ЗИЛ-164 – этот советский грузовик не просто так унаследовал прозвище «Захар»
Советский Союз после войны и вплоть до середины 1980-х годов представлял собой одну большую стройку. Особенно глобально выглядела она в 50-60-х. Естественно, для ускорения процесса стране требовались грузовые автомобили в огромных количествах. Выпускали их на нескольких заводах, но старейшими производителями были ГАЗ и ЗИС, он же ЗИЛ.
Одним из знаковых советских грузовиков стал ЗИЛ-164. Эти автомобили выпускались в различных версиях с 1957 по 1964 годы. Несмотря на достаточно короткую конвейерную жизнь, водители эту модель уважали, в противном случае они не стали бы давать ей прозвище «Захар». Напомним, что так называли знаменитую «трехтонку» военных лет – ЗИС-5.
По факту, ЗИЛ-164 – это продолжение линейки второго поколения Завода имени Лихачева, начатой с ЗИС-150. Поэтому внешность этих двух автомобилей похожа. Более того, сейчас многие путают эти две модели, хотя, для специалиста одного взгляда достаточно, чтобы понять.
Основное внешнее отличие ЗИЛ-164 от ЗИС-150, которое сразу же бросается в глаза – это радиаторная решетка. У более старой модели она полуовальная, с горизонтальными прорезями. Такое ощущение, что конструкторы заботились об аэродинамике, но на самом деле, благодарить за дизайн стоит грузовики из США.
ЗИЛ-164 имеет плоскую радиаторную решетку с вертикальными прорезями. Именно по этой особенности грузовики можно отличить издалека.
Зато по техническим характеристиками ЗИЛ-164 значительно превосходит своего предшественника:
✅ Усиленная рама
✅ Доработанный двигатель на 100 л. с. – это на 5 л. с. больше, чем у ЗИС-150
✅ Новый радиатор
✅ Улучшенный отопитель
✅ Появилась система обдува ветровых стекол горячим воздухом
Много было доработок по ходовке и кузову. Все проблемные места постарались переделать. Появились усилители лонжеронов, а в рессоры добавили листы для увеличения грузоподъемности.
По сравнению с ЗИС-150, который был типичной военной машиной, ЗИЛ-164 стал грузовиком с высоким уровнем комфорта. Сейчас это кажется смешным, но водители были в восторге от нового автомобиля. Например, кабина ЗИЛ-164 сразу делалась цельнометаллической, а сиденья – пружинными. Водительское кресло даже имело регулировку по росту, что для советской грузовой техники вообще казалось чем-то фантастическим.
ЗИЛ-164 имеет грузоподъемность от 3,5 до 4,5 тонны. Она зависит от типа шин, установленных на грузовик и по какому дорожному покрытию ему предстояло передвигаться. По асфальту можно везти 4-4,5 тонны.
По грунтовым и проселочным дорогам максимальный вес груза заявлен на отметке 3,5 т. Конечно, можно его превысить, вот только проходимость автомобиля тогда резко падала. Во время распутицы перегрузы на грунтовых дорогах нежелательны. Хотя, если шоферы ехали сразу на нескольких машинах и были опытными, они часто грузили и по 5 тонн.
Бензобак на 150 литров, на заливной горловине расположен сетчатый фильтр, улавливающий крупные частицы грязи или мусора. Мотор рассчитан на топливо марки А-66.
Двигатель закреплен на раме с использованием трех опор и резиновых подушек. Карбюратор на ЗИЛ-164 ставили усовершенствованный по сравнению с ЗИС-150 – это МКЗ-К-82М. Последняя литера в индексе как раз и означала «модернизированный». Этот узел полностью взаимозаменяем с МКЗ-К-82, так что его можно было переставлять с одного грузовика на другой без каких-либо переделок и доработок.
