«Буханка» получилась не сразу – сначала был УАЗ-300
Автомобили ульяновского завода выпускаются до сих пор. Самой пожилой из ныне производимых моделей является УАЗ СГР. Аббревиатура расшифровывается как «старый грузовой ряд».
Для большинства российских водителей УАЗ СГР известен как «Буханка» или под индексом 452. Эту модель, появившуюся в 1965 году, неоднократно пытались модернизировать, но дальше легких рестайлингов дело не зашло. Особенно это касается внешности.
Кстати, многие забыли, что «Буханка» не первый микроавтобус Ульяновского автомобильного завода. До нее был еще УАЗ-450. Но и он не является дебютной моделью предприятия.
Сначала был грузовик УльЗИС 235. Модель получилась достаточно интересная и перспективная, даже превосходящая ЗИС-150. Судьба автомобиля оказалась неудачной – на заводе выпустили 4 или 5 опытных УльЗИС 235, которые так и сгинули в пучине истории после закрытия проекта.
Такая же судьба постигла и первый УАЗ в истории, получивший индекс 300. Это уникальный однотонный грузовичок, созданный «по мотивам» американских моделей. Это значит, что он внешне был на них похож, но не являлся копией.
Будущее УАЗ-300 пророчили светлое, автомобиль стал бы советским Ford серии F. И кто знает, может сейчас бы в сельской местности пикапы были обычным явлением, как «Нива» или УАЗ.
Началось все в разгар Великой Отечественной войны – в 1943 году. Правительство СССР понимало, что через пару-тройку лет страна победит немцев, и уже сейчас нужно думать о возрождении промышленности и сельского хозяйства. Обсуждения затянулись на несколько лет. Вопрос решили положительно только в 1946 году.
На очередном совещании, где собрались ведущие конструкторы советских автомобильных заводов, прозвучало предложение наладить выпуск однотонных легких грузовичков.
Эти машины должны были использоваться для изготовления на их шасси:
✅ Военных «санитарок» и моделей скорой медицинской помощи
✅ Промтоварных фургонов
✅ Городских маршрутных такси
Делать автомобили на шасси существующих грузовых моделей казалось неоправданным. Хотя есть мнение, что бензин в СССР никто не считал до начала 80-х, это далеко не так. Особенно актуальна нехватка горючего была в первые послевоенные годы.
Интересно, что уже тогда будущий однотонный грузовик предполагался не только с классическим задним приводом, но и с полным. Ничего странного – из США по ленд-лизу поставляли различные внедорожники. Они демонстрировали потрясающую проходимость на советских дорогах, в военные годы далеких от идеала.
Изначально выпуск УАЗ-300, точнее, «безликого» однотонного грузовика, предлагали организовать на Горьковском автомобильном заводе. ЗИС не рассматривали – тамошняя техника была тяжелей, а у ГАЗ имелось налаженное производство «полуторок».
Руководство Горьковского автомобильного завода справедливо заметило, что у них все помещения заняты. Плюс нужно разрабатывать новые, важные для возрождения экономики модели, включая и полноприводные. Поэтому проект передали в Ульяновск.
В 1946 году там запустили ТЭЦ, но еще до этого предприятие получило трофейные немецкие станки и техническое задание на разработку УАЗ-300. Кстати, модель была далеко не основной для ульяновских конструкторов. В первую очередь им требовалось запустить конвейер по выпуску «полуторок».
Запуск ГАЗ-ММ на Ульяновском автомобильном заводе несколько раз срывался. Только в 1947 году конвейер заработал. После этого конструкторы занялись разработкой УАЗ-300.
Опыта постройки у советских специалистов не было, однотонных легких грузовиков в стране вообще никто не выпускал. Поэтому пришлось брать за основу ГАЗ-ММ, а параллельно рассматривались все попавшие в руки конструкторов автомобили американского и немецкого производства.
В итоге чуть ли не каждый узел предлагался в нескольких вариантах. Особенно это касалось коробки передач и элементов ходовки.
Проект был готов в середине 1948 года. Автомобили пока существовали только в виде макетов, да и то не полноразмерных. Техническая документация предлагала специалистам широкий выбор узлов.
Именно это вызвало волну критики. Авторитетные советские инженеры возмущались, что это не проект, а некий конструктор. Ульяновских специалистов обвиняли в нерешительности и хитрости. Дескать, они предоставили конструкторам такие документы, чтобы те в процессе обсуждения сами выбрали оптимальный вариант для производства УАЗ-300.
Много вопросов вызвал и выбор двигателя. Конструкторы УАЗ в итоге остановились на ГАЗ М-20 от «Победы». Но так как автомобиль планировался грузовой, представители ЗИС считали, что это обрекает новую модель на провал.
Проект в итоге посчитали недоработанным. Горьковским конструкторам намекнули, что они даже не наладили толком конвейер по выпуску ГАЗ-ММ, так что рано пока говорить о разработке и запуске в серию новой модели. УАЗ-300 рекомендовали освоить в следующей пятилетке, то есть, начиная с 1951 году.
