Studebaker US6 – этот американский грузовик любил весь Советский Союз
История советских полноприводных грузовиков началась еще в 1930-х. Вот только довоенные модели не отличались надежностью и качеством исполнения. Да и проходимость у них была далека от идеальной.
Начало Великой Отечественной войны и поставки американской техники показали, что Советский Союз сильно отстал в автомобилестроении. Особенно это касалось полноприводных армейских грузовиков.
Горько в этом признаваться, но будем объективными – военные автомобили из США превосходили советские аналоги почти во всем. Впрочем, специализированных серийных грузовиков у нас до этого и не было.
Самым популярным автомобилем с колесной формулой 6х6 в Красной Армии был Studebaker US6. Эта машина оказалась настолько удачной, что военные требовали создать именно такую модель, со всеми ее нюансами и особенностями конструкции. В итоге специалисты Завода имени Сталина явили миру ЗИС-151, вот только он получился далеко не таким удачным как «Студер».
Сегодня мы расскажем про легенду – Studebaker US6. Этот автомобиль появился благодаря немецким эмигрантам, основавшим фирму в США. Было это в далеком 1750 году и строили они сначала конные экипажи. Как ни странно, грузовики, созданные этническими немцами, помогли Советскому Союзу победить Германию.
Описывая дизайн Studebaker US6, невольно кажется, что это типичный автомобиль из СССР. Особенно похож он на ЗИЛ-157, а если найдутся знатоки, помнящие, как выглядели послевоенные модели ЗИС, то в них тоже узнается «Студер».
Но в первой половине 1940-х американский автомобиль серьезно выделялся на фоне советских моделей. Studebaker US6 отличался плавностью форм, никаких угловатостей у него нет. Но это не самое главное – американский грузовик трехосный и полноприводный, в СССР таких в начале 40-х не было.
Кстати, существовали модификации военных Studebaker с колесной формулой 6х4, то есть, без ведущего переднего моста. Их тоже поставляли в СССР, но в небольших количествах.
Светотехника у американского грузовика разрабатывалась именно с прицелом на военную эксплуатацию. Например, указателей поворотов у автомобиля нет, они для фронта не нужны, там и дорог маловато.
Зато передних фар у грузовика три пары:
✅ Первые стандартные, самые большие – ближний и дальний свет
✅ Средние с козырьками сверху – они делали лучи узконаправленными
✅ Маленькие – для габаритных огней при движении колонной
Studebaker US6 не просто так выглядит стильно. Дело в том, что производитель начинал с легковых автомобилей. Желая, чтобы даже военные грузовики имели характерный и узнаваемый дизайн, их сделали с любовью.
Автомобиль максимально проработан для самых сложных условий эксплуатации. За кабиной размещены две канистры – как ни странно, только одна из них для бензина. Вторая предназначена для воды и отличается горловиной, чтобы никто не перепутал.
Интересно сделаны деревянные борта кузова. Если грузовик используется для транспортировки личного состава, то они имеют среднюю высоту. Когда нужно, скамейки поднимаются, увеличивая борта.
В отличие от советских грузовиков, американцы позаботились даже об удобстве для водителя при ремонте. Чтобы снять боковые защиты двигателя, не нужны ключи – вместо гаек у Studebaker US6 удобные «барашки», поддающиеся сильным водительским рукам.
Самый старый из советских грузовиков, который многие российские водители помнят до сих пор – это ЗИЛ-157. Не просто так про него сейчас упоминается – этот автомобиль похож внешне на «Студер», хотя, у машин уже не много общего.
Так вот, по сравнению с военным Studebaker US6, в кабине ЗИЛ-157 откровенно тесно. Такое ощущение, что в США средний рост солдата в 1940-х годах составлял как минимум 180 см. Издалека кабина при этом кажется аккуратной и небольшой. Видна рука опытного дизайнера.
На приборной панели много указателей, рассказывающих солдату как справиться с тяжелым грузовиком. Это очень выручало, но только не красноармейцев. Маловероятно, что большинство из них умело читать на английском, да и вообще, тогда в школах немецкий язык чаще всего изучали.
Странно реализована схема переключения передач. Первая включается как задняя – вправо и назад. Но это осознанное и правильное конструкторское решение. Дело в том, что Studebaker US6 трогается со второй передачи, а первая использовалась вместо повышенной. Соответственно, нужда в ней возникала нечасто. Поэтому ее и расположили таким образом. Все для упрощения жизни молодых солдат-водителей.
Приборов у американского грузовика, по сравнению с советским ЗИС-5, просто огромное количество, начиная от указателя давления масла и заканчивая амперметром. А еще тут кнопка стартера расположена под педалью сцепления и щетки стеклоочистителей с пневматическим приводом.
Если сравнивать Studebaker US6 с советскими грузовиками начала 40-х, то «американец» кажется пришельцем из иных миров. Если не считать уровень комфорта, даже управляется грузовик по-другому.
Передачи переключаются легко и непринужденно, никаких жутких воев трансмиссии при этой процедуре нет. Не портят впечатление даже ходы рычага КПП.
