.d-md-none .d-lg-block bibimot

Иж-2126 – «лебединая песня» советского автозавода

Иж-2126 – «лебединая песня» советского автозавода
В 80-х годах прошлого столетия советский автопром испытал «парад» переднеприводных хетчбэков. Модели такой компоновки постарался выпустить почти каждый из основных производителей легковых автомобилей в стране (консервативной в этом отношении осталась только «Волга»). Даже пресловутый «Запорожец» превратился в грациозную «Таврию».


Не остался в стороне и завод в Ижевске. Традиционно здесь выпускались модели, максимально унифицированные с АЗЛК. При проектировании абсолютной новинки местные специалисты не стали отходить от уже сложившейся традиции. Хотя отличия от конструкции «Москвича» оказались более заметными. Тем более, что новый образец получил задний привод.

Иж-2126 – «лебединая песня» советского автозаводаПриятные глазу кузовные линии. Фото: youtube.com

Впервые такой автомобиль я увидел в качестве служебного транспорта начальника местного вагонного депо. Водителем у него работал знакомый парень, который был на несколько лет старше и только недавно вернулся из службы в армии. Схожесть с «сорок первым» «Москвичом» казалась сильно заметной. Хотя, «ижевский» вариант, как по мне, имел более приятный и взвешенный дизайн.

«Орбита», ставшая в XXI веке «Одой»


Разработкой переднеприводного автомобиля местные инженеры занимались не в первый раз. Еще в середине 70-х мог появиться «Старт» – первый в стране автомобиль данной конструкции. Но тогда консервативное руководство отрасли зарубило перспективный проект. Теперь заводчанам пришлось выступать в роли догоняющих: по дорогам страны уже вовсю разъезжали «восьмерки», «девятки» и АЗЛК-2141.

От начала разработки до серийного производства Иж-2126 прошло больше десяти лет. Проект смогли реализовать только в начале 90-х и то сначала в мелкосерийном варианте. Полноценное производство стартовало в «нулевых», когда автомобиль сменил обозначение на «Ода».


О том, с какими злоключениями пришлось столкнуться специалистам завода, хорошо рассказал в своих воспоминаниях один из бывших студентов МАМИ:

«Впервые увидел такой автомобиль, будучи «желторотым» первокурсником. Все дело в том, что в нашем институте существовала хорошая традиция: один раз в год, в канун какого-то праздника, делать перед входом в главный корпус местную импровизированную автомобильную ВДНХ. Там представлялись перспективные проекты автопредприятий страны и мы – будущие профильные инженеры, могли с ними знакомиться поближе».

Такой подход подогревал любовь к будущей профессии и помогал развитию необходимых навыков. После представления «Орбиты», наш герой просто влюбился в нее. Главный вопрос, волновавший парня, когда же начнется серийное производство? Ему ответили, что «подготовка к выпуску уже в самом разгаре». Шли новые учебные курсы, прототип регулярно из года в год появлялся на импровизированной выставке. А на вопрос о внедрении, звучали примерно такие же слова, что и в первый раз.

Концепт-кар с круглой оптикой. Фото: youtube.com

Студент превратился в солдата, потом в инженера, а «Орбита» все также продолжала оставаться опытным (хотя уже не таким и перспективным) образцом автомобильной техники. Стоит напомнить, что первый прототип автомобиля, т. н. «серию Т» представили еще в 1979 году. На него установили популярную тогда круглую оптику с поворотниками в углах. За годы дизайн заметно изменился, а вот в серию Иж-2126 все не выходил.

Почему остановились на заднеприводном варианте?


Опытные инженеры завода провели расчеты и пришли к интересным выводам. Оказалось, что основное преимущество современных на то время моделей над старой классикой состояла больше не в применении переднего привода. Основную роль играло использование других компонентов:

✅ подвеска типа «макферсон»
✅ легкосплавные и пластмассовые детали вместо чугунных или стальных
✅ установка элементов, улучшающих аэродинамику кузова

В совокупности все это давало желаемый эффект в отношении экономичности и компактности даже при сохранении заднеприводной конструкции. Время подтвердило выводы специалистов: «Орбита» была ничуть не хуже своих переднеприводных конкурентов. Больше того, многие и не догадывались о том, что в новом автомобиле использована старая схема приводного механизма (я сам об этом узнал гораздо позже первого знакомства с моделью).

