Загадочная история McLaren MP4-22
В 2007 году Формула-1 вступила в новую эру: «Большой цирк» покинули Михаэль Шумахер и Хан-Пабло Монтойя, что привело к кадровым перестановкам в топ командах. Так Фернандо Алонсо, завоевавший два титула в Renault, подписал контракт с West McLaren-Mercedes. А Кими Райкконен, звезда «серебряных стрел», перешел в Ferrari.
В межсезонье произошло еще одно важное событие: в Формуле-1 решили отказаться от «шинных войн». Монопольным поставщиком выбрали японскую фирму Bridgestone. Во многом из-за скандала, разразившегося на гран-при США 2005 года. Напомним что Michelin, создавший покрышки недостаточно прочные для бэнкинга Индианаполиса, нанес «Королеве автоспорта» серьезные репутационные потери.
Поскольку McLaren в предыдущем сезоне выпал из борьбы за титул, от команды едва ли ждали большего, чем периодические победы в гонках. Однако первые же этапы преподнесли сюрприз: выяснилось, что новый MP4-22 не уступает в скорости Ferrari F2007! По ходу сезона чаша весов склонялась то в одну, то в другую сторону, но в целом между болидами наблюдался паритет.
Ближе к лету борьба двух команд перекинулась на юридическое поле. Ferrari обвинили своего сотрудника Найджела Степни в саботаже и передаче конфиденциальной информацию Майку Кофлэну – шеф-дизайнеру McLaren. Речь шла, ни много ни мало, о 780-страничном документе! Ferrari подали в суд, но доказать использование данных при разработке MP4-22 не смогли.
В McLaren и вовсе заявили, что узнали об этом деле из газет: «Ни один сотрудник McLaren никогда не получал и не обладал никакими данными Ferrari, кроме лица, против которого подали в суд. Тот факт, что Кофлэн хранил у себя дома конфиденциальные материалы Ferrari, не был известен ни одному другому члену команды до 3 июля».
Очевидно, что в McLaren не боялись расследования, поэтому соглашались на любые проверки FIA в отношении MP4-22. В конце июля всемирный совет по автоспорту (WMSC) вынес вердикт: «использование материалов не установлено, а значит нарушения правил со стороны McLaren не было».
Впрочем, статью 151с это не отменяло, поэтому недовольные вердиктом итальянцы подали апелляцию, слушания по которой запланировали на сентябрь. И тогда Рон Деннис перешел в контрнаступление! Босс «Серебряных стрел» заявил, что Степни передавая информацию Кофлэну действовал из благородных побуждений. Ведь, по мнению бывшего шеф-механика Ferrari, итальянцы нарушали технический регламент! Напомним, что в этом случае речь шла о конструкции днища.
Скорее всего, юридическое противостояние закончилось бы ничем, и вскоре забылось бы. Если бы не жесточайшая битва между Алонсо и Хэмильтоном! Юный британец оказался слишком быстрым, и это действовало Фернандо на нервы.
К середине сезона Алонсо был убежден, что McLaren играет против него: Рон Деннис в очередной раз предпочел гонщика в желтом шлеме!
В Венгрии между пилотами «серебряных стрел» как будто пробежала черная кошка. Сначала Льюис помешал Фернандо проехать «бонусный» круг, опередив его на выезде с пит-лейн. Это нарушение договоренности окончательно взбесило испанца! В решающий момент Алонсо простоял в боксах лишние 10 секунд, в свою очередь не позволив Хэмильтону успеть на решающую попытку.
Поул достался Фернандо, но ненадолго. Судьи посчитали, что за столь вызывающее поведение испанца нужно наказать, и «подвинули» его на 5 мест на стартовой решетке. Это и стало последней каплей, переполнившей чашу терпения Алонсо.
Вконец разобидевшись, он шантажирует Денниса, требуя, что бы в гонке Хэмильтона оставили с «сухим баком». В противном случае Алонсо передаст в ФИА доказательства того, что McLaren использовали конфиденциальную информацию Ferrari.
