ВАЗ-2110 – последняя советская разработка
Идея о том, что кузов хетчбэк является более эргономичным витала еще с середины 60-х. Мировой автопром быстро отреагировал на нее, предложив множество моделей данной компоновки. Советская система оказалась более инертной: все перспективные проекты так и не были реализованы. Но к середине 80-х вопрос встал ребром. Результатом стали «Самара», «Таврия» и «Ода».
Возможно, те из нас, кто имеет автомобиль подобной конструкции, даже не задумываются над простым вопросом. Загружая багажник перед дальней поездкой, подумайте, а что из этого поместилось бы в классический седан? Несмотря на такую практичность, классика вновь витала в умах людей постсоветского пространства. Для кого-то это являлось ностальгическим воспоминанием, другим элементарно казалось, что седан выглядит солидней и красивей. И с последним я не могу не согласиться. Все автомобили представительского класса прошлых времен имели кузов типа седан (за исключением нескольких моделей, таких как «Татра-613»).
Итак, насладившись в 80-х «модерном» (в народе «восьмерку» и «девятку» прозвали «зубилом»), российские автолюбители начали вздыхать по классике. Ведущий производитель отреагировал «девяносто девятой» и ее рестайлингом в виде «2115». Положительный отклик побудил производителей разработать целую линейку, получившую наименование Lada 110.
Еще в середине 80-х конструкторы ВАЗ запланировали смену курса. Несмотря на успешное продвижение «Самары», инженеры пытались смотреть в будущее. Одним из векторов стало разделение рынка потребителей на два лагеря: восторженных сторонников новинки-хетчбэка и консерваторов, мечтающих о возвращении классического седана. Рыночные реалии побуждали производителей удовлетворять чаяния и первых, и вторых.
Упор сделали именно на кузов седан, поэтому 3-дверный хетчбэк ВАЗ-21123 вышел очень ограниченным тиражом. Хотя прошло совсем немного времени встретить такой автомобиль сегодня очень непросто. А «первую скрипку» в этой серии сыграла именно «десятка».
Прототип серии «0» подготовили к середине 1985 года. После этого создавались еще три поколения макетов, прежде чем инженеры оказались удовлетворенными полученным результатом. Это произошло два года спустя, поэтому только вариант с обозначением «300» одобрили для серийного производства. Правда, по рекомендации смежников (ими был легендарный концерн «Порше»), незначительно изменили форму кузова, улучшив аэродинамику и снизив лобовое сопротивление. К сожалению, проблемы повышенного шума в салоне и выброса грязи на боковины автомобиля во время поездки так и не были решены.
Выставка «Автодизайн-88» стала для новинки «первым балом Наташи Ростовой». На площадках ВДНХ показали публике опытный образец, одобренный для серийного производства. Но до него еще оставалось несколько лет. Будущие испытания планировалось проводить в Германии, на базе полигона Porsche.
Последний факт стал причиной преждевременной утечки информации. Автомобильные папарацци не дремали. Во время испытаний предсерийного варианта, неизвестные смогли сделать несколько фото. Они просочились в прессу, поэтому ноябрьский выпуск 1990 года журнала «За рулем» также представил кадры своим читателям. Автомобиль на фото комплектовался платформой «Гамма», приспособленной под конфигурацию модели.
Испытания прошли успешно, поэтому в 1992 году готовились к старту серийного производства. Что произошло в тот период, многим из нас хорошо известно. С карты мира исчезло такое государство как Советский Союз. Это принесло неразбериху и экономический кризис во вновь образованные государства. Планы производства пришлось подкорректировать.
Все же, ситуация в Тольятти оказалась не самой печальной. ВАЗ, пусть и позже срока, но смог освоить выпуск модели нового поколения. Он стал единственным отечественным производителем легкового транспорта, сподобившимся на такой подвиг. У других его коллег сложилась ситуация посложней. Их перспективные модели так и не увидели серийного конвейера.
Это подорвало конкурентоспособность предприятий, что принесло печальные плоды. Ни «Волга», ни «Москвич», ни «Запорожец» так и не увидели лучших времен. Производство собственных моделей на их мощностях постепенно свернули, отдав предпочтение сборке чужих проектов. Такой итог стал вполне логичным, ведь без развития собственного производства, любое предприятие приходит именно к такому финишу. И тому имеется целый ряд всемирно известных примеров.
