Противотуманные фары: ксенон, галоген или светодиоды?
Задача противотуманных фар (ПТФ) – обозначение габаритов автомобиля, освещение краев дороги, разметки при недостаточной видимости или сложных погодных условиях. Однако дополнительный свет устанавливается не на всех машинах. Например, на некоторых бюджетных моделях ПТФ отсутствуют изначально.
Вопрос спорный, особенно если учесть, что головной свет на современных авто достаточно эффективен. Но все же ПТФ вносят свою лепту в обеспечение безопасности и лишними не будут, хотя многие автовладельцы устанавливают эти приборы исключительно ради желания подчеркнуть «статус» свой машины. Если рассмотреть подробнее штатные противотуманки, невольно возникают вопросы к их конструкции.
Последнее время встретить на дороге «гражданский» автомобиль с дополнительным светом этого оттенка случается нечасто. В основном ПТФ – белого цвета. Однако если посмотреть, например, на болиды в гонках «Ле-Ман», можно удостовериться: пилоты используют противотуманки желтого цвета. Причина заключается в теплом спектре этого оттенка, который человеческий глаз воспринимает быстрее по сравнению с холодными волнами белого света. Т. е. водитель лучше различает дорогу в желтом цвете.
Все дело в физических свойствах тумана, который не опускается до самого низа. В результате в молочной «стене» ближе к дороге всегда будет «просвет», как минимум, в несколько сантиметров. Туда и «смотрят» противотуманки. Попробуйте включить дальний свет в подобных условиях: он просто будет отражаться от пелены, и ни за что не пробьет ее.
Современных автовладельцев уже не устраивают штатные светильники (фары для них маркируют CR) с традиционными нитями накаливания. Автопроизводители идут навстречу и устанавливают свет другого типа, а рынок предлагает лампы, работающие по другим принципам.
Их особенность заключается в испарении вольфрама, который не исчезает, а возвращается обратно к нагревательному элементу. В результате стенки стеклянной колбы не темнеют, а спираль частично восстанавливается. Все это способствует увеличению ресурса изделия. Но у «галогенок» есть и минусы. Если взглянуть на спектральный график, станет ясно, что энергия лампы в основном уходит в красную зону. Это значит, что изделие больше работает на «обогрев», а не на свет. Еще галогеновые лампы не «любят» сильной тряски и поэтому выходят из строя через 4-5 месяцев, а то и раньше. Фары для таких световых приборов маркируются HC/HR, HCR.
Сразу стоит обратиться к законодательству. Там четко указано, что внешние световые приборы, к которым относятся и ПТФ, должны иметь соответствующую маркировку. Если ксенон разрешен, обозначение фары, устанавливаемой на заводе, должно включать маркировку D, DC или DCR. Как раз большинство авто, сходящих с конвейера, такими ПТФ не оснащаются. Можно сделать вывод: самостоятельная установка ксеноновых ламп в противотуманки противоречит закону. Наказание – штраф, а то и лишение прав на год. Есть «дополнение» - в случае, когда ксенон не разрешен, но установлен в ПТФ, авто не зарегистрируют.
Если такой свет поместить в обычную фару, не имеющую обозначение F3, возможно ослепление водителей встречных машин. Тем не менее эти световые приборы пользуются успехом. Это связано с:
Монтаж ксеноновых ламп может вызвать сложности, т. к. в комплекте идет блок розжига и корректор наклона, иногда – омыватель. Есть еще один нюанс – установка ксенона в несоответствующую ему фару не имеет смысла, т. к. нужны специальные линзы, иначе свет станет рассеиваться в разные стороны и в сильный туман вы будете видеть перед собой белую стену.
Главная особенность ламп – очень низкое энергопотребление. Лампы этого типа ставят в фары с начальным обозначением MD (Правила от ООН №19, п.3.5.2). Если LED поставить в прибор, не имеющий соответствующей маркировки, при обнаружении инспектором нарушения грозит лишение прав до года и конфискация светодиодов.
Производители учитывают спрос со стороны автовладельцев и предлагают лампы всех типов. А вот ставить их в соответствии с законом или нет – дело каждого водителя.
Галогенные лампы имеют цоколь Н3, отличаются приятным, желтоватым оттенком света. Яркость – 1550 Лм. Это значит, что устанавливать с таким прибором корректор необязательно (по закону граница начинается от 2000 Лм). Мощность - 55 Вт. Производитель заявляет минимальный срок службы в 400 ч, а при благоприятных условиях – до 650 ч. автолюбители в отзывах отмечают хорошую видимость дороги в тумане.
Галогенные лампы от японского производителя, излучают белый свет, сила потока 2600 Лм (требуется корректор), мощность 55 Вт. Для изготовления нити накаливания использован тугоплавкий сплав. Благодаря особой конструкции, изделия не перегреваются, встречных водителей не слепят.
