Японский плагиат или Honda как «Нива», а Suzuki как MZ
Уже несколько десятилетий как японские компании считаются ведущими производителями автомобильной техники. За это время инженерами Страны Восходящего солнца создано великое множество прогрессивных конструкций и решений. Это принесло японцам не только процветание и почитание. Появились и желающие что-то «позаимствовать» у трудолюбивых азиатов. И часто без их на то желания. И, естественно, какой-то компенсации за использование интеллектуальной собственности.
Тема, в принципе, далеко не нова. И советский автопром грешил подобным на каждом шагу. Просто в условиях «железного занавеса» можно было спокойно использовать чужие узлы и целые модели. Так появлялись первые грузовики АМО (хотя в этом случае имелось разрешение Форда), «Волги», ГАЗ-51, многие правительственные автомобили. «Ковровец» так и вовсе скопировали с чехословацкого CZ, что даже большинство деталей оказались взаимозаменяемыми.
На этом фоне может казаться, что успешные японцы не нуждаются в том, чтобы «брать чужое без проса». У них и своих разработок вполне достаточно. Но не будем спешить с выводами. Я и сам очень удивился, когда ознакомился с фактами, о которых расскажу ниже. Кажется, грешная человеческая натура остается неизменной. И на нее не влияют престиж, происхождение и государственные границы.
Конец 50-х в мировых кольцевых гонках проходил под сильным влиянием аппаратов, сконструированных в Восточной Германии. Мотоциклы MZ, разработанные Вальтером Кааденом, отличались оригинальностью конструкции. Ее основой стали дисковые золотники на впуске. Успех этого нововведения, побудил применить этот ход талантливого инженера во всей линейке заводских спортивных моделей:
✅ 50 куб. см
✅ 125 куб. см
✅ 250 куб. см
Результаты не заставили себя долго ждать. Первым «выстрелил» Хорст Фюгнер, который в 1958 выиграл Гран-при Швеции в дисциплине 250сс. Этап кольцевых мотогонок покорился пилотируемому им MZ RE 250. В следующем году Гари Хокинг из Южной Родезии на восточногерманском спортбайке по итогам сезона поднялся на вторую ступень пьедестала. Многие понимали, что дело не столько в навыках пилотов, сколько в успешной конструкции их спортивных машин. О заводе MZ заговорили во многих странах. Особенно в Японии, которая также стремилась создать достойную спортивную модель.
Очень скоро им предоставилась такая возможность. В начале 60-х и Yamaha, и Suzuki поочередно представили перспективные новинки. Первая в 1963 году вывела на трассу RD 56. Удивительно, но его силовой агрегат был почти полной копией 250-кубового двигателя, который принес успех двум вышеупомянутым спортсменам. У другой японской компании создали мотоцикл с двигателем меньшего объема, почти полной копией 125-кубового MZ. Знающие люди прекрасно понимали откуда «растут ноги» у такого японского прогресса.
За два года до того, из ГДР сбежал известный мотогонщик Эрнст Дегнер. Несмотря на то, что он находился в одном шаге от мировой славы победителя в классе 125сс чемпионата мира, спортсмен выбрал другой путь. Воспользовавшись тем, что соревнования проходили на территории капстраны, он сбежал в Данию, а, затем, в Западную Германию. О том, что побег заранее планировали, говорит тот факт, что семья Дегнера заблаговременно выбралась туда же, поджидая беглеца. Очень скоро они оказались в Японии.
С ноября 1961 года беглый немец – член заводской команды японской Suzuki. Для этого ему пришлось перебраться в Хамамацу и начать подготовку к зимним соревнованиям. Но все не было так однозначно. Опального гонщика приютили вовсе не за «красивые глазки». Дальнейшие события показали, что он готовился к побегу намного основательней и дольше, чем могло показаться в начале.
Некоторые источники утверждают, что нечестный гонщик прибыл в страну под псевдонимом Евгений Мюллер и имел с собой даже несколько запчастей от немецкого двигателя:
✅ коленвал
✅ цилиндр
✅ поршень
Если это так, то вкупе с документами такой «подарок» помог выйти японским производителям спортбайков на новый уровень. Учитывая то, что команда Suzuki имела 50-кратное преимущество в бюджете над восточными немцами, не удивительно, что последние больше не могли добиваться выдающихся результатов.
