HF. Но не все так просто.
Стороны довольно быстро и легко пришли к консенсусу о плодотворном сотрудничестве, однако в первоначальном виде концептуальная машина на роль победителя раллийных гонок не годилась. Было принято непростое, но рациональное решение – сделать облик машины более «земным» и серьезно переработать ее по технической части. Ателье Bertone согласилось на эти условия и приступило к работе.
Появление на свет
Выходу новинки предшествовало одно интересное событие, которое не назвать иначе, как удачным стечением обстоятельств. В 1969 году компания Lancia присоединилась к концерну FIAT. Это косвенно помогло фирме отказаться от устаревшего 1,6-литрового мотора на 130 л. с., который устанавливался в Lancia Fulvia HF. В качестве замены был резонно предложен куда более способный 2,4-литровый шестицилиндровый двигатель Ferrari Dino 246 GT, который спокойно выдавал мощность в 190 л. с.
Для своего времени автомобиль получился весьма оригинальным и нестандартным. Фото: youtube.com
Если бы не интеграция Lancia в FIAT, вряд ли бы удалось без проблем обзавестись правом на установку моторов Ferrari. Энцо Феррари не сильно бы и обрадовался такому развитию событий, но так как Ferrari тоже входила в состав FIAT, отказаться от такого решения создатель итальянской компании не мог. С другой стороны, моторы Dino 246 GT в ближайшее время планировали снимать с производства, а тут подвернулась превосходная возможность продать целых 500 экземпляров.
Спустя два года после описанных событий, в 1971 году, все на том же месте – в Турине – публике представили готовый раллийный автомобиль Lancia Stratos HF. Не нужно было быть специалистом в технике, чтобы понять – это совсем не то, что показывали годом ранее под названием Stratos Zero. Вероятно, многие в глубине души разочаровались, ведь машина и правда «спустилась на землю».
Характеристики
Кузов машины был сильно переработан, хоть и сохранил первоначальные стреловидные очертания и низкий профиль. Если концепт был алюминиевым, то Lancia Stratos HF сделали из стеклопластика, очевидно, для уменьшения веса. 1,6-литровый двигатель канул в лету и уступил место куда более мощному Dino 246 GT. Интересно, что мотор Ferrari «пришел» в авто со своей 5-ступенчатой МКПП.
В экстерьере полный минимализм, все только самое нужное для гонщика. Фото: youtube.com
Изначально заднемоторная компоновка сменилась на среднемоторную, вероятно, для достижения лучшей развесовки. Двухместный автомобиль с задним приводом вышел весьма компактным. Его длина – 3,7 метра, ширина – 1,75 метра, колесная база – 2,18 метра. Стеклопластиковый кузов очень хорошо сыграл свою роль, что легко понять, когда узнаешь про массу машины – это каких-то 980 кг.
От 0 до 100 км/ч раллийный спорткар разгонялся ровно за 6 секунд. Предельная скорость была ограничена на отметке 230 км/ч, чего более чем хватало для основной задачи – побеждать в ралли.
Stratos HF и спорт
Сошедшие с конвейера в 1972 году первые автомобили новой модели сходу стали показывать на испытаниях ряд «детских болячек», которые инженерам пришлось в спешке устранять. В частности, переработкам подверглось рулевое управление, подвеска и охлаждение мотора. Исправить ситуацию получилось буквально с первых же попыток, и уже в 1973 году улучшенная Lancia Stratos HF одержала победу на ралли Firestone в Испании. Спустя полгода модель выиграла престижную гонку Tour de France.
Машина была создана для раллийного спорта, и труды инженеров не прошли даром. Фото: youtube.com
Череда побед побудила создателей пойти ва-банк, а именно заявить ее как участницу чемпионата мира по ралли в 1974 году. Во время турнира за рулем автомобиля был гонщик Сандро Мунари, начавший чемпионат сперва на «старой» Fulvia HF, и продолживший его в салоне Stratos HF. На последней он одержал победу в трех гонках и подарил команде Lancia титул чемпиона. Интересно то, что машина в ралли обошла своего «родственника» в лице Lancia Beta.
В 1975 году успешная карьера нового спорткара в ралли продолжила свое развитие. Два гонщика команды Lancia – Бьорн Вальдегард и Сандро Мунари одержали победу в четырех состязаниях, в том числе против FIAT. Сезон 1976 года прошел вовсе с оглушительным успехом для модели, ведь в гонке «Ралли Монте-Карло» весь подиум был занят гонщиками, которые выступали на Stratos HF. Аналогичный триумф в том же 1976 году машина одержала на соревновании «Ралли Сан-Ремо».
В 1978 году компания Lancia была вынуждена прекратить выпуск автомобиля, однако следующие несколько лет машины Stratos HF принимали участие в раллийных соревнованиях и даже одерживали победы. Последний такой случай был зафиксирован аж в 1981 году на турнире «Ралли Корсика». Всего за свою короткую карьеру автомобиль выиграл 18 гонок в рамках чемпионата по ралли, не считая остальные ивенты.
Не только для ралли
В период с 1972 по 1978 годы было собрано 492 автомобиля Lancia Stratos HF. Самое интересное то, что кроме чисто раллийной версии выпускались и гражданские экземпляры с приставкой Stradale в названии. Кстати, это первая в мире машина, которая из гоночной превратилась в дорожную, а не наоборот, как было принято ранее. Шли годы, и модель постепенно обретала все больше фанатов, в том числе за пределами Италии. В какой-то момент машина стала культовой и по праву носила звание иконы раллийного спорта. Неудивительно, что модель так часто пытались «перезапустить».
Одна из современных вариаций легендарного спорткара после значительной доработки. Фото: youtube.com
К слову, в 2017 году в США был продан экземпляр с 44 номером шасси из 492 выпущенных. Машина 1974 года выпуска собрала 22 ставки. Победитель забрал ее за 475 тысяч долларов США. В тот год это было более 27 миллионов рублей. Почему так дорого? Легендарное имя, отличное техническое состояние, минимальный пробег – думаем, этого хватает, чтобы зарядить столь высокий ценник.
- Олег Донской
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...