Lancia Stratos HF – легенда раллийного спорта
763

Lancia Stratos HF – легенда раллийного спорта

Помните футуристичные концепты автомобилей, так популярные в 70-80-х годах XX века? Машины, похожие скорее на причудливые инопланетные корабли, неоднократно фигурировали и в мировой культуре, и на вкладышах в жвачках, с которыми тесно ассоциируется чье-то детство, молодость, а то и самые счастливые годы жизни. Сегодня поговорим об одном из самых ярких представителей касты футуристичных машин – на повестке дня легенда раллийного спорта в лице Lancia Stratos HF.


Забегая вперед, хотелось бы подчеркнуть, что Lancia Stratos HF – это автомобиль, над разработкой которого трудилась целая команда выдающихся итальянских инженеров, дизайнеров и деятелей бизнеса. С названием машины тесно переплетаются такие громкие имена, как Джованни Тонти, Чезаре Фьюрио, Джанпаоло Даллара и Нуччо Бертоне. Не забываем и про Марчелло Гандини, без которого машина не получила бы свой необычный дизайн. Даже культовый Энцо Феррари успел приложить руку к созданию автомобиля, а как именно это произошло, мы расскажем чуть дальше.

История создания


Все началось с концепта, получившего название Stratos Zero и представленного в ноябре 1970 года зрителям Туринского автосалона. Низкий и «стремительный» кузов со стремительным профилем, лежащее почти параллельно земле лобовое стекло, колеса разного диаметра: буквально во всем узнавался почерк Марчелло Гандини. Действительно, его авторский стиль легко узнается в дизайне всех спорткаров, к созданию которых он приложил руку. В их числе Lamborghini Countach, Cizeta V16T и Bugatti EB110.

Lancia Stratos HF – легенда раллийного спортаТот самый концепт, с которого все и началось. Фото: youtube.com

Концепт получился настолько хорошим, что не мог пройти мимо глаз Чезаре Фьорио – тогдашнего директора спортивного подразделения компании Lancia. Футуристичный экстерьер так понравился Чезаре, что тот загорелся идеей выпустить машину в раллийном варианте под брендом Lancia. Его поддержал технический директор компании в лице Джованни Тонти. Тот видел в новом концепте перспективную замену старомодному спорткару Lancia Fulvia HF. Но не все так просто.

Стороны довольно быстро и легко пришли к консенсусу о плодотворном сотрудничестве, однако в первоначальном виде концептуальная машина на роль победителя раллийных гонок не годилась. Было принято непростое, но рациональное решение – сделать облик машины более «земным» и серьезно переработать ее по технической части. Ателье Bertone согласилось на эти условия и приступило к работе.

Появление на свет


Выходу новинки предшествовало одно интересное событие, которое не назвать иначе, как удачным стечением обстоятельств. В 1969 году компания Lancia присоединилась к концерну FIAT. Это косвенно помогло фирме отказаться от устаревшего 1,6-литрового мотора на 130 л. с., который устанавливался в Lancia Fulvia HF. В качестве замены был резонно предложен куда более способный 2,4-литровый шестицилиндровый двигатель Ferrari Dino 246 GT, который спокойно выдавал мощность в 190 л. с.

Для своего времени автомобиль получился весьма оригинальным и нестандартным. Фото: youtube.com

Если бы не интеграция Lancia в FIAT, вряд ли бы удалось без проблем обзавестись правом на установку моторов Ferrari. Энцо Феррари не сильно бы и обрадовался такому развитию событий, но так как Ferrari тоже входила в состав FIAT, отказаться от такого решения создатель итальянской компании не мог. С другой стороны, моторы Dino 246 GT в ближайшее время планировали снимать с производства, а тут подвернулась превосходная возможность продать целых 500 экземпляров.

Спустя два года после описанных событий, в 1971 году, все на том же месте – в Турине – публике представили готовый раллийный автомобиль Lancia Stratos HF. Не нужно было быть специалистом в технике, чтобы понять – это совсем не то, что показывали годом ранее под названием Stratos Zero. Вероятно, многие в глубине души разочаровались, ведь машина и правда «спустилась на землю».

