CityElefant – двухярусный поезд для маршрутов средней дальности
На железных дорогах нашей страны всегда преобладали локомотивы и составы отечественного производства. Исключений из этого правила было немного. Это дизель-поезда из венгерского Ганц-Маваг и чехословацкая техника. К последней принадлежали два легендарных локомотива: маневровый ЧМЭ3 (CKD-Praha) и тягач для скоростных составов производства Skoda. Оба они сослужили хорошую службы, а на некоторых дорогах используются и сегодня.
Как можем увидеть, чешские предприятия имеют богатый опыт и прекрасных специалистов для выпуска надежной и конкурентоспособной ж/д техники. Вот только если б не два момента: то, что самого надежного их потребителя давно нет (я имею в виду Советский Союз) и то, что на Западе их продукция мало известна и востребована. Да и времена сейчас уже не те, поэтому давно пора двигаться в ногу со временем.
В последнем отношении у чехов не все гладко. Ведь когда вашу продукцию без всяких вопросов закупают огромными партиями, то развиваться и двигаться вперед нет ни нужды, ни времени. Все оно уходит на то, чтобы выпустить затребованную продукцию вовремя. Поэтому в 90-х годах переход на капиталистические рельсы стал довольно болезненным для всех чешских производителей.
Кому-то (как автомобильной «Шкоде») повезло с известным и толковым инвестором, который вывел на новый уровень. Большинство, напротив, сдали позиции. Обе компании, выпускающие железнодорожную технику (CKD-Praha и Skoda Plzen) снизили объемы и частично перепрофилировались на городской транспорт (в частности, трамваи). Но у последней появились и новые модели скоростных поездов недальнего следования.
Разработка нового состава началась еще в 1992 году на Моравском вагонном заводе «Студенка». В качестве компаньона выступила немецкая электротехническая компания AEG. Агрегаты являются продолжением развития серии 470. При этом был учтен большой опыт тестовой эксплуатации составов старого типа.
Спустя два года в работу включилась уже упомянутая компания, именуемая тогда Skoda Dopravni tehnika (сегодня известна как Skoda Transport). Это ускорило процесс и через шесть с небольшим лет первые поезда вышли на «Ческу железницу».
Сначала предполагалось два варианта компоновки: 2-вагонная и 3-вагонная. Например, состав под порядковым номером 002 состоял всего из двух вагонов. К началу 2005 года общее количество «слонов» выросло до 16 единиц. В ближайшие три года – должно было достигнуть трех десятков. Но уже в 2006 году Ceske drahy и CKD Vagonka подписали контракт на поставку еще 30 составов. Дальше их количество росло в математической прогрессии:
✅ апрель 2007 год – 27 поездов
✅ конец 2008 года – 42 состава
✅ сентябрь 2010 года – 63 единицы
✅ апрель 2011 года – 70 штук
✅ декабрь 2012 – 81 поезд различной компоновки
Такой ход событий показал, что новинка пришлась ко двору и с удовольствием эксплуатировалась. Причем не только в стране производства. Разные модификации изготавливались и для дорог других государств. Экспортировали CityElefant не только немцы, участвовавшие в его разработке и соседи-словаки. На словацкие дороги вышли две серии: «671» и «951». Обе имели максималку в 160 км/ч (первый отличался агрегатом постоянного тока на 3 кВ).
«575-я» серия отправилась в Литву, а «675-я» – в Украину. А вот над финнами у нас напрасно смеются, намекая на их медлительность. Между прочим, самый скоростной состав под названием Edo отправился именно туда. Он мог развивать скорость до 200 км/ч.
Немцы в 2016 году заказали специальную версию DB Regio. Это был комплект, рассчитанный на буксировку локомотивом. В качестве последнего выступили закупленные компаниями ФРГ Skoda 109E. Всего выпустили шесть таких составов. Их скорость выросла, по сравнению со стандартной версией, до 189 км/ч.
CityElefant является не больше чем торговой маркой поезда. В технической документации он именовался не иначе как «Электроагрегат 471». Иногда допускалось обозначение Skoda 1Ev. Он состоял из электродвигателя 471-й серии и составных вагонов, сродни привычных нам электричек (кроме немецкого варианта, где отдельно предусматривался локомотив). Существовали три вида вагонов: головные (серия «471»), которые находились в начале и конце состава, моторные («971-й» серии) и прицепные (серии «071»).
Кузова всех вагонов выполнены из алюминиевого сплава и имеют двухъярусную конструкцию. Они предназначены для перевозки пассажиров в городских агломерациях на линиях, электрифицированных системой постоянного тока напряжением 3 кВ. Их в пражском пригородном транспорте постепенно заменили не совсем хорошие агрегаты-прототипы старой серии «470». Иногда даже применялись устаревшие «451» и «452».
