РАФ-977 – этот рижский микроавтобус в 80-х постоянно путали с армянским ЕрАЗ
Это только на первый взгляд кажется, что легковые автомобили в Советском Союзе однотипные. Да, их было немного, но кроме стандартных седанов встречались еще купе в виде ВАЗ-2108 и коммерческие развозные фургончики – ИЖ-2715. А легендарный «Запорожец» вообще был двухдверным седаном.
Кроме стандартных легковушек, в СССР попадались и микроавтобусы – это знаменитые «Рафики». Их использовали как в качестве маршрутных такси, так и машин спецслужб, в первую очередь, медицинских.
Только в памяти у большинства сохранилась модель РАФ-2203, которая широко эксплуатировалась до конца 90-х. А ведь был еще другой «Рафик», его в 80-х постоянно путали с ереванским ЕрАЗом. Причины для этого имелись – автомобили на первый взгляд внешне отличались минимально, если не знать одного нюанса.
Дело в том, что РАФ выпускались только в виде пассажирских микроавтобусов и спецмашины на их шасси тоже изначально были такими. Что касается ЕрАЗов, то они сходили с конвейера в виде развозных грузовых фургончиков. Пассажирских версий в Ереване не выпускали, если такие и попадались, то только переделанные.
Разработка легковых автомобилей в СССР застопорилась из-за начала Великой Отечественной войны. После ее окончания, главным было возродить разрушенную страну. Поэтому конструкторы разрабатывали новые грузовики.
В качестве карет скорой помощи и такси эксплуатировали ЗИС-110. Эти автомобили были слишком дорогими и роскошными, чтобы стать массовыми. Да и вообще, использовать лимузины как минимум нерационально.
Нужны были автобусы, они появились на Горьковском заводе, на шасси грузовиков ГАЗ-51. Такие машины выпускали многие небольшие предприятия – так они разгружали флагмана отечественной автопромышленности, чтобы не мешать ему разрабатывать новые модели.
Лучше всего такая техника получалась в Латвии. Инженеры Рижской автобусной фабрики уже в 1954 году разработали собственную бескапотную модель, названную РАФ-251.
Видя энтузиазм молодых специалистов, советское правительство через несколько лет доверило предприятию разработку новой модели. Это должен был быть микроавтобус, в первую очередь маршрутное такси.
Изначально планировалось создать машину на шасси ГАЗ М-20 «Победа». Другого донора не было – «Москвичи» не годились из-за недостатка мощности, а грузовик тоже брать не хотели.
Так как своих микроавтобусов в Советском Союзе не было, приходилось ориентироваться на иностранные аналоги. Примером для подражания стал Volkswagen Transporter первого поколения. Он выпускался в Германии с 1950 года и к середине 50-х уже успел завоевать всемирную славу и популярность.
Хотелось бы отметить, что ничего конструктивно общего у РАФ-10, так называлась опытная модель, с Volkswagen Transporter не было. Взять хотя бы двигатель – у «Победы» он с объемом 2,1-2,4 литра, а у немецкого микроавтобуса – от 1,1 до 1,5 л.
К сожалению, эта модель так и не стала серийной. В 1958 году ГАЗ М-20 «Победу» сняли с конвейера. Соответственно, шасси тоже выпускать перестали и делать микроавтобусы было не из чего.
Пришлось адаптировать модель под агрегаты ГАЗ-21 «Волга». Изменений получилось много, поэтому микроавтобусу присвоили индекс РАФ-977.
Основные внешние отличия:
✅ Новое оформление передней части
✅ Одностворчатая дверь в салон
✅ Собственное имя «Латвия»
Рижский микроавтобус сразу же стал востребованным на всей территории СССР, но советские граждане его почти не видели. Причиной тому было малосерийное производство. Рижская автобусная фабрика не имела своего конвейера, поэтому машины приходилось собирать буквально вручную.
Серийное производство началось только с 1962 года. Перед этим инженеры создали модернизированную версию РАФ-977 с индексом «Д» в названии. Именно она и стала на конвейер в 1962 году.
