Stipa-Caproni – странный самолет в виде трубы
Первый аэроплан совершил свой полет в 1903 году. Тогда никто и подумать не мог, что эти непрочные «этажерки» уже в скором времени станут грозным оружием.
Первые самолеты использовали пропеллерные двигатели, которые развивались как минимум 50 лет, вплоть до появления реактивных моторов. Хотя, в гражданской авиации они еще долго эксплуатировались, и никто не жаловался.
Пропеллер имеет одну особенность, влияющую на эффективность использования – это воздух, перетекающий на концах лопастей. Из-за этого получается потеря мощности на индуктивном сопротивлении.
До середины ХХ века инженеры потратили много времени, чтобы избавиться от такого явления. Тут было только два варианта – придумать что-то с пропеллером или увеличить мощность двигателя. Так появились импеллеры – устройства, защищающие винт от потоков воздуха.
Они прошли длинный путь развития:
✅ Начиналось все с защитного кольца
✅ Потом появились пропеллеры сложной формы
✅ На следующем этапе два способа объединили вместе
✅ Последняя ступень – это создание турбин
В начале 1930-х годов, когда о реактивных двигателях только мечтали, итальянские инженеры явили миру странный самолет. В его конструкции импеллер выступил в новом, пока еще неизвестном амплуа – винт находился внутри корпуса, который напоминал полую трубу большого диаметра с кабиной наверху. Сие творение назвали Stipa-Caproni.
На первый взгляд кажется, что странный самолет изготовили какие-то авантюристы, далекие от авиации. Прототип Stipa-Caproni похож на детский рисунок, воплощенный в жизнь.
На самом деле, проект достаточно серьезный, ведь создал его Луиджи Стипа, работавший в итальянском министерстве авиации. Был он инженером, причем по мнению коллег, хорошим.
Увлеченный Луиджи потратил несколько лет на изучение проблемы потери мощности авиационных пропеллеров еще в конце 1920-х. Потом он долго разрабатывал свою уникальную модель, показанную правительству в 1932 году.
Рассмотрев проект, комиссия одобрила его и выделила средства на реализацию. В качестве исполнителя выбрали компанию «Капрони», поэтому опытную модель, построенную в том же 1932 году, назвали Stipa-Caproni.
Внешне летательный аппарат получился оригинальным – именно таким, как спроектировал Луиджи Стипа. Больше всего он похож на детский самолетик или какую-то карикатуру. Короткий и толстый фюзеляж был полый внутри, что сразу же породило сонм шуток.
Несмотря на игрушечную внешность, прототип самолета Stipa-Caproni был новаторским и высокотехнологичным. Один принцип маневрирования чего стоил – он конструктивно больше похож на изменяемый вектор тяги.
Пропеллер находился в передней части фюзеляжа. Двигатель отличался невысокой мощностью – всего 120 л. с. На этот шаг конструкторы пошли специально – чтобы самолет получился максимально легким, дешевым и безопасным.
В начале октября 1932 году прототип Stipa-Caproni совершил свой первый полет. Вопреки прогнозам скептиков и сторонников классической авиации, карикатурная модель поднялась в воздух. Более того – она продемонстрировала устойчивость, маневренность и низкую посадочную скорость. Модель оказалась достаточно тихой – шум пропеллера частично гасился полым фюзеляжем-трубой.
Были у необычного самолета и недостатки. Самым серьезным оказалась невозможность достичь тестовой скорости в 131 км/ч. Именно это обстоятельство поставило крест на данном проекте – военным нужны были быстрые самолеты, способные противостоять летательным аппаратам возможных противников.
Stipa-Caproni так и остался в виде прототипа. Но этот самолет повлиял на дальнейшее развитие мировой авиации.
Оригинальный Stipa-Caproni просуществовал до 1933 года. Потом его разобрали и утилизировали. Интересно, что в Австралии проект был повторен энтузиастами в 1998 году, правда, не в натуральную величину. И этот самолет даже летает, но невысоко – до шести метров, исключительно для демонстрации жизнеспособности идеи.