Первоначально производитель транспорта являлся консорциумом компаний CKD Vagonka и Skoda Transport. Позже в этом качестве выступила реорганизованная Skoda Vagonka. В среде железнодорожников и любителей дороги агрегат получил прозвище «Эшус». Обозначение образовано рецессивной заменой описательного обозначения «алюминиевый комплект из трех частей». Другой вариант: «алюминий» или «ледник» (по преимущественно белой окраске первых выпущенных единиц). Само же слово на сленге обозначает посуду, используемую туристами или бродягами («тулаками»).
Такое не слишком почтительное отношение нельзя было оставлять без внимания. Поэтому, по предложению Алеше Мерца из Трутнова, 29 июня 2006 года Ceske drahy дали поезду официальное торговое название CityElefant. После этого изменилась и цветовая гамма внешнего оформления вагонов – она приобрела цвета чешского флага. Но такая расцветка просуществовала недолго, уступив место окончательному строгому бело-голубому оформлению.
Пассажиры в вагонах рассаживаются парами, рядом друг с другом со столом у окна. Сидения имеют складывающиеся подлокотники. Сами они не регулируются. Для посадки существует сразу четыре зоны:
✅ первый ярус
✅ второй этаж
✅ промежуточная антресоль или мезонина
✅ откидные места рядом с велосипедной зоной
На первом этаже моторного вагона за дверью есть место для детских или инвалидных колясок. Есть также стойки для велосипедов и откидные сиденья для самих велосипедистов. Если вы садитесь через дверь, на которой нет пиктограммы велосипеда или коляски, то внутри для них не будет места.
Чтобы попасть на второй этаж, необходимо подняться по лестнице. По бокам она оборудована удобными перилами. Можно остановиться и на полпути. Между этажами также есть несколько сидений для пассажиров. Расположение сидений на верхней палубе также два в ряд с проходом посередине.
Верхний этаж имеет наклонные стены, и благодаря этому ребристые полки выступают над вторым сиденьем. Тем, кто имеет высокий рост, стоит быть осторожным, чтоб не удариться головой при вставании. Некоторые места у лестницы расположены в ряд.
Последний контракт на 8 поездов общей стоимостью 1,75 миллиарда чешских крон датирован январем 2011 года (с поставкой к весне 2013 года). Они были на 40% софинансированы ЕС из региональных операционных программ. Общий объем выпуска CityElefant составил 83 единицы.
Как можем увидеть, чешские предприятия имеют богатый опыт и прекрасных специалистов для выпуска надежной и конкурентоспособной ж/д техники. Вот только если б не два момента: то, что самого надежного их потребителя давно нет (я имею в виду Советский Союз) и то, что на Западе их продукция мало известна и востребована. Да и времена сейчас уже не те, поэтому давно пора двигаться в ногу со временем.
В линиях есть легкая отсылка к прошлым моделям. Фото: youtube.com
В последнем отношении у чехов не все гладко. Ведь когда вашу продукцию без всяких вопросов закупают огромными партиями, то развиваться и двигаться вперед нет ни нужды, ни времени. Все оно уходит на то, чтобы выпустить затребованную продукцию вовремя. Поэтому в 90-х годах переход на капиталистические рельсы стал довольно болезненным для всех чешских производителей.
Кому-то (как автомобильной «Шкоде») повезло с известным и толковым инвестором, который вывел на новый уровень. Большинство, напротив, сдали позиции. Обе компании, выпускающие железнодорожную технику (CKD-Praha и Skoda Plzen) снизили объемы и частично перепрофилировались на городской транспорт (в частности, трамваи). Но у последней появились и новые модели скоростных поездов недальнего следования.
Популярный поезд с названием «Городской слон»
Разработка нового состава началась еще в 1992 году на Моравском вагонном заводе «Студенка». В качестве компаньона выступила немецкая электротехническая компания AEG. Агрегаты являются продолжением развития серии 470. При этом был учтен большой опыт тестовой эксплуатации составов старого типа.
Первые поезда появились на чешских дорогах. Фото: youtube.com
Спустя два года в работу включилась уже упомянутая компания, именуемая тогда Skoda Dopravni tehnika (сегодня известна как Skoda Transport). Это ускорило процесс и через шесть с небольшим лет первые поезда вышли на «Ческу железницу».
На рубеже 2000/2001 годов первые пять единиц нового состава, получившего наименование CityElefant, оказались на чешских дорогах. Правда, такое имя он получил не сразу, а чтобы избежать обидного прозвища.
