История марки JAWA: становления бренда в довоенный период
Рады вновь приветствовать всех любителей марки JAWA! Надеемся, что вы с нетерпением ждете продолжения истории некогда мегапопулярных в нашей стране мотоциклов. Они хорошо зарекомендовали себя в плане конструкции, дизайна и ходовых качеств. Впрочем, те, для кого это – отголоски буйной молодости, все это прекрасно знают и так. Но, думаю, окунуться в такие воспоминания всегда залог только положительных эмоций.
В СССР чехословацкие мотоциклы поставлялись меньше 30 лет. А началась эта история мотобума в 1962 году, когда первая «Ява-старушка» пересекла границу нашей родины. Новинку оценили по достоинству и любовь к ней многие пронесли через всю жизнь. В 80-х годах стали популярными международные слеты «Друзей Явы», которые собирали как чешских мотолюбителей, так и гостей из других стран. В первую, очередь, конечно же, огромной армии советских «явистов».
А вот долгая история JAWA начиналась еще в конце 20-х годов прошлого века. И, как это часто бывало в те времена, совсем не с мотоциклетной техники. Ну, и не обошлось без помощи более технически развитых стран. Я имею в виду Германию. Не будем ходить вокруг да около, а постараемся все проследить в хронологическом порядке.
Франтишек Янечек родился 23 января 1878 года. После Первой мировой войны он хорошо зарекомендовал себя в оружейной промышленности. Но уже в 20-х годах ему захотелось отойти от военного направления, занявшись чем-то новым, более массовым. По примеру других оружейников, Янечек направил свои усилия в транспортную сферу.
Балансируя между автомобилями и мотоциклами, чех все же больше склонялся к последнему. Ведь конкуренция в сфере автомобилестроения уже тогда была очень плотной. А вот производство мотоциклов являлось относительно новой нишей. В принципе, на территории Чехословакии тогда никто этим серьезно не занимался.
Учитывая то, что предпринимателю досталось «непаханое поле», не могло быть и речи о каких-то собственных разработках. Пришлось полагаться на опыт соседних, более развитых в этом отношении, стран. Поэтому инженер Франтишек Янечек решил пойти по пути лицензионного производства. Для этого плана он получил разрешение на выпуск мотоцикла Wanderer из Хемнице (Германия). Эта машина стояла за созданием совершенно нового бренда.
Менее чем через два месяца Янечек оформил торговую марку во Всемирной организацией интеллектуальной собственности в Женеве. Первый мотоцикл JAWA (модель 500 OHV) впервые представили публике в октябре 1929 года на автосалоне в Праге. Так началась история наших любимцев.
Конечно, сразу же мотоциклы не получили всемирное признание и любовь мотолюбителей из разных стран. В принципе, довоенное время мотоциклетное предприятие потратило на то, чтобы укрепиться на внутреннем рынке. И им это прекрасно удалось. За первое десятилетие своей истории JAWA успела выпустить несколько моделей с различным объемом двигателя. В принципе, каждая из них имела свои неплохие технические решения. Все шло к тому, что мотоцикл сможет занять свою заметную нишу не только на внутреннем рынке, но и за рубежом. Модельный ряд 30-х был таким:
✅ JAWA 500 OHV
✅ JAWA 175 Villiers
✅ JAWA 350 SV
✅ JAWA 350 OHV
Модель «250» представили в 1935 году. Она заполнила пространство между моделями 175 и 350 OHV с одноцилиндровым двигателем объемом 248 куб. см. Он имел воздушное охлаждение и мощность 9 л. с. Во второй половине 30-х мотоцикл представлял собой очень выгодное соотношение цены и качества. Это позволило за неполных четыре года собрать почти 14 000 экземпляров. Производство модели ненадолго продолжилось и после войны, до рождения легенды Perak в 1946 году. Но вернемся к первому опыту.
