СZ-175 – самый успешный довоенный проект «збройовки»
Легендарные чехословацкие мотоциклы лишний раз в представлении не нуждаются. Впрочем, если кто не в курсе, то были такие в советское время: CZ и JAWA. У каждой из этих марок имелись свои почитатели. Отличия между ними не такие уж и большие. К примеру, силовой агрегат, устанавливаемый на обоих мотоциклах, был «явовского» производства. А вот в отношении дизайна и механики, тут да, спутать два чешских бренда просто невозможно.
И главное, что имелось у чехословацких мотоциклов, так это безмерная любовь и почтение советских мотолюбителей. А как иначе? Аппараты с красивым дизайном и иностранными надписями на корпусе. И, к тому же, очень скоростные и надежные. Что еще надо неизбалованному советскому пользователю?
Но, у каждого из них имелась своя история (в какой-то момент времени она даже становилась общей) и путь к всемирной известности. JAWA прославилась сразу после войны, благодаря успешной модели. А вот CZ долго находился в «тени» более успешного конкурента. Это и не удивительно, ведь для завода, на котором производились такие мотоциклы, они не являлись основной продукцией. Предприятие имело военную ориентацию и само название CZ расшифровывалось как «чески збройовка». Думаю, и без перевода все понятно.
Звездный час мотоциклов, выпускаемых оборонным предприятием настал, когда появились отличные кроссовые модели. Вернее сказать, когда их пилоты начали занимать призовые места на различных международных соревнованиях в этой дисциплине. Все поняли, что CZ для кросса – это прекрасная база для реализации спортивных амбиций. Спортивные версии мотоциклов начали сходить с конвейера в начале 60-х.
После этого на них выступали не только местные мотогонщики, но и представители других стран. Особо среди них выделялись советские кроссовики Игорь Григорьев и Виктор Арбеков. Еще одним представителем социалистических стран стал восточный немец Пауль Фридрихс. Из западных государств больше всего известен бельгиец Жоэль Роббер.
У завода сразу появилось немало иностранных покупателей. Правда, объемы выпуска спецтехники не сравнить с размерами серийного производства классических мотоциклов, которое развернулось на JAWA. Так или иначе, но мотоциклы от оборонного предприятия (это чем-то похоже на наш ИЖ) имели свою историю, о начале которой мы вам поведаем сегодня.
Мотоциклетная история марки началась в середине 30-х годов прошлого столетия. Первым транспортным средством, собранном на чехословацком предприятии стал обычный дорожный велосипед. Это произошло еще в 1930 году. Техника начала успешно продаваться, а на заводе задумались о чем-то более серьезном. Руководство понимало, что моторизованный транспорт является более востребованной и доходной продукцией.
Поэтому уже в следующем году начато серийное производство модели мотоцикла собственной разработки. Сегодня его отнесли бы к категории велосипеда с мотором. Впрочем, так оно и было. На обычную двухколесную раму установили малокубатурный двигатель. Им стал 60-кубовый мотор, расположенный прямо над передним колесом.
Практика использования показала ошибочность выбора подобной конструкции. Мотоциклов собрали в количестве не превышающем двух десятков. Из-за отсутствия покупательского спроса, приняли решение распространить их среди своих. Но даже работники, собиравшие эту технику, не очень стремились завладеть плодами собственного труда. Модель, не снискавшая славы, ушла в небытие. До сегодняшнего дня нет данных хотя бы об одном сохранившемся в живых экземпляре первых мотоциклов марки CZ.
Первый неудачный опыт не заставил местных инженеров сдаться. Напротив, они активизировали свои усилия в поиске новых решений и их настойчивость в будущем вознаградилась. Следующим стал CZ-76 1932 года. Его восприняли более тепло, поэтому через год появился полноценный мотоцикл CZ-98. Компания динамично развивалась и приближалась к эпохальной для себя модели.
