
«Буханка» получилась не сразу – сначала был УАЗ-300
Автомобили ульяновского завода выпускаются до сих пор. Самой пожилой из ныне производимых моделей является УАЗ СГР. Аббревиатура расшифровывается как «старый грузовой ряд».
Для большинства российских водителей УАЗ СГР известен как «Буханка» или под индексом 452. Эту модель, появившуюся в 1965 году, неоднократно пытались модернизировать, но дальше легких рестайлингов дело не зашло. Особенно это касается внешности.
Кстати, многие забыли, что «Буханка» не первый микроавтобус Ульяновского автомобильного завода. До нее был еще УАЗ-450. Но и он не является дебютной моделью предприятия.
Это современный УАЗ «Буханка». Фото: Youtube.com
Сначала был грузовик УльЗИС 235. Модель получилась достаточно интересная и перспективная, даже превосходящая ЗИС-150. Судьба автомобиля оказалась неудачной – на заводе выпустили 4 или 5 опытных УльЗИС 235, которые так и сгинули в пучине истории после закрытия проекта.
Такая же судьба постигла и первый УАЗ в истории, получивший индекс 300. Это уникальный однотонный грузовичок, созданный «по мотивам» американских моделей. Это значит, что он внешне был на них похож, но не являлся копией.
Будущее УАЗ-300 пророчили светлое, автомобиль стал бы советским Ford серии F. И кто знает, может сейчас бы в сельской местности пикапы были обычным явлением, как «Нива» или УАЗ.
Началось все в разгар Великой Отечественной войны – в 1943 году. Правительство СССР понимало, что через пару-тройку лет страна победит немцев, и уже сейчас нужно думать о возрождении промышленности и сельского хозяйства. Обсуждения затянулись на несколько лет. Вопрос решили положительно только в 1946 году.
ГАЗ-АА довоенного года выпуска. Фото: Youtube.com
На очередном совещании, где собрались ведущие конструкторы советских автомобильных заводов, прозвучало предложение наладить выпуск однотонных легких грузовичков.
Эти машины должны были использоваться для изготовления на их шасси:
✅ Военных «санитарок» и моделей скорой медицинской помощи
✅ Промтоварных фургонов
✅ Городских маршрутных такси
Делать автомобили на шасси существующих грузовых моделей казалось неоправданным. Хотя есть мнение, что бензин в СССР никто не считал до начала 80-х, это далеко не так. Особенно актуальна нехватка горючего была в первые послевоенные годы.
Интересно, что уже тогда будущий однотонный грузовик предполагался не только с классическим задним приводом, но и с полным. Ничего странного – из США по ленд-лизу поставляли различные внедорожники. Они демонстрировали потрясающую проходимость на советских дорогах, в военные годы далеких от идеала.
Изначально выпуск УАЗ-300, точнее, «безликого» однотонного грузовика, предлагали организовать на Горьковском автомобильном заводе. ЗИС не рассматривали – тамошняя техника была тяжелей, а у ГАЗ имелось налаженное производство «полуторок».
УАЗ-300 сохранились только в виде архивных фото. Фото: Youtube.com
Руководство Горьковского автомобильного завода справедливо заметило, что у них все помещения заняты. Плюс нужно разрабатывать новые, важные для возрождения экономики модели, включая и полноприводные. Поэтому проект передали в Ульяновск.
В 1946 году там запустили ТЭЦ, но еще до этого предприятие получило трофейные немецкие станки и техническое задание на разработку УАЗ-300. Кстати, модель была далеко не основной для ульяновских конструкторов. В первую очередь им требовалось запустить конвейер по выпуску «полуторок».
Запуск ГАЗ-ММ на Ульяновском автомобильном заводе несколько раз срывался. Только в 1947 году конвейер заработал. После этого конструкторы занялись разработкой УАЗ-300.
Опыта постройки у советских специалистов не было, однотонных легких грузовиков в стране вообще никто не выпускал. Поэтому пришлось брать за основу ГАЗ-ММ, а параллельно рассматривались все попавшие в руки конструкторов автомобили американского и немецкого производства.
По дизайну автомобиль напоминает американские модели. Фото: Youtube.com
В итоге чуть ли не каждый узел предлагался в нескольких вариантах. Особенно это касалось коробки передач и элементов ходовки.
Проект был готов в середине 1948 года. Автомобили пока существовали только в виде макетов, да и то не полноразмерных. Техническая документация предлагала специалистам широкий выбор узлов.
Именно это вызвало волну критики. Авторитетные советские инженеры возмущались, что это не проект, а некий конструктор. Ульяновских специалистов обвиняли в нерешительности и хитрости. Дескать, они предоставили конструкторам такие документы, чтобы те в процессе обсуждения сами выбрали оптимальный вариант для производства УАЗ-300.
Много вопросов вызвал и выбор двигателя. Конструкторы УАЗ в итоге остановились на ГАЗ М-20 от «Победы». Но так как автомобиль планировался грузовой, представители ЗИС считали, что это обрекает новую модель на провал.
Проект в итоге посчитали недоработанным. Горьковским конструкторам намекнули, что они даже не наладили толком конвейер по выпуску ГАЗ-ММ, так что рано пока говорить о разработке и запуске в серию новой модели. УАЗ-300 рекомендовали освоить в следующей пятилетке, то есть, начиная с 1951 году.
Ульяновские конструкторы оказались гордыми – их не устраивало слепо копировать горьковские автомобили. Хотелось чего-то своего. Поэтому они старались выпустить опытную машину еще в 1948 году, вместе с технической документацией.
Этот автомобиль был выпущен всего в двух экземплярах. Фото: Youtube.com
Тогда сделать это не получилось. После слов специалистов и рекомендации осваивать выпуск УАЗ-300 в следующей пятилетке, то есть, с 1951 года, инженеры принялись за дело с удвоенным рвением. Оскорбленная гордость жаждала реванша.
Первый опытный образец появился в 1949 году – он даже принял участие в октябрьском параде. Кстати, дебюту этого автомобиля способствовало начальство Горьковского завода. Они решили помочь УАЗ, отправив нескольких своих специалистов в Ульяновск.
Интересно, что вместе с инженерами на УАЗ попал и скульптор – тогда так называли дизайнеров. Он разработал внешний вид кабины для нового автомобиля. Вот только гордые ульяновские специалисты отказались от услуг стороннего дизайнера, создав автомобиль своими силами. Хотя, если внимательно посмотреть на внешность машины, сразу видно, что она сделана «по мотивам» американских легких грузовичков.
Первый опытный УАЗ-300 получил двигатель от «Победы». Второй экземпляр оснастили мотором от ГАЗ-ММ – это нужно было для испытаний, чтобы понять, какой образец лучше себя проявит.
Вот только с ГАЗ-ММ до сих пор не ладилось. Конвейер работал с постоянными простоями, мощности ТЭЦ не хватало. Да и перспектив с этим грузовиком, конструктивно родом из 20-х, у завода не было.
А ведь красивый автомобиль получился. Фото: Youtube.com
К 1951 году инженеры выдали вторую опытную партию УАЗ-300. Это уже были полуторки с двускатными задними колесами и индексом «302». Смысла в этом автомобиле не было – конструкторов понесло «не в ту степь».
Ульяновский завод сначала освободили от выпуска любых машин. А потом и вовсе перевели на выпуск военной продукции, не имеющей ничего общего с автомобильной. Только в середине 1950-х завод возродили, но это уже другая история.
А УАЗ-300 так и остался перспективным, но не реализованным проектом.
Для большинства российских водителей УАЗ СГР известен как «Буханка» или под индексом 452. Эту модель, появившуюся в 1965 году, неоднократно пытались модернизировать, но дальше легких рестайлингов дело не зашло. Особенно это касается внешности.
Кстати, многие забыли, что «Буханка» не первый микроавтобус Ульяновского автомобильного завода. До нее был еще УАЗ-450. Но и он не является дебютной моделью предприятия.