Основой модели 500 OHV являлась рама из штампованного листового металла с неподрессоренным задним колесом. Машина с трехступенчатой коробкой передач получила прозвище «Румпал» из-за привода заднего колеса через вал. Техническое оснащение мотоцикла:
✅ двигатель – четырехтактный с воздушным охлаждением
✅ количество цилиндров – 1
✅ рабочий объем – 498,7 куб. см
✅ мощность – 18 л. с
✅ максимальная скорость до 125 км/ч
На начало 30-х годов 500 OHV был относительно роскошным и дорогим транспортным средством, по цене сравнимым с малолитражкой Aero 500. Фактически, он оставался в продаже наряду с более дешевыми моделями до 1935 года, когда во время Великой депрессии произвели и продали более 1000 экземпляров.
JAWA 175 Villiers с двухтактным двигателем, выпущенная по лицензии одноименной британской марки добавилась к модельному ряду в 1932 году и оставалась в течение двух лет. После этого последовала масштабная модернизация, превратившая ее в JAWA 175. Последний представитель этих мотоциклов вышел из производства в 1946 году.
Эта техника предназначалась для людей с меньшим достатком, молодых или менее опытных водителей. 1-цилиндровый двигатель с воздушным охлаждением имел скромные 172 куб. см и 5,5 л. с. мощности. Вес мотоцикла составлял всего 80 кг, а максимальная скорость не превышала 80 км/ч. Правда, после модернизации, скоростные показатели увеличили на пять пунктов. И самое главное, именно благодаря выпуску модели «175» JAWA превратилась в настоящий мотоциклетный бренд.
В 1934 году стартовало производство «350 SV». Эти одноцилиндровые мотоциклы с 4-тактным 346-кубовым двигателем выпускались до 1936 года. Байк имел воздушное охлаждение и мощность в 12 л. с. Его рама основывалась на конструкции модели «175», из штампованного листового металла с неподрессоренным задним колесом. Мотоцикл стал промежуточным между недорогим и роскошным вариантами двухколесной техники данной марки.
Дорогой модельный ряд JAWA обновился в 1935 году: «350 OHV» сменил на конвейере 500-кубового предшественника. Эта модель отличалась от своего «старшего брата» в первую очередь двигателем с верхнеклапанным приводом, который обеспечивал высочайшую производительность (объем – 346 куб. см, мощность – 15 л. с.). С максимальной скоростью около 115 км/ч он до сих пор считается одним из лучших мотоциклов марки. «350-й» производился до конца 1940-х.
Со временем компания постаралась внедриться и в малокубатурную нишу. JAWA 100 Robot 1937 года выпуска с двухтактным одноцилиндровым двигателем объемом 98,8 куб. cм и мощностью 2,6 л. с. стал самым маломощным мотоциклом марки за первое десятилетие ее существования. Транспорт с педалями (фактически, мопед) пользовался успехом у покупателей еще и благодаря тому, что по законодательству того времени он не подлежал официальному учету. Поэтому на него не нужен регистрационный знак, а за руль можно садиться с 14-летнего возраста.
JAWA 250 Duplex Blok представляет собой последний серийный мотоцикл, который бренд представил в тот период. Премьера этой модели состоялась в 1938 году, а продажи стартовали в следующем. Одноцилиндровый мотоцикл с 246-кубовым мотором с воздушным охлаждением имел мощность 9 л. с. и 4-ступенчатую коробку передач.
На сегодняшний день он является одним из самых редких представителей своей марки. Это связано с тем, что производство мотоцикла резко прекратили в связи с оккупацией Чехословакии в 1939 году. Успели собрать примерно 900 машин, хотя интерес к ней имелся неплохой. Следующая модель стала поворотной в истории JAWA. Похожую роль сыграл в свое время и другой мотоцикл, именуемый у нас «эксперименталка». Он стал одновременно развитием популярности JAWA в СССР и мостиком к завершению эпохи. Следующий материал мы посвятим ему.