Кроме этого, существовала и другая практичная причина. Хорошо отработанные детали схемы можно было использовать и в дальнейшем. А для грузопассажирских модификаций завода передний привод и вовсе был ни к чему. Так пришли к логичному выводу: конструкцию кузова мы меняем на современный, а задний привод остается без изменений.

Оригинальная задняя оптика серийной модели. Фото: youtube.com

О технически грамотном подходе в проектировании новой модели свидетельствует еще два факта. Теоретическую прочность кузова автомобиля рассчитали при помощи новомодного компьютера. А улучшение аэродинамики стало возможным благодаря продувке в МГУ и практическим испытаниям на оборудовании французского «Рено».

Техническая сторона автомобиля


Автомобиль, который со временем вырос в линейку, представлял собой начало второго поколения ижевских моделей. Собственное проектирование наделило его рядом конструктивных особенностей. К примеру, большего простора в салоне добились за счет манипуляций со стеклами. Лобовое сильно наклонили вперед, а боковые выгнули таким образом, что заметно выросло внутреннее пространство на уровне впереди сидящих пассажиров.

Цели получения дополнительного места поспособствовало и смещение вправо двигателя и редуктора заднего моста. Такая конструкция, за счет развода педалей и силового агрегата, сократила длину моторного отсека. Коробку использовали от «четыреста двенадцатого», подвергнув ее коренной модернизации с добавлением пятой передачи. Также избавились от проблемного кулисного привода, червячное управление сменилось на реечное.

Складное заднее сидение. Фото: youtube.com

Автомобиль мог получить АКПП и дифференциал повышенного трения, но как-то не срослось. А вот тормоза применили двухконтурные. Единственное, что не вызывало никаких вопросов, это конструкция кузова: и применение оцинковки, и идеальные стыки панелей. Оборонное предприятие, как-никак! А вот на шум трансмиссии жаловались многие водители. Другие технические характеристики оказались следующими:

✅ число мест – 5
✅ снаряженная масса – 1040 кг
✅ прицеп – не более 300 кг
✅ рабочий объем двигателя – 1,48 л
✅ мощность – 72 л. с
✅ максимальная скорость – 155 км/ч
✅ средний расход топлива – 9 л / 100 км

Итак, выпуск автомобиля малого класса стартовавший в 1990 году, продолжался в течение 15 лет. Так уж вышло, что последовавшее семейство автомобилей стало первой и последней разработкой «ижевцев». Кстати, в серийном производстве устаревшую круглую оптику сменила прямоугольная от «Самары».

Сложности и завершение производства


Проблемы производства модели в 90-х хорошо отражены в следующем факте: автоматизированная сварочная линия немецкого производства так и не была запущена до конца десятилетия. Автомобили собирались кустарно, используя ручную сварку в кондукторах.

Все это сказалось на объемах и качестве производства. За первые пять лет смогли собрать меньше 5000 автомобилей, притом не самого лучшего качества. Поэтому почти все они не пошли в свободную продажу, а разошлись среди работников предприятия и других жителей города. Хотя, как видите, один из уехал за сотни километров, в контору нашего депо. Спустя два года, объем выпуска увеличился до 8000 автомобилей, но это составляло всего 3,2 % от расчетной мощности предприятия.

Полноприводная модификация автомобиля. Фото: youtube.com

Исправить печальную ситуацию удалось только в начале «нулевых», с появлением нового хозяина – группы компаний «СОК». Очень быстро установили одну из лучших в стране роботизированную сварочную линию и увеличили выпуск автомобилей. В 2004 году подготовили модификацию с кузовом универсал.

Могли бы появиться и седан с купе, но новые правила экологического стандарта ЕВРО-2 поставили непреодолимый барьер. Выпуск автомобилей на платформе Иж-2126 резко прекратили в 2005 году. Всего успели собрать 230 775 единиц различных модификаций второго поколения.

Автор:

Использованы фотографии: youtube.com

Кому бы отдали вы предпочтение из советских хетчбэков?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
«Девятка» или «сорок первый» – вечная советская дилеммаАЗЛК-2139 «Арбат» – уникальный минивэн, так и не ставший серийным