
СZ-175 – самый успешный довоенный проект «збройовки»
Легендарные чехословацкие мотоциклы лишний раз в представлении не нуждаются. Впрочем, если кто не в курсе, то были такие в советское время: CZ и JAWA. У каждой из этих марок имелись свои почитатели. Отличия между ними не такие уж и большие. К примеру, силовой агрегат, устанавливаемый на обоих мотоциклах, был «явовского» производства. А вот в отношении дизайна и механики, тут да, спутать два чешских бренда просто невозможно.
И главное, что имелось у чехословацких мотоциклов, так это безмерная любовь и почтение советских мотолюбителей. А как иначе? Аппараты с красивым дизайном и иностранными надписями на корпусе. И, к тому же, очень скоростные и надежные. Что еще надо неизбалованному советскому пользователю?
Современный СZ, завоевавший популярность в нашей стране. Фото: youtube.com
Но, у каждого из них имелась своя история (в какой-то момент времени она даже становилась общей) и путь к всемирной известности. JAWA прославилась сразу после войны, благодаря успешной модели. А вот CZ долго находился в «тени» более успешного конкурента. Это и не удивительно, ведь для завода, на котором производились такие мотоциклы, они не являлись основной продукцией. Предприятие имело военную ориентацию и само название CZ расшифровывалось как «чески збройовка». Думаю, и без перевода все понятно.
Звездный час мотоциклов, выпускаемых оборонным предприятием настал, когда появились отличные кроссовые модели. Вернее сказать, когда их пилоты начали занимать призовые места на различных международных соревнованиях в этой дисциплине. Все поняли, что CZ для кросса – это прекрасная база для реализации спортивных амбиций. Спортивные версии мотоциклов начали сходить с конвейера в начале 60-х.
После этого на них выступали не только местные мотогонщики, но и представители других стран. Особо среди них выделялись советские кроссовики Игорь Григорьев и Виктор Арбеков. Еще одним представителем социалистических стран стал восточный немец Пауль Фридрихс. Из западных государств больше всего известен бельгиец Жоэль Роббер.
Кроссовый СZ-250 родом из 60-х. Фото: youtube.com
У завода сразу появилось немало иностранных покупателей. Правда, объемы выпуска спецтехники не сравнить с размерами серийного производства классических мотоциклов, которое развернулось на JAWA. Так или иначе, но мотоциклы от оборонного предприятия (это чем-то похоже на наш ИЖ) имели свою историю, о начале которой мы вам поведаем сегодня.
Мотоциклетная история марки началась в середине 30-х годов прошлого столетия. Первым транспортным средством, собранном на чехословацком предприятии стал обычный дорожный велосипед. Это произошло еще в 1930 году. Техника начала успешно продаваться, а на заводе задумались о чем-то более серьезном. Руководство понимало, что моторизованный транспорт является более востребованной и доходной продукцией.
Поэтому уже в следующем году начато серийное производство модели мотоцикла собственной разработки. Сегодня его отнесли бы к категории велосипеда с мотором. Впрочем, так оно и было. На обычную двухколесную раму установили малокубатурный двигатель. Им стал 60-кубовый мотор, расположенный прямо над передним колесом.
76-кубовый «велосипед с мотором». Фото: youtube.com
Практика использования показала ошибочность выбора подобной конструкции. Мотоциклов собрали в количестве не превышающем двух десятков. Из-за отсутствия покупательского спроса, приняли решение распространить их среди своих. Но даже работники, собиравшие эту технику, не очень стремились завладеть плодами собственного труда. Модель, не снискавшая славы, ушла в небытие. До сегодняшнего дня нет данных хотя бы об одном сохранившемся в живых экземпляре первых мотоциклов марки CZ.