Первые самолеты использовали пропеллерные двигатели, которые развивались как минимум 50 лет, вплоть до появления реактивных моторов. Хотя, в гражданской авиации они еще долго эксплуатировались, и никто не жаловался.
Пропеллер имеет одну особенность, влияющую на эффективность использования – это воздух, перетекающий на концах лопастей. Из-за этого получается потеря мощности на индуктивном сопротивлении.
Оригинальный Stipa-Caproni. Фото: Youtube.com
До середины ХХ века инженеры потратили много времени, чтобы избавиться от такого явления. Тут было только два варианта – придумать что-то с пропеллером или увеличить мощность двигателя. Так появились импеллеры – устройства, защищающие винт от потоков воздуха.
Они прошли длинный путь развития:
✅ Начиналось все с защитного кольца
✅ Потом появились пропеллеры сложной формы
✅ На следующем этапе два способа объединили вместе
✅ Последняя ступень – это создание турбин
В начале 1930-х годов, когда о реактивных двигателях только мечтали, итальянские инженеры явили миру странный самолет. В его конструкции импеллер выступил в новом, пока еще неизвестном амплуа – винт находился внутри корпуса, который напоминал полую трубу большого диаметра с кабиной наверху. Сие творение назвали Stipa-Caproni.
Кто это придумал
На первый взгляд кажется, что странный самолет изготовили какие-то авантюристы, далекие от авиации. Прототип Stipa-Caproni похож на детский рисунок, воплощенный в жизнь.
В полете этот аппарат выглядел немного нелепо. Фото: Youtube.com
На самом деле, проект достаточно серьезный, ведь создал его Луиджи Стипа, работавший в итальянском министерстве авиации. Был он инженером, причем по мнению коллег, хорошим.
Увлеченный Луиджи потратил несколько лет на изучение проблемы потери мощности авиационных пропеллеров еще в конце 1920-х. Потом он долго разрабатывал свою уникальную модель, показанную правительству в 1932 году.
Рассмотрев проект, комиссия одобрила его и выделила средства на реализацию. В качестве исполнителя выбрали компанию «Капрони», поэтому опытную модель, построенную в том же 1932 году, назвали Stipa-Caproni.
Особенности
Внешне летательный аппарат получился оригинальным – именно таким, как спроектировал Луиджи Стипа. Больше всего он похож на детский самолетик или какую-то карикатуру. Короткий и толстый фюзеляж был полый внутри, что сразу же породило сонм шуток.
Механики готовят самолет к испытаниям. Фото: Youtube.com
Несмотря на игрушечную внешность, прототип самолета Stipa-Caproni был новаторским и высокотехнологичным. Один принцип маневрирования чего стоил – он конструктивно больше похож на изменяемый вектор тяги.
Пропеллер находился в передней части фюзеляжа. Двигатель отличался невысокой мощностью – всего 120 л. с. На этот шаг конструкторы пошли специально – чтобы самолет получился максимально легким, дешевым и безопасным.
Испытания
В начале октября 1932 году прототип Stipa-Caproni совершил свой первый полет. Вопреки прогнозам скептиков и сторонников классической авиации, карикатурная модель поднялась в воздух. Более того – она продемонстрировала устойчивость, маневренность и низкую посадочную скорость. Модель оказалась достаточно тихой – шум пропеллера частично гасился полым фюзеляжем-трубой.
Красивой модель назвать сложно. Фото: Youtube.com
Были у необычного самолета и недостатки. Самым серьезным оказалась невозможность достичь тестовой скорости в 131 км/ч. Именно это обстоятельство поставило крест на данном проекте – военным нужны были быстрые самолеты, способные противостоять летательным аппаратам возможных противников.