Сначала предполагалось два варианта компоновки: 2-вагонная и 3-вагонная. Например, состав под порядковым номером 002 состоял всего из двух вагонов. К началу 2005 года общее количество «слонов» выросло до 16 единиц. В ближайшие три года – должно было достигнуть трех десятков. Но уже в 2006 году Ceske drahy и CKD Vagonka подписали контракт на поставку еще 30 составов. Дальше их количество росло в математической прогрессии:
✅ апрель 2007 год – 27 поездов
✅ конец 2008 года – 42 состава
✅ сентябрь 2010 года – 63 единицы
✅ апрель 2011 года – 70 штук
✅ декабрь 2012 – 81 поезд различной компоновки
Такой ход событий показал, что новинка пришлась ко двору и с удовольствием эксплуатировалась. Причем не только в стране производства. Разные модификации изготавливались и для дорог других государств. Экспортировали CityElefant не только немцы, участвовавшие в его разработке и соседи-словаки. На словацкие дороги вышли две серии: «671» и «951». Обе имели максималку в 160 км/ч (первый отличался агрегатом постоянного тока на 3 кВ).
«575-я» серия отправилась в Литву, а «675-я» – в Украину. А вот над финнами у нас напрасно смеются, намекая на их медлительность. Между прочим, самый скоростной состав под названием Edo отправился именно туда. Он мог развивать скорость до 200 км/ч.
Немцы в 2016 году заказали специальную версию DB Regio. Это был комплект, рассчитанный на буксировку локомотивом. В качестве последнего выступили закупленные компаниями ФРГ Skoda 109E. Всего выпустили шесть таких составов. Их скорость выросла, по сравнению со стандартной версией, до 189 км/ч.
Техническая сторона модели
CityElefant является не больше чем торговой маркой поезда. В технической документации он именовался не иначе как «Электроагрегат 471». Иногда допускалось обозначение Skoda 1Ev. Он состоял из электродвигателя 471-й серии и составных вагонов, сродни привычных нам электричек (кроме немецкого варианта, где отдельно предусматривался локомотив). Существовали три вида вагонов: головные (серия «471»), которые находились в начале и конце состава, моторные («971-й» серии) и прицепные (серии «071»).
Небольшой столик между сиденьями. Фото: youtube.com
Кузова всех вагонов выполнены из алюминиевого сплава и имеют двухъярусную конструкцию. Они предназначены для перевозки пассажиров в городских агломерациях на линиях, электрифицированных системой постоянного тока напряжением 3 кВ. Их в пражском пригородном транспорте постепенно заменили не совсем хорошие агрегаты-прототипы старой серии «470». Иногда даже применялись устаревшие «451» и «452».
Первоначально производитель транспорта являлся консорциумом компаний CKD Vagonka и Skoda Transport. Позже в этом качестве выступила реорганизованная Skoda Vagonka. В среде железнодорожников и любителей дороги агрегат получил прозвище «Эшус». Обозначение образовано рецессивной заменой описательного обозначения «алюминиевый комплект из трех частей». Другой вариант: «алюминий» или «ледник» (по преимущественно белой окраске первых выпущенных единиц). Само же слово на сленге обозначает посуду, используемую туристами или бродягами («тулаками»).
Прекрасная эргономика, но второй этаж низковат. Фото: youtube.com
Такое не слишком почтительное отношение нельзя было оставлять без внимания. Поэтому, по предложению Алеше Мерца из Трутнова, 29 июня 2006 года Ceske drahy дали поезду официальное торговое название CityElefant. После этого изменилась и цветовая гамма внешнего оформления вагонов – она приобрела цвета чешского флага. Но такая расцветка просуществовала недолго, уступив место окончательному строгому бело-голубому оформлению.
Внутреннее устройство вагонов состава
Пассажиры в вагонах рассаживаются парами, рядом друг с другом со столом у окна. Сидения имеют складывающиеся подлокотники. Сами они не регулируются. Для посадки существует сразу четыре зоны:
✅ первый ярус
✅ второй этаж
✅ промежуточная антресоль или мезонина
✅ откидные места рядом с велосипедной зоной
На первом этаже моторного вагона за дверью есть место для детских или инвалидных колясок. Есть также стойки для велосипедов и откидные сиденья для самих велосипедистов. Если вы садитесь через дверь, на которой нет пиктограммы велосипеда или коляски, то внутри для них не будет места.
Чтобы попасть на второй этаж, необходимо подняться по лестнице. По бокам она оборудована удобными перилами. Можно остановиться и на полпути. Между этажами также есть несколько сидений для пассажиров. Расположение сидений на верхней палубе также два в ряд с проходом посередине.
Некоторые сидения расположены в ряд. Фото: youtube.com
Верхний этаж имеет наклонные стены, и благодаря этому ребристые полки выступают над вторым сиденьем. Тем, кто имеет высокий рост, стоит быть осторожным, чтоб не удариться головой при вставании. Некоторые места у лестницы расположены в ряд.
Последний контракт на 8 поездов общей стоимостью 1,75 миллиарда чешских крон датирован январем 2011 года (с поставкой к весне 2013 года). Они были на 40% софинансированы ЕС из региональных операционных программ. Общий объем выпуска CityElefant составил 83 единицы.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Кубинцы скоро будут кататься на новых «Москвичах»
Причем безвозмездно. Как и во времена СССР, наша страна поможет дружественному государству в сложной финансовой ситуации....