Сначала был грузовик УльЗИС 235. Модель получилась достаточно интересная и перспективная, даже превосходящая ЗИС-150. Судьба автомобиля оказалась неудачной – на заводе выпустили 4 или 5 опытных УльЗИС 235, которые так и сгинули в пучине истории после закрытия проекта.
Мы обязательно расскажем про эту модель, так что следите за публикациями, они выходят регулярно!
Такая же судьба постигла и первый УАЗ в истории, получивший индекс 300. Это уникальный однотонный грузовичок, созданный «по мотивам» американских моделей. Это значит, что он внешне был на них похож, но не являлся копией.
Будущее УАЗ-300 пророчили светлое, автомобиль стал бы советским Ford серии F. И кто знает, может сейчас бы в сельской местности пикапы были обычным явлением, как «Нива» или УАЗ.
Старт проекта
Началось все в разгар Великой Отечественной войны – в 1943 году. Правительство СССР понимало, что через пару-тройку лет страна победит немцев, и уже сейчас нужно думать о возрождении промышленности и сельского хозяйства. Обсуждения затянулись на несколько лет. Вопрос решили положительно только в 1946 году.

На очередном совещании, где собрались ведущие конструкторы советских автомобильных заводов, прозвучало предложение наладить выпуск однотонных легких грузовичков.
Эти машины должны были использоваться для изготовления на их шасси:
✅ Военных «санитарок» и моделей скорой медицинской помощи
✅ Промтоварных фургонов
✅ Городских маршрутных такси
Делать автомобили на шасси существующих грузовых моделей казалось неоправданным. Хотя есть мнение, что бензин в СССР никто не считал до начала 80-х, это далеко не так. Особенно актуальна нехватка горючего была в первые послевоенные годы.
Интересно, что уже тогда будущий однотонный грузовик предполагался не только с классическим задним приводом, но и с полным. Ничего странного – из США по ленд-лизу поставляли различные внедорожники. Они демонстрировали потрясающую проходимость на советских дорогах, в военные годы далеких от идеала.
Выбор производителя
Изначально выпуск УАЗ-300, точнее, «безликого» однотонного грузовика, предлагали организовать на Горьковском автомобильном заводе. ЗИС не рассматривали – тамошняя техника была тяжелей, а у ГАЗ имелось налаженное производство «полуторок».

