Stipa-Caproni – странный самолет в виде трубы
4 137

Stipa-Caproni – странный самолет в виде трубы

Первый аэроплан совершил свой полет в 1903 году. Тогда никто и подумать не мог, что эти непрочные «этажерки» уже в скором времени станут грозным оружием.


Первые самолеты использовали пропеллерные двигатели, которые развивались как минимум 50 лет, вплоть до появления реактивных моторов. Хотя, в гражданской авиации они еще долго эксплуатировались, и никто не жаловался.

Пропеллер имеет одну особенность, влияющую на эффективность использования – это воздух, перетекающий на концах лопастей. Из-за этого получается потеря мощности на индуктивном сопротивлении.

Stipa-Caproni – странный самолет в виде трубыОригинальный Stipa-Caproni. Фото: Youtube.com

До середины ХХ века инженеры потратили много времени, чтобы избавиться от такого явления. Тут было только два варианта – придумать что-то с пропеллером или увеличить мощность двигателя. Так появились импеллеры – устройства, защищающие винт от потоков воздуха.

Они прошли длинный путь развития:

✅ Начиналось все с защитного кольца
✅ Потом появились пропеллеры сложной формы
✅ На следующем этапе два способа объединили вместе
✅ Последняя ступень – это создание турбин

В начале 1930-х годов, когда о реактивных двигателях только мечтали, итальянские инженеры явили миру странный самолет. В его конструкции импеллер выступил в новом, пока еще неизвестном амплуа – винт находился внутри корпуса, который напоминал полую трубу большого диаметра с кабиной наверху. Сие творение назвали Stipa-Caproni.

Кто это придумал


На первый взгляд кажется, что странный самолет изготовили какие-то авантюристы, далекие от авиации. Прототип Stipa-Caproni похож на детский рисунок, воплощенный в жизнь.

В полете этот аппарат выглядел немного нелепо. Фото: Youtube.com

На самом деле, проект достаточно серьезный, ведь создал его Луиджи Стипа, работавший в итальянском министерстве авиации. Был он инженером, причем по мнению коллег, хорошим.

Увлеченный Луиджи потратил несколько лет на изучение проблемы потери мощности авиационных пропеллеров еще в конце 1920-х. Потом он долго разрабатывал свою уникальную модель, показанную правительству в 1932 году.

Рассмотрев проект, комиссия одобрила его и выделила средства на реализацию. В качестве исполнителя выбрали компанию «Капрони», поэтому опытную модель, построенную в том же 1932 году, назвали Stipa-Caproni.

Особенности


Внешне летательный аппарат получился оригинальным – именно таким, как спроектировал Луиджи Стипа. Больше всего он похож на детский самолетик или какую-то карикатуру. Короткий и толстый фюзеляж был полый внутри, что сразу же породило сонм шуток.

Механики готовят самолет к испытаниям. Фото: Youtube.com

Несмотря на игрушечную внешность, прототип самолета Stipa-Caproni был новаторским и высокотехнологичным. Один принцип маневрирования чего стоил – он конструктивно больше похож на изменяемый вектор тяги.

Пропеллер находился в передней части фюзеляжа. Двигатель отличался невысокой мощностью – всего 120 л. с. На этот шаг конструкторы пошли специально – чтобы самолет получился максимально легким, дешевым и безопасным.

Испытания


В начале октября 1932 году прототип Stipa-Caproni совершил свой первый полет. Вопреки прогнозам скептиков и сторонников классической авиации, карикатурная модель поднялась в воздух. Более того – она продемонстрировала устойчивость, маневренность и низкую посадочную скорость. Модель оказалась достаточно тихой – шум пропеллера частично гасился полым фюзеляжем-трубой.

Красивой модель назвать сложно. Фото: Youtube.com

Были у необычного самолета и недостатки. Самым серьезным оказалась невозможность достичь тестовой скорости в 131 км/ч. Именно это обстоятельство поставило крест на данном проекте – военным нужны были быстрые самолеты, способные противостоять летательным аппаратам возможных противников.

Stipa-Caproni так и остался в виде прототипа. Но этот самолет повлиял на дальнейшее развитие мировой авиации.

Оригинальный Stipa-Caproni просуществовал до 1933 года. Потом его разобрали и утилизировали. Интересно, что в Австралии проект был повторен энтузиастами в 1998 году, правда, не в натуральную величину. И этот самолет даже летает, но невысоко – до шести метров, исключительно для демонстрации жизнеспособности идеи.
А вам нравится Stipa-Caproni?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

Рекомендуем для вас
Для чего нужен режим N в АКПП

Для чего нужен режим N в АКПП

У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?

С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...