Stipa-Caproni так и остался в виде прототипа. Но этот самолет повлиял на дальнейшее развитие мировой авиации.
Оригинальный Stipa-Caproni просуществовал до 1933 года. Потом его разобрали и утилизировали. Интересно, что в Австралии проект был повторен энтузиастами в 1998 году, правда, не в натуральную величину. И этот самолет даже летает, но невысоко – до шести метров, исключительно для демонстрации жизнеспособности идеи.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Состоялся дебютный полет полностью отечественного вертолета
Это серийный образец отечественного Ка-32А11М, прошедший глубокую модернизацию. О том, какие комплексные улучшения получила модель и как прошел первый подъем в...
Европейские автопроизводители терпят убытки: «евро-Детройт» уже не за горами
С каждым годом европейским концернам все труднее производить и реализовывать новые автомобили. Главные причины в нашем новом материале....
Личный автомобиль Жириновского – что случилось с самым редким «Ё-мобилем»
«Ё-мобиль» был амбициозным проектом в российской истории автомобилестроения. Отечественная разработка должна была получить передовые технологии, не имеющие...
АвтоВАЗ поддержал резкое повышение утильсбора – вот что говорят наши водители
Опять в России грядет резкое подорожание зарубежных автомобилей. Зато отечественный производитель доволен....
Беларус 82.3 – самая современная и доработанная версия легендарного трактора
Некогда популярный в СССР трактор в очередной раз обновился как внешне, так и технически. Рассказываем, что конкретно изменилось....
Maybach Exelero: роялю место не в кустах, а на капоте автомобиля
Как мы выбираем автомобили? Кто-то (в основном, женщины) глазами: лишь бы красивый. Другим нужен мотор или проходимость. Нас же зацепило имя. Майбах!...
ВАЗ-21109 или «Лада Консул» для российских чиновников
К концу 90-х АвтоВАЗ остался единственным полностью работоспособным профильным предприятием России. Поэтому именно его специалистам поручили сборку...
Обновленный Toyota 4Runner стал самым мощным в истории модели
На выбор доступно 9 комплектаций. Есть 2,4-литровый бензиновый турбомотор и гибридная силовая установка....
Обеспеченные китайцы все чаще выбирают Zeekr 009 Glory Edition
Он не только премиальный в плане оснащения и количества опций, но и быстрый. Мощность силовой установки 777 л. с., а разгон до «сотни» – 3,9 секунды...
Volvo 850 – привет из 90-х, способный еще послужить
Когда-то этот автомобиль поражал своей строгой и стремительной внешностью. Сейчас это классика, причем неплохо сохранившаяся....
Почему дорожают машины в России и что будет дальше
Рассказали об основных причинах подорожания машин в России. Через 5 лет стоимость новых авто может быть в 2 раза выше сегодняшних цен....
Спасение Ауди 200 – весь процесс восстановления от начала до конца кратко
Российские водители считают, что восстанавливают старые автомобили только у нас и в других странах, некогда входящих в состав СССР. Дескать, делать это...
Многопрофильные джипы из ЮАР – URI Desert Runner/Mining Vehicle
Намибийско-южноафриканские джипы URI сначала появились как раллийная техника. Позже их специализация значительно расширилась, охватив целый ряд направлений....
Рейды ГИБДД на усталых водителей и другие «свежие» изменения ПДД
Как бы не ругали российские водители ГИБДД, многие нововведения в правилах дорожного движения направлены в первую очередь для уменьшения количества ДТП. Вот,...
Что случится с машиной, если накачать 60 бар в колесо
Чем опасен автомобиль? Первой на ум приходит топливная система, в особенности если в машине используется газобаллонное оборудование. Кроме того далеко не все...
Представлены обновленные версии моделей Skoda – Fabia, Kamiq и Scala
Автомобили получат большее количество опций, за которые придется заплатить около 8% от их стоимости. Так производитель хочет поднять продажи....