Рон Деннис совершает, как ему кажется, гениальный ход. Он звонит Мосли и заявляет что никаких доказательств нет, и быть не может! И что он немедленно уволит Алонсо. Мосли успокаивает босса МакЛарена, утверждая что всецело ему доверяет, и уговаривает оставить Алонсо в покое. Рон соглашается. Тогда он еще не подозревал, что угодил в хитроумно расставленные сети!
Заполучив в свои руки доказательства, Макс Мосли собирался дисквалифицировать McLaren как минимум на пару сезонов. Столь суровое наказание было бы равноценно смерти команды. В итоге наказание смягчили, в результате чего McLaren:
✅ Лишили набранных в зачет Кубка конструкторов очков
✅ В случае победы, на пьедестал допускались только пилоты
✅ Назначили штраф в размере 100 миллионов долларов
✅ Болид следующего года обязан пройти проверку на «антиплагиат»
✅ Гонщиков дисквалификация не касается
В итоге McLaren довольно легко отделалась. Ведь все это никак не отразилось на борьбе за чемпионский титул в текущем сезоне, и разработке болида для следующего года!
Перед гран-при Китая в личном зачете лидировал Хэмильтон, опережая на 12 и 17 очков Алонсо и Райкконена соответсвенно. В квалификации Льюис взял поул, а Фернандо разразился очередными обвинениями в адрес McLaren. Испанец наотрез отказывался верить, что может проиграть более полусекунды напарнику на одинаковых машинах!
Со старта гонку вел Хэмильтон, пока деградация задних порышек не позволила Райкконену сперва догнать, а потом и опередить Льюиса. В тот момент стало очевидно, что изношенный «интер» совершенно не держит трассу, и пора срочно «переобуваться». Когда команда решила, что шины доведены до нужной кондиции, Хэмильтона позвали в боксы. Но на въезде на пит-лейн Льюис не сумел совладать с неуправляемым болидом и вылетел в гравий!
А потом была Бразилия: проигранный старт, и последующий странный технический сбой. Потерявший четверть минуты британец откатывается в хвост пелотона, но сразу же начинает отыгрываться. Темп Хэмильтона выглядит невероятным, и наверняка Льюис легко сумел бы финишировать пятым, что гарантировало победу в чемпионате мира. Но в McLaren решают перевести Льюиса на тактику трех пит-стопов, что привело к потере еще 28 секунд. В итоге Хэмильтон финиширует на 7-й позиции, проиграв Райкконену в гонке за титул одно очко.
Здесь бы и поставить точку, мол – есть две версии происходящего: конспирологическая и официальная. Выбирайте любую, какая нравится. Например, поклонники теории заговора считают, что столь хитрым способом английская команда отвлекала внимание от болида следующего сезона.
Ведь достанься титул McLaren, Ferrari всю зиму заваливали бы FIA запросами об оригинальности того, или иного решения «Серебряных стрел». Итальянцы добивались бы дисквалификации по малейшему поводу! С учетом откровенно неприязненных личных отношений между президентом FIA Мосли, и шефом McLaren Деннисом, нетрудно предсказать развитие событий. Якобы поэтому Рон сыграл так, чтобы и волки были сыты, и овцы остались целы. Хорошая версия! Но есть еще более интересная.
Приглядевшись внимательнее, можно заметить что в деле вырисовывается нечто странное. Либо произошедшее действительно невероятное стечение обстоятельств, случающееся один раз в сто лет. Или придется считать персонал МакЛарена гениями тактики и стратегии! Такие люди обязаны были выигрывать все чемпионаты и гонки, в каких выходили на старт.
А может эти события срежиссировала третья сила: всегда стоявшая рядом, и бывшая в курсе происходящего. Имевшая свой интерес, выходящий далеко за рамки разборок между двумя командами. Например, подписание «Договора согласия», действие которого заканчивалось 31 декабря 2007 г. А ведь это – краеугольный камень финансового мира Формулы-1. И, как правило, на таких переговорах Деннис был крайне неуступчивым.