Первый неудачный опыт не заставил местных инженеров сдаться. Напротив, они активизировали свои усилия в поиске новых решений и их настойчивость в будущем вознаградилась. Следующим стал CZ-76 1932 года. Его восприняли более тепло, поэтому через год появился полноценный мотоцикл CZ-98. Компания динамично развивалась и приближалась к эпохальной для себя модели.
CZ-175, разработанный компанией Cesky zbrojovka Strakonice, являлся классическим для того времени одноместным мотоциклом. Его выпуск продолжался чуть более десятилетия и пришелся на предвоенное и военное время. Прототип мотоцикла появился в 1934 году. Создателям понадобилось около года, чтобы начать серийное производство.
Выпускался он в версиях Standard и Special. Второй вариант сегодня назвали бы люксовым, ведь у него имелся целый ряд приятных «бонусов». Special отличалась от обычной сборки сразу несколькими элементами:
✅ хромированными ободами
✅ колесными дисками и отражателем иной формы
✅ аккумулятор и выпрямитель
Еще одной добавочной функцией являлся диковинный в ту пору для мотоциклов электрический звуковой сигнал. Понятно, что за дополнительный комфорт потенциальному покупателю приходилось раскошеливаться. К примеру, цена за стандартную версию на момент производства составляла 4 650 крон. Special обходился на 700 крон дороже.
Мотоциклы имели несколько модификаций. За одиннадцать лет производства они претерпели ряд модернизаций, причем нередко предлагались одновременно в нескольких исполнениях, отличающихся электрооборудованием, богатством обработки поверхности и т. д. Транспорт комплектовался двойной рамой. Для более роскошной модели Special двигатель оснащался цилиндром с головкой, обладающими большей ребристостью. В последующие годы в двигателе произошли и другие изменения: фланцы выпускных колен заменили прижимные розетки.
Хром особо ярко смотрится на черном фоне. Фото: youtube.com
Ручное переключение передач стало постепенно уступать место привычному сегодня ножному. Причиной стал не двигатель собственной конструкции. Просто теперь имелся выбор способа переключения: либо ручное справа от бака, либо ножной рычаг, расположенный с противоположной стороны. Стандартная версия имела следующие характеристики:
✅ 2-тактный, 1-цилиндровый двигатель
✅ рабочий объем – 172 куб. см
✅ мощность – 5,5 л. с
✅ вес – 95 кг
✅ шины – 3х19 дюймов
Первоначально использовавшиеся отражатели Bosch со временем заменили фарами собственного производства. Устанавливаемые на более дорогую модификацию электрические звуковые сигналы в первые годы поставляла пльзеньская компания J. Maly. После 1945 года появились и карбюраторы «Жикови».
Эта модель стала самой массовой в линейке CZ 30-х годов. Успеху поспособствовали сразу несколько факторов. Основным, пожалуй, стало то, что компания приобрела достаточный опыт в сфере мотоциклостроения. Ведь чехи не просто взяли и скопировали чужой аппарат. Нет, путем проб и ошибок, они продвигались к тому, чтобы создать собственную конкурентоспособную модель. И им это удалось в лице CZ-175.
Основной конкурент – 175-кубовая JAWA. Фото: youtube.com
Еще одним фактором успеха можно считать то, что мототехника в то время завоевывала популярность и в самой Чехословакии, и в мире в целом. В целом на это влияли общие тенденции, а внутри страны – успех земляков-конкурентов с завода JAWA. Конечно, продукция «збройовки» не сумела им составить серьезную конкуренцию, но все же заняла свою заметную нишу рынка двухколесного транспорта.
До 1946 года успели собрать почти 22 тысячи 175-кубовых мотоциклов. Из них: 14 777 единиц стандартной версии и 5 156 единиц специальной версии. Остальными стали представители ограниченной модификации Armadni. После этого производство CZ-175 прекратили, но лучшие времена ждали предприятие еще впереди.
И главное, что имелось у чехословацких мотоциклов, так это безмерная любовь и почтение советских мотолюбителей. А как иначе? Аппараты с красивым дизайном и иностранными надписями на корпусе. И, к тому же, очень скоростные и надежные. Что еще надо неизбалованному советскому пользователю?

