Stipa-Caproni – странный самолет в виде трубы
Первый аэроплан совершил свой полет в 1903 году. Тогда никто и подумать не мог, что эти непрочные «этажерки» уже в скором времени станут грозным оружием.
Первые самолеты использовали пропеллерные двигатели, которые развивались как минимум 50 лет, вплоть до появления реактивных моторов. Хотя, в гражданской авиации они еще долго эксплуатировались, и никто не жаловался.
Пропеллер имеет одну особенность, влияющую на эффективность использования – это воздух, перетекающий на концах лопастей. Из-за этого получается потеря мощности на индуктивном сопротивлении.
До середины ХХ века инженеры потратили много времени, чтобы избавиться от такого явления. Тут было только два варианта – придумать что-то с пропеллером или увеличить мощность двигателя. Так появились импеллеры – устройства, защищающие винт от потоков воздуха.
Они прошли длинный путь развития:
✅ Начиналось все с защитного кольца
✅ Потом появились пропеллеры сложной формы
✅ На следующем этапе два способа объединили вместе
✅ Последняя ступень – это создание турбин
В начале 1930-х годов, когда о реактивных двигателях только мечтали, итальянские инженеры явили миру странный самолет. В его конструкции импеллер выступил в новом, пока еще неизвестном амплуа – винт находился внутри корпуса, который напоминал полую трубу большого диаметра с кабиной наверху. Сие творение назвали Stipa-Caproni.
На первый взгляд кажется, что странный самолет изготовили какие-то авантюристы, далекие от авиации. Прототип Stipa-Caproni похож на детский рисунок, воплощенный в жизнь.
На самом деле, проект достаточно серьезный, ведь создал его Луиджи Стипа, работавший в итальянском министерстве авиации. Был он инженером, причем по мнению коллег, хорошим.
Увлеченный Луиджи потратил несколько лет на изучение проблемы потери мощности авиационных пропеллеров еще в конце 1920-х. Потом он долго разрабатывал свою уникальную модель, показанную правительству в 1932 году.
Рассмотрев проект, комиссия одобрила его и выделила средства на реализацию. В качестве исполнителя выбрали компанию «Капрони», поэтому опытную модель, построенную в том же 1932 году, назвали Stipa-Caproni.
Внешне летательный аппарат получился оригинальным – именно таким, как спроектировал Луиджи Стипа. Больше всего он похож на детский самолетик или какую-то карикатуру. Короткий и толстый фюзеляж был полый внутри, что сразу же породило сонм шуток.
Несмотря на игрушечную внешность, прототип самолета Stipa-Caproni был новаторским и высокотехнологичным. Один принцип маневрирования чего стоил – он конструктивно больше похож на изменяемый вектор тяги.
Пропеллер находился в передней части фюзеляжа. Двигатель отличался невысокой мощностью – всего 120 л. с. На этот шаг конструкторы пошли специально – чтобы самолет получился максимально легким, дешевым и безопасным.
В начале октября 1932 году прототип Stipa-Caproni совершил свой первый полет. Вопреки прогнозам скептиков и сторонников классической авиации, карикатурная модель поднялась в воздух. Более того – она продемонстрировала устойчивость, маневренность и низкую посадочную скорость. Модель оказалась достаточно тихой – шум пропеллера частично гасился полым фюзеляжем-трубой.
Были у необычного самолета и недостатки. Самым серьезным оказалась невозможность достичь тестовой скорости в 131 км/ч. Именно это обстоятельство поставило крест на данном проекте – военным нужны были быстрые самолеты, способные противостоять летательным аппаратам возможных противников.
Stipa-Caproni так и остался в виде прототипа. Но этот самолет повлиял на дальнейшее развитие мировой авиации.
Оригинальный Stipa-Caproni просуществовал до 1933 года. Потом его разобрали и утилизировали. Интересно, что в Австралии проект был повторен энтузиастами в 1998 году, правда, не в натуральную величину. И этот самолет даже летает, но невысоко – до шести метров, исключительно для демонстрации жизнеспособности идеи.
Первые самолеты использовали пропеллерные двигатели, которые развивались как минимум 50 лет, вплоть до появления реактивных моторов. Хотя, в гражданской авиации они еще долго эксплуатировались, и никто не жаловался.
Пропеллер имеет одну особенность, влияющую на эффективность использования – это воздух, перетекающий на концах лопастей. Из-за этого получается потеря мощности на индуктивном сопротивлении.
Оригинальный Stipa-Caproni. Фото: Youtube.com
До середины ХХ века инженеры потратили много времени, чтобы избавиться от такого явления. Тут было только два варианта – придумать что-то с пропеллером или увеличить мощность двигателя. Так появились импеллеры – устройства, защищающие винт от потоков воздуха.
Они прошли длинный путь развития:
✅ Начиналось все с защитного кольца
✅ Потом появились пропеллеры сложной формы
✅ На следующем этапе два способа объединили вместе
✅ Последняя ступень – это создание турбин
В начале 1930-х годов, когда о реактивных двигателях только мечтали, итальянские инженеры явили миру странный самолет. В его конструкции импеллер выступил в новом, пока еще неизвестном амплуа – винт находился внутри корпуса, который напоминал полую трубу большого диаметра с кабиной наверху. Сие творение назвали Stipa-Caproni.
Кто это придумал
На первый взгляд кажется, что странный самолет изготовили какие-то авантюристы, далекие от авиации. Прототип Stipa-Caproni похож на детский рисунок, воплощенный в жизнь.
В полете этот аппарат выглядел немного нелепо. Фото: Youtube.com
На самом деле, проект достаточно серьезный, ведь создал его Луиджи Стипа, работавший в итальянском министерстве авиации. Был он инженером, причем по мнению коллег, хорошим.
