В межсезонье произошло еще одно важное событие: в Формуле-1 решили отказаться от «шинных войн». Монопольным поставщиком выбрали японскую фирму Bridgestone. Во многом из-за скандала, разразившегося на гран-при США 2005 года. Напомним что Michelin, создавший покрышки недостаточно прочные для бэнкинга Индианаполиса, нанес «Королеве автоспорта» серьезные репутационные потери.
Ferrari против McLaren
Поскольку McLaren в предыдущем сезоне выпал из борьбы за титул, от команды едва ли ждали большего, чем периодические победы в гонках. Однако первые же этапы преподнесли сюрприз: выяснилось, что новый MP4-22 не уступает в скорости Ferrari F2007! По ходу сезона чаша весов склонялась то в одну, то в другую сторону, но в целом между болидами наблюдался паритет.
![Загадочная история McLaren MP4-22](/uploads/posts/2022-12/008-bra-07-7.png)
Ближе к лету борьба двух команд перекинулась на юридическое поле. Ferrari обвинили своего сотрудника Найджела Степни в саботаже и передаче конфиденциальной информацию Майку Кофлэну – шеф-дизайнеру McLaren. Речь шла, ни много ни мало, о 780-страничном документе! Ferrari подали в суд, но доказать использование данных при разработке MP4-22 не смогли.
В McLaren и вовсе заявили, что узнали об этом деле из газет: «Ни один сотрудник McLaren никогда не получал и не обладал никакими данными Ferrari, кроме лица, против которого подали в суд. Тот факт, что Кофлэн хранил у себя дома конфиденциальные материалы Ferrari, не был известен ни одному другому члену команды до 3 июля».
Следствием установлено
Очевидно, что в McLaren не боялись расследования, поэтому соглашались на любые проверки FIA в отношении MP4-22. В конце июля всемирный совет по автоспорту (WMSC) вынес вердикт: «использование материалов не установлено, а значит нарушения правил со стороны McLaren не было».
Впрочем, статью 151с это не отменяло, поэтому недовольные вердиктом итальянцы подали апелляцию, слушания по которой запланировали на сентябрь. И тогда Рон Деннис перешел в контрнаступление! Босс «Серебряных стрел» заявил, что Степни передавая информацию Кофлэну действовал из благородных побуждений. Ведь, по мнению бывшего шеф-механика Ferrari, итальянцы нарушали технический регламент! Напомним, что в этом случае речь шла о конструкции днища.
Как Сенна и Прост
Скорее всего, юридическое противостояние закончилось бы ничем, и вскоре забылось бы. Если бы не жесточайшая битва между Алонсо и Хэмильтоном! Юный британец оказался слишком быстрым, и это действовало Фернандо на нервы.
![](/uploads/posts/2022-12/000-bra-1.png)
К середине сезона Алонсо был убежден, что McLaren играет против него: Рон Деннис в очередной раз предпочел гонщика в желтом шлеме!
И грянул гром
В Венгрии между пилотами «серебряных стрел» как будто пробежала черная кошка. Сначала Льюис помешал Фернандо проехать «бонусный» круг, опередив его на выезде с пит-лейн. Это нарушение договоренности окончательно взбесило испанца! В решающий момент Алонсо простоял в боксах лишние 10 секунд, в свою очередь не позволив Хэмильтону успеть на решающую попытку.
Поул достался Фернандо, но ненадолго. Судьи посчитали, что за столь вызывающее поведение испанца нужно наказать, и «подвинули» его на 5 мест на стартовой решетке. Это и стало последней каплей, переполнившей чашу терпения Алонсо.
Вконец разобидевшись, он шантажирует Денниса, требуя, что бы в гонке Хэмильтона оставили с «сухим баком». В противном случае Алонсо передаст в ФИА доказательства того, что McLaren использовали конфиденциальную информацию Ferrari.
![](/uploads/posts/2022-12/003-mcl-hung-1.png)
Рон Деннис совершает, как ему кажется, гениальный ход. Он звонит Мосли и заявляет что никаких доказательств нет, и быть не может! И что он немедленно уволит Алонсо. Мосли успокаивает босса МакЛарена, утверждая что всецело ему доверяет, и уговаривает оставить Алонсо в покое. Рон соглашается. Тогда он еще не подозревал, что угодил в хитроумно расставленные сети!
Федерация наносит повторный удар
Заполучив в свои руки доказательства, Макс Мосли собирался дисквалифицировать McLaren как минимум на пару сезонов. Столь суровое наказание было бы равноценно смерти команды. В итоге наказание смягчили, в результате чего McLaren:
✅ Лишили набранных в зачет Кубка конструкторов очков
✅ В случае победы, на пьедестал допускались только пилоты
✅ Назначили штраф в размере 100 миллионов долларов
✅ Болид следующего года обязан пройти проверку на «антиплагиат»
✅ Гонщиков дисквалификация не касается
В итоге McLaren довольно легко отделалась. Ведь все это никак не отразилось на борьбе за чемпионский титул в текущем сезоне, и разработке болида для следующего года!