Так коварство одного человека поставило крест на успешной карьере его земляков и самой команде из его родной страны. А вот японцы без зазрения совести продолжали пользоваться плодами чужого труда, продолжая свою гегемонию на спортивной арене. И это, как вы увидите дальше, не единичное темное пятно на их репутации.
Я уверен, что первое слово вам абсолютно не знакомо. Это и неудивительно, ведь мы имеем дело с транскрипцией японских иероглифов, обозначающих благодарность. Как вспомнилось «спасибо деду за «Победу», то захотелось его вот так обыграть. А сделал я это вовсе не для красного словца. Дело в том, что сразу два японских предприятия могли смело произносить эту фразу. Правда, одни это сделали честно, а вот вторые… Впрочем, сейчас все узнаете сами.
Инженеры и специалисты опять того же Suzuki в 80-х представили отличный внедорожник Vitara. Для его создания они явно вдохновились и немного применили идею тольяттинской «Нивы». В этом случае ребята повели себя более чем порядочно. На советское предприятие поступило официальное письмо с добрыми пожеланиями и выражением искренней благодарности за идею. Адресовалось оно лично автору проекта П. М. Прусову. Японцы расшаркивались в реверансах, даже называя Петра Михайловича чуть ли не крестным отцом своей новой модели.
Очень приятно, тем более, что здесь мы говорим о подаче идеи, а не каком-то тупом подражании. В общем, молодцы японцы и вам спасибо, что не забыли кто вам помог с концептом (хоть и заочно, без согласия или денежного вознаграждения). Эта ситуация так и осталась бы рядовым событием, каких немало в сфере конструирования, да и не только здесь (кто только кому не подражает в песнях, фильмах, блюдах и т. п.). К сожалению, в следующем десятилетии произошел совсем иной случай, граничащий с элементарной наглостью.
От того, что страна попала в безденежье, конструкторы творить не перестали. Напротив, голодный художник всегда талантливей. Так и «вазовцы» в 90-х пытались устроить глубокий рестайлинг своего знаменитого джипа. Вот только для реализации проекта необходимы были немалые средства. А где их взять? Решили попробовать подтянуть японцев.
В данном деле фигурирует уже другая компания – Honda. Там заинтересовались предложением, даже прислали очень представительную делегацию. В Тольятти, по простоте душевной и желании получше заинтересовать потенциальных инвесторов, «раскрыли им все карты». В это число вошли и подробные эскизы будущего прототипа, они согласились «ий дэсу». Казалось бы, что еще надо, гости сказали «хорошо». Если б кто знал, что это слово чаще означает «спасибо, не надо». Так и получилось, сотрудничество с японцами не срослось.
Конечно, не было ни патента, ни других рычагов воздействия на хитрых азиатов. Здесь сработала русская пословица: «Не пойман – не вор». Ну, пусть это так и останется на совести нечестных предприимчивых дельцов, присвоивший чужой труд, выдав его за свой. Причем еще более подло то, что произошло это в тот момент, когда в нашей стране многие реально сидели без куска хлеба.
Очевидцы японского визита также подтверждают, что самый живой интерес у гостей вызвал именно стенд с эскизами нового внедорожника. А, может, их элементарно продал с потрохами кто-то из ответственных работников предприятия или просто присутствовавших там инженеров? Мы не знаем и не станем бросать тень на людей, которые и так оказались в роли пострадавших. Единственное, что можно сказать точно: не только наши занимались откровенным плагиатом, японцы тоже «хороши гуси».
Тема, в принципе, далеко не нова. И советский автопром грешил подобным на каждом шагу. Просто в условиях «железного занавеса» можно было спокойно использовать чужие узлы и целые модели. Так появлялись первые грузовики АМО (хотя в этом случае имелось разрешение Форда), «Волги», ГАЗ-51, многие правительственные автомобили. «Ковровец» так и вовсе скопировали с чехословацкого CZ, что даже большинство деталей оказались взаимозаменяемыми.
