Японский плагиат или Honda как «Нива», а Suzuki как MZ
Уже несколько десятилетий как японские компании считаются ведущими производителями автомобильной техники. За это время инженерами Страны Восходящего солнца создано великое множество прогрессивных конструкций и решений. Это принесло японцам не только процветание и почитание. Появились и желающие что-то «позаимствовать» у трудолюбивых азиатов. И часто без их на то желания. И, естественно, какой-то компенсации за использование интеллектуальной собственности.
Тема, в принципе, далеко не нова. И советский автопром грешил подобным на каждом шагу. Просто в условиях «железного занавеса» можно было спокойно использовать чужие узлы и целые модели. Так появлялись первые грузовики АМО (хотя в этом случае имелось разрешение Форда), «Волги», ГАЗ-51, многие правительственные автомобили. «Ковровец» так и вовсе скопировали с чехословацкого CZ, что даже большинство деталей оказались взаимозаменяемыми.
На этом фоне может казаться, что успешные японцы не нуждаются в том, чтобы «брать чужое без проса». У них и своих разработок вполне достаточно. Но не будем спешить с выводами. Я и сам очень удивился, когда ознакомился с фактами, о которых расскажу ниже. Кажется, грешная человеческая натура остается неизменной. И на нее не влияют престиж, происхождение и государственные границы.
Конец 50-х в мировых кольцевых гонках проходил под сильным влиянием аппаратов, сконструированных в Восточной Германии. Мотоциклы MZ, разработанные Вальтером Кааденом, отличались оригинальностью конструкции. Ее основой стали дисковые золотники на впуске. Успех этого нововведения, побудил применить этот ход талантливого инженера во всей линейке заводских спортивных моделей:
✅ 50 куб. см
✅ 125 куб. см
✅ 250 куб. см
Результаты не заставили себя долго ждать. Первым «выстрелил» Хорст Фюгнер, который в 1958 выиграл Гран-при Швеции в дисциплине 250сс. Этап кольцевых мотогонок покорился пилотируемому им MZ RE 250. В следующем году Гари Хокинг из Южной Родезии на восточногерманском спортбайке по итогам сезона поднялся на вторую ступень пьедестала. Многие понимали, что дело не столько в навыках пилотов, сколько в успешной конструкции их спортивных машин. О заводе MZ заговорили во многих странах. Особенно в Японии, которая также стремилась создать достойную спортивную модель.
Очень скоро им предоставилась такая возможность. В начале 60-х и Yamaha, и Suzuki поочередно представили перспективные новинки. Первая в 1963 году вывела на трассу RD 56. Удивительно, но его силовой агрегат был почти полной копией 250-кубового двигателя, который принес успех двум вышеупомянутым спортсменам. У другой японской компании создали мотоцикл с двигателем меньшего объема, почти полной копией 125-кубового MZ. Знающие люди прекрасно понимали откуда «растут ноги» у такого японского прогресса.
За два года до того, из ГДР сбежал известный мотогонщик Эрнст Дегнер. Несмотря на то, что он находился в одном шаге от мировой славы победителя в классе 125сс чемпионата мира, спортсмен выбрал другой путь. Воспользовавшись тем, что соревнования проходили на территории капстраны, он сбежал в Данию, а, затем, в Западную Германию. О том, что побег заранее планировали, говорит тот факт, что семья Дегнера заблаговременно выбралась туда же, поджидая беглеца. Очень скоро они оказались в Японии.
С ноября 1961 года беглый немец – член заводской команды японской Suzuki. Для этого ему пришлось перебраться в Хамамацу и начать подготовку к зимним соревнованиям. Но все не было так однозначно. Опального гонщика приютили вовсе не за «красивые глазки». Дальнейшие события показали, что он готовился к побегу намного основательней и дольше, чем могло показаться в начале.