Крупносерийная модель получила ряд изменений:
✅ Лобовое стекло гнутого типа вместо V-образного
✅ Новая радиаторная решетка
✅ Появление алюминиевых молдингов, закрывающих стыки между панелями
На это пришлось пойти для адаптации автобуса к конвейерному производству.
РАФ-977 выпускался до 1976 года. За это время его несколько раз модернизировали, что отражалось на внешности и индексе. Последняя версия называлась РАФ-977ДМ.
Причина снятия с конвейера популярного микроавтобуса, спрос на который многократно превышал предложения, банален. Это прекращение выпуска ГАЗ-21 «Волга» в 1970 году. При этом «Рафик» на 6 лет пережил своего донора шасси. Специально для рижского завода и ЕрАЗ, кстати, тоже, их продолжали выпускать.
В 1976 году в Латвии перешли на новую модель – тот самый РАФ-2203. Автомобиль создали на шасси ГАЗ-24 «Волга». На этом история РАФ-977 была почти закончена, но не совсем.
Еще в начале 1960-х годов стало ясно, что Советскому Союзу нужны грузовые развозные фургончики. РАФ-977 идеально подходил на эту роль. Казалось, что дело за малым – упростить микроавтобус, убрать сиденья и окна в салоне – машина готова.
Но Рижская автобусная фабрика была не в состоянии освоить выпуск еще одной модели – они и с пассажирскими версиями не справлялись. Поэтому инженерам дали задание разработать фургончик, собрать несколько опытных машин, а потом передать техническую документацию другому производителю.
Неожиданно им стал Ереванский автомобильный завод, специально переоборудованный для этих целей. Интересно, что в Армении до этого вообще ничего подобного не выпускали.
Первые ЕрАЗ-762 появились в 1966 году. Их не сломило даже прекращение выпуска ГАЗ-21 «Волга». Не имея опытных инженеров, да и желания все переделывать, армянские специалисты быстро адаптировали автомобиль под шасси ГАЗ-24. Фургончик пережил даже развал Советского Союза – его выпускали до 1996 года.
Взяв шасси от ГАЗ-21 «Волга», инженеры Рижской автобусной фабрики не просто поставили на него кузов собственной разработки. Автомобиль получил раму, но интегрированную. Это обеспечило РАФ-977 необходимую жесткость.
Каркас кузова обшивался стальными листами. Для облегчения крыши, ее средняя часть была сделана из алюминия. Автомобиль имел четыре двери – по две в кабине и салоне. Внутри микроавтобуса могли разместиться 10 пассажиров.
Двигатель на РАФ-977 называется ЗМЗ-21А. Он имеет рабочий объем 2,4 литра и развивает от 65 до 75 л. с. в зависимости от модификации и года выпуска. Интересно, что расположен мотор в водительской кабине под кожухом, как на УАЗ-452. Бескапотная компоновка обязывает. Зато ремонтировать в непогоду удобно и зимой тепло.
Коробка передач и ходовка – идентичные ГАЗ-21 «Волга». А вот рулевое и панель приборов взяли от Москвич-408 – они подошли лучше по стилистике.
«Рафики» были популярны за границей. Несмотря на их острую нехватку даже для нужд СССР, зарабатывать валюту было важнее. Поэтому часть автомобилей шла на экспорт. Как водилось в Советском Союзе, такие микроавтобусы собирались качественней.
Экспортные модификации РАФ-977 имели букву «Е» в названии. Отличаются частично раздвижной крышей, улучшенной отделкой салона и наличием магнитофона. Эти микроавтобусы поставляли и для нужд «Интуриста».
Медицинские службы получали РАФ-977И. Машины с завода были переоборудованы для транспортировки и оказания помощи больным.
Купить сейчас РАФ-977 нелегко – это уже полноценный ретро-автомобиль. Сложно сказать, сколько придется за него отдать – этих «Рафиков» даже нет в продаже на рынке б/у.