Характеристики


Кузов машины был сильно переработан, хоть и сохранил первоначальные стреловидные очертания и низкий профиль. Если концепт был алюминиевым, то Lancia Stratos HF сделали из стеклопластика, очевидно, для уменьшения веса. 1,6-литровый двигатель канул в лету и уступил место куда более мощному Dino 246 GT. Интересно, что мотор Ferrari «пришел» в авто со своей 5-ступенчатой МКПП.

В экстерьере полный минимализм, все только самое нужное для гонщика. Фото: youtube.com

Изначально заднемоторная компоновка сменилась на среднемоторную, вероятно, для достижения лучшей развесовки. Двухместный автомобиль с задним приводом вышел весьма компактным. Его длина – 3,7 метра, ширина – 1,75 метра, колесная база – 2,18 метра. Стеклопластиковый кузов очень хорошо сыграл свою роль, что легко понять, когда узнаешь про массу машины – это каких-то 980 кг.

От 0 до 100 км/ч раллийный спорткар разгонялся ровно за 6 секунд. Предельная скорость была ограничена на отметке 230 км/ч, чего более чем хватало для основной задачи – побеждать в ралли.

Stratos HF и спорт


Сошедшие с конвейера в 1972 году первые автомобили новой модели сходу стали показывать на испытаниях ряд «детских болячек», которые инженерам пришлось в спешке устранять. В частности, переработкам подверглось рулевое управление, подвеска и охлаждение мотора. Исправить ситуацию получилось буквально с первых же попыток, и уже в 1973 году улучшенная Lancia Stratos HF одержала победу на ралли Firestone в Испании. Спустя полгода модель выиграла престижную гонку Tour de France.

Машина была создана для раллийного спорта, и труды инженеров не прошли даром. Фото: youtube.com

Череда побед побудила создателей пойти ва-банк, а именно заявить ее как участницу чемпионата мира по ралли в 1974 году. Во время турнира за рулем автомобиля был гонщик Сандро Мунари, начавший чемпионат сперва на «старой» Fulvia HF, и продолживший его в салоне Stratos HF. На последней он одержал победу в трех гонках и подарил команде Lancia титул чемпиона. Интересно то, что машина в ралли обошла своего «родственника» в лице Lancia Beta.

В 1975 году успешная карьера нового спорткара в ралли продолжила свое развитие. Два гонщика команды Lancia – Бьорн Вальдегард и Сандро Мунари одержали победу в четырех состязаниях, в том числе против FIAT. Сезон 1976 года прошел вовсе с оглушительным успехом для модели, ведь в гонке «Ралли Монте-Карло» весь подиум был занят гонщиками, которые выступали на Stratos HF. Аналогичный триумф в том же 1976 году машина одержала на соревновании «Ралли Сан-Ремо».

В 1978 году компания Lancia была вынуждена прекратить выпуск автомобиля, однако следующие несколько лет машины Stratos HF принимали участие в раллийных соревнованиях и даже одерживали победы. Последний такой случай был зафиксирован аж в 1981 году на турнире «Ралли Корсика». Всего за свою короткую карьеру автомобиль выиграл 18 гонок в рамках чемпионата по ралли, не считая остальные ивенты.

Не только для ралли


В период с 1972 по 1978 годы было собрано 492 автомобиля Lancia Stratos HF. Самое интересное то, что кроме чисто раллийной версии выпускались и гражданские экземпляры с приставкой Stradale в названии. Кстати, это первая в мире машина, которая из гоночной превратилась в дорожную, а не наоборот, как было принято ранее. Шли годы, и модель постепенно обретала все больше фанатов, в том числе за пределами Италии. В какой-то момент машина стала культовой и по праву носила звание иконы раллийного спорта. Неудивительно, что модель так часто пытались «перезапустить».

Одна из современных вариаций легендарного спорткара после значительной доработки. Фото: youtube.com

К слову, в 2017 году в США был продан экземпляр с 44 номером шасси из 492 выпущенных. Машина 1974 года выпуска собрала 22 ставки. Победитель забрал ее за 475 тысяч долларов США. В тот год это было более 27 миллионов рублей. Почему так дорого? Легендарное имя, отличное техническое состояние, минимальный пробег – думаем, этого хватает, чтобы зарядить столь высокий ценник.
Как вы относитесь к ралли?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...