ВАЗ-2115 – начало истории второго поколения «Самары»
Изначально переднеприводная конструкция приживалась в советском автопроме непросто. Критики настаивали на том, что такой автомобиль будет обладать гораздо худшими тягловыми показателями. Например, использовался такой аргумент: при заднем приводе легковушка толкает свой вес, а при переднем ей придется его тянуть за собой. Пока в распоряжении инженеров имелись только маломощные двигатели, эти аргументы имели вес. Но развитие отрасли шло быстрыми темпами и это отражалось на силовых агрегатах также.
Все попытки передовых конструкторов страны натыкались на непробиваемую стену бюрократического консерватизма. Итогом стало то, что перспективные проекты запорожского и ижевского автозаводов сейчас лишь красивая, но нереализованная история. Когда же со временем стало ясно, что иностранные производители отдают приоритет переднеприводным автомобилям, всем стало понятно, что мы, как всегда, безнадежно отстали.
Сменилась риторика, появились авторитетные утверждения о том, что на ледяной дороге переднеприводная конструкция лучше показывает себя при заносах и пробуксовках. Это выглядело смешно и печально на фоне того, что еще совсем недавно такая компоновка критиковалась как раз за то, что на обледенелых дорогах сильно снижаются ее ходовые качества. Итогом смены вектора стала переднеприводная «Самара-2108».
После того как опытный образец этого автомобиля принял участие в ралли (правда, вне зачета) восторгу не было предела. Он показал гораздо лучшие результаты, чем специально подготовленные для таких соревнований форсированные «пятерки». Всем стало понятно, что теперь в приоритете у отечественной промышленности – переднеприводные легковые автомобили.
Волжский автозавод волею судьбы ставший первооткрывателем нового направления, старался развить успех. Скоро появилась 5-дверная «девятка» и множество модификаций. Завершением ряда выступил автомобиль с индексом «21099». Последний ряд цифр завершился, поэтому наступила пора обновлений и перемен.
Работы по его созданию стартовали еще в начале 90-х. В принципе, к 1994 году все было готово и автомобиль мог стать на заводской конвейер. Но в дело снова вмешались внешние факторы. Сложная экономическая ситуация в России «отложила» реализацию нового проекта более чем на два года. Только к 1996 году начались подготовительные работы, а в следующем – стартовал выпуск «пятнадцатки».
Но финансово-экономические проблемы никуда не делись. Вместо массового производства предприятию пришлось довольствоваться выпуском небольших партий новых автомобилей. Более того, эта сборка осуществлялась не на основном конвейере, а в Опытно-промышленном производстве (ОПП). Для полноценной работы элементарно не хватало необходимых средств. Поэтому почти все выпущенные в первые четыре года автомобили отправлялись на экспорт. Это приносило необходимую заводу валюту и возможность подготовки предстоящего массового производства.
По сути, полноценный старт линейки «Самара-2» наступил только в 2001 году. Тогда ВАЗ наконец смог поставить «2115» на основной конвейер. После этого автомобиль стал более доступен отечественному покупателю. А до этого сложилась трагикомичная ситуация. Ведущий производитель страны, его основная модель, а отечественные пользователи не имеют возможности ее приобретения.
Но такая раскладка только подогрела потребительский интерес к модели. Ведь в конце 90-х – начале «нулевых» верхом престижа считалось обладание именно «пятнадцатой» моделью ВАЗ. Она считалась более современной, от нее уже не веяло «совковым» автопромом (что отчасти чувствовалось в дизайне «восьмерки», «девятки» и даже «девяносто девятой»).
Правда, не обошлось и без своей «ложки дегтя» в оформлении нового автомобиля. Для снижения аэродинамического сопротивления дизайнеры применили обтекатели порогов. Казалось бы, вполне продуманный и логичный шаг. Но на деле конструкция оказалась такой неуклюжей, как разработка студентов-первокурсников. В итоге она стала основным неприятным элементом, портящим общее хорошее впечатление от дизайна модели.