Ульяновские конструкторы оказались гордыми – их не устраивало слепо копировать горьковские автомобили. Хотелось чего-то своего. Поэтому они старались выпустить опытную машину еще в 1948 году, вместе с технической документацией.
Тогда сделать это не получилось. После слов специалистов и рекомендации осваивать выпуск УАЗ-300 в следующей пятилетке, то есть, с 1951 года, инженеры принялись за дело с удвоенным рвением. Оскорбленная гордость жаждала реванша.
Первый опытный образец появился в 1949 году – он даже принял участие в октябрьском параде. Кстати, дебюту этого автомобиля способствовало начальство Горьковского завода. Они решили помочь УАЗ, отправив нескольких своих специалистов в Ульяновск.
Интересно, что вместе с инженерами на УАЗ попал и скульптор – тогда так называли дизайнеров. Он разработал внешний вид кабины для нового автомобиля. Вот только гордые ульяновские специалисты отказались от услуг стороннего дизайнера, создав автомобиль своими силами. Хотя, если внимательно посмотреть на внешность машины, сразу видно, что она сделана «по мотивам» американских легких грузовичков.
Первый опытный УАЗ-300 получил двигатель от «Победы». Второй экземпляр оснастили мотором от ГАЗ-ММ – это нужно было для испытаний, чтобы понять, какой образец лучше себя проявит.
Вот только с ГАЗ-ММ до сих пор не ладилось. Конвейер работал с постоянными простоями, мощности ТЭЦ не хватало. Да и перспектив с этим грузовиком, конструктивно родом из 20-х, у завода не было.
К 1951 году инженеры выдали вторую опытную партию УАЗ-300. Это уже были полуторки с двускатными задними колесами и индексом «302». Смысла в этом автомобиле не было – конструкторов понесло «не в ту степь».
Ульяновский завод сначала освободили от выпуска любых машин. А потом и вовсе перевели на выпуск военной продукции, не имеющей ничего общего с автомобильной. Только в середине 1950-х завод возродили, но это уже другая история.
А УАЗ-300 так и остался перспективным, но не реализованным проектом.
Для большинства российских водителей УАЗ СГР известен как «Буханка» или под индексом 452. Эту модель, появившуюся в 1965 году, неоднократно пытались модернизировать, но дальше легких рестайлингов дело не зашло. Особенно это касается внешности.
Кстати, многие забыли, что «Буханка» не первый микроавтобус Ульяновского автомобильного завода. До нее был еще УАЗ-450. Но и он не является дебютной моделью предприятия.
Это современный УАЗ «Буханка». Фото: Youtube.com
Сначала был грузовик УльЗИС 235. Модель получилась достаточно интересная и перспективная, даже превосходящая ЗИС-150. Судьба автомобиля оказалась неудачной – на заводе выпустили 4 или 5 опытных УльЗИС 235, которые так и сгинули в пучине истории после закрытия проекта.
Мы обязательно расскажем про эту модель, так что следите за публикациями, они выходят регулярно!
Такая же судьба постигла и первый УАЗ в истории, получивший индекс 300. Это уникальный однотонный грузовичок, созданный «по мотивам» американских моделей. Это значит, что он внешне был на них похож, но не являлся копией.
Будущее УАЗ-300 пророчили светлое, автомобиль стал бы советским Ford серии F. И кто знает, может сейчас бы в сельской местности пикапы были обычным явлением, как «Нива» или УАЗ.
Старт проекта
Началось все в разгар Великой Отечественной войны – в 1943 году. Правительство СССР понимало, что через пару-тройку лет страна победит немцев, и уже сейчас нужно думать о возрождении промышленности и сельского хозяйства. Обсуждения затянулись на несколько лет. Вопрос решили положительно только в 1946 году.
ГАЗ-АА довоенного года выпуска. Фото: Youtube.com
На очередном совещании, где собрались ведущие конструкторы советских автомобильных заводов, прозвучало предложение наладить выпуск однотонных легких грузовичков.
Эти машины должны были использоваться для изготовления на их шасси:
✅ Военных «санитарок» и моделей скорой медицинской помощи
✅ Промтоварных фургонов
✅ Городских маршрутных такси
Делать автомобили на шасси существующих грузовых моделей казалось неоправданным. Хотя есть мнение, что бензин в СССР никто не считал до начала 80-х, это далеко не так. Особенно актуальна нехватка горючего была в первые послевоенные годы.
Интересно, что уже тогда будущий однотонный грузовик предполагался не только с классическим задним приводом, но и с полным. Ничего странного – из США по ленд-лизу поставляли различные внедорожники. Они демонстрировали потрясающую проходимость на советских дорогах, в военные годы далеких от идеала.
Выбор производителя
Изначально выпуск УАЗ-300, точнее, «безликого» однотонного грузовика, предлагали организовать на Горьковском автомобильном заводе. ЗИС не рассматривали – тамошняя техника была тяжелей, а у ГАЗ имелось налаженное производство «полуторок».