«Ковровец», слишком уж унифицирован с CZ 175. Фото: youtube.com
На этом фоне может казаться, что успешные японцы не нуждаются в том, чтобы «брать чужое без проса». У них и своих разработок вполне достаточно. Но не будем спешить с выводами. Я и сам очень удивился, когда ознакомился с фактами, о которых расскажу ниже. Кажется, грешная человеческая натура остается неизменной. И на нее не влияют престиж, происхождение и государственные границы.
Один из первых японских плагиатов
Конец 50-х в мировых кольцевых гонках проходил под сильным влиянием аппаратов, сконструированных в Восточной Германии. Мотоциклы MZ, разработанные Вальтером Кааденом, отличались оригинальностью конструкции. Ее основой стали дисковые золотники на впуске. Успех этого нововведения, побудил применить этот ход талантливого инженера во всей линейке заводских спортивных моделей:
✅ 50 куб. см
✅ 125 куб. см
✅ 250 куб. см
Результаты не заставили себя долго ждать. Первым «выстрелил» Хорст Фюгнер, который в 1958 выиграл Гран-при Швеции в дисциплине 250сс. Этап кольцевых мотогонок покорился пилотируемому им MZ RE 250. В следующем году Гари Хокинг из Южной Родезии на восточногерманском спортбайке по итогам сезона поднялся на вторую ступень пьедестала. Многие понимали, что дело не столько в навыках пилотов, сколько в успешной конструкции их спортивных машин. О заводе MZ заговорили во многих странах. Особенно в Японии, которая также стремилась создать достойную спортивную модель.
Очень скоро им предоставилась такая возможность. В начале 60-х и Yamaha, и Suzuki поочередно представили перспективные новинки. Первая в 1963 году вывела на трассу RD 56. Удивительно, но его силовой агрегат был почти полной копией 250-кубового двигателя, который принес успех двум вышеупомянутым спортсменам. У другой японской компании создали мотоцикл с двигателем меньшего объема, почти полной копией 125-кубового MZ. Знающие люди прекрасно понимали откуда «растут ноги» у такого японского прогресса.
Немецкие разработки для японского величия
За два года до того, из ГДР сбежал известный мотогонщик Эрнст Дегнер. Несмотря на то, что он находился в одном шаге от мировой славы победителя в классе 125сс чемпионата мира, спортсмен выбрал другой путь. Воспользовавшись тем, что соревнования проходили на территории капстраны, он сбежал в Данию, а, затем, в Западную Германию. О том, что побег заранее планировали, говорит тот факт, что семья Дегнера заблаговременно выбралась туда же, поджидая беглеца. Очень скоро они оказались в Японии.
Эрнст Дегнер «поспособствовал» его появлению. Фото: youtube.com
С ноября 1961 года беглый немец – член заводской команды японской Suzuki. Для этого ему пришлось перебраться в Хамамацу и начать подготовку к зимним соревнованиям. Но все не было так однозначно. Опального гонщика приютили вовсе не за «красивые глазки». Дальнейшие события показали, что он готовился к побегу намного основательней и дольше, чем могло показаться в начале.
Кроме семьи Эрнст незаконно прихватил с собой важную техническую информацию, раскрывавшую причину успеха восточнонемецкого производителя спортивной мототехники. Так появились японские гоночные мотоциклы с двигателями поразительно напоминающими MZ.
Некоторые источники утверждают, что нечестный гонщик прибыл в страну под псевдонимом Евгений Мюллер и имел с собой даже несколько запчастей от немецкого двигателя:
✅ коленвал
✅ цилиндр
✅ поршень
Если это так, то вкупе с документами такой «подарок» помог выйти японским производителям спортбайков на новый уровень. Учитывая то, что команда Suzuki имела 50-кратное преимущество в бюджете над восточными немцами, не удивительно, что последние больше не могли добиваться выдающихся результатов.
Так коварство одного человека поставило крест на успешной карьере его земляков и самой команде из его родной страны. А вот японцы без зазрения совести продолжали пользоваться плодами чужого труда, продолжая свою гегемонию на спортивной арене. И это, как вы увидите дальше, не единичное темное пятно на их репутации.