Кроме стандартных легковушек, в СССР попадались и микроавтобусы – это знаменитые «Рафики». Их использовали как в качестве маршрутных такси, так и машин спецслужб, в первую очередь, медицинских.
Только в памяти у большинства сохранилась модель РАФ-2203, которая широко эксплуатировалась до конца 90-х. А ведь был еще другой «Рафик», его в 80-х постоянно путали с ереванским ЕрАЗом. Причины для этого имелись – автомобили на первый взгляд внешне отличались минимально, если не знать одного нюанса.
РАФ-2203 еще помнят многие. Фото: Youtube.com
Дело в том, что РАФ выпускались только в виде пассажирских микроавтобусов и спецмашины на их шасси тоже изначально были такими. Что касается ЕрАЗов, то они сходили с конвейера в виде развозных грузовых фургончиков. Пассажирских версий в Ереване не выпускали, если такие и попадались, то только переделанные.
Предпосылки к появлению
Разработка легковых автомобилей в СССР застопорилась из-за начала Великой Отечественной войны. После ее окончания, главным было возродить разрушенную страну. Поэтому конструкторы разрабатывали новые грузовики.
В качестве карет скорой помощи и такси эксплуатировали ЗИС-110. Эти автомобили были слишком дорогими и роскошными, чтобы стать массовыми. Да и вообще, использовать лимузины как минимум нерационально.
Редчайший ЗИС-110 в кузове фаэтон. Фото: Youtube.com
Нужны были автобусы, они появились на Горьковском заводе, на шасси грузовиков ГАЗ-51. Такие машины выпускали многие небольшие предприятия – так они разгружали флагмана отечественной автопромышленности, чтобы не мешать ему разрабатывать новые модели.
Лучше всего такая техника получалась в Латвии. Инженеры Рижской автобусной фабрики уже в 1954 году разработали собственную бескапотную модель, названную РАФ-251.
Видя энтузиазм молодых специалистов, советское правительство через несколько лет доверило предприятию разработку новой модели. Это должен был быть микроавтобус, в первую очередь маршрутное такси.
Разработка РАФ-10
Изначально планировалось создать машину на шасси ГАЗ М-20 «Победа». Другого донора не было – «Москвичи» не годились из-за недостатка мощности, а грузовик тоже брать не хотели.
Обратите внимания на профиль покрышек РАФ-10. Фото: Youtube.com
Так как своих микроавтобусов в Советском Союзе не было, приходилось ориентироваться на иностранные аналоги. Примером для подражания стал Volkswagen Transporter первого поколения. Он выпускался в Германии с 1950 года и к середине 50-х уже успел завоевать всемирную славу и популярность.
Хотелось бы отметить, что ничего конструктивно общего у РАФ-10, так называлась опытная модель, с Volkswagen Transporter не было. Взять хотя бы двигатель – у «Победы» он с объемом 2,1-2,4 литра, а у немецкого микроавтобуса – от 1,1 до 1,5 л.
Первую опытную партию РАФ-10 собрали в 1957 году – специально для Международного фестиваля молодежи и студентов, проходившего в Москве.
К сожалению, эта модель так и не стала серийной. В 1958 году ГАЗ М-20 «Победу» сняли с конвейера. Соответственно, шасси тоже выпускать перестали и делать микроавтобусы было не из чего.
Появление РАФ-977
Пришлось адаптировать модель под агрегаты ГАЗ-21 «Волга». Изменений получилось много, поэтому микроавтобусу присвоили индекс РАФ-977.
Основные внешние отличия:
✅ Новое оформление передней части
✅ Одностворчатая дверь в салон
✅ Собственное имя «Латвия»
Рижский микроавтобус сразу же стал востребованным на всей территории СССР, но советские граждане его почти не видели. Причиной тому было малосерийное производство. Рижская автобусная фабрика не имела своего конвейера, поэтому машины приходилось собирать буквально вручную.