Бернард Чарльз Экклстоун – человек, без ведома которого в Формуле-1 не происходило ничего. Его влияние на этот процесс столь же бесспорно, как и то, что Солнце восходит на востоке. Описывая события «шпионского скандала» мы умышленно не упомянули, что о тайной переписке между сотрудниками McLaren знал Берни. Причем задолго до того, как Деннис пожаловался Мосли на шантаж!
Именно Экклстоун, еще до возобновления процесса, «по-дружески» советовал Деннису сдаться, а позже защищал Рона от нападок Мосли. Ведь Берни не был заинтересован в уничтожении McLaren, совсем наоборот! Понятно, что холодному и расчетливому разуму гения чужды соображения альтруизма. Просто Экклстоуну нужен был сговорчивый босс МакЛарена, обязанный ему спасением команды – ни больше, не меньше! Ну и, в качестве бонуса, возникшая шумиха и острое соперничество Ferrari и McLaren повышали популярность Ф1.
Также стоит учесть, что сентябрьское решение WMSC подразумевало, что точку в «шпионском скандале» поставят в начале декабря. То есть – после окончания чемпионата! Если бы McLaren «встал на дыбы», едва ли кто-то мог хоть на секунду усомниться в итогах запланированного заседания: два года дисквалификации.
Разумеется, это всего лишь ничем не подтвержденные гипотезы: никто и никогда ни в чем подобном не признавался. Даже спустя годы, Льюис Хэмильтон уходит от ответа, отделываясь лишь намеками: «Теперь я знаю, что тогда произошло. Но рассказать ничего не могу». Мосли унес секрет в могилу, а Деннис и Экклстоун молчат. Тайна потерянного титула до сих пор остается неразгаданной.
В межсезонье произошло еще одно важное событие: в Формуле-1 решили отказаться от «шинных войн». Монопольным поставщиком выбрали японскую фирму Bridgestone. Во многом из-за скандала, разразившегося на гран-при США 2005 года. Напомним что Michelin, создавший покрышки недостаточно прочные для бэнкинга Индианаполиса, нанес «Королеве автоспорта» серьезные репутационные потери.
Ferrari против McLaren
Поскольку McLaren в предыдущем сезоне выпал из борьбы за титул, от команды едва ли ждали большего, чем периодические победы в гонках. Однако первые же этапы преподнесли сюрприз: выяснилось, что новый MP4-22 не уступает в скорости Ferrari F2007! По ходу сезона чаша весов склонялась то в одну, то в другую сторону, но в целом между болидами наблюдался паритет.
Весь сезон пилоты Ferrari и McLaren провели бок о бок. Фото: Youtube.com
Ближе к лету борьба двух команд перекинулась на юридическое поле. Ferrari обвинили своего сотрудника Найджела Степни в саботаже и передаче конфиденциальной информацию Майку Кофлэну – шеф-дизайнеру McLaren. Речь шла, ни много ни мало, о 780-страничном документе! Ferrari подали в суд, но доказать использование данных при разработке MP4-22 не смогли.
В McLaren и вовсе заявили, что узнали об этом деле из газет: «Ни один сотрудник McLaren никогда не получал и не обладал никакими данными Ferrari, кроме лица, против которого подали в суд. Тот факт, что Кофлэн хранил у себя дома конфиденциальные материалы Ferrari, не был известен ни одному другому члену команды до 3 июля».
Следствием установлено
Очевидно, что в McLaren не боялись расследования, поэтому соглашались на любые проверки FIA в отношении MP4-22. В конце июля всемирный совет по автоспорту (WMSC) вынес вердикт: «использование материалов не установлено, а значит нарушения правил со стороны McLaren не было».
Впрочем, статью 151с это не отменяло, поэтому недовольные вердиктом итальянцы подали апелляцию, слушания по которой запланировали на сентябрь. И тогда Рон Деннис перешел в контрнаступление! Босс «Серебряных стрел» заявил, что Степни передавая информацию Кофлэну действовал из благородных побуждений. Ведь, по мнению бывшего шеф-механика Ferrari, итальянцы нарушали технический регламент! Напомним, что в этом случае речь шла о конструкции днища.
