ЗИЛ-164 – этот советский грузовик не просто так унаследовал прозвище «Захар»
Советский Союз после войны и вплоть до середины 1980-х годов представлял собой одну большую стройку. Особенно глобально выглядела она в 50-60-х. Естественно, для ускорения процесса стране требовались грузовые автомобили в огромных количествах. Выпускали их на нескольких заводах, но старейшими производителями были ГАЗ и ЗИС, он же ЗИЛ.
Одним из знаковых советских грузовиков стал ЗИЛ-164. Эти автомобили выпускались в различных версиях с 1957 по 1964 годы. Несмотря на достаточно короткую конвейерную жизнь, водители эту модель уважали, в противном случае они не стали бы давать ей прозвище «Захар». Напомним, что так называли знаменитую «трехтонку» военных лет – ЗИС-5.
По факту, ЗИЛ-164 – это продолжение линейки второго поколения Завода имени Лихачева, начатой с ЗИС-150. Поэтому внешность этих двух автомобилей похожа. Более того, сейчас многие путают эти две модели, хотя, для специалиста одного взгляда достаточно, чтобы понять.
Основное внешнее отличие ЗИЛ-164 от ЗИС-150, которое сразу же бросается в глаза – это радиаторная решетка. У более старой модели она полуовальная, с горизонтальными прорезями. Такое ощущение, что конструкторы заботились об аэродинамике, но на самом деле, благодарить за дизайн стоит грузовики из США.
ЗИЛ-164 имеет плоскую радиаторную решетку с вертикальными прорезями. Именно по этой особенности грузовики можно отличить издалека.
Зато по техническим характеристиками ЗИЛ-164 значительно превосходит своего предшественника:
✅ Усиленная рама
✅ Доработанный двигатель на 100 л. с. – это на 5 л. с. больше, чем у ЗИС-150
✅ Новый радиатор
✅ Улучшенный отопитель
✅ Появилась система обдува ветровых стекол горячим воздухом
Много было доработок по ходовке и кузову. Все проблемные места постарались переделать. Появились усилители лонжеронов, а в рессоры добавили листы для увеличения грузоподъемности.
По сравнению с ЗИС-150, который был типичной военной машиной, ЗИЛ-164 стал грузовиком с высоким уровнем комфорта. Сейчас это кажется смешным, но водители были в восторге от нового автомобиля. Например, кабина ЗИЛ-164 сразу делалась цельнометаллической, а сиденья – пружинными. Водительское кресло даже имело регулировку по росту, что для советской грузовой техники вообще казалось чем-то фантастическим.
ЗИЛ-164 имеет грузоподъемность от 3,5 до 4,5 тонны. Она зависит от типа шин, установленных на грузовик и по какому дорожному покрытию ему предстояло передвигаться. По асфальту можно везти 4-4,5 тонны.
По грунтовым и проселочным дорогам максимальный вес груза заявлен на отметке 3,5 т. Конечно, можно его превысить, вот только проходимость автомобиля тогда резко падала. Во время распутицы перегрузы на грунтовых дорогах нежелательны. Хотя, если шоферы ехали сразу на нескольких машинах и были опытными, они часто грузили и по 5 тонн.
Бензобак на 150 литров, на заливной горловине расположен сетчатый фильтр, улавливающий крупные частицы грязи или мусора. Мотор рассчитан на топливо марки А-66.
Двигатель закреплен на раме с использованием трех опор и резиновых подушек. Карбюратор на ЗИЛ-164 ставили усовершенствованный по сравнению с ЗИС-150 – это МКЗ-К-82М. Последняя литера в индексе как раз и означала «модернизированный». Этот узел полностью взаимозаменяем с МКЗ-К-82, так что его можно было переставлять с одного грузовика на другой без каких-либо переделок и доработок.
Рулевое управление, что естественно для конца 1950-х годов, было без гидроусилителя. Поэтому водители старых грузовиков всегда отличались сильными руками. Конечно, на ходу рулить автомобилем несложно, но вот маневрировать в узких местах – та еще проблема. Для тех, кто хочет понять, как это было хотя бы примерно, можно посоветовать попробовать развернуть во дворе любой советский легковой автомобиль.