Ксеноновые осветительные приборы с цоколем Н3. Уровень светового потока – 1500 Лм, мощность 35 Вт. Изделие потребляет мало энергии, устойчиво к тряске (нити накаливания нет), имеет длительный срок службы. Отличается сравнительно невысокой стоимостью.
Изделие от известного европейского производителя. Ксеноновая лампа сделана с применением технологии Philips Xenon. Пользователи отмечают широкий световой пучок, помогающий разглядеть дорогу в туман и плохую погоду.
LED-лампы, обладающие мощностью 24 Вт, выдают равномерный насыщенный белый свет. Обеспечивает хорошую видимость, водителей встречного потока не ослепляет. К плюсу стоит отнести беспроблемную установку.
Источник света от немецкого производителя, предлагаемый с разными цоколями: Н8, Н11, Н16. Напряжение питания - 12 или 24 вольта, мощность - 24 Вт. Яркость светового потока составляет 1550 Лм. Лампа «холодная», цветовая температура 6500 К. Приборы формируют точный луч, пробивающий туман, снегопад или ливень. Стабильность работы изделия обеспечивается двойным отводом тепла. Если есть необходимость этой лампой заменять штатную галогенную, придется покупать «обманку», чтобы интегрировать изделие в бортовой компьютер авто.
Выводы
Сначала стоит подумать, есть ли смысл в установке или замене штатных ламп в противотуманных фарах. Если да, желательно приобретать сразу комплект: лампу (галогеновую, ксеноновую или светодиодную) и соответствующую ей ПТФ с линзой или без. В противном случае эффект от применения «крутого» светильника будет минимальным.
Нужны ли противотуманные фары
Вопрос спорный, особенно если учесть, что головной свет на современных авто достаточно эффективен. Но все же ПТФ вносят свою лепту в обеспечение безопасности и лишними не будут, хотя многие автовладельцы устанавливают эти приборы исключительно ради желания подчеркнуть «статус» свой машины. Если рассмотреть подробнее штатные противотуманки, невольно возникают вопросы к их конструкции.
Почему ПТФ желтого цвета
Последнее время встретить на дороге «гражданский» автомобиль с дополнительным светом этого оттенка случается нечасто. В основном ПТФ – белого цвета. Однако если посмотреть, например, на болиды в гонках «Ле-Ман», можно удостовериться: пилоты используют противотуманки желтого цвета. Причина заключается в теплом спектре этого оттенка, который человеческий глаз воспринимает быстрее по сравнению с холодными волнами белого света. Т. е. водитель лучше различает дорогу в желтом цвете.
Зачем ПТФ ставят ниже головных фар
Все дело в физических свойствах тумана, который не опускается до самого низа. В результате в молочной «стене» ближе к дороге всегда будет «просвет», как минимум, в несколько сантиметров. Туда и «смотрят» противотуманки. Попробуйте включить дальний свет в подобных условиях: он просто будет отражаться от пелены, и ни за что не пробьет ее.
Установка галогенных, ксеноновых или светодиодных ламп
Современных автовладельцев уже не устраивают штатные светильники (фары для них маркируют CR) с традиционными нитями накаливания. Автопроизводители идут навстречу и устанавливают свет другого типа, а рынок предлагает лампы, работающие по другим принципам.
Галогеновые лампы
Их особенность заключается в испарении вольфрама, который не исчезает, а возвращается обратно к нагревательному элементу. В результате стенки стеклянной колбы не темнеют, а спираль частично восстанавливается. Все это способствует увеличению ресурса изделия. Но у «галогенок» есть и минусы. Если взглянуть на спектральный график, станет ясно, что энергия лампы в основном уходит в красную зону. Это значит, что изделие больше работает на «обогрев», а не на свет. Еще галогеновые лампы не «любят» сильной тряски и поэтому выходят из строя через 4-5 месяцев, а то и раньше. Фары для таких световых приборов маркируются HC/HR, HCR.
Ксенон
Сразу стоит обратиться к законодательству. Там четко указано, что внешние световые приборы, к которым относятся и ПТФ, должны иметь соответствующую маркировку. Если ксенон разрешен, обозначение фары, устанавливаемой на заводе, должно включать маркировку D, DC или DCR. Как раз большинство авто, сходящих с конвейера, такими ПТФ не оснащаются. Можно сделать вывод: самостоятельная установка ксеноновых ламп в противотуманки противоречит закону. Наказание – штраф, а то и лишение прав на год. Есть «дополнение» - в случае, когда ксенон не разрешен, но установлен в ПТФ, авто не зарегистрируют.