Это уже модернизированные РАФ-977Д. Фото: Youtube.com
Серийное производство началось только с 1962 года. Перед этим инженеры создали модернизированную версию РАФ-977 с индексом «Д» в названии. Именно она и стала на конвейер в 1962 году.
Крупносерийная модель получила ряд изменений:
✅ Лобовое стекло гнутого типа вместо V-образного
✅ Новая радиаторная решетка
✅ Появление алюминиевых молдингов, закрывающих стыки между панелями
На это пришлось пойти для адаптации автобуса к конвейерному производству.
РАФ-977 выпускался до 1976 года. За это время его несколько раз модернизировали, что отражалось на внешности и индексе. Последняя версия называлась РАФ-977ДМ.
Делали и такие уникальные автопоезда. Фото: Youtube.com
Причина снятия с конвейера популярного микроавтобуса, спрос на который многократно превышал предложения, банален. Это прекращение выпуска ГАЗ-21 «Волга» в 1970 году. При этом «Рафик» на 6 лет пережил своего донора шасси. Специально для рижского завода и ЕрАЗ, кстати, тоже, их продолжали выпускать.
В 1976 году в Латвии перешли на новую модель – тот самый РАФ-2203. Автомобиль создали на шасси ГАЗ-24 «Волга». На этом история РАФ-977 была почти закончена, но не совсем.
Преемник
Еще в начале 1960-х годов стало ясно, что Советскому Союзу нужны грузовые развозные фургончики. РАФ-977 идеально подходил на эту роль. Казалось, что дело за малым – упростить микроавтобус, убрать сиденья и окна в салоне – машина готова.
Но Рижская автобусная фабрика была не в состоянии освоить выпуск еще одной модели – они и с пассажирскими версиями не справлялись. Поэтому инженерам дали задание разработать фургончик, собрать несколько опытных машин, а потом передать техническую документацию другому производителю.
Неожиданно им стал Ереванский автомобильный завод, специально переоборудованный для этих целей. Интересно, что в Армении до этого вообще ничего подобного не выпускали.
ЕрАЗ-762 отличался небрежностью сборки. Фото: Youtube.com
Первые ЕрАЗ-762 появились в 1966 году. Их не сломило даже прекращение выпуска ГАЗ-21 «Волга». Не имея опытных инженеров, да и желания все переделывать, армянские специалисты быстро адаптировали автомобиль под шасси ГАЗ-24. Фургончик пережил даже развал Советского Союза – его выпускали до 1996 года.
Технические особенности РАФ-977
Взяв шасси от ГАЗ-21 «Волга», инженеры Рижской автобусной фабрики не просто поставили на него кузов собственной разработки. Автомобиль получил раму, но интегрированную. Это обеспечило РАФ-977 необходимую жесткость.
Каркас кузова обшивался стальными листами. Для облегчения крыши, ее средняя часть была сделана из алюминия. Автомобиль имел четыре двери – по две в кабине и салоне. Внутри микроавтобуса могли разместиться 10 пассажиров.
Найти автомобиль даже в таком состоянии сложно. Фото: Youtube.com
Двигатель на РАФ-977 называется ЗМЗ-21А. Он имеет рабочий объем 2,4 литра и развивает от 65 до 75 л. с. в зависимости от модификации и года выпуска. Интересно, что расположен мотор в водительской кабине под кожухом, как на УАЗ-452. Бескапотная компоновка обязывает. Зато ремонтировать в непогоду удобно и зимой тепло.
Коробка передач и ходовка – идентичные ГАЗ-21 «Волга». А вот рулевое и панель приборов взяли от Москвич-408 – они подошли лучше по стилистике.
Интересные модификации
«Рафики» были популярны за границей. Несмотря на их острую нехватку даже для нужд СССР, зарабатывать валюту было важнее. Поэтому часть автомобилей шла на экспорт. Как водилось в Советском Союзе, такие микроавтобусы собирались качественней.