Двигатель у Studebaker US6 выдает 95 л. с. Максимальная скорость всего 70 км/ч, но для военных этого хватало с головой. Зато благодаря рабочему объему в 5,5 литра, тяги автомобилю было более чем достаточно.
Единственный серьезный минус «Студера» – это отсутствие печки. Почему американцы решили ее не ставить – сложно сказать. Возможно, они рассчитывали на эксплуатацию в жарком климате. Хотя, щелей в кабине грузовика, как у ЗИС и ГАЗ нет, а передняя перегородка нагревается от двигателя. Но все равно, зимой ездить приходилось в полном обмундировании.
Работа тормозов по сравнению с ГАЗ и ЗИС идеальная. Иначе и быть не могло – у Studebaker US6 гидравлика. Напомним, что у советских грузовиков тормозная система с механическим приводом.
Это не значит, что автомобили из СССР были плохими – они как раз считались идеальными для военной техники – недорогие и простые в ремонте и обслуживании. Учитывая, что «жизнь» машины на войне коротка, нет смысла тратить на них ресурсы.
Военным американский полноприводный грузовик с колесной формулой 6х6 пришелся по нраву. Он был надежным, проходимым и дарил неслыханный уровень комфорта. Вот только с обслуживанием этих автомобилей возникали проблемы, особенно в послевоенные годы.
Запчасти для Studebaker US6 в СССР достать было негде, спасало только то, что грузовики ломались редко. Кстати, они часто возникали по вине водителей, не понимающих как правильно эксплуатировать «иностранца».
Несмотря на то, что «Студер» разрабатывали именно для военных и прекратили собирать после окончания боевых действий, американские конструкторы не понимали многих нюансов. Техника для фронта должна была быть простейшей, комфорт для водителя и пассажиров у нее на последнем месте.
Но в любом случае, Studebaker US6 помогал отстраивать разрушенный войной Советский Союз дольше других иномарок. Немецкие грузовики работали до первой серьезной поломки – их было проще переплавить, чем пытаться восстановить.
Интересно, что «Студер» стал эпохальной машиной, давшей толчок к развитию советских полноприводных грузовиков с колесной формулой 6х6. В России до сих пор выпускаются его далекие «потомки» – модели «Урал».
Начало Великой Отечественной войны и поставки американской техники показали, что Советский Союз сильно отстал в автомобилестроении. Особенно это касалось полноприводных армейских грузовиков.
Горько в этом признаваться, но будем объективными – военные автомобили из США превосходили советские аналоги почти во всем. Впрочем, специализированных серийных грузовиков у нас до этого и не было.
Даже сейчас этот грузовик не выглядит сильно устаревшим. Фото: Youtube.com
Самым популярным автомобилем с колесной формулой 6х6 в Красной Армии был Studebaker US6. Эта машина оказалась настолько удачной, что военные требовали создать именно такую модель, со всеми ее нюансами и особенностями конструкции. В итоге специалисты Завода имени Сталина явили миру ЗИС-151, вот только он получился далеко не таким удачным как «Студер».
Сегодня мы расскажем про легенду – Studebaker US6. Этот автомобиль появился благодаря немецким эмигрантам, основавшим фирму в США. Было это в далеком 1750 году и строили они сначала конные экипажи. Как ни странно, грузовики, созданные этническими немцами, помогли Советскому Союзу победить Германию.
Внешний облик
Описывая дизайн Studebaker US6, невольно кажется, что это типичный автомобиль из СССР. Особенно похож он на ЗИЛ-157, а если найдутся знатоки, помнящие, как выглядели послевоенные модели ЗИС, то в них тоже узнается «Студер».
Но в первой половине 1940-х американский автомобиль серьезно выделялся на фоне советских моделей. Studebaker US6 отличался плавностью форм, никаких угловатостей у него нет. Но это не самое главное – американский грузовик трехосный и полноприводный, в СССР таких в начале 40-х не было.
Запасные канистры для бензина и воды. Фото: Youtube.com
Кстати, существовали модификации военных Studebaker с колесной формулой 6х4, то есть, без ведущего переднего моста. Их тоже поставляли в СССР, но в небольших количествах.
Светотехника у американского грузовика разрабатывалась именно с прицелом на военную эксплуатацию. Например, указателей поворотов у автомобиля нет, они для фронта не нужны, там и дорог маловато.
Зато передних фар у грузовика три пары:
✅ Первые стандартные, самые большие – ближний и дальний свет
✅ Средние с козырьками сверху – они делали лучи узконаправленными
✅ Маленькие – для габаритных огней при движении колонной
Studebaker US6 не просто так выглядит стильно. Дело в том, что производитель начинал с легковых автомобилей. Желая, чтобы даже военные грузовики имели характерный и узнаваемый дизайн, их сделали с любовью.
Даже в таком состоянии эти грузовики еще на ходу. Фото: Youtube.com
Автомобиль максимально проработан для самых сложных условий эксплуатации. За кабиной размещены две канистры – как ни странно, только одна из них для бензина. Вторая предназначена для воды и отличается горловиной, чтобы никто не перепутал.
