.d-md-none .d-lg-block bibimot

ГАЗ-3103 – несостоявшаяся переднеприводная «Волга»

ГАЗ-3103 – несостоявшаяся переднеприводная «Волга»
Первые годы существования России как отдельного государства оказались очень сложными для всех отраслей хозяйства. И понятно, что автомобильная промышленность не стала исключением. Ведь хоть «автомобиль и не роскошь», но на его приобретение необходимы немалые средства. А они в безденежные 90-е водились только у «новых русских», среди которых были бизнесмены и бандиты (часто это являлось чем-то смешанным). В таких условиях не могло идти и речи о массовом производстве легковых автомобилей.


Кроме того, положение отечественного автопрома значительно осложнялось тем, что в страну хлынул поток поддержанных иномарок. Даже в таком состоянии их технические характеристики превышали наших «передовиков» – продукцию Волжского автозавода (что уж тогда говорить о других). Учитывая эти два очень мощных фактора, удивительно, что российские предприятия вообще не закрылись. Впрочем, для многих со временем наступил именно такой финал.

ГАЗ-3103 – несостоявшаяся переднеприводная «Волга»Прототип ГАЗ-3103 отметили множеством наград. Фото: youtube.com

Смог выстоять и как-то укрепиться только автогигант в Тольятти. И то потому, что его продукция оказалась хотя бы отчасти конкурентоспособной, а автомобили и в советское время отправлялись на экспорт во многие страны далеко не третьего мира. АЗЛК и ИЖ со временем пришли в упадок. Подобная судьба ожидала и флагмана – Горьковский автозавод. Хотя выпуск малотоннажной грузовой техники спас общее положение, с легковым транспортом все оказалось гораздо печальнее.

ГАЗ-3103 вместо «ноль пятой»


В Горьком пытались мужественно не замечать трудностей, а «закусив удила», двигаться вперед. Здесь разрабатывались новинки вроде внедорожников «Комбат» или «Атаман», а также продолжались доработки свежих моделей «Волги», начатые еще в советское время.

Основной из них стала модель ГАЗ-3105. Этот роскошный автомобиль начали разрабатывать еще в 80-х. Он планировался гораздо поскромнее прежней «Чайки», что соответствовало духу времени: отказ от привилегий и стремление к демократическому обществу. Несмотря на это, у «ноль пятого» имелось множество прекрасных новых технических наработок.

Основная модель серии ГАЗ-3105 вышла экспериментальным тиражом в 50 машин. Фото: youtube.com

Правда, цена модели ручной сборки оказалась очень высокой. Рядовым покупателям машина была неинтересна (за меньшую цену имелась возможность купить «сто сороковой» «Мерседес»), упор хотели сделать на государственные службы. Для них хватило бы и ограниченной партии в 50 тысяч, после чего производство новинки можно было сворачивать. Однако эксклюзивный автомобиль с кондиционером и электроприводом задних сидений ушел в историю, так и не попав в серию. Поговаривают, что за все время вышло 109 экземпляров.

Совсем другое дело созданный на его базе «социальный проект» – переднеприводный ГАЗ-3103. Отсутствие дорогих наворотов у него компенсировалось своими сильными сторонами. Впервые зрители смогли увидеть автомобиль на Московском автосалоне-98.


Встретили его очень тепло и оживленно. Причем, не только обычные автолюбители, но и члены компетентного жюри. Просто последние тоже были россиянами и болели за отечественный автопром, стремительно приходящий в упадок. Любой «лучик надежды» радовал каждого, переживающего за общее дело. Тогда ГАЗ-3103 новомодной переднеприводной конструкции показался именно такой надеждой. Его удостоили диплома «Дизайн-98».