А про ЛАРЗ-977, собранный в 30 экземплярах в Луганске, вообще почти никто не знает. Фото: Youtube.com
Экспортные модификации РАФ-977 имели букву «Е» в названии. Отличаются частично раздвижной крышей, улучшенной отделкой салона и наличием магнитофона. Эти микроавтобусы поставляли и для нужд «Интуриста».
Медицинские службы получали РАФ-977И. Машины с завода были переоборудованы для транспортировки и оказания помощи больным.
Купить сейчас РАФ-977 нелегко – это уже полноценный ретро-автомобиль. Сложно сказать, сколько придется за него отдать – этих «Рафиков» даже нет в продаже на рынке б/у.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
«Бетонки»: в России тоже хотят строить «вечные» дороги
Недавно из Краснодарского края пришло сообщение о введении в эксплуатацию опытного участки бетонной автодороги. Подобные покрытия в СССР и РФ почти не...
АВТОВАЗ выпустил партию карбюраторных двигателей – мнения водителей
Готовится глобальный «откат» к старым моделям? Или просто выпустят очень бюджетный автомобиль для страждущих?...
МС-21 получил еще одну важную деталь отечественного производства
Набор деталей успешно прошел тестирование на скорости свыше 600 км/час. До 2028 года ожидается увеличение поставок в 11 раз. Все подробности читайте в нашем...
С крыльями «назад» – странный и очень нестабильный самолет X-29
Речь о разработке NASA 1980-х годов – демонстраторе технологий обратного крыла EC90-039-4. Что это было – ошибка или большой скачок вперед? Попробуем...
Lada Niva получит новый мотор в 2025 году – более объемный и мощный, но простой и надежный
Этим двигателям планируют оснащать все модификации легендарного внедорожника. Похоже, от старого мотора решили отказаться....
Твердотельные аккумуляторы – 1200 км и 10 минут зарядки: когда будет массовое производство?
О производстве этих батарей говорят давно – а «воз и ныне там». Есть ли какие сдвиги в этом направлении сегодня?...
Boeing 737: посадки в исполнении современных пилотов или в СССР учили лучше
Авиалайнеры Boeing 737 считаются одними из самых массовых и удачных в мире. Выпускается семейство серийно с 1967 года. Неудивительно, что за это время...
Белорусский завод «Брестмаш» будет выпускать китайские семиместные минивэны
Стало известно, какую именно модель освоят. Она будет выпускаться под собственным брендом BMG....
Sollers Atlant – почти российский, но все еще недоработанный
Обзор нового легкого грузовика из Елабуги. Расскажем, почему его можно считать почти отечественным, и как отзываются о нем владельцы....
Отсоединять или нет клеммы АКБ при подзарядке
В холода многие подзаряжают аккумулятор: а нужно ли при этом снимать клеммы? Есть разные варианты ответа....
Ждем в электромобилях – в Великобритании создали «вечную» батарею
Похоже, будущее наступило. Первый экземпляр создан, осталось дождаться серийного производства, и можно будет забыть о зарядных устройствах....
Audi 100 C2 против АЗЛК-2141 – модели бизнес-класса из разных стран и эпох
История автомобилей и их технические особенности. В итоге решим, какая модель лучше сейчас....
Наконец, дождались: УАЗ дизель с 6-МКПП
Уж сколько раз твердили любители внедорожников – УАЗ должен быть дизельным, экономичным и при этом скоростным. Но Ульяновский автомобильный завод отмахивался,...
КАМАЗ-54902 в сравнении с предшественником: подробности
Запущенный в серийное производство КАМАЗ-54902 очень похож на предшественника. Но отличия есть: они касаются двигателя, кабины, некоторых иных узлов и деталей...
Стартовали продажи обновленного российского автобуса Вектор Next 8.8
Модель предлагают с двумя типами двигателей. А еще автобус получился бюджетным....
Самолет-телескоп Boeing 747SP: как навечно приземлили «звездолет Энтерпрайз»
Последняя в мире летающая обсерватория проекта SOFIA была закрыта в 2022 году. Что это за программа и почему ее не возобновляют?...