Интересно, что ЗИЛ-164 изначально был решением временным. По сути, этот грузовик представлял собой глубоко модернизированную версию ЗИС-150. Работы над автомобилем нового поколения начаты в 1953 году – имеется в виду будущий ЗИЛ-130.
Но так как модернизированная модель нужна была «еще вчера», пришлось запустить что-то раньше. Так ЗИЛ-164 встал на конвейер в 1957 году. Именно в это время, кстати, появился и первый прототип 130 модели.
В 1961 году, когда уже нужно было менять поколение грузовиков, конструкторы модернизировали ЗИЛ-164. Заодно они внедрили ряд передовых технических решений от новой модели. Модернизированная версия получила литеру «А» в индексе.
ЗИЛ-164А имел новое однодисковое сцепление. Коробку передач тоже доработали, изменив соотношение передаточных чисел. Чтобы двигатель мог взаимодействовать с новым сцеплением, пришлось заменить маховик. Появился усовершенствованный топливный насос с более чем в два раза увеличенной производительностью. Он перекачивал 125 литров в час против 60 у дорестайлингового ЗИЛ-164.
Модернизированный грузовик постоянно дорабатывался. Дело в том, что запуск новой модели ЗИЛ-130 откладывался, а узлов и агрегатов для него становилось все больше. Поэтому их внедряли в ту модель, которая стояла на конвейере.
Интересно, что новые узлы были полностью взаимозаменяемыми со старыми. При желании, их можно менять и комбинировать.
ЗИЛ-164 выпускался в разных версиях. Прежде чем начать их перечислять, нужно отметить, что все модификации с литерой «А» после цифр 164 в названии – это рестайлинг.
Основным грузовиком был ЗИЛ-164 (А). Это стандартная бортовая модель с деревянным кузовом и двигателем на 100 л. с.
Для постоянной работы с прицепами выпускался ЗИЛ-164Р (АР). Эта модификация имела форсированный до 109 л. с. двигатель и другой карбюратор.
Для военных выпускали модификации с экранированным электрооборудованием. Они назывались ЗИЛ-164Д (АД).
Для установки специального оборудования и нестандартных грузовых платформ выпускали шасси. Они назывались ЗИЛ-164Г (АГ). Использовались такие грузовики как на «гражданке», так и в армии.
Благодаря сотрудничеству с Мытищинским машиностроительным заводом, семейство ЗИЛ-164 пополнилось рядом специализированных моделей. Это самосвалы, строительные и сельскохозяйственные. Были даже седельные тягачи. У них в индексе присутствует буквенное сочетание «ММЗ».
Небольшими партиями выпускались газовые версии грузовика, но назывались они ЗИЛ-166 (А). Моторы могли работать и на бензине. Но широкого распространения такие грузовики не получили. В стране было слишком много бензина, так что экономить его не имело смысла.
Самой интересной была «колымская» модификация ЗИЛ-164 – она отличалась наличием второй задней оси. С Заводом имени Лихачева этот грузовик не имел ничего общего – его переделывали на одном из местных предприятий.
Существовали и экспортные версии ЗИЛ-164. По старой советской традиции, их собирали самые лучшие мастера, а детали на эти автомобили шли только высшего качества. Проводку тоже тщательно изолировали. Интересно, что двигатели туда ставили только форсированные, а грузоподъемность составляла 5,5 тонны.
ЗИЛ-164 создавался как временное решение, пока конструкторам не удастся запустить в серию модель следующего поколения. Несмотря на это, грузовик оказался надежным, современным и комфортным, за что его полюбили советские водители.
Одним из знаковых советских грузовиков стал ЗИЛ-164. Эти автомобили выпускались в различных версиях с 1957 по 1964 годы. Несмотря на достаточно короткую конвейерную жизнь, водители эту модель уважали, в противном случае они не стали бы давать ей прозвище «Захар». Напомним, что так называли знаменитую «трехтонку» военных лет – ЗИС-5.