Как Сенна и Прост
Скорее всего, юридическое противостояние закончилось бы ничем, и вскоре забылось бы. Если бы не жесточайшая битва между Алонсо и Хэмильтоном! Юный британец оказался слишком быстрым, и это действовало Фернандо на нервы.
Постепенно в противостоянии Хэмильтона и Алонсо преимущество перешло к Льюису. Фото: Youtube.com
К середине сезона Алонсо был убежден, что McLaren играет против него: Рон Деннис в очередной раз предпочел гонщика в желтом шлеме!
И грянул гром
В Венгрии между пилотами «серебряных стрел» как будто пробежала черная кошка. Сначала Льюис помешал Фернандо проехать «бонусный» круг, опередив его на выезде с пит-лейн. Это нарушение договоренности окончательно взбесило испанца! В решающий момент Алонсо простоял в боксах лишние 10 секунд, в свою очередь не позволив Хэмильтону успеть на решающую попытку.
Поул достался Фернандо, но ненадолго. Судьи посчитали, что за столь вызывающее поведение испанца нужно наказать, и «подвинули» его на 5 мест на стартовой решетке. Это и стало последней каплей, переполнившей чашу терпения Алонсо.
Вконец разобидевшись, он шантажирует Денниса, требуя, что бы в гонке Хэмильтона оставили с «сухим баком». В противном случае Алонсо передаст в ФИА доказательства того, что McLaren использовали конфиденциальную информацию Ferrari.
Г. п. Венгрии. Хэмильтон ждет пока Алонсо уедет. Фото: Youtube.com
Рон Деннис совершает, как ему кажется, гениальный ход. Он звонит Мосли и заявляет что никаких доказательств нет, и быть не может! И что он немедленно уволит Алонсо. Мосли успокаивает босса МакЛарена, утверждая что всецело ему доверяет, и уговаривает оставить Алонсо в покое. Рон соглашается. Тогда он еще не подозревал, что угодил в хитроумно расставленные сети!
Федерация наносит повторный удар
Заполучив в свои руки доказательства, Макс Мосли собирался дисквалифицировать McLaren как минимум на пару сезонов. Столь суровое наказание было бы равноценно смерти команды. В итоге наказание смягчили, в результате чего McLaren:
✅ Лишили набранных в зачет Кубка конструкторов очков
✅ В случае победы, на пьедестал допускались только пилоты
✅ Назначили штраф в размере 100 миллионов долларов
✅ Болид следующего года обязан пройти проверку на «антиплагиат»
✅ Гонщиков дисквалификация не касается
В итоге McLaren довольно легко отделалась. Ведь все это никак не отразилось на борьбе за чемпионский титул в текущем сезоне, и разработке болида для следующего года!
Операция «Китайская шкатулка»
Перед гран-при Китая в личном зачете лидировал Хэмильтон, опережая на 12 и 17 очков Алонсо и Райкконена соответсвенно. В квалификации Льюис взял поул, а Фернандо разразился очередными обвинениями в адрес McLaren. Испанец наотрез отказывался верить, что может проиграть более полусекунды напарнику на одинаковых машинах!
Со старта гонку вел Хэмильтон, пока деградация задних порышек не позволила Райкконену сперва догнать, а потом и опередить Льюиса. В тот момент стало очевидно, что изношенный «интер» совершенно не держит трассу, и пора срочно «переобуваться». Когда команда решила, что шины доведены до нужной кондиции, Хэмильтона позвали в боксы. Но на въезде на пит-лейн Льюис не сумел совладать с неуправляемым болидом и вылетел в гравий!
Тот самый вылет Хэмильтона. Фото: Youtube.com
А потом была Бразилия: проигранный старт, и последующий странный технический сбой. Потерявший четверть минуты британец откатывается в хвост пелотона, но сразу же начинает отыгрываться. Темп Хэмильтона выглядит невероятным, и наверняка Льюис легко сумел бы финишировать пятым, что гарантировало победу в чемпионате мира. Но в McLaren решают перевести Льюиса на тактику трех пит-стопов, что привело к потере еще 28 секунд. В итоге Хэмильтон финиширует на 7-й позиции, проиграв Райкконену в гонке за титул одно очко.