Рулевое управление, что естественно для конца 1950-х годов, было без гидроусилителя. Поэтому водители старых грузовиков всегда отличались сильными руками. Конечно, на ходу рулить автомобилем несложно, но вот маневрировать в узких местах – та еще проблема. Для тех, кто хочет понять, как это было хотя бы примерно, можно посоветовать попробовать развернуть во дворе любой советский легковой автомобиль.
Интересно, что ЗИЛ-164 изначально был решением временным. По сути, этот грузовик представлял собой глубоко модернизированную версию ЗИС-150. Работы над автомобилем нового поколения начаты в 1953 году – имеется в виду будущий ЗИЛ-130.
Но так как модернизированная модель нужна была «еще вчера», пришлось запустить что-то раньше. Так ЗИЛ-164 встал на конвейер в 1957 году. Именно в это время, кстати, появился и первый прототип 130 модели.
В 1961 году, когда уже нужно было менять поколение грузовиков, конструкторы модернизировали ЗИЛ-164. Заодно они внедрили ряд передовых технических решений от новой модели. Модернизированная версия получила литеру «А» в индексе.
ЗИЛ-164А имел новое однодисковое сцепление. Коробку передач тоже доработали, изменив соотношение передаточных чисел. Чтобы двигатель мог взаимодействовать с новым сцеплением, пришлось заменить маховик. Появился усовершенствованный топливный насос с более чем в два раза увеличенной производительностью. Он перекачивал 125 литров в час против 60 у дорестайлингового ЗИЛ-164.
Модернизированный грузовик постоянно дорабатывался. Дело в том, что запуск новой модели ЗИЛ-130 откладывался, а узлов и агрегатов для него становилось все больше. Поэтому их внедряли в ту модель, которая стояла на конвейере.
Интересно, что новые узлы были полностью взаимозаменяемыми со старыми. При желании, их можно менять и комбинировать.
ЗИЛ-164 выпускался в разных версиях. Прежде чем начать их перечислять, нужно отметить, что все модификации с литерой «А» после цифр 164 в названии – это рестайлинг.
Основным грузовиком был ЗИЛ-164 (А). Это стандартная бортовая модель с деревянным кузовом и двигателем на 100 л. с.
Для постоянной работы с прицепами выпускался ЗИЛ-164Р (АР). Эта модификация имела форсированный до 109 л. с. двигатель и другой карбюратор.
Для военных выпускали модификации с экранированным электрооборудованием. Они назывались ЗИЛ-164Д (АД).
Для установки специального оборудования и нестандартных грузовых платформ выпускали шасси. Они назывались ЗИЛ-164Г (АГ). Использовались такие грузовики как на «гражданке», так и в армии.
Благодаря сотрудничеству с Мытищинским машиностроительным заводом, семейство ЗИЛ-164 пополнилось рядом специализированных моделей. Это самосвалы, строительные и сельскохозяйственные. Были даже седельные тягачи. У них в индексе присутствует буквенное сочетание «ММЗ».
Небольшими партиями выпускались газовые версии грузовика, но назывались они ЗИЛ-166 (А). Моторы могли работать и на бензине. Но широкого распространения такие грузовики не получили. В стране было слишком много бензина, так что экономить его не имело смысла.
Самой интересной была «колымская» модификация ЗИЛ-164 – она отличалась наличием второй задней оси. С Заводом имени Лихачева этот грузовик не имел ничего общего – его переделывали на одном из местных предприятий.
Существовали и экспортные версии ЗИЛ-164. По старой советской традиции, их собирали самые лучшие мастера, а детали на эти автомобили шли только высшего качества. Проводку тоже тщательно изолировали. Интересно, что двигатели туда ставили только форсированные, а грузоподъемность составляла 5,5 тонны.
ЗИЛ-164 создавался как временное решение, пока конструкторам не удастся запустить в серию модель следующего поколения. Несмотря на это, грузовик оказался надежным, современным и комфортным, за что его полюбили советские водители.
Одним из знаковых советских грузовиков стал ЗИЛ-164. Эти автомобили выпускались в различных версиях с 1957 по 1964 годы. Несмотря на достаточно короткую конвейерную жизнь, водители эту модель уважали, в противном случае они не стали бы давать ей прозвище «Захар». Напомним, что так называли знаменитую «трехтонку» военных лет – ЗИС-5.