Отличия от ЗИС-150
По факту, ЗИЛ-164 – это продолжение линейки второго поколения Завода имени Лихачева, начатой с ЗИС-150. Поэтому внешность этих двух автомобилей похожа. Более того, сейчас многие путают эти две модели, хотя, для специалиста одного взгляда достаточно, чтобы понять.
В России таких автомобилей сейчас остались единицы. Фото: Youtube.com
Основное внешнее отличие ЗИЛ-164 от ЗИС-150, которое сразу же бросается в глаза – это радиаторная решетка. У более старой модели она полуовальная, с горизонтальными прорезями. Такое ощущение, что конструкторы заботились об аэродинамике, но на самом деле, благодарить за дизайн стоит грузовики из США.
ЗИЛ-164 имеет плоскую радиаторную решетку с вертикальными прорезями. Именно по этой особенности грузовики можно отличить издалека.
Зато по техническим характеристиками ЗИЛ-164 значительно превосходит своего предшественника:
✅ Усиленная рама
✅ Доработанный двигатель на 100 л. с. – это на 5 л. с. больше, чем у ЗИС-150
✅ Новый радиатор
✅ Улучшенный отопитель
✅ Появилась система обдува ветровых стекол горячим воздухом
Много было доработок по ходовке и кузову. Все проблемные места постарались переделать. Появились усилители лонжеронов, а в рессоры добавили листы для увеличения грузоподъемности.
Передняя подвеска ЗИЛ-164. Фото: Youtube.com
По сравнению с ЗИС-150, который был типичной военной машиной, ЗИЛ-164 стал грузовиком с высоким уровнем комфорта. Сейчас это кажется смешным, но водители были в восторге от нового автомобиля. Например, кабина ЗИЛ-164 сразу делалась цельнометаллической, а сиденья – пружинными. Водительское кресло даже имело регулировку по росту, что для советской грузовой техники вообще казалось чем-то фантастическим.
ТТХ
ЗИЛ-164 имеет грузоподъемность от 3,5 до 4,5 тонны. Она зависит от типа шин, установленных на грузовик и по какому дорожному покрытию ему предстояло передвигаться. По асфальту можно везти 4-4,5 тонны.
По грунтовым и проселочным дорогам максимальный вес груза заявлен на отметке 3,5 т. Конечно, можно его превысить, вот только проходимость автомобиля тогда резко падала. Во время распутицы перегрузы на грунтовых дорогах нежелательны. Хотя, если шоферы ехали сразу на нескольких машинах и были опытными, они часто грузили и по 5 тонн.
Двигатель ЗИЛ-164, как и положено для советского силового агрегата, карбюраторный. Рабочий объем рядной «шестерки» – 5,5 литра. Мощность – 100 л. с., что на 5 «лошадок» больше, чем у ЗИС-150.
Бензобак на 150 литров, на заливной горловине расположен сетчатый фильтр, улавливающий крупные частицы грязи или мусора. Мотор рассчитан на топливо марки А-66.
Задняя подвеска ЗИЛ-164. Фото: Youtube.com
Двигатель закреплен на раме с использованием трех опор и резиновых подушек. Карбюратор на ЗИЛ-164 ставили усовершенствованный по сравнению с ЗИС-150 – это МКЗ-К-82М. Последняя литера в индексе как раз и означала «модернизированный». Этот узел полностью взаимозаменяем с МКЗ-К-82, так что его можно было переставлять с одного грузовика на другой без каких-либо переделок и доработок.
Коробка передач – пятиступенчатая. Она более совершенная, чем у ЗИС-150.
Рулевое управление, что естественно для конца 1950-х годов, было без гидроусилителя. Поэтому водители старых грузовиков всегда отличались сильными руками. Конечно, на ходу рулить автомобилем несложно, но вот маневрировать в узких местах – та еще проблема. Для тех, кто хочет понять, как это было хотя бы примерно, можно посоветовать попробовать развернуть во дворе любой советский легковой автомобиль.