«Аригатоу» за «Ниву»!
Я уверен, что первое слово вам абсолютно не знакомо. Это и неудивительно, ведь мы имеем дело с транскрипцией японских иероглифов, обозначающих благодарность. Как вспомнилось «спасибо деду за «Победу», то захотелось его вот так обыграть. А сделал я это вовсе не для красного словца. Дело в том, что сразу два японских предприятия могли смело произносить эту фразу. Правда, одни это сделали честно, а вот вторые… Впрочем, сейчас все узнаете сами.
Vitara: не «Нива», конечно, но что-то похожее есть. Фото: youtube.com
Инженеры и специалисты опять того же Suzuki в 80-х представили отличный внедорожник Vitara. Для его создания они явно вдохновились и немного применили идею тольяттинской «Нивы». В этом случае ребята повели себя более чем порядочно. На советское предприятие поступило официальное письмо с добрыми пожеланиями и выражением искренней благодарности за идею. Адресовалось оно лично автору проекта П. М. Прусову. Японцы расшаркивались в реверансах, даже называя Петра Михайловича чуть ли не крестным отцом своей новой модели.
Очень приятно, тем более, что здесь мы говорим о подаче идеи, а не каком-то тупом подражании. В общем, молодцы японцы и вам спасибо, что не забыли кто вам помог с концептом (хоть и заочно, без согласия или денежного вознаграждения). Эта ситуация так и осталась бы рядовым событием, каких немало в сфере конструирования, да и не только здесь (кто только кому не подражает в песнях, фильмах, блюдах и т. п.). К сожалению, в следующем десятилетии произошел совсем иной случай, граничащий с элементарной наглостью.
От того, что страна попала в безденежье, конструкторы творить не перестали. Напротив, голодный художник всегда талантливей. Так и «вазовцы» в 90-х пытались устроить глубокий рестайлинг своего знаменитого джипа. Вот только для реализации проекта необходимы были немалые средства. А где их взять? Решили попробовать подтянуть японцев.
За 40 лет «Нива» почти не изменилась, а могла бы… Фото: youtube.com
В данном деле фигурирует уже другая компания – Honda. Там заинтересовались предложением, даже прислали очень представительную делегацию. В Тольятти, по простоте душевной и желании получше заинтересовать потенциальных инвесторов, «раскрыли им все карты». В это число вошли и подробные эскизы будущего прототипа, они согласились «ий дэсу». Казалось бы, что еще надо, гости сказали «хорошо». Если б кто знал, что это слово чаще означает «спасибо, не надо». Так и получилось, сотрудничество с японцами не срослось.
На Волжском заводе продолжили выживать, а в 1998 году грянул гром среди ясного неба. Компания представила свой субкомпактный кроссовер Honda HR-V. В нем даже невооруженным глазом просматривалось поразительное сходство с чертежами новой «Нивы».
Конечно, не было ни патента, ни других рычагов воздействия на хитрых азиатов. Здесь сработала русская пословица: «Не пойман – не вор». Ну, пусть это так и останется на совести нечестных предприимчивых дельцов, присвоивший чужой труд, выдав его за свой. Причем еще более подло то, что произошло это в тот момент, когда в нашей стране многие реально сидели без куска хлеба.
Тольяттинский эскиз на фоне Honda HR-V. Фото: youtube.com
Очевидцы японского визита также подтверждают, что самый живой интерес у гостей вызвал именно стенд с эскизами нового внедорожника. А, может, их элементарно продал с потрохами кто-то из ответственных работников предприятия или просто присутствовавших там инженеров? Мы не знаем и не станем бросать тень на людей, которые и так оказались в роли пострадавших. Единственное, что можно сказать точно: не только наши занимались откровенным плагиатом, японцы тоже «хороши гуси».
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Кубинцы скоро будут кататься на новых «Москвичах»
Причем безвозмездно. Как и во времена СССР, наша страна поможет дружественному государству в сложной финансовой ситуации....
С919: вспомогательная силовая установка прошла очередную проверку
Недавно Китай провел испытание вспомогательного силового агрегата С919 в присутствии собственных и зарубежных специалистов. КНР упорно стремится выйти на...