Итак, переднеприводный седан открывал новое семейство. Кроме него сюда включались еще и два хетчбэка: 3-дверный (ВАЗ-2113) и 5-дверный (ВАЗ-2114). В общем, замены стали соответствующими:
✅ «восьмерку» сменила «тринадцатая» модель
✅ «девятку» – «четырнадцатая»
✅ «девяносто девятую» – герой сегодняшнего повествования
Финансовые трудности сыграли свою роль не только в начале массового производства, но и в конструкции ВАЗ-2115. Изначально обновление должно было коснуться также трансмиссии и тормозной системы автомобиля. Но такие шаги требовали немалых вложений, которых элементарно не хватало. В итоге изменения остались лишь на заводских чертежах, а на деле – просто заимствовали эти агрегаты от предыдущей модели ВАЗ-21099. Тем не менее, измененных узлов и деталей в конструкции новой модели тоже оказалось немало.
Конечно, во внешности «пятнадцатки» есть явный отсыл к предшественнику. Тем не менее изменений в конструкции также имеется немало. Причем, не только внутри, но и по внешнему дизайну:
✅ суженые фары
✅ спойлер со стоп-сигналом на крышке багажника
✅ закругленные углы кузова
✅ измененные бампера в тон кузова
✅ проблемные обтекатели порогов
Кроме того, общая длина кузова увеличилась на 22,5 см, а погрузочную высоту заметно снизили. Она сровнялась с уровнем бампера, что обеспечило гораздо более комфортную загрузку и выгрузку багажного отсека. Изменилась также конфигурация капота, а на дверях появились молдинги.
Электрооборудование автомобиля стало более современным. В него вошли бортовая система контроля и передние электростеклоподъемники. В «люксовой» модификации этот список дополнялся подогревом сидений для холодного времени и противотуманками для дорожных условий с плохой видимостью.
Внутренние улучшения оказались не менее эффективными. Рулевая колонка получила регулировку положения, а улучшенная европанель приборов больше не скрипела. Больший комфорт поездки обеспечили новые анатомические сидения. Автомобиль выпускался в трех исполнениях: стандартном («21150-20»), нормальном («21») и «люксовом» («22»). В ценовом отношении модель расположилась между своими предшественниками и более дорогой «десяткой».
Все автомобили, выпускаемые ОПП, комплектовались карбюраторным 1,5-литровым двигателем, «заимствованным» у «восьмерки». Во время серийного производства на «2115» начали устанавливать другой агрегат того же объема, но с распределенным впрыском топлива.
В 2007-м появился 1,6-литровый инжектор, соответствующий требованием ЕВРО-3. Им комплектовались стандартная и «люксовая» версии. Увеличение объемов производства привело к «вытеснению» с конвейера в 2005 году устаревшей «девяносто девятки». Технические параметры автомобиля:
✅ максимальная скорость – 158 км/ч
✅ запас топлива – 43 л
✅ расход – 8-9 л / 100 км
✅ полная масса – 1410 кг
✅ грузоподъемность – 425 кг
С марта 2010 мелкосерийно выпускались модификации с 90-сильным двигателем от «сто десятой» и 98-сильным от «Приоры». Их максималка достигала 185-190 км/ч, что ставило их на первое место по этому показателю среди всех моделей завода. За 15 лет собрали 752957 штук «пятнадцатой» различных модификаций, что оказалось ниже показателя предшественников. Выпуск автомобиля прекратили в 2012 году.
Все попытки передовых конструкторов страны натыкались на непробиваемую стену бюрократического консерватизма. Итогом стало то, что перспективные проекты запорожского и ижевского автозаводов сейчас лишь красивая, но нереализованная история. Когда же со временем стало ясно, что иностранные производители отдают приоритет переднеприводным автомобилям, всем стало понятно, что мы, как всегда, безнадежно отстали.