Некоторые источники утверждают, что нечестный гонщик прибыл в страну под псевдонимом Евгений Мюллер и имел с собой даже несколько запчастей от немецкого двигателя:
✅ коленвал
✅ цилиндр
✅ поршень
Если это так, то вкупе с документами такой «подарок» помог выйти японским производителям спортбайков на новый уровень. Учитывая то, что команда Suzuki имела 50-кратное преимущество в бюджете над восточными немцами, не удивительно, что последние больше не могли добиваться выдающихся результатов.
Так коварство одного человека поставило крест на успешной карьере его земляков и самой команде из его родной страны. А вот японцы без зазрения совести продолжали пользоваться плодами чужого труда, продолжая свою гегемонию на спортивной арене. И это, как вы увидите дальше, не единичное темное пятно на их репутации.
Я уверен, что первое слово вам абсолютно не знакомо. Это и неудивительно, ведь мы имеем дело с транскрипцией японских иероглифов, обозначающих благодарность. Как вспомнилось «спасибо деду за «Победу», то захотелось его вот так обыграть. А сделал я это вовсе не для красного словца. Дело в том, что сразу два японских предприятия могли смело произносить эту фразу. Правда, одни это сделали честно, а вот вторые… Впрочем, сейчас все узнаете сами.
Инженеры и специалисты опять того же Suzuki в 80-х представили отличный внедорожник Vitara. Для его создания они явно вдохновились и немного применили идею тольяттинской «Нивы». В этом случае ребята повели себя более чем порядочно. На советское предприятие поступило официальное письмо с добрыми пожеланиями и выражением искренней благодарности за идею. Адресовалось оно лично автору проекта П. М. Прусову. Японцы расшаркивались в реверансах, даже называя Петра Михайловича чуть ли не крестным отцом своей новой модели.
Очень приятно, тем более, что здесь мы говорим о подаче идеи, а не каком-то тупом подражании. В общем, молодцы японцы и вам спасибо, что не забыли кто вам помог с концептом (хоть и заочно, без согласия или денежного вознаграждения). Эта ситуация так и осталась бы рядовым событием, каких немало в сфере конструирования, да и не только здесь (кто только кому не подражает в песнях, фильмах, блюдах и т. п.). К сожалению, в следующем десятилетии произошел совсем иной случай, граничащий с элементарной наглостью.
От того, что страна попала в безденежье, конструкторы творить не перестали. Напротив, голодный художник всегда талантливей. Так и «вазовцы» в 90-х пытались устроить глубокий рестайлинг своего знаменитого джипа. Вот только для реализации проекта необходимы были немалые средства. А где их взять? Решили попробовать подтянуть японцев.
В данном деле фигурирует уже другая компания – Honda. Там заинтересовались предложением, даже прислали очень представительную делегацию. В Тольятти, по простоте душевной и желании получше заинтересовать потенциальных инвесторов, «раскрыли им все карты». В это число вошли и подробные эскизы будущего прототипа, они согласились «ий дэсу». Казалось бы, что еще надо, гости сказали «хорошо». Если б кто знал, что это слово чаще означает «спасибо, не надо». Так и получилось, сотрудничество с японцами не срослось.
Конечно, не было ни патента, ни других рычагов воздействия на хитрых азиатов. Здесь сработала русская пословица: «Не пойман – не вор». Ну, пусть это так и останется на совести нечестных предприимчивых дельцов, присвоивший чужой труд, выдав его за свой. Причем еще более подло то, что произошло это в тот момент, когда в нашей стране многие реально сидели без куска хлеба.
Очевидцы японского визита также подтверждают, что самый живой интерес у гостей вызвал именно стенд с эскизами нового внедорожника. А, может, их элементарно продал с потрохами кто-то из ответственных работников предприятия или просто присутствовавших там инженеров? Мы не знаем и не станем бросать тень на людей, которые и так оказались в роли пострадавших. Единственное, что можно сказать точно: не только наши занимались откровенным плагиатом, японцы тоже «хороши гуси».
Тема, в принципе, далеко не нова. И советский автопром грешил подобным на каждом шагу. Просто в условиях «железного занавеса» можно было спокойно использовать чужие узлы и целые модели. Так появлялись первые грузовики АМО (хотя в этом случае имелось разрешение Форда), «Волги», ГАЗ-51, многие правительственные автомобили. «Ковровец» так и вовсе скопировали с чехословацкого CZ, что даже большинство деталей оказались взаимозаменяемыми.