Руководство Горьковского автомобильного завода справедливо заметило, что у них все помещения заняты. Плюс нужно разрабатывать новые, важные для возрождения экономики модели, включая и полноприводные. Поэтому проект передали в Ульяновск.
В 1946 году там запустили ТЭЦ, но еще до этого предприятие получило трофейные немецкие станки и техническое задание на разработку УАЗ-300. Кстати, модель была далеко не основной для ульяновских конструкторов. В первую очередь им требовалось запустить конвейер по выпуску «полуторок».
Работы над УАЗ-300
Запуск ГАЗ-ММ на Ульяновском автомобильном заводе несколько раз срывался. Только в 1947 году конвейер заработал. После этого конструкторы занялись разработкой УАЗ-300.
Опыта постройки у советских специалистов не было, однотонных легких грузовиков в стране вообще никто не выпускал. Поэтому пришлось брать за основу ГАЗ-ММ, а параллельно рассматривались все попавшие в руки конструкторов автомобили американского и немецкого производства.

В итоге чуть ли не каждый узел предлагался в нескольких вариантах. Особенно это касалось коробки передач и элементов ходовки.
Проект был готов в середине 1948 года. Автомобили пока существовали только в виде макетов, да и то не полноразмерных. Техническая документация предлагала специалистам широкий выбор узлов.
Именно это вызвало волну критики. Авторитетные советские инженеры возмущались, что это не проект, а некий конструктор. Ульяновских специалистов обвиняли в нерешительности и хитрости. Дескать, они предоставили конструкторам такие документы, чтобы те в процессе обсуждения сами выбрали оптимальный вариант для производства УАЗ-300.
Много вопросов вызвал и выбор двигателя. Конструкторы УАЗ в итоге остановились на ГАЗ М-20 от «Победы». Но так как автомобиль планировался грузовой, представители ЗИС считали, что это обрекает новую модель на провал.
Инженеры Горьковского завода наоборот считали, что легкому автомобилю двигателя ГАЗ М-20 хватит за глаза. Как показало время, они были правы – впоследствии «волговские» моторы устанавливали на «Буханки», РАФ и ЕрАЗ.
Проект в итоге посчитали недоработанным. Горьковским конструкторам намекнули, что они даже не наладили толком конвейер по выпуску ГАЗ-ММ, так что рано пока говорить о разработке и запуске в серию новой модели. УАЗ-300 рекомендовали освоить в следующей пятилетке, то есть, начиная с 1951 году.
Дебют и технические особенности
Ульяновские конструкторы оказались гордыми – их не устраивало слепо копировать горьковские автомобили. Хотелось чего-то своего. Поэтому они старались выпустить опытную машину еще в 1948 году, вместе с технической документацией.

Тогда сделать это не получилось. После слов специалистов и рекомендации осваивать выпуск УАЗ-300 в следующей пятилетке, то есть, с 1951 года, инженеры принялись за дело с удвоенным рвением. Оскорбленная гордость жаждала реванша.
Первый опытный образец появился в 1949 году – он даже принял участие в октябрьском параде. Кстати, дебюту этого автомобиля способствовало начальство Горьковского завода. Они решили помочь УАЗ, отправив нескольких своих специалистов в Ульяновск.
Интересно, что вместе с инженерами на УАЗ попал и скульптор – тогда так называли дизайнеров. Он разработал внешний вид кабины для нового автомобиля. Вот только гордые ульяновские специалисты отказались от услуг стороннего дизайнера, создав автомобиль своими силами. Хотя, если внимательно посмотреть на внешность машины, сразу видно, что она сделана «по мотивам» американских легких грузовичков.
Первый опытный УАЗ-300 получил двигатель от «Победы». Второй экземпляр оснастили мотором от ГАЗ-ММ – это нужно было для испытаний, чтобы понять, какой образец лучше себя проявит.
Вот только с ГАЗ-ММ до сих пор не ладилось. Конвейер работал с постоянными простоями, мощности ТЭЦ не хватало. Да и перспектив с этим грузовиком, конструктивно родом из 20-х, у завода не было.

К 1951 году инженеры выдали вторую опытную партию УАЗ-300. Это уже были полуторки с двускатными задними колесами и индексом «302». Смысла в этом автомобиле не было – конструкторов понесло «не в ту степь».
Ульяновский завод сначала освободили от выпуска любых машин. А потом и вовсе перевели на выпуск военной продукции, не имеющей ничего общего с автомобильной. Только в середине 1950-х завод возродили, но это уже другая история.
А УАЗ-300 так и остался перспективным, но не реализованным проектом.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...

Стартовало серийное производство LADA Iskra
Выпуск модели приурочен к юбилею АВТОВАЗа. Ведь 55 лет назад на заводе собрали первый ВАЗ-2101....

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...