История марки JAWA: становления бренда в довоенный период
Рады вновь приветствовать всех любителей марки JAWA! Надеемся, что вы с нетерпением ждете продолжения истории некогда мегапопулярных в нашей стране мотоциклов. Они хорошо зарекомендовали себя в плане конструкции, дизайна и ходовых качеств. Впрочем, те, для кого это – отголоски буйной молодости, все это прекрасно знают и так. Но, думаю, окунуться в такие воспоминания всегда залог только положительных эмоций.
В СССР чехословацкие мотоциклы поставлялись меньше 30 лет. А началась эта история мотобума в 1962 году, когда первая «Ява-старушка» пересекла границу нашей родины. Новинку оценили по достоинству и любовь к ней многие пронесли через всю жизнь. В 80-х годах стали популярными международные слеты «Друзей Явы», которые собирали как чешских мотолюбителей, так и гостей из других стран. В первую, очередь, конечно же, огромной армии советских «явистов».
А вот долгая история JAWA начиналась еще в конце 20-х годов прошлого века. И, как это часто бывало в те времена, совсем не с мотоциклетной техники. Ну, и не обошлось без помощи более технически развитых стран. Я имею в виду Германию. Не будем ходить вокруг да около, а постараемся все проследить в хронологическом порядке.
Франтишек Янечек родился 23 января 1878 года. После Первой мировой войны он хорошо зарекомендовал себя в оружейной промышленности. Но уже в 20-х годах ему захотелось отойти от военного направления, занявшись чем-то новым, более массовым. По примеру других оружейников, Янечек направил свои усилия в транспортную сферу.
Балансируя между автомобилями и мотоциклами, чех все же больше склонялся к последнему. Ведь конкуренция в сфере автомобилестроения уже тогда была очень плотной. А вот производство мотоциклов являлось относительно новой нишей. В принципе, на территории Чехословакии тогда никто этим серьезно не занимался.
Учитывая то, что предпринимателю досталось «непаханое поле», не могло быть и речи о каких-то собственных разработках. Пришлось полагаться на опыт соседних, более развитых в этом отношении, стран. Поэтому инженер Франтишек Янечек решил пойти по пути лицензионного производства. Для этого плана он получил разрешение на выпуск мотоцикла Wanderer из Хемнице (Германия). Эта машина стояла за созданием совершенно нового бренда.
Менее чем через два месяца Янечек оформил торговую марку во Всемирной организацией интеллектуальной собственности в Женеве. Первый мотоцикл JAWA (модель 500 OHV) впервые представили публике в октябре 1929 года на автосалоне в Праге. Так началась история наших любимцев.
Конечно, сразу же мотоциклы не получили всемирное признание и любовь мотолюбителей из разных стран. В принципе, довоенное время мотоциклетное предприятие потратило на то, чтобы укрепиться на внутреннем рынке. И им это прекрасно удалось. За первое десятилетие своей истории JAWA успела выпустить несколько моделей с различным объемом двигателя. В принципе, каждая из них имела свои неплохие технические решения. Все шло к тому, что мотоцикл сможет занять свою заметную нишу не только на внутреннем рынке, но и за рубежом. Модельный ряд 30-х был таким:
✅ JAWA 500 OHV
✅ JAWA 175 Villiers
✅ JAWA 350 SV
✅ JAWA 350 OHV
Модель «250» представили в 1935 году. Она заполнила пространство между моделями 175 и 350 OHV с одноцилиндровым двигателем объемом 248 куб. см. Он имел воздушное охлаждение и мощность 9 л. с. Во второй половине 30-х мотоцикл представлял собой очень выгодное соотношение цены и качества. Это позволило за неполных четыре года собрать почти 14 000 экземпляров. Производство модели ненадолго продолжилось и после войны, до рождения легенды Perak в 1946 году. Но вернемся к первому опыту.