УАЗ-300 сохранились только в виде архивных фото. Фото: Youtube.com
Руководство Горьковского автомобильного завода справедливо заметило, что у них все помещения заняты. Плюс нужно разрабатывать новые, важные для возрождения экономики модели, включая и полноприводные. Поэтому проект передали в Ульяновск.
В 1946 году там запустили ТЭЦ, но еще до этого предприятие получило трофейные немецкие станки и техническое задание на разработку УАЗ-300. Кстати, модель была далеко не основной для ульяновских конструкторов. В первую очередь им требовалось запустить конвейер по выпуску «полуторок».
Работы над УАЗ-300
Запуск ГАЗ-ММ на Ульяновском автомобильном заводе несколько раз срывался. Только в 1947 году конвейер заработал. После этого конструкторы занялись разработкой УАЗ-300.
Опыта постройки у советских специалистов не было, однотонных легких грузовиков в стране вообще никто не выпускал. Поэтому пришлось брать за основу ГАЗ-ММ, а параллельно рассматривались все попавшие в руки конструкторов автомобили американского и немецкого производства.
По дизайну автомобиль напоминает американские модели. Фото: Youtube.com
В итоге чуть ли не каждый узел предлагался в нескольких вариантах. Особенно это касалось коробки передач и элементов ходовки.
Проект был готов в середине 1948 года. Автомобили пока существовали только в виде макетов, да и то не полноразмерных. Техническая документация предлагала специалистам широкий выбор узлов.
Именно это вызвало волну критики. Авторитетные советские инженеры возмущались, что это не проект, а некий конструктор. Ульяновских специалистов обвиняли в нерешительности и хитрости. Дескать, они предоставили конструкторам такие документы, чтобы те в процессе обсуждения сами выбрали оптимальный вариант для производства УАЗ-300.
Много вопросов вызвал и выбор двигателя. Конструкторы УАЗ в итоге остановились на ГАЗ М-20 от «Победы». Но так как автомобиль планировался грузовой, представители ЗИС считали, что это обрекает новую модель на провал.
Инженеры Горьковского завода наоборот считали, что легкому автомобилю двигателя ГАЗ М-20 хватит за глаза. Как показало время, они были правы – впоследствии «волговские» моторы устанавливали на «Буханки», РАФ и ЕрАЗ.
Проект в итоге посчитали недоработанным. Горьковским конструкторам намекнули, что они даже не наладили толком конвейер по выпуску ГАЗ-ММ, так что рано пока говорить о разработке и запуске в серию новой модели. УАЗ-300 рекомендовали освоить в следующей пятилетке, то есть, начиная с 1951 году.
Дебют и технические особенности
Ульяновские конструкторы оказались гордыми – их не устраивало слепо копировать горьковские автомобили. Хотелось чего-то своего. Поэтому они старались выпустить опытную машину еще в 1948 году, вместе с технической документацией.
Этот автомобиль был выпущен всего в двух экземплярах. Фото: Youtube.com
Тогда сделать это не получилось. После слов специалистов и рекомендации осваивать выпуск УАЗ-300 в следующей пятилетке, то есть, с 1951 года, инженеры принялись за дело с удвоенным рвением. Оскорбленная гордость жаждала реванша.
Первый опытный образец появился в 1949 году – он даже принял участие в октябрьском параде. Кстати, дебюту этого автомобиля способствовало начальство Горьковского завода. Они решили помочь УАЗ, отправив нескольких своих специалистов в Ульяновск.
Интересно, что вместе с инженерами на УАЗ попал и скульптор – тогда так называли дизайнеров. Он разработал внешний вид кабины для нового автомобиля. Вот только гордые ульяновские специалисты отказались от услуг стороннего дизайнера, создав автомобиль своими силами. Хотя, если внимательно посмотреть на внешность машины, сразу видно, что она сделана «по мотивам» американских легких грузовичков.
Первый опытный УАЗ-300 получил двигатель от «Победы». Второй экземпляр оснастили мотором от ГАЗ-ММ – это нужно было для испытаний, чтобы понять, какой образец лучше себя проявит.
Вот только с ГАЗ-ММ до сих пор не ладилось. Конвейер работал с постоянными простоями, мощности ТЭЦ не хватало. Да и перспектив с этим грузовиком, конструктивно родом из 20-х, у завода не было.
А ведь красивый автомобиль получился. Фото: Youtube.com
К 1951 году инженеры выдали вторую опытную партию УАЗ-300. Это уже были полуторки с двускатными задними колесами и индексом «302». Смысла в этом автомобиле не было – конструкторов понесло «не в ту степь».
Ульяновский завод сначала освободили от выпуска любых машин. А потом и вовсе перевели на выпуск военной продукции, не имеющей ничего общего с автомобильной. Только в середине 1950-х завод возродили, но это уже другая история.
А УАЗ-300 так и остался перспективным, но не реализованным проектом.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...