CZ-175, разработанный компанией Cesky zbrojovka Strakonice, являлся классическим для того времени одноместным мотоциклом. Его выпуск продолжался чуть более десятилетия и пришелся на предвоенное и военное время. Прототип мотоцикла появился в 1934 году. Создателям понадобилось около года, чтобы начать серийное производство.
Выпускался он в версиях Standard и Special. Второй вариант сегодня назвали бы люксовым, ведь у него имелся целый ряд приятных «бонусов». Special отличалась от обычной сборки сразу несколькими элементами:
✅ хромированными ободами
✅ колесными дисками и отражателем иной формы
✅ аккумулятор и выпрямитель
Еще одной добавочной функцией являлся диковинный в ту пору для мотоциклов электрический звуковой сигнал. Понятно, что за дополнительный комфорт потенциальному покупателю приходилось раскошеливаться. К примеру, цена за стандартную версию на момент производства составляла 4 650 крон. Special обходился на 700 крон дороже.
Мотоциклы имели несколько модификаций. За одиннадцать лет производства они претерпели ряд модернизаций, причем нередко предлагались одновременно в нескольких исполнениях, отличающихся электрооборудованием, богатством обработки поверхности и т. д. Транспорт комплектовался двойной рамой. Для более роскошной модели Special двигатель оснащался цилиндром с головкой, обладающими большей ребристостью. В последующие годы в двигателе произошли и другие изменения: фланцы выпускных колен заменили прижимные розетки.
Ручное переключение передач стало постепенно уступать место привычному сегодня ножному. Причиной стал не двигатель собственной конструкции. Просто теперь имелся выбор способа переключения: либо ручное справа от бака, либо ножной рычаг, расположенный с противоположной стороны. Стандартная версия имела следующие характеристики:
✅ 2-тактный, 1-цилиндровый двигатель
✅ рабочий объем – 172 куб. см
✅ мощность – 5,5 л. с
✅ вес – 95 кг
✅ шины – 3х19 дюймов
Первоначально использовавшиеся отражатели Bosch со временем заменили фарами собственного производства. Устанавливаемые на более дорогую модификацию электрические звуковые сигналы в первые годы поставляла пльзеньская компания J. Maly. После 1945 года появились и карбюраторы «Жикови».
Эта модель стала самой массовой в линейке CZ 30-х годов. Успеху поспособствовали сразу несколько факторов. Основным, пожалуй, стало то, что компания приобрела достаточный опыт в сфере мотоциклостроения. Ведь чехи не просто взяли и скопировали чужой аппарат. Нет, путем проб и ошибок, они продвигались к тому, чтобы создать собственную конкурентоспособную модель. И им это удалось в лице CZ-175.
Еще одним фактором успеха можно считать то, что мототехника в то время завоевывала популярность и в самой Чехословакии, и в мире в целом. В целом на это влияли общие тенденции, а внутри страны – успех земляков-конкурентов с завода JAWA. Конечно, продукция «збройовки» не сумела им составить серьезную конкуренцию, но все же заняла свою заметную нишу рынка двухколесного транспорта.
До 1946 года успели собрать почти 22 тысячи 175-кубовых мотоциклов. Из них: 14 777 единиц стандартной версии и 5 156 единиц специальной версии. Остальными стали представители ограниченной модификации Armadni. После этого производство CZ-175 прекратили, но лучшие времена ждали предприятие еще впереди.
И главное, что имелось у чехословацких мотоциклов, так это безмерная любовь и почтение советских мотолюбителей. А как иначе? Аппараты с красивым дизайном и иностранными надписями на корпусе. И, к тому же, очень скоростные и надежные. Что еще надо неизбалованному советскому пользователю?