Модернизация 1961 года
Интересно, что ЗИЛ-164 изначально был решением временным. По сути, этот грузовик представлял собой глубоко модернизированную версию ЗИС-150. Работы над автомобилем нового поколения начаты в 1953 году – имеется в виду будущий ЗИЛ-130.
Но так как модернизированная модель нужна была «еще вчера», пришлось запустить что-то раньше. Так ЗИЛ-164 встал на конвейер в 1957 году. Именно в это время, кстати, появился и первый прототип 130 модели.
Двигатель ЗИЛ-164. Фото: Youtube.com
В 1961 году, когда уже нужно было менять поколение грузовиков, конструкторы модернизировали ЗИЛ-164. Заодно они внедрили ряд передовых технических решений от новой модели. Модернизированная версия получила литеру «А» в индексе.
ЗИЛ-164А имел новое однодисковое сцепление. Коробку передач тоже доработали, изменив соотношение передаточных чисел. Чтобы двигатель мог взаимодействовать с новым сцеплением, пришлось заменить маховик. Появился усовершенствованный топливный насос с более чем в два раза увеличенной производительностью. Он перекачивал 125 литров в час против 60 у дорестайлингового ЗИЛ-164.
Модернизированный грузовик постоянно дорабатывался. Дело в том, что запуск новой модели ЗИЛ-130 откладывался, а узлов и агрегатов для него становилось все больше. Поэтому их внедряли в ту модель, которая стояла на конвейере.
Интересно, что новые узлы были полностью взаимозаменяемыми со старыми. При желании, их можно менять и комбинировать.
Модификации
ЗИЛ-164 выпускался в разных версиях. Прежде чем начать их перечислять, нужно отметить, что все модификации с литерой «А» после цифр 164 в названии – это рестайлинг.
ЗИЛ-164 во Вьетнаме. Фото: Youtube.com
Основным грузовиком был ЗИЛ-164 (А). Это стандартная бортовая модель с деревянным кузовом и двигателем на 100 л. с.
Для постоянной работы с прицепами выпускался ЗИЛ-164Р (АР). Эта модификация имела форсированный до 109 л. с. двигатель и другой карбюратор.
Для военных выпускали модификации с экранированным электрооборудованием. Они назывались ЗИЛ-164Д (АД).
Для установки специального оборудования и нестандартных грузовых платформ выпускали шасси. Они назывались ЗИЛ-164Г (АГ). Использовались такие грузовики как на «гражданке», так и в армии.
Благодаря сотрудничеству с Мытищинским машиностроительным заводом, семейство ЗИЛ-164 пополнилось рядом специализированных моделей. Это самосвалы, строительные и сельскохозяйственные. Были даже седельные тягачи. У них в индексе присутствует буквенное сочетание «ММЗ».
Небольшими партиями выпускались газовые версии грузовика, но назывались они ЗИЛ-166 (А). Моторы могли работать и на бензине. Но широкого распространения такие грузовики не получили. В стране было слишком много бензина, так что экономить его не имело смысла.
Это та самая «колымская» модификация. Фото: Youtube.com
Самой интересной была «колымская» модификация ЗИЛ-164 – она отличалась наличием второй задней оси. С Заводом имени Лихачева этот грузовик не имел ничего общего – его переделывали на одном из местных предприятий.
Существовали и экспортные версии ЗИЛ-164. По старой советской традиции, их собирали самые лучшие мастера, а детали на эти автомобили шли только высшего качества. Проводку тоже тщательно изолировали. Интересно, что двигатели туда ставили только форсированные, а грузоподъемность составляла 5,5 тонны.
ЗИЛ-164 создавался как временное решение, пока конструкторам не удастся запустить в серию модель следующего поколения. Несмотря на это, грузовик оказался надежным, современным и комфортным, за что его полюбили советские водители.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...
Кубинцы скоро будут кататься на новых «Москвичах»
Причем безвозмездно. Как и во времена СССР, наша страна поможет дружественному государству в сложной финансовой ситуации....