Переднеприводный прототип ЗАЗ «Перспектива». Фото: youtube.com
Сменилась риторика, появились авторитетные утверждения о том, что на ледяной дороге переднеприводная конструкция лучше показывает себя при заносах и пробуксовках. Это выглядело смешно и печально на фоне того, что еще совсем недавно такая компоновка критиковалась как раз за то, что на обледенелых дорогах сильно снижаются ее ходовые качества. Итогом смены вектора стала переднеприводная «Самара-2108».
После того как опытный образец этого автомобиля принял участие в ралли (правда, вне зачета) восторгу не было предела. Он показал гораздо лучшие результаты, чем специально подготовленные для таких соревнований форсированные «пятерки». Всем стало понятно, что теперь в приоритете у отечественной промышленности – переднеприводные легковые автомобили.
Проблемы с запуском «Самары» второго поколения
Волжский автозавод волею судьбы ставший первооткрывателем нового направления, старался развить успех. Скоро появилась 5-дверная «девятка» и множество модификаций. Завершением ряда выступил автомобиль с индексом «21099». Последний ряд цифр завершился, поэтому наступила пора обновлений и перемен.
В свое время «девяносто девятая» стала любимым транспортом бизнесменов и «крышевавших» их бандитов. Автомобиль являлся признаком успеха и процветания. Но время шло и назрела необходимость глубокого обновления. Так появился 4-дверный седан ВАЗ-2115 – рестайлинговая версия модели.
Работы по его созданию стартовали еще в начале 90-х. В принципе, к 1994 году все было готово и автомобиль мог стать на заводской конвейер. Но в дело снова вмешались внешние факторы. Сложная экономическая ситуация в России «отложила» реализацию нового проекта более чем на два года. Только к 1996 году начались подготовительные работы, а в следующем – стартовал выпуск «пятнадцатки».
Но финансово-экономические проблемы никуда не делись. Вместо массового производства предприятию пришлось довольствоваться выпуском небольших партий новых автомобилей. Более того, эта сборка осуществлялась не на основном конвейере, а в Опытно-промышленном производстве (ОПП). Для полноценной работы элементарно не хватало необходимых средств. Поэтому почти все выпущенные в первые четыре года автомобили отправлялись на экспорт. Это приносило необходимую заводу валюту и возможность подготовки предстоящего массового производства.
Наконец основной конвейер!
По сути, полноценный старт линейки «Самара-2» наступил только в 2001 году. Тогда ВАЗ наконец смог поставить «2115» на основной конвейер. После этого автомобиль стал более доступен отечественному покупателю. А до этого сложилась трагикомичная ситуация. Ведущий производитель страны, его основная модель, а отечественные пользователи не имеют возможности ее приобретения.
Спойлер со стоп-сигналом на крышке багажника. Фото: youtube.com
Но такая раскладка только подогрела потребительский интерес к модели. Ведь в конце 90-х – начале «нулевых» верхом престижа считалось обладание именно «пятнадцатой» моделью ВАЗ. Она считалась более современной, от нее уже не веяло «совковым» автопромом (что отчасти чувствовалось в дизайне «восьмерки», «девятки» и даже «девяносто девятой»).
Правда, не обошлось и без своей «ложки дегтя» в оформлении нового автомобиля. Для снижения аэродинамического сопротивления дизайнеры применили обтекатели порогов. Казалось бы, вполне продуманный и логичный шаг. Но на деле конструкция оказалась такой неуклюжей, как разработка студентов-первокурсников. В итоге она стала основным неприятным элементом, портящим общее хорошее впечатление от дизайна модели.
