.d-md-none .d-lg-block bibimot

ВАЗ-2110 – последняя советская разработка

ВАЗ-2110 – последняя советская разработка
Идея о том, что кузов хетчбэк является более эргономичным витала еще с середины 60-х. Мировой автопром быстро отреагировал на нее, предложив множество моделей данной компоновки. Советская система оказалась более инертной: все перспективные проекты так и не были реализованы. Но к середине 80-х вопрос встал ребром. Результатом стали «Самара», «Таврия» и «Ода».


Возможно, те из нас, кто имеет автомобиль подобной конструкции, даже не задумываются над простым вопросом. Загружая багажник перед дальней поездкой, подумайте, а что из этого поместилось бы в классический седан? Несмотря на такую практичность, классика вновь витала в умах людей постсоветского пространства. Для кого-то это являлось ностальгическим воспоминанием, другим элементарно казалось, что седан выглядит солидней и красивей. И с последним я не могу не согласиться. Все автомобили представительского класса прошлых времен имели кузов типа седан (за исключением нескольких моделей, таких как «Татра-613»).

ВАЗ-2110 – последняя советская разработкаОбтекаемые формы тогда были в диковинку. Фото: youtube.com

Итак, насладившись в 80-х «модерном» (в народе «восьмерку» и «девятку» прозвали «зубилом»), российские автолюбители начали вздыхать по классике. Ведущий производитель отреагировал «девяносто девятой» и ее рестайлингом в виде «2115». Положительный отклик побудил производителей разработать целую линейку, получившую наименование Lada 110.

Как появилось III поколение ВАЗ


Еще в середине 80-х конструкторы ВАЗ запланировали смену курса. Несмотря на успешное продвижение «Самары», инженеры пытались смотреть в будущее. Одним из векторов стало разделение рынка потребителей на два лагеря: восторженных сторонников новинки-хетчбэка и консерваторов, мечтающих о возвращении классического седана. Рыночные реалии побуждали производителей удовлетворять чаяния и первых, и вторых.

После того, как последний «Спутник» в кузове седан получил индекс «21099», цифровое обозначение первой сотни оказалось исчерпанным. Поэтому свою новую модель производители назвали ВАЗ-2110. Она не только открывала новую страницу в цифровых обозначениях, но и стала основополагающей для III поколения автомобилей из Тольятти.


Упор сделали именно на кузов седан, поэтому 3-дверный хетчбэк ВАЗ-21123 вышел очень ограниченным тиражом. Хотя прошло совсем немного времени встретить такой автомобиль сегодня очень непросто. А «первую скрипку» в этой серии сыграла именно «десятка».

8-клапанный инжекторный мотор. Фото: youtube.com

Прототип серии «0» подготовили к середине 1985 года. После этого создавались еще три поколения макетов, прежде чем инженеры оказались удовлетворенными полученным результатом. Это произошло два года спустя, поэтому только вариант с обозначением «300» одобрили для серийного производства. Правда, по рекомендации смежников (ими был легендарный концерн «Порше»), незначительно изменили форму кузова, улучшив аэродинамику и снизив лобовое сопротивление. К сожалению, проблемы повышенного шума в салоне и выброса грязи на боковины автомобиля во время поездки так и не были решены.

Выставка «Автодизайн-88» стала для новинки «первым балом Наташи Ростовой». На площадках ВДНХ показали публике опытный образец, одобренный для серийного производства. Но до него еще оставалось несколько лет. Будущие испытания планировалось проводить в Германии, на базе полигона Porsche.

Линии, родившие прозвище «беременная антилопа». Фото: youtube.com

Последний факт стал причиной преждевременной утечки информации. Автомобильные папарацци не дремали. Во время испытаний предсерийного варианта, неизвестные смогли сделать несколько фото. Они просочились в прессу, поэтому ноябрьский выпуск 1990 года журнала «За рулем» также представил кадры своим читателям. Автомобиль на фото комплектовался платформой «Гамма», приспособленной под конфигурацию модели.

Серийный выпуск, не стартовавший вовремя


Испытания прошли успешно, поэтому в 1992 году готовились к старту серийного производства. Что произошло в тот период, многим из нас хорошо известно. С карты мира исчезло такое государство как Советский Союз. Это принесло неразбериху и экономический кризис во вновь образованные государства. Планы производства пришлось подкорректировать.