Первый вопрос, который решали создатели, это максимальная унификация с уже имеющимися моделями. Поэтому в качестве силового агрегата выбрали разновидность «восьмерочного»: 16-клапанный с компьютерным принудительным впрыском. Он получил индекс «2112» и был установлен на предсерийную модель 1992 года. Мотор имел следующие показатели:
✅ рабочий объем – 1499,8 куб. см
✅ мощность – 94 л. с
✅ электронный блок управления от General Motors
Серийное производство этих двигателей (начато в 1997 году) не поспело к выпуску самой модели. Поэтому ранние ВАЗ-2110 имели под капотом более старую восьмиклапанную версию. Еще одной прогрессивной наработкой стала газовая пружина в капотном упоре, применяемая до 2007 года. А вот возможность регулировки наклона рулевой колонки автомобиля просуществовала до конца выпуска модели. Некоторые элементы дизайна в серию не пошли:
✅ черный окрас оконных рамок и нижних кромок кузова
✅ декоративные колпаки из пластмассы для колес
✅ крепление наружных зеркал к дверям
Эта модель также завершила историю установления старого «вазовского» значка (следующие поколения получили обновленную «ладью» в овальном обрамлении). Дизайнерские решения «десятки» пришлись по душе горьковским коллегам. Несколько моделей джипов «тридцать первого» поколения получили похожий стиль.
27 июня 1995 года стало отправной точкой в истории «десятой» модели. Выпущенная тогда опытная партия позволила через год с небольшим начать массовое производство. К концу осени автомобили поступили в розничную сеть. Но время новинки оказалось безвозвратно утерянным. За предшествующее началу выпуска десятилетие мировой автопром шагнул заметно вперед.
Все равно для отечественных производителей автомобиль стал признаком хоть какого-то прогресса. Он причислялся к более высокому классу, чем модели Волжского завода первого и второго поколений. Подтверждением тому служил целый ряд конструктивных наработок:
✅ бортовой блок диагностики
✅ оцинковка в кузовных деталях
✅ прогрессивная система покраски
✅ электроника в управлении двигателем
Желающие могли дозаказать гидроусилитель или электростеклоподъемники. Все это указывало на решительный отход от советского минимализма в конструкции легкового транспорта. Наступала новая эра комфорта и удобств. Глубокий рестайлинг автомобиля привел к появлению нового семейства в виде LADA Priora. Всего семь месяцев понадобилось ей, чтобы «выжить» предшественника с заводского конвейера. Производство ВАЗ-2110 в Тольятти остановилось 15 октября 2007 года. Однако история «десятки» на этом не была завершена. Еще почти семь лет ее собирали из заводских комплектов на автозаводе «Богдан».
Возможно, те из нас, кто имеет автомобиль подобной конструкции, даже не задумываются над простым вопросом. Загружая багажник перед дальней поездкой, подумайте, а что из этого поместилось бы в классический седан? Несмотря на такую практичность, классика вновь витала в умах людей постсоветского пространства. Для кого-то это являлось ностальгическим воспоминанием, другим элементарно казалось, что седан выглядит солидней и красивей. И с последним я не могу не согласиться. Все автомобили представительского класса прошлых времен имели кузов типа седан (за исключением нескольких моделей, таких как «Татра-613»).
Обтекаемые формы тогда были в диковинку. Фото: youtube.com
Итак, насладившись в 80-х «модерном» (в народе «восьмерку» и «девятку» прозвали «зубилом»), российские автолюбители начали вздыхать по классике. Ведущий производитель отреагировал «девяносто девятой» и ее рестайлингом в виде «2115». Положительный отклик побудил производителей разработать целую линейку, получившую наименование Lada 110.
Как появилось III поколение ВАЗ
Еще в середине 80-х конструкторы ВАЗ запланировали смену курса. Несмотря на успешное продвижение «Самары», инженеры пытались смотреть в будущее. Одним из векторов стало разделение рынка потребителей на два лагеря: восторженных сторонников новинки-хетчбэка и консерваторов, мечтающих о возвращении классического седана. Рыночные реалии побуждали производителей удовлетворять чаяния и первых, и вторых.
После того, как последний «Спутник» в кузове седан получил индекс «21099», цифровое обозначение первой сотни оказалось исчерпанным. Поэтому свою новую модель производители назвали ВАЗ-2110. Она не только открывала новую страницу в цифровых обозначениях, но и стала основополагающей для III поколения автомобилей из Тольятти.
Упор сделали именно на кузов седан, поэтому 3-дверный хетчбэк ВАЗ-21123 вышел очень ограниченным тиражом. Хотя прошло совсем немного времени встретить такой автомобиль сегодня очень непросто. А «первую скрипку» в этой серии сыграла именно «десятка».
8-клапанный инжекторный мотор. Фото: youtube.com
Прототип серии «0» подготовили к середине 1985 года. После этого создавались еще три поколения макетов, прежде чем инженеры оказались удовлетворенными полученным результатом. Это произошло два года спустя, поэтому только вариант с обозначением «300» одобрили для серийного производства. Правда, по рекомендации смежников (ими был легендарный концерн «Порше»), незначительно изменили форму кузова, улучшив аэродинамику и снизив лобовое сопротивление. К сожалению, проблемы повышенного шума в салоне и выброса грязи на боковины автомобиля во время поездки так и не были решены.