Современный СZ, завоевавший популярность в нашей стране. Фото: youtube.com
Но, у каждого из них имелась своя история (в какой-то момент времени она даже становилась общей) и путь к всемирной известности. JAWA прославилась сразу после войны, благодаря успешной модели. А вот CZ долго находился в «тени» более успешного конкурента. Это и не удивительно, ведь для завода, на котором производились такие мотоциклы, они не являлись основной продукцией. Предприятие имело военную ориентацию и само название CZ расшифровывалось как «чески збройовка». Думаю, и без перевода все понятно.
Звездный час мотоциклов, выпускаемых оборонным предприятием настал, когда появились отличные кроссовые модели. Вернее сказать, когда их пилоты начали занимать призовые места на различных международных соревнованиях в этой дисциплине. Все поняли, что CZ для кросса – это прекрасная база для реализации спортивных амбиций. Спортивные версии мотоциклов начали сходить с конвейера в начале 60-х.
После этого на них выступали не только местные мотогонщики, но и представители других стран. Особо среди них выделялись советские кроссовики Игорь Григорьев и Виктор Арбеков. Еще одним представителем социалистических стран стал восточный немец Пауль Фридрихс. Из западных государств больше всего известен бельгиец Жоэль Роббер.
Кроссовый СZ-250 родом из 60-х. Фото: youtube.com
У завода сразу появилось немало иностранных покупателей. Правда, объемы выпуска спецтехники не сравнить с размерами серийного производства классических мотоциклов, которое развернулось на JAWA. Так или иначе, но мотоциклы от оборонного предприятия (это чем-то похоже на наш ИЖ) имели свою историю, о начале которой мы вам поведаем сегодня.
Малокубатурные CZ 30-х годов
Мотоциклетная история марки началась в середине 30-х годов прошлого столетия. Первым транспортным средством, собранном на чехословацком предприятии стал обычный дорожный велосипед. Это произошло еще в 1930 году. Техника начала успешно продаваться, а на заводе задумались о чем-то более серьезном. Руководство понимало, что моторизованный транспорт является более востребованной и доходной продукцией.
Поэтому уже в следующем году начато серийное производство модели мотоцикла собственной разработки. Сегодня его отнесли бы к категории велосипеда с мотором. Впрочем, так оно и было. На обычную двухколесную раму установили малокубатурный двигатель. Им стал 60-кубовый мотор, расположенный прямо над передним колесом.
76-кубовый «велосипед с мотором». Фото: youtube.com
Практика использования показала ошибочность выбора подобной конструкции. Мотоциклов собрали в количестве не превышающем двух десятков. Из-за отсутствия покупательского спроса, приняли решение распространить их среди своих. Но даже работники, собиравшие эту технику, не очень стремились завладеть плодами собственного труда. Модель, не снискавшая славы, ушла в небытие. До сегодняшнего дня нет данных хотя бы об одном сохранившемся в живых экземпляре первых мотоциклов марки CZ.
Первый неудачный опыт не заставил местных инженеров сдаться. Напротив, они активизировали свои усилия в поиске новых решений и их настойчивость в будущем вознаградилась. Следующим стал CZ-76 1932 года. Его восприняли более тепло, поэтому через год появился полноценный мотоцикл CZ-98. Компания динамично развивалась и приближалась к эпохальной для себя модели.
Новая 175-кубовая модель компании
CZ-175, разработанный компанией Cesky zbrojovka Strakonice, являлся классическим для того времени одноместным мотоциклом. Его выпуск продолжался чуть более десятилетия и пришелся на предвоенное и военное время. Прототип мотоцикла появился в 1934 году. Создателям понадобилось около года, чтобы начать серийное производство.
CZ-175 собирался на заводе с 1935 по 1946 годы. Мотоциклы традиционно поставлялись только в черной окраске, дополненной белыми декоративными линиями и хромированными деталями.