5-дверный хетчбэк ВАЗ-2114. Фото: youtube.com
Итак, переднеприводный седан открывал новое семейство. Кроме него сюда включались еще и два хетчбэка: 3-дверный (ВАЗ-2113) и 5-дверный (ВАЗ-2114). В общем, замены стали соответствующими:
✅ «восьмерку» сменила «тринадцатая» модель
✅ «девятку» – «четырнадцатая»
✅ «девяносто девятую» – герой сегодняшнего повествования
Финансовые трудности сыграли свою роль не только в начале массового производства, но и в конструкции ВАЗ-2115. Изначально обновление должно было коснуться также трансмиссии и тормозной системы автомобиля. Но такие шаги требовали немалых вложений, которых элементарно не хватало. В итоге изменения остались лишь на заводских чертежах, а на деле – просто заимствовали эти агрегаты от предыдущей модели ВАЗ-21099. Тем не менее, измененных узлов и деталей в конструкции новой модели тоже оказалось немало.
Технические изменения и особенности
Конечно, во внешности «пятнадцатки» есть явный отсыл к предшественнику. Тем не менее изменений в конструкции также имеется немало. Причем, не только внутри, но и по внешнему дизайну:
✅ суженые фары
✅ спойлер со стоп-сигналом на крышке багажника
✅ закругленные углы кузова
✅ измененные бампера в тон кузова
✅ проблемные обтекатели порогов
Кроме того, общая длина кузова увеличилась на 22,5 см, а погрузочную высоту заметно снизили. Она сровнялась с уровнем бампера, что обеспечило гораздо более комфортную загрузку и выгрузку багажного отсека. Изменилась также конфигурация капота, а на дверях появились молдинги.
1,6-литровый силовой агрегат. Фото: youtube.com
Электрооборудование автомобиля стало более современным. В него вошли бортовая система контроля и передние электростеклоподъемники. В «люксовой» модификации этот список дополнялся подогревом сидений для холодного времени и противотуманками для дорожных условий с плохой видимостью.
Внутренние улучшения оказались не менее эффективными. Рулевая колонка получила регулировку положения, а улучшенная европанель приборов больше не скрипела. Больший комфорт поездки обеспечили новые анатомические сидения. Автомобиль выпускался в трех исполнениях: стандартном («21150-20»), нормальном («21») и «люксовом» («22»). В ценовом отношении модель расположилась между своими предшественниками и более дорогой «десяткой».
Параметры, развитие и завершение выпуска
Все автомобили, выпускаемые ОПП, комплектовались карбюраторным 1,5-литровым двигателем, «заимствованным» у «восьмерки». Во время серийного производства на «2115» начали устанавливать другой агрегат того же объема, но с распределенным впрыском топлива.
Его выпуск завершили в 2012 году. Фото: youtube.com
В 2007-м появился 1,6-литровый инжектор, соответствующий требованием ЕВРО-3. Им комплектовались стандартная и «люксовая» версии. Увеличение объемов производства привело к «вытеснению» с конвейера в 2005 году устаревшей «девяносто девятки». Технические параметры автомобиля:
✅ максимальная скорость – 158 км/ч
✅ запас топлива – 43 л
✅ расход – 8-9 л / 100 км
✅ полная масса – 1410 кг
✅ грузоподъемность – 425 кг
С марта 2010 мелкосерийно выпускались модификации с 90-сильным двигателем от «сто десятой» и 98-сильным от «Приоры». Их максималка достигала 185-190 км/ч, что ставило их на первое место по этому показателю среди всех моделей завода. За 15 лет собрали 752957 штук «пятнадцатой» различных модификаций, что оказалось ниже показателя предшественников. Выпуск автомобиля прекратили в 2012 году.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Кубинцы скоро будут кататься на новых «Москвичах»
Причем безвозмездно. Как и во времена СССР, наша страна поможет дружественному государству в сложной финансовой ситуации....
С919: вспомогательная силовая установка прошла очередную проверку
Недавно Китай провел испытание вспомогательного силового агрегата С919 в присутствии собственных и зарубежных специалистов. КНР упорно стремится выйти на...