Основой модели 500 OHV являлась рама из штампованного листового металла с неподрессоренным задним колесом. Машина с трехступенчатой коробкой передач получила прозвище «Румпал» из-за привода заднего колеса через вал. Техническое оснащение мотоцикла:
✅ двигатель – четырехтактный с воздушным охлаждением
✅ количество цилиндров – 1
✅ рабочий объем – 498,7 куб. см
✅ мощность – 18 л. с
✅ максимальная скорость до 125 км/ч
На начало 30-х годов 500 OHV был относительно роскошным и дорогим транспортным средством, по цене сравнимым с малолитражкой Aero 500. Фактически, он оставался в продаже наряду с более дешевыми моделями до 1935 года, когда во время Великой депрессии произвели и продали более 1000 экземпляров.
JAWA 175 Villiers с двухтактным двигателем, выпущенная по лицензии одноименной британской марки добавилась к модельному ряду в 1932 году и оставалась в течение двух лет. После этого последовала масштабная модернизация, превратившая ее в JAWA 175. Последний представитель этих мотоциклов вышел из производства в 1946 году.
Эта техника предназначалась для людей с меньшим достатком, молодых или менее опытных водителей. 1-цилиндровый двигатель с воздушным охлаждением имел скромные 172 куб. см и 5,5 л. с. мощности. Вес мотоцикла составлял всего 80 кг, а максимальная скорость не превышала 80 км/ч. Правда, после модернизации, скоростные показатели увеличили на пять пунктов. И самое главное, именно благодаря выпуску модели «175» JAWA превратилась в настоящий мотоциклетный бренд.
В 1934 году стартовало производство «350 SV». Эти одноцилиндровые мотоциклы с 4-тактным 346-кубовым двигателем выпускались до 1936 года. Байк имел воздушное охлаждение и мощность в 12 л. с. Его рама основывалась на конструкции модели «175», из штампованного листового металла с неподрессоренным задним колесом. Мотоцикл стал промежуточным между недорогим и роскошным вариантами двухколесной техники данной марки.
Дорогой модельный ряд JAWA обновился в 1935 году: «350 OHV» сменил на конвейере 500-кубового предшественника. Эта модель отличалась от своего «старшего брата» в первую очередь двигателем с верхнеклапанным приводом, который обеспечивал высочайшую производительность (объем – 346 куб. см, мощность – 15 л. с.). С максимальной скоростью около 115 км/ч он до сих пор считается одним из лучших мотоциклов марки. «350-й» производился до конца 1940-х.
Со временем компания постаралась внедриться и в малокубатурную нишу. JAWA 100 Robot 1937 года выпуска с двухтактным одноцилиндровым двигателем объемом 98,8 куб. cм и мощностью 2,6 л. с. стал самым маломощным мотоциклом марки за первое десятилетие ее существования. Транспорт с педалями (фактически, мопед) пользовался успехом у покупателей еще и благодаря тому, что по законодательству того времени он не подлежал официальному учету. Поэтому на него не нужен регистрационный знак, а за руль можно садиться с 14-летнего возраста.
JAWA 250 Duplex Blok представляет собой последний серийный мотоцикл, который бренд представил в тот период. Премьера этой модели состоялась в 1938 году, а продажи стартовали в следующем. Одноцилиндровый мотоцикл с 246-кубовым мотором с воздушным охлаждением имел мощность 9 л. с. и 4-ступенчатую коробку передач.
На сегодняшний день он является одним из самых редких представителей своей марки. Это связано с тем, что производство мотоцикла резко прекратили в связи с оккупацией Чехословакии в 1939 году. Успели собрать примерно 900 машин, хотя интерес к ней имелся неплохой. Следующая модель стала поворотной в истории JAWA. Похожую роль сыграл в свое время и другой мотоцикл, именуемый у нас «эксперименталка». Он стал одновременно развитием популярности JAWA в СССР и мостиком к завершению эпохи. Следующий материал мы посвятим ему.