Если такой свет поместить в обычную фару, не имеющую обозначение F3, возможно ослепление водителей встречных машин. Тем не менее эти световые приборы пользуются успехом. Это связано с:
- ✅ высокой яркостью изделий
- ✅ экономичностью
- ✅ устойчивостью к перепадам в бортовой сети
- ✅ «игнорированием» вибрации
- ✅ длительным ресурсом
Монтаж ксеноновых ламп может вызвать сложности, т. к. в комплекте идет блок розжига и корректор наклона, иногда – омыватель. Есть еще один нюанс – установка ксенона в несоответствующую ему фару не имеет смысла, т. к. нужны специальные линзы, иначе свет станет рассеиваться в разные стороны и в сильный туман вы будете видеть перед собой белую стену.
Из минусов, кроме высокой цены, пользователи отмечают постепенное уменьшение яркости света, что водителю сложно заметить вовремя, поэтому не очень понятно, когда нужно менять прибор.
Светодиоды (LED или по-русски СИД)
Главная особенность ламп – очень низкое энергопотребление. Лампы этого типа ставят в фары с начальным обозначением MD (Правила от ООН №19, п.3.5.2). Если LED поставить в прибор, не имеющий соответствующей маркировки, при обнаружении инспектором нарушения грозит лишение прав до года и конфискация светодиодов.
Чтобы LED-противотуманка работала эффективно, также необходима специальная линза. Если светодиоды поставить в обычную фару с отражателем, она будет ослеплять водителей встречных авто.
Что покупать
Производители учитывают спрос со стороны автовладельцев и предлагают лампы всех типов. А вот ставить их в соответствии с законом или нет – дело каждого водителя.
OSRAM Fog Breaker 62151FBR
Галогенные лампы имеют цоколь Н3, отличаются приятным, желтоватым оттенком света. Яркость – 1550 Лм. Это значит, что устанавливать с таким прибором корректор необязательно (по закону граница начинается от 2000 Лм). Мощность - 55 Вт. Производитель заявляет минимальный срок службы в 400 ч, а при благоприятных условиях – до 650 ч. автолюбители в отзывах отмечают хорошую видимость дороги в тумане.
Галогенные лампочки от OSRAM. Средняя цена за 2 штуки: 801 руб. Фото: ЯндексМаркет
KOITO Whitebeam III P0752W
Галогенные лампы от японского производителя, излучают белый свет, сила потока 2600 Лм (требуется корректор), мощность 55 Вт. Для изготовления нити накаливания использован тугоплавкий сплав. Благодаря особой конструкции, изделия не перегреваются, встречных водителей не слепят.
Галогенные лампы от KOITO. Средняя цена за 2 штуки: 1485 руб. Фото: ЯндексМаркет
ClearLight LDL 00H 360-0LL
Ксеноновые осветительные приборы с цоколем Н3. Уровень светового потока – 1500 Лм, мощность 35 Вт. Изделие потребляет мало энергии, устойчиво к тряске (нити накаливания нет), имеет длительный срок службы. Отличается сравнительно невысокой стоимостью.
Ксенон ClearLight LDL 00H 360-0LL. Средняя цена за 2 штуки: 495 руб. Фото: ЯндексМаркет
Philips X-tremeVision gen2
Изделие от известного европейского производителя. Ксеноновая лампа сделана с применением технологии Philips Xenon. Пользователи отмечают широкий световой пучок, помогающий разглядеть дорогу в туман и плохую погоду.
Ксенон от бренда Philips. Средняя цена за 1 штуку: 4580 руб. Фото: ЯндексМаркет
Vizant D20
LED-лампы, обладающие мощностью 24 Вт, выдают равномерный насыщенный белый свет. Обеспечивает хорошую видимость, водителей встречного потока не ослепляет. К плюсу стоит отнести беспроблемную установку.
Светодиоды Vizant. Средняя цена за 2 штуки: 1800 руб. Фото: ЯндексМаркет
Narva Range Perfomance 180363000 FOG
Источник света от немецкого производителя, предлагаемый с разными цоколями: Н8, Н11, Н16. Напряжение питания - 12 или 24 вольта, мощность - 24 Вт. Яркость светового потока составляет 1550 Лм. Лампа «холодная», цветовая температура 6500 К. Приборы формируют точный луч, пробивающий туман, снегопад или ливень. Стабильность работы изделия обеспечивается двойным отводом тепла. Если есть необходимость этой лампой заменять штатную галогенную, придется покупать «обманку», чтобы интегрировать изделие в бортовой компьютер авто.
Светодиоды Narva. Средняя цена за 2 штуки: 2135 руб. Фото: ЯндексМаркет
Выводы
Сначала стоит подумать, есть ли смысл в установке или замене штатных ламп в противотуманных фарах. Если да, желательно приобретать сразу комплект: лампу (галогеновую, ксеноновую или светодиодную) и соответствующую ей ПТФ с линзой или без. В противном случае эффект от применения «крутого» светильника будет минимальным.
- Сергей М.
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...