Увлеченный Луиджи потратил несколько лет на изучение проблемы потери мощности авиационных пропеллеров еще в конце 1920-х. Потом он долго разрабатывал свою уникальную модель, показанную правительству в 1932 году.
Рассмотрев проект, комиссия одобрила его и выделила средства на реализацию. В качестве исполнителя выбрали компанию «Капрони», поэтому опытную модель, построенную в том же 1932 году, назвали Stipa-Caproni.
Особенности
Внешне летательный аппарат получился оригинальным – именно таким, как спроектировал Луиджи Стипа. Больше всего он похож на детский самолетик или какую-то карикатуру. Короткий и толстый фюзеляж был полый внутри, что сразу же породило сонм шуток.
Механики готовят самолет к испытаниям. Фото: Youtube.com
Несмотря на игрушечную внешность, прототип самолета Stipa-Caproni был новаторским и высокотехнологичным. Один принцип маневрирования чего стоил – он конструктивно больше похож на изменяемый вектор тяги.
Пропеллер находился в передней части фюзеляжа. Двигатель отличался невысокой мощностью – всего 120 л. с. На этот шаг конструкторы пошли специально – чтобы самолет получился максимально легким, дешевым и безопасным.
Испытания
В начале октября 1932 году прототип Stipa-Caproni совершил свой первый полет. Вопреки прогнозам скептиков и сторонников классической авиации, карикатурная модель поднялась в воздух. Более того – она продемонстрировала устойчивость, маневренность и низкую посадочную скорость. Модель оказалась достаточно тихой – шум пропеллера частично гасился полым фюзеляжем-трубой.
Красивой модель назвать сложно. Фото: Youtube.com
Были у необычного самолета и недостатки. Самым серьезным оказалась невозможность достичь тестовой скорости в 131 км/ч. Именно это обстоятельство поставило крест на данном проекте – военным нужны были быстрые самолеты, способные противостоять летательным аппаратам возможных противников.
Stipa-Caproni так и остался в виде прототипа. Но этот самолет повлиял на дальнейшее развитие мировой авиации.
Оригинальный Stipa-Caproni просуществовал до 1933 года. Потом его разобрали и утилизировали. Интересно, что в Австралии проект был повторен энтузиастами в 1998 году, правда, не в натуральную величину. И этот самолет даже летает, но невысоко – до шести метров, исключительно для демонстрации жизнеспособности идеи.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас
Ракетоплан «Аврора» совершил свой первый сверхзвуковой полет
Это первое подобное событие для гражданской авиации со времен «Конкорда». Подробнее обо всем читайте в нашем материале....
Стало известно, почему в России трудно строить самолеты
Существует несколько ключевых факторов, создающих проблемы. Но есть и положительная динамика. Все подробности читайте в нашем материале....
Революционный реактивный двигатель прошел первые огневые испытания и показал многообещающие результаты
Речь о новой турбоэлектрической установке, предназначенной для пассажирских реактивных самолетов. Подробнее о проекте читайте в нашем материале....
Новый экземпляр Ил-114-300 проходит сертификационные испытания
Параллельно с этим собирают первый серийный образец. Как проходят тестирования прототипов, и на каком этапе находятся остальные машины, читайте в нашем...
Российский самолет, оснащенный ПД-35 – появились новые подробности о проекте
Информацией о том, на каком этапе он находится и когда можно ожидать результат поделился Министр торговли и промышленности Российской Федерации. Подробности в...
Импортозамещенный Ту-214 готов к первому полету
Казанский авиазавод установил отечественные навигационные системы, а также другое важное оборудование. Все подробности читайте в нашем материале....
Россия построит новую железную дорогу до Персидского залива
Логистическое сообщение поможет обеспечить стабильные поставки с Урала, Сибири и Поволжья. Все подробности масштабного проекта читайте в нашем материале....
«Авиация Колымы» стала обладателем вертолетов-косаток
Уникальные машины вскоре отправятся в месте постоянной дислокации. По пути будет 11 остановок. Не исключено, что вам повезет их увидеть «вживую»....
Раскрыта стоимость флагманскоой модели «Москвич 8»
Также стала известна дата поступления в продажу. Все подробности и характеристики отечественного внедорожника читайте в нашем материале....
Илон Маск нашел революционную замену самолетам
Американский предприниматель хочет отправлять пассажиров на специально подготовленной ракете. Это позволит сократить время перелетов в 15 раз, опередив даже...
Готовятся к серийному производству 13 моделей новых российских автомобилей
Компания Sollers еще пару лет назад обещала, что выпустит несколько новых моделей отечественных автомобилей. Не совсем российских, но зато в перспективе...
Что поможет окупить создание МС-21 в кратчайшие сроки
Настолько сложные и дорогие проекты должны помогать стране. В этом материале мы рассмотрим мнение эксперта НИИ по этому вопросу....
Для чего нужен режим N в АКПП
У многих новичков режим N в коробке-автомате вызывает недоумение: зачем это надо, если есть P? Однако нейтральное положение селектора зачастую необходимо....
Госдума подготовила новый метод борьбы с перекрывающими дорогу водителями
Соответствующий документ уже отправлен на рассмотрение в ответственные органы. Каким образом депутаты хотят убрать мешающие авто, читайте в нашем материале....
Из ARJ21 «сделали» С909: поможет ли?
С чем связано решение о переименовании самолета, разработанного 20 лет назад? Одни утверждают, что это чуть ли не гарантирует выход на международный рынок,...
Новый отечественный тяговый двигатель для пассажирских поездов отправляется в серию
Это электрический 330 кВт-ный силовой агрегат, который «встанет на службу» в составе «Ласточек», «Финистов» и не только. Подробнее об этом читайте в нашем...