В СССР чехословацкие мотоциклы поставлялись меньше 30 лет. А началась эта история мотобума в 1962 году, когда первая «Ява-старушка» пересекла границу нашей родины. Новинку оценили по достоинству и любовь к ней многие пронесли через всю жизнь. В 80-х годах стали популярными международные слеты «Друзей Явы», которые собирали как чешских мотолюбителей, так и гостей из других стран. В первую, очередь, конечно же, огромной армии советских «явистов».
Слеты «Друзей Явы» проводятся во многих странах. Фото: youtube.com
А вот долгая история JAWA начиналась еще в конце 20-х годов прошлого века. И, как это часто бывало в те времена, совсем не с мотоциклетной техники. Ну, и не обошлось без помощи более технически развитых стран. Я имею в виду Германию. Не будем ходить вокруг да около, а постараемся все проследить в хронологическом порядке.
Из оружейников в производители мототехники
Франтишек Янечек родился 23 января 1878 года. После Первой мировой войны он хорошо зарекомендовал себя в оружейной промышленности. Но уже в 20-х годах ему захотелось отойти от военного направления, занявшись чем-то новым, более массовым. По примеру других оружейников, Янечек направил свои усилия в транспортную сферу.
Балансируя между автомобилями и мотоциклами, чех все же больше склонялся к последнему. Ведь конкуренция в сфере автомобилестроения уже тогда была очень плотной. А вот производство мотоциклов являлось относительно новой нишей. В принципе, на территории Чехословакии тогда никто этим серьезно не занимался.
Эти модели появились благодаря Ф. Янечеку. Фото: youtube.com
Учитывая то, что предпринимателю досталось «непаханое поле», не могло быть и речи о каких-то собственных разработках. Пришлось полагаться на опыт соседних, более развитых в этом отношении, стран. Поэтому инженер Франтишек Янечек решил пойти по пути лицензионного производства. Для этого плана он получил разрешение на выпуск мотоцикла Wanderer из Хемнице (Германия). Эта машина стояла за созданием совершенно нового бренда.
Так появился первый чехословацкий массовый производитель мотоциклов. Новая марка получила свое название от первых двух букв фамилии основателя компании и немецкой торговой марки. JAWA зарегистрировали в Чехословакии 17 августа 1929 года.
Менее чем через два месяца Янечек оформил торговую марку во Всемирной организацией интеллектуальной собственности в Женеве. Первый мотоцикл JAWA (модель 500 OHV) впервые представили публике в октябре 1929 года на автосалоне в Праге. Так началась история наших любимцев.
Первый опыт в производстве мотоциклов
Конечно, сразу же мотоциклы не получили всемирное признание и любовь мотолюбителей из разных стран. В принципе, довоенное время мотоциклетное предприятие потратило на то, чтобы укрепиться на внутреннем рынке. И им это прекрасно удалось. За первое десятилетие своей истории JAWA успела выпустить несколько моделей с различным объемом двигателя. В принципе, каждая из них имела свои неплохие технические решения. Все шло к тому, что мотоцикл сможет занять свою заметную нишу не только на внутреннем рынке, но и за рубежом. Модельный ряд 30-х был таким:
✅ JAWA 500 OHV
✅ JAWA 175 Villiers
✅ JAWA 350 SV
✅ JAWA 350 OHV
Модель «250» представили в 1935 году. Она заполнила пространство между моделями 175 и 350 OHV с одноцилиндровым двигателем объемом 248 куб. см. Он имел воздушное охлаждение и мощность 9 л. с. Во второй половине 30-х мотоцикл представлял собой очень выгодное соотношение цены и качества. Это позволило за неполных четыре года собрать почти 14 000 экземпляров. Производство модели ненадолго продолжилось и после войны, до рождения легенды Perak в 1946 году. Но вернемся к первому опыту.