Но, у каждого из них имелась своя история (в какой-то момент времени она даже становилась общей) и путь к всемирной известности. JAWA прославилась сразу после войны, благодаря успешной модели. А вот CZ долго находился в «тени» более успешного конкурента. Это и не удивительно, ведь для завода, на котором производились такие мотоциклы, они не являлись основной продукцией. Предприятие имело военную ориентацию и само название CZ расшифровывалось как «чески збройовка». Думаю, и без перевода все понятно.
Звездный час мотоциклов, выпускаемых оборонным предприятием настал, когда появились отличные кроссовые модели. Вернее сказать, когда их пилоты начали занимать призовые места на различных международных соревнованиях в этой дисциплине. Все поняли, что CZ для кросса – это прекрасная база для реализации спортивных амбиций. Спортивные версии мотоциклов начали сходить с конвейера в начале 60-х.
После этого на них выступали не только местные мотогонщики, но и представители других стран. Особо среди них выделялись советские кроссовики Игорь Григорьев и Виктор Арбеков. Еще одним представителем социалистических стран стал восточный немец Пауль Фридрихс. Из западных государств больше всего известен бельгиец Жоэль Роббер.

У завода сразу появилось немало иностранных покупателей. Правда, объемы выпуска спецтехники не сравнить с размерами серийного производства классических мотоциклов, которое развернулось на JAWA. Так или иначе, но мотоциклы от оборонного предприятия (это чем-то похоже на наш ИЖ) имели свою историю, о начале которой мы вам поведаем сегодня.
Малокубатурные CZ 30-х годов
Мотоциклетная история марки началась в середине 30-х годов прошлого столетия. Первым транспортным средством, собранном на чехословацком предприятии стал обычный дорожный велосипед. Это произошло еще в 1930 году. Техника начала успешно продаваться, а на заводе задумались о чем-то более серьезном. Руководство понимало, что моторизованный транспорт является более востребованной и доходной продукцией.
Поэтому уже в следующем году начато серийное производство модели мотоцикла собственной разработки. Сегодня его отнесли бы к категории велосипеда с мотором. Впрочем, так оно и было. На обычную двухколесную раму установили малокубатурный двигатель. Им стал 60-кубовый мотор, расположенный прямо над передним колесом.

Практика использования показала ошибочность выбора подобной конструкции. Мотоциклов собрали в количестве не превышающем двух десятков. Из-за отсутствия покупательского спроса, приняли решение распространить их среди своих. Но даже работники, собиравшие эту технику, не очень стремились завладеть плодами собственного труда. Модель, не снискавшая славы, ушла в небытие. До сегодняшнего дня нет данных хотя бы об одном сохранившемся в живых экземпляре первых мотоциклов марки CZ.
Первый неудачный опыт не заставил местных инженеров сдаться. Напротив, они активизировали свои усилия в поиске новых решений и их настойчивость в будущем вознаградилась. Следующим стал CZ-76 1932 года. Его восприняли более тепло, поэтому через год появился полноценный мотоцикл CZ-98. Компания динамично развивалась и приближалась к эпохальной для себя модели.
Новая 175-кубовая модель компании
CZ-175, разработанный компанией Cesky zbrojovka Strakonice, являлся классическим для того времени одноместным мотоциклом. Его выпуск продолжался чуть более десятилетия и пришелся на предвоенное и военное время. Прототип мотоцикла появился в 1934 году. Создателям понадобилось около года, чтобы начать серийное производство.
CZ-175 собирался на заводе с 1935 по 1946 годы. Мотоциклы традиционно поставлялись только в черной окраске, дополненной белыми декоративными линиями и хромированными деталями.
Выпускался он в версиях Standard и Special. Второй вариант сегодня назвали бы люксовым, ведь у него имелся целый ряд приятных «бонусов». Special отличалась от обычной сборки сразу несколькими элементами:
✅ хромированными ободами
✅ колесными дисками и отражателем иной формы
✅ аккумулятор и выпрямитель
Еще одной добавочной функцией являлся диковинный в ту пору для мотоциклов электрический звуковой сигнал. Понятно, что за дополнительный комфорт потенциальному покупателю приходилось раскошеливаться. К примеру, цена за стандартную версию на момент производства составляла 4 650 крон. Special обходился на 700 крон дороже.
Модификации и модернизации
Мотоциклы имели несколько модификаций. За одиннадцать лет производства они претерпели ряд модернизаций, причем нередко предлагались одновременно в нескольких исполнениях, отличающихся электрооборудованием, богатством обработки поверхности и т. д. Транспорт комплектовался двойной рамой. Для более роскошной модели Special двигатель оснащался цилиндром с головкой, обладающими большей ребристостью. В последующие годы в двигателе произошли и другие изменения: фланцы выпускных колен заменили прижимные розетки.