Все же, ситуация в Тольятти оказалась не самой печальной. ВАЗ, пусть и позже срока, но смог освоить выпуск модели нового поколения. Он стал единственным отечественным производителем легкового транспорта, сподобившимся на такой подвиг. У других его коллег сложилась ситуация посложней. Их перспективные модели так и не увидели серийного конвейера.

Lada 110, сходящий с заводского конвейера. Фото: youtube.com

Это подорвало конкурентоспособность предприятий, что принесло печальные плоды. Ни «Волга», ни «Москвич», ни «Запорожец» так и не увидели лучших времен. Производство собственных моделей на их мощностях постепенно свернули, отдав предпочтение сборке чужих проектов. Такой итог стал вполне логичным, ведь без развития собственного производства, любое предприятие приходит именно к такому финишу. И тому имеется целый ряд всемирно известных примеров.

Конструктивные особенности ВАЗ-2110


Первый вопрос, который решали создатели, это максимальная унификация с уже имеющимися моделями. Поэтому в качестве силового агрегата выбрали разновидность «восьмерочного»: 16-клапанный с компьютерным принудительным впрыском. Он получил индекс «2112» и был установлен на предсерийную модель 1992 года. Мотор имел следующие показатели:

✅ рабочий объем – 1499,8 куб. см
✅ мощность – 94 л. с
✅ электронный блок управления от General Motors

Серийное производство этих двигателей (начато в 1997 году) не поспело к выпуску самой модели. Поэтому ранние ВАЗ-2110 имели под капотом более старую восьмиклапанную версию. Еще одной прогрессивной наработкой стала газовая пружина в капотном упоре, применяемая до 2007 года. А вот возможность регулировки наклона рулевой колонки автомобиля просуществовала до конца выпуска модели. Некоторые элементы дизайна в серию не пошли:

✅ черный окрас оконных рамок и нижних кромок кузова
✅ декоративные колпаки из пластмассы для колес
✅ крепление наружных зеркал к дверям

Эта модель также завершила историю установления старого «вазовского» значка (следующие поколения получили обновленную «ладью» в овальном обрамлении). Дизайнерские решения «десятки» пришлись по душе горьковским коллегам. Несколько моделей джипов «тридцать первого» поколения получили похожий стиль.

Популярность, рестайлинг и завершение выпуска


27 июня 1995 года стало отправной точкой в истории «десятой» модели. Выпущенная тогда опытная партия позволила через год с небольшим начать массовое производство. К концу осени автомобили поступили в розничную сеть. Но время новинки оказалось безвозвратно утерянным. За предшествующее началу выпуска десятилетие мировой автопром шагнул заметно вперед.

Схожесть стилей прекрасно просматривается. Фото: youtube.com

Все равно для отечественных производителей автомобиль стал признаком хоть какого-то прогресса. Он причислялся к более высокому классу, чем модели Волжского завода первого и второго поколений. Подтверждением тому служил целый ряд конструктивных наработок:

✅ бортовой блок диагностики
✅ оцинковка в кузовных деталях
✅ прогрессивная система покраски
✅ электроника в управлении двигателем

Желающие могли дозаказать гидроусилитель или электростеклоподъемники. Все это указывало на решительный отход от советского минимализма в конструкции легкового транспорта. Наступала новая эра комфорта и удобств. Глубокий рестайлинг автомобиля привел к появлению нового семейства в виде LADA Priora. Всего семь месяцев понадобилось ей, чтобы «выжить» предшественника с заводского конвейера. Производство ВАЗ-2110 в Тольятти остановилось 15 октября 2007 года. Однако история «десятки» на этом не была завершена. Еще почти семь лет ее собирали из заводских комплектов на автозаводе «Богдан».

Автор:

Использованы фотографии: youtube.com

Что ближе вам: ВАЗ-2110 или Priora?

Голосуем!

Мы в Мы в Яндекс Дзен
Двигатель мотоцикла – нужно ли его прогревать перед поездкойВАЗ-2103 – роскошная мечта советского автолюбителя

ГАЗ-34 – неудачный конкурент ЗиЛ-131

ГАЗ-34 – неудачный конкурент ЗиЛ-131

Для чего разрабатывался ГАЗ-34 – трехосный двойник ГАЗ-66, какие имел характеристики и чем от него отличался. Причины непринятия нового грузовика в серию....
  • 26 301
ГАЗ-53 на экспорт – в чем отличия?

ГАЗ-53 на экспорт – в чем отличия?

Все слышали и видели легенду советского, а потом российского автопрома – среднетоннажный грузовик ГАЗ-53. Машину начали производить в промышленном масштабе с...
  • 914