JAWA 175 Villiers образца 1932 года. Фото: youtube.com
Основой модели 500 OHV являлась рама из штампованного листового металла с неподрессоренным задним колесом. Машина с трехступенчатой коробкой передач получила прозвище «Румпал» из-за привода заднего колеса через вал. Техническое оснащение мотоцикла:
✅ двигатель – четырехтактный с воздушным охлаждением
✅ количество цилиндров – 1
✅ рабочий объем – 498,7 куб. см
✅ мощность – 18 л. с
✅ максимальная скорость до 125 км/ч
На начало 30-х годов 500 OHV был относительно роскошным и дорогим транспортным средством, по цене сравнимым с малолитражкой Aero 500. Фактически, он оставался в продаже наряду с более дешевыми моделями до 1935 года, когда во время Великой депрессии произвели и продали более 1000 экземпляров.
Другие модели JAWA довоенного периода
JAWA 175 Villiers с двухтактным двигателем, выпущенная по лицензии одноименной британской марки добавилась к модельному ряду в 1932 году и оставалась в течение двух лет. После этого последовала масштабная модернизация, превратившая ее в JAWA 175. Последний представитель этих мотоциклов вышел из производства в 1946 году.
Эта техника предназначалась для людей с меньшим достатком, молодых или менее опытных водителей. 1-цилиндровый двигатель с воздушным охлаждением имел скромные 172 куб. см и 5,5 л. с. мощности. Вес мотоцикла составлял всего 80 кг, а максимальная скорость не превышала 80 км/ч. Правда, после модернизации, скоростные показатели увеличили на пять пунктов. И самое главное, именно благодаря выпуску модели «175» JAWA превратилась в настоящий мотоциклетный бренд.
Лучшая модель десятилетия JAWA 350OHV. Фото: youtube.com
В 1934 году стартовало производство «350 SV». Эти одноцилиндровые мотоциклы с 4-тактным 346-кубовым двигателем выпускались до 1936 года. Байк имел воздушное охлаждение и мощность в 12 л. с. Его рама основывалась на конструкции модели «175», из штампованного листового металла с неподрессоренным задним колесом. Мотоцикл стал промежуточным между недорогим и роскошным вариантами двухколесной техники данной марки.
Дорогой модельный ряд JAWA обновился в 1935 году: «350 OHV» сменил на конвейере 500-кубового предшественника. Эта модель отличалась от своего «старшего брата» в первую очередь двигателем с верхнеклапанным приводом, который обеспечивал высочайшую производительность (объем – 346 куб. см, мощность – 15 л. с.). С максимальной скоростью около 115 км/ч он до сих пор считается одним из лучших мотоциклов марки. «350-й» производился до конца 1940-х.
Со временем компания постаралась внедриться и в малокубатурную нишу. JAWA 100 Robot 1937 года выпуска с двухтактным одноцилиндровым двигателем объемом 98,8 куб. cм и мощностью 2,6 л. с. стал самым маломощным мотоциклом марки за первое десятилетие ее существования. Транспорт с педалями (фактически, мопед) пользовался успехом у покупателей еще и благодаря тому, что по законодательству того времени он не подлежал официальному учету. Поэтому на него не нужен регистрационный знак, а за руль можно садиться с 14-летнего возраста.
Последний довоенный Duplex Blok. Фото: youtube.com
JAWA 250 Duplex Blok представляет собой последний серийный мотоцикл, который бренд представил в тот период. Премьера этой модели состоялась в 1938 году, а продажи стартовали в следующем. Одноцилиндровый мотоцикл с 246-кубовым мотором с воздушным охлаждением имел мощность 9 л. с. и 4-ступенчатую коробку передач.
На сегодняшний день он является одним из самых редких представителей своей марки. Это связано с тем, что производство мотоцикла резко прекратили в связи с оккупацией Чехословакии в 1939 году. Успели собрать примерно 900 машин, хотя интерес к ней имелся неплохой. Следующая модель стала поворотной в истории JAWA. Похожую роль сыграл в свое время и другой мотоцикл, именуемый у нас «эксперименталка». Он стал одновременно развитием популярности JAWA в СССР и мостиком к завершению эпохи. Следующий материал мы посвятим ему.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....