Очень странные дела
Здесь бы и поставить точку, мол – есть две версии происходящего: конспирологическая и официальная. Выбирайте любую, какая нравится. Например, поклонники теории заговора считают, что столь хитрым способом английская команда отвлекала внимание от болида следующего сезона.
16 сентября, Бельгия. Рон не выглядит слишком уж расстроенным вердиктом. Фото: Youtube.com
Ведь достанься титул McLaren, Ferrari всю зиму заваливали бы FIA запросами об оригинальности того, или иного решения «Серебряных стрел». Итальянцы добивались бы дисквалификации по малейшему поводу! С учетом откровенно неприязненных личных отношений между президентом FIA Мосли, и шефом McLaren Деннисом, нетрудно предсказать развитие событий. Якобы поэтому Рон сыграл так, чтобы и волки были сыты, и овцы остались целы. Хорошая версия! Но есть еще более интересная.
Невидимый кукловод
Приглядевшись внимательнее, можно заметить что в деле вырисовывается нечто странное. Либо произошедшее действительно невероятное стечение обстоятельств, случающееся один раз в сто лет. Или придется считать персонал МакЛарена гениями тактики и стратегии! Такие люди обязаны были выигрывать все чемпионаты и гонки, в каких выходили на старт.
А может эти события срежиссировала третья сила: всегда стоявшая рядом, и бывшая в курсе происходящего. Имевшая свой интерес, выходящий далеко за рамки разборок между двумя командами. Например, подписание «Договора согласия», действие которого заканчивалось 31 декабря 2007 г. А ведь это – краеугольный камень финансового мира Формулы-1. И, как правило, на таких переговорах Деннис был крайне неуступчивым.
Король сделок
Бернард Чарльз Экклстоун – человек, без ведома которого в Формуле-1 не происходило ничего. Его влияние на этот процесс столь же бесспорно, как и то, что Солнце восходит на востоке. Описывая события «шпионского скандала» мы умышленно не упомянули, что о тайной переписке между сотрудниками McLaren знал Берни. Причем задолго до того, как Деннис пожаловался Мосли на шантаж!
Берни Экклстоун и Рон Деннис. Фото: Youtube.com
Именно Экклстоун, еще до возобновления процесса, «по-дружески» советовал Деннису сдаться, а позже защищал Рона от нападок Мосли. Ведь Берни не был заинтересован в уничтожении McLaren, совсем наоборот! Понятно, что холодному и расчетливому разуму гения чужды соображения альтруизма. Просто Экклстоуну нужен был сговорчивый босс МакЛарена, обязанный ему спасением команды – ни больше, не меньше! Ну и, в качестве бонуса, возникшая шумиха и острое соперничество Ferrari и McLaren повышали популярность Ф1.
Также стоит учесть, что сентябрьское решение WMSC подразумевало, что точку в «шпионском скандале» поставят в начале декабря. То есть – после окончания чемпионата! Если бы McLaren «встал на дыбы», едва ли кто-то мог хоть на секунду усомниться в итогах запланированного заседания: два года дисквалификации.
Так закончился чемпионат 2007 года. Фото: Youtube.com
Разумеется, это всего лишь ничем не подтвержденные гипотезы: никто и никогда ни в чем подобном не признавался. Даже спустя годы, Льюис Хэмильтон уходит от ответа, отделываясь лишь намеками: «Теперь я знаю, что тогда произошло. Но рассказать ничего не могу». Мосли унес секрет в могилу, а Деннис и Экклстоун молчат. Тайна потерянного титула до сих пор остается неразгаданной.
- Алексей Медведев
- youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...
Реконструкция «Чуйского тракта» завершилась раньше срока
Проект должны были сдать в 2026 году. Слаженная работа и современные методики позволили ускорить процесс. Все подробности читайте в нашем материале....
Стартовало производство новых версий Lada Largus Cross
Купить такие автомобили у дилеров пока нельзя. Но скоро они появятся в продаже....