Операция «Китайская шкатулка»
Перед гран-при Китая в личном зачете лидировал Хэмильтон, опережая на 12 и 17 очков Алонсо и Райкконена соответсвенно. В квалификации Льюис взял поул, а Фернандо разразился очередными обвинениями в адрес McLaren. Испанец наотрез отказывался верить, что может проиграть более полусекунды напарнику на одинаковых машинах!
Со старта гонку вел Хэмильтон, пока деградация задних порышек не позволила Райкконену сперва догнать, а потом и опередить Льюиса. В тот момент стало очевидно, что изношенный «интер» совершенно не держит трассу, и пора срочно «переобуваться». Когда команда решила, что шины доведены до нужной кондиции, Хэмильтона позвали в боксы. Но на въезде на пит-лейн Льюис не сумел совладать с неуправляемым болидом и вылетел в гравий!
![](/uploads/posts/2022-12/005-mcl-china-2.png)
А потом была Бразилия: проигранный старт, и последующий странный технический сбой. Потерявший четверть минуты британец откатывается в хвост пелотона, но сразу же начинает отыгрываться. Темп Хэмильтона выглядит невероятным, и наверняка Льюис легко сумел бы финишировать пятым, что гарантировало победу в чемпионате мира. Но в McLaren решают перевести Льюиса на тактику трех пит-стопов, что привело к потере еще 28 секунд. В итоге Хэмильтон финиширует на 7-й позиции, проиграв Райкконену в гонке за титул одно очко.
Очень странные дела
Здесь бы и поставить точку, мол – есть две версии происходящего: конспирологическая и официальная. Выбирайте любую, какая нравится. Например, поклонники теории заговора считают, что столь хитрым способом английская команда отвлекала внимание от болида следующего сезона.
![](/uploads/posts/2022-12/004-spa-ron-max.png)
Ведь достанься титул McLaren, Ferrari всю зиму заваливали бы FIA запросами об оригинальности того, или иного решения «Серебряных стрел». Итальянцы добивались бы дисквалификации по малейшему поводу! С учетом откровенно неприязненных личных отношений между президентом FIA Мосли, и шефом McLaren Деннисом, нетрудно предсказать развитие событий. Якобы поэтому Рон сыграл так, чтобы и волки были сыты, и овцы остались целы. Хорошая версия! Но есть еще более интересная.
Невидимый кукловод
Приглядевшись внимательнее, можно заметить что в деле вырисовывается нечто странное. Либо произошедшее действительно невероятное стечение обстоятельств, случающееся один раз в сто лет. Или придется считать персонал МакЛарена гениями тактики и стратегии! Такие люди обязаны были выигрывать все чемпионаты и гонки, в каких выходили на старт.
А может эти события срежиссировала третья сила: всегда стоявшая рядом, и бывшая в курсе происходящего. Имевшая свой интерес, выходящий далеко за рамки разборок между двумя командами. Например, подписание «Договора согласия», действие которого заканчивалось 31 декабря 2007 г. А ведь это – краеугольный камень финансового мира Формулы-1. И, как правило, на таких переговорах Деннис был крайне неуступчивым.
Король сделок
Бернард Чарльз Экклстоун – человек, без ведома которого в Формуле-1 не происходило ничего. Его влияние на этот процесс столь же бесспорно, как и то, что Солнце восходит на востоке. Описывая события «шпионского скандала» мы умышленно не упомянули, что о тайной переписке между сотрудниками McLaren знал Берни. Причем задолго до того, как Деннис пожаловался Мосли на шантаж!
![](/uploads/posts/2022-12/006-spa-ron-bern.png)
Именно Экклстоун, еще до возобновления процесса, «по-дружески» советовал Деннису сдаться, а позже защищал Рона от нападок Мосли. Ведь Берни не был заинтересован в уничтожении McLaren, совсем наоборот! Понятно, что холодному и расчетливому разуму гения чужды соображения альтруизма. Просто Экклстоуну нужен был сговорчивый босс МакЛарена, обязанный ему спасением команды – ни больше, не меньше! Ну и, в качестве бонуса, возникшая шумиха и острое соперничество Ferrari и McLaren повышали популярность Ф1.
Также стоит учесть, что сентябрьское решение WMSC подразумевало, что точку в «шпионском скандале» поставят в начале декабря. То есть – после окончания чемпионата! Если бы McLaren «встал на дыбы», едва ли кто-то мог хоть на секунду усомниться в итогах запланированного заседания: два года дисквалификации.
![](/uploads/posts/2022-12/007.png)
Разумеется, это всего лишь ничем не подтвержденные гипотезы: никто и никогда ни в чем подобном не признавался. Даже спустя годы, Льюис Хэмильтон уходит от ответа, отделываясь лишь намеками: «Теперь я знаю, что тогда произошло. Но рассказать ничего не могу». Мосли унес секрет в могилу, а Деннис и Экклстоун молчат. Тайна потерянного титула до сих пор остается неразгаданной.