Выставка «Автодизайн-88» стала для новинки «первым балом Наташи Ростовой». На площадках ВДНХ показали публике опытный образец, одобренный для серийного производства. Но до него еще оставалось несколько лет. Будущие испытания планировалось проводить в Германии, на базе полигона Porsche.
Линии, родившие прозвище «беременная антилопа». Фото: youtube.com
Последний факт стал причиной преждевременной утечки информации. Автомобильные папарацци не дремали. Во время испытаний предсерийного варианта, неизвестные смогли сделать несколько фото. Они просочились в прессу, поэтому ноябрьский выпуск 1990 года журнала «За рулем» также представил кадры своим читателям. Автомобиль на фото комплектовался платформой «Гамма», приспособленной под конфигурацию модели.
Серийный выпуск, не стартовавший вовремя
Испытания прошли успешно, поэтому в 1992 году готовились к старту серийного производства. Что произошло в тот период, многим из нас хорошо известно. С карты мира исчезло такое государство как Советский Союз. Это принесло неразбериху и экономический кризис во вновь образованные государства. Планы производства пришлось подкорректировать.
Все же, ситуация в Тольятти оказалась не самой печальной. ВАЗ, пусть и позже срока, но смог освоить выпуск модели нового поколения. Он стал единственным отечественным производителем легкового транспорта, сподобившимся на такой подвиг. У других его коллег сложилась ситуация посложней. Их перспективные модели так и не увидели серийного конвейера.
Lada 110, сходящий с заводского конвейера. Фото: youtube.com
Это подорвало конкурентоспособность предприятий, что принесло печальные плоды. Ни «Волга», ни «Москвич», ни «Запорожец» так и не увидели лучших времен. Производство собственных моделей на их мощностях постепенно свернули, отдав предпочтение сборке чужих проектов. Такой итог стал вполне логичным, ведь без развития собственного производства, любое предприятие приходит именно к такому финишу. И тому имеется целый ряд всемирно известных примеров.
Конструктивные особенности ВАЗ-2110
Первый вопрос, который решали создатели, это максимальная унификация с уже имеющимися моделями. Поэтому в качестве силового агрегата выбрали разновидность «восьмерочного»: 16-клапанный с компьютерным принудительным впрыском. Он получил индекс «2112» и был установлен на предсерийную модель 1992 года. Мотор имел следующие показатели:
✅ рабочий объем – 1499,8 куб. см
✅ мощность – 94 л. с
✅ электронный блок управления от General Motors
Серийное производство этих двигателей (начато в 1997 году) не поспело к выпуску самой модели. Поэтому ранние ВАЗ-2110 имели под капотом более старую восьмиклапанную версию. Еще одной прогрессивной наработкой стала газовая пружина в капотном упоре, применяемая до 2007 года. А вот возможность регулировки наклона рулевой колонки автомобиля просуществовала до конца выпуска модели. Некоторые элементы дизайна в серию не пошли:
✅ черный окрас оконных рамок и нижних кромок кузова
✅ декоративные колпаки из пластмассы для колес
✅ крепление наружных зеркал к дверям
Эта модель также завершила историю установления старого «вазовского» значка (следующие поколения получили обновленную «ладью» в овальном обрамлении). Дизайнерские решения «десятки» пришлись по душе горьковским коллегам. Несколько моделей джипов «тридцать первого» поколения получили похожий стиль.
Популярность, рестайлинг и завершение выпуска
27 июня 1995 года стало отправной точкой в истории «десятой» модели. Выпущенная тогда опытная партия позволила через год с небольшим начать массовое производство. К концу осени автомобили поступили в розничную сеть. Но время новинки оказалось безвозвратно утерянным. За предшествующее началу выпуска десятилетие мировой автопром шагнул заметно вперед.
Схожесть стилей прекрасно просматривается. Фото: youtube.com
Все равно для отечественных производителей автомобиль стал признаком хоть какого-то прогресса. Он причислялся к более высокому классу, чем модели Волжского завода первого и второго поколений. Подтверждением тому служил целый ряд конструктивных наработок:
✅ бортовой блок диагностики
✅ оцинковка в кузовных деталях
✅ прогрессивная система покраски
✅ электроника в управлении двигателем
Желающие могли дозаказать гидроусилитель или электростеклоподъемники. Все это указывало на решительный отход от советского минимализма в конструкции легкового транспорта. Наступала новая эра комфорта и удобств. Глубокий рестайлинг автомобиля привел к появлению нового семейства в виде LADA Priora. Всего семь месяцев понадобилось ей, чтобы «выжить» предшественника с заводского конвейера. Производство ВАЗ-2110 в Тольятти остановилось 15 октября 2007 года. Однако история «десятки» на этом не была завершена. Еще почти семь лет ее собирали из заводских комплектов на автозаводе «Богдан».
- Иван Гончаров
- youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Кубинцы скоро будут кататься на новых «Москвичах»
Причем безвозмездно. Как и во времена СССР, наша страна поможет дружественному государству в сложной финансовой ситуации....