В СССР чехословацкие мотоциклы поставлялись меньше 30 лет. А началась эта история мотобума в 1962 году, когда первая «Ява-старушка» пересекла границу нашей родины. Новинку оценили по достоинству и любовь к ней многие пронесли через всю жизнь. В 80-х годах стали популярными международные слеты «Друзей Явы», которые собирали как чешских мотолюбителей, так и гостей из других стран. В первую, очередь, конечно же, огромной армии советских «явистов».
Слеты «Друзей Явы» проводятся во многих странах. Фото: youtube.com
А вот долгая история JAWA начиналась еще в конце 20-х годов прошлого века. И, как это часто бывало в те времена, совсем не с мотоциклетной техники. Ну, и не обошлось без помощи более технически развитых стран. Я имею в виду Германию. Не будем ходить вокруг да около, а постараемся все проследить в хронологическом порядке.
Из оружейников в производители мототехники
Франтишек Янечек родился 23 января 1878 года. После Первой мировой войны он хорошо зарекомендовал себя в оружейной промышленности. Но уже в 20-х годах ему захотелось отойти от военного направления, занявшись чем-то новым, более массовым. По примеру других оружейников, Янечек направил свои усилия в транспортную сферу.
Балансируя между автомобилями и мотоциклами, чех все же больше склонялся к последнему. Ведь конкуренция в сфере автомобилестроения уже тогда была очень плотной. А вот производство мотоциклов являлось относительно новой нишей. В принципе, на территории Чехословакии тогда никто этим серьезно не занимался.
Эти модели появились благодаря Ф. Янечеку. Фото: youtube.com
Учитывая то, что предпринимателю досталось «непаханое поле», не могло быть и речи о каких-то собственных разработках. Пришлось полагаться на опыт соседних, более развитых в этом отношении, стран. Поэтому инженер Франтишек Янечек решил пойти по пути лицензионного производства. Для этого плана он получил разрешение на выпуск мотоцикла Wanderer из Хемнице (Германия). Эта машина стояла за созданием совершенно нового бренда.
Так появился первый чехословацкий массовый производитель мотоциклов. Новая марка получила свое название от первых двух букв фамилии основателя компании и немецкой торговой марки. JAWA зарегистрировали в Чехословакии 17 августа 1929 года.
Менее чем через два месяца Янечек оформил торговую марку во Всемирной организацией интеллектуальной собственности в Женеве. Первый мотоцикл JAWA (модель 500 OHV) впервые представили публике в октябре 1929 года на автосалоне в Праге. Так началась история наших любимцев.
Первый опыт в производстве мотоциклов
Конечно, сразу же мотоциклы не получили всемирное признание и любовь мотолюбителей из разных стран. В принципе, довоенное время мотоциклетное предприятие потратило на то, чтобы укрепиться на внутреннем рынке. И им это прекрасно удалось. За первое десятилетие своей истории JAWA успела выпустить несколько моделей с различным объемом двигателя. В принципе, каждая из них имела свои неплохие технические решения. Все шло к тому, что мотоцикл сможет занять свою заметную нишу не только на внутреннем рынке, но и за рубежом. Модельный ряд 30-х был таким:
✅ JAWA 500 OHV
✅ JAWA 175 Villiers
✅ JAWA 350 SV
✅ JAWA 350 OHV
Модель «250» представили в 1935 году. Она заполнила пространство между моделями 175 и 350 OHV с одноцилиндровым двигателем объемом 248 куб. см. Он имел воздушное охлаждение и мощность 9 л. с. Во второй половине 30-х мотоцикл представлял собой очень выгодное соотношение цены и качества. Это позволило за неполных четыре года собрать почти 14 000 экземпляров. Производство модели ненадолго продолжилось и после войны, до рождения легенды Perak в 1946 году. Но вернемся к первому опыту.