Техническое устройство и дизайн


И это неспроста. Ведь автомобиль получил увеличенную до 2820 мм базу и лобовое стекло с двойной кривизной. Первое придавало большего комфорта во время длительных поездок. А второе – увеличивало обзор и улучшало его качество. Другие технические параметры у автомобиля имелись следующие:

✅ двигатель рабочим объемом 2,3 л
✅ мощность – 150 л. с
✅ КПП – 5-ступенчатая механика
✅ максимальная скорость – 210 км/ч
✅ топливный бак – 78 л
✅ объем багажного отделения – ок. 700 л

Общее впечатление солидности и большей современности, по сравнению с предшественниками, вселяло надежду на радужное будущее ГАЗ-3103. К сожалению, этим мечтам не суждено было сбыться. Не помог ни повышенный комфорт салона, ни другие «навороты»:

✅ многофункциональная аудиосистема
✅ кондиционер
✅ оптика от Hella
✅ приборная панель от VDO
✅ сиденья от Lear
✅ гидроусилитель руля
✅ ABS

Кроме этого, имелись и другие технические «плюсы». Безопасность водителя во время аварии обеспечивала комфортная подушка (огромный шаг по сравнению с «двадцать первой», где отсутствовали даже элементарные ремни). Модель комплектовалась полным электропакетом: все сидения и зеркала заднего вида. Пол багажного отделения имел ровную поверхность, что делало перевозку массивной клади более удобной.

Ходовая, характеристики и просторный салон


На всех колесах автомобиля установили дисковые тормоза. Причем, передние были вентилируемыми. Два поперечных рычага составляли основу передней подвески. Верхний из них расположен высоко снаружи, поэтому верхняя шаровая оказалась прямо над колесом. Нижний вместе с двигателем закреплен к подрамнику, который соединен с кузовом через упругие подушки. Задняя подвеска применялась независимая пружинная.

Дизайн модели вполне заслуживал лестных оценок. Фото: youtube.com

Концепт-кар обладал неплохими ходовыми качества. Если максималка превышала отметку «200», то первую сотню он легко преодолевал за 11,5 секунд. Эти показатели демонстрировал стандартный «атмосферник» ЗМЗ-406. Какими оказались бы цифры в случае осуществления проекта по внедрению под капот автомобиля дизеля по лицензии Steyr, мы уже не узнаем никогда.

При установке базового силового агрегата применили небольшое ноу-хау: мотор сильно сместили назад. Это дало возможность установить более короткий передний свес. Такая конструкция, кроме выгод, принесла и сложности с трансмиссией: главная передача оказалась слева от двигателя. Выходом стал несимметричный картер с удлинителем, проходящим под силовым агрегатом.

Все же основным положительным моментом прототипа нового автомобиля можно считать очень просторный салон (он длиннее чем у «классики» на 30 см). И это притом, что «ноль третья» всего на несколько сантиметров длиннее «десятки». Зрительный и практический эффект получили за счет удлиненной крыши и коротким свесам. Пригодилось углубленное исследование дизайнерами завода параметров Audi-100. Дополнила этот ансамбль двойная кривизна ветрового стекла.

Внутреннее убранство салона. Фото: youtube.com

Очень просторный салон, комфортная езда, рулевая колонка с регулировкой по длине и углу наклона. Сегодня многие уверены, что появись такой автомобиль в более благоприятное время, успех ему был бы обеспечен. Но сослагательное наклонение в истории, как известно, не применимо.

Бесславный конец перспективного проекта


Конструкторы и дизайнеры настойчиво продолжали технические доработки в течение еще пары лет после получения признания на столичной выставке. Причем, параллельно готовился и полноприводный вариант – ГАЗ-3104. Оба эти прототипа к тому времени получили еще две награды. Это были спецприз от известного журнала «За рулем» и диплом Союза дизайнеров России. Последнее событие произошло на международной автовыставке «Мотор-Шоу-98». Столичные специалисты таким образом еще раз отметили успехи горьковских дизайнеров.

Выпуск ограничился небольшой партией. Фото: youtube.com

К сожалению, кризис последнего десятилетия прошлого века завершился девальвацией рубля в 1998 году и дальнейшим усугублением ситуации. В таких условиях оказалось абсолютно невозможно развернуть серийное производство пусть и ультраперспективного автомобиля. Наступило новое тысячелетие с его приоритетами, новыми планами и разработками. На Горьковском автозаводе вынуждены были признать свое поражение. ГАЗ-3103, которому все пророчили прекрасное будущее, вышел лишь небольшой партией. После этого он попросту стал одним из экспонатов музея.

Автор:

Использованы фотографии: youtube.com

А вы бы купили себе ГАЗ-3103, выйдя он в серию?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
Как ГАЗ-21 «Волга» стала такой, как мы ее знаемМосквич-С3 – он получил двухлитровый двигатель и заднюю независимую подвеску