Отличия от ЗИС-150
По факту, ЗИЛ-164 – это продолжение линейки второго поколения Завода имени Лихачева, начатой с ЗИС-150. Поэтому внешность этих двух автомобилей похожа. Более того, сейчас многие путают эти две модели, хотя, для специалиста одного взгляда достаточно, чтобы понять.
В России таких автомобилей сейчас остались единицы. Фото: Youtube.com
Основное внешнее отличие ЗИЛ-164 от ЗИС-150, которое сразу же бросается в глаза – это радиаторная решетка. У более старой модели она полуовальная, с горизонтальными прорезями. Такое ощущение, что конструкторы заботились об аэродинамике, но на самом деле, благодарить за дизайн стоит грузовики из США.
ЗИЛ-164 имеет плоскую радиаторную решетку с вертикальными прорезями. Именно по этой особенности грузовики можно отличить издалека.
Зато по техническим характеристиками ЗИЛ-164 значительно превосходит своего предшественника:
✅ Усиленная рама
✅ Доработанный двигатель на 100 л. с. – это на 5 л. с. больше, чем у ЗИС-150
✅ Новый радиатор
✅ Улучшенный отопитель
✅ Появилась система обдува ветровых стекол горячим воздухом
Много было доработок по ходовке и кузову. Все проблемные места постарались переделать. Появились усилители лонжеронов, а в рессоры добавили листы для увеличения грузоподъемности.
Передняя подвеска ЗИЛ-164. Фото: Youtube.com
По сравнению с ЗИС-150, который был типичной военной машиной, ЗИЛ-164 стал грузовиком с высоким уровнем комфорта. Сейчас это кажется смешным, но водители были в восторге от нового автомобиля. Например, кабина ЗИЛ-164 сразу делалась цельнометаллической, а сиденья – пружинными. Водительское кресло даже имело регулировку по росту, что для советской грузовой техники вообще казалось чем-то фантастическим.
ТТХ
ЗИЛ-164 имеет грузоподъемность от 3,5 до 4,5 тонны. Она зависит от типа шин, установленных на грузовик и по какому дорожному покрытию ему предстояло передвигаться. По асфальту можно везти 4-4,5 тонны.
По грунтовым и проселочным дорогам максимальный вес груза заявлен на отметке 3,5 т. Конечно, можно его превысить, вот только проходимость автомобиля тогда резко падала. Во время распутицы перегрузы на грунтовых дорогах нежелательны. Хотя, если шоферы ехали сразу на нескольких машинах и были опытными, они часто грузили и по 5 тонн.
Двигатель ЗИЛ-164, как и положено для советского силового агрегата, карбюраторный. Рабочий объем рядной «шестерки» – 5,5 литра. Мощность – 100 л. с., что на 5 «лошадок» больше, чем у ЗИС-150.
Бензобак на 150 литров, на заливной горловине расположен сетчатый фильтр, улавливающий крупные частицы грязи или мусора. Мотор рассчитан на топливо марки А-66.
Задняя подвеска ЗИЛ-164. Фото: Youtube.com
Двигатель закреплен на раме с использованием трех опор и резиновых подушек. Карбюратор на ЗИЛ-164 ставили усовершенствованный по сравнению с ЗИС-150 – это МКЗ-К-82М. Последняя литера в индексе как раз и означала «модернизированный». Этот узел полностью взаимозаменяем с МКЗ-К-82, так что его можно было переставлять с одного грузовика на другой без каких-либо переделок и доработок.
Коробка передач – пятиступенчатая. Она более совершенная, чем у ЗИС-150.
Рулевое управление, что естественно для конца 1950-х годов, было без гидроусилителя. Поэтому водители старых грузовиков всегда отличались сильными руками. Конечно, на ходу рулить автомобилем несложно, но вот маневрировать в узких местах – та еще проблема. Для тех, кто хочет понять, как это было хотя бы примерно, можно посоветовать попробовать развернуть во дворе любой советский легковой автомобиль.