«Ковровец», слишком уж унифицирован с CZ 175. Фото: youtube.com
На этом фоне может казаться, что успешные японцы не нуждаются в том, чтобы «брать чужое без проса». У них и своих разработок вполне достаточно. Но не будем спешить с выводами. Я и сам очень удивился, когда ознакомился с фактами, о которых расскажу ниже. Кажется, грешная человеческая натура остается неизменной. И на нее не влияют престиж, происхождение и государственные границы.
Один из первых японских плагиатов
Конец 50-х в мировых кольцевых гонках проходил под сильным влиянием аппаратов, сконструированных в Восточной Германии. Мотоциклы MZ, разработанные Вальтером Кааденом, отличались оригинальностью конструкции. Ее основой стали дисковые золотники на впуске. Успех этого нововведения, побудил применить этот ход талантливого инженера во всей линейке заводских спортивных моделей:
✅ 50 куб. см
✅ 125 куб. см
✅ 250 куб. см
Результаты не заставили себя долго ждать. Первым «выстрелил» Хорст Фюгнер, который в 1958 выиграл Гран-при Швеции в дисциплине 250сс. Этап кольцевых мотогонок покорился пилотируемому им MZ RE 250. В следующем году Гари Хокинг из Южной Родезии на восточногерманском спортбайке по итогам сезона поднялся на вторую ступень пьедестала. Многие понимали, что дело не столько в навыках пилотов, сколько в успешной конструкции их спортивных машин. О заводе MZ заговорили во многих странах. Особенно в Японии, которая также стремилась создать достойную спортивную модель.
Очень скоро им предоставилась такая возможность. В начале 60-х и Yamaha, и Suzuki поочередно представили перспективные новинки. Первая в 1963 году вывела на трассу RD 56. Удивительно, но его силовой агрегат был почти полной копией 250-кубового двигателя, который принес успех двум вышеупомянутым спортсменам. У другой японской компании создали мотоцикл с двигателем меньшего объема, почти полной копией 125-кубового MZ. Знающие люди прекрасно понимали откуда «растут ноги» у такого японского прогресса.
Немецкие разработки для японского величия
За два года до того, из ГДР сбежал известный мотогонщик Эрнст Дегнер. Несмотря на то, что он находился в одном шаге от мировой славы победителя в классе 125сс чемпионата мира, спортсмен выбрал другой путь. Воспользовавшись тем, что соревнования проходили на территории капстраны, он сбежал в Данию, а, затем, в Западную Германию. О том, что побег заранее планировали, говорит тот факт, что семья Дегнера заблаговременно выбралась туда же, поджидая беглеца. Очень скоро они оказались в Японии.
Эрнст Дегнер «поспособствовал» его появлению. Фото: youtube.com
С ноября 1961 года беглый немец – член заводской команды японской Suzuki. Для этого ему пришлось перебраться в Хамамацу и начать подготовку к зимним соревнованиям. Но все не было так однозначно. Опального гонщика приютили вовсе не за «красивые глазки». Дальнейшие события показали, что он готовился к побегу намного основательней и дольше, чем могло показаться в начале.
Кроме семьи Эрнст незаконно прихватил с собой важную техническую информацию, раскрывавшую причину успеха восточнонемецкого производителя спортивной мототехники. Так появились японские гоночные мотоциклы с двигателями поразительно напоминающими MZ.
Некоторые источники утверждают, что нечестный гонщик прибыл в страну под псевдонимом Евгений Мюллер и имел с собой даже несколько запчастей от немецкого двигателя:
✅ коленвал
✅ цилиндр
✅ поршень
Если это так, то вкупе с документами такой «подарок» помог выйти японским производителям спортбайков на новый уровень. Учитывая то, что команда Suzuki имела 50-кратное преимущество в бюджете над восточными немцами, не удивительно, что последние больше не могли добиваться выдающихся результатов.
