
Stipa-Caproni – странный самолет в виде трубы
Первый аэроплан совершил свой полет в 1903 году. Тогда никто и подумать не мог, что эти непрочные «этажерки» уже в скором времени станут грозным оружием.
Первые самолеты использовали пропеллерные двигатели, которые развивались как минимум 50 лет, вплоть до появления реактивных моторов. Хотя, в гражданской авиации они еще долго эксплуатировались, и никто не жаловался.
Пропеллер имеет одну особенность, влияющую на эффективность использования – это воздух, перетекающий на концах лопастей. Из-за этого получается потеря мощности на индуктивном сопротивлении.
Оригинальный Stipa-Caproni. Фото: Youtube.com
До середины ХХ века инженеры потратили много времени, чтобы избавиться от такого явления. Тут было только два варианта – придумать что-то с пропеллером или увеличить мощность двигателя. Так появились импеллеры – устройства, защищающие винт от потоков воздуха.
Они прошли длинный путь развития:
✅ Начиналось все с защитного кольца
✅ Потом появились пропеллеры сложной формы
✅ На следующем этапе два способа объединили вместе
✅ Последняя ступень – это создание турбин
В начале 1930-х годов, когда о реактивных двигателях только мечтали, итальянские инженеры явили миру странный самолет. В его конструкции импеллер выступил в новом, пока еще неизвестном амплуа – винт находился внутри корпуса, который напоминал полую трубу большого диаметра с кабиной наверху. Сие творение назвали Stipa-Caproni.
На первый взгляд кажется, что странный самолет изготовили какие-то авантюристы, далекие от авиации. Прототип Stipa-Caproni похож на детский рисунок, воплощенный в жизнь.
В полете этот аппарат выглядел немного нелепо. Фото: Youtube.com
На самом деле, проект достаточно серьезный, ведь создал его Луиджи Стипа, работавший в итальянском министерстве авиации. Был он инженером, причем по мнению коллег, хорошим.
Увлеченный Луиджи потратил несколько лет на изучение проблемы потери мощности авиационных пропеллеров еще в конце 1920-х. Потом он долго разрабатывал свою уникальную модель, показанную правительству в 1932 году.
Рассмотрев проект, комиссия одобрила его и выделила средства на реализацию. В качестве исполнителя выбрали компанию «Капрони», поэтому опытную модель, построенную в том же 1932 году, назвали Stipa-Caproni.
Внешне летательный аппарат получился оригинальным – именно таким, как спроектировал Луиджи Стипа. Больше всего он похож на детский самолетик или какую-то карикатуру. Короткий и толстый фюзеляж был полый внутри, что сразу же породило сонм шуток.
Механики готовят самолет к испытаниям. Фото: Youtube.com
Несмотря на игрушечную внешность, прототип самолета Stipa-Caproni был новаторским и высокотехнологичным. Один принцип маневрирования чего стоил – он конструктивно больше похож на изменяемый вектор тяги.
Пропеллер находился в передней части фюзеляжа. Двигатель отличался невысокой мощностью – всего 120 л. с. На этот шаг конструкторы пошли специально – чтобы самолет получился максимально легким, дешевым и безопасным.
В начале октября 1932 году прототип Stipa-Caproni совершил свой первый полет. Вопреки прогнозам скептиков и сторонников классической авиации, карикатурная модель поднялась в воздух. Более того – она продемонстрировала устойчивость, маневренность и низкую посадочную скорость. Модель оказалась достаточно тихой – шум пропеллера частично гасился полым фюзеляжем-трубой.
Красивой модель назвать сложно. Фото: Youtube.com
Были у необычного самолета и недостатки. Самым серьезным оказалась невозможность достичь тестовой скорости в 131 км/ч. Именно это обстоятельство поставило крест на данном проекте – военным нужны были быстрые самолеты, способные противостоять летательным аппаратам возможных противников.
Stipa-Caproni так и остался в виде прототипа. Но этот самолет повлиял на дальнейшее развитие мировой авиации.
Оригинальный Stipa-Caproni просуществовал до 1933 года. Потом его разобрали и утилизировали. Интересно, что в Австралии проект был повторен энтузиастами в 1998 году, правда, не в натуральную величину. И этот самолет даже летает, но невысоко – до шести метров, исключительно для демонстрации жизнеспособности идеи.
Первые самолеты использовали пропеллерные двигатели, которые развивались как минимум 50 лет, вплоть до появления реактивных моторов. Хотя, в гражданской авиации они еще долго эксплуатировались, и никто не жаловался.
Пропеллер имеет одну особенность, влияющую на эффективность использования – это воздух, перетекающий на концах лопастей. Из-за этого получается потеря мощности на индуктивном сопротивлении.

До середины ХХ века инженеры потратили много времени, чтобы избавиться от такого явления. Тут было только два варианта – придумать что-то с пропеллером или увеличить мощность двигателя. Так появились импеллеры – устройства, защищающие винт от потоков воздуха.
Они прошли длинный путь развития:
✅ Начиналось все с защитного кольца
✅ Потом появились пропеллеры сложной формы
✅ На следующем этапе два способа объединили вместе
✅ Последняя ступень – это создание турбин
В начале 1930-х годов, когда о реактивных двигателях только мечтали, итальянские инженеры явили миру странный самолет. В его конструкции импеллер выступил в новом, пока еще неизвестном амплуа – винт находился внутри корпуса, который напоминал полую трубу большого диаметра с кабиной наверху. Сие творение назвали Stipa-Caproni.
Кто это придумал
На первый взгляд кажется, что странный самолет изготовили какие-то авантюристы, далекие от авиации. Прототип Stipa-Caproni похож на детский рисунок, воплощенный в жизнь.