Модернизация 1961 года
Интересно, что ЗИЛ-164 изначально был решением временным. По сути, этот грузовик представлял собой глубоко модернизированную версию ЗИС-150. Работы над автомобилем нового поколения начаты в 1953 году – имеется в виду будущий ЗИЛ-130.
Но так как модернизированная модель нужна была «еще вчера», пришлось запустить что-то раньше. Так ЗИЛ-164 встал на конвейер в 1957 году. Именно в это время, кстати, появился и первый прототип 130 модели.
Двигатель ЗИЛ-164. Фото: Youtube.com
В 1961 году, когда уже нужно было менять поколение грузовиков, конструкторы модернизировали ЗИЛ-164. Заодно они внедрили ряд передовых технических решений от новой модели. Модернизированная версия получила литеру «А» в индексе.
ЗИЛ-164А имел новое однодисковое сцепление. Коробку передач тоже доработали, изменив соотношение передаточных чисел. Чтобы двигатель мог взаимодействовать с новым сцеплением, пришлось заменить маховик. Появился усовершенствованный топливный насос с более чем в два раза увеличенной производительностью. Он перекачивал 125 литров в час против 60 у дорестайлингового ЗИЛ-164.
Модернизированный грузовик постоянно дорабатывался. Дело в том, что запуск новой модели ЗИЛ-130 откладывался, а узлов и агрегатов для него становилось все больше. Поэтому их внедряли в ту модель, которая стояла на конвейере.
Интересно, что новые узлы были полностью взаимозаменяемыми со старыми. При желании, их можно менять и комбинировать.
Модификации
ЗИЛ-164 выпускался в разных версиях. Прежде чем начать их перечислять, нужно отметить, что все модификации с литерой «А» после цифр 164 в названии – это рестайлинг.
ЗИЛ-164 во Вьетнаме. Фото: Youtube.com
Основным грузовиком был ЗИЛ-164 (А). Это стандартная бортовая модель с деревянным кузовом и двигателем на 100 л. с.
Для постоянной работы с прицепами выпускался ЗИЛ-164Р (АР). Эта модификация имела форсированный до 109 л. с. двигатель и другой карбюратор.
Для военных выпускали модификации с экранированным электрооборудованием. Они назывались ЗИЛ-164Д (АД).
Для установки специального оборудования и нестандартных грузовых платформ выпускали шасси. Они назывались ЗИЛ-164Г (АГ). Использовались такие грузовики как на «гражданке», так и в армии.
Благодаря сотрудничеству с Мытищинским машиностроительным заводом, семейство ЗИЛ-164 пополнилось рядом специализированных моделей. Это самосвалы, строительные и сельскохозяйственные. Были даже седельные тягачи. У них в индексе присутствует буквенное сочетание «ММЗ».
Небольшими партиями выпускались газовые версии грузовика, но назывались они ЗИЛ-166 (А). Моторы могли работать и на бензине. Но широкого распространения такие грузовики не получили. В стране было слишком много бензина, так что экономить его не имело смысла.
Это та самая «колымская» модификация. Фото: Youtube.com
Самой интересной была «колымская» модификация ЗИЛ-164 – она отличалась наличием второй задней оси. С Заводом имени Лихачева этот грузовик не имел ничего общего – его переделывали на одном из местных предприятий.
Существовали и экспортные версии ЗИЛ-164. По старой советской традиции, их собирали самые лучшие мастера, а детали на эти автомобили шли только высшего качества. Проводку тоже тщательно изолировали. Интересно, что двигатели туда ставили только форсированные, а грузоподъемность составляла 5,5 тонны.
ЗИЛ-164 создавался как временное решение, пока конструкторам не удастся запустить в серию модель следующего поколения. Несмотря на это, грузовик оказался надежным, современным и комфортным, за что его полюбили советские водители.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...