Выпускался он в версиях Standard и Special. Второй вариант сегодня назвали бы люксовым, ведь у него имелся целый ряд приятных «бонусов». Special отличалась от обычной сборки сразу несколькими элементами:
✅ хромированными ободами
✅ колесными дисками и отражателем иной формы
✅ аккумулятор и выпрямитель
Еще одной добавочной функцией являлся диковинный в ту пору для мотоциклов электрический звуковой сигнал. Понятно, что за дополнительный комфорт потенциальному покупателю приходилось раскошеливаться. К примеру, цена за стандартную версию на момент производства составляла 4 650 крон. Special обходился на 700 крон дороже.
Модификации и модернизации
Мотоциклы имели несколько модификаций. За одиннадцать лет производства они претерпели ряд модернизаций, причем нередко предлагались одновременно в нескольких исполнениях, отличающихся электрооборудованием, богатством обработки поверхности и т. д. Транспорт комплектовался двойной рамой. Для более роскошной модели Special двигатель оснащался цилиндром с головкой, обладающими большей ребристостью. В последующие годы в двигателе произошли и другие изменения: фланцы выпускных колен заменили прижимные розетки.
Хром особо ярко смотрится на черном фоне. Фото: youtube.com
Ручное переключение передач стало постепенно уступать место привычному сегодня ножному. Причиной стал не двигатель собственной конструкции. Просто теперь имелся выбор способа переключения: либо ручное справа от бака, либо ножной рычаг, расположенный с противоположной стороны. Стандартная версия имела следующие характеристики:
✅ 2-тактный, 1-цилиндровый двигатель
✅ рабочий объем – 172 куб. см
✅ мощность – 5,5 л. с
✅ вес – 95 кг
✅ шины – 3х19 дюймов
Первоначально использовавшиеся отражатели Bosch со временем заменили фарами собственного производства. Устанавливаемые на более дорогую модификацию электрические звуковые сигналы в первые годы поставляла пльзеньская компания J. Maly. После 1945 года появились и карбюраторы «Жикови».
Завершение выпуска CZ-175
Эта модель стала самой массовой в линейке CZ 30-х годов. Успеху поспособствовали сразу несколько факторов. Основным, пожалуй, стало то, что компания приобрела достаточный опыт в сфере мотоциклостроения. Ведь чехи не просто взяли и скопировали чужой аппарат. Нет, путем проб и ошибок, они продвигались к тому, чтобы создать собственную конкурентоспособную модель. И им это удалось в лице CZ-175.
Основной конкурент – 175-кубовая JAWA. Фото: youtube.com
Еще одним фактором успеха можно считать то, что мототехника в то время завоевывала популярность и в самой Чехословакии, и в мире в целом. В целом на это влияли общие тенденции, а внутри страны – успех земляков-конкурентов с завода JAWA. Конечно, продукция «збройовки» не сумела им составить серьезную конкуренцию, но все же заняла свою заметную нишу рынка двухколесного транспорта.
До 1946 года успели собрать почти 22 тысячи 175-кубовых мотоциклов. Из них: 14 777 единиц стандартной версии и 5 156 единиц специальной версии. Остальными стали представители ограниченной модификации Armadni. После этого производство CZ-175 прекратили, но лучшие времена ждали предприятие еще впереди.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Остров Свободы получил новых «Патриотов»
Они помогут справиться с последствиями природных катаклизмов, а затем перейдут на службу в администрации провинций. Все подробности читайте в нашем материале....
Четыре иномарки и одна «россиянка»: выбраны 5 лучших автомобилей 2024 года
В интересное время живем, товарищи! Кому не лень, или нужен масштабный пиар раздают Национальные премии «Автомобиль года России». Только «нацию», похоже,...
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....
Российский завод наладил производство деталей для Airbus A321
Пока отечественные самолеты готовятся к выпуску, новые детали помогут продлить срок службы оставшихся зарубежных. Все подробности читайте в нашем материале....
Пристальный взгляд на самую «внедорожную» Газель
Российская автомобильная промышленность подготовила «ответ» китайским брендам в сегменте коммерческого и частного транспорта. Если быть более точным, то сразу...