На самом деле, проект достаточно серьезный, ведь создал его Луиджи Стипа, работавший в итальянском министерстве авиации. Был он инженером, причем по мнению коллег, хорошим.
Увлеченный Луиджи потратил несколько лет на изучение проблемы потери мощности авиационных пропеллеров еще в конце 1920-х. Потом он долго разрабатывал свою уникальную модель, показанную правительству в 1932 году.
Рассмотрев проект, комиссия одобрила его и выделила средства на реализацию. В качестве исполнителя выбрали компанию «Капрони», поэтому опытную модель, построенную в том же 1932 году, назвали Stipa-Caproni.
Особенности
Внешне летательный аппарат получился оригинальным – именно таким, как спроектировал Луиджи Стипа. Больше всего он похож на детский самолетик или какую-то карикатуру. Короткий и толстый фюзеляж был полый внутри, что сразу же породило сонм шуток.

Несмотря на игрушечную внешность, прототип самолета Stipa-Caproni был новаторским и высокотехнологичным. Один принцип маневрирования чего стоил – он конструктивно больше похож на изменяемый вектор тяги.
Пропеллер находился в передней части фюзеляжа. Двигатель отличался невысокой мощностью – всего 120 л. с. На этот шаг конструкторы пошли специально – чтобы самолет получился максимально легким, дешевым и безопасным.
Испытания
В начале октября 1932 году прототип Stipa-Caproni совершил свой первый полет. Вопреки прогнозам скептиков и сторонников классической авиации, карикатурная модель поднялась в воздух. Более того – она продемонстрировала устойчивость, маневренность и низкую посадочную скорость. Модель оказалась достаточно тихой – шум пропеллера частично гасился полым фюзеляжем-трубой.

Были у необычного самолета и недостатки. Самым серьезным оказалась невозможность достичь тестовой скорости в 131 км/ч. Именно это обстоятельство поставило крест на данном проекте – военным нужны были быстрые самолеты, способные противостоять летательным аппаратам возможных противников.
Stipa-Caproni так и остался в виде прототипа. Но этот самолет повлиял на дальнейшее развитие мировой авиации.
Оригинальный Stipa-Caproni просуществовал до 1933 года. Потом его разобрали и утилизировали. Интересно, что в Австралии проект был повторен энтузиастами в 1998 году, правда, не в натуральную величину. И этот самолет даже летает, но невысоко – до шести метров, исключительно для демонстрации жизнеспособности идеи.
- Ульф
- https://youtube.com
Рекомендуем для вас

Настоящий тяжеловес – в Архангельский авиапарк вернулся легендарный вертолет
Это одна из самых мощных машин в мире. Гражданская версия будет трудиться в сложных условиях грузовых и пассажирских сценариев....

Теперь официально – первый взгляд на серийную «Искру» и вопросы к АВТОВАЗ
Последняя новинка отечественной компании АВТОВАЗ теперь официально перешла на стадию серийного производства. По случаю этого события было организовано...

«Грузинская солянка» или электровоз 4Е10
Грузинский завод ТЭВЗ в советское время собирал многие модели отечественных электровозов. В 2000 году его специалисты попытались создать грузопассажирский...

10 тракторов из СССР, о которых почти никто не знает, и зря
В советской истории тракторостроения осталось немало малоизвестных, но по-своему гениальных машин, которые могли бы изменить отрасль, будь у них шанс на...

«Трансмашхолдинг» начал испытания нового дизельного поезда ДП2Д
Ему предстоит проехать 5000 км по кольцевой железной дороге. Однако на этом тесты вовсе не закончатся....

Новый «Корвет» из США – во сколько обошлось «удовольствие»
«Нестандартные» и флагманские автомобили в нашей стране теперь приходится «доставать». Речь идет как о конкретных моделях, так и о некоторых марках. Даже если...

Стартовало серийное производство нового российского фургона Sollers
Грузоподъемность 800 кг и экономичный двигатель. Новый фургон не имеет конкурентов на российском рынке....

Количество SJ-100 для летных испытаний растет – присоединился еще один борт
Вместе с тем стала известна точная дата тестового полета нового образца, а также ориентировочные сроки завершения испытательной программы. Следом за ним –...

«Искра» уже в истории – АВТОВАЗ представил эксклюзивный экземпляр
Такая Lada Iskra будет существовать лишь в единичном экземпляре. Что скрывается под чехлом и какой символизм кроет в себе уникальная модификация, предлагаем...

В Москве открылась крупнейшая в России выставка техники
Сотни экспонатов – настоящий рай для поклонников технологий и механизмов. Более 40 брендов уже приняли участие....

Pontiac Banshee: за что его выгнали из автосалона в Нью-Йорке?
Поворотная точка для Pontiac и последний шанс обогнать Chevrolet. Почему все-таки не вышло?...

В чем 18-летний белорусский погрузчик лучше новых «китайцев»?
Насколько надежен погрузчик, способный проработать 18 лет и не терять формы? В этом выпуске – честный и подробный обзор белорусского «Амкодора» 332C4,...

В Саратове спустили на воду второй «Валдай» проекта 45Р
Судно получило название в честь известного российского реформатора. Прямо сейчас идет строительство еще нескольких таких кораблей....

Больше мощности, меньше расходов – Hyundai представила новую платформу
Она уже не «на бумаге», а вполне реализована. Первый автомобиль на этой технологии будет выпущен до конца текущего года....

«Первый среди флагманов»: Zeekr 9X удивил всех на Шанхайском автосалоне
Огромная мощность, отличная динамика и большой запас хода. Чем еще привлекает новинка?...

Чемпион по мотокроссу на китайских байках – что скажет профессионал?
Что будет, если посадить чемпиона по мотокроссу на китайский питбайк? Видео на YouTube-канале «Review Machines» дает на это прямой ответ, и результат может вас...