Интересно сделаны деревянные борта кузова. Если грузовик используется для транспортировки личного состава, то они имеют среднюю высоту. Когда нужно, скамейки поднимаются, увеличивая борта.
При езде по шоссе автомобиль спокойно перевозил 5 тонн, на пересеченной местности – 4 т.
В отличие от советских грузовиков, американцы позаботились даже об удобстве для водителя при ремонте. Чтобы снять боковые защиты двигателя, не нужны ключи – вместо гаек у Studebaker US6 удобные «барашки», поддающиеся сильным водительским рукам.
Особенности кабины изнутри
Самый старый из советских грузовиков, который многие российские водители помнят до сих пор – это ЗИЛ-157. Не просто так про него сейчас упоминается – этот автомобиль похож внешне на «Студер», хотя, у машин уже не много общего.
Для военного грузовика в кабине места очень много. Фото: Youtube.com
Так вот, по сравнению с военным Studebaker US6, в кабине ЗИЛ-157 откровенно тесно. Такое ощущение, что в США средний рост солдата в 1940-х годах составлял как минимум 180 см. Издалека кабина при этом кажется аккуратной и небольшой. Видна рука опытного дизайнера.
На приборной панели много указателей, рассказывающих солдату как справиться с тяжелым грузовиком. Это очень выручало, но только не красноармейцев. Маловероятно, что большинство из них умело читать на английском, да и вообще, тогда в школах немецкий язык чаще всего изучали.
Странно реализована схема переключения передач. Первая включается как задняя – вправо и назад. Но это осознанное и правильное конструкторское решение. Дело в том, что Studebaker US6 трогается со второй передачи, а первая использовалась вместо повышенной. Соответственно, нужда в ней возникала нечасто. Поэтому ее и расположили таким образом. Все для упрощения жизни молодых солдат-водителей.
Приборов у американского грузовика, по сравнению с советским ЗИС-5, просто огромное количество, начиная от указателя давления масла и заканчивая амперметром. А еще тут кнопка стартера расположена под педалью сцепления и щетки стеклоочистителей с пневматическим приводом.
Как он едет
Если сравнивать Studebaker US6 с советскими грузовиками начала 40-х, то «американец» кажется пришельцем из иных миров. Если не считать уровень комфорта, даже управляется грузовик по-другому.
Военные требовали создать точно такой же советский грузовик. Фото: Youtube.com
Передачи переключаются легко и непринужденно, никаких жутких воев трансмиссии при этой процедуре нет. Не портят впечатление даже ходы рычага КПП.
Двигатель у Studebaker US6 выдает 95 л. с. Максимальная скорость всего 70 км/ч, но для военных этого хватало с головой. Зато благодаря рабочему объему в 5,5 литра, тяги автомобилю было более чем достаточно.
Конечно, если орудие попадется тяжелым, придется ехать на первой передаче. Это значит, что скорость будет небольшой, а двигатель начнет завывать, как стая голодных американских койотов. Но лучше так, чем на руках или с помощью конской тяги.
Единственный серьезный минус «Студера» – это отсутствие печки. Почему американцы решили ее не ставить – сложно сказать. Возможно, они рассчитывали на эксплуатацию в жарком климате. Хотя, щелей в кабине грузовика, как у ЗИС и ГАЗ нет, а передняя перегородка нагревается от двигателя. Но все равно, зимой ездить приходилось в полном обмундировании.
Покорение склона. Фото: Youtube.com
Работа тормозов по сравнению с ГАЗ и ЗИС идеальная. Иначе и быть не могло – у Studebaker US6 гидравлика. Напомним, что у советских грузовиков тормозная система с механическим приводом.
Это не значит, что автомобили из СССР были плохими – они как раз считались идеальными для военной техники – недорогие и простые в ремонте и обслуживании. Учитывая, что «жизнь» машины на войне коротка, нет смысла тратить на них ресурсы.
Чем запомнился «Студер»
Военным американский полноприводный грузовик с колесной формулой 6х6 пришелся по нраву. Он был надежным, проходимым и дарил неслыханный уровень комфорта. Вот только с обслуживанием этих автомобилей возникали проблемы, особенно в послевоенные годы.
Запчасти для Studebaker US6 в СССР достать было негде, спасало только то, что грузовики ломались редко. Кстати, они часто возникали по вине водителей, не понимающих как правильно эксплуатировать «иностранца».
Количество приборов иногда вводило красноармейцев в ступор. Фото: Youtube.com
Несмотря на то, что «Студер» разрабатывали именно для военных и прекратили собирать после окончания боевых действий, американские конструкторы не понимали многих нюансов. Техника для фронта должна была быть простейшей, комфорт для водителя и пассажиров у нее на последнем месте.
Но в любом случае, Studebaker US6 помогал отстраивать разрушенный войной Советский Союз дольше других иномарок. Немецкие грузовики работали до первой серьезной поломки – их было проще переплавить, чем пытаться восстановить.
Интересно, что «Студер» стал эпохальной машиной, давшей толчок к развитию советских полноприводных грузовиков с колесной формулой 6х6. В России до сих пор выпускаются его далекие «потомки» – модели «Урал».
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...