Ручное переключение передач стало постепенно уступать место привычному сегодня ножному. Причиной стал не двигатель собственной конструкции. Просто теперь имелся выбор способа переключения: либо ручное справа от бака, либо ножной рычаг, расположенный с противоположной стороны. Стандартная версия имела следующие характеристики:
✅ 2-тактный, 1-цилиндровый двигатель
✅ рабочий объем – 172 куб. см
✅ мощность – 5,5 л. с
✅ вес – 95 кг
✅ шины – 3х19 дюймов
Первоначально использовавшиеся отражатели Bosch со временем заменили фарами собственного производства. Устанавливаемые на более дорогую модификацию электрические звуковые сигналы в первые годы поставляла пльзеньская компания J. Maly. После 1945 года появились и карбюраторы «Жикови».
Завершение выпуска CZ-175
Эта модель стала самой массовой в линейке CZ 30-х годов. Успеху поспособствовали сразу несколько факторов. Основным, пожалуй, стало то, что компания приобрела достаточный опыт в сфере мотоциклостроения. Ведь чехи не просто взяли и скопировали чужой аппарат. Нет, путем проб и ошибок, они продвигались к тому, чтобы создать собственную конкурентоспособную модель. И им это удалось в лице CZ-175.

Еще одним фактором успеха можно считать то, что мототехника в то время завоевывала популярность и в самой Чехословакии, и в мире в целом. В целом на это влияли общие тенденции, а внутри страны – успех земляков-конкурентов с завода JAWA. Конечно, продукция «збройовки» не сумела им составить серьезную конкуренцию, но все же заняла свою заметную нишу рынка двухколесного транспорта.
До 1946 года успели собрать почти 22 тысячи 175-кубовых мотоциклов. Из них: 14 777 единиц стандартной версии и 5 156 единиц специальной версии. Остальными стали представители ограниченной модификации Armadni. После этого производство CZ-175 прекратили, но лучшие времена ждали предприятие еще впереди.
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Поставки российских двигателей ТВ7-117СТ-01 для Ил-114-300 начнутся уже в этом году
Первые 6-7 экземпляров отгрузят для статических и летных экземпляров. Ждать осталось немного....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«МотоВелоЗавод» начал выпускать патрульные мотоциклы для ГАИ
Теперь у МВД появилась отечественная модель для нужд мотобата. Правда, она имеет китайское происхождение....

На Камчатке достраивают первую в истории региона серию рыболовных судов
Два корабля введут в эксплуатацию уже в мае. Они займутся рыболовным промыслом....

ЛиАЗ-677: тяжелое восстановление спустя 25 лет простоя
Спустя почти полвека с момента выпуска легендарного ЛиАЗ-677 1976 года автор видео на YouTube-канале «Автобусная мастерская VegaBus» решается вдохнуть в него...

Верховина 7 Спорт – самый «крутой» львовский мопед для советских пацанов
Мопеды в позднем СССР были представлены в основном двух заводов – львовского и рижского. Одни считались похуже, другие получше, но в продаже последние...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

До 100 км/ч за 1,38 секунды – как это возможно?
Когда кажется, что автомобильная индустрия уже показала все, появляется нечто, что рушит представления о возможном. В этом видео автор YouTube-канала «Big Look...

Новые российские туристические автобусы – ПАЗ, КАВЗ и ЛИАЗ
Пока все переживают за российское производство легковых автомобилей, которое развивается не совсем в нужном направлении, незаметно появляются новые...

Стартовало серийное производство LADA Iskra
Выпуск модели приурочен к юбилею АВТОВАЗа. Ведь 55 лет назад на заводе собрали первый ВАЗ-2101....

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...