JAWA 175 Villiers образца 1932 года. Фото: youtube.com
Основой модели 500 OHV являлась рама из штампованного листового металла с неподрессоренным задним колесом. Машина с трехступенчатой коробкой передач получила прозвище «Румпал» из-за привода заднего колеса через вал. Техническое оснащение мотоцикла:
✅ двигатель – четырехтактный с воздушным охлаждением
✅ количество цилиндров – 1
✅ рабочий объем – 498,7 куб. см
✅ мощность – 18 л. с
✅ максимальная скорость до 125 км/ч
На начало 30-х годов 500 OHV был относительно роскошным и дорогим транспортным средством, по цене сравнимым с малолитражкой Aero 500. Фактически, он оставался в продаже наряду с более дешевыми моделями до 1935 года, когда во время Великой депрессии произвели и продали более 1000 экземпляров.
Другие модели JAWA довоенного периода
JAWA 175 Villiers с двухтактным двигателем, выпущенная по лицензии одноименной британской марки добавилась к модельному ряду в 1932 году и оставалась в течение двух лет. После этого последовала масштабная модернизация, превратившая ее в JAWA 175. Последний представитель этих мотоциклов вышел из производства в 1946 году.
Эта техника предназначалась для людей с меньшим достатком, молодых или менее опытных водителей. 1-цилиндровый двигатель с воздушным охлаждением имел скромные 172 куб. см и 5,5 л. с. мощности. Вес мотоцикла составлял всего 80 кг, а максимальная скорость не превышала 80 км/ч. Правда, после модернизации, скоростные показатели увеличили на пять пунктов. И самое главное, именно благодаря выпуску модели «175» JAWA превратилась в настоящий мотоциклетный бренд.
Лучшая модель десятилетия JAWA 350OHV. Фото: youtube.com
В 1934 году стартовало производство «350 SV». Эти одноцилиндровые мотоциклы с 4-тактным 346-кубовым двигателем выпускались до 1936 года. Байк имел воздушное охлаждение и мощность в 12 л. с. Его рама основывалась на конструкции модели «175», из штампованного листового металла с неподрессоренным задним колесом. Мотоцикл стал промежуточным между недорогим и роскошным вариантами двухколесной техники данной марки.
Дорогой модельный ряд JAWA обновился в 1935 году: «350 OHV» сменил на конвейере 500-кубового предшественника. Эта модель отличалась от своего «старшего брата» в первую очередь двигателем с верхнеклапанным приводом, который обеспечивал высочайшую производительность (объем – 346 куб. см, мощность – 15 л. с.). С максимальной скоростью около 115 км/ч он до сих пор считается одним из лучших мотоциклов марки. «350-й» производился до конца 1940-х.
Со временем компания постаралась внедриться и в малокубатурную нишу. JAWA 100 Robot 1937 года выпуска с двухтактным одноцилиндровым двигателем объемом 98,8 куб. cм и мощностью 2,6 л. с. стал самым маломощным мотоциклом марки за первое десятилетие ее существования. Транспорт с педалями (фактически, мопед) пользовался успехом у покупателей еще и благодаря тому, что по законодательству того времени он не подлежал официальному учету. Поэтому на него не нужен регистрационный знак, а за руль можно садиться с 14-летнего возраста.
Последний довоенный Duplex Blok. Фото: youtube.com
JAWA 250 Duplex Blok представляет собой последний серийный мотоцикл, который бренд представил в тот период. Премьера этой модели состоялась в 1938 году, а продажи стартовали в следующем. Одноцилиндровый мотоцикл с 246-кубовым мотором с воздушным охлаждением имел мощность 9 л. с. и 4-ступенчатую коробку передач.
На сегодняшний день он является одним из самых редких представителей своей марки. Это связано с тем, что производство мотоцикла резко прекратили в связи с оккупацией Чехословакии в 1939 году. Успели собрать примерно 900 машин, хотя интерес к ней имелся неплохой. Следующая модель стала поворотной в истории JAWA. Похожую роль сыграл в свое время и другой мотоцикл, именуемый у нас «эксперименталка». Он стал одновременно развитием популярности JAWA в СССР и мостиком к завершению эпохи. Следующий материал мы посвятим ему.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Кубинцы скоро будут кататься на новых «Москвичах»
Причем безвозмездно. Как и во времена СССР, наша страна поможет дружественному государству в сложной финансовой ситуации....