Так коварство одного человека поставило крест на успешной карьере его земляков и самой команде из его родной страны. А вот японцы без зазрения совести продолжали пользоваться плодами чужого труда, продолжая свою гегемонию на спортивной арене. И это, как вы увидите дальше, не единичное темное пятно на их репутации.
«Аригатоу» за «Ниву»!
Я уверен, что первое слово вам абсолютно не знакомо. Это и неудивительно, ведь мы имеем дело с транскрипцией японских иероглифов, обозначающих благодарность. Как вспомнилось «спасибо деду за «Победу», то захотелось его вот так обыграть. А сделал я это вовсе не для красного словца. Дело в том, что сразу два японских предприятия могли смело произносить эту фразу. Правда, одни это сделали честно, а вот вторые… Впрочем, сейчас все узнаете сами.
Vitara: не «Нива», конечно, но что-то похожее есть. Фото: youtube.com
Инженеры и специалисты опять того же Suzuki в 80-х представили отличный внедорожник Vitara. Для его создания они явно вдохновились и немного применили идею тольяттинской «Нивы». В этом случае ребята повели себя более чем порядочно. На советское предприятие поступило официальное письмо с добрыми пожеланиями и выражением искренней благодарности за идею. Адресовалось оно лично автору проекта П. М. Прусову. Японцы расшаркивались в реверансах, даже называя Петра Михайловича чуть ли не крестным отцом своей новой модели.
Очень приятно, тем более, что здесь мы говорим о подаче идеи, а не каком-то тупом подражании. В общем, молодцы японцы и вам спасибо, что не забыли кто вам помог с концептом (хоть и заочно, без согласия или денежного вознаграждения). Эта ситуация так и осталась бы рядовым событием, каких немало в сфере конструирования, да и не только здесь (кто только кому не подражает в песнях, фильмах, блюдах и т. п.). К сожалению, в следующем десятилетии произошел совсем иной случай, граничащий с элементарной наглостью.
От того, что страна попала в безденежье, конструкторы творить не перестали. Напротив, голодный художник всегда талантливей. Так и «вазовцы» в 90-х пытались устроить глубокий рестайлинг своего знаменитого джипа. Вот только для реализации проекта необходимы были немалые средства. А где их взять? Решили попробовать подтянуть японцев.
За 40 лет «Нива» почти не изменилась, а могла бы… Фото: youtube.com
В данном деле фигурирует уже другая компания – Honda. Там заинтересовались предложением, даже прислали очень представительную делегацию. В Тольятти, по простоте душевной и желании получше заинтересовать потенциальных инвесторов, «раскрыли им все карты». В это число вошли и подробные эскизы будущего прототипа, они согласились «ий дэсу». Казалось бы, что еще надо, гости сказали «хорошо». Если б кто знал, что это слово чаще означает «спасибо, не надо». Так и получилось, сотрудничество с японцами не срослось.
На Волжском заводе продолжили выживать, а в 1998 году грянул гром среди ясного неба. Компания представила свой субкомпактный кроссовер Honda HR-V. В нем даже невооруженным глазом просматривалось поразительное сходство с чертежами новой «Нивы».
Конечно, не было ни патента, ни других рычагов воздействия на хитрых азиатов. Здесь сработала русская пословица: «Не пойман – не вор». Ну, пусть это так и останется на совести нечестных предприимчивых дельцов, присвоивший чужой труд, выдав его за свой. Причем еще более подло то, что произошло это в тот момент, когда в нашей стране многие реально сидели без куска хлеба.
Тольяттинский эскиз на фоне Honda HR-V. Фото: youtube.com
Очевидцы японского визита также подтверждают, что самый живой интерес у гостей вызвал именно стенд с эскизами нового внедорожника. А, может, их элементарно продал с потрохами кто-то из ответственных работников предприятия или просто присутствовавших там инженеров? Мы не знаем и не станем бросать тень на людей, которые и так оказались в роли пострадавших. Единственное, что можно сказать точно: не только наши занимались откровенным плагиатом, японцы тоже «хороши гуси».
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....